Методика монтессори дома и в детском саду

Содержание:

Суть методики Марии Монтессори

Методика Марии Монтессори является одной из ведущих в мире. Эта женщина была врачом, педагогом и ученым, потому созданная ею методика основана не только на научных фактах, но и личном опыте. Монтессори первая женщина-врач, получившая диплом в Италии. Помимо этого, она работала с детьми, у которых диагностировали умственные отклонения.

Программа, которую разработала Мария Монтессори, основывалась на развитии детей и их самовоспитании. Изначально она ее опробовала на пациентах, с которыми работала (напомним, это были умственно отсталые дети), и ребята уже через пару месяцев продемонстрировали результаты, превзошедшие их сверстников с нормальным развитием.

Суть методики в том, что ребенок должен ощущать счастье. Если ему будет интересно занятие, он обязательно продолжит. Именно потому используются развивающие игрушки, которыми малыши с удовольствием играют. А занятия проводятся зонировано. Каждая зона развивает те или другие личностные составляющие.

Принципы системы

Система Марии Монтессори включает двенадцать основных принципов:

  1. Ребенка учит то, что вокруг него.
  2. Критика по отношению к малышу учит его осуждению.
  3. Похвала по отношению к крохе учит его оценивать.
  4. Враждебность по отношению к ребенку учит его драться.
  5. Честность по отношению к малышу учит его справедливости.
  6. Высмеивание учит быть робким.
  7. Обеспечение безопасности крохи учит его верить (доверять).
  8. Частые попытки опозорить учат чувству вины.
  9. Частое одобрение учит хорошо относиться к себе.
  10. Снисходительность учит быть терпеливее.
  11. Подбадривание делает более уверенным.
  12. Жизнь в дружной атмосфере позволяет чувствовать себя нужным и учит находить в мире любовь.

Согласно этой методике дети должны были обучаться с рождения до школы, получая знания на практике.

Составляющие программы

Рассматриваемая методика имеет три составляющие:

  • ребенок;
  • окружающая среда;
  • педагоги.

Рассмотрим каждую составляющую подробнее. Одним из самых важных составляющих программы является ребенок, а точнее то, насколько он восприимчив к обучению.

Каждому возрасту соответствует определенный характер восприимчивости:

  • от рождения до 6 лет — речевое развитие;
  • от 0 до пяти с половиной лет — сенсорное;
  • от 0 до трех лет — этап установления и восприятия порядка;
  • от полутора лет до пяти с половиной — развитие мелкой моторики;
  • от года до 4 лет — освоение разных действий;
  • от двух с половиной лет до шести — социализация.

Что касается окружающей среды, здесь важно, чтобы малыша окружали вещи, которые ему понятны и доступны. Например, ребенок никогда не научится одеваться, когда вся одежда спрятана в шкафу на верхней полке, куда он не сможет достать

А вот если с вечера приготовить одежду и оставить ее на стульчике возле кровати, дети обычно быстро осваивают, как собираться. Конечно, поддержка взрослых им нужна, но не такая капитальная.

Составляющая учителя, пожалуй, самая интересная. Ребенок должен стать учителем сам для себя. Взрослые только наблюдают и объясняют, если в этом возникает необходимость. Родитель или педагог не должен что-то делать вместе с ребенком или за него. Девиз методики: «Помоги мне это сделать самому».

Развитие самостоятельности как залог успеха

Одна из главных задач системы — развитие самостоятельности. С раннего возраста дети учатся не только решать без помощи взрослых бытовые задачи, но и выражать свои мысли, желания, просьбы о помощи. Так, малыши в детском саду, устроенном по методу Монтессори, могут самостоятельно приготовить простое блюдо, постирать одежду и организовать рабочее место.


Фото: Natalia Lebedinskaia / Shutterstock

С возрастом бытовая независимость переходит к независимости интеллектуальной: повзрослевший ребёнок учится самостоятельно добывать знания, планировать дела, выбирать формат и время своего обучения и нести за него ответственность. Автор метода представляла себе обучение именно как переход на новые ступени независимости.

Что об этом говорила Монтессори: «Человек, собственными силами выполняющий все работы, необходимые для удобств и потребностей жизни, побеждает себя, тем самым умножая свои способности и совершенствуясь как личность».

Зачем это взрослым: развивать самостоятельность сегодня многим приходится уже старшем возрасте, ведь в традиционных школах знания получались пассивно, и не всех учили применять их в деле. Использование этого принципа поможет студентам научиться ответственности, развить мотивацию и решать сложные задачи.

Как это применять в обучении взрослых:

  • Дать учащимся свободу выбора — предмета, времени и места занятий, возможности заниматься одному или в паре.
  • Предоставить возможность самоконтроля. Учебные материалы могут быть устроены так, чтобы студент мог увидеть и исправить свои ошибки. Этому помогут, например, прозрачные критерии результатов, шаблоны верных решений и другие инструменты.
  • Сформировать особую позицию преподавателей и кураторов. Главные их задачи — поддержка и организация самостоятельной деятельности обучающихся, поощрение экспериментов и креативности. У студентов есть право выбирать свою образовательную траекторию и работать с комфортной скоростью, педагог же выступает в этом процессе скорее в качестве коуча и фасилитатора, нежели источника знаний.

Основные принципы вальдорфской педагогики

• Раскрытие способностей в благоприятной атмосфере и в той деятельности, которую на данном этапе своего индивидуального развития ребенок в состоянии освоить без внутреннего сопротивления и напряжения.

• Индивидуальный подход к ребенку на основе принципа равных возможностей: все дети имеют одинаковые шансы на реализацию своего творческого потенциала независимо от уровня интеллекта, возраста, пола, национальности или принадлежности к определенной социальной группе.

• Максимальная поддержка любых инициатив, идущих от детей, и минимальное количество запретов, если только они не связаны с угрозой жизни, здоровью и благополучию самого ребенка и других членов сообщества, а также с целостностью окружающей среды, будь то сад или территория вокруг него (рисовать можно в альбоме — зачем делать это на стене?).

• Самообучение через подражание: наблюдая за взрослым или старшим товарищем по группе, взаимодействуя с ними, ребенок получает пример и пищу для самостоятельного освоения предметов и понятий окружающего мира.

• Пространство и режим дня детского сада организованы таким образом, чтобы поддерживать развитие свободной игры и свободного выбора вида деятельности: ребенок самостоятельно определяет степень своей вовлеченности в совместные занятия и игры с другими детьми.

• Игровые виды деятельности (ролевые игры, разыгрывание сценок из мифов и сказок, спектакли, песни, танцы, потешки, прибаутки, театрализованные представления, концерты) — все в рамках национальной культуры и в духе уважения к народным традициям. На этом фоне и проходит творческое и эстетическое развитие ребенка, которое является основой всей педагогической модели.

• Трудовое воспитание через занятия различными ремеслами: шитье, вышивание, лепка, рисование, резьба по дереву, конструирование, изготовление кукол для спектаклей.

• Экологическое воспитание. Цель — не только забота о саде/огороде как части общей экосистемы, но и формирование представлений о циклах жизни природы и живых существ, населяющих планету. Благодаря наблюдениям за явлениями окружающей среды и посильному участию в поддержании баланса в ближайшей микроэкосистеме, ребенок самостоятельно приобретает бесценный опыт переживания единения с природой и находит свое место в мире как человек, а не как социальная единица.

Итак, мы познакомились поближе с вальдорфской педагогикой. Учитывая, что раннее развитие эта система отвергает, никаких конкретных методик воспитания для самостоятельного использования в домашних условиях она предложить не может.

Но сам подход, который лежит в ее основе, можно взять на вооружение современному родителю, придерживающемуся спокойного и взвешенного отношения к жизни.

Общий подход к воспитанию и некоторые принципы штайнеровской педагогики, несомненно, найдут своих почитателей. Уважение личности человека с момента рождения, атмосфера непринуждения, предоставление ребенку возможности развиваться в своих индивидуальных темпах и в рамках самостоятельно определяемых интересов, творческий подход к жизни во всех ее проявлениях, почитание народных традиций и ремесел, раннее приобщение к творческому и общественно полезному труду — мало кто из родителей выскажется против этих тезисов. Главное — правильно применить их на практике, ненасильственно и с любовью.

Учим буквы по методике Монтессори

  • Знакомство с буквами по методике Монтессори начинается в игровой форме. По мнению Монтессори первое знакомство с буквами должно происходить через рисунок. Напишите прописную букву, предложите ребенку повторить, озвучьте ее название.
  • Используйте передвижной алфавит. Это могут быть буквы-вкладыши, шершавые буквы, бумажные карточки. Чтобы ребенку было легче запомнить букву, весь алфавит обыгрывают в виде сказки.
  • Буквы можно изобразить на листе бумаги в виде точек. Покажите небольшую презентацию, как правильно соединить точки и что получается в результате.
  • Используйте трафареты в виде букв. Предложите малышу обвести букву и заштриховать ее линиями. Переходите от широких линий к более узким, совершайте движения слева направо.
  • Для составления первых слов используется передвижной алфавит. Достаточно выучить несколько гласных и согласных.
  • Слепое прощупывание выпуклых или шершавых букв помогает детям за короткое время выучить весь алфавит.

Шершавые

  • Монтессори чтение выстраивается с логичной последовательностью – от конкретного к абстрактному, к символам и буквам.
  • Процесс чтения начинается с интуитивного чтения. Когда ребенок еще не умеет читать, но опираясь на картинки и полученные знания, интуитивно озвучивает слово. То есть первые слова должны сопровождаться изображениями. Интуитивное чтение подогревает интерес к изучению букв и чтению.
  • Для первого чтения используются знакомые предметы. Ребенок должен понимать значение слова, которое он читает. Педагогу будет легче подсказать и направить на правильную мысль.
  • Первая книжка может быть оформлена в виде раскраски или содержать крупные предметные изображения.

Краткое описание сути педагогики Марии Монтессори

Кратко суть методики Монтессори можно передать в одной фразе «Помоги мне это сделать самому». Автор системы была глубоко убеждена, что в каждом малыше с рождения скрыт мощный внутренний потенциал

Важно создать условия для того, чтобы он раскрылся, и тогда сформируется гармоничная личность

Система Монтессори предполагает воспитание без какого-либо принуждения. У ребёнка должен сам по себе проснуться естественный интерес к обучению. При этом учитываются его физиологические и психологические потребности в данный момент. Ключевым моментом будет «чего хочет ребёнок».

Основные принципы воспитания

В целом методика опирается на ряд принципов:

  1. Наблюдение за ребёнком. Задача взрослого (родителя, воспитателя) – пристально изучить малыша, понять особенности его внутреннего мира.
  2. Гуманизм — полное отсутствие психологического насилия, употребления тоталитарных педагогических методов.
  3. Свобода, независимость. Энергию ребёнка недопустимо подавлять, нужно, наоборот, направлять её в созидательное русло.
  4. Минимум влияния со стороны взрослого. Он просто помогает малышу разобраться в предмете, который он выбрал, ненавязчиво направляет, создаёт необходимую развивающую среду.
  5. Индивидуальный подход. Учитываются особенности ребёнка, степень его активности.

Сенситивные периоды: в каком возрасте что развивать

В методике Монтессори выделяются важные сенситивные периоды. Это возраст, в котором малыш наиболее легко и естественно постигает определённые вещи:

  1. Восприятие порядка (0–3 года). Дети учатся убирать за собой, соблюдать чистоту, вытирать пролитую воду, собирать рассыпанную крупу, мыть посуду. Согласно методике, в 4 года кроху уже труднее приобщать ко всему этому.
  2. Развитие действий, движений (1–4 года). Активно развивается координация, укрепляются мышцы. Самое время для освоения детских площадок с их лесенками, горками, качелями.
  3. Сенсорное развитие (0–5,5 лет). Познание мира посредством звуков, запахов, тактильного восприятия. Формируются представления о цвете, размере, форме.
  4. Восприятие маленьких предметов (1,5–5,5 лет). Это развитие мелкой моторики. Именно в это время важны манипуляции с различными предметами: перекладывание бусинок, нанизывание их на нитку, сортировка крупы, фасоли, гороха, собирание пазлов и пр.
  5. Речевое развитие (0–6 лет). Помогают этому различные карточки и прочие средства наглядности, книжки. Здесь уже возрастает роль взрослого.
  6. Развитие социальных навыков (2,5–6 лет). Опять-таки всё должно усваиваться непринуждённо, недопустимо ребёнка насильно заставлять здороваться или говорить «спасибо».

Методика Марии Монтессори: спорные моменты

Методика Марии Монтессории, отличающаяся многими преимуществами и достоинствами, имеет при этом определенные недостатки.

