Как научить ребенка читать: правила, советы и рекомендации
Содержание:
- Как приучить читать подростка
- Как заинтересовать ребёнка чтением?
- Методики обучения чтению
- Три характерные ситуации
- Как заинтересовать ребенка читать?
- Зачем нужны книги, если есть гугл?
- Способы обучения детей чтению
- Общие рекомендации, как привить ребенку любовь к чтению
- Методы обучения чтению
- Рекомендации
- Нетипичные способы стимулирования ребенка
- Азы книгочтения
- Помогите расширить кругозор
- Играйте — читая, читайте — играя
Как приучить читать подростка
Первое, что должны понять родители, мечтающие превратить своё чадо в книголюба, — это то, что ЗАСТАВИТЬ его полюбить книги они не смогут никогда.
А вот сделать так, чтобы подросток заинтересовался чтением, помогут следующие меры.
- Дети, мама и папа которых читают часто и с увлечением, редко остаются равнодушными к печатному слову. Родители должны быть примером для своих детей. Если они не читают, требовать этого от младших членов семьи они просто не имеют права.
- Пробудить у подростка желание читать часто помогает интересная для него книга. Найти её можно в обычном книжном магазине, если пойти туда с ребёнком. Вообще детей нужно водить в книжные магазины как можно чаще. Новенькая книга в красивом переплёте, только что покинувшая стены типографии, не оставит равнодушным ни одного из детей. Желательно выбирать те произведения, которые подростку будет несложно воспринимать. Современным детям очень нравятся книги, по мотивам которых были созданы их любимые фильмы.
- Чтобы привить ребёнку-подростку интерес к чтению, рекомендуется пересказывать ему интересные или смешные моменты из книг. Можно также попробовать заинтриговать его, смеясь во время чтения. Дети очень любопытны. Подросток наверняка спросит у родителя, что его рассмешило, и не поленится прочесть произведение, особенно, если оно небольшое по объёму.
- Полезно купить ребёнку иллюстрированную энциклопедию. Детям нравятся такие издания, обычно они с удовольствием листают яркие странички и читают небольшие информационные статьи.
- Отличным стимулом начать читать для ребёнка переходного возраста является его участие в словесных играх. Эти игры могут частью семейного досуга.
Вот примеры некоторых из них.
- «Кто знает больше слов». Правила элементарны: ведущий загадывает букву, а участники в течение одной минуты стараются написать на листках бумаги как можно больше слов, начинающихся с неё.
- «Угадай букву». Ведущий загадывает букву, игроки пытаются её угадать, называя слова. Если в названном слове загаданная буква есть, ведущий говорит: «Да».
- «Составьте слова». Участникам игры предлагается какое-нибудь длинное слово, и в течение минуты они должны составить из букв, которые есть в нём, как можно больше других слов. Использовать одну и ту же букву дважды при этом не разрешается.
Подталкивает ребёнка к чтению и совместное с родителями разгадывание сканвордов и кроссвордов. Все члены семьи могут разделиться на команды и соревноваться в этом искусстве.
Как заинтересовать ребёнка чтением?
Предлагаем вашему вниманию фрагменты из книги американского учёного Венди Уильяме, которая дает советы, как воспитать в детях привычку к чтению. Надеемся, что использование этих нехитрых заповедей в повседневной практике поможет вам заинтересовать ребёнка чтением художественной литературы и подарит ему массу замечательных эстетических переживаний.
Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.
Читайте детям вслух с самого раннего возраста.
Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т. д.
Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т. п.).
Читайте детям волшебные сказки.
Читайте детективы, и пусть дети пытаются угадать, кто преступник.
Подпишитесь на журналы для ребёнка (на его имя!) с учётом его интересов и увлечений.
Пусть ребёнок читает кому-нибудь из домашних или своим друзьям, которые ещё не умеют читать.
Поощряйте чтение: наградой может быть новая книга, принадлежности для рисования, билеты в театр, поход в зоопарк или музей, разрешение дольше не ложиться спать, чтобы почитать.
На видном месте дома повесьте список, где будет отражён прогресс ребёнка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).
Повесьте дома карту мира или страны и проведите среди детей соревнование, кто больше прочитает книг о разных странах, городах и т. д.
