Практика постановки звука «л» у детей

Содержание:

Учимся произносить звук «л»

Занятия в домашних условиях комфортны и для ребенка, и для родителей. Специалистами разработаны различные упражнения, которые вы можете делать вместе с малышом, превратив их в забавную игру. Дети любят гримасничать, но наши упражнения еще и несут пользу. Через веселое и увлекательное действие мы учим малыша, даем возможность тренировать свой язык для правильного произношения «л». Список упражнений:

  1. Улыбка. Попросите малыша широко улыбнуться, не размыкая губы. Пусть он подержит улыбку 8-10 секунд. Повторяйте упражнение 7-8 раз за день.
  2. Ветерок. Немного приоткрыть рот, просунуть между губами кончик язык, и слегка его «прикусить», сжав губами. Оставив язык в таком положении, надо сильно дуть в течение трех минут.
  3. Цоканье. Малыш должен цокать как лошадка, меняя интенсивность звука. Попросите, чтобы ребенок не двигал нижней челюстью, цокал только язычком и верхней челюстью. Первая часть упражнения делается с ускорением, во второй цоканье должно быть тихим, как будто лошадка крадется.
  4. Вкусное варенье. Предложите ребенку облизать свои губки язычком так, как будто он съел что-то очень вкусное. Движения должны быть широкими, круговыми.
  5. Длинный язык. Любимое упражнение малышей. Дети высовывают язык на всю его длину и пытаются достать им до носика или подбородка.
  6. Трубочка. Несколько раз в день просите ребенка свернуть язык в трубочку.
  7. Долгое «ы». Кончик языка отводится вглубь рта, спинка языка приподнимается к небу, ребенок тянет звук «ы». Упражнение сложное, но оно улучшает гибкость языка.
  8. Дыхание. Сопровождайте уроки улучшением дыхательных навыков. Почаще давайте крохе пускать мыльные пузыри, поощряйте его желание петь. Летом малыш может сдувать созревшие одуванчики.
  9. Мелкая моторика. Упражнения на мелкую моторику способствуют стимуляции нервных окончаний. Лепка, рисование, вырезание и клейка аппликаций положительно влияют на становление речевых навыков и усиливают интеллектуальное развитие маленького человека.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: видео с логопедическими занятиями и упражнениями для детей 5-6 лет

Полезным будет также произнесение скороговорок и сочетания букв, в которых “л” соседствует с разными гласными.

Как правильно проводить занятия?

Приступая к занятиям, помните, что перед вами маленький ребенок. Лучший способ научить его чему-либо – это игра. Логопедические упражнения, проводимые под нажимом, быстро надоедают малышам, поэтому нельзя заставлять ребенка повторять их долго. Начните с 1-2 раз в день по 3-4 повторения. Используйте собственный пример. Расположитесь с малышом возле зеркала, чтобы он видел, как у него получается. Дети любят имитировать действия взрослых, используйте их интерес в учебных целях. Сопровождайте похвалой каждый успех крохи, объясняйте ему, что вы учите и зачем.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: рекомендованные логопедические упражнения для детей 3-4 лет

В каких ситуациях нужна помощь логопеда?

Несмотря на простоту корректировки звука, может получиться так, что занятия дома не приведут к успеху. Причины могут быть разные:

  • для вашей семьи русский язык не является родным, и взрослые ее члены говорят с акцентом;
  • кто-то из взрослых уже имеет дефекты речи и ему трудно проводить занятия;
  • продолжительные занятия не смогли помочь малышу научиться выговаривать букву «л».

В подобных ситуациях необходимо обратиться к специалисту. Логопед поможет скорректировать упражнения, подскажет другие способы исправления.

От вас потребуется немалое терпение и умение завлечь ребенка. Малейшие подвижки должны быть замечены и отмечены похвалой. Если у малыша что-то не получается, не ругайте его, чтобы не отбить желания учиться.

Частой проблемой становятся трудности в произношении буквы «р» (подробнее в статье: как самостоятельно научить ребенка выговаривать букву «р» в домашних условиях?). Рекомендуем обратиться к одному из наших материалов, рассказывающему, как справиться с этой проблемой. Принцип почти тот же: необходимо стимулировать детей, чтобы они чаще говорили слова с этим звуком. Изучите артикуляцию при произношении «р», покажите ее малышу. Используйте в занятиях картинки с изображением животных, в названии которых есть «р», учите с ним стихи и скороговорки.

Причины неправильного произношения

Произношение может быть неправильным или несформированным, потому что:

  • ребёнок ещё слишком мал для проговаривания, просто пропускает фонему, говорит не «лиса», а «иса» (осваивание звука «Л» происходит примерно в 4 года, постановка с распознаванием твёрдости и мягкости – в 6 лет);
  • язык поставлен неправильно (межзубное произношение выходит чётким, но искажённым);
  • язык опущен (двугубное произношение типично для англичан, часто наблюдается у детей, воспитывающихся в межнациональных семьях);
  • язык расслаблен, а нижняя губа активно двигается (выходит «В»).

В вышеописанных случаях артикуляция нарушена из-за дефекта расположения языка во рту. Также дефект произношения бывает следствием того, что формируется искажённый воздушный поток из-за неправильного положения конца или середины языка:

  • двигаются при звукоформировании губы, а не язык;
  • конец речевого органа опускается, а не упирается в верхние резцы;
  • середина языка выгибается вверх, а конец опускается (в норме должно быть наоборот).

Чтобы исправить описанные дефекты артикуляционного аппарата, достаточно нескольких сеансов с логопедом. Но если причина искажённого произношения – дизартрия, вызванная патологиями нервной системы, то предстоит системное и многоэтапное исправление.

Коварная буква «Р»

Если ребенок не выговаривает букву «Р» до 6 лет, можно не беспокоиться. Ведь эта буква одна из самых сложных и «встает» в последнюю очередь. Она довольно коварна, так как легко может заменяться на другие звуки – «л», например. А иногда можно услышать от своего малыша раскатистый глубинный рык вместо привычной «Р».

Как научить ребенка выговаривать сложную букву «Р»? Для начала следует понять, что проблема есть

Хоть и советуют до 6 лет не беспокоиться, все же необходимо особое внимание уделить проблемам с произношением у ребенка чуть пораньше, чтобы было время для маневра

Одним из эффективных методов обучения выговариванию буквы «Р» считаются скороговорки. Многие родители поражаются: как же можно научить ребенка говорить букву «Р», общаясь на скороговорках? Специалисты отвечают: очень просто. При быстром произношении звук может проскакивать автоматически. Естественно, выбирать придется те варианты, в которых много проблемных звуков, например, «Ехал Грека через реку…». Произносите с ребенком их громко, четко и хором.

Нужно постараться построить занятия с малышом так, чтобы в его лексиконе прибавилось слов с коварным звуком – ворона, дорога, река, рука и многие другие. Можно даже составить целый рассказ, в котором объединить логично все эти слова. Так прохождение материала будет более комфортным.

Упражнения для произношения звуков

Первоначально рекомендуется подготовить карточки, на которых будут изображены животные и предметы, в начале, середине или конце которых присутствуют проблемные буквы. Нужно понаблюдать, всегда ли произношение сложной буквы получается проблемным, или в некоторых позициях.

1. Чтобы освоить букву «С» рекомендуются применять упражнения:

  • «Рельсы» (когда язык должен «ездить» по внутренней стороне верхних зубов).
  • «Тишина» (несколько раз повторяйте звук «т-ссс», растягивая букву «С»).

В качестве закрепления буквы нужно выбрать картинки или слова, где присутствует буква «С»: сани, сито, пояс, солнышко, свет. Можно использовать предложения: Саша сеет семена или стихи:

«В лесу темно,

Все спят давно.

Одна сова не спит,

На суку она сидит».

2. Буква «З» является собратом «С», только звонким. Поэтому чтобы научить ребенка выговаривать букву «З», нужно произнести «с», только повысив голос. Покажите малышу, поднеся руку к его горлышку, как напрягаются мышцы, произнося звонкие звуки. Закрепляем букву словами: заяц, зверь, зуб, звезда, а также предложениями: Зайчик зимой как маленький зверек.

3. Букву «Ц» можно освоить, прибегнув к упражнению «Тишина», только произносить нужно не «т-ссс», а «тс-тс-тс». Закрепляем словами: цапля, цыпленок, цепь, пицца, и предложениями: Какой цвет у птицы?

4. Выговаривать букву «Ш» можно при помощи небольшого фокуса: попросите ребенка произнести букву «с», а сами ложечкой приподнимите язычок малыша к небу. Получится звук «ш». Закрепляется буква словами: шило, шепот, уши, шум; предложениями: Наша Маша шуршит; а также стихами:

«Милый мишка,
Славный мишка,
Весь из плюша
Сшит наш мишка».

5. Такой же фокус можно проделать, с буквами «з» и «ж». Закрепить букву «Ж» нужно словами: жук, еж, жаба. А также предложениями: Жанна ожидает книжки.

6. Чтобы освоить букву «Ч», попросите малыша проговорить «ть-ть-ть», при этом нажав на щеки малыша пальцами. Тогда вы услышите заветное «ч». А чтобы букву закрепить, попросите малыша проговорить слова: чай, черепаха, дочка, мяч; предложения: Чистят ванночку чижи.

7. Самой распространенной для родителей является проблема букв «Р» и «Л». Приемы и упражнения для решения этой проблемы направлены на обучение ребенка рычать, не проглатывая сложные буквы и не заменяя сложную «р» на более легкую «л»:

«Лошадка» — изображайте вместе с ребенком цоканье и стук копыт лошадки.

«Зубки чистим язычком» — попросите малыша широко улыбнуться. Затем нужно провести языком по внутренней поверхности верхних зубов. Следите, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась без движения.

«Дразнилка» — ребенку предлагается подразниться. Для этого расслабленный язык высовывается и болтается вверх-вниз. Сопровождается дразнилка рычанием.

Отдельное внимание в обучении буквам «Р» или «Л» уделяется скороговоркам:

  • Ехал Грека через реку, видит Грека: в реке рак.
  • На дворе трава, на траве — дрова: раз, два, три лежат дрова.
  • Съел храбрец тридцать три пирога, да все они с творогом.
  • Всех скороговорок не перескороговоришь.

Скороговорки

Набор небольших речевок, стишков и скороговорок – это один из основных элементов методики. В качестве скороговорок можно использовать всем известные «Ехал Грека через реку….» или «Карл у Клары украл кораллы». Либо выучить вместе с малышом и рассказывать вслух стихи на тренировку буквы «р»: «Рыба, рыжик, рысь, рыбак, Радуга, ракета, рак. Нет, не рак. Тогда ромашка, Рыболов, ружье, рубашка, Может рама или ручка? Нет. Сдаетесь? Это Жучка! Под столом она сидит и рычит» или «л»: «Убежало, убежало, убежало молоко. Я с трудом его поймала, Быть хозяйкой нелегко!» или «Посадил дед лук, отрастил лук чуб, Увидал лук внук, оборвал луку чуб. Удивительная штука: Слезы капают у внука!»

Обучение малыша правильному выговариванию

Родители, чьи дети неверно произносят шипящие звуки, интересуются тем, как научить ребенка выговаривать букву Ш в домашних условиях. Логопедами разработаны упражнения, которые помогают справиться с такой проблемой.

Занятие состоит из двух этапов: разминка и постановка звука. Чтобы артикуляционная гимнастика дала скорый положительный результат, требуется выполнять ее ежедневно по 5-10 минут.

Необходимо проявлять старание и настойчивость, хвалить малыша за успехи, поощрять его выполнять упражнения.

Разминка

Прежде чем приступить к выполнению основного комплекса, необходимо провести разминку. Это нужно для подготовки ротовой полости к постановке звука Ш.

Разминка состоит из ряда таких простых упражнений:

  • язык положить на нижнюю губу. Зафиксировать такую позицию на 15 секунд;
  • сделать из языка подобие чашечки. Задержаться в подобном положении на 10 счетов. Расслабиться. Снова сделать из языка чашечку. Это упражнение хорошо тренирует мышечные ткани;
  • выполнять цоканье языком. Делать это следует медленно, растягивая процесс;
  • сформировать чашечку языком, плавно опускать и поднимать ее. Выполнять такое движение необходимо медленно, плавно;
  • поочередно произносить звуки О и У, максимально жестикулируя губами (делая из них большой круг, складывая их в трубочку);
  • сделать из губ узкую трубочку, а затем широко улыбнуться;
  • плавно поднимать язык к верхней губе и опускать к нижней;
  • челюсть сомкнуть, губы вытянуть вперед и сформировать ими подобие прямоугольника. Задержаться в такой позиции на 10-15 секунд;
  • облизывать верхнюю губу. Это тренирует верхний подъем языка.

Подготовить ребенка к постановке звука Ш может дыхательная гимнастика. Она учит малыша формировать правильную воздушную струю.

Суть дыхательной гимнастики заключается в выполнении следующих упражнений:

  • дуть на перышки, свечи, вертушки;
  • пытаться задуть пенопластовый шарик или кусочек ватки в созданные для этого ворота (можно использовать картонную коробку);
  • распластать язык на нижней губе. Подуть на высунутый кончик таким образом, чтобы воздушная струя прошла по центру;
  • на кончик носа положить шарик из ватки. Выдвинуть нижнюю губу вперед и подуть вверх. Нужно убрать ватку с носа без помощи рук, при помощи воздушного потока.

Рекомендуется выполнять все упражнения перед зеркалом. Во время обучения можно включать детские песенки, рассказывать интересные истории.

Постановка звука

Выполнив дыхательную и артикуляционную гимнастику, можно приступать к постановке шипящих звуков. Существуют разные упражнения, которые ориентируют ребенка на правильное произношение слов с буквой Ш.

Эффективный комплекс для борьбы с нарушением речи:

  • свободный полет. Сделать из языка чашечку и постараться высунуть ее изо рта. На нос необходимо положить небольшой кусочек ватки. На выдохе воздух будет отталкиваться от стенки языковой чашечки и подниматься вверх, убирая ватку. Это упражнение очень простое и действенное. Его особенно рекомендовано выполнять детям с шепелявостью;
  • движущаяся чашка. Языком сформировать чашечку и начать ею двигать: поднимать и опускать края;
  • пирожок. Открыть рот и расположить язык на нижней губе. Приподнять боковые стенки языка так, чтобы образовывалась впадина по центральной оси. Задержаться на 5-10 секунд. Упражнение направлено на укрепление мускулатуры языка, делает более подвижными боковые его стенки;
  • корабль в море. Сложить язык в форме чашечки, поднять его и задержать на 1-3 секунды, затем опустить и зафиксировать в таком положении на короткое время;
  • улыбка. Открыть рот и широко улыбнуться. Вытянуть язык вперед, кончик положив на нижнюю губу, а боковыми стенками касаясь уголков рта. Задержаться в таком положении на несколько секунд. Упражнение хорошо расслабляет язык. Оно помогает в постановке не только звука Ш, но и Ж;
  • качели. Открыть рот и улыбнуться. Язык должен быть расслабленным, лежать плоско и широко. Выполнять попеременно следующие движения языком: потянуться к потолку, в стороны, к верхней и нижней губе, коснуться резцов, залезть между зубами и губой, дотронуться кончиком до альвеол;
  • маляр. Приоткрыть рот, слегка улыбнуться, расслабить губы и зафиксироваться в таком положении. Представить, что кончик языка – это кисть маляра, а небо – стена, которую нужно раскрасить. Языком необходимо двигать от гортани к зубам и обратно, не выводя его за пределы ротовой полости. Упражнение помогает усилить контроль языка.

Для произношения сложных звуков важна не только постановка, но и автоматизация. Поэтому когда ребенок научится произносить Ш, нужно будет перейти к закрепляющим упражнениям.

выговаривать

Значение слова выговаривать

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.

Орфографический словарь

Толковый словарь В.И.Даля

Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова

Cловарь синонимов Н. Абрамова

12

букв в слове «выговаривать»:а а в в в г и о р т ы ь .

Слова, связанные со словом выговаривать:

Слова, образованные из 12 букв слова выговаривать Слова, начинающиеся на выговаривать Слова, содержащие выговаривать Слова, оканчивающиеся на выговаривать Слова из слова выговаривать, если изменить одну букву Слова на вы

Слова заканчивающиеся нать Слова начинающиеся навыг Слова сать в конце Слова из12 букв, слова на буквув

  • выговаривание «
  • выгнуться «
  • выгнуть «
  • выговаривать
  • » выговариваться
  • » выговор
  • » выговоренный

Атмосфера занятий

Кубики с буквами помогут маленькому ребенку быстрее изучить алфавит в игровой форме

Научить говорить звуки , в домашних условиях — задача нелегкая, но для любящих родителей вполне выполнимая.

Уловите момент, когда ваша кроха сыта, с хорошим настроением, готова поиграть и погримасничать, и приступайте к работе.

Все упражнения должны проходить в игровой интересной для ребенка форме. Приложите максимум усилий для того, чтобы ваше чадо не испугалось порой сложных логопедических заданий, а, наоборот, хотело почаще поиграть с вами таким образом.

Ваша основная задача — поработать над подвижностью губ, укрепить мышцы языка и гортани.

Начните с 1-2 упражнений в день, постепенно наращивая темп, чтобы не переутомить малыша и не вызвать нелюбовь к логопедическим тренировкам. Занимайтесь обязательно перед большим зеркалом, при достаточном освещении, удобно расположившись на стуле.

За любой, даже самый маленький, успех в занятиях не забывайте хвалить дитя.

Формирование правильного произношения звуков

При отсутствии заболеваний, которые связаны с патологиями речевого аппарата, исправить произношение звука «л» можно во время выполнения специальных логопедических упражнений. Их нетрудно проводить дома. В отдельных случаях решить проблему удается только специалисту. При дизартрии, которая связана с поражением нервной системы, понадобится помощь невропатолога.

Поэтапная домашняя тренировка, направленная на правильное произношение «л»:

  1. Укрепление моторики артикуляционного аппарата. В данном случае достичь нужного эффекта помогут специальные упражнения и игры.
  2. Постановка звука. В зависимости от причины дефекта, разработан определенный метод.
  3. Точное произношение. Сочетание «л» с другими буквами. Сначала нужно произносить слоги, а затем слова.
  4. Стихи и скороговорки для развития речи. Они помогут не только быстрее усвоить правильное произношение звуков, но и развить память.

В конце следует закрепить полученный результат путем разучивания песен, сказок, их пересказа.

Упражнения для улучшения речевого слуха

Чтобы развить речевой слух, логопеды рекомендуют играть с ребенком в игры:

  1. Предлагают говорить слова сначала тихо, потом со средней силой, потом громко. Можно показать игрушки и давать задания — маленькая игрушка говорит тихо, большая громко, потом наоборот.
  2. Читают по ролям сказки, где герои говорят разными голосами — тихо или громко, низким или высоким голосом.
  3. Ребенку показывают картинки и называют их. В некоторых названиях делаются ошибки. Если играющий замечает ошибку, он поднимает руку или хлопает в ладоши.
  4. Взрослый показывает картину и произносит несколько похожих слов. Среди них нужно выбрать одно правильное (лук — луг — люк).
  5. Родитель или воспитатель называет обобщающее слово. Детей просят назвать примеры слов из названной группы. В них должна встречаться буква Л (фрукты — лимоны, яблоки, деревья — клен, липа и т.д.).

Тренировки нужно проводить систематически. Игровые занятия можно дополнить музыкальным сопровождением.

Как научить ребёнка говорить Л. Основные рекомендации

Научить ребёнка выговаривать «л» можно, воспользовавшись такими рекомендациями:

  • Для начала родители должны рассказать своему малышу об основных речевых органах, которые принимают участие в формировании звуков. Рекомендуем сделать с малышом несколько артикуляционных упражнений, представив их в форме увлекательной сказки. Такая игра позволит незаметно и весело провести тренировку мышц языка, щёк и губ;
  • Ребёнок должен постоянно работать над постановкой речевого дыхания, а родителям необходимо помогать ему в этом. Учтите, что человеческая речь формируется во время выдоха. Неправильное звукопроизношение возникает вследствие неравномерного распределения воздуха во время выдоха. Именно поэтому для правильного проговаривания буквы «л» ребёнок научится правильной постановке дыхания. Развивать правильное дыхание ребёнок также может в игре. К примеру, задувать воображаемые свечи или пускать мыльные пузыри. Родители в процессе таких игр должны следить за тем, чтобы малыш набирал воздух не «за щёки», а в лёгкие;
  • Стимуляции речевого развития способствуют также игры и занятия, направленные на развитие мелкой моторики рук и пальчиков. С малышом нужно чаще рисовать узоры, заниматься лепкой из пластилина или складыванием мозаики;
  • Правильное произношение буквы «л» осуществляется с разомкнутыми зубами и чуть приоткрытым ртом. Кончик языка должен упереться в основание верхних зубов, а воздух в процессе произношения буквы «л» должен выходить по краям языка.

Логопедические упражнения для правильного произношения буквы «Л».

Чтобы узнать, как научить ребёнка выговаривать «л», родителям нужно получить консультацию логопеда. Рекомендуем выполнять комплекс таких упражнений (родители должны делать их вместе с ребёнком):

  • «Ветерок» — ребёнок должен улыбнуться, слегка приоткрыв ротик. Затем кончик языка нужно слегка прижать зубами и попробовать подуть;
  • «Лошадка» — для выполнения этого упражнения ребёнку нужно снова улыбнуться, продемонстрировав зубки. Дальше ему нужно предложить поцокать, как лошадка, но при этом стараться не двигать нижней челюстью и постепенно наращивая скорость звукопроизношения;
  •  «Пароходный гул» — ребёнок должен произнести долгий звук «ы» с приоткрытым ртом. При произношении кончик языка нужно опустить вниз, а корень – наоборот, поднять вверх;
  • «Варенье» — предложите ребёнку облизать широким кончиком языка верхнюю губу, передвигаясь сверху вниз. При выполнении данного упражнения двигать нижней челюстью нельзя.

Чем старше ребёнок, тем сложнее будет исправить неправильное произношение букв. Если родители замечают неправильное произношение буквы «л», необходимо сразу же посетить с ребёнком логопеда и начать выполнение корректирующих упражнений.

Как должны располагаться артикуляционные органы, произнося «л»

Неправильно выговаривание слов, содержащих букву «л», у детей можно заметить также разное:

  • пропускание согласного при проговаривании слова (лошадь – ошадь);
  • замена звука «л» на «у» (лопата – уопата) или на звук «й» (ложка – йожка);

Неправильное произношение может быть замечено только, говоря слова, содержащие букву «л» в мягком или только твердом ее варианте.

Звук «л» произносится путем упирания кончика языка к верхним зубам, выталкиваемый воздух довольно сильный и проходит по боковым сторонам от языка.

При этом они не упираются в боковые зубные ряды.

Интересно, что многочисленные исследования доказали, что у каждого взрослого человека, который умеет правильно говорить слова с «л», положение артикуляционных органов может немного меняться, но принцип их расположения одинаков.

Рекомендации для родителей

Прежде чем перейти к упражнениям на букву Л, взрослым необходимо усвоить ряд несложных правил, которые сделают занятия легкими, а времяпровождение с ребенком – приятным:

Говорите на равных. Не пытайтесь облегчить занятия «сюсюканьем», так вы сделаете только хуже

Проговаривайте все слова правильно – это крайне важное условие.
Отвечайте на вопросы. Если ребенку что-то не понятно, остановитесь и объясните подробнее

Так малыш почувствует сильную поддержку, а вы завоюете его полное доверие.
Превратите занятия в игру. Дети хорошо усваивают информацию в процессе игры. Важно, чтобы упражнения вызывали у малыша положительный эмоциональный отклик. Придумывайте сказки и устраивайте необычные приключения. В таких условиях ребенок начнет выговаривать звук Л рефлекторно.
Упражнения не должны быть наказанием. Таким образом вы отобьете у чада желание не только учиться, а и вовсе общаться со взрослыми.
Соблюдайте регулярность. Проводите занятия систематически, в комфортное для вас и ребенка время. Идеальный вариант – упражнения по 5-10 минут 3-4 раза в день.

Придерживаясь этих несложных рекомендаций, ваш ребенок быстро научится проговаривать букву Л в домашних условиях.

Виды и механизмы нарушения звука Л

При верном артикулировании звука губы приоткрываются, принимают артикуляционную позу идущего за ним гласного, между резцами небольшой промежуток, язык расслабляется, его кончик поднят к альвеолярному отростку и притрагивается к деснам, боковые края создают с молярами щели, сквозь них с выдохом проходит воздушный поток, корень языка чуть поднят, голосовые складки соединяются и дрожат. Звук согласный, твердый, звонкий, ротовой, сонорный, смычно-проходной, переднеязычный.

Нарушенное произношение звука носит название ламбдацизм. Существует несколько его типов:

  • Межзубный. Раздается верное звучание, но артикуляционная позиция нарушена: кончик языка располагается снаружи, зажимается зубами.
  • Носовой. Произношение сильно отклоняется от правильного артикуляционно и акустически. Язык задевает небо, часть воздуха или вся выдыхаемая струя идет в нос. Раздается смазанное сочетание .
  • Губно-губной (двугубный). Звучание похоже на , или английский . При таком ламбдацизме фонему воспроизводят губы, кончик языка располагается глубоко во рту, не задействован в артикулировании.
  • Губно-зубной. Звучание, сходное с . Нижняя губа смыкается с верхними зубами, язык располагается глубоко во рту.
  • Боковой. Воздушный поток выходит сквозь одну боковую щель, вторая сторона языка соединена с верхними молярами.
  • Смягчение. Промежуточное звучание между твердым и мягким . Середина язычной спинки поднимается сильней, чем требуется.

Замена звука Л другими звуками именуется параламбдацизм:

  • Замена на . Спинка языка выгибается, а кончик опускается. Человек даже не распознает замену, часто думает, что фонема просто отсутствует.
  • Замена на . Кончик языка не приподнимается, а расслаблен и расположен глубоко во рту, задняя часть язычной спинки, изгибаясь, прилегает к мягкому небу.
  • Замена на . При подобном искажении кончик языка располагается на дне рта, а не приподнимается к альвеолярному отростку, а середина спинки изгибается кверху.
  • Замена на . В артикулировании вместо языка задействованы губы.
  • Замена на . При данном варианте параламбдацизма нижняя губа примыкает к верхним зубам. Человек обычно считает это речевое нарушение простой нечеткостью речи.

Помимо перечисленных вариантов неправильного произношения фонемы , возможно ее полное отсутствие.

Артикуляционная гимнастика дома

Чтобы научить ребенка произносить звук «Л», на каждом занятии обязательны упражнения, развивающие артикуляционный аппарат и речевое дыхание.

Прежде чем показывать своему отпрыску упражнения, добейтесь четкого их выполнения перед зеркалом самостоятельно. Обстановка во время занятий должна быть непринужденной. Помните, все ваши тренировки должны выглядеть как занимательная игра, чтобы ребенку было интересно.

Сначала научимся расслаблять губы.

  • «Улыбка». Улыбаемся, обнажив верхние и нижние зубы, считаем до десяти.
  • «Трубочка». Вытягиваем губы трубочкой, как для звука «у». Делаем вытянутыми губками квадрат.
  • «Иголочка». В положении «Улыбка» выдвигаем кончик языка между зубов. Чередуем упражнения «Трубочка» и «Иголочка».
  • «Рыбка». Похлопаем расслабленными губами, как рыбка в аквариуме.
  • «Остановим лошадку». Глубоко вдыхаем через нос, выдыхаем через рот. Губы расслаблены и вибрируют. Получается «Пр-р-р».

Теперь разминаем язычок.

  • «Вежливая обезьянка». Улыбнувшись, приоткрываем ротик, как обезьянка, и показываем зубки. В течение нескольких секунд пытаемся удержать язык на нижней губе.
  • «Блинчик». Наш язычок превращается в широкий и плоский блинчик, располагаем его на нижней губе, не забывая улыбаться. Медленно дуем, «остужая блин», воздушная струя должна проходить через середину языка.
  • «Орешек». Упираемся изнутри языком в разные щечки по очереди, как будто катаем орешек или карамельку во рту.
  • «Гамак». Язык должен упереться в передние верхние резцы и прогнуться, как гамак. Задержать язычок, считая до 10.
  • «Качели». Качаемся язычком на качелях – вверх-вниз. Губы приоткрыты в улыбке, язык наружу не высовывается.

Переходим к упражнениям для постановки произношения  и .

  • «Пароход». Раскрывая улыбающиеся губы, высовываем наружу кончик языка и прижимаем его зубами. Гудим, подражая пароходу: «Ы-ы-ы». Если малютка говорит «ль», пусть сильнее высунет язычок и прикусит его посередине.
  • «Индюк». Попробуйте с крохой изобразить «речь индюшки»: «Бл-бл». Слегка раскрываем рот, язык загибаем на верхнюю губу и двигаем его кончиком вверх-вниз. Затем на выдохе начинаем гудеть, постепенно ускоряя движения языка.
  • «Лошадка». Логопеды обычно разбивают упражнение на две части. Сначала учимся звонко цокать язычком («Лошадка скачет»). Мышцы языка укрепляются, усваивается положение поднятого язычка. Придержите нижнюю челюсть ладошками, если малыш не может держать ее неподвижно. Вторая часть – «Лошадка на разведке». Темп неторопливый, без голоса. Кончик языка упирается в верхнее небо.
  • «Ветерок». Ротик приоткрыли, прикусив зубками краешек языка. Делаем выдох – «ветерок». Воздушные струйки должны выходить с боковых сторон языка. Вы увидите, правильно ли малыш дует, поднеся ко рту перышко.

Причины неправильного произношения звука «л»

Прежде чем приступить к исправлению речи ребёнка, нужно разобраться в причинах, которые заставляют его неправильно говорить букву «л». Из них наиболее часто встречаются следующие:

  • Дефект речи у одного из родителей. В этом случае малыш может просто подражать неправильному произношению взрослого.
  • Нарушение речевого слуха – ребёнок неправильно слышит звуки, поэтому может неверно их говорить.
  • Патология речевого дыхания.
  • Нарушение в строении артикуляционного аппарата, например, укороченная уздечка.
  • Недостаточно подвижный язык.
  • Неправильное положение речевого аппарата при произношении.

Логопедические занятия: закрепление произношения

Логопедические занятия в игровой форме, вызывают у детей большой интерес. В итоге удаётся быстрее достичь положительных результатов. Наиболее часто применяются следующие игры:

1. «Дорожка». На бумажном листе чертится дорожка от написанной буквы к нарисованному предмету, в названии которого имеется эта буква. Пациент двигает пальцем от буквы по линии к рисунку, произнося проблемный согласный, в конце пути называет нарисованный предмет.

2. «Лиса и колобки». Вырезается фигурка лисы и 10 колобков. Логопед просит пациента назвать определенное слово. Если задание выполняется успешно, то колобок убегает от лисы, если нет, то лиса съедает очередной колобок.

3. Предметные карточки. На карточках изображены предметы, в названии которых имеется проблемный согласный. Дошкольнику предлагается назвать изображённый предмет.

4. Логопедические карточки со звуком Л.

Обычно со всеми вышеперечисленными занятиями родители справляются самостоятельно. Но если прошло много времени, а логопедические тренировки в домашних условиях так и не дали положительного результата, то требуется помощь логопеда.

Отрабатываем произношение

После речевой гимнастики нужно говорить слова с буквой Л, которая звучит твердо. Например, петь песенку на «ла-ла-ла» или найти стишки, где часто встречается именно эта модуляция буквы Л.

Тематические статьи:

У ребенка первый раз, скорее всего, не получится. В таком случае необходимо сделать следующее: пусть малыш улыбнется с открытым ртом и высунет острый кончик языка, прикоснувшись им к верхним зубкам. В этом положении пробуйте произносить правильно букву.

Но не нужно прятать кончик в рот – это смягчит звук

Важно закрепить межзубное произношение и выговаривать так все слова с капризной буквой. Когда малыш начнет без напоминаний сам произносить сложный для него звук в межзубном варианте, можно переходить к «сомкнутому» произношению

Для этого кончик языка следует переместить за верхние зубки и упереться в них. В таком положении уже говорить — получится полноценный твердый и правильный звук Л.

Старайтесь уделять внимание четкой речи не только у ребенка. Следите за тем, чтобы все домочадцы говорили красиво и разборчиво

Тогда у вашего отпрыска будет пример для подражания.

Довольно большой процент родителей сталкивается с проблемой, когда их подрастающий малыш не выговаривает слова и те или иные буквы. У некоторых это может пройти самостоятельно, как говорится, ребенок выговаривается. А другим деткам нужно поработать, чтобы научиться выговаривать тот или иной звук правильно.

Четкое произношение звуков очень важно, так как от этого во многом зависит успеваемость в школе, да и уверенность в себе и своих силах. Дефекты речи могут сыграть негативно уже во взрослой жизни и помешать самореализоваться и добиться успеха

Среди всех букв в алфавите есть такие, которые большинству деток даются тяжело для произношения – это звук «р», например.

Если говорить о букве «л», то она считается легкой для произношения, и научить правильно ее выговаривать детей можно за несколько уроков. В этой статье мы расскажем, как научить малыша произносить букву «л».

Из этой статьи вы узнаете

Причины нарушения произношения звука л

Существует несколько причин, когда произношение “л” не формируется или нарушается:

  • малыш ещё не научился говорить этот звук и он его просто пропускает: например, «ивень» вместо «ливень». В возрасте 4-5 лет дети уже осваивают его, а к 6 годам ребёнок уже не просто разговаривает, а уже может дифференцировать твёрдый звук от мягкого;
  • для межзубного произношения характерна неправильная постановка языка, хотя акустически он получается отчётливо;
  • двугубное произношение: язык лежит на «дне», что характерно для звучания английского языка. Так бывает, когда ребёнку приходится общаться в семье на нескольких языках;
  • подвижная нижняя губа и расслабленный язык — получается «в» вместо «л»: «развивка» – «развилка»;

В этих случаях артикуляционные нарушения объясняются неправильным алгоритмом произношения, а именно — не сформировано положение языка. Также встречаются нарушения, когда нарушена дифференциация из-за неправильного дыхания, не того положения кончика языка, его серединки:

  • образование звука происходит за счёт губ, а не языка;
  • кончик языка опускается вниз, вместо того, чтобы упереться в резцы;
  • середина языка приподнята, а кончик языка опущен, а нужно наоборот.

Описанные нарушения обусловлены особенностями артикуляционного аппарата. В этих случаях автоматизация правильного звука л займёт буквально пару занятий с логопедом. Также быстро с этим можно справиться и в домашних условиях. Если же происходит постановка звуков при дизартрии, связанной с органическими, функциональными нарушениями ЦНС, необходима поэтапная системная постановка и автоматизация звука л.

Артикуляционная гимнастика

Процесс подготовки артикуляционного аппарата малыша к правильному произнесению звуков начинается с артикуляционной гимнастики. Цель гимнастики — научить малыша движениям и положениям, которые должны занимать его губы, язык и мягкое нёбо во время говорения.

Примеры упражнений для укрепления и развития мышц артикуляционного аппарата при произнесении твёрдого звука «Л»:

  • Широко отрываем рот, как для произнесения звука «А». Челюсти и губы остаются неподвижными. Расстояние между зубами около полутора сантиметров, при этом язык лежит внизу ротовой полости. Удерживаем такую позицию 3–4 секунды.
  • Приоткрываем рот, высовываем язык, кончик и боковые края языка загибаем «чашечкой», при этом средняя часть языка лежит на нижней губе. Несколько раз высовываем, а затем убираем язык в форме «чашечки».
  • Высовываем язык, зажимаем его зубами и протяжно произносим звуки «А» или «Ы».
  • Приоткрываем рот, достаём кончиком загнутого языка до твёрдого нёба и быстро водим кончиком языка (не отрывая его от нёба) вперёд — назад, включив голос. Следите, чтоб челюсти не двигались.

Заниматься артикуляционной гимнастикой желательно ежедневно, повторяя каждое упражнение три–пять раз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector