Ребенок не хочет читать, что делать? советы психолога

Содержание:

Любимые книги нашей семьи

  • «Улитка и Кит», «Тюлька. Маленькая рыбка и большая выдумщица», «Джек и дерево флумбрикос» и «Практическая медведология для начинающих», Джулия Дональдсон
  • Стихи Шела Силверстайна и Михаила Яснова
  • Серия книг про кролика Карлхена, Ротраут Сузанна Бернер
  • «Квак и Жаб», Арнольд Лобел
  • «Смыш и Рой», Джойс Данбар
  • «Эмиль из Лённеберги», «Пеппи Длинныйчулок», Астрид Линдгрен
  • Из новинок — абсурдистские и уморительные истории о Лисе и Поросёнке и «Козлики Брюсе», Бьёрн Рёрвик
  • «Денискины рассказы», Виктор Драгунский. Вечная классика и возможность вспомнить и обсудить собственное детство
  • «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?», «Дважды чемпион», «Умнее старших», Ульф Старк
  • «Изумительный мистер Лис», «Матильда», «Чарли и шоколадная фабрика», Роальд Даль
  • «Чудо», Р. Дж. Паласио

Изображение на обложке: Kati Närhi / Dribbble 

Способы вызывания интереса к чтению

А теперь давайте узнаем то, как ребенку привить любовь к чтению с помощью нескольких интересных методик. Какая из них подойдёт именно вашему чаду, сказать сложно. Можно выбрать одну из них, можно опробовать несколько вариантов, а можно придумать собственный воспитательный манёвр.

«Дочитай сам»

Такой способ ещё называют по фамилии известного советского писателя – метод Кассиля. Он подходит тем детям, которые обладают навыком чтения, но равнодушно относятся к литературе и предпочитают слушать мамины сказки и истории.

Что же делать? Взрослый подбирает книгу с максимально увлекательным сюжетом и закрученной интригой. Читает ребёнку, внезапно делает паузу на самом интересном месте, объясняя это занятостью. Малыш, желая понять, чем же всё закончилось, вынужден сам взяться за книжку. Мама и папа тут же хвалят ребёнка за этот самостоятельный поступок и ненавязчиво помогают ему, если тот об этом просит.

Метод Искры Даунис

Советский психолог предложила интересный способ, совмещающий игру и чтение. В один прекрасный момент ребёнок просыпается и находит, допустим, в рюкзачке или под подушкой письменное послание от сказочного героя. К примеру, от Карлсона. Тот кратко сообщает, что хочет подружиться с малышом и дарит ему подарок, который спрятан в определённом месте. В указанном месте действительно обнаруживается сюрприз.

На следующее утро обнаруживается ещё одно послание, чуть длиннее и подробнее. В нём «Карлсон» рассказывает о чём-то интересном из своей жизни либо из жизни малыша. Такие письма могут быть просто весёлыми или же нести воспитательную нагрузку (но не нужно сочинять скучные нотации).

С каждым днём письменные сообщения становятся всё более длинными и содержательными. В них попадаются задания, обещаются награды (обещания нужно обязательно выполнять). Ребёнок читает их всё проще и всё с большим удовольствием. Как результат – чтение превращается из скучного занятия в увлекательный процесс.

Метод древнего народа

Ещё один хитрый метод – донести до ребёнка информацию о том, что книги – это настоящее сокровище. Следовательно, он может их читать лишь в том случае, если ведёт себя хорошо. Получается, что чтение ассоциируется у малыша с чем-то радостным и праздничным, тем более что каждый раз можно печь специальные печеньки в виде книжек. Если же ребёнок ведёт себя плохо, то пухлый томик откладывается в сторону.

Запрет на чтение

Этот способ довольно манипулятивный, поэтому применять его стоит крайне осторожно. Чем-то он похож на предыдущий вариант, но тут опытные родители предлагают запрещать ребёнку читать определённую книгу, аргументируя это тем, что он ещё слишком мал для подобной литературы

Все мы знаем, что запретный плод отличается сладостью и манит детей. Следовательно, интерес к книжке возрастает многократно.

Ребенок постоянно играет с гаджетами

Проблема родителей XXI века — огромное количество гаджетов, которые отвлекают детей от учебы. Ребенку интереснее играть в компьютерные игры, чем заниматься чтением или решением задач по математике. Иногда привязанность к гаджету становится настолько сильной, что ребенка невозможно оторвать от экрана и убедить сделать домашнее задание.

Чтобы справиться с проблемой, можно интегрировать обучение в смартфоны или компьютеры. Современные образовательные методы зашли настолько далеко, что появилось большое разнообразие телефонных приложений, компьютерных игр и занятий на основе VR-технологий, которые увлекают детей и одновременно занимаются их образованием. Например, для перехода на следующий уровень игры, ребенку нужно найти решение уравнения или ответить на вопрос по содержанию стихотворения. Атмосфера игры затягивает ребенка, и он на азарте проходит обучение до донца.

Индустрия 4.0

Образование в VR: урок математики вместо охоты на монстров

Оптимальный вариант — найти курсы, которые используют игровое обучение. Геймификация — один из самых эффективных методов повышения вовлеченности, а для детей игра — это в принципе естественный процесс. Мы в «Учи.ру» давно исследуем и находим эффективные инструменты геймификации образования, постоянно адаптируем и встраиваем в нашу платформу.

Главное помнить, что если ребенок отвлекается, ленится, не показывает интерес к учебе, то любое давление только усугубит ситуацию. Нужно создать атмосферу, в которой ребенок начнет делиться своими переживаниями, не будет бояться подойти с проблемами и будет знать, что всегда найдет поддержку в лице родителя. При таком типе доверительных отношений будет проще найти проблемные точки в обучении и зародить в ребенке желание хорошо учиться.

Что почитать по теме

  • Статья «Мела» об игровых моделях в школьном образовании;
  • Материал «Хабра» о том, как вовлеченность детей влияет на достижение поставленных целей и удовольствие от образования;
  • Подборка воспоминаний успешных ныне ИТ-специалистов о своих школьных годах на vc.ru.

Материалы РБК Трендов:

  • О том, как помочь ребенку с выбором будущей профессии;
  • Как привить ребенку любовь к иностранным языкам;
  • Отдельно — как привить ребенку любовь к чтению в целом;
  • Почему цифровые технологии — это будущее школьного образования.

Ребенок не хочет ходить на курсы

Родители, которые со всей ответственностью подходят к воспитанию ребенка, могут заранее задумываться о его профессиональном будущем. Они обычно записывают ребенка на курсы по этим направлениям, а он зачастую сопротивляется и никак не хочет изучать программу. Причины здесь тоже могут быть разными.

Ребенку не подходит этот предмет

Родители могут считать, что английский язык необходим любому человеку для профессионального и личного развития, а ребенок при этом — совсем не хотеть учить его. В таком случае, не стоит всеми правдами и неправдами пытаться его освоить. Если дополнительные занятия и правильная работа с мотивацией не помогают, можно попробовать освоить другие языки или навыки. Возможно, они заинтересуют его больше, и он начнет учиться с удовольствием.

Ребенку не подходят эти курсы

При выборе курсов стоит обращать внимание на методы преподавания. Один из самых беспроигрышных вариантов — курсы с геймификацией: при таком подходе в обучение включают игровые механики

К сложным задачам добавляются раскраски, мультики и эстафеты, элемент соревнования. Учеба перестает быть скучной и неинтересной, ребенок начинает заниматься с удовольствием. Через такой подход можно полюбить даже те предметы, к которым не было изначальной предрасположенности.

Экономика образования

Геймификация в образовании: когда обычный курс становится квестом

Чрезмерная нагрузка

Традиционная школа нагружает уже с младших классов: после пяти-шести уроков в день у школьника есть всего несколько часов на отдых, после которого нужно садиться за домашнюю работу. Если заданий много, школьники корпят над ними до позднего вечера. Перегруженный ребёнок не хочет делать уроки, оттягивает их выполнение. Иногда школьники и члены семьи вынуждены заниматься домашкой даже по выходным — печатать доклады, делать поделки, готовить проекты.

Что делать? Необходимо снизить нагрузку на школьника. Выходом может стать семейное обучение, где родители и школьники могут сами регулировать нагрузку. Так, в «Домашней школе Фоксфорда» ученики отмечают, что у них гораздо больше свободного времени, потому что расписание занятий сбалансировано, а подача материала более плотная, чем в обычной школе.

Чего делать не стоит

Не вступайте в «гонку за обучение» и не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми или с собой в детстве. Даже внутри одной семьи подход к чтению может различаться. На интерес к книгам влияет культура чтения в семье

Ребёнку важно иметь доступ к разнообразной литературе, а также видеть вашу эмоциональную вовлечённость и готовность стать проводником в мир книг

Если вы сами не читаете и предпочитаете смартфон книгам, но при этом ругаете ребёнка за отсутствие желания читать, это не даст мотивацию прикоснуться к литературе. Особенно часто возникают разногласия по поводу литературы у родителей и подростков — они по-разному представляют себе интересные и полезные книги

Родителю важно пойти навстречу и познакомиться с авторами, которых выбирает ребёнок. Не критиковать, а обсудить, почему именно эти истории откликаются

Родители, которые обесценивают выбор подростков, убивают у них желание читать.

Катя Фурцева,

мама троих детей, блогер, соосновательница подкаста «Мам, почитай!»

Часто детям не нравится читать, если они сталкиваются с книгами, подобранными не по возрасту и интересам

Откровенно сложное, нудное, долгое, скучное и не захватывающее чтение не сможет соревноваться за внимание с гаджетами, прогулками, тусовками и прочими радостями

Что важнее – процесс или результат?

В погоне за результатом мы упускаем главное

Таким образом, большинство родителей стремятся научить ребенка читать, чтобы подготовить его к школе, и формулируют свою задачу примерно так:

«Я учу ребенка читать, чтобы в первом классе он чувствовал себя не хуже других.
Чтобы проще адаптировался, привык к школе, чтобы на первых порах ему было легче учиться»

При этом родители видят цель обучения чтению в следующем: ребенок знает буквы, соединяет в слоги, воспринимает слово целиком, читает предложения.
Как правило, добившись этого результата, родители останавливаются.
Часто останавливаются, когда ребенок пошел в школу, считая свою задачу выполненной.

Но существует вторая часть задачи «зачем я учу ребенка читать», которую родители обычно упускают из виду.
Это – долгосрочная цель, результат которой настолько далекий, что его можно не заметить. Вот она:

«Я учу ребенка читать, чтобы он полюбил чтение»

Ребенок, который полюбит чтение, будет читать много и с интересом, гораздо легче и быстрее научится извлекать информацию из текстов,
понимать разные тексты – художественные, научные, информационные, уметь их анализировать, выделять главное.

Не замечать в обучении чтению второй задачи все равно, что за деревьями леса не видеть.

Поэтому, кроме достижения непосредственного результата, важно сделать так, чтобы сам процесс обучения и чтения доставлял ребенку удовольствие. Вы читаете интересные книжки вместе (для дошкольников и начальной школы),
затем ребенок сам начинает читать книги, вы помогаете подобрать ребенку книги по возрасту и интересам, обсуждаете прочитанное

Формируете интерес к чтению до школы, поддерживаете его в начальной и средней школе.

Итак, причина 1 – взрослые требуют от ребенка результат – уметь читать бегло, владеть техникой чтения.
Но не заинтересовывают самим процессом («читаю потому, что интересно»). В этом случае ребенок со временем также будет нацелен на результат («прочитаю сколько скажете, что скажете и отстаньте»).
Для ребенка чтение становится нежеланным и даже мучительным.

Решение 1: Переключитесь на процесс.
Уберите контроль и проверки. Не стремитесь убедиться,
что ребенок усвоил, понял что-то в технике чтения – все это стремление зафиксировать результат,
акцент на котором сейчас для вас с ребенком вреден. Как можно больше читайте с ребенком интересные вам обоим книги, обсуждайте.
Ребенок должен почувствовать, что читать – интересно.

Возможные причины

Если ребенок не хочет учиться читать, наверняка, этому явлению что-то предшествовало, что-то повлияло на нежелание заниматься чтением.

  1. В современном мире дети имеют доступ к компьютеру, телевизору, планшету. Они предпочитают познавать информацию путем просмотра видеороликов, мультиков или сказок, то есть, просматривая меняющиеся картинки. Так как это сделать гораздо проще, чем заниматься чтением книг.
  2. Отсутствие примера для подражания. Если в семье не принято читать книги, малыш не видит, как это делают старшие братья, сестры или родители, не удивительно, что и у него не рождается данное рвение.
  3. Ребенок не хочет обучаться, когда родители заставляют его читать, если не воспринимает их в роли учителей.
  4. Неправильно подобранная книга. Если вы даете карапузу издание, в котором отсутствуют картинки, да еще и мелкий шрифт, не стоит удивляться, что ребенок отказывается читать такую книгу.
  5. Малышу просто сложно читать на начальном этапе знакомства с чтением. Карапуз может сидеть с книгой в руках, но совсем мало времени. На сегодняшний день это его предел. Не стоит это воспринимать, как нежелание заниматься чтением.
  6. Ребенок может отказываться читать, когда имеет плохое зрение. При этом он будет слишком близко или далеко удерживать книгу в руках. В такой ситуации стоит обратиться к окулисту и при необходимости приобрести очки.

Главное условие успешной учебы

Любой ребенок испытывает желание развиваться и познавать новое только при одном условии: когда чувствует свою защищенность и безопасность — физическую и психологическую.

Ребенок сам еще не способен ее себе создавать — это могут сделать только взрослые. Чувство защищенности и безопасности ребенка складывается из таких компонентов:

  1. Ребенок не должен подвергаться физическому насилию и психологическому давлению (унижению, травле и т. д.).
  2. Большое значение имеет психологическое состояние мамы, с которой ребенок вплоть до полового созревания связан незримой психологической «пуповиной». Ее состояния очень влияют на то, как чувствует себя ребенок. Когда мама в депрессии или страхе, раздражена или обижена — ребенок утрачивает чувство защищенности и безопасности.
  3. Методы воспитания и обучения должны строиться с учетом психологических свойств ребенка (примеры мы описали выше).

Утратить чувство защищенности ребенок может еще в раннем возрасте — в семье — и позже — в дошкольном учреждении, в школе.

На развитии ребенка также сказываются факторы, о которых мы часто не знаем или не придаем им большого значения. Чтобы дать детям максимум, современные родители должны понимать, как работает психика человека.

Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана позволяет родителям понять своего ребенка без слов. Точно знать, как работает его психика и как разбудить в нем угасшее желание к учебе. Кроме того, мамы получают на этом тренинге качественную психологическую помощь, избавляются от любых собственных проблем.

Быть для своего ребенка гарантом безопасности и точно знать, как вдохновить его на изучение мира, — это огромное материнское счастье.

Родители не читают сами, но заставляют детей

Как чтение вслух в ваш график встроено, как это происходит?

— У меня сейчас прямо огорчение: все вместе мы в последние пару месяцев почти не читаем. Потому что после самоизоляции мы с мужем и младшим сыном радостно уехали на дачу, а старший сказал, что ему там скучно (ему 17 лет), он в основном живет в Москве, и мы пересекаемся, только когда приезжаем его навестить. 

А так до последнего времени мы читали перед сном. Я стараюсь загонять младшего сына в какое-то человеческое время, и вот когда младший уже лег в кровать, старший может прийти к нему в комнату, устроиться у него в ногах на кровати, и тут же где-то я примостилась, и что-нибудь вслух читаю — это, мне кажется, прямо счастье. Младший сын ложится в 22:30 или в 23:00, в это время я уже, как правило, дома и у меня почти всегда есть 15–20 минут на чтение вслух. 

— Какой прекрасный ритуал! У меня старшему ребенку 11 только будет. Для нас вечернее чтение — это такое время взаимного примирения, что ли. Он приходит уставший из школы: «Все нормально». — «Математику сделал?» — «Математику нет». — «Вот это сделал? На завтра соберись. У тебя зачет, еще надо это выучить». У нас такое пошло трение, к вечеру уже все… И тут наступает время: «Мама, ты читать будешь?» И все становится нормально, все приходят под бочок, всем хорошо. 

— Да, и все проблемы сразу закончились. Это действительно очень теплая и объединяющая практика. Мне кажется, зачем ограничивать ее по возрасту? Мы что, эти 15 минут хотим сэкономить? Чего ради отказываться от этого, если все согласны и всем это в удовольствие? 

Понятно, что, наверное, бывают люди, которые в целом не любят читать вслух. В принципе, никто не обязан, но мой опыт наблюдений показывает, что люди, которые не любят совместное чтение, которые не готовы 20 минут в день потратить, чтобы почитать что-то своему ребенку, при этом убеждены: дети обязательно должны читать. Но если тебе самому всего этого не хочется и не нужно, то, может, стоит провести рекалибровку собственных требований к ребенку и признать, например, что раз я этого не хочу, то и он не обязан?..

Опять же — нет никаких обязательств и долженствований. Единственная вещь, которая меня раздражает искренне — когда родители сами не читают, причем не читают вполне осознанно и отрефлексированно, не хотят, им не интересно, и при этом у них большие ожидания относительно того, что дети должны. 

Если ты сам не хочешь, откуда эти двойные стандарты? Почему ребенку обязательно, а тебе можно тупить в телефон?

Коротко говоря, мне кажется, если вдруг родитель понимает, что для него все это совместное чтение — совершенно непосильная, ненужная нагрузка, тогда ему стоит отвязаться от ребенка и признать, что тот имеет полное право не читать или читать меньше, или читать какую-то ерунду, с точки зрения родителей. 

— Все равно хочется, хочется, чтобы у твоего ребенка было самое лучшее. Например, я в жизни никогда не занималась танцами. Но мне бы хотелось, чтобы училась дочь — это осанка, это грация, она на свадьбе станцует, а не как я, слон в посудной лавке. Это понятно. С чтением такая же история срабатывает, ты понимаешь, что у тебя где-то отшибло, но для ребенка это нужно, чтобы грамотность была. Книги — это хорошо, у детей должны быть книги.

— Не знаю насчет танцев, честно сказать. Но вот я, например, предельно далека от скалолазания, а старший мой сын, только дай ему, он обязательно побежит на свой скалодром. Он и на дачу с нами не поехал, потому что заработал скалодром, а как же он не залезет на скалу три раза в неделю, по крайней мере на тренажерную? И мое равнодушие к процессу его вообще не останавливает. То есть бывают люди, которые читают, несмотря на то, что не читают в их семье. Но, мне кажется, сегодня это скорее исключение, чем правило.

«Это что за книга? Возьми нормальную». Как расчитать ребенка

Понятно, что сейчас ваша дочка маленькая, вы можете ее взять за руку и отвести на танцы. Но когда ей исполнится 9–10 лет и она твердо скажет: «Нет, не пойду больше никогда», — вы же не потащите ее туда на аркане. 

Чтение вслух — это, в некоторой степени, как взять за руку и отвести на танцы. Это увлечь, это помочь, это поддержать. Представьте себе, что вы не хотите водить Наташу на танцы. Вам лень, вы заняты, вы вообще танцы терпеть не можете, но при этом вы ждете, что она будет танцевать — как-то так сама, без вашего участия. Согласитесь, что это немножко не оправданное требование. 

С чтением та же самая история — не хочешь поддерживать, не хочешь вовлекать, не хочешь помогать, не готов быть частью этого процесса — не делай. Я не могу никого отвести на танцы, честно, поэтому я смирилась с тем, что мои дети не танцуют. Но если я захочу, чтобы они танцевали, то приложу к этому усилия и не буду ждать, что оно произойдет автоматически. Мне кажется, что сегодня с чтением для детей то же самое. 

Если пазл не складывается

Но не это беда – беда, что фрагментов не хватает.

И если для ребенка (а потом для подростка) большая часть фрагментов — китайская грамота, от книги остается разве что функция «рассказывание историй», и неудивительно, что удобнее телевизор, где история еще и показывается.

Да, мультфильм «Аленький цветочек» поразительный – но он был сделан для тех, кто читал или непременно прочтет сказку. Он призван дополнить книгу, а не заменить ее. При этом в нем все равно невероятно много текста – по сравнению с современными мультфильмами.

Разумеется, речь не про «Зверополис» и не про другие отличные вещи, рассчитанные на детей постарше.

Личностные отношения

Казалось бы, если учителя хорошие, учеба дается легко, как можно не хотеть учиться? Очень даже запросто, если ребенок не вписался в коллектив. У подростков на первом месте запрос на человеческие отношения: дружбу, личную жизнь и т.п. И ценность школы вовсе не только в предметных знаниях, но и в социальной жизни и общении.

Что делать, если ребенок не вписался в коллектив

Если у ребенка совсем нет друзей в школе, но он активно общается, скажем, на шахматном кружке, то проблема не в его неумении общаться, а в том, что ему не подходит конкретный социум. В этом случае лучше сменить школу, чтобы у ребенка появились друзья среди ровесников, у которых сходные интересы.

Если ребенок в целом с трудом сходится с людьми, лучше обратиться к психологу с запросом: как научить ребенка налаживать отношения с ровесниками и жить в коллективе. Тогда ему будет проще учиться в классе и в школе в целом.

Не исключено, что ребенка обижают в школе или подвергают травле. В этой ситуации родители должны вмешаться. Даже если потом вам придется сменить класс или школу, вы покажете ребенку опыт сопротивления и наглядным образом покажете, что он не должен быть жертвой. В ситуации буллинга ребенок не может хотеть учиться — все его ресурсы направлены на выживание в коллективе.



Как устроено внимание

Прежде чем начать разговор о том, как бороться с невнимательностью ребёнка в школе, необходимо разобраться, что такое внимание и как оно работает. 

Внимание — это способность мозга фокусироваться на значимом. 

Каждую минуту наш мозг получает десятки тысяч сигналов: тексты, звуки, запахи, цвета, внутренние ощущения тела. Если бы мы воспринимали их все сразу, то, скорее всего, сошли с ума

У сознания существует механизм, призванный фильтровать поступающую информацию и выделять то, что важно в данный момент, — это и есть внимание

Характеристики внимания

Внимание имеет множество характеристик, которые у каждого человека развиты в большей или меньшей степени. Начиная борьбу с невнимательностью ребёнка в школе, необходимо понаблюдать, как он выполняет домашние задания и ведёт себя в быту

Так вы сможете понять, развитию какого из перечисленных ниже качеств следует уделить больше внимания:

Концентрация — это умение сосредотачиваться на деле, вникать в проблему, видеть и анализировать свойства объектов. От концентрации напрямую зависит наблюдательность и собранность человека. Развитию концентрации помогают головоломки, лабиринты, задания на поиск различий и тому подобное. 

Устойчивость внимания — это способность поддерживать концентрацию в течение длительного времени и противостоять отвлекающим факторам. Дети с развитой устойчивостью внимания более усидчивы и способны доводить начатое дело до конца. Устойчивость внимания помогают развить пазлы, задачи-картинки с перепутанными линиями и подобные «медитативные» головоломки.

Объём внимания подобен оперативной памяти компьютера, он позволяет удерживать в зоне внимания большое количество данных. Чем сильнее развит этот навык, тем проще ребёнку работать с информацией — анализировать, сравнивать и обобщать. Чтобы увеличить его, тренируйте логическое мышление ребёнка. 

Распределение внимания отвечает за многозадачность: например, возможность одновременно слушать учителя, делать конспект урока и запоминать информацию. Натренировать это качество могут помочь развивающие компьютерные игры, в которых необходимо следить за несколькими объектами сразу.

Переключаемость внимания

От того, как быстро ребёнок может переносить внимание с одного объекта на другой и переходить от одного вида деятельности к другому, зависит его работоспособность в целом. Увеличить скорость переключения внимания помогают развивающие игры на время, задачи на поиск различий, компьютерные головоломки с поиском объектов и так далее.

<<Форма демодоступа>>

Ребенок бросает обучение

Совсем ничего не хочет — плохо. А вечно всего хочет, но недолго, — тоже проблема. Вроде бы у ребенка возникают интересы к занятиям, он кидается то на один кружок, то на другой. То увлекается чем-то и требует купить расходные материалы или дорогую спортивную форму, но никакого развития нет — ребенок быстро бросает вроде бы сильное увлечение.

Причины частой смены увлечений

Если такое происходит раз-другой, то причина может быть в секции или преподавателе. В случае когда такое происходит со школьным предметом, имеет смысл попробовать курсы для школьников по предметам, но по методикам, которые учитывают психологические особенности подростков и поддерживают их мотивацию учиться новому. 

Если же у ребенка сформировалось устойчивое поведение начал-бросил во всех сферах, причина может крыться в психологических проблемах: неадекватной самооценке, низком критическом мышлении, нарушении внимания, гиперактивности, излишней импульсивности и т.п.

Что делать, если у ребенка нестабильная мотивация?

Посоветуйтесь с психологом, чтобы понять, как помочь ребенку получать удовольствие от учебы. Сформулируйте запрос на выявление склонностей и интересов ребенка, а также особенностей его работоспособности. Довольно часто выясняется, что ребенку необходима помощь по тренировке волевого усилия — это можно делать при помощи психологических занятий или же на сильной мотивации, если вы все же сможете найти дело, которое он не бросит при первых провалах и неудачах, когда нужно попробовать еще или переделать.

Разберитесь с тем, адекватная ли у ребенка самооценка. Очень часто ребенок бросает учебу или обучение конкретному предмету просто потому, что он не уверен в своих силах и сравнивает себя с другими детьми не в свою пользу. В этой ситуации необходимо поднять самооценку и уверенность ребенку.

Что сделать чтобы ребенок делал то что он не хочет делать

Очень часто родители сталкиваются с таким неприятным явлением, когда ребёнок ничего не желает делать. И чтобы не предлагали ребёнку, о чём бы ни просили его, он всегда говорит «нет». В такой ситуации не следует сразу винить во всём ребёнка и ругать его.

Также не нужно считать виновником родителей. Необходимо постараться разобраться с причинами такого поведения детей. Во-первых, нужно выяснить, ребёнок и вправду не желает делать что-либо, или у него просто не получается что-то сделать.

Следует помнить, что дети возрастом до трёх лет не способны определять свои цели, и поэтому зачастую делают одно, потом вдруг переключаются на другое, третье и т.д.

Бывают такие случаи, что ребёнок напрочь отказывается читать.

Причиной может быть неинтересная книга или полное непонимание смысла прочитанного. Очень распространены ситуации, когда дети не хотят ничего делать из-за фактора страха: они боятся, что ничего в результате не получится, и отказываются от каких-либо действий.

Большую роль в нежелании ребёнка что-то делать играет критика со стороны родителей или других близких. И, наоборот, когда ребёнок окружён чрезмерной заботой, у него складывается мнение, что ему ничего не нужно делать, пусть всё выполняют другие.


Откровенный разговор с ребенком

Когда дошкольник отказывается что-либо делать, следует правильно распределить режим ребёнка и больше времени уделять совместному досугу и развлечениям, а также существенно сократить времяпровождение перед компьютером или телевизором.

С малых лет необходимо уделять внимание детям, проводить совместную зарядку, организовывать семейные прогулки на свежем воздухе, играть вместе, перед сном читать книжку или просто разговаривать. Со временем, когда ребёнок начинает взрослеть, необходимо дать ему понять, что у него появляется свобода выбора и ответственность

Не следует ограждать ребёнка и ставить строгие рамки перед выбором досуга, нужно постоянно искать компромисс и уметь договариваться с ребёнком. Также не следует забывать поощрять детей за правильно и хорошо выполненные задачи.

К примеру, если ребёнок убрал все игрушки в комнате, можно дать ему конфету, для школьника возможно денежное вознаграждение за отличную отметку, но небольшое, чтоб хватило, к примеру, на мороженое. Также такие поощрения можно собирать в копилку.

Ребёнок лентяй, не читает вообще! Взрослые отговорки

Хорошенько покопайтесь в памяти. Возможно, вы вспомните, когда в последний раз ребёнок видел книгу в руках у тех, кому он по всем законам природы подражает: у своих родителей. Когда вы вообще последний раз читали при нём что-либо, кроме квитанции на оплату коммунальных услуг или чека в супермаркете?

Человек начинает с подражания. Сначала он смотрит, как ходят другие, и начинает ходить.  Потом подражает окружающим звукам и обретает речь. И после, когда речь заходит о таких вещах, как чтение, ему тоже нужен положительный пример. Вот и учится современный ребёнок «тонуть» в планшете, который ему сунули, «чтоб не мешался», или делать репосты «ВКонтакте», потому что мама круглые сутки этим увлечена.

Никогда не отговаривайтесь тем, что «мой папа тоже не любил читать» или «видимо, чтение не для него».

•    Это социальный навык, его можно привить. Генетическая память не несёт в ДНК информации о том, что предки не любили читать.

•    Предки всего человечества сидели на ветках и могли хватать еду ногами: это же не значит, что такие навыки должны сохраняться и у нас.

•    Начните с себя. Ничто так не обнадёжит малыша, подражающего маме, как её одобрение.

Внешние факторы отсутствия тяги к чтению

Задумайтесь, постоянно ли в вашем доме включен телевизор, доступен ли с утра до вечера компьютер? Ничего удивительного, что ребёнок выберет более лёгкий способ  получения информации, чем чтение, при котором нужно вчитываться, анализировать, иногда возвращаясь для осмысления к уже освоенным кускам текста.  В телевизоре всё проще:   картинки сменяют друг друга, всё легко и наглядно.

•    Конечно, у одних детей есть склонность к чтению, у других — нет. Но эта причина – не повод отказываться от попыток.

•    Возможно, у вас дома не принято проводить время за чтением, нет обычая собирать  библиотеку.

•    Возможно, печальный воспоминания о том, как вас принуждали читать насильственно, мешают вам быть убедительными.

•    Возможно, чадо просто не воспринимает родителей в качестве учителей, поэтому и не желают подчиняться.  

Не ревнуйте малыша к репетитору, если он в своих попытках окажется успешнее вас. Ведь речь идёт не о ваших амбициях, а о развитом и полноценном будущем вашего ребёнка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector