Как правильно и эффективно автоматизировать звук ж в словах, предложениях, связной речи

Работа со звуком в слогах

Автоматизация Ш, Ж в слогах проводится в таком порядке:

  • прямых (ША, ЖА и др.);
  • обратных (АШ и др.), звук Ж в этих слогах не отрабатывают, потому что происходит его «оглушение»;
  • между гласными (АША, АЖА и др.);
  • со стечением согласных (ШКА, ЖДА и др.).

Задания для малышей на закрепление звуков необходимо сопровождать наглядным материалом. Обязательно в начале занятия проводят артикуляционную гимнастику, чтобы подготовить речевой аппарат.

К отработке фонемы в прямых слогах добавляют изолированное произношение. Речевой материал также постепенно увеличивают в объеме: когда переходят к новому виду слогов, вначале добавляют 1–2 задания с уже отработанными сочетаниями.

Примеры заданий

Чтобы закрепить правильное произношение в слогах логопед использует специальные дорожки, «шагая» по которым ребенок произносит нужное сочетание звуков. В начале работы взрослый дает образец правильного произношения, затем проговаривает материал вместе с ребенком. Потом малыш повторяет самостоятельно.

Примеры слоговых дорожек:

  • ША-ШО-ШУ-ШИ;
  • ЖА-ЖО-ЖУ-ЖИ;
  • ША-АШ-ШУ-ИШ;
  • АЖА-ОЖО-УЖУ и т. д.

На этом этапе используют чистоговорки. Они направлены не только на отработку правильного произношения в слогах, но и постепенное введение звука в слово.

Примеры чистоговорок:

  • ША-ША-ША – мы купаем малыША;
  • ШО-ШО-ШО – отдыхаем хороШО;
  • ЖА-ЖА-ЖА – увидели Ужа;
  • ЖУ-ЖУ-ЖУ – на солнце я гляЖУ.

Звук [Ж]в середине слова:

ЖАКожа, лужа, пожар, пожарный, бежать, уважать, уезжать, жарить, дрожать, ложа, рожа, вожжа, дрожат, лужайка, нет ежа, лужайка, лежанка, Снежана, нажарить, нажать, нарожать, межа, разжать, рожать, ежата, уважаемый, кинжал, деньжата, медвежата, вожак, вожатый, урожай, пижама, бежать, держать, дрожать, лежать, ужасный, баклажан.ЖООжог, утюжок, обжёг, прыжок, кружок, дружок, флажок, пирожок, ежовый, книжонка, ежонок, бумажонка, ножовка, ожог, ножонка, движок, тяжёлая, лужок, лужённый, сапожок, творожок, рожок, чужой, крыжовник, ежовый.ЖУСкажу, ежу, положу, кунжут, вижу, режу, вяжу, мажу, мажут, кожура, жужжание, жужелица, сужу, накажу, доложу, тужурка, абажур, ажур, брожу, хожу, дружу, лежу, покажу, положу.ЖИ (ЖЫ)Ужин, ножик, мужик, лужи, дружить, кружить, ежи, нажим, вожжи, режим, ожидание, оружие, бомжи, лыжи, пыжик, рыжик, дюжина, похожий, наживка, тужится, рыжий, режим, нажива, наживать, наживка, нажит, нажим, нажимать, наложить, режем, ложится, кружится, тужится, насторожить.ЖЕУже, хуже, ближе, ежевика, мороженое, ожерелье, драже, ежегодно, бежевый, бежевое, сюжет, ниже, нажечь, кажется, настороже, мозжечок, может, натяжение, напряжение, разжевать, разжечь, ряженка, ряженный, ряженье, спряжение, скольжение, неужели, уважение, этажерка, предложение, положение, умножение, служебный, лежебока.

Основные методы постановки звука Ж

Этапы постановки фонем:

  1. Подготовительный. Разминается артикуляционный аппарат, ребенок настраивается на занятия, проводится работа с речевым дыханием и фонематическим слухом.
  2. Постановка звука. Проводятся логопедические упражнения на дифференциацию проблемного звука, его правильное проговаривание.
  3. Автоматизация. Четкое произношение звука без дополнительной помощи.
  4. Закрепление в повседневной речи. Контроль со стороны взрослых, положительное подкрепление.

Методы коррекции звукопроизношения:

  • механический — с помощью логопедических инструментов (шпатель, лопатка, зонд);
  • по подражанию — наиболее естественный способ для дошкольников, т.к. их артикуляция развивается через восприятие речи окружающих;
  • по постановке от других корректно сформированных звуков.

Постановка «Ж» начинается с расслабления языка и челюсти, т.к. широкий язык — основа произношения шипящих. Для этого используется следующее упражнение: язык положить на нижние зубы, верхние зубы легко по нему стучат в течение 20 секунд. Затем язык, не двигаясь, лежит на нижней челюсти.

После этого объясняется артикуляция звука. Логопед вместе с ребенком руками изображает чашечку с водой, потом просит повторить позу языком, спрятанным за зубами. В таком положении нужно произнести «ЗЗЗЗЗЗ». Автоматически звук преобразуется в «Ж». Когда «Ж» закрепится, его вводят в слоги с гласными, затем в слова и предложения.

Поставить «Ж» можно и от корректно сформированного «Ш». Положение губ, зубов и языка при произношении этих звуков одинаковое. Ребенок говорит звук «Ш», а педагог просит при этом добавить голос и прочувствовать вибрацию на голосовых связках. Для закрепления «Ж» используют подражания жужжанию жука, пчелы.

Причины

Проблемы с правильным произношением звука могут быть вызваны самыми разными причинами:

  • ребенок подражает кому-то из своего окружения, имеющему такой дефект речи (сюда же можно отнести чрезмерное сюсюканье с малышом);
  • сформировался неправильный прикус из-за слишком долгого использования соски или по другим причинам;
  • у ребенка диагностированы другие физиологические нарушения речевого аппарата;
  • в семье напряженная психологическая атмосфера;
  • у малыша имеются проблемы с органами слуха.

Если не получается научить ребенка выговаривать звук в домашних условиях, необходимо обратиться к специалисту, который установит точную причину и предложит пути решения.

Автоматизация звука [Ж] в стечении согласных:

Жлоб, жвачка,  жду, жмурки, жмурить, жмых, жнейка, жнец, жнея, жница, жрец, жбан, жгут, жгутик, жгучий, ждать, жребий, нежданный, блуждать, утверждать, бриджи, джем, джигит, джемпер, джентльмен, джин, джинсы, джип, джунгли, наждак, дождевик, держатель,  держать, держаться, дважды, южная.

Картёжник, чужбина, рождество, Анжела, манжет, оранжевый, инженер, ржание,  поджог, буржуи, одержимый, лживый, лжец, лженаука,  поджечь, каждый, важный, бумажный, гаражный, граждане, многоэтажный, отважный, массажный, влажный, монтажник, стражник, дождик, кожный, ложный, сложный.

Неотложный, тревожный, ничтожный, пирожное, сапожник, художник, ножны, ножницы, дорожный, осторожный, нужно, дружно, дружба, служба, нужный, лыжник, булыжник, пляжный, тяжба, южный, вьюжный, таёжный, надёжный, молодежный, чертежник, ближний, нижний, подвижный, престижный, книжный.

Между, прежде, одежда, надежда, смежный, мятежный, нежный, вежливый, прибрежный, прилежный, побережье, небрежный, однажды, наваждение, награждение, упражнение, гражданин, вражда,  ложбина, ножной, нужда, Лужники, лыжня, трижды, четырежды, бережный, невежа, денежный, набережная, бережливый, невежда, побеждать, княжна.

Автоматизация звука

Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.

Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации звука «Ж».

Автоматизация звука «Ж» в прямых слогах:

  • жа — жа — жа
  • жо — жо — жо
  • жа — жо — жу
  • жу — жу — жи
  • же — же — же
  • жи — жу — же

Автоматизация звука «Ж» в обратных слогах:

  • ажма — ожма — ужма
  • ыжма — ожма — ужма
  • ыжма — ужма — ажма
  • южма — ужма — ежма
  • ёжма — ужма — ежма
  • яжма — южма — ижма

Автоматизация звука «Ж» в интервокальной позиции:

  • ажо — ожа — ужа
  • ыжа — ужо — ыжу
  • ёжу — южо — ежо
  • южи — ижи — ежи
  • ажи — ожи — ыжи
  • ажа — ижа — ежу

Автоматизация звука «Ж» в слогах со стечением согласных:

  • бжи — вжо — вже
  • вжа — вжу — вжо
  • гжо — джа — мжа
  • нжа — гжо — джо
  • гжи — джи — мжи
  • нжи — вжа — вжу

Автоматизация звука «Ж» в словах:

Жара, лыжи, пирожок, журавль, жук, жаба, абажур, флажок, багаж, ножи, журнал, пирожное, жасмин, жало, лыжник, ножницы, джемпер, ежи, кожа.

Автоматизация звука «Ж» в словосочетаниях:

Жёлтый флажок, обжора медвежонок, жук жужжит, ежи на лужайке, поджаренное мясо, лёгкий снежок, отважный жук, железная пружина, жаба в луже, бумажный солдатик.

Автоматизация звука «Ж» в чистоговорках:

  • Жа–жа–жа, Жа–жа–жа — видели ужа.
  • Жи–жи–жи, Жи–жи–жи — тут живут ежи.
  • Жак–жак–жак, Жак–жак–жак — кожаный пиджак.
  • Жу–жу–жу, Жу–жу–жу — я жилет вяжу.
  • Же–же–же, Же–же–же — пижама на морже.
  • Жом–жом–жом, Жом–жом–жом — режут хлеб ножом.

Автоматизация звука «Ж» в предложениях:

Женя жуёт ежевику. В живом уголке живут жабы, ужи и ежи. Женин папа художник. На Жоре пижама. У Жанны кожаный жакет. Я жую жвачку. Нужно ценить дружбу.

Автоматизация звука «Ж» в стихах:

Это — Ж,А это К.Целый жукИ полжука.(А. Шибаев)

Автоматизация звука «Ж» в рассказах:

ЖАДНАЯ ЖАБАЖили–были важный Жук, осторожный Уж и жадная Жаба.Однажды важный Жук говорит Ужу:— Надо бы нам крышу покрасить.— Покрасить можно, — говорит осторожный Уж.— Только какой краской? — Желтой, — важно сказал Жук.— Но у нас нет желтой краски.— Ну, тогда оранжевой!— И оранжевой нет.— Пойдем попросим у жадной Жабы, у нее целая бочка оранжевой краски.Но Жаба не дала им оранжевой краски.— Не дам! — сказала она. — Жалко краску.Тут прилетел Шмель и как зажужжит

Жаба с перепугу — прыг в бочку с оранжевой краской! Вылезла вся оранжевая и плачет оранжевыми слезами: «Пожалейте меня, несчастную-ю!»Но никому не было жалко жадную оранжевую Жабу.(по Г. Юдину)

  • «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева;
  • «Методическое пособие по обучению грамоте и письму», В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Н. А. Федосова;
  • «Русский язык. Учимся играя», В. В. Волина;
  • «Логопедическая энциклопедия дошкольника», А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова.

Работа с предложениями и текстом

На первых занятиях речевой материал должен быть максимально насыщен Ш или Ж, чтобы органы артикуляции отработали правильное положение, а ребенок запомнил их правильное звучание. На этом этапе ученику предоставляется больше самостоятельности – нужно закрепить навык не повторения за взрослым, а осознанного употребления в речи правильного варианта фонемы.

Задача взрослого на поздних этапах автоматизации – не просто указать на ошибки в произношении, но создать такие условия, чтобы ребенок сам их слышал и мог себя поправить. Не стоит предлагать сразу длинные предложения – их объем увеличивают постепенно. На этом этапе начинается автоматизация Ш, Ж в стихах, которые предлагают выучить малышу.

Примеры заданий

  • Повторение предложений.
    • На звук Ш: У Саши шапка. У Яши шуба. Маша кушает пшенную кашу. Бабушка шьет штанишки. Шахматы и шашки у Даши в шкафу.
    • На звук Ж: На улице жужжит жук. Женя поймал жабу. Жанна живет на втором этаже. После дождя на лужайке лужи.
  • Путаница. Ребенку называют набор слов и ему из них нужно составить предложение. Это задание направлено и на развитие грамматического строя, а именно навыков согласования и подчинения в предложении.
  • Повторение скороговорок. Темп постепенно ускоряют, но все слова нужно проговаривать четко и делать упор на шипящие:
    • На Ш: Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.
    • Кошка на окошке шьет рубашку для Ермошки.
    • На Ж: У ежа – ежата, у ужа – ужата.
    • Жужжит жужелица, жужжит и кружится.

Постепенно следует предлагать менее насыщенный шипящими речевой материал. В предложении может быть одно-два слова, имеющих в составе Ш или Ж. Затем следует переходить к работе над небольшими текстами и стихотворениями.

Задания со стихотворениями

Дети могут не только их заучивать, но и сами добавлять рифму. Взрослый говорит начало предложения – ребятам предлагают придумать окончание:

«В кладовой играла мышка,

Под сосной лежала…(шишка)»;

«В огороде вырос лук,

На грядке ползал майский…(жук)».

Чтобы было проще подобрать рифму, логопед показывает картинку зарифмованного слова. Это задание не только автоматизирует звук, но и развивает творческое мышление.

Заучивание стихов не только тренирует память, но и воспитывает навык самоконтроля за речью и слуховое внимание. Обычно такие задания логопед дает на дом

Эффективнее будет выучить заранее, а потом в течение нескольких дней до логопедического занятия просить ребенка его рассказать. Тогда у него будет не механически отработанное произношение, а его сознательное употребление в связной речи.

Начинают с коротких стишков:

«Две букашки на опушке

Отдыхают на подушке».

«Жук упал и встать не может,

Ждет он, кто ему поможет».

Постепенно в работу включают более объемные стихотворения:

«Мышонку шепчет мышь:

− Ты все шумишь, не спишь.

Мышонок шепчет мыши:

− Шуметь я буду тише».

«Жук жужжит: Жу-жу-жу!

Я живу и не тужу,

Я на веточке сижу,

И жужжу, жужжу, жужжу!».

Во время повторения стихотворения логопед обращает внимание на правильное произношение Ш и Ж. А также на интонационную составляющую и использование мимики и жестов во время выступления

Задания для работы с текстом

Начинают автоматизировать звук с коротких текстов, содержащих большое количество слов с шипящими. Постепенно речевой материал приближают к обычной речи. Все рассказы лучше сопровождать иллюстрациями, потому что детям дошкольного возраста проще понимать содержание текста.

  • Повтор за взрослым рассказа. Сначала логопед или родитель читает текст, потом он проговаривает предложение, а ребенок за ним повторяет.
  • Какое слово прочитано неправильно. Это задание на тренировку слухового внимания. Во время чтения слов с шипящими, в некоторых из них взрослый искажает произношение. Ребенок должен не только услышать ошибку, но и сказать правильный вариант.
  • Пересказ – сложный вариант работы. Сначала логопед несколько раз читает текст, а ученик потом пересказывает. Обязательно используют сюжетные картинки; если возникли затруднения можно помочь наводящими вопросами.

Лучше выбирать рассказы, которые знакомы детям. Можно придумать их самостоятельно, героями в которых были бы любимые малышами персонажи. Когда малыш уверенно произносит шипящие в тексте и отличает правильный образ звука среди большого количества слов, логопед переходит к самому сложному этапу – работе со связной речью.

Польза мнемодорожек с текстами:

При помощи данного приема легче научить ребенка произносить звук «Ж» в связном тексте, а значит и в разговорной речи.
Прием мнемотехники разовьет у малышей ассоциативное мышление, память, внимание. Им нужно будет каждое слово соотнести с картинкой и назвать ее.
Ребенок при помощи моделей предлогов научится видеть и слышать это «маленькое» слово

Дети очень часто соединяют предлоги с существительными и считают их одним словом (н-р, сочетание слов НА столе, малыши воспринимают как одно слово НАСТОЛЕ ит.п.). Модели предлогов представлены ниже.

Ребенок при помощи мнемодорожек научится правильно составлять предложения и рассказы. Этот навык пригодится и в будущем при обучении в школе, т.к. научит ребенка мыслить образно.

Рассказы изготовлены в двух вариантах на выбор:

  1. Первый вариант для удобства взрослых подписан. Текс идет сразу же под дорожкой картинок. Он предназначен для индивидуальной работы с не читающими малышами.
  2. Второй вариант мнемодорожек текстов содержит только цепочки связных картинок. Картинки там более крупного размера. Подписанный текст во втором варианте отсутствует, чтобы не отвлекать читающих детей. Со вторым вариантом можно заниматься как индивидуально, так и подгруппой детей. Текст рассказа в этом случае необходимо распечатать отдельно или с обратной стороны.

Когда надо обратиться к логопеду

Искажение и замена звуков у трехлетних детей не считается отклонением. Но если в 2 года у ребенка отсутствует речь, то стоит пойти на консультацию к специалисту. Только к 5 годам заканчивается формирование фонетического ряда. Постановка «Ш» и «Ж» происходит между третьим и пятым годами жизни.

Нарушение произношения исправимо и часто устраняется сравнительно легко. Главное, чтобы занятия были регулярными и систематичными

Важно, чтобы сам маленький ученик имел желание исправить речь и правильно выговаривать «Ш» и «Ж»

Ребенок и родители должны проявить во время уроков терпение и настойчивость. Если результаты будут невелики, то стоит обратиться к логопеду. Специалист может поставить «Ш» и «Ж» от опорного звука с механической помощью, при помощи зонда или шпателя.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ж] В ИНТЕРВОКАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Повтори (прочитай) слова:                                                                 8

межа

кожа

вожак

невежа

сажа

ужас

стужа

служащий

(в словах со звуками , , , )

лужа

урожай

вельможа

прихожая

вожжа

вожатый

баклажан

подражание

пожар

продажа

дирижабль

прилежание

пряжа

поклажа

горожанин

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Повтори (прочитай) слова:                                                                 9а

вожжи

нажим

дюжина

выжигание

ужин

чижик

подножие

мужик

хижина

ожидание

зажим

режиссёр

скважина

зажигалка

кожица

старожил

пассатижи

зажигание

пассажир

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Повтори (прочитай) слова:                                                                 9б

 (в словах со звуками , , , )

лыжи

пружина

пережиток

переживание

режим

дружина

ожирение

пожелание

виражи

прохожий

прижигание

дрожжи

дружинник

оживление

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Повтори (прочитай) слова:                                                                 10а

,

неженка

буженина

уважение

ежевика

движение

понижение

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Повтори (прочитай) слова:                                                                 10б

,  (в словах со звуками , , , )

ложе

ожерелье

окружение

порожек

этажерка

продолжение

ряженый

можжевельник

торможение

драже

мороженое

отражение

кружево

пожелание

приближение

труженик

выражение

вооружение

овражек

поражение

изображение

прожектор

положение

напряжение

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Повтори (прочитай) слова:                                                                 10в

сюжет

тяжесть

божество

сражение

сажень

свежесть

сложение

снабжение

саженец

мужество

снижение

снаряжение

беженец

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Повтори (прочитай) слова:                                                                 11а

ожог

ужонок

поджог

ножовка

утюжок

ежонок

движок

медвежонок

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Повтори (прочитай) слова:                                                                 11б

 (в словах со звуками , , , )

лужик

рычажок

флажок

творожок

рожок

дирижёр

дружок

тренажёр

пирожок

должок

прыжок

верблюжонок

бережок

боржом

кружок

крыжовник

сапожок

снежок

стежок

стажёр

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Повтори (прочитай) слова:                                                                 12

кожух

кожура

дежурный

ажур

абажур

промежуток

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Повтори (прочитай):                                                                  13

Чижик в луже.              Кожура баклажана.

Кожаный жилет.           Напряжённое ожидание.

Пожар в хижине.                    Пирожок с крыжовником.

Продажа пряжи.           Ожерелье на этажерке.

Урожай ежевики.          Прыжок верблюжонка.

Зажечь зажигалку.        Тяжёлое положение.

Буженина на ужин.

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Повтори (прочитай) предложения:                                           14

На даче хороший урожай баклажанов.

Дети ели мороженое с ежевикой.

Чижик-пыжик, где ты был?

Женя покупает свежий творожок.

Ножовка и пассатижи — инструменты.

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Повтори (прочитай) предложения:                                           15

На лужок вышел медвежонок.

В лужу падает мокрый снежок.

Пожарные — мужественные люди.

На этажерке лежат журналы.

Очень жаль, что чижик не читает книжек.

Женщины собирали женьшень.

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Виды и причины нарушения произношения

Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения звука «Ж»:

  • отсутствие — когда ребёнок ещё не научился произносить звук и просто пропускает его в своей речи, например, говорит «аба» и «ало», вместо «жаба» и «жало»;
  • искажение — когда ребёнок произносит звук межзубно;
  • замена — когда ребёнок заменяет звук «Ж» на «Г», «Д» или «В», например, произносит «гурнал», «родок» и «вабры», вместо «журнал», «рожок» и «жабры»;
  • смешение — когда ребёнок умеет произносить звук, но путает его в речи, например, произносит «лузок» вместо «лужок», и тут же вместо «зайка» говорит «жайка».

Причинами неправильного произношения звука часто являются:

  • особенность строения артикуляционного аппарата;
  • неразвитый фонематических слух;
  • недостаточно подвижный артикуляционный аппарат;
  • плохая речь окружающих.

Звук [Ж] в начале слова и в прямых слогах

Предлагаю читателям сайта ЛогопедРунет  подборку для автоматизации звука !

Статья будет разбита на части с учетом этапов автоматизации звука .

Материал для автоматизации звука в начале слова и прямых слогах будет полезен практикующим логопеда и родителям, желающим помочь ребенку быстро и качественно ввести в речь звук .

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта  http://LogopedRunet.ru

Звук в прямых слогах:

ЖА – ЖА – ЖА     ЖИ – ЖИ – ЖИ

ЖЕ – ЖЕ – ЖЕ     ЖО – ЖО – ЖО

ЖУ – ЖУ – ЖУ  АЖА – АЖА – АЖА

ИЖИ – ИЖИ – ИЖИ     ЕЖЕ – ЕЖЕ – ЕЖЕ

ОЖО – ОЖО – ОЖО УЖУ – УЖУ – УЖУ

Звук в начале слова и словах с прямым слогом:

* Жаба, жабры, жадный, жатва, жаль, жало, жарко, жареный, жаворонок, жар, жалоба, жалко, Жанна, жив, жила, жир, жиденький, жирный, житель, живопись, жердь, Женя, жёлоб, Жора, жёлудь, жёваный, жёлтый, жёсткий, жук, жуткий.

*  Жакет, жалеть, жасмин, жара, живот, живёт, живьём, живой, животные,  жильё, жилет,  жираф, желе, желудок,  желание, желток, жетон, жокей, жонглёр, жуёт, журавль, журнал.

* Дрожат,  пожар, ужата, ежата, медвежата, пижама, уважать, вожатый, вожак, пожарник, урожай, бежал, лежал, ужи, ножи, лежи,  этажи, покажи, наживка, дружина, пружина, драже, уважение, этажерка, тужурка, абажур, ажур, брожу, лежу, хожу, покажу, ежовый, крыжовник, ежонок, ножовка, ожог, лужок, бережок, рожок, флажок, сапожок, пирожок, дружок, снежок.

* Кожа, кожаный, лужа, сажа, стужа, ножик, ёжик, ожидание, оружие, ужин, дюжина, лыжи, ухаживать, уже, хуже, ниже, тоже, ближе, ежевика, мороженое, ожерелье, ежегодно, бежевый, вижу, мажу.

Повтори словосочетания и предложения со звуком в прямых слогах:

* Жёлтая кожа, спелый жёлудь, столовые ножи, вожатый Женя, жёсткий стул, желе из ежевики, дюжина ежей, оживлённая улица, лёгкий снежок, Женина пижама, жидкий кисель, сильный ожог, глубокая лужа, кожаный жилет, жёлтый желток

* Женя на ужин ест ежевику. В лесу живёт ежиха с ежатами. Женя ухаживает за животными. У Жени много животных: ежиха с ежатами, два ужа и весёлый чижик в клетке. Женя похожа на маму. Жаба поймала жука. Жираф — дикое животное. Жанна бежала на лыжах по лыжне. Жанна лежала на пляже. Галя сажала жасмин и жимолость. Жуки жужжат над жасмином. Женя любит спать на жёстком. На ужин дали жидкий кисель. Женя живёт на пятом этаже. Дети сажали жёлуди. Женя жаловался на боль в животе. Мама уложила Женю в постель. Поток воды бежит по жестяному жёлобу. В саду растёт крыжовник. Медвежонок бежит и от холода дрожит.

Повтори чистоговорки. Чётко произноси звук :

Жа – жа – жа — иголки у ежа.

Жу – жу – жу —  флаг в руке держу.

Жи – жи – жи —  в воде моржи.

Же – же – же — живём на пятом этаже.

Упражнения и игры на автоматизацию звука «Ж»

Использование любого метода отработки звука «Ж» требует закрепления материала с помощью упражнений и игр. Начинают проходить процесс автоматизации с букв, слогов, а заканчивают сложными поговорками, стишками и текстами:

  1. Игра «В гостях у пчел». Нужно сымитировать улей с помощью стола, под которым сидят пчелки (дети). После сигнала «Пчелки жужжите, за нектаром летите!» пчелки разлетаются опылять растения и поют «ЖУ-ЖУ-ЖУ». Ребята бегают, жужжат и показывают, как пчелы садятся на цветы. Тут выходит медведь (кто-то взрослый) и направляется к улью. Раздается сигнал: «Медведь идет, кто мед спасет?». Тогда пчелы должны лететь в улей и грозно жужжать «ЖЖЖЖЖЖ». Если детей много, можно поделить их на медвежат и пчел. В этом случае пчелами будут сначала одни, потом другие.
  2. Потренировать звук «Ж» в слогах
Между гласными Совместно с согласными
ажа, аже, ажо, ажи, ажу ежа, еже, ежо, ежи, ежу ижа, иже, ижо, ижи, ижу ожа, оже, ожо, ожи, ожу ужа, уже, ужо, ужи, ужу. жба, жбе, жби, жбо, жбу жва, жве, жви, жво, жву жда, жде, жди, ждо, жду жма, жме, жми, жмо, жму жна, жне, жни, жно, жну
  1. Проговорить чистоговорки

жажажа-жажажа – жаба выгнала ежа; жужужу-жужужу – жуку всю правду расскажу; жижижи-жижижи – жужелицу покажи; жожожо-жожожо – дожую я пирожок; жежеже-жежеже – ежевика на еже.

  1. Вспомнить слова со звуком «Ж» в начале, середине, конце слова:

жара, пожар, багаж; желе, ежевика, отрежь; жираф, инжир, Париж; жор, ожог, ёж; жук, жужелица, уж.

Попросить ребенка сказать, какие еще слова с этим звуком он знает.

  1. Повторить словосочетания

живой жук; жирная жужелица; кожаный жакет; бумажный жираф; жадный жокей; нежная кожа; прежний ожог; жаркая пижама; зажатый пиджак; ужасный обжора.

  1. Запомнить и рассказать стихотворения:

Жужжит над жимолостью жук, Тяжелый на жуке кожух. Еж с ежихою живет в норе, Яблоки жует он в кожуре, Никогда не жалует ужа, Лучше позовет к себе чижа. Лежебока рыжий кот Отлежал себе живот.

Можно использовать для заданий картинки, на которых изображены животные, растения, предметы, цвета, геометрические фигуры, названия которых содержат букву «Ж». Также часто включают загадки, скороговорки, потешки, песенки. Чем лучше ребенок проговаривает звук, тем более сложные задания ему можно давать.

Если малыш заменяет «Ж» на другой звук, нужно включать задания с сочетанием в словах и предложениях обоих звуков.

Пример на «Ш», «Ж»:

Жил шершень у жужелицы, Жужжал он до ужаса, Шуршал и пыхтел без конца, Выгнала с шумом хозяйка жильца.

  1. Логоритмические занятия и коррекционные средства Разными средствами логопедические занятия способствуют эффективной коррекции речи у детей…
  2. Ребенок не умеет говорить Р — покажем, как научить Чтобы научить ребенка произносить букву Р, необходимо регулярно выполнять специальные…
  3. Экспериментальное исследование развития связной речи у дошкольников с ОНР Диагностика связной речи у детей осуществляется с помощью доступных для…
  4. Ротацизм в речи — полная информация Ротацизм (проблема со звуком ) — самое частое нарушение детской…

Постановка звука

Чаще всего выделяют два способа постановки звука «Ж»: по подражанию и от звука «Ш» (путем подключения вибрации голосовых складок).

При правильном произнесении (артикуляции) звука «Ж»:

  • губы округлены и слегка выдвинуты вперёд;
  • зубы сближены;
  • широкий кончик языка приподнят к альвеолам и образует щель с твёрдым нёбом, средняя часть спинки языка опускается, но края языка прижаты к боковым зубам, задняя часть спинки языка приподнимается и оттягивается назад;
  • мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идёт через рот.
  • голосовые связки напряжены, колеблются и дают голос.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector