Конспект занятия по обучению грамоте в детском саду «звук и буква ы»
Содержание:
- Немного грамматики
- Задания с буквой Р для дошкольников и учеников 1 класса
- Ход занятия:
- Ы – новая и особенная
- Операция над Ы
- Задание для дошкольников: печатная буква Ы
- Сказка про букву Ы
- Буква «Ы»
- Как произносится Ы
- конспект НОД «Звук ы»
- 1 класса
- Азбука в стихах, участие ассоциативного мышления
- Ырбанцы и ырбанки
- Материалы для изучения
- Точки над Ы
- Две школы – две языковых картины мира
Немного грамматики
Согласно правилам русского языка, Ы используется для передачи гласного и предшествующему ему твердому согласному:
- не после приставок, например, быль, вызвать, козы, причем после согласных г, к, х в крайних случаях, в основном в иноязычных, некоторых русских междометиях вроде кыш или гыкать,
- а также в иностранных собственных именах (Кызылкум, Кыштым) или разговорных формах типа Маркыч;
- после приставок на согласный кроме «сверх» и «меж» (безысходный, подыгрывать, предыстория);
- в начале слова в некоторых словах, передающих произношение (ыканье, ыкать) и в некоторых иностранных собственных именах.
Правила и исключения
Некоторые согласные не хотят иметь ничего общего с буквой Ы. Даже при соответствующем произношении, рядом с шипящими пишем букву И. Это связано с тем, что раньше Ж и Ш были мягкими, а потом отвердели, а сочетания ЖИ и ШИ остались с буквой И. Таким образом имеем знаменитое
правило русской грамматики: «ЖИ, ШИ пишется с буквой И».
С буквой Ц история еще сложнее, в некоторых случаях она остается мягкой, поэтому Ы рядом с Ц допускается, но по определенным сложным правилам. Школьникам в связи с этим достался целый список слов, с которыми после Ц пишем Ы: цыган, цыпленок, на цыпочках.
Задания с буквой Р для дошкольников и учеников 1 класса
Материал на странице расположен от простого к сложному. Сначала размещены задания на изучение буквы и звука Р для самых маленьких. В основном — это буквари, где ребенку даются ассоциации с буквой и звуком . Например, это буква Р, с которой начинается слово РАК. Найди в этих словах букву Р. Здесь ребёнок опираясь на образец (большую синею букву) ищет такую же букву в словах.
Буква Р карточки с картинками для изучения (сыр, крокодил, рюкзак, редиска, расчёска, кукуруза, шорты, ручка).
Для лучшего запоминания буквы Р используем все каналы восприятия: зрительный, слуховой, кинестетический (пальчиком проводим по букве). Далее буквы можно раскрасить, а можно и заштриховать, тем самым подготавливаем руку ребенка к письму. Продолжаем работу над развитием мелкой моторики и запоминанием буквы — прописываем печатные буквы Р по образцу.
Упражнение на звуковой анализ подготавливает детей к обучению грамоте. Ниже надо определить позицию звука в словах (картинна, рыба забор). Взрослый произносит звук Р утрированно (каррррртина), ребенок на слух определяет место звука в слове (в начале — самый первый, в середине, в конце — звук самый последний) и графически обозначает его в схеме синим карандашом (твердый согласный звук).
Раскраска с буквой Р
Это любимое занятие детей всех возрастов. Необходимо найти все звуки Р на картинке и раскрасить их. Упражнение очень мотивирует детей даже самые ленивые и ничего не желающие дети выполняют его с удовольствием.
Далее можно попросить детей назвать все предметы, изображенные на картинке, со звуком Р (тигр, дрессировщик, цилиндр, шерсть, руки, рот, пирамида и так далее). Затем определяем позицию звука в словах, с этими словами составляем предложения, а по картинке — рассказ.
Рассмотри рисунок, назови, что ты видишь. Найди на картинке все буквы Р, раскрась их синим цветом.
Оксана Гомзяк «Я буду писать правильно. Альбом упражнений по предупреждению нарушений письма у детей подготовительной группы»
Цветной букварь-пропись для дошкольников
При помощи его дети познакомятся с буквой и звуком , будут развивать мелкую моторику, внимание, писать и читать слоги и слова
«Букварь-пропись». Климкина Ю.Е., Соловьева С.А.
Ход занятия:
Организационный момент.
— Ребята, давайте мы друг другу пожелаем доброго утра.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся,
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО, ребята!
– ДОБРОЕ УТРО, Елена Викторовна!
— К нам в гости сегодня пришел Мышонок. Он принес нам много игр, в которые мы с вами сегодня поиграем. Но для начала,он хочет загадать вам загадки:
Маленький рост,
Длинный хвост,
Серая шубка,
Острые зубки (мышь)
Кольцо в носу, глаза налиты кровью.
