Ребенок не хочет идти в школу, что делать? отвечает психолог
Содержание:
- Скукотища
- Как повысить мотивацию к учебе у подростков?
- Что делать если ребенок не хочет учиться в школе
- Нагрузка
- Можно ли делать уроки за деньги или подарки
- Как помочь ребенку привыкнуть к школе?
- Чрезмерная нагрузка
- Не делайте уроки вместо вашего сына или дочери
- Подросток отказывается учиться
- 2 Гиперопека и чрезмерный контроль родителей
- Что делать если альтернативное обучение неприемлемо?
- Потребности
- Причина 1 — возрастные особенности
- Здоровье
- Как правильно мотивировать ребенка
- Синдром негативного самопредъявления
- Полезная литература на эту тему
- Чрезмерный контроль и опека
- Правильная мотивация – или как мотивировать ребенка
Скукотища
Витя ходит в школу, потому что надо. Иначе будут скандалы дома, мама станет расстроенной. Но вот если бы мог не учиться, не делать эти дурацкие уроки – было бы так здорово! Сидит на уроках, зевает, скучает, мало что понимает и иногда общается весь урок с одноклассниками.
В школе скучно. Так действительно бывает. К сожалению, современная школа нацелена на результат и зубрежку по учебнику. Не задумываясь особо об интересном преподавании, нацеленном на практику.
Мне из моего школьного детства помнится, когда к нам пришла новая учительница истории. И каждый урок мы разыгрывали в ролях разные сцены. Подросток мог быть крестьянином, и к нему приезжал помещик (другой подросток) взять оброк. И они вступали в диалог, обсуждали, какой оброк крестьянин готов дать. А помещик сопротивлялся. Говорил, давай еще, этого мне мало.
Я прекрасно помню все, что мы разыгрывали на этих уроках. Это было интересно, захватывающе и запомнилось на всю жизнь! А еще это создавало отличные возможности для качественного проживания пубертата. И тогда учиться было легко! И интересно. Жаль вот только, что учительница через несколько месяцев от нас ушла. Видимо, система ее подломила. Тогда, в моем детстве, особенно нелегко было быть новатором.
Неинтересно может стать в школе, но часто эту скуку создают, сами того не ведая, родители еще в садике.
Например, когда еще до школы с ребенком чрезмерно занимались и отбили в итоге весь интерес к учебе. И если в первом классе ребенок учился еще более менее, то к подростковому возрасту интерес практически пропал. Просто однажды родители переусердствовали, готовя своего ребенка к школьной жизни.
Что можно сделать:
Если не получается найти школу, где будут преподавать интересно и с практикой, то все равно можно мягко и ненавязчиво возвращать интерес к учебе.
Делать это нужно так:
У каждого ребенка есть предрасположенность, интерес к определенным направлениям в учебе и совершенно пассивное к другим. Присмотритесь к тому, какие из школьных предметов сыну или дочке нравятся или получаются лучше всего. Займитесь углублением знаний именно по тем предметам, в которых ребенок силен! А не по тем, где он слаб и не дотягивает.
Итак, например, вы говорите ребенку о том, что ему легко дается история и предлагаете дополнительно ходить на исторический кружок, покупаете исторические книги, смотрите исторические фильмы, занимаетесь с репетитором историей. А в физике он слабоват. Не любит ее и не понимает. Вот физику и не трогаете. Пусть это будет слабая тройка. Усиливая сильные стороны, вы тем самым создадите условия для того, чтобы ребенок почувствовал себя успешным и значит повысите мотивацию к учебе. И у вас есть выбор: ребенку будет неинтересно все, или он с удовольствием будет погружаться в какой-то один или несколько предметов с головой и будет в них разбираться.
Как повысить мотивацию к учебе у подростков?
Важно понимать, что у учеников и у школы разные цели. Старшеклассники стремятся хорошо подготовиться к ЕГЭ и успешно его сдать, ведь именно от количества набранных баллов будет зависеть поступление в Вуз
Школа же, в первую очередь, хочет добиться от выпускников хорошей успеваемости по всем дисциплинам. Из-за этого учителя требуют от школьников высоких оценок по своим предметам, даже если дети не планируют их сдавать. Школьное образование не учитывает приоритетов учащихся, навязывает слишком высокую учебную нагрузку. По этой причине у детей остается меньше времени и сил на подготовку к экзаменам.
Совершенно иной подход имеет программа экстерната для 10-11 или для 11 классов от центра Талантум
Она учитывает потребности учащихся и позволяет им большее внимание уделять именно профильным дисциплинам. Экстернат создает комфортную для ребенка образовательную среду – не перегружает заданиями по «ненужным» предметам, освобождает время для отдыха, хобби или каких-либо дополнительных занятий
Благодаря этому удается как повысить мотивацию подростка к учебе, так и сделать предэкзаменационную подготовку намного эффективнее. Запишите ребенка в экстернат от Талантум и начните готовить его к экзаменам уже сейчас!
Что делать если ребенок не хочет учиться в школе
Если Вы выявили данную проблему у вашего школьника смело и оперативно старайтесь найти причину этого явления. Как говорится: «Обнаруженная проблема – это половина ее решения».
Поговорите с учителем, сходите на родительское собрание. Побеседуйте с вашим малышом открыто, спросите, почему он не хочет учиться в школе. Расскажите про свою юность, детство, пусть он почувствует вашу открытость.
Если ребенок ощущает страх, то это чувство должно будет уйти, так как придет осознание незначительности проблемы. Чтобы поддержать душевное равновесие, используйте прием «изменение видения».
Программируйте себя на позитивные мысли и результат. Визуализируйте. Методика заключается в том, что вы наполняете свое подсознание позитивными образами с детальными прорисовками. Они «начинают жить» в вашей голове. Подсознательно подталкивая Вас на их осуществление.
Почему ребенок не хочет учиться причины
Причин, по которым Ваш ребенок не хочет идти в школу за знаниями и учиться может быть уйма. Все зависит от того, сколько лет вашему школьнику. В каком психологическом возрасте он находится, какой период переживает.
Подросток, находясь на пике эмоционального развития, может отказываться от учебы в связи с проблемами, возникшими в классе на уровне учителя или одноклассников. Первоклассник же может отказываться по причине низкого уровня сформировавшегося интереса к процессу учебы.
Нагрузка
Школьная программа — «величина» непостоянная. Она все время меняется. Точно так же, как и нагрузка в школе. Данный факт должен учитывать каждый родитель. Школьная программа в современных школах значительно отличается от той, что была в советские времена.
Ребенок совсем не хочет учиться? Подобное поведение зачастую является явным признаком усталости. Рано или поздно каждый утомившийся человек «перегорает». Ему нужен отдых. Лишь в данном случае получится вернуть стремление к учебе и новым знаниям.
Родители должны сделать все, чтобы снизить нагрузку на ребенка. Это вовсе не значит, что придется делать за школьника все домашние задания. Но вот помогать и поддерживать своего ребенка, позволять ему после школы отдохнуть и расслабиться — это обязательно.
Интересный факт: иногда желание учиться «отбивает» нагрузка, которая ложится на ребенка уже после школы. Например, разнообразные секции и кружки, а также работа по дому, помощь родителям (скажем, присмотр за младшими братьями и сестрами). Разгрузить ребенка необходимо во всех смыслах. Пока школьник устает, у него не появится желание учиться.
Можно ли делать уроки за деньги или подарки
В последнее время родители стали использовать нехитрый способ манипуляции, который называется просто – подкуп. Суть его заключается в том, что отец или мать, не задумываясь над объективным решением вопроса, как правильно делать уроки с ребенком, просто стремятся подкупить свое чадо разными обещаниями. Это могут быть как денежные суммы, так и просто подарки: сотовый телефон, велосипед, развлечения.
Однако стоит предостеречь всех родителей от такого способа воздействия на детей.
Домашних заданий каждый день много, и вот уже ваше чадо не удовлетворяется просто смартфоном, ему нужен айфон, и он имеет на него право, ведь он же учится, выполнят все школьные требования и т. д. Да и потом, представьте себе, насколько пагубна привычка за свою ежедневную работу, которая является обязанностью ребенка, требовать от родителей каких-либо подачек.
Как помочь ребенку привыкнуть к школе?
Первый раз в школу дети шагают с энтузиазмом. Новая форма, красивая канцелярия, праздничное настроение очень способствуют детской заинтересованности. Но уже через месяц школьной жизни запал куда-то исчезает. Звучат вопросы: «И что, так теперь одиннадцать лет?!».
Чтобы помочь детям адаптироваться, родители могут:
соблюдать режим до школы;
Особенно это касается детей, не посещавших сад. Если всю жизнь никакого режима не было, то внезапно начать просыпаться по будильнику – это стресс. Переходить на новое расписание лучше за 1-3 месяца до начала обучения.
читать книги про школу;
Детская литература поможет понять, как все устроено: уроки, перемены, столовая и т.д.
обсудить важные вопросы;
Как отпроситься в туалет при всем классе? Что делать, если не отпустили? Как поступить, если обидели? К кому идти, если что-то болит? Испачкал/порвал одежду в школе – как справиться? Обо всем этом надо поговорить заранее.
рассказывать о своем обучении;
Не нужно врать про медаль, если ее не случилось. Покажите ребенку свою школу, поделитесь приятными воспоминаниями: о первой пятерке, любимой учительнице или выступлении в самодеятельности.
купить удобную форму и красивые тетради;
Новая одежда должна нравиться ребенку. А выбор тетрадей – и вовсе превратиться в любый ритуал на ближайшие десять лет. Если есть возможность, не экономьте на этом.
не грузить кружками.
Первые 2-3 месяца дополнительные занятия вообще не нужны. В дальнейшем все активности – по желанию ребенка. Но обязательно должно быть свободное время, когда можно играть или не делать вообще ничего.
Нет, ребенок не «превращается в лентяя» и не «теряет драгоценное время». В эти периоды он думает, учится слушать себя и находить себе дело самостоятельно. И отдыхает, конечно же.
Чрезмерная нагрузка
Традиционная школа нагружает уже с младших классов: после пяти-шести уроков в день у школьника есть всего несколько часов на отдых, после которого нужно садиться за домашнюю работу. Если заданий много, школьники корпят над ними до позднего вечера. Перегруженный ребёнок не хочет делать уроки, оттягивает их выполнение. Иногда школьники и члены семьи вынуждены заниматься домашкой даже по выходным — печатать доклады, делать поделки, готовить проекты.
Что делать? Необходимо снизить нагрузку на школьника. Выходом может стать семейное обучение, где родители и школьники могут сами регулировать нагрузку. Так, в «Домашней школе Фоксфорда» ученики отмечают, что у них гораздо больше свободного времени, потому что расписание занятий сбалансировано, а подача материала более плотная, чем в обычной школе.
Не делайте уроки вместо вашего сына или дочери
Родителям не стоит перехватывать ответственность за учебу ребенка. В 7 лет привычку учиться гораздо проще сформировать, чем в 12. Роль родителей сводится к тому, чтобы направлять и поддерживать, при необходимости — помогать ребенку разбираться в сложном, но ни в коем случае не делать все вместо него. Покажите сыну или дочери, как собирать портфель, как заполнять дневник, в какой последовательности выполнять домашние задания, и отойдите в сторону.
Если вы проверяете задания и заметили ошибку — предложите ребенку самому найти и исправить ее, но не давайте готовых решений. Проверку постепенно можно свести лишь к факту выполнения заданий: если задано 4 упражнения — 4 и должны быть сделаны. С таким подходом ребенок будет допускать ошибки, но только так и сформируется его ответственность. Это сделает его успеваемость реальной, а не искусственной.
Подросток отказывается учиться
Вторым критическим периодом является переход ребенка в подростковый возраст. С начала школьного обучения и до подросткового возраста учебная деятельность является ведущей, поэтому ребенок, как правило, мотивирован на процесс обучения, ему нравится познавать новое.
В подростковом возрасте ведущей деятельностью ребенка становится общение со сверстниками, определение себя как личности, своего места в мире. В этот период наблюдавшийся ранее интерес к учебе может снижаться, учителя и родители теряют свой авторитет, что может оказывать влияние на отношение ребенка к школе.
Как помочь? Для подростков по-прежнему важен эмоциональный контакт с родителями. Доверительные отношения дают ребенку возможность обращаться к ним в случае личных проблем или переживаний.
Важно учитывать особенности подросткового возраста, физиологические изменения, которые происходят на этом возрастном этапе. Подросток может испытывать повышенную утомляемость, колебания настроения, чувствовать изменения, которые происходят с его телом на гормональном уровне
Все это создает дополнительную психологическую нагрузку, которая может сказываться на процессах обучения и отношении к школе.
С учетом психологических особенностей подростка, мотивация к школьному обучению должна строиться на ориентации ребенка в будущее. Помогите ребенку понять, чем бы он хотел заниматься дальше, во взрослой жизни.
Высокие школьные требования и большая учебная нагрузка часто создают условия, когда нельзя успеть «все и сразу».
Иногда полезнее не требовать от ребенка хорошей или тем более отличной успеваемости по всем школьным предметам, а уделить прицельное внимание интересам подростка, которые могут быть началом профессиональной деятельности в будущем. Например, если ребенок увлекается литературой, это может быть занятие журналистикой.
9 типичных проблем детей в старшей школе
Так как дети в подростковом возрасте больше ориентированы на мнение своей референтной группы, немалое значение имеет окружение ребенка. Подросток, находящийся в группе увлеченных сверстников со сходными интересами, будет больше мотивирован на учебу. Это могут быть курсы, дополнительные занятия, кружки.
Детям необходимо давать разумную свободу в реализации увлечений. Возможность заниматься любимым делом является психологическим ресурсом, который приносит в жизнь положительные эмоции и заряд энергии. Именно эта энергия помогает справляться с трудностями, уделять время тем делам, которые не очень хочется делать, но нужно
Жизнь не должна быть посвящена только школе, важно находить время для отдыха, любимых занятий и творчества
2 Гиперопека и чрезмерный контроль родителей
Часто бывает, что родители большую часть школьных обязанностей ученика берут на себя: вместе делают домашние задания, полностью контролируют учебный процесс своего чада, решают все школьные проблемы за него. Поэтому ребенок к подростковому возрасту просто не умеет принимать собственные решения, а обучение в средней и старшей школе требует определенной доли ответственности и самостоятельности ученика.
Также гиперопека со стороны родителей входит в конфликт с задачами подросткового возраста (стремление к независимости) и провоцирует протестное поведение подростка, что в значительной мере сказывается на учебе, так как чаще всего родители переживают именно за нее.
Как помочь:
1 Проанализировать свое отношение к обучению подростка. Может, вы в чем-то перегибаете палку?
2 Быть для своего сына или дочери родителем, а не учителем.
3 Постепенно делегировать ответственность за учебу на него, обозначив четкие рамки ваших ожиданий к учебной деятельности подростка.
Что делать если альтернативное обучение неприемлемо?
Если по каким-то причинам альтернативное образование для семьи сейчас неприемлемо, то нужно разработать тактику и концепции, без этого никак, ведь вы теперь уже заодно.
Что делать, если ребенок не хочет учиться? Во-первых, все ведущие психологи на сегодняшний день, говорят о том, что если делать неукоснительно все современные школьные задания, можно заработать проблемы с психикой.
Те, кто в наше время высокочастотных энергий приносят себя в жертву, быстро «сгорают» и начинают болеть. Подчас совсем небезобидными болезнями. Всё потому, что на пользу идёт только то, что делается с желанием и мотивацией.
И грустно и смешно от того, что в крупных успешных компаниях от сотрудников требуют, наоборот, из общей массы дел выделить важные, актуальные на данный момент, основополагающие и неотложные, «забив» на всё остальное. Это именуется оптимизацией и креативностью. Школа же учит ровно противоположному.
Потребности
Современные дети не хотят учиться — такой факт приводят многие эксперты. Причем распространяется проблема на детей разных возрастов. Все чаще и чаще встречается отсутствие интереса к новым знаниям у малышей-дошкольников.
Всему есть свое объяснение. Почему ребенок не хочет учиться? Причины, как можно было заметить, разнообразны. Если говорить именно о современном поколении, то, скорее всего, у них просто нет потребностей в новых знаниях.
А вот истоки такого явления — прогресс в области современных технологий. Дети всех возрастов становятся зависимыми от гаджетов. Техника и игры — вот то, чего хотят даже дошкольники. У них просто нет желания изучать, только созидать.
Вообще, зависимость от гаджетов лишает детей любознательности. Если ребенок не хочет учиться писать, а также просто ходить в школу, получать новые знания — это вина современных родителей. Единственный совет, который дают психологи, — не допускать зависимости от гаджетов и современной техники, не приучать детей к смартфонам и планшетам с пеленок. А если зависимость уже имеет место, придется бороться с ней. Но сразу лишать ребенка компьютера, телевизора, планшета, телефона и прочих «прелестей» современных технологий нельзя. Это только усугубит ситуацию
Важно аккуратно ограничивать детей во времени, проводимом с гаджетами
Причина 1 — возрастные особенности
Для начала обратим внимание на возраст ребенка. У младших школьников учебная (а не игровая!) деятельность становится ведущей, дети направлены на саморазвитие
Интерес к учебе мотивируется результатом и самим процессом.
Иначе говоря, ребенок большое значение придает похвале, оценке учителя и родителей. Он с удовольствием включается в урок только потому, что все для него ново, необычно и интересно.
Подобных чувств не испытывают те дети, которым учебный материал давно знаком или, напротив, слишком труден для восприятия. В этой ситуации и первым, и вторым детям необходим индивидуальный подход: одаренным учащимся нужно дать возможность развиваться дальше, а с другими детками заниматься восполнением «пробелов» в знаниях.
Если далее ребенок легко адаптируется к новым условиям средней школы, то с желанием будет учиться до 7 класса. В 8 классе количество отличников и хорошистов резко падает.
Виной тому – пресловутый подростковый кризис, когда дети претендуют на равные со взрослыми права. Подростки отвергают контроль за успеваемостью, временем выполнения домашних заданий и даже помощь. Они стремятся иметь близкого друга и подражать ему. Влияние же родителей довольно ограничено. Все это неблагополучно сказывается на желании учиться. Однозначного решения этой проблемы нет, но внимательные, чуткие родители могут найти ключ к сердцу своего ребенка.
Здоровье
На самом деле, если ребенок не хочет учиться (первый класс или любой другой — это не так принципиально), проблемы способны скрываться в менее очевидных нюансах жизни человека.
Малыш или подросток быстро утомляется даже от простых заданий? Он устает очень сильно, не прикладывая особых усилий к тем или иным вещам? Не исключено, что родителям придется бить тревогу. Ведь подобное поведение — это следствие проблем со здоровьем. Именно о данной причине родители, как правило, забывают.
Соответственно, как только ребенок будет на все 100% здоровым, желание и потребность в новых знаниях появится. Но это только в том случае, когда нет иных причин изучаемой проблемы.
Как правильно мотивировать ребенка
Будьте справедливы, но всегда оставайтесь на стороне ребенка. Не надо говорить ребенку, что учитель, который не понимает его тонкой души — просто глуп и, поэтому ставит плохие оценки. Возможно, есть объективная причина
Важно объяснить ребенка, что оценка — это просто уровень знания одной темы, а не статус его самого, как личности. И, разобравшись со сложным моментом в учебе, он получит новую оценку
Не позволяйте разрушить уверенность в себе у вашего ребенка оценочными суждениями других людей. Вы стоите на страже его интересов.
Покажите ребенку, что вы действительно за него, предложите свою помощь. Спросите: «Как помочь тебе справиться с трудностями? Я вижу, что эта тема дается тебе нелегко. Ничего страшного, есть я, чтобы подсказать тебе и придти на помощь».
Заинтересуйте ребенка, иногда родителям приходится делать то, с чем не справился учитель. Необычные факты, образовательный фильм о профессии, — все это может стать пусковым механизмом, который включит у ребенка интерес к теме и желание учиться.
Будьте рядом. Возможно, причина трудностей в учебе кроется где-то глубже и ребенок прямо сейчас переживает какой-то психологический кризис, первую любовь или другое не менее важное, чем учеба событие. Не надо высмеивать детские переживания. Покажите, что вы готовы их обсудить, понять и помочь.
Не скупитесь на комплименты, будьте внимательны, отмечайте сильные стороны ребенка. Если он имел двойку по математике, а потом получил тройку, он уже приложил усилия и постарался, это уже успех, который стоит подкреплять.
Оценки могут ранить ребенка, покажите, что для вас, родителя, они не имеют значения, а ребенок все равно остается для вас важным и любимым человеком.
- Наймите репетитора: если ребенок нуждается в дополнительной помощи и поддержке, вероятно, вам нужен знающий человек, который заинтересует, поможет справиться с трудностями. Иногда дети не воспринимают помощь родителей, но могут заниматься с другим взрослым.
- Объясняйте ребенку, зачем и почему вы хотите, чтобы он хорошо учился. Немотивированные требования, конечно, могут исполняться, но мы же не хотим вырастить человека, который будет слушаться другого «потому что я так сказала».
Педагог Дима Зицер:
Синдром негативного самопредъявления
Негативное самопредъявление — это психологический синдром, который проявляется в постоянном и намеренном нарушении правил поведения
Таким образом ребёнок привлекает к себе внимание. Он изображает ужасного ребёнка и отказывается делать уроки, поскольку не знает, как иначе заставить взрослых уделить ему время
Что делать? Основной принцип — уделять школьнику внимание не тогда, когда он плохой, а когда он хороший. Нужно замечать ребёнка в те минуты, когда он незаметен, когда не скандалит и не эпатирует
Если же начинаются хулиганские выходки, то важно указать на последствия и обозначить санкции.
Полезная литература на эту тему
По многочисленным положительным отзывам родителей рекомендуем:
Детский психолог и колумнист журнала «Сноб» Екатерина Мурашова, обладающая талантом поправлять семейное здоровье не только на консультации, но и с помощью печатного слова. Номинирована на премию шведской писательницы Астрид Линдгрен.
Книги:
- «Ваш непонятный ребёнок»
- «Все мы родом из детства»
- «Лечить или любить?»
- «Дети-тюфяки и дети-катастрофы. Гипердинамический и гиподинамический синдромы»
- «Любить или воспитывать?»
Юлия Борисовна Гиппенрейтер, советский и российский психолог. Профессор МГУ.
В ее книгах рассматриваются вопросы: Как построить нормальные отношения с ребенком? Как заставить его слушаться? Можно ли поправить отношения, если они зашли в тупик?
Книги:
- «Общаться с ребенком. Как?»
- «Продолжаем общаться с ребёнком. Так?»
- «Поведение ребенка в руках родителей»
Людмила Владимировна Петрановская, детский психолог, писатель, получившая известность после выхода книг, предлагающих младшему школьнику разнообразные советы в затруднительных ситуациях.
Книги:
- «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка»
- «Если с ребенком трудно»
- «Что делать, если…»
Чрезмерный контроль и опека
Нередко из самых лучших побуждений родители оказывают давление на ребенка, чтобы он выполнял все домашние задания, хорошо учился и добивался отличных оценок. Однако не все дети понимают, что так проявляется забота об их будущем. Довольно часто им кажется, что родители разочаровываются в них, если у них плохие оценки. Что их любят только за успеваемость и даже имитируют сильное желание учиться, чтобы доставить радость родителям. Все это повышает уровень тревожности и недоверия в семье.
Как понять, что ребенок протестует против чрезмерного контроля?
Бунт ребенка, который чувствует, что родители подавляют его самостоятельность, может быть активным и пассивным. Активные бунтари конфликтуют с родителями открыто, могут быть грубы и даже совершать резкие и необдуманные поступки назло родителям. Пассивный бунт проявляется в том, что ребенок на словах соглашается и не возражает, но всячески старается избежать того, чего ему делать не хочется. В этой ситуации можно сказать, что он не хочет учиться, но это не искреннее нежелание, а попытка мести из слабой позиции, попытка сопротивления и протеста.
Как дать ребенку больше свободы?
Шаг 1. Помните, что очень сложно чего-то хотеть в состоянии стресса и перегруза. На мотивацию: захотеть, найти ресурс, сделать усилие, удерживать себя в рабочем состоянии — нужно немало сил
А где ж их взять, когда голова забита страхом перед родительским недовольством, а то и наказаниями? Важно разобраться в причинах конфликтов родителей и детей, чтобы наладить доверительные отношения в семье
Шаг 2. Поговорите с ребенком, чтобы выяснить чего он на самом деле хочет и чего боится. Доверительный разговор поможет вам разобраться, как мотивировать ребенка на учебу, исходя из его типа личности и истинных желаний. Не критикуйте мысли и высказывания ребенка, какими бы нелепыми или неправильными они не казались.
Шаг 3. Ослабьте контроль за его успеваемостью и снизьте требования к результатам
Очень важно напоминать ребенку, что вы любите и поддерживаете его, а не требуете результата. Подростки очень ранимы к родительским оценкам и могут воспринимать любой конфликт как серьезную драму и утрату доверия
Шаг 4. Позвольте взять в фокус и сделать приоритетом то, что ему действительно интересно, даже если это внешкольные занятия. Очень часто интересное хобби помогает подростку почувствовать вкус к жизни и быть в целом более энергичным и активным. А также развить познавательный интерес к учебе.
Помните, что гиперопека и контроль со стороны родителей подавляют собственную мотивацию и инициативу ребенка в долгосрочной перспективе.
Правильная мотивация – или как мотивировать ребенка
Сразу ответим: ничего. Есть вещи, которые делаются без удовольствия — чистка зубов, уборка комнаты, домашнее задание. Вот так, просто берутся и делаются без лишних эмоций. Конечно, бывают исключения — например, ваш ребенок очень любит историю, и чтение книг по интересующей теме доставляют ему неимоверную радость.
Но в целом, чтобы домашнее задание целиком, да с радостным блеском в глазах — это, скорее, редкое исключение. И ребенку лучше усвоить с детства: «Не все розы при нашем образе жизни», – как говорил Л.Н. Толстой. Есть вещи, которые делать надо, и делать качественно.
Приведите ребенку примеры из собственной жизни. Например, вам очень нравится быть руководителем отдела продаж. Вы с удовольствием встречаетесь с клиентами, ведете переговоры, продаете оптом товар на гигантские суммы, и вообще, испытывайте от работы настоящий кайф! Но и в процессе любимой работы есть вещи, которые вы делать не любите, но делаете: ежемесячные отчеты, ведение статистики, документооборот. Пример собственных родителей — он воодушевляет и заставляет задуматься, так как мама и папа — самые значимые люди, и дети невольно стремятся им подражать.