Как поощрить ребенка за хорошие оценки?

Как правильно поощрять ребенка за хорошие оценки?

У каждого действия существует определенная цель. В педагогике поощрение – метод стимулирования хороших поступков с помощью морального воздействия. Хорошая оценка – это уже поощрение, которое показывает, что ребенок выучил урок лучше своего товарища, что его отношение к учебе заслуживает уважения. Дополнительно учитель может похвалить ученика в классе, одновременно вызывая у одноклассников признание «выталкиванием из общих рядов» (по А.С. Макаренко) и стимулируя их к равнению на лучшего.

Материальное поощрение хороших оценок в кругу семьи, хотя и помогает в достижении цели, но имеет несколько другую направленность. В такой форме речь идет не о формировании личности ребенка, как члена общества, а о развитии у него материального интереса к любому виду деятельности, вне зависимости от общественного признания заслуг

Тем самым нивелируется основная воспитательная задача – интеллектуальное развитие личности, понимание важности общественного признания

Так что же, родителям нужно вообще отказаться от поощрения за хорошую учебу? Совсем нет. Специалисты рекомендую просто изменить саму форму поощрения. Кроме того, желательно разработать собственную систему поощрения. Например, поощрять ребенка не за каждую хорошую оценку, а за хорошие результаты по итогам четверти или полугода. И в качестве поощрения использовать не деньги, а значимую для ребенка вещь (игрушку, предмет коллекционирования или гардероба) или мероприятие, о котором школьник мечтает (путешествие, поход на концерт любимого исполнителя или посещение кинотеатра).

Отношение детей к деньгам и способам их зарабатывания – отдельная тема воспитания. Лучше объяснить ребенку, что для того, чтобы заработать деньги и купить ему учебники, игрушки, родителям нужно было долго и прилежно учиться, чтобы их знания оценили работодатели. Ребенок должен настроиться, что его знания нужны ему, а не родителям или учителям, чтобы его в будущем оценили как квалифицированного специалиста на работе, где он сможет зарабатывать деньги на свои желания и подарки/сувениры для родных, которые переживают за его успехи и морально поддерживают в учебе

В конце концов, он – часть семьи, в которой все заботятся друг о друге совершенно бесплатно, а лучшая награда – внимание и любовь близких, а не «ты мне – я тебе»

Доска поощрений

В магазине сейчас можно найти интересный набор в виде доски с клеточками и звездочками в комплекте. Туда надо вписать имя малыша и обязанности, которые он должен выполнить (заправить постель, вымыть посуду, убрать комнату и т. д.). За каждое выполненное задание необходимо клеить одну звездочку и в результате выполненной работы ребенок должен получить какое-либо вознаграждение (оговаривается заранее).

Этот метод характеризуется следующими особенностями:

Способ хорошо подойдет детям в возрасте от 3-10 лет, но не забывайте учитывать индивидуальные особенности ребенка.
На доске не пишите больше 5 пунктов.
В каждом пункте прописывайте конкретное действие! Не стоит писать: «хорошо себя вести». Пишите конкретно: «сходить в детский садик», «лечь спать в свою кроватку», «убрать игрушки».
У метода должна быть положительная мотивация. Если вы приклеили наклейку, забрать ее уже нельзя.
Благодаря этому способу у малыша не только появится мотивация, но и возможность научиться считать и изучить дни недели.
За выполнение обязанности в конце каждого дня ребенок должен получить свое вознаграждение – звездочку.
В конце недели придумайте дополнительную награду, например, прогулка в парк, любимый торт или что-то другое. Эмоции намного лучше материального. Если такой возможности нет, можете купить киндер.
Такая доска, для детей старше пяти лет, может превратиться в семейную. Подобная игра поможет наладить отношения с детьми 7 лет и старше

К примеру, малышу интересно будет наблюдать за папиным чтением или готовкой мамы (эти пункты не особо значимые), но для ребенка это имеет важное психологическое значение. Приз соответственно тоже должен быть семейный.
Лучше заниматься такой игрой 5 дней в неделю, а в выходные немного побаловать малыша и все равно преподнести награду.

Формы поощрения дома ребенка подросткового возраста

Конечно, надо понимать, что необдуманное использование всех способов поощрения ребенка наносит большой вред воспитанию. Дети, которых поощряют за каждый правильный шаг, не видят границ дозволенного, им трудно определять, где заканчивается то, что можно, и начинается то, что нельзя. У такого ребенка развивается перфекционизм, когда, стремясь к лучшему результату, он не в состоянии принять препятствия на своем пути, сильно переживает по поводу неудач. Особенно тяжело это сказывается во взрослой жизни, которая полна препятствий и сложных задач.

Прибегая к чрезмерному использованию похвалы, родители формируют у своих детей завышенную самооценку, эгоизм, себялюбие. В данном случае у ребенка отсутствует уважение к родителям, другим взрослым, а также сверстникам.

Когда ребенок достигает подросткового возраста, ему в качестве поощрения уже недостаточно шоколадки, он также не пойдет кататься на качелях, т. е. у подростка возникают другие потребности и родителям приходится подстраиваться под них. Как можно поощрять ребенка-тинейджера? Детям в таком возрасте нужны деньги и помощь. Не стоит предлагать деньги ребенку слишком часто, если соблюдать меру, такой вид поощрения оказывается достаточно эффективным.

Если подросток, например, не хочет выполнять просьбы родителей или тратить время на то или иное занятие, родители могут просто предложить ему увеличить количество карманных денег или дать ему небольшую сумму, если он на что-то копит. Если же в семье нет лишних денег, то родители могут предложить ребенку свозить его туда, куда ему нужно, или помочь выполнить какую-то из его домашних обязанностей.

Некоторые родители деньгами поощряют детей за хорошие отметки в школе. Такой подход является довольно продуктивным. Можно поощрять успеваемость подростка не только деньгами, но и разрешить ему, например, погулять подольше или сходить в кино. Свободу ребенку дают обычно после того, как он завоюет соответствующее доверие родителей. Высокая успеваемость может быть как раз одним из способов завоевания доверия. Ведь если подросток хорошо учится, тем самым он демонстрирует, что он достаточно ответственен, а значит, ему можно доверять.

Довольно трудно однозначно утверждать о вреде или положительном характере разовых поощрений, так как проследить за их эффективностью невозможно. Однозначно можно лишь сказать, что положительное или отрицательное воздействие на характер ребенка дает вся система воспитания в целом.

Как ребенок реагирует на поощрение дома

У каждого ребенка свой тип темперамента, поэтому для каждого из них одно и то же обещание награды можно сформулировать совершенно по-разному.

Обещая что-либо чувствительному и впечатлительному ребенку, лучше сделать упор на чувства. Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. Мы пойдем с тобой на твои любимые аттракционы, сможем покататься на них дольше. На улице светит чудесное солнышко. Нам будет очень весело и тепло под таким солнышком».

В зависимости от того, как ребенок реагирует на поощрение, можно обратить его внимание на чувственные ощущения. Обещание может звучать как сказка. Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени

Мы пойдем с тобой на твою любимую площадку, побудем там подольше. Ты помнишь, какие там необычные качели? Они как машинки, а еще там много домиков, в которых, наверное, живут роботы. А горка как ракета, в ней можно улететь в космос»

Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. Мы пойдем с тобой на твою любимую площадку, побудем там подольше. Ты помнишь, какие там необычные качели? Они как машинки, а еще там много домиков, в которых, наверное, живут роботы. А горка как ракета, в ней можно улететь в космос».

Восприимчивому ребенку, обещая поощрение, нужно говорить о времени. Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. После того как мы сходим в магазин, мы зайдем с тобой на твои любимые качели, ты покатаешься на них подольше. Сейчас ты поможешь мне, а позже у нас будет время сходить погулять».

Родителям также стоит помнить и том, что поощрять ребенка нужно после того, как он совершил какой-то хороший поступок. Если награда дается авансом, то в таком случае ребенок получает твердую уверенность в том, что можно получить что-то хорошее взамен чего-то.

Нужно ли поощрять ребенка и как можно это правильно делать?

Все меры поощрения ребенка в семье должны приносить не только радость, но и выполнять воспитательную функцию.

Для этого существует несколько простых правил, которых стоит придерживаться родителям.

Любое поощрение должно соответствовать поведению и поступкам детей, т. е. быть справедливым. Не имеет смысла хвалить, дарить подарки или снимать запреты за все хорошие поступки или применение уже знакомых ребенку навыков. Например, малыш научился самостоятельно завязывать шнурки, за это можно поощрить, но делать это всякий раз, когда он повторяет данное действие, не надо

И наоборот, нельзя обходить вниманием более значимые поступки. Например, ребенок помог маме вымыть посуду, убраться.
Не стоит поощрять ребенка из чувства жалости. Если, например, его обидели на детской площадке, не стоит успокаивать его конфетой или шоколадкой, лучше помочь ему, научив, как правильно поступать в подобной ситуации.
Нельзя похвалой и подарками покупать расположение ребенка к себе

Лучше попытаться наладить с ним доверительные отношения при помощи общения.
Постепенно нужно стремиться отучать ребенка от постоянного материального вознаграждения за какие-то его действия, так как он всякий раз станет требовать подарки. Нужно объяснить ему, что поступки совершаются бескорыстно.
Если родители хвалят ребенка, то всегда надо делать акцент именно на том действии, которое они поддерживают, чтобы малыш знал, что можно и нужно делать.

Если, например, его обидели на детской площадке, не стоит успокаивать его конфетой или шоколадкой, лучше помочь ему, научив, как правильно поступать в подобной ситуации.
Нельзя похвалой и подарками покупать расположение ребенка к себе. Лучше попытаться наладить с ним доверительные отношения при помощи общения.
Постепенно нужно стремиться отучать ребенка от постоянного материального вознаграждения за какие-то его действия, так как он всякий раз станет требовать подарки. Нужно объяснить ему, что поступки совершаются бескорыстно.
Если родители хвалят ребенка, то всегда надо делать акцент именно на том действии, которое они поддерживают, чтобы малыш знал, что можно и нужно делать.

Создание системы поощрения для детей дошкольного возраста

Обычно родители начинают вводить систему вознаграждений, когда ребенок идет в школу. Тогда в обмен на хорошие оценки ему предлагают купить игрушки, гаджеты или освободить от домашних обязанностей. Но приучать детей к поощрениям можно с раннего возраста. Лучше всего начать, когда ребенок отправляется в ясли или детский сад.

Маленькие дети лучше усваивают информацию визуально. Поэтому попробуйте создать для малыша таблицу наград, дополнив ее яркими наклейками. Инструкция проста: разбейте лист бумаги на секторы, в каждом из них пропишите правильные нормы поведения. Например, не плакать, когда мама отказывается покупать сладости в магазине. Или самостоятельно одеваться и чистить зубы по утрам. За каждое выполненное задание ребенку нужно выдавать наклейку.

Наклейки можно обменивать на подарки для ребенка. Например, за 10 штук можно покупать ему новую игрушку или книгу.

Не обязательно использовать именно наклейки. Вы можете заменить их на монетки, магниты на холодильнике или даже установить ребенку на телефон приложение с подсчетом баллов. Главное, чтобы система поощрений больше напоминала игру. Так она будет лучше мотивировать ребенка вести себя хорошо.

Ниже расскажем о нескольких правилах, которые помогут вам эффективнее внедрить систему поощрений в жизнь малыша.

Как нельзя поощрять ребёнка?

Нельзя
поощрять ребёнка деньгами. Вознаграждение родителями детей за их хорошее поведение
или хорошую учёбу или выполнение каких-либо домашних обязанностей наносит огромный
вред развитию их личности.

Если постоянно награждать ребёнка деньгами, за выполнение его обязанностей,
которые он и так ОБЯЗАН выполнять, то он перестанет уважать и эти обязанности
и требования родителей, если они не подкреплены деньгами. Получается, ребёнка
нельзя ни о чём попросить. Его можно только купить. Вряд ли кто-либо из родителей
желает такой «участи» для своего ребёнка.

На самом деле, почему ребёнок должен получать вознаграждение за выполнение
домашних обязанностей? Он живёт в этом доме, пользуется удобствами и питается.
Дети должны быть равноправны со своими родителями, в том числе и в вопросе выполнения
семейных обязанностей. Если же дети не будут выполнять то, что им нужно
делать, то у них, вряд ли, разовьётся чувство ответственности.

Далее приведём диалог отца с девятилетним Кириллом, происходивший в одной из
семей после того, как ребёнок отказался сходить в магазин и купить хлеба. Отец
позвал сына и начал с ним разговор:
— Кирилл, ты отказываешься сходить в магазин, почему?
— Я не хочу.
— Ну, хорошо. А кто должен идти?
— Ты. Или мама.
— Но мама гладит бельё, она не может. А я ремонтирую кран в ванной. Слушай,
Кирилл, мы же одна семья, или нет?
— Да, одна.
— А должны ли родители и дети в семье помогать друг другу?
— Да, должны.
— Я тоже так считаю. Смотри, я для семьи зарабатываю деньги, покупаю продукты
в магазине, ремонтирую, если что-нибудь сломается. Мама кушать нам приготовила,
дом красиво оформила сегодня и вещи сейчас гладит тебе к школе. Понимаешь, мы
все работаем на благо семьи, все приносим пользу, а не только пользуемся всем,
что есть. Если человек не приносит пользу окружающим, а только живёт за счёт
них, значит, он нахлебник, и таких людей никто не любит. Ты хочешь быть нахлебником?
— Нет, не хочу. Только я маленький пока.
— Да ты маленький, верно. Т.е. ты не сможешь зарабатывать деньги и семью обеспечивать?
— Нет.
— Так, ладно. А кушать приготовить и бельё погладить? Тоже вряд ли. Ну, хорошо.
Давай посмотрим, что ты можешь сделать.
И дальше отец с сыном выяснили, что Кирилл может вынести мусор, сможет купить
молока и хлеба и забрать младшего брата из садика. И отныне эти действия стали
обязанностями мальчика, и он больше не отказывался их выполнять. Приведённый
пример показал, насколько грамотно мужчина
в этой семье исполнил свою роль
отца в воспитании сына.

Но, стоит отметить, что дети должны быть полноправными участниками во всех
направлениях жизни семьи. В том числе и в расходовании денег. Поэтому, необходимо
рез в неделю или раз в две недели выделять им какую-либо сумму денег на личные
расходы. Но, при этом, эти деньги никак не должны быть привязаны к выполнению
ребёнком его домашних обязанностей или поведения. Это не должно быть поощрением.
Дети выполняют свои обязанности, потому что должны вносить свой вклад в семью.
А получают немного денег на свои расходы, потому что являются членами этой семьи.

Вредно поощрять ребёнка не только деньгами, но и игрушками, сладостями или
другими вещами. Они также формируют в ребёнке зависимость от награды за выполненные
просьбы.

Сразу же поощряйте своего ребенка и чаще его хвалите

Память у детей намного короче, чем у взрослых

Они труднее запоминают информацию, поэтому важно сразу же выдавать ребенку наклейку. Если он оделся сам, тут же вручите ее и похвалите малыша. Не откладывайте подсчет наклеек на вечер

Иначе через несколько часов ребенок просто забудет, за что вы его наградили

Не откладывайте подсчет наклеек на вечер. Иначе через несколько часов ребенок просто забудет, за что вы его наградили.

Малыши и дошкольники любят, когда родители поощряют их. Поэтому хвалите их каждый раз, когда они ведут себя хорошо. Напоминайте им о таблице вознаграждений, так как она тоже может им быстро наскучить. Не забывайте говорить и о поощрениях, например, об игрушках, которые они получат, когда накопят наклейки.

Чем можно поощрять детей в семье?

В семье допустимо поощрять детей и в форме награды — подарка. Предпочтительнее выбирать подарки, которые имеют воспитывающее значение.

Хорошая книга, письменные принадлежности, лобзик для выпиливания, краски для рисования — более ценные подарки, чем, скажем, сладости. Необходимо учитывать возраст и интересы того, кого награждают подарками. То, что вызывает восторг у малыша, не всегда подойдет для старшего.

Конечно, подарок в семье может быть сделан не только в качестве награды, но и просто как выражение родительской любви и заботы, например в день рождения. Этот добрый обычай идет к нам из глубокой старины. Главное, чтобы материальная ценность подарка не заслоняла для ребенка то чувство, отношение, которое родители хотят выразить подарком.

Сильнодействующим средством поощрения является доверие, К этому средству часто прибегал А. С. Макаренко. Бывшим правонарушителям он доверял охрану ценностей, выполнение важных общественных обязанностей, получение денег в банке и пр. Смелое проявление доверия, как показывает опыт, может стать началом и причиной нравственного перерождения человека. Доверие окрыляет ребенка. Доверяя своим детям, родители обращаются к чувству их человеческого достоинства, поднимают в них веру в себя, в свои силы. Это возбуждает в них стремление оправдать оказанное доверие, доказать, что вы не ошиблись в них.

Никогда не следует говорить ребенку: «Ты лгун, я не верю тебе». Но можно заметить: «Ты сказал неправду, но я верю, что больше ты никогда так не сделаешь».

Своеобразной формой поощрения детей может быть снятие наказания. Ведь наказание призвано исправить поведение ребенка. И если он раскаялся и действительно старается загладить свою вину, это следует поощрить. Снятие наказания и будет означать для ребенка признание и поддержку его активного стремления исправиться.

В практике семейного воспитания возможны и другие разнообразные формы поощрения детей — прямые и косвенные. Вместе с тем следует помнить, что воспитывающая роль поощрения в значительной мере зависит от личности самого воспитателя. Если отец и мать достойны уважения, авторитетны и их любят дети, то любое, даже самое незначительное поощрение с их стороны будет оказывать на детей глубокое воспитательное воздействие.

Рекомендации кандидата педагогических наук, данные в журнале “Семья и школа”, 1962 год

Ошибки родителей в поощрении

  • Никогда не сравнивайте детей, особенно в одной семье (братья, сестра). Если старший ребенок отлично рисовал, не нужно младшему об этом говорить. Возможно, у него есть другие таланты.
  • Не нужно использовать критику и похвалу одновременно. Иногда взрослый может похвалить ребёнка, а затем сказать, что там можно было бы сделать и получше. Критику малыш запомнит надолго, а про похвалу забудет совсем
  • Не ждите, что ваш ребёнок будет идеальным. Иначе потом можно сильно разочароваться.
  • Не следует обманывать малыша в похвале или преувеличивать его успех. Ваши слова должны быть настоящими, от всего сердца. 
  • Не переусердствуйте с похвалой, во всем должна быть мера. В противном случае, ребёнок перестанет стараться сделать что-то хорошо, зная, что его все равно похвалят
  • Не нужно напоминать ребёнку о прошлых неудачах

Для чего нужно поощрять детей?

Начнём с того, что ребёнок
с первого года жизни осознаёт, что он живёт в семье. Он начинает понимать,
что у него есть и мама и папа, часто в семье есть и старшие дети. И младший
ребёнок в семье понимает, что они намного самостоятельнее, могут и умеют
гораздо больше, чем он. И конечно, ребёнок стремиться «занять своё место»
в семье и стать её «полноправным членом». Именно поэтому он стремиться
заручиться одобрением и поддержкой родителей, а также старших детей, если семья
многодетная.

Их одобрение означает для него признание его навыков, способностей и его самого.
Если с их стороны нет одобрения и поддержки, то он не чувствует себя комфортно.
Ребёнок становится
агрессивным и непослушным. Его поведение словно говорит родителям: «Вы
не признаете меня, а я не признаю вас. И буду делать всё по-своему».

Даем побыть «взрослым»

Ребенку важно ощущать значимость своего мнения и выбора. Поэтому иногда ему нужно давать возможность что-то решать в жизни семьи. Ситуация 1: Ребенок вымыл посуду после ужина

Мама наградила его порцией мороженного

Ситуация 1: Ребенок вымыл посуду после ужина. Мама наградила его порцией мороженного.

Мороженное — это, конечно, приятно. Но завтра и послезавтра он вызовется помочь с уборкой не ради того, чтобы сделать приятно семье, а ради приятного лакомства. Выходит какая-то дрессировка сахарком и монетизация труда. Но мы не дрессируем детей, а воспитываем хороших детей. Поэтому нужно научить его развиваться ради себя и своих успехов, нежели ради сладостей.

Ситуация 2: Малыш помог маме приготовить ужин: хорошо помыл овощи и разложил на столе тарелки.

Поступок действительно хороший и требует похвалы. «Ты у меня такой самостоятельный, хорошо справляешься с домашними делами. Может выберешь, что мы завтра с тобой приготовим к ужину? Чтобы ты хотел съесть?»

Ребенку будет приятно поучаствовать в семейных решениях. А для мамы завтра будет снова оказана помощь в готовке, не из под палки, а по своей доброй воле.

Идея: Жар-птица хорошего поведения

Отслеживать прогресс в поведении и развитие ребенка вам поможет несложная аппликация. Нарисуйте на ватмане птицу или распечатайте шаблон из интернета. У вас должны получиться просто ее очертания. Можно дать ей имя. У нее важная миссия — показать маме и малышу, как много хороших и плохих поступков сделал ребенок за этот месяц. Сделайте много разноцветных перышек из картона овальной формы. Каждому цвету присвойте значение: красный — отлично, оранжевый — хорошо, зеленый — нормально, синий — удовлетворительно и фиолетовый — плохо. Каждый день прикрепляйте одно перо к нашей птице, в зависимости от поведения и достижений ребенка. Если сегодня кроха показал блестящее поведение дома и получил похвалу от воспитателя — смело клей красное и так далее. Через месяц взгляните на картинку и обсудите с малышом, почему наша птичка получилась такого цвета. Если они преимущественно красная — поблагодарите ребенка и наградите небольшим подарком, к примеру — походом в зоопарк или театр кукол.

Важно помнить:

  • Не сравниваем с другими детьми. Все хотят чувствовать себя уникальными. Никаких «сыновей маминой подруги».
  • Не преувеличиваем достижения ребенка. Дети чувствуют обман.
  • Не монетизируем хорошее поведение. «Покупая» хорошего ребенка, вы вряд ли чему то его научите.
  • Не стараемся поощрять каждое действие ребенка. Избыток нахваливания вызывает привыкание и перестает мотивировать.

Подчеркиваем прогресс

Похвалить отличную оценку, конечно, стоит. Но бесконечное «молодец», «так держать», не то, что не мотивирует, но и заставляет задуматься о смысле этих достижений. Ну и получил пятерку, а что дальше? Сама по себе школьная отметка не несет никакой смысловой нагрузки для ребенка. Она не говорит о нем, как об индивидуальности, не расскажет о его личных заслугах, о продвижении.

Важно объяснять ребенку значение его успехов. Сегодня в слове «молоко» он допустил 2 ошибки, а вчера — 4. Хотя слово по-прежнему написано неверно, успех есть

Указывайте в поощрение на прогресс малыша

Хотя слово по-прежнему написано неверно, успех есть. Указывайте в поощрение на прогресс малыша.

Читай также:Самое главное чему родители должны научить детей

Ситуация 1: Ребенок долго собирает игрушки в своей комнате. Мама предлагает малышу сделать это быстрее, тогда он может посмотреть мультики.

Кроха, нехотя, ускоряется, чтобы скорее прилипнуть к экрану.

Ситуация 2: На прошлой неделе кроха справился с уборкой за час, а сегодня за 30 минут.

Значит он совершенствует свои навыки. «Ты прибрался очень быстро, значит ты научился правильно распоряжаться своим временем и не отвлекаться на пустяки. Теперь у тебя появилась возможность порисовать или поиграть немного дольше обычного». Так мы хвалим ребенка и, одновременно, и награждаем его приятным бонусом. Хотя по сути, он делает этот подарок себе сам. В этом и суть воспитания: не покупать хорошие поступки и поведение ребенка, а давать возможность ему самому увидеть свое развитие и стремиться делать все лучше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector