Ребёнок кусается в детском саду: советы психолога
Содержание:
- Милая шалость или серьезная болезнь: где грань?
- Настройки отображения
- Выбор цветовой схемы:
- 3 степени адаптации к детскому саду и 8 важнейших советов психолога по её улучшению Ребенка укусили в садике, что делать
- Адаптация к садику, как причина поведения
- Как отучить малыша кусаться?
- Первые действия родителей после инцидента
- Нужно ли учить детей давать сдачу?
- Профилактика вредной привычки
- Ребенок кусается. Консультации — Консультация «Ребёнок кусается»
- Дать больше автономии «агрессору»
- Почему он это делает?
- Почему дети кусаются?
- 1-2 года
- Что делать, если ваш ребенок кусается
- Кусается ребенок дошкольного возраста
Милая шалость или серьезная болезнь: где грань?
Несвоевременная борьба с милой детской привычкой может обернуться тяжкими последствиями – серьезной психической болезнью, самостоятельно справиться с которой невозможно. В дошкольном возрасте с «кусачеством» бороться легче – ребенок подрастает, взрослые прививают ему правильные нормы поведения, он многое понимает и умеет контролировать свои эмоции.
Однако если ребенок продолжает кусаться, поступив в школу, психологи позволяют себе назвать такое поведение следствием психической болезни. Привычка кусаться со временем не пройдет, а, наоборот, будет только развиваться. Так ребенок превратится из милого «кусаки» в ущербную личность с девиантным (нетипичным, ненормальным для социума) поведением. На помощь школьнику могут прийти психолог, невролог и психиатр. Но даже врачам будет сложно решить проблему ребенка, ведь главной причиной прогрессирования детской агрессивности и жестокости является полная уверенность в безнаказанности.
Интересные ссылки по темам:
Всё об ОРВИ и ОРЗ
Что делать, если ребёнок нервный и непослушный?
Советы родителя по улучнешнию памяти ребенка
Настройки отображения
- Размер шрифта:
- Цвета сайта
- Изображения
Выберите шрифт
Интервал между символами (кернинг):
Выбор цветовой схемы:
Для Вас родители
- Нужно знать
-
Уголок безопасности
- ГОЧС
- ОБЖ
-
Советы специалистов
Советы доктора Айболита
- Наши успехи и достижения
- Отчеты
- Обучение родителей
- Адаптационная группа
- Противодействие коррупции
- Часто задаваемые вопросы
Ребенка укусили в садике, что делать
Что можно сделать, чтобы ребенка не кусали другие дети в детском саду?
Если в детском саду, куда ходит ваш ребенок есть дети, которые любят кусаться, то поговорите с воспитателем. Попросите ее провести беседу с родителями ребенка, который кусает других детей. Можно и самим поговорить с ними. Выскажите свои опасения по поводу поведения их малыша и посоветуйте почитать литературу по данному вопросу. Сейчас существует много информации о том, как отучить ребенка кусаться. Если родители кусающегося малыша не захотят ничего предпринимать и не признают существующей проблемы, то обратитесь за помощью к психологу этого дошкольного учреждения.
Что делать, если ребенка укусил другой ребенок?
Это не редкость, когда маленькие дети кусают друг друга, когда злятся или во время игры. Обычно в таких случаях кожа не повреждена, и рана не серьезная.
Если кожа все же повреждена, то это совсем другой случай. Человеческий рот полон бактерий и риск заражения составляет от 10 до 15 процентов. Серьезные укусы на лице, руках, или половых органах могут быть особенно опасными.
Если ваш дошкольник был укушен и кожа не повреждена, просто промойте ее с мылом и водой.
Если кожа повреждена, то продезинфицируйте место укуса 3% перекисью водорода и обработайте края раны зеленкой, после чего наложите пластырь или бинт. Если под рукой дезинфицирующих средств не оказалось, то необходимо промыть рану с мягким мылом в проточной воде в течение трех-пяти минут, затем обмотать чистой повязкой. Старайтесь избежать загрязнения ранки и сделайте дезинфекцию, как только появится такая возможность.
Какие инфекции передаются при укусе?
Через укусы могут передаваться такие бактерии, как стафилококк и стрептококк, которые обычно существуют в ротовой области человека. При контакте со слюной другого ребенка могут передаться и более серьезные заболевания, например гепатит.
Хотя эксперты не исключают возможности передачи ВИЧ (вирус, вызывающий СПИД) через укусы, но это крайне маловероятно. Еще не зарегистрировано ни одного случая передачи ВИЧ через укус человека без крови контактируемого.
Признаки заражения:1. Увеличение отека, покраснение; 2. Появление гноя; 3. Высокая температура; 4. Красные полосы на месте укуса.
При любом из вышеперечисленных признаках, или если рана не заживает в течение десяти дней, немедленно обратитесь за медицинской помощью. В случае необходимости врач может назначить короткий курс антибиотиков, чтобы предотвратить инфекцию, в зависимости от локализации и тяжести укуса.
Адаптация к садику, как причина поведения
Адаптация к детскому саду длится около 2-3 месяцев.
- За это время идёт привыкание к новой реальности, новым правилам и порядкам;
- Это — напряжённый период и для вашего малыша и для остальных детей в группе;
- Все они ищут способы взаимодействия, пробуют новые роли (кстати, читайте полезную статью: Ребенок бьет детей в детском саду>>>);
- В такие периоды чаще всего бывает, что ребенок кусает других детей.
Здесь необходима работа родителей
Важно понимать, почему ребенок кусается в детском саду
Нужно реагировать в первые моменты таких случаев, чтобы навык не закрепился;
Разговаривать, помочь пережить сложный период адаптации, показывать свою любовь и поддержку, чтобы укусы не стали привычным поведением для вашего ребенка;
Будьте в контакте с воспитателями детского сада
Они должны пресекать попытки укусов в группе, рассказывать и показывать новые способы решения ссор;
Важно, чтобы они вовремя реагировали на такие случаи и не допускали повторений (важная статья по теме: Как объяснить ребенку, что нельзя?>>>).. При правильном подходе родителей и воспитателей, случаи укусов останутся в прошлом
При правильном подходе родителей и воспитателей, случаи укусов останутся в прошлом.
Как отучить малыша кусаться?
Принципы избавления ребёнка от вредной привычки следующие:
- Никогда не давать положительной реакции (смех или улыбка), если кого-то укусили.
- Не пускать в ход зубы по отношению к своему малышу даже в игровой форме. Для него нет разницы между нежными покусываниями взрослого и своими аналогичными (как ему кажется) действиями.
- Научить кроху альтернативным способам получения желаемого — используя жесты и слова, а не зубы.
- Объяснить ребёнку, что нужно угощать сверстников. К примеру, следует поделиться с ними печеньем. Когда кроха предлагает угощение другим детям, необходимо похвалить его.
- Научить малыша играть игрушкой не самому, а по очереди с другими детьми. Обязательно похвалить, если это происходит на ваших глазах.
- Показать крохе, как выражать свои положительные эмоции по отношению к игрушкам во время игры. Например, как обнимать мишку, гладить котёнка или целовать куклу. Хвалить ребёнка, если он спокойно и мирно играет.
- В случае, когда ребёнок бросает игрушки, нужно объяснить, что кукле неприятно, и следует её пожалеть.
- Организовывать и поощрять игры с песком, водой или глиной, так как такие занятия усмиряют агрессию.
- Дать возможность ребёнку рисовать, особенно красками.
- Если ребёнок кусает детей в садике, то дома следует как можно чаще угощать его твёрдой пищей. Пусть грызёт морковь, капусту, огурец, яблоко, сухари или баранки.
- Малышу нужно периодически играть кубиками или конструктором.
- У крохи должно быть специально отведённое место, где можно ползать, валяться и кувыркаться.
- Ребёнку не следует видеть, как ругаются и дерутся между собой взрослые.
- Нужно неукоснительно соблюдать распорядок дня малыша.
Первые действия родителей после инцидента
После того как родители узнали, что их ребёнок укусил сверстника в детском саду, в первую очередь нужно сделать следующее:
- Не поддаваться эмоциям, вести себя спокойно.
- Поинтересоваться у воспитателя, нет ли в группе плохого примера для подражания. Может быть, другой ребёнок кусает детей, а ваш малыш решил повторить его поведение.
- Попросить работающий персонал понаблюдать за ребёнком, чтобы выяснить, когда и при каких обстоятельствах происходят такие ситуации.
- Если инцидент произошёл впервые, нужно проанализировать, какие изменения в жизни малыша произошли в последнее время.
- Не допустить, чтобы кроха из-за неприятного инцидента чувствовал себя подавленным, угнетённым и не таким как все.
Нужно ли учить детей давать сдачу?
Юлия подчеркивает, что развитие каждого ребенка индивидуально, но в возрасте от 2,5 до 3 лет дети уже начинают понимать объяснения взрослых, а значит, родители должны учить ребенка выходить из конфликтной ситуации без насилия.
— С точки зрения психологии ребенок имеет право давать сдачу и отстаивать свои границы, но давать сдачу не значить бить!
Дети воспринимают происходящее несколько по-другому. Когда родитель учит давать сдачу — ребенок слышит, что нужно бить обидчика. И воспринимает такую модель поведения как правильную. Единицы детей понимают, что достаточно, например, оттолкнуть обидчика, когда тебя бьют или хотят взять твою игрушку.
Часто родители вообще выбирают позицию невмешательства: пусть дети сами разбираются между собой, им же жить в обществе. Но детям очень трудно в силу своего возраста определить, что хорошо, а что плохо. Помощь взрослых необходима. Родители должны учить своих детей анализировать ситуацию и собственные действия, признавать ошибки, а это очень сложно.
Таким образом, родители должны учить ребенка:
- защищаться, а не бросаться с кулаками на обидчика;
- анализировать свои и чужие действия в спорных случаях;
- искать третье лицо (педагог, родитель), который поможет решить конфликт.
Печально, но факт: родители предпочитают советовать детям «давать сдачу», нежели учить ребенка разбираться в конфликтных ситуациях без насилия.
Профилактика вредной привычки
Почему ребёнок кусает детей? Потому что его не хвалят родители. Вовремя сказанное одобрительное слово предотвратит появление желания укусить. Нужно хвалить кроху, когда его поведение соответствует вашим просьбам, к примеру, если он угощает сверстников, делится игрушками, считается с желаниями других, проявляет терпение.
В нужный момент обняв ребёнка, можно помочь ему ассоциировать своё неагрессивное поведение с приятными ощущениями. Скоро кроха поймёт, что лучше получать позитивную реакцию на своё миролюбивое поведение, чем негативную – на искусанных сверстников.
В свою очередь, родители и работники детского сада должны своим примером показывать малышу, как следует справляться с гневом и раздражением.
Хорошим методом профилактики являются ролевые игры с ребёнком. Вот несколько тем для таких психологических тренингов:
- У ребёнка отбирают игрушку.
- Малыш рассердился.
- Кроху ударили или обозвали.
- Ребёнку страшно.
Целью таких занятий является возможность научить малыша выражать эмоции исключительно словами, без пускания в ход зубов.
Воспитатель сказал, что ваш ребёнок кусает детей. Что делать с этой проблемой? Нужно помочь малышу. В первую очередь следует попробовать разобраться с причиной, вследствие которой у малыша появилась эта вредная привычка. Дальше главной задачей родителей является устранение этого фактора, влияющего на поведение крохи. Взрослые должны запастись терпением и проявить свою мудрость в решении этой проблемы
Главными помощниками в этом станут внимание, объятия и поцелуи. Уверенный в себе ребёнок, которого часто и по делу хвалят, не станет решать вопросы, кусая других детей
И помните, что любовью избаловать нельзя. Благодаря этой статье у вас обязательно получится превратить злого «кусаку» в самого лучшего «целоваку».
Ребенок кусается. Консультации — Консультация «Ребёнок кусается»
Публикация «Консультация «Ребёнок…»
Наши детки пробуют мир на вкус. И это правда, ведь рот, язык, имеющиеся на нем рецепторы – первые инструменты малыша, с помощью которых он узнает, как устроена жизнь. Именно поэтому крохи так любят тащить в рот все, что плохо лежит – от своих игрушек до взрослых предметов -…
Консультация «Почему ребенок кусается?»
Почему ребенок кусаетс я? Наши детки пробуют мир на вкус. И это правда, ведь рот, язык, имеющиеся на нем рецепторы – первые инструменты малыша, с помощью которых он узнает, как устроена жизнь. Именно поэтому крохи так любят тащить в рот все, что плохо лежит – от своих игрушек…
Советы психолога «Ребенок кусается в детском саду»
Ощущения страха, гнева, ярости, стыда или обиды знакомы каждому человеку. Эти эмоции принято считать отрицательными, «злыми». Обычно они появляются в ответ на слова или действия окружающих и, обладая мощной энергией, управляют людьми. От присутствия в повседневной жизни…
Ребёнок в детском саду царапает или кусает других детей. Как вести себя взрослым
Ребёнок в детском саду царапает или кусает других детей. Как вести себя взрослым Консультация для педагогов и родителей Случается так, что не все дети умеют выражать свои чувства и потребности цивилизованным образом
Педагогам и родителям важно понаблюдать за ребёнком, чтобы..
Ребенок кусается. Консультации — Консультация «Если ребёнок кусается»
Статья «Консультация «Если ребёнок…»
С проблемой детских укусов сталкиваются и педагоги, и родители детей младшего дошкольного возраста. Неприятно всем: укушенному и укусившему, родителям обеих сторон и, конечно же, педагогу. Почему ребёнок кусается? Что делать? Эти важные вопросы являются первой реакцией на…
Консультация для родителей «Ваш ребёнок кусается? Что делать?»
Дети могут причинять боль окружающим, в том числе, и кусаясь
Важно понять, осознанно это происходит или нет, и определить, почему дети кусаются. Малыш может покусать других детей на площадке или в детском саду, очень больно ущипнуть родственников или гостей, которые пришли в..
Консультация для родителей «Если ваш ребёнок кусается»
Многие родители сталкиваются с таким агрессивным действием ребенка как кусание. Обычно период кусания начинается, когда ребенку исполняется два года,а особенно ярко проявляется в период кризиса 3 лет. Если кусается годовалый ребенок, когда у него режутся зубки – это нормально….
Консультация для родителей «Ребенок кусается — почему это происходит и что с этим делать»
Привычка кусаться — очень распространенная проблема у детей, начиная с полугодовалого возраста вплоть до младшего возраста. Обычно ребенок начинает кусать грудь кормящей его мамы, если ему недостаточно молока или если молоко туго идет. У детей двух-трехлетнего возраста…
Страницы:
…
Дать больше автономии «агрессору»
Родителю следует предложить кусающему ребёнку варианты другого поведения на случаи, когда он злится. Тогда ему станет проще понять происходящее и не совершить действий, от которых и ему, и другому может быть плохо.
Начать разговор можно так:
— Когда ты сердит, ты кусаешь брата. Ему больно, нельзя так делать.
— Мы немного позлились, а теперь давай подумаем, как с этим разбираться в следующий раз.
— Отойди от брата, когда сердишься. Ты можешь кричать, топать, говорить: «Я злюсь». Это нормально.
— Отойди от брата, если он не хочет играть.
— Обнять тебя? Ты можешь подойти ко мне, когда сердишься, я побуду с тобой.
Почему он это делает?
Для начала нужно понять, почему ребенок поступает именно так.
- Физиологическая потребность кусаться. Наблюдается у детей в возрасте от 5 месяцев. Желание кусать и грызть вполне объяснимо – режутся зубки, чешутся и набухают десны, у крохи нет другого выхода, как тащить все в рот и прикусывать как можно сильнее. Это инстинктивное желание. Ребенок не отдает себе отчета в том, что он делает. Обычно «пик» зубных страданий длится до 9–11 месяцев.
- Эмоциональные проблемы. Примерно с 1 года чадо кусается вполне преднамеренно. Дело в том, что словарный запас крохи еще крайне мал, а чувств и эмоций хочется выразить не меньше, чем взрослому. Особенно в периоды стресса, ярких впечатлений. Поэтому малыш не находит другого выхода, как прибегнуть к привычному с рождения инструменту контакта с миром – рту.
- Поведенческие особенности. С полутора до 3-х лет малыш может кусаться из-за сильных стрессовых ситуаций. Типичный пример – смена обстановки, когда ребенок начинает посещать детский сад. Он испытывает на прочность границы разумного и допустимого и стремится держать ситуацию под контролем. Нередко он кусается в садике, потому что именно так пытается установить лидерство в коллективе ровесников.
- Психическое заболевание. Говорить о возможном наличии психиатрического диагноза можно только если ребенок продолжает кусаться в 4 года, 5 лет, в 6-7 летнем возрасте. В этом случае необходима консультация врача- психоневролога.
Кто кусается?
Всенародно известный детский доктор Комаровский уверяет, что кусаться пробуют все дети. Я с этим не соглашусь. Во всяком случае, ни один из моих четверых детей кусаться не пытался. Да и у подруг таких неприятностей не случалось. Но преуменьшать значение проблемы не буду. Лично видела, как в детском саду воспитатель «распекает» мальчика, который покусал двух девочек и нянечку. Картина не из приятных.
Итак, кто же склонен кусаться?
Дети – подражатели. Ребята, которым нравится копировать поведение окружающих. Кусаясь, они могут повторять действия кого-то из группы в детском саду или даже копировать манеры живущего у вас в доме щенка или котенка.
Излишне эмоциональные дети. Мальчики и девочки, которых переполняют чувства, но из-за недостаточной зрелости эмоциональной сферы они просто не могут выразить их как-то иначе.
Дети, которым не хватает внимания и любви
В попытке обратить на себя внимание, такие ребята нередко начинают кусаться и щипать. Причем, если рядом нет никого пригодного для этих действий, то нередко такой малыш кусает себя за руку сам
Агрессивные дети
Если к 3 годам привычка кусаться не исчезла, несмотря на все старания родителей и воспитателей, это может говорить об отклонениях в развитии личности ребенка. У него высокий уровень агрессии. Требуется обязательная консультация врача, а затем – неукоснительное соблюдение комплекса корректирующих мер.
Дети с дефектами жевательных мышц. Непреодолимая тяга кусаться наблюдается у ребят со слабостью жевательных мышц. Такие малыши долго не могут расстаться с соской-пустышкой, а к 2 годам переключаются на другие объекты, но уже пускают в ход зубы.
Дети из «семей группы риска». Если в семье крик, брань, ссоры — явление нормальное и привычное, то малыш старается подсознательно «убежать» из такого «райского местечка». Он испытывает обиду, недоумение, страх, а часто и ненависть. Кусаться может начать в качестве защиты, не умея распознать свои чувства и найти им адекватный выход.
- Избалованные дети. Они привыкли, что любая выходка сходит с рук, так почему бы не кусаться?
- Дети, которым все запрещают. Если дома и то нельзя, и это нельзя, и вообще слово «нельзя» звучит чаще других, дети начинают протестовать. Кусаясь и щипая других, они как бы пытаются вырваться из слишком жестких рамок, установленных им извне.
- Дети, которым не хватает физической активности. Если двигаться получается меньше, чем хочется, то потребность кусаться становится частично физиологической.
- Дети, которым просто нравится кусаться.
Почему дети кусаются?
Для начала давайте разберёмся в причинах повышенной «кусачести». Для маленьких детей, ещё не умеющих говорить вовсе или делающих это пока не слишком хорошо, привычный и — главное! — доступный способ выразить свои чувства — кусание. Причём, так они могут выражать не только раздражение и злость, но и печаль, и даже любовь. Расстроенный, разгневанный или переполненный любовью, малыш действует, не задумываясь. Так, как ему проще и быстрее выказать свои эмоции. Вот и начинает кусаться.
Многие смогут вспомнить случаи, когда крохи кусали их во время грудного вскармливания, особенно, если давно не видели маму, или были сильно голодны, или мама прибежала не по первому зову. А разве мы, взрослые, не говорим иногда своим драгоценным чадам что-нибудь вроде «ты мой сладенький, так бы и съела тебя!», а ещё — разве не целуем, не прижимаем к себе сильно? Бывает ведь, и нередко. Вот и у детей также. Только мы уже умеем владеть собой, а малыши ещё нет.
Кроме того, крохам сложно понять и принять то обстоятельство, что папа с мамой и другие близкие люди существуют не только для того, чтобы всячески потакать их желаниям и молниеносно выполнять любые требования.
Дети постарше, от полутора лет, чаще кусаются в состоянии обиды или ярости. Причём обычно это происходит, когда ребёнок начинает посещать детский сад или остаётся на попечении няни. И это понятно. Малыш оказывается в непривычной обстановке, родители оставляют его среди чужих людей и уходят, а воспитательница занята не только им, а ещё и другими детьми. Ребёнок привык быть центром маленькой семейной Вселенной, а тут вдруг ему в этом праве отказывают. Или рядом вместо родной мамы оказывается совершенно посторонняя тётя. Как тут не разозлиться и не начать действовать самым очевидным образом?
Хотя склонность действовать зубами по поводу и без повода может шокировать и пугать окружающих, на самом деле это не патология, а нормальная реакция малышей, ещё не умеющих сдерживать себя и действующих импульсивно. Но с этим вполне можно бороться.
1-2 года
Физиологической причиной непроизвольных укусов может стать слабость жевательных мышц.
Их нужно тренировать – пусть малыш надувает воздушные шарики, грызет морковку, пускает мыльные пузыри. В этом возрасте проявляются и психологические причины.
Укусы «на эмоциях»
Укус может быть способом выражения эмоций. Малыш просто еще не умеет адекватно выражать их, его словарный запас ограничен.
Ребенок бьет маму или кусается, пытаясь привлечь к себе внимание, снять напряжение, выплеснуть накопившиеся чувства – как плохие, так и хорошие. При этом он может не понимать, что причиняет боль
Малыша нужно учить выражать эмоции – попрыгать и похлопать в ладошки, обнять, поцеловать.
Причем он не поймет, за что его ругают – ведь он сделал то же, что и взрослые.
Агрессивные укусы
Важно уделять малышу достаточно внимания. Если мама слишком занята, укус может стать средством напомнить о себе
Пусть мама и ругается, но она сразу отвлеклась от своих дел, то есть способ сработал.
Агрессию могут спровоцировать семейные неурядицы. Если ребенок становится свидетелем разборок на повышенных тонах, он может укусить того, кого считает виновником конфликта.
Негативные эмоции очень вредны для формирующейся психики малыша, поэтому все конфликты следует решать в его отсутствие.
Что делать, если ребенок кусается
В этом возрасте ребенок лучше понимает действия, а не слова. Если он укусил вас, строго скажите, что так нельзя делать, и отодвиньте его от себя. Игнорируйте его 2-3 минуты. Если рядом есть кто-то из взрослых, то пусть пожалеет вас, показывая малышу, что вам больно.
Если ребенок кусается в детской компании, нужно его увести оттуда, показав, что с ним никто не будет играть, пока он так себя ведет.
Если он, кусаясь, пытается получить игрушку или добиться чего-либо еще, ему нужно четко дать понять, что этот способ никогда не сработает.
Что делать, если ваш ребенок кусается
Что же делать, если ребенок кусается в детском саду? Проанализируйте, в какие моменты появляется желание укусить? Когда забирают игрушку или не дают желаемого? Или, может в моменты усталости, теряя контроль над собой? Возможно, он хочет кусаться, когда балуется и веселится? Так проявляет свою привязанность.
- Первое, что стоит сделать, это объяснить своему чаду о неэффективности его укусов;
Проговорите, что так не делают, это причиняет боль;
В следующий раз, когда его зубки готовы будут впиться в обидчика, мягко остановите;
Важно сделать это без повышения голоса, не обвиняя;
Ещё раз повторите, что так не стоит делать. Скорее всего, вам придется повторить это не один раз и даже не один десяток.
- Запрещая кусаться, предложите новый способ достичь цели;
- Самый эффективный – говорить. Пусть учится выражать свою злость и обиду словами;
- Если еще не умеет говорить — пускай показывает пальчиком, что он хочет;
- Будьте спокойны и доброжелательны, хвалите малыша за его усердие;
- Если он сам начнет пресекать свои попытки укусить кого-то, значит вы на правильном пути! Поощряйте ребенка за это;
- «Не кусаться» должно быть веселее, чем наоборот. И от родителей на правильное желаемое поведение радостный отклик должен быть больше, чем порицание за проступок.
- Если вы видите причину в накаленной атмосфере дома, значит снижайте градус напряжения;
- Проводите больше времени вместе – играйте, рисуйте, разговаривайте (читайте полезную статью по теме: 15 способов занять ребенка дома>>>);
- Если ребенок в семье не один, то стоит понаблюдать за отношениями братьев- сестер. Не присутствует ли ревность?
- Если ребенок начал кусаться в детском саду, поговорите с воспитателем. Возможно, эту привычку он перенял от других детей. И так он ведёт себя не один. Тогда работать необходимо со всем коллективом (читайте важную статью: Адаптация к детскому саду>>>);
- Дети лучше всего воспринимают информацию в игре. Так что, выявить проблемные моменты можно на примере кукол или машинок;
- Создайте аварию между машинками, посмотрите, как решит спор ваш малыш;
- Покажите сами, как правильно нужно поступить;
- Можно также придумать интересную историю с любимыми персонажами. Пусть в сказке будет кусающийся герой, который страдает от этой привычки. Обязательно должно быть предложено хорошее разрешение ситуации и избавление героя от «кусачести».
- Если вы думаете, как отучить ребенка кусаться в детском саду, ведь в это время вы не рядом, то хорошим местом отработки новых навыков станет детская площадка;
- Наблюдайте за игрой, а в кризисные моменты останавливайте и напоминайте малышу, как поступить правильно;
- Проговаривайте его эмоции, пусть он тоже учится выражать свои чувства словами.
- Дайте ребенку время. На усвоение новых навыков требуется какой-то срок. Не требуйте мгновенно перестать кусаться, будьте близко и напоминайте, что это плохо;
- Если же в течение долгого времени вы не можете справиться с проблемой, то стоит обратиться к психологу. Он поможет взглянуть на ситуацию со стороны и предложит новые эффективные способы избавления от вредной привычки.
Кусается ребенок дошкольного возраста
Что не работает?
Часто, когда родителям жалуются, что ребенок кусается в детском саду, первое, что приходит в голову — наказать (отругать, лишить сладкого и т.п.). Это неэффективно, потому что действие было уже давно, и связь между «я кусаюсь» и «стало неприятно» не образуется.
Не работает и ответная агрессия: ударить или укусить в ответ, «чтобы понял». Дети подражают поведению взрослых, а мы как раз не хотим, чтобы он решал проблемы кулаками.
Что работает?
Чтобы отучить ребенка кусаться, нужно подкреплять желательное поведение и не подкреплять проблемное. Когда мы пытаемся убрать проблемное поведение, возникает вопрос, каким желательным поведением мы его заменим.
Придумайте, что вы хотите, чтобы он делал вместо этого. Не делать ничего — самая сложная задача не только для годовалых детей, но и в 2 или 3 года.
Легче будет в этих случаях, например, укусить какой-то предмет, совсем хорошо, если уже есть речь, и получится научить вместо укуса сказать что-то, например, как он злится
Важно объяснить ребенку, какое действие вы хотите от него, и напоминать об этом
Положительное подкрепление работает гораздо лучше отрицательного. Отлично, если получится не только давать отрицательное подкрепление при плохом поведении (например, сразу прекращать общение, когда тот кусается), но и положительное (похвалить, обнять), когда он вместо этого сделал что-то другое.
Вместо укуса рассерженный ребенок может делать что-то тоже не очень красивое (например, бросать игрушки или пронзительно кричать), но если в данный момент вы боретесь с укусами, и главное, что он отучается делать это.
Подбирайте подходящее подкрепление
Приведем такой пример: маленький брат со старшей сестрой в комнате, мама на кухне занята, и мальчик заскучал. Пытаясь заняться хотя бы чем-то, он кусает сестру, на ее крики прибегает мама, начинает разбираться, кто виноват, и ругать сына
Она считает, что дала ему отрицательное подкрепление, хотя на самом деле, вероятно, он получил положительное, потому что привлек внимание мамы и ему перестало быть скучно
То, что для одного ребенка в одной ситуации неприятно, для другого может оказаться положительным подкреплением. Например, кого-то расстроит, если его исключат из игры, а кто-то устал и раздражен, и ему так станет легче.
Не страшно, если когда-то вы не угадали с подкреплением, в следующий раз попробуйте по-другому. Если вы будете методично продолжать, нежелательное поведение будет угасать, а хорошее закрепляться.
Как разговаривать с маленьким ребенком?
У восприятия малышей есть некоторые особенности:
-
ребенок не может одновременно слушать и делать. Если он делает что-то неправильное и вы кричите ему в ответ, в этот момент он может просто вас не слышать. Мозг еще не умеет делать два дела одновременно. Если можно, сначала мягко прервите действие физически, потом установите контакт и говорите.
-
не говорите «сверху вниз», присядьте сами или поднимите малыша, убедитесь, что он на вас смотрит. Так вы можете надеяться, что он хорошо поймет вас.
-
на поведение гораздо больше влияют те слова, которые ребенок проговаривает сам. Так мозгу проще связать слово с действием. Задавайте малышу вопросы и если он еще плохо говорит, отвечайте «вместе с ним», за него.
Например:
«Что ты будешь делать, если тебе не отдадут игрушку?»
Если ребенок может сам ответить «я попрошу», отлично. Если он этого не делает, мама может сама сказать «ты попросишь» или подсказать ему.
«А если тебе и тогда не отдадут игрушку? Что ты сделаешь?»
«Я позову маму»
«Отлично, это гораздо лучше, чем кусаться. А будешь ли ты кусаться?»
«Нет»
Если ребенок ответит на эти вопросы сам, это гораздо эффективнее долгих «лекций» от взрослых. Это позволит его мозгу быстрее приобрести тот ресурс для регуляции поведения, который позволяет взрослым не кусать друг друга.
Подробнее о регуляции поведения ребенка можно узнать из книг, согласующихся с принципами бихевиоральной терапии,
Автор |
Научный редактор Мария Гантман |
Ссылки на источники:
-
«Behavior or Conduct Problems in Children»;
-
Бэн Фурман: Навыки ребенка в действии. Как помочь детям преодолеть психологические проблемы. Альпина-нон-фикшн, 2013;
-
«Перестаньте наказывать, кричать, упрашивать, или Как бороться с детскими капризами без скандалов» Ноэль Дженис-Нортон. Клуб семейного досуга, 2013.