Автоматизация твёрдого звука «р» в словах

Содержание:

Первый день осени

Сегодня мой младший брат Фёдор первый раз пойдет в школу, он первоклашка. Фёдор очень ждал и готовился к этому праздничному дню. В свой ранец он положил новые тетради, ручки и пенал с разноцветными карандашами. Фёдору не терпится познакомится со своей первой учительницей — Раисой Артёмовной и одноклассниками. Я думаю, что Фёдор будет радовать наших родителей своими хорошими оценками и обязательно найдет в школе верных друзей.

Вопросы к тексту:

  • Как называется рассказ?
  • О ком этот рассказ, как звали мальчика?
  • К чему готовится Фёдор?
  • Что лежало в ранце у мальчика?
  • С кем не терпится познакомиться Фёдору?
  • Что ожидает от Фёдора его старший брат?

Как научить малыша говорить

Первые признаки речи возникают у малыша еще в возрасте 4 месяцев. Именно в этот период маленький ребенок начинает издавать звуки, которые принято называть гулением. Изначально они непродолжительные. Постепенно у ребенка появляется уверенность и он начинает издавать более продолжительные звуки. Конечно же, речь в этом возрасте лишена смысла. Это больше является признаком того, что малыш в прекрасном настроении.  Рекомендации и полезные советы для развития речи и что бы научить малыша говорить в этот период заключаются в следующем:

Чаще общайтесь с ребенком.
Добивайтесь его ответа любым звуком или же смехом.
Завладевайте вниманием малыша при помощи игрушек, произнося при этом четко их название.

В восемь месяцев у ребенка начинают формироваться отдельные слоги. Это можно сравнить с лепетом. В этом возрасте дети уже способны подражать определенным звукам. Также малыш способен сделать интонацию своей речи более выразительной.

В этом возрасте дети произносят слова на разный лад, при этом ударение и интонация произвольно видоизменяется. Чтобы научить ребенка говорить, именно в этот период необходимо чаще общаться с ребенком, показывать ему игрушки и предметы, четко произносить их название, а также рассказывать про животных и объяснять различные действия. Все нужно делать четко и ясно, чтобы ребенок точно понял о чем вы говорите. Стоит побуждать малыша совершать определенные действия, например, открыть рот, подать игрушку. Не стоит заменять название предметов более упрощенными, так как это только замедляет развитие речи. Эти мелкие советы помогут вам научить ребенка правильно говорить слова и звуки со временем.

Совместные игры

Конечно, не стоит в этот период использовать те слова, которые сложны для восприятия. В полтора года малыш уже способен изъясняться словами. Его словарный запас в этом возрасте должен состоять, как минимум, из сорока слов. При этом основная нагрузка ложится на собеседника, так как он должен тщательно описывать окружающий мир, животных и предметы, применяя в своей речи глаголы, прилагательные и прочие части речи. Также следует указывать на взаимосвязь между отдельными частями речи, например: «Посмотри, котик играет с солнечным зайчиком». В этом возрасти наступает момент, когда необходимо обращаться к малышу уже с более сложными просьбами, например, попросите его принести ручку или открыть книгу малышку. В этот период следует сделать акцент на увеличение запаса слов у ребенка. К двухлетнему возрасту словарный запас малыша должен составлять не менее 300 слов. В три года малыш должен уже уметь использовать придаточные предложения. В этом возрасте необходимо стимулировать свое чадо к изменению окончаний отдельных слов, а также согласование их в предложении. Чтобы ребенок почувствовал уверенность, необходимо поощрять его стремление говорить. Перейдем к следующим советам как научить правильно говорить ребенка и произносить слово мама, папа и разные звуки такие как ш, л, р, ж.

Учим ребенка говорить букву “р”

В занятиях важно использовать комплексный подход:

  • регулярно заниматься с логопедом;
  • делать упражнения для постановки звука “р” у детей в домашних условиях;
  • использовать речевой материал для автоматизации звука “р” в повседневных делах: вместе с ребёнком учить скороговорки на букву р, рассматривать картинки, чтобы был звук и буква “р”.

Заниматься можно и с логопедом, и дома самостоятельно. Если выбран второй вариант, первичная консультация со специалистом обязательна.

Постановка звука “р”

Чтобы ребёнку понять, как научиться говорить букву “р”, сначала нужно освоить, как её выговорить изолированно. На этом этапе происходит знакомство со звуком: узнать, как выглядит буква “р”: раскраска, стихотворения с её изображением.