Оберегает он семью коровью.
Всегда на страже собственного стада,
Дразнить его совсем не надо.
Он к разным шуткам не привык,
Не понимает их, он —(Бык)
Творожку я брат,
Сметанке- сват,
Маслу – племянник,
А молоко-моя мать. (Сыр)
Из малых кошек, из пятнистых,
А на ушах, представьте, кисти!
Короткий хвост.
Не скажешь «Брысь»,
Она ведь хищник грозный (Рысь)
— Мышь, бык, сыр, рысь. Какой одинаковый звук мы слышим в этих словах (Ы)
— Какой это звук? (гласный)
— Почему звук «Ы» гласный? (Произносится плавно и протяжно, воздух, выходящий изо рта, не встречает преград.)
— Как мы обозначаем гласные звуки? (Красным кружком).
— Я вам принесла картинки, посмотрите и назовите предметы. (Сыр, дыня, рыба.)
Назовите звук, который слышится в каждом слове. («Ы».)
Назовите слова еще раз, произнося звук «Ы» более протяжно. (Сыыр, дыыня, рыыба.)
Определение позиции звука Ы в словах.
— Подумайте и назовите слова со звуком «Ы». (Дым, рысь, бык, сыр, мышка, мыло, лыжи, рыба, горы, шары, шорты.)
— Есть ли звук (Ы) в слове рыба?
— Где слышится звук (Ы) в слове рыба? (В середине слова).
— На нашей полоске звук (Ы) займет среднее окошко.
— Есть ли звук (Ы) в слове шары?
— Где слышится звук (Ы) в слове шары? (В конце слова).
— На нашей полоске звук (Ы) займет последнее окошко.
-Назвал ли кто-нибудь слова со звуком Ы в начале? (Нет.)
Объяснить детям, что в русском языке действительно нет слов, которые начинаются на звук «Ы».
Прочитать стихотворение Е. Благининой.
Мы услыхали от совы,
Что нету слов на букву «Ы».
Работа с раздаточным материалом
Затем предлагаю детям пододвинуть такие же карточки, лежащие на их столах, и, взяв красный кружок, положить его в нужное место полоски (начало, середина или конец) после того, как услышат каждое слово. Слова произношу четко, вначале акцентируя звук Ы, затем снимая этот акцент, с небольшими паузами после каждого слова. (Мыло, шорты, мартышки, часы, цыпленок)
(Дети выполняют работу на индивидуальном раздаточном материале.)
Повторить с детьми, что звуки слышатся и произносятся.
Физминутка «Мы бегаем кругом»
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем
И бегаем кругом. (садятся за столы)
— Возьмите длинную полосочку — это будет слово. Каждое слово делится на части-слоги. Сейчас я буду говорить слова, а вы попробуете разделить их на слоги и под длинной полосочкой выложить короткие полосочки. Сколько частей в слове, столько коротких полосочек у вас должно быть. (Часы, ландыш, цыпленок)
Знакомство с буквой О
— Звук Ы живёт в букве Ы. Вот она, посмотрите (показ буквы и прочитать про нее стихотворение И. Блюмкина).
Кот Васька, как и все коты,
Когда сидит, напоминает букву Ы.
— Ребята, найдите букву Ы среди других букв в своих кассах.
— Проведите по ней пальчиком (обследование пальчиком буквы Ы).
— На что похожа буква Ы?
Акцентировать внимание детей на том, что букву видят и пишут. — Букву мы с вами увидели, теперь предлагаю научиться ее писать
— Букву мы с вами увидели, теперь предлагаю научиться ее писать.
Работа в тетради «Пишем букву Ы»
— Вам нужно написать букву Ы, как показано на рисунке, сначала по точкам, а потом самостоятельно.
Пальчиковая гимнастика
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
(Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз).
— Взяли карандаши, пишем букву Ы. Спинка прямая.
Во время выполнения задания, слежу за осанкой детей, за умением держать карандаш)
Схемы слов.
Еще раз назовите предметы. (Сыр, дыня, рыба.)
Покажите соответствующие им схемы.
Итог
— С каким звуком вы сегодня познакомились?
— Какой это звук?
— Почему гласный?
— Какой буквой обозначен звук (Ы?
— Молодцы ребята. Вы сегодня хорошо работали на занятии. Познакомились с новой буквой.
Ы – новая и особенная
Всю неоднозначность изучения этой буквы, включая пропись Ы можно объяснить тем, что Ы для алфавита относительно новый элемент. В основе нашей азбуки лежит греческая, однако там ее нет. Нет Ы и в древних кириллических текстах. Каждая кириллическая буква имеет числовое значение, Ы – не имеет.
Если мы сейчас считаем странным то, что большая буква Ы прописью в некоторых прописях отсутствует, то давайте вспомним, что до 14-го века у Ы вообще не было своего начертания. Звук передавался знаками Ь (ерь) или Ъ (ер) + I или И. Она считалась неразрывной конструкцией, хотя состояла из двух символов, и называлась «эры» (ер + и), и только позже появилась привычная нам Ы письменная, то есть два символа объединились в один. Так Ы приобрела свой независимый статус, пусть даже только строчная буква Ы.
Ы не только новая для алфавита, она так и не появилась в других родственных алфавитах: даже маленькая Ы пропись отсутствует во всех славянских, кроме белорусского, алфавитах.
В некоторые она так и не пришла, из некоторых, например, болгарский и сербский, была исключена. В украинском на месте Ы употребляется И, а на месте русского И – I. Как И с точкой для украинского алфавита, Ы является своего рода идентификатором русского. 29-я в русском и 28-я в белорусском алфавитах, она по сути уникальна.
Операция над Ы
12 марта лидер ЛДПР Владимир Жириновский выступил с инициативой убрать букву ы из русского алфавита. Эта буква, по мнению Владимира Вольфовича, является «гадкой», пришедшей «от монгол».
«Убрать эту букву гадкую, это азиатчина, нас за это не любят в Европе… – цитирует лидера ЛДПР РИА «Новости». – Это от монгол к нам пришло, ни в одном европейском языке буквы «ы» нет. Гортанный звук, это звери так говорят: «ы-ы». «И» – все, достаточно»».
Откуда же на самом деле взялась буква ы и нужна ли она нам?
Энциклопедия «Русский язык» рассказывает, что двадцать девятая буква русского алфавита (название ее употребляется как существительное среднего рода: прописное ы, строчное ы) по начертанию восходит к букве кириллицы «еры» (а вовсе не к монгольскому письму). А в кириллице она произошла из составного знака ъ + I (еръ + и), откуда и ее старое название – «еры». С XV века знак ъ в этой букве заменяется знаком ь.
Буква ы обозначает в русском языке (с точки зрения Московской фонологической школы) фонему <и> и твердость предшествующего согласного. Если мы предположим, что буква ы исчезнет из русского алфавита, тогда слова мышка и мишка на письме никак не будут различаться. Или надо будет придумывать специальные буквы для обозначения парных по твердости-мягкости согласных.
А есть ли буква ы в алфавитах других славянских языков?
Да, буква ы есть в белорусском алфавите. В основанных на кириллице современных алфавитах других славянских языков она отсутствует (из некоторых была исключена, но не из-за неблагозвучности, а по причине исчезновения звука, который она обозначала). Таким образом, буквы ы уникальна именно тем, что из всех славянских языков ее сейчас используют только русский и белорусский.
Какие сложности русского правописания связаны с буквой ы?
1. Правило, известное с начальной школы: «жи-ши» пиши с буквой и. После букв ж, ш, ч, щ пишется буква и и не пишется ы (в том числе на стыке морфем), например: жир, рыжик, камыши; межиздательский, межинститутский, межигровой.
2. Написание и/ы после приставок. Буква ы пишется после русских приставок, кончающихся на согласный: безысходный, сыскать, предынфарктный, предыстория, розыск. Исключение – приставки меж- и сверх-, после которых пишется и: межиздательский, сверхинтересный. Буква и пишется после приставок иноязычного происхождения гипер-, дез-, интер-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, а также после начального элемента пан-: гиперинфляция, дезинформация, дезинтеграция, контригра, постинфарктный, панисламизм
Обратим внимание: слова предынфарктный и постинфарктный пишутся по-разному (в первом слове русская приставка, во втором – заимствованная)
3. Написание и/ы после ц. После ц буква ы пишется в окончаниях существительных и прилагательных и в суффиксе прилагательных -ын, например: птицы, огурцы, Люберцы, белолицый, сестрицын, лисицын, Троицын день, а также в словах цыган, цыкать, цыпленок, цыпки, на цыпочках, цыц (междометие) и в производных от них. В остальных случаях после ц пишется всегда и, например: станция, цинк, медицина, цирк, цифра. Почти все слова, где после ц пишется в корне и, – заимствования
Важно помнить: в русских фамилиях после ц может писаться как ы, так и и – в соответствии с традицией и с регистрацией в официальных документах. Ср.: Солженицын, но Ельцин, Вицин
Фамилию надо писать так, как она зафиксирована в паспорте.
Потренироваться в написании и/ы после ц вам поможет Учебник ГРАМОТЫ.
Вопрос из «Справочного бюро»: есть ли в русском языке слова на букву ы?
Слова на букву ы в русском языке есть, но их немного. Вот они: ыр (песня у некоторых тюркских народов), ыкать (произносить звук ы), ыканье (произнесение звука ы), ых (междометие). Кроме того, само название буквы ы, как сказано выше, является словом – несклоняемым существительным среднего рода ы. На букву ы начинаются некоторые иноязычные имена собственные.
На букву ы раньше уже покушались?
Да, но не на саму букву, а на написание ее после ц. Среди предложений несостоявшейся орфографической реформы 1964 года – писать после ц всегда и (зайци, огурци, овци). Предложения лингвистов тогда не были приняты, судьбу реформы во многом определили письма разгневанных граждан и журналистские публикации. Читатели писали в газеты грозные письма, в которых клялись, что, если огурцы превратятся в огурци, они перестанут их есть.
Теперь судьба российских огурцов снова висит на волоске?
Задание для дошкольников: печатная буква Ы
После устной работы ребенку предлагается внимательно рассмотреть графическое изображение «Ы». Затем — написать ее в воздухе, а потом в тетради. «Ы» пишется по клеточкам, для написания подойдет как шариковая ручка, так и карандаш.
Если перед дошкольником стоит задача написать букву на протяжении всей строки, то взрослый сам должен вывести в начале строки «Ы» как образец.
При возникновении затруднений у детей взрослый может помочь им двумя линиями или опорными точками для проведения линий. В крайнем случае можно написать ребенку всю букву, чтобы он просто обвел ее цветным карандашом или ручкой.
Сказка про букву Ы
Крыса Дылда и Пых-Пых
Мышонок Мыша вместе со своим закадычным другом цыпленком Цыпом сидел вечером дома и ел дыню. Вдруг дверь распахнулась и в комнату ворвалась здоровенная рыжая крыса по прозвищу Дылда. Ни слова не говоря, с вытаращенными от ужаса глазами, Дылда шмыгнула под Мышину кровать и заорала оттуда дурным голосом:
Кара-ул!!! — А что случилось?
У меня кто-то на диване под одеялом сидит и дышит вот так: «Пых-пых…» Умоляю, помогите!
Слышал, Цып? Она нас каждый день лупит, а мы должны ей помогать! Вон какая дыл…, э-э, здоровая, а к маленьким прибежала. — Он же все мои припасы сожрет! — зарыдала Дылда. — Если он серый и мохнатый, усатый и хвостатый, мы отказываемся,- сказал Мыша. — Т-ты что, б-боишься? — тихо спросил Цып. — А т-ты? — С тобой нет.
Пойте, коротышки, пойте и прощайте навек! — лежа под кроватью, бормотала Дылда.
Но через несколько минут друзья вернулись.
Все, Дылда, вылезай. Съели мы твоего Пых-Пыха,- вытирая усы, сказал Мыша. — А кто же это был? — Да тесто! Твоя мама поставила его для пирога под одеяло, вот оно, тесто это, и пыхтело.
Буква «Ы»
Веселые стихи
Сказала буква Ыуныло:– Я в слове сыр, и в слове мыло,
И в слове рысь, и в слове тыл… Дым из трубы весь день валил. |
Толстячок, играя тростью,Буквой Ы шагает в гости.
Необычной красоты Купит он сейчас цветы. |
А бедняжка буква ЫБродит с палочкой, увы.
А. Шибаев Твердый знак и буква Ы В нашей азбуке нужны. Твердый знак – в подъемном кране, Ы – в мышонке на диване. |
А вот шагает буква Ы.Без Ы не выучитесь ВЫ. * * * Бык мычит две буквы: – МУ! – МЯУ! – кот сказал ему. – Слышал? Значит, мы, коты, Знаем больше букв, чем ты. Г. Виеру |
|
* * *Бывает эта буква
В конце и середине, В конце капусты, брюквы, А в середине дыни. * * * Ы – мыло душистое, белое, мылкое, Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою. Если б грязнуля вспомнил про мыло, Мыло его наконец бы отмыло. * * * Смешно мальчишкам и девчонкам: Проходят мимо толстый с тонким. Они идут, не понимают, Что букву Ы напоминают. * * * – Ты – худой, а я – толстяк. – Ешь поменьше натощак! Г. Виеру |
В маленькую книжкуНе поместим мишку.
Мы заменим И на Ы – Нарисуем мышку. * * * Вот топор. Полено рядом. Получилось то, что надо: Получилась буква Ы – Все мы знать ее должны. В. Степанов – Кто же вымоет тарелки? – Вы, конечно, вы, вы, вы. – Почему же мы, мы, мы? – Может, лучше ты, ты, ты? Отдохните, вы и ты: Все тарелки вы-мы-ты. Я и ты, мы и вы – Все мы знаем букву Ы. |
|
Скороговорки
1. Мама Милу мыла с мылом,Мила мыло не любила. | 2. Мыла Мила мишку мылом,Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло, Мишку мылом не домыла. |
Игры
Игра «Кто внимательный?».
1. Какой одинаковый звук есть в словах: дым, бык, лыжи, сыр, рыба, рысь?
Игра «Кто больше?».
Назовите как можно больше слов со звуком в середине.
О т в е т : дырка, прыгать, забыть, умный, плыть, улыбка.
Игра «Веселые звуки».
Сказала Ы: – Давным-давноМы с вами дружим, буква О.
Я вас сменить готова, Но не в начале слова. Охотник пел: «Над речкой Рось В лесу я встретил… (рысь)». Она рычит: «Ружьишко брось!» |
А я кричу ей: … («Брысь!»).Услышав это, за бока,
Смеясь, схватились Два… (быка). И во дворе мочало От радости… (мычало). |
Игра «Слоговой аукцион».
1. Бросая мяч, учитель называет начало слова. Ученик, поймавший мяч, должен назвать конец слова и бросить мяч обратно учителю. Н а п р и м е р : лы (-жи), мы (-ло), сы (-рок), тык (-ва), малы (-ши).
2. Вставьте пропущенные слоги со звуком .
Ум (-ный), ост (-рый), аккурат (-ный), че (-ты-) ре, во-пер (-вых), во-вто (-рых), цве (-ты), фрук (-ты), тра (-вы).
Игра «Один – много».
Образуйте множественное число от слов: лев – (львы), шарф – (шарфы), зонт – (зонты), стол – (столы), пол – (полы), сыр – (сыры).
Игра «Буква потерялась».
Найдите потерявшуюся букву.
С – р, м – ло, кур – .
Игра «Сквозная буква».
– ы – – – ы – – –
– ы – – – ы – – –
– ы – – – ы – – –
– ы – – – ы – – – – –
– ы – – – ы – – – – –
– ы – – – ы – – – – –
О т в е т : дыра, лыко, мыло, пыль, рысь, лыжи;
выход, вызов, рыбак, рытвина, пылесос, мышонок.
Игра «Дополните слово».
Сыт (досыта), вдох (выдох), зов (вызов), рыло (крыло), вина (рытвина), рыба (рыбак).
Игра «Превращение слов – волшебная цепочка».
Подберите слова, содержащие букву «ы». Каждое последующее слово должно начинаться с конечной буквы предыдущего.
Рысь – сыр – рыбак – крыжовник – крыло;
Тыл – лыко – обыск – корыто.
Кроссворд
1. Детеныш курицы.
2. Электроприбор для уборки помещения.
3. Воин в доспехах.
4. Огородное растение.
5. Что, кроме меда, собирают пчелы?
6. Канал для выхода дыма из печи.
7. Гриб.
О т в е т : цыпленок, пылесос, рыцарь, тыква,
пыльца, дымоход, сыроежка.
Загадки
Сама крошка, боится кошки,
Под полом живет, туда все несет. (Мышь.) Явился в желтой шубке: – Прощайте, две скорлупки! (Цыпленок.) Мы, проворные сестрицы, Быстро бегать мастерицы. В дождь – лежим, В мороз – бежим: Уж такой у нас режим. (Лыжи.) Всегда он в работе, Как мы говорим, А отдыхает, когда мы молчим. (Язык.) В воде она живет, Нет клюва, а клюет. (Рыба.) |
Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем. (Часы.) Кто по снегу быстро мчится, Провалиться не боится? (Лыжник.) Две новые, кленовые Подошвы двухметровые. На них поставил две ноги И по большим снегам беги. (Лыжи.) Пыль увижу – заворчу, Заворчу и проглочу. (Пылесос.) Я вдыхаю много пыли, Чтобы вы здоровы были. (Пылесос.) Рассыпался горох на тысячи дорог. (Звезды на небе.) |
Спасибо, что посетили мою страничку!
Как произносится Ы
Тем, для кого русский родной, произношение Ы не проблема, а вот тем, кто только учит великий и могучий, русская буква Ы дается нелегко. Буква Ы гласная, которая указывает на твердость предыдущей согласной.
Специалисты по постановке произношения обычно учат произносить Ы через корректировку У или И. Согласно первому приему нужно произнести У, пытаясь растянуть губы как при произношении И. Или проговаривать «УИ», меняя только положение губ: последний звук будет звучать как Ы. Согласно второму приему, следует проговорить И, оттягивая язык назад, можно даже придержать его каким-то предметом, например, карандашом или ложкой.
конспект НОД «Звук ы»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Комсомольский детский сад»
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшего возраста
«Звук ы»
Заведующий МБДОУ
«Комсомольский детский сад» Воспитатель
А. В. Трефилова Рафикова Н. Ю.
2016 год
Цель: учить детей выделять в слове гласный звук, находящийся под ударением; упражнять в образовании множественного числа существительных с окончанием –ы; учить детей находить и выделять все гласные звуки в двусложном слове.
Оборудование: индивидуальные зеркала, экран, набор картинок, набор игрушек.
Ход занятия:
Воспитатель приглашает детей поиграть в игру: «Сломанный телевизор». Диктор (сначала воспитатель, затем ребенок) имитирует произношение гласных звуков а, о, у, и, э. дети по форме губ угадывают, какой звук произнёс диктор.
Затем диктор произносит короткие слова (звукоподражания) из двух гласных звуков: ау, уа, иа.
Воспитатель: — Кто так может кричать?
Ответы детей: ребенок в лесу, малыш, ослик.
Воспитатель: Как называются эти звуки?
Дети: гласные.
Воспитатель: Почему?
Дети: потому что их можно пропеть, воздух свободно проходит.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у звуков а, о, у, и, э есть родной брат – звук ы. он очень застенчивый. Что значит застенчивый?
Дети: скромный, тихий, послушный.
Воспитатель: звук ы застенчивый. Он никогда не встает в слове первым. Прячется за другие звуки в середине или в конце слова. Послушайте слова: сыр, коты, мышка, волосы, крыса, дыра, птицы, рысь, стопы, стены.
Произнесите эти слова так, чтобы мы четко услышали звук ы.
А теперь возьмите свои зеркала и посмотрите в них при этом произнесите звук ы
Педагог акцентирует внимание детей, чтобы воздух, выходящий изо рта, проходил спокойно, не встречая преград; при произнесении звука участвует голос (рука на горле). Значит звук ы – гласный
Воспитатель: теперь назовите другие гласные звуки.
Воспитатель обращает внимание детей на картинки, которые он выставляет и просит назвать, что на них изображено. Ответы детей
Ответы детей.
Воспитатель: в каждом слове есть два гласных звука. Определите их и назовите.
Мышка, козы, куры, лисы.
Ответы детей.
Воспитатель приглашает детей поиграть в игру «Один – много».
Воспитатель называет слово в единственном числе, дети – слово во множественном числе: оса – осы, губа – губы, кукла – куклы, лента – ленты, шуба – шубы, дыра – дыры, стена — стены, птица – птицы, стол – столы кот – коты, тигр –тигры, кит – киты, бегемот – бегемоты, заяц – зайцы, огурец – огурцы, арбуз – арбузы.
1 класса
Материал на странице расположен от простого к сложному. Сначала размещены задания на изучение буквы и звука Р для самых маленьких. В основном — это буквари, где ребенку даются ассоциации с буквой и звуком . Например, это буква Р, с которой начинается слово РАК. Найди в этих словах букву Р. Здесь ребёнок опираясь на образец (большую синею букву) ищет такую же букву в словах.
Буква Р карточки с картинками для изучения (сыр, крокодил, рюкзак, редиска, расчёска, кукуруза, шорты, ручка).
Для лучшего запоминания буквы Р используем все каналы восприятия: зрительный, слуховой, кинестетический (пальчиком проводим по букве). Далее буквы можно раскрасить, а можно и заштриховать, тем самым подготавливаем руку ребенка к письму. Продолжаем работу над развитием мелкой моторики и запоминанием буквы — прописываем печатные буквы Р по образцу.
Упражнение на звуковой анализ подготавливает детей к обучению грамоте. Ниже надо определить позицию звука в словах (картинна, рыба забор). Взрослый произносит звук Р утрированно (каррррртина), ребенок на слух определяет место звука в слове (в начале — самый первый, в середине, в конце — звук самый последний) и графически обозначает его в схеме синим карандашом (твердый согласный звук).
Раскраска с буквой Р
Это любимое занятие детей всех возрастов. Необходимо найти все звуки Р на картинке и раскрасить их. Упражнение очень мотивирует детей даже самые ленивые и ничего не желающие дети выполняют его с удовольствием.
Далее можно попросить детей назвать все предметы, изображенные на картинке, со звуком Р (тигр, дрессировщик, цилиндр, шерсть, руки, рот, пирамида и так далее). Затем определяем позицию звука в словах, с этими словами составляем предложения, а по картинке — рассказ.
Рассмотри рисунок, назови, что ты видишь. Найди на картинке все буквы Р, раскрась их синим цветом.
Оксана Гомзяк «Я буду писать правильно. Альбом упражнений по предупреждению нарушений письма у детей подготовительной группы»
Цветной букварь-пропись для дошкольников
При помощи его дети познакомятся с буквой и звуком , будут развивать мелкую моторику, внимание, писать и читать слоги и слова
«Букварь-пропись». Климкина Ю.Е., Соловьева С.А.
Азбука в стихах, участие ассоциативного мышления
В процессе изучения алфавита важна не только игра, но и творческий подход. Чем больше ассоциативных связей взрослый создаст в памяти ребенка, тем меньше времени, усилий потребуется ему на запоминание. Разминкой перед занятием могут стать задорные простые двустишья детских поэтов:
Бегемот разинул рот —
Булку просит бегемот.
Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.
Часовщик прищурил глаз:
Чинит часики для нас.
(Самуил Маршак).
При этом важно помнить, что поэтическая азбука для дошкольников не должна использоваться как самостоятельный метод: это может сформировать ложные замены, когда вместо буквы будет называться только образ (например, кот вместо «К»)
Ырбанцы и ырбанки
В отношении того, почему слова на Ы относятся только к тюркским, ряду финно-угорских и палеоазиатским языкам, нет особых сложностей. Передача на письме начального звука заимствованного слова через Ы допускается для заимствований из языков, где есть оппозиция фонем – . Таких языков мало, поэтому слов на букву Ы, даже заимствованных, в современном русском языке немного. Ыстанбул тоже существует, однако мы давно называем его по традиции Стамбулом. С другой стороны, вот, например, Ырбан – село в Тыве. Как называют его жителей? Верно, ырбанец и ырбанка. Кто скажет, что это не русские слова?
Вопрос, собственно, только в одном: позволяет ли русская фонетическая традиция начинаться словам с буквы Ы? Ответ очевиден: позволяет. И имена собственные, которые носитель русского языка свободно напишет и произнесёт – вполне достаточное подтверждение. А то, что они заимствованы, русскому языку не помеха.
Понравился материал? Не забывайте поставить лайк!
Материалы для изучения
Про букву У
Жила-была буква, которая любила дразниться. «У-у-у!» — говорила она всем, кто попадался ей навстречу: улитке, угольку, уточке, даже доброму ужу.
Они обижались и тоже отвечали ей: «У-у-у!»
Так и стала она буквой «У». А однажды она увидела дерево.
По привычке ей очень захотелось его подразнить, но ничего не получилось.
А почему?
Тут все заметили, что это дерево и буква «У» очень похожи.
Наверно, это приятно — быть похожей на дерево.
Во всяком случае букве «У» после этого целый день не хотелось дразниться.
Правда, на следующее утро она встретила совсем маленького утенка и опять сказала: «У-у-у!»
Точки над Ы
Откуда такая фраза, если над Ы точки нет? Ладно в украинском языке можно ставить точки над «і», а причем тут Ы. И что это вообще за занятие такое – расставлять точки.
Оказывается, такое занятие действительно было. Сама фраза о расставлении точек родилась во времена, когда писцы переписывали текст курсивом, и для скорости, а также для красоты, писали, не отрывая пера. Таким образом, сначала писалось предложение или целая часть текста, а заключительным этапом было расставить точки.
Однако, оказывается, эта фраза еще недостаточно полна, поскольку точки расставлялись не только над, но и в других местах слова, не только над «і», и не только точки.
Почему говорят о точках над Ы? Сейчас, пусть не в современном русском языке, но можно встретить слова со старой конструкцией, такие как калмъік, упъірь, рабъіни, где по сути нужны точки на Ы.
Как много точек бывает над словами? В финском над одним словом, например, из 12 символов, может стоять 10 точек.
Где еще ставят точки? Точки ставят не только сверху. В каталонском, к примеру, точки ставятся между буквами одного слова, а во вьетнамском – внизу под буквой. Там же, во вьетнамском, кстати, кроме точек распространены самые разные значки: похожие на галочки горизонтальные и вертикальные, похожие на знак ударения с разным наклоном, значок, похожий на апостроф, а также их совмещение.
А некоторые народы в своих языках использую знаки перечеркивания своих буков. Нам это странно, но у каждого носителя своя историю. Многим кажутся странными наши «ножки» в буквах Щ, Ц, Д, а нам покажутся странными такие же «ножки» в казахском у буков К и Н.
Две школы – две языковых картины мира
Гласный звук (МФА), обозначаемый сегодня в русском языке буквой Ы, произошёл из долгого праиндоевропейского звука *ū . Именно этим процессом объясняется, например, чередование гласных ы/у в корне слова: слышать – слушать.
А существует ли вообще в современном русском языке гласный звук, точнее, фонема ? Это одно из принципиальных расхождений между двумя отечественными фонологическими школами – московской и ленинградской.
«Москвичи» непреклонны: как независимой фонетической единицы не существует, есть только аллофон (вариант) фонемы после твёрдых согласных. Отсюда вывод: слов на букву Ы нет в русском языке, так как ни одно слово не может начинаться не с основного варианта фонемы.
У «ленинградцев» противоположное мнение. Пусть ни в словаре Кузнецова, ни в словаре Ожегова раздела на букву Ы не существует, а у Даля словарный раздел ограничивается упоминанием о букве Ы и краткой исторической справкой, фонема есть в живом обращении. Это значит, что и слова на букву Ы теоретически (и не только) возможны. В доказательство приводятся следующие аргументы:
Во-первых, существование в русском языке прецедентов употребления в позиции начала слова. Л. В. Щерба, основатель ленинградской школы, приводил в пример, опираясь на первое издания словаря Д. Н. Ушакова, глагол ыкать (то есть произносить звук ):
- Во-вторых, отношение самих русскоязычных к как к отдельной единице потока речи, выраженное в ряде производных названий (например, «Операция «Ы» и другие приключения Шурика») и неприятии замене написания Ы после Ж, Ш, Ц написанием ЖИ, ШИ, ЦИ.
- И, в-третьих, самый весомый аргумент – существование имён нарицательных и имён собственных на букву Ы. Например:
Нарицательные:
ЫКАНЬЕ – произносить звук .
ЫР – мужская декламационная песня у народов тюркской языковой группы.
ЫРЫГА – город, крепость.
ЫРЧИ – народный сказитель у тюркских народов.
ЫХ – русское междометие.
ЫЫХ – струнный смычковый музыкальный инструмент у хакасов.
Собственные:
ЫГДЫР и ЫСПАРТА – илы в Турции.
ЫДЖЫДПАРМА – возвышенность на Северном Урале, в Республике Коми.
ЫЙВАН – город в Южной Корее.
ЫЙСМЯЭ – микрорайон в Таллине, Эстония.
ЫЛЬЧИ МУНДОК – военачальник древнекорейского государства Когурё в VII веке.
КИМ ЧЕН ЫН – председатель Государственного Совета КНДР
ЫН – река в Республике Коми.
ЫГЫАТТА – река в Республике Саха (Якутия).
ЫЛЛЫМАХ – рабочий поселок в Республике Саха (Якутия).
ЫМСОН – уезд в Южной Корее.
ЫНАХСЫТ – село в Республике Саха (Якутия).
ЫНГХОА – сельский уезд во Вьетнаме
ЫНТАЛЫ – общий топоним для нескольких населённых пунктов в Казахстане.
ЫНТЫМАК – общий топоним для нескольких населённых пунктов в Казахстане и Киргизии.
ЫНЫРГА – село в Республике Алтай.
ЫШЫКЛЫ – пресноводное озеро в Турции.
ЫТЫК-КЮЁЛЬ – село в Республике Саха (Якутия).
Нужны еще топонимы? Помогут географические указатели атласов мира и энциклопедий.
Большое количество топонимов на букву Ы в Турции, Казахстане или Республике Саха (Якутия) легко объяснимо. Например, буква I ı (I без точки) в алфавитах турецкого, крымско-татарского и азербайджанского языков обозначает – нелабиализованный гласный звук заднего ряда верхнего подъёма. Тот же гласный звук присутствует в корейском, киргизском и даже кельтском шотландском языках. Уже догадались, как он звучит по-русски? Правильно, почти как – нелабиализованный гласный звук среднего ряда верхнего подъёма . По крайней мере, ближе аналогов звуку в русском языке нет, произносить турецкие названия озер Ылы, Ышыклы удобнее и аутентичнее со звуком , писать – начиная с буквы Ы.
Ответ МФШ на такие железные аргументы? Все эти слова заимствованы, а потому их нельзя учитывать. Впрочем, их позиция не отменяет существования слова ыкать, лидера Северной Кореи Ким Чен Ына, полноводной 600-километровой реки Ыгыатта и села Ытык-Кюёль, где по состоянию на 2018 год проживало почти 7 000 человек.
В чем лингвисты обеих школ единодушны, так только в том, что фонема появляется лишь после твёрдых согласных. Например, в паре мышка – мишка звучание (и значение целого слова!) различается мягкостью и твёрдостью фонемы . Теоретически и , конечно, можно обозначить одной буквой И. Но как тогда отмечать качество звучания согласного звука? И как не спутать хищника и грызуна?