Сделайте «шкалу времени», и пусть дети отмечают на ней исторические периоды, о которых они читали.
Пусть дети напишут семейную телефонную и адресную книгу.
Если вы путешествуете вместе с детьми, предложите им прочитать о тех местах, куда вы едете (и до, и после поездки).
Пусть дети читают карту и помогают ориентироваться на местности.
В дороге пусть дети придумывают слова, начинающиеся с разных букв: по слову на каждую букву алфавита.
Пусть дети помогают издавать «семейный журнал» или «летопись путешествий».
Разрежьте газету и попросите детей скомпоновать самые неподходящие друг к другу заголовки и статьи.
Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение.
Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т. п.).
В доме должна быть детская библиотека.
Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).
Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
Устройте маскарад и предложите детям нарядиться в костюмы литературных героев.
Заведите семейный альбом, пусть дети делают там записи, придумывают заголовки.
По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор.
Поощряйте дружбу с детьми, которые любят читать.
Пусть дети самостоятельно составят сборник своих любимых шуточных стишков, детских стихов, анекдотов.
Дарите книги вместе с предметами, о которых в них рассказывается, например: поваренную книгу и необходимые ингредиенты для рецептов, книгу по астрономии и карту звёздного неба, книгу для юного натуралиста и лупу, книгу о походах и компас.
Пусть дети сами напишут продолжения к любимым книгам или историям.
Купите энциклопедию и проэкзаменуйте друг друга, например: «Почему небо голубое?».
Пусть дети посоветуют другим, что почитать, и сами купят книги в подарок.
Пусть дети разыгрывают рассказы по ролям: выразительное чтение, костюмы и реквизит, сценки-диалоги и т. п.
Пусть дети читают младшим братьям и сёстрам, друзьям и родственникам.
Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.
Расскажите детям о книге, которую вы только что прочитали и которая им будет интересна: разожгите их любопытство, прочитайте отрывок, а потом оставьте книгу в доступном месте.
Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
Поощряйте чтение любых материалов периодической печати, даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов, — пусть дети читают всё что угодно!
Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появится ощущение законченности и удовлетворения.
Поощряйте написание детьми собственных пьес или других сочинений.
Пусть дети каждый вечер читают в постели перед тем, как уснуть.
Методики обучения чтению
Большинство методик подразумевают обучение в процессе игры, чтобы ребёнку было не скучно, и он лучше усваивал знания.
<<Форма демодоступа>>
Кубики Зайцева
Более двадцати лет эти кубики знакомят детей с буквами и учат составлять слова и слоги. Они позволяют понять, как различаются гласные и согласные, глухие и звонкие звуки. Всего в наборе 52 кубика, на каждом из которых изображены склады (сочетания согласной и гласной буквы). Кубики различаются по цветам и размерам, на больших изображены твёрдые склады, а на маленьких — мягкие. Во время занятий родителям рекомендуется проговаривать или пропевать склады, чтобы ребёнок лучше их запомнил.
«Теремки» и «складушки» Вячеслава Воскобовича
В этой методике обучения чтению, кроме кубиков с буквами, используются «теремки» — коробочки с буквами на гранях и окошками. В них можно вкладывать кубики, чтобы получались слоги. А из нескольких теремков можно составить слово.
«Складушки» — это книжка с картинками, обучающими стишками и песенками. Родители пропевают их и параллельно показывают склады на картинках. Автор методики утверждает, что по «складушкам» можно научить читать ребёнка шести лет в течение месяца.
Страница из «складушек» В. Воскобовича
Карточки Домана
Эта методика обучения ребёнка чтению основана на запоминании слов целиком, от простых к более сложным. Сначала ребёнок осваивает первые 15 карточек, которые родитель показывает ему на 1–2 секунды и проговаривает слова на них. Затем ребёнок старается запоминать словосочетания. Эта методика помогает не только выучить больше слов, но и в целом хорошо развивает память.
Методика обучения чтению Марии Монтессори
Суть методики Монтессори заключается в том, что ребёнку сначала предлагается прочувствовать написание буквы, а потом произнести её. Для этого используют дидактические материалы — картонные таблички с наклеенными буквами, контур которых ребёнок обводит пальчиком, называя звук. После изучения согласных и гласных можно переходить к словам и фразам. Методика Монтессори не только помогает научиться читать, но и развивает мелкую моторику, логику, умение анализировать.
Методика Ольги СоболевойАвтор этой методики считает, что нужно начинать учиться не с абстрактного алфавита, а сразу на практике — разбирая несложные тексты
Программа Соболевой позволяет научить читать ребёнка с пяти лет — в этом возрасте дети уже способны удерживать внимание на строчке текста. Предлагаются разные подходы в зависимости от того, как ребёнку проще воспринимать мир — на глаз, на слух или на ощупь
Кроме читательского навыка, методика развивает интерес к творчеству, фантазию, внимание и память.
Три характерные ситуации
Современные дети развиваются быстро, многие малыши знают азбуку и начинают читать в 2–4 года. Но это не их желание, а стремление взрослых не отстать от соседей, показать, что их сын или дочь самые способные.
Если метод обучения чтению в раннем возрасте используется в домашних условиях неправильно, дошкольников заставляют проглатывать массу томов неинтересной литературы, то события начнут развиваться по опасному пути.
Расскажем о трех распространенных ситуациях. Если узнаете в них себя, срочно обратитесь за консультацией для родителей к педагогу детского сада или учителю начальных классов.
Образованная интеллигентная мама решила, что ее сынок не будет похож на современных детей, книги станут его постоянными спутниками.
Чтобы малыш быстро полюбил читать, будем проводить с книгой целые дни. Если до школы он прочитает всю домашнюю библиотеку, будет самым умным в классе.
Семья направила все силы на обучение сына чтению. В 2 года Коля знал азбуку, в 3 читал слоги, к 4 годам — самостоятельно осваивал простые сказки.
Тогда перед детсадовцем выстроили ряд нужных книг, которые он должен прочитать до первого класса. Это были не сказки и стишки, а мифы разных народов мира, детские энциклопедии и другая полезная литература. Мама и папа помогали, как могли, убеждали, контролировали объем прочитанного.
Скоро Коля действительно стал самым осведомленным среди одногруппников в детском саду. Но замкнулся в себе, перестал общаться со сверстниками, родителями. После похода к психологу родители узнали, что Коля истощен. Он совсем не хотел читать тома неинтересных повестей и былин, но боялся наказания.
Это яркий пример нестандартного семейного насилия. Ребенок выполняет роль игрушки в руках мамы и папы. Взрослым нужно понять, что чтение не основной источник информации, для получения опыта в жизни необходимо общение с окружающими.
Нельзя растить малыша в изоляции, ставить перед ним невыполнимые задачи, даже если вы их бесконечно любите и желаете только лучшего. У ребенка, оказавшегося в подобной ситуации, нелюбовь к чтению разовьется очень быстро.
«Обучение чтению через компьютерные игры»
Полина в 4 года не знала букв и очень расстраивала этим маму. Родители не смогли без скандалов познакомить ее с букварем, поэтому решили сделать это с помощью компьютерных упражнений.
Девочке очень понравилась игра, она быстро усвоила все буквы, но одновременно увлеклась и другими интересными играми.
Она по-прежнему не хотела читать книги, но требовала компьютер ежедневно. Родители поставили условие, если Полина прочитает 1–2 страницы, то получит доступ к гаджету. Девочка читала со слезами на глазах, а потом бежала играть онлайн.
Проблема этой семьи в том, что они не поняли, чем поощрить дочь и как заинтересовать чтением. То есть заменили себя компьютерной игрой. Девочка получила знания, но не применяла их в реальности.
Компьютерные игры мешают развитию фантазии, силы воли, интуиции. Графика, интерактив делают за дошкольника половину работы. Использовать их нужно в минимальном количестве.
Чтение книг — тяжелый труд. Чтобы вообразить картинку леса, где потерялась Маша из сказки «Три медведя», нужно постараться. Но это развивает мозг и интеллект гораздо эффективнее.
«Ребенок читает быстро, но пока не понимает содержания. Мы считаем это нормальным».
Миша в 4 года научился быстро читать. В шесть лет книги поглощались одна за одной. Родители были рады успехам сына. Они похвастались знакомым его достижениями. Ребенка спросили, какая книга у него любимая. Умный парень не смог ответить. Его попросили рассказать, какую книгу он прочел сегодня, вчера? Ответа у ребенка не было.
Оказалось, что Миша не понимает прочитанного, а просто тщательно выговаривает звуки, складывает слова в предложения на радость маме. О содержании сказки не задумывается.
Такое чтение называется механическим.
Механическое чтение свойственно дошкольникам и взрослым детям, которые отмахиваются от учителей, родителей, делают уроки по принуждению, в уставшем состоянии. Чтобы избежать синдрома, нужно следить не только за скоростью речи ребенка при чтении, но разговаривать о сюжете, фантазировать о его продолжении, постоянно заинтересовывать новыми произведениями.
Как заинтересовать ребенка читать?
В большинстве случаев дети начинают знакомиться с литературой еще с малых лет. Изначально родители читают малышам сказки, позже играют в словесные игры и показывают цветные книжки с картинками, где есть также разнообразные стихотворения. Мало того, что детские книги очень привлекательны внешне, они еще и сделаны из прочных материалов и с применением своеобразных технологий, из-за чего ребенку их приятно листать. Кроме того, взаимодействуя с книгами, ребенок начинает развивать различные виды памяти и мелкую моторику, воспринимает образы и привыкает к буквам, проще говоря – начинает познавать мир, а позже учится читать. Именно поэтому детям необходимо прививать интерес к чтению. Рассказываем, как это делается. Читать подробнее…
4
Зачем нужны книги, если есть гугл?
А может, и вправду печатная литература — это отголосок прошлого, как кареты, печки и дирижабль? В эру интернета информация, которая напечатана в книге, считается безнадежно устаревшей. Стоит ли на самом деле проявлять озабоченность по поводу нежелания читать наших детей?
Стоит. Мы есть то, что мы потребляем, особенно если дело касается информации.
Чтение классической литературы — самый действенный и, по сути, единственный способ развить чувственную сферу и воображение ребенка, расширить словарный запас, стимулировать способность мыслить, перерабатывать и систематизировать получаемую информацию и многое другое.
Хорошая книга — это инструмент, который развивает. Причем то, что можно развить через чтение классики, невозможно развить никаким иным способом. Лучше этого для ребенка еще не было создано ничего.
Способы обучения детей чтению
Первый и главный принцип обучения детей чтению состоит в том, что оно не должно быть для них в тягость или происходить принудительно. Обучение чтению вполне может иметь игровую форму, и ребёнок даже не догадается, что вы его учите, даёте задание или проверяете.
В первую очередь расскажем об основных техниках обучения чтению.
Метод Кассиля
Когда ваш ребёнок уже умеет читать сам, начните читать ему какую-нибудь интересную книгу. Достигнув самого увлекательного эпизода, скажите, что у вас есть кое-какие дела, и уйдите. Возможно, вы удивитесь, но ребёнок сам дочитает этот интересный эпизод. Но вашей задачей является проследить, чтобы недочитанный отрывок не был слишком большим, чтобы малыш смог его «одолеть».
Ролевой метод
Перед чтением распределите роли между собой и ребёнком и читайте в порядке очерёдности. Например, вы можете читать за автора, а ребёнок за персонажей.
Метод главных героев
Заведите с малышом переписку, словно вы – его самый любимый персонаж. Начать можно с небольшой записки, постепенно добавляя к ней сточки. Но ваши послания должны вызывать интерес у ребёнка, т. к. в противном случае такая игра ему быстро наскучит.
Метод помощи
Сошлитесь на то, что вам нужно сделать некоторые дела по дому, и попросите ребёнка самому почитать вам, пока вы будете заниматься уборкой, готовкой, глажкой или какими-то другими делами. Малыш же может почитать вам новости, небольшую статью в журнале или нужный вам рецепт.
Baby photo created by prostooleh — www.freepik.com
А вот ещё несколько простых и эффективных способов, как обучать ребёнка читать так, чтобы у него был к этому интерес:
- Когда готовите, пусть ребёнок читает вам по очереди все пункты рецепта (рецепт, кстати, вы можете написать и сами, сделав вид, что готовите блюдо впервые).
- Купите много букв-магнитов и составляйте на холодильнике разные слова (можно составлять даже целые предложения); делая это регулярно, вы сформируете у малыша интерес к чтению новых сообщений.
- Научите ребёнка играть в настольную игру, но обозначьте своё условие: правила должен прочесть именно он.
- Вместе с малышом придумайте какую-нибудь небольшую историю, а затем запишите её в альбом печатными буквами. После этого попросите ребёнка ещё раз прочесть, что у вас получилось.
- Поиграйте в искателей сокровищ: придумайте какой-нибудь клад, интересный для малыша, и спрячьте его дома. Напишите небольшие подсказки на листах бумаги, и пусть ваш ребёнок читает их, чтобы найти сокровище.
- Если ваш ребёнок любит сидеть за компьютером, используйте это: покажите, как можно читать электронные книги; установите несколько «читалок» и скачайте интересные для малыша книги.
- Если вы гуляете или ходите по магазинам вместе с ребёнком, читайте вместе с ним тексты на табличках, объявлениях, рекламах, вывесках и т. д.
- Вспомните книги, которые читали в детстве сами, и «разрекламируйте» их малышу, чтобы он тоже захотел их прочесть.
- Как можно больше читайте сами, чтобы ребёнок видел, что это интересно, нужно и полезно (можно даже заменить просмотр телевизора, например, на час чтения).
- Покажите малышу книгу, которую читаете сами, и расскажите, о чём в ней написано, и почему она вам так интересна.
- Сделайте дома небольшую библиотеку, добавляйте в неё книги и регулярно знакомьте ребёнка с новинками.
Эти советы помогут вам привить ребёнку интерес к чтению и сделать это неотъемлемой частью его жизни.
Book photo created by drobotdean — www.freepik.com
Общие рекомендации, как привить ребенку любовь к чтению
Если вы хотите, чтобы ребенок получал удовольствие от чтения, важно, чтобы этот процесс у него вызывал только положительные ассоциации. 1 Побольше хвалите, поменьше исправляйте и наказывайте
Не стоит постоянно исправлять ребенка, указывать на ошибки. Пусть он читает так, как может, как умеет. Лучше похвалите в тот момент, когда у него получается лучше всего. Так у ребенка будет формироваться чувство успешности, которое очень приятно человеку любого возраста
1 Побольше хвалите, поменьше исправляйте и наказывайте. Не стоит постоянно исправлять ребенка, указывать на ошибки. Пусть он читает так, как может, как умеет. Лучше похвалите в тот момент, когда у него получается лучше всего. Так у ребенка будет формироваться чувство успешности, которое очень приятно человеку любого возраста.
2 Сравнивайте ребенка с самим собой, а не с другими. Фразы вроде «Петя уже весь букварь прочитал» мотивации не создадут, а только вызовут чувство обиды, злость на Петю и желание сделать все наоборот. Сравнивать ребенка можно только с самим собой: «Вчера ты прочитал одну страницу, а сегодня две. Умница».
3 Ставьте реальные задачи. Пусть ребенок читает по одной странице в день, и ему будет просто, чем вы сразу скажете ему десять страниц или целую главу, чтобы поскорее дочитать. Это может напрочь отбить желание даже приступать к процессу. Зачем? Ведь все равно мне это не по силам.
4 Показывайте ребенку, что тоже читаете. Чтобы развить у ребенка интерес к книгам, необходим пример родителей. Если вы будете твердить ему о пользе чтения, а сами проводить вечер перед телевизором, ребенок вряд ли вам поверит. Дети не слушаются родителей, они им подражают. Поэтому хорошо, если у вас в семье появится традиция всей семьей читать книжки. Не более двадцати минут, но регулярно. Пусть это станет ритуалом перед сном или вариантом дневного отдыха.
5 Дайте ребенку выбрать книгу — по цвету, звуку, материалу, на ощупь или на вкус. Пусть у малыша будет своя книжка из крепкого картона, которую он сможет держать в руках, рассматривать яркие картинки, грызть. В каждом возрасте любовь, в том числе и к книгам, проявляется по-разному
Важно, чтобы книжка нравилась ребенку, чтобы буквы были крупные, картинки яркие, а сюжет интересный. Сегодня много объемных и музыкальных книг, которые задействуют слуховые рецепторы, приятны на ощупь, чем становятся более привлекательными для малышей
6 Разыгрывайте спектакль, распределяйте роли, читайте по строчкам
Читать ребенку важно выразительно, эмоционально, с интонацией для развития интереса к сюжету и книге в целом. Нужно менять голос, когда читаете от имени разных героев, показывать мимикой эмоции героев
Процесс должен быть живым, эмоциональным, интересным и захватывающим. Если ребенок уже умеет читать, можно попробовать читать по ролям. Читайте по строчкам: две строчки вы, одну ребенок. Подчеркнуть значимость малыша поможет и просьба перелистывать страницы при чтении, ребенку нравится чувствовать себя помощником, ощущать свою сопричастность к процессу.
7 Читайте, когда ребенок в хорошем настроении, сыт и бодр. Так ему проще будет сосредоточиться на происходящем и включиться в процесс.
8 Включите фантазию: попросите угадать, что будет дальше, и нарисовать иллюстрацию. Можно вместе с ребенком рассматривать картинки в книжке, предложить ребенку придумать, о чем же написано на странице с этой картинкой, а потом вместе прочитать текст и проверить, насколько ребенок угадал его содержание. После прочтения книжки предложите ребенку нарисовать к ней иллюстрацию. От этого мало кто из детей откажется. Дайте ребенку яркие краски или фломастеры, большой лист бумаги и пространство для творчества и фантазии. Можно присоединиться и нарисовать рисунок вместе. По окончанию работы обязательно похвалите малыша: как здорово у него получилось! Как точно он понял сюжет книги и насколько удачно ему удалось передать все эмоции, вызванные книгой, в своем рисунке.
9 После прочтения устройте викторину или поставьте сценку. Также после прочтения книги можно устроить викторину, чтобы проверить, насколько хорошо ребенок усвоил прочитанное. За каждый верный ответ или за определенное количество набранных очков, пусть ребенок получит небольшой подарок. Можно по итогам прочтения книги поставить веселую сценку, которая также отразит содержание прочитанного. Это весело, это сплотит всю семью, это поможет развить актерские способности ребенка, а чтение станет ассоциироваться с праздником, совместным времяпрепровождением всей семьей, позитивными эмоциями.
Методы обучения чтению
Несмотря на разнообразие методик, решающих вопрос как научить ребенка читать, среди них выделяют всего три направления, три способа обучения, три разных подхода, в каждом из которых есть минимальная единица чтения.
1
Звуковой метод
Это традиционная, знакомая нам и поэтому понятная методика. Вспомните, раньше только так учили читать детей от 3 до 6 лет. Минимальная единица здесь — звук и буква. Сначала ребенку называют звук, а потом показывают соответствующую букву. Плюс этого метода: он не только учит правильному чтению, но дает и более грамотный звуко-буквенный анализ, и осознание прочитанного текста. Минус: определенная сложность в построении звуков в слоги. Посудите сами, почему вдруг, например, из звуков «д» и «о», получился слог «до»…
Теоретически сюда можно отнести и уже упомянутую нами систему максимально раннего развития Павла Тюленева. Он предлагает показывать карточки с буквами и называть их с самого рождения! Однако есть одно условие — в поле зрения ребенка при этом ничего не должно попадать. Готовы ли вы к такому радикальному «воспитанию»?
2
Метод целых слов
Еще один способ для обучения «с пеленок». Минимальная единица чтения здесь — целое слово. Суть в том, что ребенку показывают карточки со словами, которые он должен запомнить. Со временем, малыш начинает узнавать эти слова везде — на вывесках, в книгах, в надписях на упаковках и так далее… Методика обучения целыми словами была очень популярна в 90-е годы. Преимущества ее в том, что ребенок вроде как быстро накапливает словарный запас. Но, тем не менее, не каждый малыш может запомнить информацию в таком объеме. Кроме того, очень многие дети эти слова не узнают, если они написаны другим шрифтом или цветом.
Придумал способ американский ученый Глен Доман. Практика показала, что его метод отлично подходит для обучения чтению глухих малышей. В англоязычных странах он также популярен, так как слова там не изменяются по родам и падежам. В русском же языке существует большое количество словоформ, которые также нужно запоминать отдельно. Иначе ребенок в последствии не может или даже не хочет изменять слова правильно по числам, родам и падежам.
3
Метод чтения по складам
Этот способ известен в России очень давно. Еще Лев Николаевич Толстой заметил, что самая минимальная единица чтения является не звук и буква, а склад. Кстати, он же отрицал звуковой метод, который начал проникать в Россию во второй половине XIX, так как считал его неестественным и противным «духу русского языка и привычкам народа».
Данный метод опирается на так называемые склады — это сочетание согласных и гласных букв (ПА, МА, СЕ, КУ и так далее). Также лингвисты считают, что из складов состоят и одиночные согласные и гласные буквы. Попробуйте произнести Б: сначала вы сжимаете губы в трубочку, а потом выдыхаете воздух — получается склад — согласный плюс гласный. Тоже самое с гласными. Вы сначала напрягаете определенные мышцы, чтобы произнести букву А, а потом уже выдыхаете струю воздуха — и снова склад: опять сочетание согласного и гласного звуков.
Кстати, достаточно распространенные сейчас «Кубики Зайцева» основаны как раз на методе обучения по складам. Правда сам автор этого способа — питерский ученый Николай Александрович Зайцев — привнес в него много своих уникальных разработок. Так, он поместил склады на кубики и в таблицы. С помощью них ребенок в игровой форме учится читать. Однако Зайцев ставит своей задачей показать ребенку лишь те сочетания букв, которые принципиально возможны в русском языке. Плюсы этой методики в том, что ребенок сразу воспринимает слог как единицу чтения. Но есть и минусы: не все дети потом могут отличить звук от целого слога — когда их просишь выделить звук, они называют целый слог, который прочитали.
Несмотря на то что у каждого метода есть свои плюсы и минусы, специалисты считают, что традиционный звуковой на сегодняшний день пока самый лучший. И действительно, многие родители в поисках ответа на вопрос как научить ребенка читать, пробуют разные способы, но часто возвращаются к первому, давно принятому в нашей стране.
Рекомендации
- Вместе с ребенком создайте свою собственную библиотеку. Собирайте книги на те темы, которые вдохновляют и стимулируют ребенка (то есть на темы, интересующие его): к примеру, про динозавров, космос, о принцессах и т. д.
- Не забывай поощрять ребенка даже за самые небольшие успехи в чтении. Повесь на видном месте список достижений ребенка в чтении ( сколько книг и за какой срок прочитано).
- Для старших детей, которые ходят в школу, для приучения к чтению лучше выбирать лето, когда свободного времени больше. Постепенно ребенок привыкнет читать и будет делать это с удовольствием и во время учебного года.
- Начинать читать детям лучше короткие рассказы, а не длинные произведения: у них тогда появляется ощущение удовлетворения и законченности.
- Делай перерывы в чтении – даже самая интересная книга может утомить ребенка.
- Если ребенку не нравится выбранная тобой книга, не заставляй читать ее до конца (вспомни, ты же тоже не любишь дочитывать неинтересные книги). Лучше вместе выберете другую книгу.
- Обсуждай с ребенком прочитанное. Вспоминай свои детские впечатления от этой книги, делись с малышом и спрашивай его мнение об этом.
Даже в читающей семье ребенок может вырасти равнодушным к книге
Только терпение, внимание и постоянный труд родителей в этом направлении может привить малышу любовь и интерес к чтению
Нетипичные способы стимулирования ребенка
Иногда ребенок, несмотря на все усилия старших, не хочет читать. В самых сложных случаях стоит сделать перерыв и попытаться заинтересовать своего дошкольника снова через пару месяцев. Также можно попробовать найти дополнительную мотивацию, действуя мягко, но настойчиво:
Желательно использовать время для чтения тогда, когда ребенок спокоен, здоров. Не стоит бегать за ним с книгой, если малыш носится по квартире, и настроен играть в активные игры
Психологи советуют сначала немного отвлечь чадо, успокоить его, а затем попытаться заинтересовать сюжетом новой книги.
Очень важно, чтобы книга, которую мама читает дочери или сыну, вызывала интерес и у нее. Увлеченность родителей передается и детям, а скучный рассказ вызовет зевоту у мамы, которая передастся и малышу.
Азы книгочтения
Слово «книга» в современном языке охватывает очень широкий круг понятий. Существуют бумажные издания, есть экземпляры, представленные в электронном виде – документальном или аудио. Однако мы будем говорить о классическом варианте текстовой информации – книге, отпечатанной в типографии.
Психологи считают, что ребенка нужно приучать к чтению, начиная с традиционных детских изданий – с картинками, крупными буквами, которые можно листать и знакомиться с ними не только посредством визуального восприятия. Здесь важен комплекс ощущений – тактильных, слуховых и зрительных.
Также мы хотим предостеречь взрослых от настойчивых попыток усадить малыша с книжкой, посредством психологического давления, крика или шантажа
Как заинтересовать ребенка чтением? Важно создать правильный настрой, сделать так, чтобы ребенок сам захотел провести время с книгой. Пусть сначала это будет лишь пару минут, постепенно ваш воспитанник станет выделять больше досуга для чтения
Существует лишь два основных способа создания нужного настроя:
- желательно, чтобы книги находились в зоне доступа ребенка;
- взрослые должны регулярно пользоваться домашней библиотекой, показывать детям, что читать – это нормально.
Помогите расширить кругозор
Часто дети не любят читать, потому что им мешает небольшой словарный запас и недостаточно широкий кругозор. Они просто не понимают, о чем идет речь, картина не складывается, нарастает скука. Прочитал пару страниц — и уже устал. Вспомните, как вы читали статьи на иностранном языке — примерно то же самое чувствуют дети, если не понимают текста.
Кругозор зависит от того, о чем ребенок разговаривает с родителями и друзьями или какие разговоры подслушивает, какие фильмы смотрит. Умненький малыш может знать полсотни названий динозавров, но встретив в тексте слова “пряла ему пряжу” — растеряется.
Как помочь человеку? Останавливайтесь на “сложных” словах во время чтения вслух, спрашивайте, знает ли он их значение — и поясняйте непонятное. Ставьте ему образовательные записи про Чевостика или Вику-путешественницу, смотрите передачи о природе и исследованиях.
Собирайте хорошую детскую библиотеку, чтобы ребенок мог полистать книги о птицах, растениях, рыбах, профессиях и космосе. Играйте в словесные игры в духе: назови пять кондитерских изделий, назови десять российских городов.
Играйте — читая, читайте — играя
Превратите чтение в увлекательную игру. Например, можно нарисовать карту сокровищ, по следам рассказа о пиратах или сделать лабиринт для храброго рыцаря, и помочь ему избежать встречи с коварным злодеем.
- Театр нескольких актёров. Чтобы знакомиться с новым произведением было весело и интересно, можно распределить роли героев повествования между всеми членами семьи. Роман, рассказ или сказка станут настоящей театральной постановкой, а герои заговорят смешными и знакомыми с детства голосами.
- Из читателя – в писатели. Лучшая мотивация к чтению — предложить ребёнку написать свою книгу с продолжением истории. Для этого не нужно бежать в издательство или типографию. Достаточно будет одной обычной тетради, нескольких наклеек и вырезанных из старых журналов картинок. Конечно, чтобы создать своё продолжение, юному писателю придётся прочесть «первую» часть книги. Вот и ответ на вопрос: как заинтересовать ребёнка чтением.
- Умеешь читать — помоги другому. Чтобы увлечь ребёнка книгой, родителям можно прибегнуть к маленькой хитрости: например, если мама занята домашними делами или папа ремонтирует машину, можно сославшись на скучность и однообразием работы попросить малыша почитать вслух. В этом случае, получается «убить сразу двух зайцев» — развивается мотивация к чтению, и ребёнок учится сочувствовать и помогать родным и близким.
- Книги любят тишину. Читая ребёнку или слушая его, нужно проследить за тем чтобы были выключены все гаджеты — компьютер, планшет, радио или телевизор. Чтобы маленького читателя ничто не отвлекало от книги, ведь переключиться на рекламу или весёлую песенку так легко, а вот восстановить нить повествования будет уже не просто.
- Сказочный час. Старайтесь читать в одно и то же время. Можно придумать для него название, например, «Литературная минутка». Это поможет не только распланировать свой день, приучить к графику ребёнка, но и создаст новую семейную традицию.
- Почитали – рассказали. После прочтения сказки, рассказа или романа обсудите характеры главных героев, их поступки и возможные варианты развития событий, не описанные в книге. Это поможет ребёнку понять, что хотел сказать автор произведения и как отличить добро от зла.