К минусам данной методики можно отнести то, что в ней не уделяется внимание сюжетно-ролевой игре, которая является основным видом деятельности малыша в дошкольный период.
Не уделяется достаточного внимания и совершенствованию фантазии, сказочным историям, физической активности.
Кроме того, при поступлении в школу ребенку может быть трудно адаптироваться к другой среде, отличной от среды Монтессори.

Учитывая это, педагоги и родители, взяв из методики Марии Монтессори все самое лучшее, добавляют в нее свои собственные наработки, которые отвечают современным требованиям педагогической науки и, несомненно, добиваются хороших результатов в развитии ребенка.

  • В чем опасность раннего развития
  • Раннее развитие: вредно, бесполезно или необходимо?
  • «Я показываю ребёнку буквы, а он уползает» — ещё раз о раннем развитии

Бизиборд по методике Монтессори

  • Одно из самых интересных и гениальных изобретений по методике Монтессори — бизиборд. Игрушка оформлена в виде развивающей доски с большим количеством разнообразных функций.
  • Бизиборд развивает у маленьких детей моторику, формирует полезные умения и навыки. Его главная задача – помочь ребенка познать окружающий мир.
  • Игровая форма ежедневных занятий приводит к эффективному результату. Происходит комплексное взаимодействие моторных навыков и речевого центра. Функциональность бизиборда увлекает детей на длительный период и приносит массу удовольствия.
  • Бизиборд по Монтессори оснащен бытовыми предметами, с которыми происходит ежедневный контакт – выключатели, кнопки, розетки, часы, молнии, шнуровки, прищепки, пуговицы, замки. Некоторые предметы содержат сюрпризы, которые усиливают детский интерес и любознательность.

Купить бизиборд

Игра с бизибордом развивает ряд способностей:

  • Улучшает двигательную координацию рук;
  • Развивает сенсорное восприятие пальцев;
  • Формирует усидчивость у ребенка;
  • Развивает воображение и тренирует цветовосприятие;
  • Знакомит с новыми словами и тренирует память.

Можно сделать самим

Родители могут самостоятельно смастерить бизиборд Монтессори в домашних условиях.

Подходящие по возрасту развивающие материалы

Опыт Марии Монтессори показал, что детям наиболее интересны те действия и предметы, которые связаны с реальной жизнью взрослых. Поэтому детская среда должна повторять взрослую: пускай в детской комнате появятся посудка, всевозможные , , предоставьте ребенку все необходимое, чтобы он мог , , , вытирать пыль и т.п. Очень большое значение в системе Монтессори придается развитию мелкой моторики, поэтому не забывайте про , пуговицами, , и т.п.

О том, какие игры будут интересны ребенку на каждом этапе развития, я подробно пишу в в разделах «Развитие мелкой и крупной моторики» и «Готовые программы занятий».

Результаты раннего развития по Монтессори

Если соблюдать принципы методики, учитывать сенситивные периоды и правильно организовать развивающую среду, то первые результаты у ребенка можно увидеть уже через 2–4 недели.

Тут выигрывают обе стороны: с одной — родители, которые могут в это время заняться какими-то делами, с другой — ребенок, у которого появляется интерес и упорство. Сейчас, к примеру, ваши малыши одеваются на улицу «с боем», а после занятий в среде Монтессори они смогут сами выбирать одежду, натягивать на себя штаны. 

Эффект от домашней монтессори-среды будет даже в том случае, если ребенок ходит в обычный детский сад. В родных стенах дети проводят все-таки больше времени, и в семье формируются привычки.

Детский психолог Анна Демина поделилась собственным примером, как система Монтессори помогла ей и ее детям.

«У меня есть сын, которому сейчас 5 лет, и дочка, которой 1 год и 7 месяцев. На примере старшего ребенка я убедилась, что эта система точно работает. В бытовом плане у нас закрыты все вопросы: он может сам разогреть себе в микроволновке еду, нарезать хлеб и намазать его маслом, достать из холодильника молоко и налить в стакан, сделать омлет или салат.

Также он сам одевается, моется в ванной, чистит зубы, убирает за собой свою одежду. В познавательном плане сын тоже очень активен: мне не приходится придумывать, чем его занять. Он сам что-то постоянно инициирует, планирует свою деятельность, подбирает материалы.

Младший же ребенок может самостоятельно, например, налить себе воду и попить. Организация развивающего пространства облегчила мне жизнь: уже не нужно отвлекаться на мелкие просьбы». 

Для тех, кто хочет узнать о системе Монтессори больше, Анна советует книги Елены Тимошенко «Ваш малыш на кухне» и «Чудо Монтессори или учение без мучения и воспитание без оценок, наград и наказаний». 

Эксперты:

Анна Сергеевна Демина

Задания по методике Монтессори: примеры для детей

Работа с вкладышами.

  • На листе бумаги выкладываются разные фигуры и обводятся разноцветными карандашами. Убираем все фигуры, перемешиваем и просим ребенка разложить каждый предмет в свою рамку.
  • Разукрашиваем формы фигур акварельными красками, заштриховываем карандашами.
  • Вырезаем обведенные фигуры из цветной бумаги и наклеиваем на белый лист.

Формирование предметов, объектов, явлений по группам.

  • Набор карточек на тему «Животные», «Овощи», «Профессии» и т. д. По очереди раскладываем по одной картинке. Ребенок должен озвучить изображение.
  • Выкладываем в ряд по одной карточке из каждой группы. Оставшиеся карточки смешиваем и по одной показываем детям. Задача ребенка присоединить изображение к конкретной группе по набору схожих признаков.
  • Разложить перед ребенком десять изображений животных. Одну карточку незаметно спрятать. Помочь ребенку вычислить какого животного не хватает.

По карточкам

Помощь на кухне.

  • Приготовьте две емкости. Одну заполните крупой. Дайте ребенку ложку и предложите аккуратно пересыпать крупу во вторую миску.
  • Готовим емкость с жидкостью, чашку и маленький половник. Показываем малышку как наполнить чашку питьем с помощью половника. Предлагаем убрать разлитое с помощью губки.
  • Наливаем в широкую миску воду, добавляем жидкое мыло. Показываем, как вспенить воду. Вставляем в мыльную воду трубочку и дуем пузыри.

Как оформить уголок Монтессори в детском саду

Элементы методики Марии Монтессори используются воспитателями обычных детских садов. Особой популярностью пользуются упражнения по развитию сенсорики и мелкой моторики. Для проведения индивидуальных монтессори занятий и создания возможности саморазвития ребёнка в специально подготовленной среде в групповом помещении оборудуется уголок.

Для проведения занятий по методике Монтессори в детском саду организуется специальная зона

Для оформления уголка Монтессори выбирается простая однотонная мебель: полки, стол, стульчики по росту детей. Приветствуется наличие рабочего коврика, чтобы у ребёнка был выбор места занятия — за столом или сидя на полу. Развивающих материалов в уголке должно быть немного. Рекомендуется сделать акцент на предметах для развития сенсорики: сортировках, карточках с шероховатой поверхностью, образцами тканей, материалами для развития математических способностей.

Материалы Монтессори своими руками

Монтессори-материалы можно изготовить своими руками:

  • развивающие рамки и доски с застёжками;
  • фишки или таблички с цифрами, имитирующие досочки Сегена;
  • цветовые таблички из картона или плотного фетра;
  • контейнеры с бросовым и природным материалами, фурнитурой для развития мелкой моторики;
  • доски со вставляющимися геометрическими фигурами (можно сделать из плотного картона, приклеить ручки-бусинки);
  • игровые наборы с прищепками («Бельевая верёвка», «Укрась цветок лепестками»).

Создавая материалы для уголка Монтессори своими руками, необходимо помнить о следующих правилах:

  1. Материал способствует развитию конкретной способности (восприятию цвета, развитию речевых способностей и т. д.).
  2. Ребёнок может заниматься с предметом самостоятельно после единичного показа действий педагогом.
  3. Материал должен быть развивающим. Не надо украшать предметы для уголка Монтессори забавными рисунками или узорами. Монтессори-материал не развлекает, а развивает ребёнка.
  4. В монтессори-материалах используются настоящие предметы, а не игрушки: прищепки, винтики, пуговицы, дощечки и др.
  5. Материалы эстетичны и просты. Лучше сделать простой развивающий предмет, чем странное сооружение в попытке получить копию профессионального материала.

Видео: упражнения М. Монтессори своими руками

Watch this video on YouTube

Детские сады, работающие по программе Монтессори, осуществляют основной заказ ФГОС — формирование инициативной, самостоятельной, развитой личности. Концепция свободного образования находит всё большее число приверженцев, родители и воспитатели муниципальных ДОУ внедряют идеи Монтессори в воспитательный процесс. В монтессори-среде не навязывается стереотип поведения или выполнения работы, ребёнок учится независимости от взрослого, тем самым выбирает направление на успех в будущем.

Творческий уголок

Очень часто краски, пластилин, клей хранятся в ящиках и других не доступных для детей местах. Ребенок рисует только тогда, когда ему предложит мама, а не тогда, когда ему этого захочется

Однако очень важно предоставить ребенку возможность спонтанного творчества

Постарайтесь организовать для малыша творческий уголок так, чтобы соблюдались все те же правила о доступности, ограниченности и регулярной обновляемости материалов.

Это может быть творческий столик в удобном для ребенка месте или полочка на вашем стеллаже, отведенная под творческие материалы. Не выкладывайте там сразу много разных материалов, пускай лучше они будут регулярно обновляться.

Естественно, если ребенок еще слишком мал, практически все пробует на вкус и еще не знает правил работы с некоторыми материалами, не стоит выкладывать в открытый доступ клей, острые ножницы или жидкие краски. Но стопочку бумаги и несколько восковых мелков уже можно положить.

Когда начинать применять методы Монтессори

Чтобы от применения методики Монтессори получить положительные результаты, родителям нужно учитывать сенситивные периоды — возрастные промежутки, в которые у ребенка легко и полноценно развивается какая-либо психическая функция, деятельность и разные навыки. Мария Монтессори говорила, что в своем развитии ребенок проходит ряд этапов.

От 0 до 3 лет — время восприятия порядка

Это «золотой период» для приучения ребенка к аккуратности, порядку в игрушках и вещах, режиму дня: важно показать малышу, как подмести за собой пол, вытереть пролитую воду, собрать одежду в свой шкафчик. Научить этому детей старше 3 лет будет уже сложнее

От 1 года до 4 лет — время развития движений и действий. В этом возрасте физические упражнения активно влияют на работу головного мозга — идет интеллектуальный и социальный рост ребенка. Именно поэтому детей тянет на уличные площадки, на которых есть горки, качели, лестницы. Занятия на них помогают улучшить координацию, вестибулярный аппарат, гибкость и ловкость, а также укрепить мышцы.

От 0 до 5,5 лет — время сенсорного развития. В этот период дети задействуют все каналы восприятия для изучения мира: ребенок всё рассматривает, ощупывает, извлекает звуки, нюхает и пробует на вкус

Поэтому важно создать для малышей такую среду, которая будет наполнена звуками, запахами и ощущениями. На этом этапе формируются понятия о форме, цвете и размерах предметов

От 1,5 до 5,5 лет — время восприятия маленьких предметов. В этом возрасте идеальными занятиями с ребенком будет перекладывание руками или ложкой с одной миски в другую крупы, фасоли или гороха, нанизывание бусин на веревочку, сбор мозаики и пазлов. Благодаря таким действиям у малыша будет развиваться зрительно-моторная координация, ловкость и точность движений. А еще развитые кисти и пальцы рук подготовят ребенка к письму.

От 0 до 6 лет — время речевого развития. Для эффективного освоения можно создавать подобие окружающей среды: например, дома показывать муляжи грибов, овощей, животных, маленькие копии домов. Также малышам понравятся тематические карточки и книги. 

От 2,5 до 6 лет — время развития социальных навыков

В этот период ребенка важно научить вежливости: простому «Спасибо», «Пожалуйста», «Здравствуйте», «До свидания», «Извините». . Если же не соблюдать эти периоды, то возможности максимального развития разных функций у ребенка теряются

Поэтому необходимо знать про них и вовремя выстраивать правильную среду

Если же не соблюдать эти периоды, то возможности максимального развития разных функций у ребенка теряются. Поэтому необходимо знать про них и вовремя выстраивать правильную среду.

Пять принципов работы с материалами, предложенных Марией Монтессори

Основные материалы необходимые для организации обучения гениального педагога находятся в окружающей нас среде.

Например, М. Монтессори рекомендовала использовать естественные повседневные предметы, такие как:

  • фрукты для счёта,
  • глину, солёное тесто и пластилин для лепки.

Отличительной чертой детей, воспитывающихся по системе Монтессори, являются:

  • любознательность,
  • стремление познавать окружающий мир.
  • свободомыслие,
  • независимость.

Каждый малыш учится общаться через естественное стремление, свойственное всем детям все пощупать, понюхать, попробовать на вкус. Следуя мнению столпов отечественной психологии «…путь к интеллекту ребёнка ведет не через абстракцию, а через органы чувств».

Плюсы и минусы Монтессори-педагогики

  1. Методику можно адаптировать под разные культуры, ведь она опирается на базовые потребности ребёнка.
  2. Ребята учатся всему с удовольствием, ведь они сами выбирают, чем им заняться. Нет скуки, страха перед трудным заданием, которое навязывает взрослый.
  3. Дети, которых обучали по Монтессори, лучше других справляются с бытовыми обязанностями, более ответственные, могут правильно распределять своё время, умеют занять себя, при этом уважая потребности окружающих.
  4. Дидактические пособия и упражнения с ними способствуют ускоренному развитию мыслительной деятельности, логики и моторики.

Методика Монтессори способствует ускоренному развитию интеллекта, логического мышления

Однако же у методики есть и свои противники. И их критические замечания можно изложить в следующих тезисах:

Отсутствуют спонтанные творческие игры, например, сюжетно-ролевые

А это очень важно для развития воображения ребёнка, его эмоциональной сферы. Система не уделяет достаточного внимания творческим видам деятельности (изобразительному искусству).
Преимущественное интеллектуальное развитие искажает нормальную психологию, лишает малыша беззаботной радости детства

Монтессори недооценивает роль игры в развитии ребёнка, заменяет её полезными занятиями с обучающими пособиями.
В педагогическом процессе игнорируется чтение сказок. Мария Монтессори считала их уходом от реальности и заменяла реалистическим описанием предметов. Отсюда у ребёнка не формируется умение сопереживать, фантазировать, вести внутренний диалог с героями произведения.
Ребёнку, который дома занимался по этой системе (а также посещавшему такой детский сад) будет довольно сложно в обычной школе, где все ученики сидят за партами, выполняя конкретное задание учителя. К тому же у такого школьника уже сформировано отношение к взрослому как к помощнику, а не как к авторитету.
Многие дети воспитываются в семьях с авторитарным порядком и поэтому не каждая мама способна выступать в роли старшего товарища, помощника (что предполагает система Монтессори).

Методика подходит не всем детям. Это неудачный вариант для слишком подвижных, активных ребят, имеющих проблемы с усидчивостью, концентрацией внимания. Кроме того, если у малыша выражены творческие способности, то они будут невостребованными, поскольку методика опирается на рациональный способ познания мира.

Методика Монтессори не подойдёт для слишком активного, подвижного ребёнка, поскольку она нацелена на спокойные занятия, предполагающие концентрацию внимания

Особенности методики Монтессори

Метод Монтессори побуждает ребенка к самообучению и развитию. Цель этой системы — воспитать самостоятельность, уверенность в себе и уважение к другим. Основное отличие методики от традиционного обучения — предоставление свободы выбора. Благодаря этому он может выбирать то, что ему хочется. Мария Монтессори утверждала, что свобода — это естественно развивающаяся способность выбирать для себя наилучший вариант.

При обучении по этому методу задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку сделать то, что он желает. Это помогает воспитанникам найти свой путь развития, учась на собственных ошибках.

Обратите внимание! Система обучения учитывает сенситивные периоды развития. Особенность таких периодов состоит в том, что каждый из них бывает лишь один раз в жизни

Например, период интенсивного развития речи длится от рождения до 6 лет, поэтому именно в этом возрасте важно помочь ребенку, когда он стремится к общению и расширению словарного запаса

Зона реальной жизни

Особенность методики также заключается в том, что Монтессори-класс делится на несколько зон:

  • Зона реальной жизни. В ней ребенок учится самостоятельно одеваться, рисовать, раскрашивать предметы, мыть и чистить, а также совершать другие действия.
  • Зона сенсорного восприятия нужна для изучения окружающего мира. Ребенок учится различать высоту, цвет, форму, вес и другие характеристики окружающих предметов. Одно из распространенных занятий в этой зоне — выставление на столе цилиндров разного размера по порядку от самого большого до самого маленького.
  • Языковая, географическая и естественно-научные зоны предназначены для умственного развития обучающихся.

Обратите внимание! Существуют и другие зоны, которые нужны для развития определенных навыков. Для двигательных упражнений в Монтессори-классах имеются нарисованные на полу линии, которые служат ориентиром при выполнении упражнений

Каждый воспитанник самостоятельно выбирает конкретный материал, с которым ему хотелось бы работать.

При обучении по методике Монтессори особое внимание уделяется развитию сенсорных и сенсомоторных способностей, которые лежат в основе умственных способностей. Также используются предметы, которые развивают чувствительность к температуре, барическое чувство и др

Уроки тишины

Как мы уже сказали, в Монтессори-среде нет тяжелых и фиксированных парт. Вместо них предлагаются легкие парты и стулья, которые легко двигаются и издают звук. Но делается это не ради создания шума, а как раз наоборот. Монтессори-сад — это тихое место, где каждый ребенок увлеченно занят своим делом

И когда ребенок, вставая из-за стола производит шум, это отвлекает других детей, они обращают внимание на нарушителя тишины. Ребенку, издавшему шум, такое внимание неприятно, и в следующий раз он старается сделать это максимально тихо, чтобы не потревожить других детей

Все это развивает не только грациозность и мастерство вставать из-за стола незамеченным (а также тихо ходить), но главное дает осознание ценности чувств других людей, которым так легко помешать и нарушить их сосредоточенность.

Помимо этого, М. Монтессори разработала специальные уроки тишины, где дети учатся контролировать свое поведение и быть более организованными. Например, один из уроков тишины проходит так: воспитатель оставляет детей одних, а сама уходит в другую комнату и оттуда шепотом еле слышно называет одного из детей по имени. Задача ребенка услышать свое имя и очень тихо встать, не создав шума, пройти к воспитателю в другую комнату.

Сравнение с другими методиками

Ранее развитие ребенка может обеспечивать множество методик, и каждая по-своему полезна. Отличаются они материалами, местом и ролью взрослого. Рассмотрим самые популярные методики:

Методика Отличия
Зайцева Методика Зайцева, по сути, является игрой. Система Монтессори не имеет прямой игровой составляющей. Это специальным образом организованная жизнь ребенка и взрослых, которые его окружают.
Глена Домана Методика Глена Домана предусматривает обучение, используя карточки. Она не влияет на осязание ребенка, хотя оно – ведущий источник восприятия ребенка до пяти лет.
Никитиных В методике Никитиных родители также не воспринимаются как кто-то главный. Здесь они – это старшие товарищи. Но Никитины предусматривают закалывание малыша, тогда как Монтессори не затрагивает физическое развитие настолько активно.
Сессиль Лупан Предусматривает, что за первый год жизни нужно выучить как можно больше. Монтессори говорит о дозированной подаче материала, но процесс освоения чего-то нового беспрерывный.

Родители могут сами выбрать, какая методика ближе им и больше подходит крохе. Монтессори разработала действительно уникальный сценарий для развития детей, но он не единственный. Возможно, некоторые идеи из других методик могут подойти для воспитания лучше.

Свобода ребенка и роль воспитателя

Под ролью воспитателя мы будем понимать не только сотрудников детских учреждений, но и родителей ребенка, и других взрослых, которые решили применять данный метод.

Монтессори предлагает воспитателю овладеть сознанием ученого. Принять на себя более специальную роль наблюдателя за ребенком (подобно ученому в лаборатории, который наблюдает за микроорганизмами через микроскоп), нежели просто следить за его безопасностью и раздавать задания.

Задача воспитателя заключается в осмысленном наблюдении за ребенком. Воспитатель не должен навязывать знания или целенаправленно учить ребенка. Он может иногда и только слегка направлять действия ребенка (не давая ему тем не менее почувствовать свое присутствие). А помогать он может только по просьбе самого ребенка.

Самому же ребенку отводиться задача быть свободным и делать что угодно в окружающей среде, при этом, не мешая другим детям. Но даже при этом воспитатель не должен быть пассивным наблюдателем, а должен быть активным ученым:

В такой свободной среде ребенок учится и развивается самостоятельно, через Монтессори-материал (родители называют его «Монтессори-игрушки»), в который заложены функции самообучения.

Классическая Монтессори-группа состоит из детей от 2 лет 8 месяцев до 6 лет. Все дети учатся в одной группе, не разделяясь по возрастам. Это является хорошим решением, так как младшие учатся у более старших, берут с них примеры поведения, действия с предметами и т.д.; а старшие учатся учить младших, проявляя чуткость и заботу, они берут на себя роль лидера и наставника. Такое взаимодействие помогает установить доброжелательную атмосферу в группе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector