Автоматизация звука ш в словах: игры и упражнения в картинках на автоматизацию звука ш

Арамейский шин / грех

В арамейском языке , где использование голени четко определено, орфография греха так и не была полностью решена.

Чтобы выразить этимологическое / ś /, ряд диалектов выбрали исключительно син или самек , в то время как другие диалекты свободно переключаются между ними (часто «склоняясь» чаще к одному или другому). Например:

Aśar

«10»

Старый арамейский Императорский арамейский Средний арамейский Палестинский арамейский Вавилонский арамейский
עשר Сирийские надписи Идумейская острака, египетская, египетско-персидская, Эзра Кумран Галилейский Гаонический, еврейский вавилонский арамейский
עסר Скажите Халаф (не записано) Пальмирена, сирийский Зоар, христианский палестинский арамейский Мандаикский
оба (не записано) (не записано) (не записано) Таргум Ионатан, Оригинальные архивные тексты рукописей, Палестинский Таргум (Гениза), Самаритянин Позднееврейский литературный арамейский

Независимо от того, как это написано, / ś / в разговорном арамейском, кажется, повсеместно преобразовалось в / s /.

Логопедическая диагностика

Логопед оценивает сформированность всех компонентов речи, чтобы определить речевой дефект

При искаженном произношении звуков во время диагностики особое внимание он обращает на:

  • внешний вид губ, состояние прикуса, мышечный тонус языка;
  • артикуляционную и мимическую моторику;
  • длительность и силу выдоха;
  • произношение звука изолированно, в слогах, словах, фразах и связной речи;
  • выделяет ли ребенок его среди других фонем.

При оценке анатомии артикуляционного аппарата специалист смотрит на прикус, небо, внешний вид языка (слишком узкий или неповоротливый широкий), подъязычной уздечки. Если будут какие-либо отклонения, которые могут быть причиной искажения, логопед может направить к другим специалистам (хирургу, ортодонту).

При проверке работы мимических мышц логопед просит ребенка изобразить эмоции (радость, грусть, удивление и т. д.); проверяет как работают мышцы лица по отдельности (просит поднять брови, улыбнуться и т. д.); кроме моторики, ребенку показывают изображения различных эмоций и он должен подобрать соответствующее настроение к каждой картинке.

Во время диагностики артикуляционной моторики логопед дает задания на статику (удержание) и динамику:

  • Улыбка, вытягивание губ «трубочкой» или принятие положения как во время произношения О. Нужно зафиксировать их в определенной позе на несколько секунд.
  • Подвигать челюстью в разные стороны.
  • Расслабить язык, сделать его широким, поместить и удерживать на нижней губе, или сделать узким, вытянув как можно дальше.
  • Выполнить упражнение «чашечка».
  • Поднимать − опускать язык.
  • Двигать им в разные стороны.
  • Изобразить лошадку.

Все упражнения выполняются по показу, то есть сначала показывает взрослый, а ребенок затем повторяет

Логопед отмечает, с какого раза ребенок смог правильно выполнить задание или у него оно не получилось; обращает внимание на состояние мышечного тонуса артикуляционного аппарата

Для проверки силы и длительности выдоха предлагают выполнить следующие задания:

  • сдуть легкий предмет (перо, кусочек ватки);
  • поиграть в игру «Кто дальше загонит мяч» − ребенок соревнуется со взрослым, кто дальше задует предмет;
  • поиграть на дудочке.

Перед выполнением заданий логопед объясняет, как нужно дышать правильно

Во время диагностики он обращает внимание и на сформированность речевого дыхания

При обследовании звукопроизносительной стороны речи логопед обследует все группы звуков

Когда ребенок проговаривает звук, логопед обращает внимание на положение органов артикуляции. Вначале фонему произносят отдельно от других

Затем в различных слогах (ША, ОШ, УШУ, ШПА и т. д.); в словах, при этом звук должен стоять в начале, середине или конце (ШАПКА, МЫШКА, КАМЫШ и т. д.).

Потом речевой материал усложняют, и ребенок повторяет за взрослым фразы и предложения (БОЛЬШИЕ УШИ, ДАШИНА ШУБА, ШИРОКИЙ ШАРФ и т. д.). Чтобы проверить произношение Ш в самостоятельной связной речи, используют следующие задания:

  • составить из предложенных слов фразу/предложение;
  • кто больше назовет предметов, в названии которых есть Ш;
  • рассказать, что нарисовано на сюжетной картинке.

Подбирать речевой и наглядный материал нужно с учетом возраста ребенка. При проверке произношения определенного звука не нужно использовать слова, содержащие смешиваемые группы и оппозиционные фонемы.

Также логопед проверяет состояние фонематического слуха и владение навыком звуко-буквенного анализа. Для этого подбирают специальные задания:

  • сделать какое-либо действие, услышав заданный звук (его произносят отдельно, в сочетании с другими фонемами);
  • определить позицию звука в слове.

По итогам обследования логопед составляет план коррекционной работы и подбирает подходящие способы постановки звука.

Работа со звуком в слогах

Автоматизация Ш, Ж в слогах проводится в таком порядке:

  • прямых (ША, ЖА и др.);
  • обратных (АШ и др.), звук Ж в этих слогах не отрабатывают, потому что происходит его «оглушение»;
  • между гласными (АША, АЖА и др.);
  • со стечением согласных (ШКА, ЖДА и др.).

Задания для малышей на закрепление звуков необходимо сопровождать наглядным материалом. Обязательно в начале занятия проводят артикуляционную гимнастику, чтобы подготовить речевой аппарат.

К отработке фонемы в прямых слогах добавляют изолированное произношение. Речевой материал также постепенно увеличивают в объеме: когда переходят к новому виду слогов, вначале добавляют 1–2 задания с уже отработанными сочетаниями.

Примеры заданий

Чтобы закрепить правильное произношение в слогах логопед использует специальные дорожки, «шагая» по которым ребенок произносит нужное сочетание звуков. В начале работы взрослый дает образец правильного произношения, затем проговаривает материал вместе с ребенком. Потом малыш повторяет самостоятельно.

Примеры слоговых дорожек:

  • ША-ШО-ШУ-ШИ;
  • ЖА-ЖО-ЖУ-ЖИ;
  • ША-АШ-ШУ-ИШ;
  • АЖА-ОЖО-УЖУ и т. д.

На этом этапе используют чистоговорки. Они направлены не только на отработку правильного произношения в слогах, но и постепенное введение звука в слово.

Примеры чистоговорок:

  • ША-ША-ША – мы купаем малыША;
  • ШО-ШО-ШО – отдыхаем хороШО;
  • ЖА-ЖА-ЖА – увидели Ужа;
  • ЖУ-ЖУ-ЖУ – на солнце я гляЖУ.

Постановка Ш при искаженном произношении

От разновидности сигматизма зависит способ постановки. У каждой из них свои причины, поэтому логопед подбирает приемы для их коррекции:

  • При межзубном варианте проводится точно такая же подготовительная работа, как и при отсутствии фонемы в речи. Упор делается на подъем языка, поэтому дополнительно отрабатывают четкое проговаривание Т, от которого будут ставить звук. Произнося Т, ребенок держит рот открытым. Нужно медленно проговорить звук, добавляя придыхание. Постепенно логопед учит ребенка удлинять воздушную струю и не задевать языком бугорки.
  • При боковом искажении используют механический способ. Перед постановкой укрепляют боковые края языка; учат поднимать и удерживать язык за зубами, формируют сильный длительный направленный выдох. Для постановки можно использовать специальный логопедический зонд или чайную ложку (если вы занимаетесь коррекцией в домашних условиях). Зондом или ложкой поднимают переднюю часть языка и убирают за верхние зубы, отодвигая его ближе к бугоркам. Ребенок прикусывает ложку и произносит С. Постепенно длительность выдоха увеличивается, формируется умение поднимать и удерживать язык в нужном положении самостоятельно.
  • Метод постановки от Р – этот способ используют редко, потому что для произнесения сонорной группы язык занимает аналогичное положение, что и для шипящих. Поэтому мало кто из детей может правильно говорить Р, имея нарушения произношения шипящих. Ребенок, держа рот открытым, произносит Р беззвучно. Взрослый, используя черенок чайной ложки, останавливает вибрацию. В результате получается шипение. Постепенно ложку используют меньше, ребенок приучается держать зубы вместе и произносить шипящий звук без механической помощи.
  • Метод постановки от свистящих. Ребенок произносит удлиненный С, взрослый под передний край языка помещает чайную ложку или зонд, поднимает его и отводит вглубь рта, пока в речи не услышит Ш. Постепенно ребенок учится самостоятельно поднимать и удерживать «чашечкой» язык.

Если имеются нарушения тонуса мышц языка, назначают курс логопедического массажа. Его выполняют зондами (для этого нужно пройти специальное обучение) или пальцами в стерильных одноразовых перчатках. Но вместе с массажем нужно делать артикуляционную гимнастику. Тогда подготовка органов артикуляции к постановке Ш будет эффективнее.

Звук Ш является основным в своей группе. Поэтому, исправив его произношение, легко поставить другие шипящие. Только нужно обязательно объяснять разницу в артикуляции, чтобы ребенок не смешивал их в речи. Заниматься постановкой других шипящих звуков нужно тогда, когда будет пройден этап автоматизации звука Ш в речи.

Упражнения

В первую очередь, нужно делать артикуляционную гимнастику для звука . После его постановки звук получится автоматически с добавлением голоса.

Каждое задание выполняется после показанного примера родителем или педагогом, желательно перед зеркалом. Комплекс длится около 5 минут, на одно упражнение тратьте не меньше 10 секунд. Если речевой дефект в тяжелой степени, повторяйте все задания по 3-4 раза в день, при слабо выраженном сигматизме одного урока в сутки будет достаточно.

Бублик

Цель: тренировка мышц губ.

Техника: зубки плотно сомкнуть, губы округлить и вытянуть вперед, чтобы резцы были видны. Фиксируем положение на 5 секунд. На первых занятиях можно предлагать детям удерживать пластмассовый бублик между зубами или карандаш.

Используйте веселое стихотворение вместо счета:

Бублик зубками схватили,
Губки плавно округлили.
Закрывать их нам нельзя,
Бублик выпадет тогда.

Месим тесто

Цель: массаж языка, тренировка умения просовывать тонкий язычок в межзубную щель.

Техника: губки раздвинуты в широкой улыбке, между зубами небольшая щель. Язык нужно расслабить и распластать. Протолкнуть кончик через межзубную щель наружу. Зубы активно покусывают его, мешая проходить. Постепенно продвигаясь вперед, язык становится тонким и широким. Двигайте органом до предела, затем верните обратно в рот, продолжая покусывать.

Блинчики

Цель: расслабить мышцы язычка, научить ребенка удерживать небольшую щель между верхним и нижним зубным рядом.

Техника: язык распластать и положить на нижнюю губу в расслабленном состоянии. Он не должен дрожать. Губки растянуть в улыбке так, чтобы зубы были видны. Считаем до 10.

Вкусное варенье

Цель: тренировка широких и ритмичных движений языка.

Техника: рот приоткрывается, широкий язык облизывает верхнюю губу, двигаясь сверху вниз. Челюсти остаются без движения. Облизывать из стороны в сторону неэффективно для ослабленных мышц.

Чашечка

Используется после полного освоения заданий “Блинчики”, “Вкусное варенье”.

Цель: обучение мышц язычка принимать форму чашки.

Техника: расслабить язык внутри ротовой полости, приподнять над нижним небом, свернуть боковые части внутрь тела языка. Можно представить, что на язык налили воду и нужно ее удержать. Считаем до 10.

Стих для упражнения “Чашечка”:

Чашки чистые возьмем,
Чаю мы себе нальем,
Сладкий чай мы будем пить
А потом посуду мыть.

Качели

Цель: тренировка навыка быстрой смены положения языка.

Техника: рот приоткрывается нешироко, губы улыбаются, зубы видны. Язык укладывается на нижнее небо в расслабленном состоянии, кончик упирается в зубы. Считаем до 5. Поднимаем широкий язычок наверх, цепляем кончик за внутреннюю стенку верхних зубов. Считаем до 5. Смена положения продолжается 4-5 раз

Важно удерживать челюсть и губы без движения

Грибок

Цель: тренировка подъязычной связки.

Техника: рот широко открывается, язык стремится наверх, присасывается к верхнему небу. Кончик фиксируется у передних зубов.

Фокус

Цель: обучить подавать воздушную струю по средней части языка.

Техника: губы улыбаются, слегка вытянуты вперед. Открываем рот, вытягиваем шею. Кладем на нижнюю губу передний края язычка. Тело языка создает желобок, боковые края прижаты к центру. На нос положить ватку. Ребенок дует, направляя воздух наверх по желобку. Если задание выполнено верно, ватка улетит в сторону. На выдохе можно пытаться шипеть как змея.

Парус

Цель: формирование навыка удерживать язычок внутри ротика.

Техника: губки улыбаются, ротик немного приоткрыт. Язык заводится за верхний зубной ряд, удерживается в напряженном состоянии 5-10 секунд.

На заметку! Вместо счета читайте с дошкольниками стих:

Ветер дует в паруса,
Нашу лодку мчит, куда?
1, 2, 3, 4, 5.
Кто тут сможет угадать?

Страны

А — АВСТРАЛИЯ, АВСТРИЯ, АЛБАНИЯ, АЗЕРБАЙДЖАН, АЛЖИР, АНГИЛЬЯ, АНГОЛА, АНДОРРА, АФГАНИСТАН, АРГЕНТИНА, АРУБА, АРМЕНИЯ.Б — БАНГЛАДЕШЬ, БАРБАДОС, БАХРЕЙН, БЕЛАРУСЬ, БЕЛИЗ, БЕЛЬГИЯ, БЕНИН, БОЛГАРИЯ, БЕРМУДСКИЕ ОСТРОВА, БОЛГАРИЯ, БОЛИВИЯ, БОСНИЯ И ГЕРЦЕГОВИНА, БОТСВАНА, БРУНЕЙ, БРАЗИЛИЯ, БУРКИНА-ФАСО, БУРУНДИ, БУТАН.В — ВАНУАТУ, ВАТИКАН, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ, ВЕНГРИЯ, ВЕНЕСУЭЛЛА, ВЬЕТНАМ.Г — ГАБОН, ГАИТИ, ГАЙАНА, ГАМБИЯ, ГВАДЕЛУПА, ГАНА, ГВАТЕМАЛА, ГЕРМАНИЯ, ГВИНЕЯ, ГИБРАЛТАР, ГОНДУРАС, ГРЕЦИЯ, ГРУЗИЯ, ГРЕНАДА, ГРЕНЛАНДИЯ, ГУАМ.Д — ДАНИЯ, ДЖИБУТИ, ДОМИНИКА, ДОМИНИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА.Е — ЕГИПЕТ.З — ЗАМБИЯ, ЗИМБАБВЕ, ЗАПАДНАЯ САХАРА.И — ИРАН, ИРАК, ИОРДАНИЯ, ИРЛАНДИЯ, ИСПАНИЯ, ИТАЛИЯ, ИНДОНЕЗИЯ, ИНДИЯ, ИЗРАИЛЬ.Й — ЙЕМЕН.К — КАЗАХСТАН, КАЙМАНОВЫ ОСТРОВА, КАМБОДЖА, КАМЕРУН, КАНАДА, КАТАР, КИПР, КЕНИЯ, КИРГИЗИЯ, КИРИБАТИ, КИТАЙ, КОЛУМБИЯ, КОКОСОВЫЕ ОСТРОВА, КУБА, КУВЕЙТ, КОСТА-РИКА.Л — ЛАОС, ЛАТВИЯ, ЛЕСОТО, ЛИБЕРИЯ, ЛИВАН, ЛИВИЯ, ЛИТВА, ЛИХТЕНШТЕЙН, ЛЮКСЕМБУРГ.М — МАВРИКИЙ, МАДАГАСКАР, МАВРИТАНИЯ, МАЙОТТА, МАЛАВИ, МАЛАЙЗИЯ, МАЛИ, МАЛЬДИВЫ, МАЛЬТА, МАРОККО, МОНАКО, МАРТИНИКА, МОЗАМБИК, МЕКСИКА, МОНГОЛИЯ, МОЛДОВА, МЬЯНМА, МОНТСЕРРАТ.Н — НАУРУ, НЕПАЛ, НАМИБИЯ, НИГЕР, НИГЕРИЯ, НИКАРАГУА, НИДЕРЛАНДЫ, НИУЭ, НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ, НОРВЕГИЯ.О — ОМАН, ОСТРОВ НОРФОЛК, ОАЭ.П — ПАКИСТАН, ПАЛАУ, ПАЛЕСТИНСКАЯ АВТОНОМИЯ, ПАНАМА, ПАРАГВАЙ, ПЕРУ, ПОЛЬША, ПОРТУГАЛИЯ, ПУЭРТО-РИКО.Р — РОССИЯ, РУМЫНИЯ, РУАНДА, РЕЮНЬОН, РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ, РЕСПУБЛИКА КОНГО.С — САЛЬВАДОР, САМОА, САУДОВСКАЯ АРАВИЯ, СЕВЕРНАЯ МАКЕДОНИЯ, СЕЙШЕЛЬСКИЕ ОСТРОВА, СЕНЕГАЛ, СЕРБИЯ, СИНГАПУР, СИРИЯ, СЛОВАКИЯ, СЛОВЕНИЯ, СОМАЛИ, СУДАН, СУРИНАМ, США.Т — ТАДЖИКИСТАН, ТАЙВАНЬ, ТАИЛАНД, ТАНЗАНИЯ, ТОГО, ТОНГА, ТУРКМЕНИСТАН, ТУРЦИЯ, ТУВАЛУ, ТУНИС.У — УКРАИНА, УРУГВАЙ, УГАНДА, УЗБЕКИСТАН.Ф — ФИДЖИ, ФИЛИППИНЫ, ФРАНЦИЯ, ФИНЛЯНДИЯ, ФРАНЦУЗСКАЯ ГВИАНА.Х — ХОРВАТИЯ.Ц — ЦЕНТРАЛЬНОАФРИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА.Ч — ЧАД, ЧЕРНОГОРИЯ, ЧИЛИ, ЧЕХИЯ.Ш — ШВЕЙЦАРИЯ, ШВЕЦИЯ, ШРИ-ЛАНКА.Э — ЭКВАДОР, ЭСТОНИЯ, ЭРИТРЕЯ, ЭСВАТИНИ, ЭФИОПИЯ.Ю — ЮАР, ЮЖНЫЙ СУДАН.Я — ЯПОНИЯ, ЯМАЙКА.

Почему цыган идёт на цыпочках?

А что же с ЦИ? Звук теперь тоже всегда твёрдый, и логично было бы, что слова «цыган», «цыпленок» и т. д. стали не исключениями, а правилом. Об этом давно задумывались филологи. 

24 сентября 1964 года в советской прессе лингвисты во главе с академиком В.В. Виноградовым обнародовали проект орфографической реформы — «Предложения по усовершенствованию русской орфографии».

Фото: соцсети

Согласно этому унифицировавшему всё и вся проекту, предлагалось, среди прочего, писать ЦИ во всех случаях. Точно так же, как мы, придерживаясь исторической традиции, продолжаем писать ЖИ-ШИ. 

Этот проект вызвал широкие общественные обсуждения, оставив в памяти того поколения написание «заец» через Е и «огурци» через И. Идеи лингвистов так и остались на бумаге, а буква Ы так и не заняла своего законного места после твёрдых согласных. К серьёзной «встряске» законов словообразования и морфемики, и, соответственно, правописания, русский язык не готов и до сих пор. Это и к лучшему.

Дополнительные советы, которые научат ребёнка говорить

Также используем дополнительные советы, которые не только произносить звуки, но и научат ребёнка говорить

Расширяем кругозор. Ребенок должен, как можно больше гулять в разных местах. Видеть разную обстановку, людей, зверей, природу. Так формируется запас знаний об окружающей среде. Детям, которые видят и чувствуют больше, намного проще высказывать даже свои чувства. Чем больше эмоций и опыта, тем раньше начнет лопотать малыш

Постоянно разговариваем с ребенком. Если с ребенком сидеть в тишине, он намного позже заговорит. Малыш должен всегда слышать разговорную речь. Общаемся с ребенком проговаривая все в слух, что видим, что делаем

Читаем книжки. Делаем это с выражением, с пояснительными комментариями Малыши любят слушать одни и те же сказки и стишки по несколько раз. Для детей это наиболее легких метод восприятия

Поем песни. Детишки очень любят петь. Поем наигрывая на инструменте или просто слушаем и поем, побуждая малыша поддержать вас. Это один из лучших вариантов, так детки очень любя музыку.

Обозначаем объекты внимания. Русский язык обширен
Для того чтобы ребенок для начала запомнил хотя бы несколько слов, почаще концентрируем внимание на каком то часто повторяющемся объекте. Поехал паровоз, идет мальчик, гуляет собака и т.п.
После этого обязательно интересуемся у малыша, как называется этот объект

Разговариваем грамотным, взрослым языком. Не сюсюкаемся и не говорим языком младенца. Слова «абака» вместо собака, и т.п. не повторяем, говорим правильно

Не делая на этом сильный акцент

Слушаем что говорит чадо! Важное условие для мамы и папы, умение внимательно слушать и слышать все что говорит малыш. При любом обращении к родителям, ребенок должен чувствовать уважение и внимание

Невнимание ребенок очень четко чувствует. Поэтому все общения прекращаем, если ребенок обращается с каким-то вопросом или просьбой. Даже если совершенно не понятно, что лопочет малыш. Важно само общение

Прививаем малышу способность слушать. Для развития речи ребенка в отношении интонации необходимо учить слушать. Это касается не только речи мамы и папы, но и ко всем посторонним звукам. В этот момент важно пояснять каждый звук

Взаимообратный разговор. Если не понятно, о чем говорит чадо, читаем различные знаки, которыми объясняется ребенок. Если малыш снимает штанишки и что-то лопочет на своем языке, возможно он хочет писать. Спрашиваем у него об этом. И делаем выводы по его дальнейшей реакции. Только избегаем слов » что ты там лопочешь, ничего не понимаю, отстань». Это может отбить желание взаимного диалога

Не торопим события. Желание быстрее услышать разговор малыша, существует у каждого родителя. Но не каждые мама и папа обладают терпением. Не стоит торопить кроху, не стоит и задерживать.  Многие мамы и папы от нетерпения произносят: «ну что же ты молчишь!», «что за ерунду ты говоришь, откуда ты нахватался этих фраз?». Ребенку станет обидно от этого. У него пропадет желание к процессу обучения разговорной речи.

Буква С

Неверное выговаривание буквы С у детей встречается довольно часто. Варианты неправильного произношения С такие:

  • звук вообще отсутствует (сок — ок),
  • он заменяется более простым в произношении (собака — шабака и т.д.)
  • ребенок путает твердую и мягкую С (собака — сябака).

Произнесение буквы С требует натренированных мышц языка и губ, а также правильного дыхания.

Губы слегка улыбаются, видно верхние и нижние резцы. Зубы почти сомкнуты. Широкий кончик языка касается нижних передних зубов. Боковые края языка смыкаются с боковыми зубами верхней челюсти. Спинка языка и альвеолы образуют узкую щель для выхода сильной и холодной воздушной струи. Голосовые связки разомкнуты и не образуют голосовую вибрацию.

Натренировать речевой аппарат ребенка помогут артикуляционные и дыхательные упражнения.

Упражнения надо чередовать между собой  и выполнять под размеренный счет.

  • «Свист» — при сжатых зубах надо вытянуть губы трубочкой, как во время свиста.
  • «Улыбка» — губы растягиваются в улыбке, а зубы остаются разомкнутыми.
  • «Чистим зубы» — губы нужно разомкнуть, а кончиком языка проводить по зубам (справа налево и обратно, на верхней и нижней челюсти).
  • «Часики» — губы улыбаются, а кончик языка двигается поочередно к правому и левому уголку рта. Нижняя челюсть должна быть неподвижной.
  • «Качели» — ребенок должен языком попытаться добраться до кончика носа, до подбородка, до верхней и нижней губ, до пространства между зубами и губами верхней и нижней челюсти. Язык всегда остается широким, а губы не обтягивают зубы.

Игры с буквой С

  1. Продолжить чистоговорки (или даже придумать свои с помощью картинок). Са-са-са — по двору летит оса. Су-су-су — хорошо сейчас в лесу.
  2. Песенки, стишки, потешки.

Симпатичный дядя — Слон, Слушать сказки любит он. Сказки озорные, Самые смешные.

Солнце светит ясно — Всё у нас прекрасно! Солнце спряталось за лес, Месяц светит.. буквой С.

Сорочата у сороки Срочно делают уроки: Сто и сорок сорочат Строчки весело строчат.

  1. Лото (картинки и карточки с изображениями предметов, в названии которых есть буква С). Достаем картинку, произносим слово, кладем на карточку с ее изображением. Кто быстрее соберет полный набор картинок — тот и выиграл.
  2. Придумать предложение со словами. Взрослым нужно предварительно подготовить картинки (на них могут быть изображены часы, сушка, сосулька, колбаса, коса и т.д.)
  3. Загадки. Конечно же, в ответе-отгадке должна присутствовать буква С.

Вот гора, а у горы — Две глубокие норы. В этих норах воздух бродит: То заходит, то выходит.(Нос)

У нас под самой крышей белый гвоздь растет, Но как солнышко взойдет, Гвоздь растает, упадет.(Сосулька)

Бело покрывало на земле лежало, Лето пришло — оно все сошло.(Снег)

  1. Вспомнить слова на букву С. Произносить их надо по очереди. Кто знает больше слов — тот и выиграл.
  2. Пальчиковые игры, потешки (Мальчик-пальчик, Сорока-белобока и т.д)

Скороговорки с буквой С

  • Носит Сеня в сени сено. Будет Сеня спать на сене.
  • У осы не усы, не усищи, а усики.
  • У Сени с Саней в сетях сом с усами.
  • Коси, коса, пока роса. Роса долой — и мы домой.
  • Глядят подсолнухи на солнышко, а солнышко — на подсолнушки.
  • У киски в миске сливки скисли.
  • Ела киска суп из миски. Пуста миска, сыта киска.
  • В поле Фрося полет просо. Сорняки выносит Фрося.
  • Саша само совершенство, а еще самосовершенствуется.

Массаж лица

Как отдельный элемент массаж особым фактором не является, но совместно с артикуляционной гимнастикой и голосо-речевыми тренингами оказывает положительное влияние на правильную постановку речи.

Делая массаж проговариваем свои движения:

Мягко поглаживая над бровями пальцами рук, произносим: «Так себя мы любим, так себя голубим». Далее поглаживая вдоль носа, говорим: «Славный носик, такой у нас курносик». Массируем около губ, щечки до ушей:» Наш улыбчивый роток, говорунчик еще тот»

Делаем мягкое постукивание пальцами по тем же участкам лица. Встречными и противоположными движениями. Постоянно общаемся с ребенком: «Мы красивые! Мы счастливые! Вот как мы себя поласкали!»

Языки

А — Английский, Арабский, Азербайджанский, Армянский, Албанский.Б — Бенгальский, Болгарский.В — Венгерский, Вьетнамский.Г — Греческий, Грузинский, Голландский.Д — Датский.Ж — Жаргонный.З — Зулусский.И — Испанский, Индонезийский, Иврит, Итальянский.Й — Йоруба.К — Китайский, Корейский.Л — Латинский, Латвийский, Лаосский, Литовский.М — Македонский, Монгольский.Н — Немецкий, Непальский.П — Португальский, Пушту, Польский.Р — Русский.С — Сербский, Синигальский, Словацкий, Словенский.Т — Тайский, Телугу, Турецкий.У — Урду, Украинский, Узбекский.Ф — Французский, Фарси, Финский.Х — Хинди, Хорватский.Ч — Чешский.Э — Эльфийский, Эстонский.Я — Японский, Яванский.

Обследование произношения звука «Ш»

При обследовании произношения специалист должен выяснить, как произносится проверяемый звук в отдельности, в словах, речи. Для этого могут использоваться изображения, в названия которых входит «Ш»

Важно, чтобы он занимал разное положение и сочетался с другими звуками. Маленького ученика просят произнести стихотворение, в которых слова имеют «Ш»

Если ребенок нечетко произносит изолированный «Ш» — нужно вначале поставить этот звук, а потом закреплять его произношение в речи. Если же ребенок правильно произносит отдельный звук, а дефект наблюдается только в словах, нужно поработать над его закреплением в речи.

Правила проверки в домашних условиях:

  1. Ребенок в спокойном состоянии, повторяет нужные слова за одним из родителей. При форсированном произнесении звук часто искажается.
  2. Ребенок не один раз произносит нужный звук. Иногда дети даже при наличии дефекта могут имитировать правильное звучание и нарушение удается заметить не сразу. Услышать дефектное выговаривание проще в словах, где «Ш» произносится вместе с другими согласными. Для проверки ребенку следует выговорить такие слова: каштан, кашне, пунш, мундштук.

У одних детей проблему можно победить на первых занятиях, у других с дефектом борются поэтапно в течение некоторого времени, подбирая соответствующие задания и приемы.

Как проверить произношение буквы «Ш» без логопеда

Логопедами используется емкая процедура обследования, позволяющая выявить проблему и ее уровень. Но проверить речь ребенка можно и самостоятельно. Проверка произношения осуществляется изолированно, в слогах, словах, фразах и предложениях, т.е. по нарастающей.

Проверка произношения изолированного звука осуществляется путем повторения ребенком разных звуков за мамой или папой. Аналогичным образом проводится проверка произношения в слогах. Для более комплексной оценки необходимо, чтобы буква «Ш» находилась в разных позициях (ША, ОШ, УШУ, ОШО и т.д.)

Для проверки произношения «Ш» в словах желательно подготовить или приобрести карточки с рисунками. Это превратит процедуру в забавную игру. Логопедические слова на букву «Ш» подбираются так, чтобы необходимый вам звук находился в разных положениях. При выборе предложений и словосочетаний следует отдавать предпочтение тем, в которых он встречается в разных местах.

Оценка уровня произношения

Выговаривание любого звука может быть неправильным. В таком случае, самый простой вариант — это отсутствие звука . Тогда речь ребенка будет звучать примерно так: апка, ина, маина и т.п.

Чаще встречается искажение звука. При щечном произношении воздух проходит не через язык и губы, а уходит в щеки. В итоге на выходе получается глухой шум. Визуально видно, как надуваются щеки ребенка.

Иногда ребенок можно произносить шипящие в «нижнем» положении. В таком случае к твердому небу приближается не кончик языка, а средняя часть его спинки. В таком случае получается нечто похожее на .

Если малышу будет удаваться произносить задней часть языка, которая сближается с твердым небом. На выходе можно услышать нечто напоминающее фрикативное или звонкое южнорусское .

Важно! Точно нарушение сможет выявить только логопед. Когда ребенок учится разговаривать, то он может заменять один звук на другой

Часто замена группы шипящих идет на свистящие — до четырех лет — это физиологическая норма

Когда ребенок учится разговаривать, то он может заменять один звук на другой. Часто замена группы шипящих идет на свистящие — до четырех лет — это физиологическая норма.

При проблемах дошкольник начинает менять на . В таком случае вместо «шапки» он говорит «сапка», вместо «машина» — «масина».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector