Как научить ребенка характеризовать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие
Содержание:
- Урок русского языка для 1 класса на тему «Твёрдые и мягкие согласные звуки»
- § Какие звуки всегда твердые, а какие – мягкие
- Ход занятия
- Другие типы согласных
- Ц, Ч, Х: произношение, дифференциация звуков.
- Фонетическая характеристика звука [ч’]
- Сонорные, шумные, шипящие и свистящие согласные
- Школьная классификация
- Особые случаи
- Речевой материал:
- Характеристики звука и буквы
- § Как научиться различать твердые и мягкие звуки
- Ход занятия.
Урок русского языка для 1 класса на тему «Твёрдые и мягкие согласные звуки»
Цель: дать представление о способе обозначения мягкости согласных звуков на письме гласными буквами.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать в слове мягкие и твёрдые, парные и непарные согласные звуки; соотносить звуковые обозначения со словами.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Согласные звуки
— Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. Подчеркните буквы, обозначающие согласные звуки.
1) Я на том берегу
И на этом берегу.
Через речку перебраться
Я тебе помогу. (Мост.)
2) Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро, в час любой
Провезу вас под землёй. (Метро.)
3) Обгоняя ночь и день,
Вкруг Земли бежит олень.
Задевая звёзды рогом,
В небе выбрал он дорогу.
Слышен стук его копыт,
Он Вселенной следопыт. (Спутник.)
4) Не корабль, не лодка,
Ни вёсел, ни паруса,
А плывёт — не тонет. (Плот.)
— Прочитайте слова, которые вы записали. Какие задания можно составить к этим словам?
(Нужно рассмотреть все предложенные варианты. Можно предложить разделить данные слова на две группы (по количеству слогов).)
— Слова какой группы нельзя разделить для переноса? Почему?
(На доске записаны слова.)
Муравей.., чай.., май.., кофей.., строй.., лей…
— Добавьте к каждому слову слог -КА или -НИК. Запишите получившиеся слова, разделите их для переноса.
2. Тест
(Учитель может использовать задания из пособий (см. КИМы, тест 9 на с. 40—43; ТТ, тест 7 на с. 49-55; ПКР, задания на с. 51—54).)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске записаны слова.)
Лён, лом, мех, мэр, мял, мал, рис, рык.
— Прочитайте слова. Разделите их на две группы. (Лён, мех, мял, рис. Лом, мэр, мал, рык.)
— По какому признаку вы поделили слова? (В первой группе слов первый согласный мягкий, во второй — твёрдый.)
— Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О твёрдых и мягких согласных звуках.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 1 (с. 81)
— Прочитайте. Найдите слова с выделенными буквами. Объясните их написание.
— Найдите в стихотворении слово апрель. Произнесите по порядку все согласные звуки в этом слове.
— Что вы заметили?
— Какие звуки мягкие?
— Какой звук твёрдый?
— Выполните последнее задание.
— Назовите слова, которые выписали.
Упр. 2 (с. 81)
— Рассмотрите рисунки. Что изображено? (Лук и люк.)
— Сравните эти слова. Чем они отличаются по произношению? (В слове лук первый звук твёрдый, а в слове люк — мягкий.)
— Чем ещё отличаются эти слова? (Значением. Лук — 1) огородное или дикорастущее растение; 2) ручное оружие для метания стрел. Люк — закрывающееся отверстие, например в танке, на палубе, в борту самолёта, в полу сцены.)
— Как на письме обозначена твёрдость или мягкость согласных? (Гласными буквами.)
— Вспомните, прочитав текст на с. 82, как обозначаются твёрдость и мягкость согласных.
V. Физкультминутка
Топ-топ! Топотушки!
Пляшет зайка на опушке,
Пляшет ёжик на пеньке,
Пляшет чижик на сучке,
Пляшет пёсик на крылечке,
Пляшет котик возле печки,
Пляшет мышка возле норки,
Пляшет козочка на горке,
Пляшет утка на реке,
Черепаха — на песке.
Топ-топ! Топотушки!
Пляшут лапки, пляшут ушки,
Пляшут рожки и хвосты!
Что стоишь? Пляши и ты!
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 3 (с. 82)
— Прочитайте пары слов. Найдите в каждой паре выделенные буквы. Произнесите звуки, которые они обозначают. Что вы заметили?
— Какие гласные буквы обозначают твёрдость согласных? (Учащиеся называют буквы, учитель записывает их на доске или выставляет буквы из разрезной азбуки на наборном полотне: А, О, У, Ы, Э.)
— Какие гласные буквы обозначают мягкость согласных? (Учащиеся называют буквы, учитель записывает их на доске
А О У Ы Э
Я Ё Ю И Е
— Придумайте слова, в которых первый согласный звук: вариант 1 — твёрдый, вариант 2 — мягкий.
— Прочитайте сведения о языке.
— Как обозначается мягкость согласных на письме?
— Как обозначается твёрдость согласных на письме?
Упр. 4 (с. 82)
— Рассмотрите звуковые обозначения слов. Назовите слова. Объясните значение каждого слова.
— Запишите эти слова. Подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
Упр. 1 (с. 42)
(Самостоятельное выполнение задания.)
Упр. 2 (с. 42)
— Прочитайте.
— Выполните задание.
— Назовите слова, которые вы записали.
(Учитель может использовать задания из пособий (см. РТ, задания 1, 2 на с. 38, 39; СУ, задания нас. 42; Тр., задания на с. 38, 39).)
VII. Рефлексия
— Прочитайте слова по их звуковым обозначениям.
— Какими буквами обозначается мягкость согласных на письме?
— Какими буквами обозначается твёрдость согласных на письме?
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового узнали на уроке?
— Какие задания вызвали затруднения?
§ Какие звуки всегда твердые, а какие – мягкие
Важно обратить внимание, что буквы «ж»; «ш»; «ц» — бывают только твердыми, не важно, какая гласная за ней стоит, а «й»; «ч»; «щ» — мягкими по тому же признаку. Можно сделать ребенку такую напоминалку, которую он будет носить в тетради по письму:
ж ш ц ч щ й |
Обязательно заострить внимание, что «ч»; «щ»; «й» сидят на подушках здесь, поэтому они всегда мягкие. Ребенок запомнит эту ассоциацию, и уже всегда будет четко называть эти звуки мягкими
Также в тетрадь по письму можно вклеить и такую напоминалку: «жи» и «ши» пишем с буквой «и». Объясните ребенку, как дело обстоит и с другими гласными и твердыми согласными. Выпишите слова-исключения в столбик.
Ход занятия
Артикуляционная гимнастика
Язычок знаком вам, дети
Мы его улыбкой встретим. (Широко улыбаться, растягивая губы)
Это язычок пришел.
Вправо он сейчас пошел. (Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуться к правому уху).
Все, что нужно увидал
И налево зашагал. (Тянуться язычком к левому уху)
Погулял совсем немножко,
Широко открыл окошко. (Широко открыть рот и удерживать его в таком положении 10 сек)
Он окно не закрывает,
Кверху кончик поднимает. (Держать рот широко открытым. Тянуться языком к подбородку.
Язычок не устает:
Тянется теперь вперед. (Открыть рот. Максимально высовывать язык изо рта и вытягивать его вперед)
В прятки поиграть он рад:
Отступает шаг назад
Организационный момент.
1. Повторение пройденного материала
Ребята, с каким звуком вы познакомились на прошлом занятии?
Охарактеризуйте мне его. Назовите слова на звук «и» в начале, в середине, в конце слова.
А теперь, ребята,отгадайте загадку:
Явился в желтой шубке,
Прощайте две скорлупки (цыпленок)
На какой звук начинается слово цыпленок?
— А кто мама цыплят?
Дети: курица.
— Послушайте мою сказку?
1.Воспитатель рассказывает детям сказку:
Жили-были дед да баба и была у них курица-ряба. Снесла курица яйца не золотые, а простые, и вылупились из них маленькие, желтенькие цыплята. Но вдруг прилетела злая волшебница и унесла маленьких цыплят в далекую песочную страну. Плачет дед, плачет баба,плачет курица: «Спасите моих маленьких цыплят». Их зовут Цоп и Цып.
— Ребята, поможем курице? Спасем ее маленьких цыплят?
Дети: Да.
— Но чтобы попасть в эту страну, надо выполнить много заданий. Но я думаю, что вы справитесь с ними. Итак, отправляемся в путь.
1.А вот и первое задание: Произнесите правильно звук Ц.
Дети произносят звук Ц хором, индивидуально. Воспитатель дает характеристику звука Ц (согласный, твердый, обозначаем синим кружком).
2. Закончить слова слогом ЦА.
А теперь я буду говорить слова,а вы заканчивайте это слово слогом ЦА: мельни (ЦА, води (ЦА, певи (ЦА, кури (ЦА, умни (ЦА, больни (ЦА).
Проговорите чистоговорки.
Молодцы, ребята. Наш путь продолжается.
ФИЗМИНУТКА
Вышла курица гулять
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки –желтые цыплятки.
Ко-ко –ко, не ходите далеко
Лапками гребите
Зернышки ищите!
А теперь, ребята, давайте найдем желтый цвет, зеленый.
4. Выделение звука Ц в начале, середине, конце слова.
Мы продолжаем наш путь в песочную страну. Ребята, сейчас мы с вами поработаем на листочках. Вам нужно услышать звук «Ц» в начале, середине и в конце и отметить в таблице. А потом мы с вами проверим.
Цыпленок, водица, цапля, огурец, умница, мельница, колодец, яйцо, молодец, цветок
5. Мы сейчас выполним еще одно задание и окажемся в песочной стране. Составление схемы слова ЦЫП.Следующее задание: составить звуковую схему слова ЦЫП (На доске работает Аэлита)
-Давайте составим схему слова ЦЫП.
Дети делают звуко-слоговой анализ слова. Ну, вот мы в песочной стране.Давайте позовем наших цыплят: ЦЫП-ЦЫП-ЦЫП. Что такое? Не откликаются наши цыплятки. Нужно выполнить еще одно задание, тогда мы их точно найдем!
8. Графический диктант буквы «Ц»
2 вправо,4 вниз, 2 вправо, 4 вверх, 2 вправо, 6 вниз, 2 вправо, 3 вниз, 2 влево, 2 вверх, 6 влево и соединяем.
(заштриховать синим цветом)
Молодцы, вот у нас получилась буква «Ц».
Вика и Миша подходит к моему столу. Посмотрите, вот песочная страна, а где наши цыплята Цоп и Цып? Вот они!
Дети видят в песке цыпленка. Находят в песке всех цыплят.
-Вот мы и нашли всех цыплят. Давайте отнесем их курице.
Дети относят цыплят курице.
9. Итог занятия.
А подведем итог занятия таким образом. Послушайте сказку еще раз и назовите слова из сказки со звуком «ц»
Жили-были дед да баба и была у них курица-ряба. Снесла курица яйца не золотые, а простые, и вылупились из них маленькие, желтенькие цыплята. Но вдруг прилетела злая волшебница и унесла маленьких цыплят в далекую песочную страну. Плачет дед, плачет баба,плачет курица: «Спасите моих маленьких цыплят». Их зовут Цоп и Цып
Другие типы согласных
Есть еще несколько названий, которые надо помнить, чтобы легко понимать правила.
Непроизносимые
В связи с особенностями произношения в нашем с вами языке, некоторые согласные в словах “выпадают”: солнце – , лестница – , здравствуйте – .
Чтобы проверить непроизносимый звук, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором после сомнительного согласного будет гласный или не будет сочетания нескольких согласных. Например, “здравствуйте” мы проверяем словом “здоровье”, “солнце” – “солнечный”, “солнышко”.
Удвоенные
Это когда рядом два одинаковых согласных. Самый известный пример – правило на удвоенное НН.
Слова, у которых есть удвоенные согласные в корне, как правило, заимствованные: аммоний, тонна, килограмм.
Ц, Ч, Х: произношение, дифференциация звуков.
Содержится в разделах:
Буквы. Знакомимся с буквами и звуками 2733
По группам:
- Старшая группа
- Подготовительная группа
- Средняя группа
Показаны публикации 1-10 из 439.Все разделы
| Буквы Ц, Ч и звуки , . Конспекты занятий
Новое
Конспект НОД в старшей группе детского сада «Различаем звуки — »
Задачи: • закрепление произношения звуков и , упражнение детей в произнесении слов со звуками и в различном темпе; • развитие умения дифференцировать звуки и : различать в словах, выделять слова с заданным звуком, называть слова со звуками и , а…
Конспект индивидуального занятия в детском саду «Автоматизация звука в словах»
Задачи: 1. Продолжать работу по укреплению мышц артикуляционного аппарата. 2. Работать над развитием голоса, дыхания. 3
Развивать память, внимание. 4
Автоматизировать звук «Ц» в прямых слогах, словах. 5. Развивать фонематическое восприятие, представление. Ход занятия: 1….
Фонетическая характеристика звука [ч’]
Звук :
- Согласный.
- Глухой непарный.
- Мягкий непарный.
Звук образуется путём соединения и . При его произношении нужно немного округлить губы, переместить их вперёд. Зубы необходимо сомкнуть, чтобы между ними появилась небольшая щель. Язык нужно приподнять, прикоснуться кончиком твёрдого неба к зубам. Среднюю часть спинки языка следует опустить, позволить его боковым сторонам соединиться с верхними зубами. Воздух нужно выдохнуть с силой, создав небольшой толчок. Тогда получиться преодолеть преграду, создаваемую альвеолами и передней частью языка.
Выбери ответ
Предметы
- Русский
- Общество
- История
- Математика
- Физика
- Литература
- Английский
- Информатика
- Химия
- Биология
- География
Классы
- 11 класс
- 10 класс
- 9 класс
- 8 класс
- 7 класс
- 6 класс
- 5 класс
- 4 класс
- 3 класс
- 2 класс
- 1 класс
Становимся грамотнее за минуту
- Проверка орфографии онлайн
- Топ-100 слов, где все делают ошибки
- 25 слов, которые всегда пишутся раздельно
- 20 слов, которые всегда пишутся слитно
- 20 слов, которые пишутся только через дефис
- 15 слов, которые всегда пишутся слитно с «не»
- Слова-паразиты, о которых тебе нужно забыть
- Топ-20 длинных и сложных слов
- 9 новых слов, в которых все делают ошибки
- Словарь паронимов
- Орфоэпический словник
Сонорные, шумные, шипящие и свистящие согласные
В русском языке также выделяют сонорные, шумные, а также шипящие и свистящие согласные звуки. Приведем определение каждого из названных вида согласных, а также перечислим какие именно согласные относятся к тому или иному виду.
Сонорные согласные
Сонорные согласные звуки — это звонкие непарные согласные.
Всего существует 9 сонорных звуков: , , , , , , , , .
Шумные согласные звуки
Шумные согласные звуки делятся на звонкие и глухие. К глухим шумным согласным относятся 16 звуков: , , , , , , , , , , , , , , , , а к шумным звонким согласным звуком относятся 11 звуков: , , , , , , , , , , .
Шипящие согласные звуки
Всего в русском языке 4 шипящих согласных звука: , , , . Все они напоминают на слух шипение, именно поэтому их и называются шипящими согласными.
Шипящие согласные
Свистящие согласные звуки
Свистящие согласные
Свистящие согласные звуки являют по своему произношению переднеязычными, щелевыми. При артикуляции твердых звуков , и зубы обнажаются, кончик языка прислоняется к нижним зубам, а спинка языка слегка выгибается, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Воздух при этом проходит, создавая трением шум.
При артикуляции мягких звуков происходит тоже, однако спинка языка поднимается к твердому нёбу.
При произнесении звонких звуков и голосовые связки сомкнуты и вибрируют, а вот нёбная занавеска поднята.
Школьная классификация
Первый критерий классификации: твердость/мягкость. 18 согласных из 21 имеют пары по твердости мягкости, то есть в разных словах могут произноситься твердо или мягко. Например: корова, друг – к, р, в, д, г в этих словах – твердые. Однако мы можем подобрать другие слова, где они будут мягкими: реки, видеть, гикнуть – здесь мы уже произносим их мягко.
Нет пары по твердости/мягкости у шести звуков: ж/ш/ц (только твердые) и ч/й/щ – (только мягкие). Какой бы гласный не находился после ж/ш/ц – они будут твердыми: жизнь – , циркуль – , шить – . Ч/й/щ – всегда произносятся мягко – потренируйтесь: чёлка, щетка, йод, ёлка , щекотать, чай и т. д.
Второй критерий – звонкость и глухость. Сравните произношение и , и , и , и – в чем разница? В первом случае вы добавляете к произношению голос, во втором – голоса нет, только шум.
Нет пары по звонкости/глухости у сонорных звуков. Их пять: , , , , . Они только звонкие. Чтобы запомнить сонорные было проще – произнесите их несколько раз в той последовательности, которая дана выше. Они произносятся легко, без запинок, остаются в памяти.
Глухие непарные: , , , . У них не может быть звонкого аналога, его в принципе нет.
Мы рассмотрели признаки, которые выносятся на фонетический разбор в школе. Я разберу для примера слово “клюква”, чтобы все признаки лучше отложились у вас в голове.
- Ударение: клю’ква.
- Слоги: клю-ква.
- Характеристика:
- К – – согласный, твердый (парный), глухой (парный).
- Л – – согласный, мягкий (парный), звонкий (непарный), сонорный.
- Ю – – гласный, ударный.
- К – – согласный, твердый (парный), глухой (парный).
- В – – согласный, твердый (парный), звонкий (парный).
- А – – гласный, безударный.
- 6 букв, 6 звуков.
Особые случаи
Для полного изучения вопроса: является ли буква «ц» мягкой или твердой, следует обратиться к ее правописанию с гласной «ы».
Слог «цы» пишется в особых случаях, к которым относятся:
- слова: цыган, цыпленок, цыц, мцыри и относящиеся к ним однокоренные;
- притяжательные прилагательные, имеющие в своем составе суффикс «ын», стоящий после корня, оканчивающегося на «ц»: лисицын, курицын. На фамилии это правило не распространяется: Вицын, Станицын, Ельцин;
- имена прилагательные, имеющие окончание «ый», следующее за основой, завершающейся буквой «ц»: круглолицый, бледнолицый;
- имена существительные, после основы которых, оканчивающейся на букву «ц», находится окончание «ы»: месяцы, перцы, святцы;
- фамилии украинской этимологии: Цыбин, Цыбулько;
- имена собственные иностранного происхождения: Цынь, Ван Цы;
- производные формы глагола несовершенного вида «сцать»: сцышь, сцыт.
За исключением вышеперечисленных пунктов, в сочетании с буквой «ц» пишется гласная буква «и».
Речевой материал:
Маленькое неудобство
— Почему, скажите, птицы,
на земле вам не сидится?
— Мы б гуляли по дорожке,
да по ней гуляют… кошки!В. Левановский.
Слон и муха
Муха села на слона.
Муха удивляется:
Где же слон? Одна спина
По лесу слоняется!..
Цыплёнок
Из яйца, как из пелёнок,
Вышел маленький цыплёнок.
Поглядел на белый свет
И сказал цыплёнок: «Нет,
Я обратно не ходок—
Солнце ярче, чем желток!
Для меня, для молодца,
Белый свет белей яйца!»В. Левановский
Гололедица
Не идётся и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато отлично падается.
Почему никто не радуется?
Синичья скороговорка
Солнце садится, струится водица,
Птица-синица в воду глядится.
Чистой водицы синица напьётся-
Славно сегодня звенится — поётся.
Циркуль
Циркуль мой циркач лихой,
чертит круг одной ногой,
а другой проткнул бумагу,
уцепился и ни шагу!
В. Берестов.
***
Бедным курицам не спится,
если им лисица снится.
***
Любовалась цыплятами курица:
что ни цыплёнок, то умница!
А. Капралова
***
Не надо больше ссориться!
А то и мяч не ловится,
и книжка не читается,
и дождик начинается. Э. Мошковская
***
У красы-берёзки платье серебрится,
у красы-берёзки зелены косицы.П. Воронько.
***
Купили каракатице
кружевное платьице…
Ходит каракатица,
хвастается платьицем.И. Демьянов.
***
Что мне холода бояться!
Я привыкла закаляться.
Кран доволен, кран смеётся —
мне в ладошки речка льётся.
Цыплятки
Цып-цып-цып, цыплятки,
Есть водица в кадке.
Кто меня боится,
тем не дам водицы.
Вот бегут цыплятки,
не боятся Натки.
Возле кадки блюдце,
все они напьются.
Баловница
Ну и баловница
Младшая сестрица!
Бабушка ругается:
— Экая проказница!
Мама улыбается:
— Просто безобразница!
Этой озорнице
Спокойно не сидится:
Скачет, кувыркается,
Вечно улыбается,
Допоздна кружится,
Не хочет спать ложиться.
Ох, и баловница!
Младшая сестрица!И. Лопухина.
***
Цапля сторожем в болоте
На одной ноге стоит.
— Цыц! Куда вы в грязь идёте?-
всем зверёнышам кричит.А. Пудваль.
***
Над кузницей, мельницей
Вьётся метелица,
По лесу танцует
И по полю стелется.
А зайцы метелицы не боятся,
Под снегом танцуют и веселятся.И. Лопухина.
***
Цветёт у птичника цветок —
Цветёт на паре тонких ног.
Цветок пушист и звонок…
— Цветок, ты кто? — Цыплёнок!В. Лунин
***
Циркач умеет гарцевать,
Зверей и птиц дрессировать,
И на трапеции вертеться,
И на канате танцевать.Е. Благинина.
Игра
Ёрш — ершится,
Петух — петушится,
Лайка — лает,
Змея — змеится.
Что же получается:
Лягушка — лягается?
***
Над селом метелица
Белым снегом стелется,
Замела всё озерцо,
Запорошила сельцо.
Снег замёл все лужицы,
Кружится по улицам,
В оконца стучится,
На крыльцо ложится.
Над рощицей, над мельницей
Кружится метелица.И. Лопухина.
***
Букв немало мы узнали,
Добрались до буквы Ц.
Есть слова, где Ц – в начале,
Где в серёдке, где в конце.
Цепь, цветок и цифра—тут
Ц в начале все прочтут.
А в словах отец, боец
Ц мы пишем под конец.
Цапля ходит по болоту,
Ждут в гнезде её птенцы.
Цирк откроется в субботу,
Уж приехали борцы.
В цех явились на работу
Молодые кузнецы.
В каждой строчке буква Ц
Словно камушек в кольце.
И на каждой есть странице,
На границе и в столице,
И в цыплятах на крыльце
Тоже есть две буквы Ц.Л. Дьяконов.
Еноты в магазине
В магазин пришли с работы
Покупатели — еноты
покупать у продавца
два солёных огурца.
Говорит продавец:
— Две копейки огурец.
— Дайте нам по огурцу.
— Заплатите продавцу.
Очень точно. Молодцы!
Забирайте огурцы.Э .Мошковская.
Выходной день
У нас воскресенье, у нас выходной.
Знакомое пенье с утра за стеной.
Маме не спится с утра в выходной,
надела из ситца халатик цветной.
Халатик знакомый, такой, как весна.
Останется дома сегодня она.
У мамы в больнице, где лечат ребят,
не пёстрый из ситца, а белый халат.
Из колодца принесла…
Из колодца принесла курица водицы.
И цыплята всей семьёй побежали мыться.
Только Цып стоит в сторонке,
не желает мыться.
Потому что, как огня,
он воды боится.
И сказала мама строго:
«Мыться дети все должны.
Цып играть не будет с нами.
Нам грязнули не нужны».
***
В царском дворце хранится ларец.
Ларец для колец заказал царь-отец.
Семнадцать царевен растут во дворце,
Семнадцать колец во дворцовом ларце.
Стихи для автоматизации звука «Ц» при помощи наглядности необходимы на этапе автоматизации звука в связной речи. Поэтому изучайте стихи с малышом, развивайте его речь и укрепляйте память!
Всем успехов и позитивного настроения!
Характеристики звука и буквы
Первое, что хочется узнать – ц твердая или мягкая. В русском языке существует правило, согласно которому мягкость и твердость определяется стоящим за ним гласным звуком. Но из правила есть исключение.
Для буквы ц какой звук определяется не гласной буквой, а незыблемой нормой русского языка. Она всегда твердая. Утверждение касается любых слов, даже таких, как «цирк» или «цыпленок». Для читателя вопрос о том, буква ц мягкая или твердая перестал стоять настолько остро. Ответ известен.
Малышам для запоминания буквы ц можно предложить ее раскрасить.
Раскрась букву ц
Впрочем, это не единственная характеристика звука ц. Попробуем определить звонкая буква или глухая. Постараемся крикнуть букву «ц». Не получится. Причина в том, что глухой звук ц, характеристика еще одна найдена.
Буква ц обозначает глухой звук ц и является согласной.
Читателю известно, что ц всегда твердая, найден ответ на вопрос звук ц твердый или мягкий. В разговорной речи разницы особой не существует между глухими и звонкими частями слова. Они произносятся почти одинаково по форме, но содержательно различаются очень сильно.
Другие характеристики буквы ц:
- Непарная. Наверное, самая интересная характеристика буквы ц. Часть букв в русском языке образует пару глухих и звонких. Например, буквы «т» и «д» или «к» и «г». Но в случае с буквой «ц» известная закономерность рушится. В чем причина? Выше мы говорили о звуке «ц». Это не совсем правильно с точки зрения русского языка. Нам с читателем пришлось пойти на небольшое упрощение, чтобы донести мысль. В русском языке не существует звука «ц». То, что таким кажется состоит из двух других «т» и «с», которые соединились вместе. Историки не знают когда это произошло.
- Встречается в славянских алфавитах. Знакомая с детства печатная буква ц встречается в украинском, белорусском, болгарском, македонском, сербском алфавите. Правда, надо знать как пишется буква ц во всех этих алфавитах. Правила написания могут незначительно меняться. Порядковый номер тоже не одинаковый. В русском языке буква «ц» занимает 24 место, но в болгарском занимает место на одну ступень повыше, а в белорусском на шаг пониже.
§ Как научиться различать твердые и мягкие звуки
Русский язык – один из самых сложных языков. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел правильно писать и излагать свои мысли, нужно тщательно готовить домашние задания и выполнять требования учителя. А изучение языка начинается с малого – со звуков. Они бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твердые. Сразу детям будет очень сложно разобраться во всем этом многообразии, поэтому начинать лучше с малого.
Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. Что такое звуки, и что такое буквы. Когда этот материал уже усвоен, можно приступать к навыку отличать мягкие звуки от твердых звуков. Необходимо понимать, что ребенка нужно научить отличать и слышать по разным признакам твердые и мягкие звуки
Важно, чтобы ребенок научился слышать согласные звуки и понимать, почему они твердые или мягкие. Просто зазубрить, твердый или мягкий звук обозначает согласная, не получится, так как в разных употреблениях одна и та же буква может быть и твердой и мягкой (кроме исключений)
В первую очередь обращаем внимание на случай, когда после согласной буквы идет гласная. Тут достаточно легко определить твердый звук согласной или же мягкий
Необходимо запомнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; о; у; э; ы. Если же после согласного стоят: и; е; ю; я; е, то эти согласные мягкие.
Чтоб материал хорошо усваивался, обязательно нужно подкреплять знания практическими упражнениями. Для начала выбирайте наиболее простые слова. Такие как «мама» или «папа».
Согласный звук является твердым, потому что после него произносится гласный звук «a», а, вот в словах «няня» или «тетя», согласные звуки будут мягкими, так как после стоят буквы «я» и «е», дающие согласным мягкость. Запомнив это нехитрое правило, дети уже не испытывают затруднений в определении твердости и мягкости отдельных согласных звуков, если после них стоит гласный.
А что же делать, если после согласного, вызывающего сомнение, в слове идет снова согласный? Ребенок должен усвоить, что в этом случае согласный будет твердым. Всегда мягкие звуки остаются вне правила. Например, слово «карандаш». После «н» стоит «д» и ребенок понимает, что согласный «н» обозначает твердый звук, потому что после него стоит согласный звук. А вот в слове «парча» буква «ч» по-прежнему остается мягкой.
При разъяснении этих правил очень важно не торопиться, а отслеживать реакцию ребенка, и давать новые правила, только после того, как старые полностью усвоены и не составляют сложности при употреблении. Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков
Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.
Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков. Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.
Ход занятия.
1. Орг. момент. Введение в игровую ситуацию
— Итак, начинается наше занятие,
Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать
2. Мотивационная игра
– Чем отличаются звуки и ?
– Какой буквой они обозначаются?
– Чем буквы отличаются от звуков? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и видим)
3Затруднение в игровой ситуации
История про Ёжика, Лисёнка и Мудрую Сову.
Игрушки так веселились и смеялись, катаясь на карусели, что не заметили, как к ним подошла лошадка.
— «А вы, почему не в цирке?» — спросила она их.
От неожиданности наши друзья так растерялись, что не нашлись, что ей ответить.
— «Сегодня в цирке большое представление, — продолжила лошадка. – Садитесь на меня. Я вас отвезу».
(См. рис. на с. 30)
По дороге новая знакомая рассказала, что она работает в цирке и зовут ее Царицей.
— «Ты разве жена царя?» — поинтересовался Лисенок.
— «Совсем нет, — засмеялась Лошадка. – Мне дали такую кличку, потому что у меня на лбу есть маленькое пятнышко в виде короны». Еще Царица рассказала, что вместе с ней в цирке работают и другие звери. Этой весной у многих появились детеныши. Когда они подрастут, то тоже станут цирковыми артистами, как их папы и мамы. А пока они еще маленькие, поэтому для них открыли специальный цирковой детский сад.
— «Ой! Что-то я совсем заболталась, — воскликнула Царица. – Мы с вами можем не успеть к концу представления!». Она посоветовала своим наездникам держаться покрепче и понеслась во весь опор.
«Цок – цок – цок – цок!» — застучали по дорожке ее копыта, с каждым шагом приближая наших друзей к цирку – сказочному дворцу чудес.
– Какой звукслышится в начале слов: царица, царь, цирк?
— Ребята, как вы думаете, о каком звуке мы сегодня будем разговаривать на занятии (Сегодня мы поговорим о звуке .)
4. Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации
Характеристика звука.
1) — Давайте произнесём .
— Скажите, какой это звук? (Согласный- преграда язык, глухой — голосовые складки не работают, всегда твёрдый).
Звук Ц на письме обозначается буквой ЦЭ.
СЛОГИ НА ДИСКЕ «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»
–Давайте прочитаем слоги на доске: ЯЦ – АЦ – ЦА, ЕЦ – ЭЦ – ЦЕ,
ЁЦ – ОЦ – ЦО, ЮЦ – УЦ – ЦУ, ИЦ – ЫЦ – ЦЫ.
– Каким цветом обозначается звук ? (Синим)
Почему? (Всегда твёрдый). Раскрасьте.
2) Работа с рисунком (с. 30) .
– Назовите детенышей циркового детского сада.
– Назовите мам этих детенышей и пометьте кружком тех из них, чьи имена произносятся со звуком .
– Кто мама у львенка? (Львица.)
– В этом слове есть звук ? (Да.)
– Нарисуйте синий кружок рядом со львенком.
Дети рисуют кружки рядом с ягненком (овца, медвежонком (медведица, тигренком (тигрица) и цыпленком (курица).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Стали дети ровно в круг,
Стали дети ровно в круг,
А затем присели вдруг.
Дружно сделали прыжок,
И над головой –хлопок.
А теперь все дружно
Прыгнем через лужу!
А сейчас идем по кругу,
Улыбаемся друг другу
Работа с рисунком (с. 31) .
5. Самостоятельное применение нового в других игровых ситуациях
Игра «Назови, кто это?»
— в пехоте служит … (пехотинец)
-ходит по канату… (канатоходец)
-подковывает лошадей… (кузнец)
-продает (продавец)
— поет. (певец)
— плавает… (пловец)
— борется….(борец)
Игра «Назови ласково»
Мыло- мыльце, платье- платьице, одеяло-одеяльце, зеркало- зеркальце
Во всех словах – отгадках, какой звук слышали?
«Букв немало мы узнали,
Добрались до буквы «Ц».
Есть слова, где Ц — в начале, в середине
Есть слова, где Ц – в конце …»
– Определите, в какой части слова слышится звук , и закрасьте синим цветом соответствующие клеточки.
Работа с рисунком (с. 31).
– Как можно назвать одним словом все, что изображено на картинках? (Продукты.)
Назовите посуду, в которой подают на стол эти продукты. Если в названии посуды не окажется звука , зачеркните этот продукт.
– В чем подают сахар? (В сахарнице.)
– В этом слове есть звук ?
– Надо ли зачеркнуть эту картинку? (Нет.)
– В чем подают масло? (В масленке.)
– В этом слове есть звук ? (Нет.)
– Надо ли зачеркнуть эту картинку? (Надо.) И т. д. (супница, перечница, солонка, хлебница, конфетница)
Чтение слогов.
— Прочитай слоги и найди слова с этими слогами, соедини слоги с картинками.
• ЦЫ — птицы, пуговицы;
• ЦЕ — полотенце, блюдце;
• ЦА — овца, мельница;
• ЦО — кольцо, яйцо.
Работа с рисунком (с. 31) .
– Это буква «цэ».
Какой звук она обозначает?
– Как вы заштрихуете эту букву?
– Превратите эту букву Ц в цаплю.
6. Итог занятия.
– Что вы узнали о звуке ?
— Какой буквой он обозначается и чем от нее отличается?
– Назовите слова со звуком . (примеры)
— Ребята, вы сегодня все хорошо и дружно работали.