  • Для постановки звука нужно уловить, как он произносится, на что похоже его звучание. Малыш открывает рот, прижимает язык к нёбу, как в разминочных упражнениях, и быстро выговаривает «д-д-д». Во время этого попросите его произнести этот звук на сильном выдохе. Это ещё не будет «р», но он запомнит, какой должна быть вибрация.
  • Для следующего упражнения нужен логопедический шпатель. Для начала попросите малыша выговаривать «жжж» с широко открытым ртом. После того, как ребёнок поймёт, как это делать, введите шпатель под язык и помогайте ребёнку раскачивать его влево-вправо. Произношение «жжж» и колебания шпателем помогут понять, какой должна быть вибрация.
  • Пускай ребёнок произносит слог «зза», отодвигая язык, как можно глубже к горлу. Одновременно введите шпатель также, как в предыдущем упражнении, и помогайте двигать язык из стороны в сторону. Должен получится чёткий звук р.

Как только малыш освоил проговаривание без шпателя, переходите упражнениям на на автоматизацию звука р.

Автоматизация звука “р”

После того, как малышу удалось научиться произносить букву, учат использовать её в слогах. Сначала автоматизация твёрдого и мягкого звука р в слогах и лишь потом переход к следующему пункту.

  • Автоматизация звука в словах. Начинать нужно с коротких и переходить к длинным, чтобы ребёнок мог разговаривать, используя такие слова в предложениях.
  • Автоматизация звука р в длинных предложениях.

Лишь на этом этапе используют скороговорки на “р”, учат логопедические стихи.  Также используйте загадки про букву р, чтобы он её проговаривал в качестве ответа.

Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий — Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] «В гостях у трёх котов»

Публикация «Конспект логопедического занятия по автоматизации звука «В гостях…»
Цели: 1. Коррекционно – обучающие: -активизация словаря; — развитие лексико-грамматического строя; — автоматизация звука в слогах ,словах, словосочетаниях и предложениях. 2. Коррекционно – развивающие: — развитие фонематического слуха и фонематического восприятия; — развитие…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи: звуки , »
Цель: Упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р изолированно, в чистоговорках, в словах и предложениях. Задачи: — подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуляционную гимнастику; — добиться правильного звучания изолированного звука в речи…

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука »
КОНСПЕКТ индивидуального логопедического занятия Постановка звука . Цель: Постановка звука Р Задачи: – Научить ребенка правильно произносить звук Р; – Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику; – Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую…

Домашнее задание для родителей в старшей логопедической группе «Я — Человек. Звук »
Тема: Я -Человек Родителям рекомендуется: • Рассказать ребёнку, о человеке, частях тела и действиях, которые человек с помощью этих частей может совершать. 1. Артикуляционная гимнастика на звук Р (см. приложение 2) ! родителям я заранее распечатываю в папки с ДЗ приложения с…

В парке

Был жаркий летний день. Ира и её старший брат Рома отправились в парк аттракционов кататься на каруселях. Дорога в парк была не близкая. Надо было проехать сначала на четвертом трамвае, а потом ещё пять остановок на метро. Когда Ира и Рома доехали до парка они сразу купили себе мороженое и билеты на карусели. Целый день дети провели в парке. В конце дня радостные и весёлые Ира и Рома возвращались домой с разноцветными воздушными шарами.

Вопросы к тексту:

  • Как называется рассказ?
  • Как звали девочку и мальчика?
  • Куда поехали Ира и Рома?
  • Как дети добирались до парка?
  • Что они купили в парке?
  • С чем Ира и Рома возвращались домой?

Слова со звуком «Р» в интервокальной позиции

  • «Ара»: вара́н, кара́куль, тара́н, мошкара́, саранча́, стара́ние, тара́нь, бара́шек, гара́жный, цара́пина, карава́й, парази́т, фарао́н, парашю́т, парафи́н, гита́ра, па́ра, за́работок, а́ра, марафо́н, парапе́т, сара́й, пара́д, барахло́, гара́нт, карапу́з, Мара́т, бараба́н, карава́н, карау́льщик, бара́нка, карау́л, кара́сь, Саха́ра, зара́за, гара́ж, фа́ра, та́ра, тара́нтул, зарасти́, гага́ра, шара́да, сарафа́н, жара́, ара́хис, мара́ть, бара́нина, каратэ́, караме́ль, каранти́н, цара́пка, кара́сик, ара́бка, Тама́ра, караби́н, тарака́н, бара́н, бара́к, каранда́ш, ота́ра,
  • «Аро»: заросли́, парохо́д, жаро́вня, чароде́й, баро́нский, баро́кко, заро́к, паро́ль, баро́н, баро́нство, парово́з, па́рочка, наро́д, парово́й, арома́т, наро́дец, паро́м, за́росли, заро́дыш,
  • «Ару»: па́рус, стару́ха, нару́жу, снару́жи, стару́шка, стару́хин, нару́бка, зару́бка, зару́б,
  • «Ары»: нары́в, зары́ть, па́ры, мемуа́ры, ча́ры, нары́ть, ба́рышня, ога́рыш, ба́рыня, ста́рый, бары́ш, самова́ры, шары́, това́ры, комары́,
  • «Ера»: ка́мера, вера́нда, ерала́ш, мане́ра, кера́мика, полуме́ра, ме́ра, гера́нь, панте́ра, сфе́ра, меге́ра, фане́ра, о́пера, опера́ция, Серафи́м, се́ра, ве́ра, минера́л, вчера́, бумера́нг, генера́л, пеще́ра,
  • «Еро»: олеро́, геро́йский, геро́й, Верони́ка, перо́, геро́йство, кероси́н, о́зеро, вееро́к,
  • «Еру»: заберу́, беру́, Перу́, вы́беру, наберу́, соберу́,
  • «Еры»: се́рый, мане́ры
  • «Ёрэ»: боксёры, пёрышко
  • «Ира»: И́ра, Ки́ра, ира́нец, зади́ра, вира́ж, пира́т, ли́ра, пирами́да, мира́ж, пира́нья, адмира́л, тира́н, жира́ф, полми́ра, ира́нка, ира́кец, сати́ра,
  • «Иро»: жиро́к, пиро́г, сиро́тка, широ́кий, пиро́жное, сиро́пный, мирово́й, сиро́п, Миро́н, пирожо́к, сирота́, пиро́жник, широ́тный, иро́ния, широта́,
  • «Иру»: ви́рус, ви́русный, пиру́шка, папи́рус, пируэ́т,
  • «Ора»: нора́, дорасти́, ора́кул, кора́, кора́лл, ссо́ра, ора́ва, кора́блик, кора́бль, фло́ра, сво́ра, кики́мора, шпо́ра, што́ра, умо́ра, лабора́нт, опо́ра, конто́ра, ора́ть, детвора́, сора́тник, гора́, по́ра, орангута́нг, мора́ль, ора́нжевый, полугора́,
  • «Оро»: коро́вий, поро́г, боро́дка, заморо́зки, воро́вка, о́бморок, поро́к, морози́льник, моро́ка, ко́рочка, королёк, гороско́п, горо́шинка, поро́й, коро́бка, борода́вка, соро́дич, горожа́не, моро́шка, оборо́т, коро́вник, соро́чка, огоро́д, соро́ка, короле́ва, моро́зно, соро́чий, воротни́к, боро́здка, боро́ться, юморо́к, коро́нка, воро́нка, воро́бышек, борозда́, коро́на, поро́да, сороконо́жка, моро́з, пороло́н, коро́ткий, доро́га, борода́ч, борови́к, творо́г, городи́ще, хоро́мы, поросёнок, короты́ш, городки́, городово́й, воро́ночка, борода́, во́рота, коро́ль, пороши́ть, коро́ста, корое́д, моро́зец, горо́шина, хво́рост, жа́воронок, за́морозки, хорово́д, городо́к, воро́на, коро́ва, поро́ша, мо́рось, воробе́й, второ́й, коро́вка, во́доросли, поро́жек, коро́бочка, горо́шек, порошо́к, второ́е, доро́жный, горо́ховый, горо́х, со́рок, коробо́к,
  • «Ору»: гору́шка, автору́чка, мясору́бка, пору́чик, пору́ка, ору́дие, поручи́ть, ледору́б, лесору́б, белору́с, по́ручни, говору́н, фо́рум, белору́ска, пору́бка,
  • «Оры»: сбо́ры, доры́ть, поры́в, ско́рый, вы́боры, шпо́ры, горы́ныч, узо́ры, го́ры, но́ры, поры́ть, хво́рый, спо́рый, коры́то
  • «Ура»: бура́н, культу́ра, ура́льский, уравне́ние, урага́н, жура́вль, мураве́й, ку́ра, мишура́, кура́нты, кура́ж, кобура́, жураве́ль, курага́, мурава́, фигу́ра, мура́шки, кожура́, уразуме́ть, шку́ра, Чебура́шка, фу́ра, миксту́ра, Бурати́но, конура́, ура́л, мура́ш, ура́лец, мура́вка, урага́нный, халту́ра, а́ура, фура́жка, Шу́ра, ура́,
  • «Уро»: суро́к, чу́рочка, урожа́й, уро́к, куро́к, уро́н, ку́рочка, куропа́тка, шнуро́к,
  • «Уру»: кенгуру́, кукуру́за, бурунду́к, шуру́п, гу́ру,
  • «Уры»: бу́рый, хму́рый, ку́ры,
  • «Эра»: э́ра,
  • «Эро»: эро́бус,
  • «Эру»: эруди́т,
  • «Юра»: Ню́ра, Ю́ра, авантю́ра, купю́ра,
  • «Юро»: бюро́,
  • «Яро»: я́рость,
  • «Яру»: я́рус,
  • «Яры»: я́рый, боя́рыня,

Узнаем как научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку в любом возрасте?

Как научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку? И сложно ли это? Что необходимо? Для начала нужно понять, какого рода данная проблема. В физиологии ли дело или в том, что когда-то давно вас не сводили к логопеду? Не обратили внимания на ваши проблемы с речью?

Если причина заключается в первом, то проблема, в принципе, решается просто. Ведь часто дело оказывается лишь в укороченной уздечке языка. Такой дефект легко можно исправить при помощи несложной процедуры хирургического характера. Если же причина в другом, то, вероятно, придется либо сходить к логопеду, который поможет научиться произносить слова на букву «Р», либо самому начать практиковаться в этом.

Для первого нужно просто преодолеть часто имеющийся психологический барьер, правда, как, собственно, и для второго. Ведь как научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку, который просто не готов к этому? Да и для человека куда комфортнее заниматься подобными упражнениями наедине с собой, нежели с кем-то другим, пусть и профессионалом в своей области.

Как научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку, если не начать с простых упражнений со скороговорками? Это позволяет вернуть правильное положение речевого аппарата довольно быстро. К тому же существуют всяческие разнообразные и доступные методики для детей, которые, тем не менее, могут использоваться в решении такой проблемы и взрослыми. Одним из таких способов вернуть себе способность правильно говорить слова на букву «Р» является упражнение «Чашечка», которое необходимо выполнять ежедневно.

Схема его выполнения проста:

  • первый шаг: придать языку форму «чашечки»;
  • второй шаг: прижимание к нёбу кончика языка;
  • третий шаг: оттолкнуться им от нёба и с усилием произнести другую букву – «Д»;
  • во время этого нужно следить за тем, чтобы зубы были плотно сжаты, а челюсть не двигалась;
  • язык должен оставаться только вверху, а само упражнение стоит выполнять перед зеркалом;
  • четвертый шаг: чистым пальцем слева направо быстро проведите, подергивая подъязычную уздечку;
  • выполнять «Чашечку» нужно каждый день и несколько раз по 10-15 минут;
  • после многократных повторений изо дня в день должна появиться вибрация кончика языка.

Теперь вы знаете, как говорить букву «Р». Это лишь один из многих способов. Другой отличный метод: частое произношение в ускоряющемся и затем замедляющемся темпе сочетания букв «Д», «Т» и «Л», а также «Д», «Т» и «Д». Последнее нужно выговаривать, помещая язык между зубами, подобно тому, как это делают англичане и американцы, произнося «Th». Только так вы поймете, как говорить букву «Р».

Другая легкая, удобная и просто хорошая методика – это повторение многократно сложных для вас слов. В частности, с той буквой, что вы не выговариваете, то есть с «Р». Таких слов целое множество: «Рерих», «руда», «покоренный», «развернутый», «рудиментарный», «рекламируемый», «парад» и так далее.

Как научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку? Для этого необходимо огромное терпение и готовность преодолеть внутренний барьер, стоящий на пути к правильной постановке речевого аппарата. И как только все это станет возможным, результаты будут незамедлительны.

Упражнения – видео

После освоения упражнений для языка, если вы пока не решились обратиться к логопеду, можно начать выполнять упражнения для постановки звука «р».

Эти упражнения не сложные и не требуют длительного выполнения. Они помогут научить ребенка говорить букву р

Важно, чтобы занятия дома проводились регулярно. Тогда скоро вы заметите желанный результат

Рот открыт, губы растянуты. Кончик языка упирается в верхние зубы. Несколько раз произнести «д-д-д». Это упражнение позволяет укрепить кончик языка. Выполняем 15 секунд.
Растягиваем подъязычную уздечку. Рот широко открыт. Кончик языка достает основания верхних зубов. Чувствуется, как натягивается уздечка. Выполняем 2-3 раза, по несколько секунд удерживая язык.
Губы растянуты, кончик языка между зубами. Покусываем язык несколько секунд. Повторить 8 раз.
Цокаем языком как лошадка. Язык прилепляется к небу и отлепляется со звуком. Повторяем 20 раз. Следующие упражнения проводятся с использованием логопедического шпателя. Его можно приобрести в аптеке. Если его нет, то можно использовать чистый палец свой или ребенка. Малыш произносит звук «ж». Не прекращая произношения, постепенно сдвигаем шпателем или пальцем язык выше к небу до получения «р». Для получения мягкого звука р, выполняем то же самое, только ребенок говорит «ззззи», для твердого – «ззззаа».

Когда звук «р» начнет получаться, то для его произношения сначала учимся говорить слоги: ра, ро, ру, ри, ре, ар, ор, ур, ир. Позже более сложные слоги или простые слова: мур, ром, рис, рак, рука, рыба и так далее

Важно научить ребенка говорить также мягкий и твердый звук “р”

Если у ребенка не все получается, ни в коем случае не ругайте его. Занятия должны приносить удовольствие. Будьте настойчивы и терпеливы. Показывайте ребенку упражнения и выполняйте вместе с ним.

Пусть повторяет за вами как отражение в зеркале. Если занятия не приносят никакого результата, то лучше все-таки показать ребенка специалисту.

Когда нужна коррекция

Звук «Р» — один из сложных в развитии речи ребенка. Он относится к категории сонорных, в составе которых тона голоса больше, чем шума.

Специалисты ставят «Р» последним, когда все остальные звуки уже правильно сформировались и закрепились. Постановкой «Р» занимаются после 5,5-6 лет. До этого времени нарушение в его произношении — возрастная норма.

В некоторых случаях к логопеду стоит обратиться с 4 лет, когда «Р» появился в речи, но проявляется некорректно. В данном варианте ребенок не заменяет «Р» другими звуками («Л», «В»), а пытается выговорить «Р», но с нарушениями артикуляционного аппарата.

Норма произношения «Р»:

  • губы расслаблены;
  • расстояние между зубами 4-5 мм;
  • кончик языка поднимается к верхним деснам;
  • язык вибрирует в струе воздуха;
  • средняя часть спинки языка выгибается;
  • задняя часть языка направлена назад, прижимается к небу;
  • боковые края прижаты кверху;
  • голосовые складки в момент говорения колеблются.

Основные виды ротацизма, которые требуют коррекции:

  1. Велярный.
    Кончик языка опущен вниз, не участвует в артикуляции. Язык напряжен, отодвинут назад. В произношении мало голоса, много воздуха. Звук получается гортанным, громким.
  2. Увулярный.
    Язык вибрирует в воздушной струе. Звук мягкий, тихий, плавный.
  3. Носовой.
    Воздух направлен в нос, отсутствует вибрация.
  4. Двугубный.
    В артикуляции принимают участие только губы, без языка.
  5. Щелевой.
    Язык направлен вверх и образует щель с мягким небом. Звук меняется на «З» или «Ж».
  6. Межзубный.
    Язык находится между зубами.

Этапы коррекции нарушений:

  1. Подготовительный.
  2. Постановка звука.
  3. Автоматизация.
  4. Дифференциация.
  5. Закрепление в речи.

Задания с буквой Р для дошкольников и учеников 1 класса

Материал на странице расположен от простого к сложному. Сначала размещены задания на изучение буквы и звука Р для самых маленьких. В основном — это буквари, где ребенку даются ассоциации с буквой и звуком . Например, это буква Р, с которой начинается слово РАК. Найди в этих словах букву Р. Здесь ребёнок опираясь на образец (большую синею букву) ищет такую же букву в словах. 

Буква Р карточки с картинками для изучения (сыр, крокодил, рюкзак, редиска, расчёска, кукуруза, шорты, ручка).

Для лучшего запоминания буквы Р используем все каналы восприятия: зрительный, слуховой,  кинестетический (пальчиком проводим по букве). Далее буквы можно раскрасить, а можно и заштриховать, тем самым подготавливаем руку ребенка к письму. Продолжаем работу над развитием мелкой моторики и запоминанием буквы — прописываем печатные буквы Р по образцу.

Упражнение на звуковой анализ подготавливает детей к обучению грамоте. Ниже надо определить позицию звука в словах (картинна, рыба забор). Взрослый произносит звук Р утрированно (каррррртина), ребенок на слух определяет место звука в слове (в начале — самый первый, в середине, в конце — звук самый последний) и графически обозначает его в схеме синим карандашом (твердый согласный звук).

Раскраска с буквой Р

Это любимое занятие детей всех возрастов. Необходимо найти все звуки Р на картинке и раскрасить их. Упражнение очень мотивирует детей даже самые ленивые и ничего не желающие дети выполняют его с удовольствием. 

Далее можно попросить детей назвать все предметы, изображенные на картинке, со звуком Р (тигр, дрессировщик, цилиндр, шерсть, руки, рот, пирамида и так далее). Затем определяем позицию звука в словах, с этими словами составляем предложения, а по картинке — рассказ.

Рассмотри рисунок, назови, что ты видишь. Найди на картинке все буквы Р, раскрась их синим цветом. 

Оксана Гомзяк «Я буду писать правильно. Альбом упражнений по предупреждению нарушений письма у детей подготовительной группы»

Цветной букварь-пропись для дошкольников

При помощи его дети познакомятся с буквой и звуком , будут развивать мелкую моторику, внимание, писать и читать слоги и слова

«Букварь-пропись». Климкина Ю.Е., Соловьева С.А.

Разновидности нарушений

Нарушение произношения звуков Р и Р` называют ротацизмом и параротацизмом.

Существует несколько их вариантов:

  • Отсутствие звука в речи − ребенок вместо него не использует другой звук (например, «кова» вместо «корова»).
  • Велярный − происходит, если задняя часть спинки языка поднимается слишком сильно и соприкасается с мягким небом. В результате образуется щель и когда воздух проходит сквозь нее стенки неба дают дополнительный шум, что искажает произнесение звука. Это нарушение называют картавостью.
  • Увулярный − происходит вибрация только маленького язычка. Такой ротацизм называют горловым.
  • Боковой − вибрирует боковой край. При произнесении происходит совмещение звуков Р и Л`.
  • Билабиальный − такой вид нарушения встречается редко. Ребенок создает вибрацию губами и получается звук похожий на «пррр».
  • Лабиодентальный − звук получается между верхней губой и нижними зубами, и наоборот.
  • Одноударный или проторный звук − кончик языка делает только один удар об альвеолы, а длительных колебаний не получается. Произносимый звук имеет призвук Д, длинный раскатистый Р ребенок не может произнести.
  • Щечный − воздушная струя проходит через щеку и боковые края языка, что вызывает вибрацию щек.
  • Межзубный − язык расположен между зубами.
  • Гортанный − звук Р возникает в результате сильного напряжения голосовых связок.

Параротацизм − это замена одного звука на другой. Звук Р часто заменяют на его мягкий вариант, либо заменяют Л, который проще по артикуляции.

Также этот звук заменяют следующими звуками:

  • В – «паваход» вместо «параход»;
  • Д – «дука» вместо «рука»;
  • Г – «пагавоз» вместо «паравоз»;
  • Й – «йиба» вместо «рыба».

Ротацизм может быть отражением простой дислалии, когда нарушено произношение одного звука. Или это вариант сложной дислалии, когда нарушено звукопроизношение нескольких групп звуков. Ротацизм и параротацизм могут свидетельствовать о более сложных речевых нарушениях − дизартрии, алалии, ринолалии.

В предложении 2 слова со звуком «Р»

  • Папин грузовик стоит в гараже. В маминой сумке огурцы и помидоры. Егор идёт на дежурство. Корова живёт в сарае. Лена и Вера — старые подруги. На ферме пожар. Тарас ловит карасей. Насыпь в кефир сахар. Эта дорога ведёт в город. У Егора высокая температура. Ворона клюёт кукурузу. У машины разбита фара.
  • Мама у Марты — доктор. В корзине арбузы. У моей рубашки длинные рукава. Ракушки рассыпались по песку. Буратино увидел муравья. Рома сбежал с урока. На пароходе много детворы. На небе разноцветная радуга. Тамара печёт пирог. Роме купили аккордеон. Ира пасёт бабушкину корову. Воробей испугался вороны.
  • В саду распустились розы. Жора купил гитару. Зимой мы черпаем воду из проруби. В оконной раме разбили стекло. Сороконожка ползёт по дорожке. Коля обронил свою куртку. Юра не боится мороза. На парте лежат книги и тетради. Мурка за мышкой, а мышка в норку. Зимой в парке делают горку. На опушке порхают яркие бабочки.

Почему ребенок не выговаривает букву “р”

Звук “р” дольше всех звучит некорректно и поэтому относится к труднопроизносимым. Для того, чтобы его осилить, речевой аппарат должен быть хорошо развит. Поэтому до 5-6 лет, пока идет этот процесс, правильная артикуляция звука “р” тоже осваивается постепенно.

Произношение считается неправильным, когда:

  • звук “р” пропускается (рука — _ука, паровоз — па_овоз);
  • замещается доступными для произношения звуками “л”, “г”, “й” (красный — класный, карандаш — кагандаш, дерево — дейево);
  • выговаривается с вибрацией губ и щек либо гортанно.

Ребенок начинает говорить букву “р” к 5-6 годам. Если этого не происходит, то причины могут быть следующие:

  1. Недостаточная длина уздечки. Она не позволяет языку достать до неба перед верхними резцами и произвести вибрирующий звук “р”. В этом случае хорошие результаты дает массаж уздечки, специальные упражнения, иногда же показано оперативное вмешательство.
  2. Слабо развит артикуляционный аппарат. Малоподвижные лицевые мышцы и ленивый язык не могут сладить с трудным звуком. Гримасничанье и кривляние сослужат хорошую службу: улыбайтесь до ушей, складывайте губы трубочкой, показывайте язык своему отражению в зеркале. Активные движения подобного рода развивают органы речи и делают произношение звуков более четким.
  3. Неправильное дыхание. Имеющиеся заболевания дыхательной системы не дают создать мощную струю воздуха для “грозного рррычания”. Сочетание физических и речевых упражнений помогают преодолеть и это препятствие на пути к заветному четкому “р”.

Визит к логопеду позволит выявить причину нарушения и принять меры для ее устранения. И тогда безотлагательно принимайтесь за работу и наверстывайте упущенное время. К слову сказать, речевой гимнастикой можно начинать понемногу заниматься уже с 3 лет, чтобы к 5-6 годам, когда ребенок должен говорить букву “р”, трудности с ее выговариванием обошли вас стороной.

Логопедическая диагностика

Чтобы определить, есть ли нарушение сонорной группы, нужно подобрать речевой материал. Но обследование начинают с проверки артикуляционного аппарата

Специалист обращает внимание на их анатомическое строение. Затем оценивает работу при помощи упражнений (например, поднимать−опускать язык)

Логопед проверяет речевое дыхание. Для этого он просит ребенка сыграть на духовых инструментах (дудочка); подуть на кусочек ваты. Таким образом специалист смотрит как ребенок делает вдох-выдох и силу выдоха.

Звук Р должен быть в прямом и обратных слогах, находиться в начале, середине и конце слова. Также нужно подобрать слоги со стечением согласных (например, ТРА, КРА и другие)

Бывает так, что ребенок может произносить Р и Р` в паре с согласными − такие моменты важно отражать в логопедической диагностике

Также нужно проверить фонетические процессы: логопед называет ребенку изолированные звуки и просит хлопнуть в ладоши или поднять руку на нужный звук. Затем также проверяют Р и в слогах, словах. Логопед показывает ребенку картинки и просит показать изображение, в названии которых есть Р.

Кроме речевой диагностики, специалист проводит беседу с родителями, чтобы понять, в какой среде растет ребенок. Потому что, если есть взрослые в окружении, которые картавят или у них есть другие виды ротацизма и параротацизма, нужно чтобы они корректировали свою речь при общении с ним, старались использовать меньше слов с корректируемым звуком.

На основе всех собранных данных логопед составляет коррекционную работу. Если нужно, советует обратиться к другим специалистам, чтобы получить комплексную помощь и достичь результата.

Слова с обратными слогами

Слоги «Арь», «Ерь», «Ирь», «Орь», «Урь», «Ырь» под ударением и без

  • «арь»: ца́рь, ста́рь, звона́рь, глава́рь, апте́карь, песка́рь, па́харь, жа́рь, янва́рь, сле́сарь, слова́рь, то́карь, календа́рь, буква́рь, дика́рь, янта́рь, библиоте́карь, фона́рь, зна́харь, ла́рь, пи́сарь, вста́рь, су́дарь, бунта́рь, суха́рь, госуда́рь, пе́карь, глуха́рь, ле́карь
  • «ерь»: тепе́рь, ве́рьте, пове́рь, е́герь, ла́герь, две́рь, зве́рь, пе́рья, се́рьги, заме́рь, изме́рь, Тве́рь, Аверья́н, Валерья́н, кутерьма́, серьёзный, валерья́нка
  • «ирь»: снеги́рь, Сиби́рь, па́нцирь, ши́рь, визи́рь, имби́рь, вши́рь
  • «орь»: И́горь, го́рько, ко́рь, борьба́, зо́рька, го́рький, у́горь, хво́рь, я́корь, отку́порь, лукомо́рье, многобо́рье, горькова́тый
  • «урь»: лазу́рь, глазу́рь, бурья́н
  • «ырь»: ло́дырь, ко́зырь, богаты́рь, пузы́рь, пусты́рь, волды́рь, пла́стырь, поводы́рь, лейкопла́стырь

Как быстро научить ребенка говорить букву «Р»

Для того чтобы помочь ребенку проговаривать букву «Р», требуется время на постановку и автоматизацию в речи. Если обратиться к логопеду с этой проблемой, достаточно 6-10 занятий в зависимости от особенностей каждого малыша.

Работа над правильным звукопроизношением

Возрастные нормы

Возраст от 2,5 до 4,5 лет у детей является периодом формирования речи, отличающейся несовершенством звукопроизношения. Это вызвано недостаточным развитием движений языка, губ, нижней челюсти. В этом возрасте дети или совсем не произносят звук (рука – ука), или заменяют его на смягченный (рука – люка).

Обратите внимание! К 5 годам ребенок уже должен овладеть хорошим звукопроизношением. Однако если он картавит, произносит горловой или искаженный , нужно помочь ему исправить неправильное произношение

Может ли малыш 3 лет говорить букву «Р»

К 2-3 годам обычно ребенок уже говорит предложениями. И родители вдруг замечают, что малыш не произносит букву «Р». Не стоит бить тревогу по этому поводу, так как в силу неразвитого речевого аппарата малыш еще не может управлять своим языком.

Как научить ребенка 3 лет говорить букву «Р» в домашних условиях

Малыш 3 лет еще не может четко выговорить букву «Р», как бы ни старались родители помочь ему в этом. Но в этом возрасте можно начать развивать фонематический слух.

Обратите внимание! Ребенка учат различать неречевые звуки (барабан, хлопанье), силу и тембр голоса (тихо – громко). Также полезно проводить логоритмику, где малыш выполняет разные движения в сочетании с речевым текстом

Легко ли научить ребенка 5 лет говорить букву «Р»

Не все дети к 5 годам могут овладеть правильным произношением звука . Распространенной причиной является недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата: губ, языка, нижней челюсти.

Для тренировки мышц языка и губ рекомендуют проводить артикуляционную гимнастику. Если с ребенком 5 лет регулярно заниматься по 5-10 минут в день, желательно утром и вечером, это поможет укрепить мышцы органов речи и улучшить качество произносимого звука .

https://youtube.com/watch?v=YlXEEAQfN0Y

Как научить ребенка в 6 и 7 лет говорить букву «Р»

Если у ребенка 6-7 лет имеются трудности с произношением буквы «Р», ему нужен логопед. Он посоветует комплекс упражнений, в ходе которых малыш научится управлять речевым дыханием, ставить язык и губы в нужное положение для проговаривания данного звука.

Важно! Постановку звука и его автоматизацию лучше доверить специалисту, так как только он сможет с помощью логопедического массажа помочь ребенку укрепить мышцы языка

Физиологические причины картавости

Картавое произношение буквы «Р» бывает у детей с короткой уздечкой и малоподвижным языком. Кончик и средняя часть языка опущены, благодаря свободному проходу вибрируют голосовые связки и из-за этого слышится картавый, увулярный звук.

Упражнения для растягивания уздечки

В норме подъязычная уздечка должна быть длиной 1,5 см. Если она короче, язык не может подняться вверх, из-за этого нарушается произношение звука . Однако не стоит спешить подрезать уздечку.

Уздечка языка до и после подрезания

Она обладает эластичностью и может растянуться в результате регулярного выполнения упражнений, описание которых можно найти в интернете: «Маляр», «Барабан», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Дотянись до носа».

Упражнения на дыхание

Перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики желательно проделать пару упражнений, в ходе которых прорабатывается речевое дыхание. Умение плавно выдыхать обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звука.

Обратите внимание! Выполнение упражнений на дыхание лучше предлагать ребенку в игровой форме: «подуй, как ветерок», «подуй на одуванчик»

Логопед и детский сад

Если воспитатели детского сада или учитель начальной школы отмечают у ребенка особенности дикции, недостаточную чистоту речи или особенности звуковосприятия, не пренебрегайте организованными дополнительными занятиями внутри образовательного учреждения. В отдельно сформированной группе, где у всех деток есть речевые недостатки, им намного комфортнее заниматься без стеснения и страха ошибиться.

Логопедический урок строится так, чтобы каждый малыш принял в нем максимальное участие. Обычно на каждом этапе от организационного момента до физкультминутки штатный логопед применяет специальные игры и упражнения, которые помогают детям раскрепоститься и научиться говорить по-новому.

Улучшение дикции у здорового и нормально физически развитого ребенка происходит уже после первых занятий. Но нужно научить его не только механически воспроизводить звуки, но и понимать значения слов, ощущать разницу в смыслах. Это ускорит и обогатит процесс обучения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector