Методика мария монтессори

Содержание:

Преподавание английского языка в свете методики Монтессори

  • Курсы английского для дошкольников хорошо тренируют память, развивают навыки коммуникации, расширяют кругозор ребенка. Преподавание английского в свете методики Монтессори поможет привить любовь к изучению иностранных языков.
  • Вместо сложных и скучных упражнений дети изучают английский по Монтессори с помощью лепки, аппликаций, рисунков. Изучение новых слов происходит по наглядным предметам в окружающей среде. Визуальная память улучшает запоминание новых иностранных слов.
  • В процессе обучения дети вовлекаются в игры, которые переключают их на новую языковую среду. Методика Монтессори позволяет сменить привычные упражнения увлекательной интересной работой.

Комплексно

Комната Монтессори что это такое?

Все пространство Монтессори-класса подразделяется на пять основных зон, в каждой из которых располагается свой тематический материал. Ребенок самостоятельно выбирает зону и решает чем конкретно он хочет заняться. Комната Монтессори что это такое? В зоне сенсорного развития дети учатся различать предметы по их характеристикам и признакам, здесь находятся предметы, предназначенные для развития зрения, слуха, обоняния, внимания, памяти, тактильных ощущений. В математической зоне сгруппированы материалы, призванные научить счету, понятию количества. В зоне реальной жизни ребенок с помощью предметов обычной домашней обстановки и обихода получает бытовые навыки (погладить, постирать, одеть, почистить, отрезать и т.д.), развивает концентрацию внимания, крупную и мелкую моторику. В языковой зоне собрано все необходимое для обучения письму и чтению. В «комической» зоне дети знакомятся с окружающим миром, процессами и явлениями, культурой и традициями других народов.

Обучение по Монтессори Материалы и игрушки

Монтессори-материалы призваны помочь ребенку познать мир через органы чувств, развитие сенсорики и моторики. Все дидактические материалы можно условно поделить на несколько групп. Для детей раннего возраста предназначены пирамидки, погремушки, бусины, шнуровки, сенсорные мешочки, диски, простейшие пазлы, настенные и настольные модули. Для развития математических представлений подойдут тактильные цифры, дроби-кегли, числовые штанги, математические планшеты. Для обучения письму и чтению – металлические рамки-вкладыши, прописные и печатные шероховатые буквы, подвижный алфавит. Для обучения практическим навыкам система Монтессори предлагает воспользоваться функциональными игрушками: кухонные принадлежности, предметы обихода, рамки с пуговицами, застежками и кнопками. Для сенсорного развития можно использовать конструкторы-головоломки, тактильные таблички, вкусовые баночки, шумовые цилиндры, пособия «розовая башня» и «коричневая лестница». Для музыкального развития – шумовые игрушки, молоточки, гремелки.

Краткое описание сути педагогики Марии Монтессори

Кратко суть методики Монтессори можно передать в одной фразе «Помоги мне это сделать самому». Автор системы была глубоко убеждена, что в каждом малыше с рождения скрыт мощный внутренний потенциал

Важно создать условия для того, чтобы он раскрылся, и тогда сформируется гармоничная личность

Система Монтессори предполагает воспитание без какого-либо принуждения. У ребёнка должен сам по себе проснуться естественный интерес к обучению. При этом учитываются его физиологические и психологические потребности в данный момент. Ключевым моментом будет «чего хочет ребёнок».

Основные принципы воспитания

В целом методика опирается на ряд принципов:

  1. Наблюдение за ребёнком. Задача взрослого (родителя, воспитателя) – пристально изучить малыша, понять особенности его внутреннего мира.
  2. Гуманизм — полное отсутствие психологического насилия, употребления тоталитарных педагогических методов.
  3. Свобода, независимость. Энергию ребёнка недопустимо подавлять, нужно, наоборот, направлять её в созидательное русло.
  4. Минимум влияния со стороны взрослого. Он просто помогает малышу разобраться в предмете, который он выбрал, ненавязчиво направляет, создаёт необходимую развивающую среду.
  5. Индивидуальный подход. Учитываются особенности ребёнка, степень его активности.

Сенситивные периоды: в каком возрасте что развивать

В методике Монтессори выделяются важные сенситивные периоды. Это возраст, в котором малыш наиболее легко и естественно постигает определённые вещи:

  1. Восприятие порядка (0–3 года). Дети учатся убирать за собой, соблюдать чистоту, вытирать пролитую воду, собирать рассыпанную крупу, мыть посуду. Согласно методике, в 4 года кроху уже труднее приобщать ко всему этому.
  2. Развитие действий, движений (1–4 года). Активно развивается координация, укрепляются мышцы. Самое время для освоения детских площадок с их лесенками, горками, качелями.
  3. Сенсорное развитие (0–5,5 лет). Познание мира посредством звуков, запахов, тактильного восприятия. Формируются представления о цвете, размере, форме.
  4. Восприятие маленьких предметов (1,5–5,5 лет). Это развитие мелкой моторики. Именно в это время важны манипуляции с различными предметами: перекладывание бусинок, нанизывание их на нитку, сортировка крупы, фасоли, гороха, собирание пазлов и пр.
  5. Речевое развитие (0–6 лет). Помогают этому различные карточки и прочие средства наглядности, книжки. Здесь уже возрастает роль взрослого.
  6. Развитие социальных навыков (2,5–6 лет). Опять-таки всё должно усваиваться непринуждённо, недопустимо ребёнка насильно заставлять здороваться или говорить «спасибо».

За и против педагогики Монтессори

С самого начала и до сих пор существуют преданные последователи Марии Монтессори и ее яростные противники и критики.

Система имеет определенные недостатки:

  • трудная адаптация к традиционному обучению (нет классно-урочной системы);
  • длительная подготовка педагогов-монтессори;
  • необходимость большого количества уникальных учебных материалов;
  • недопустимость привычных спонтанных и творческих ролевых игр;
  • преобладает развитие интеллектуальных способностей над творческими;
  • отрицание рисования и лепки, сказок и стихов как деятельности, уводящей ребенка от реальности;
  • чтение для детей — это процесс получения информации, а не удовольствие;
  • излишняя самостоятельность лишает опыта общения в коллективе;
  • отрицаются обычные игрушки.

К тому же, все дошкольные и школьные учебные центры Монтессори являются приватными с достаточно высоким уровнем оплаты. Это мотивируется дороговизной учебного материала, который по 100 летним канонам изготавливается из натурального материала по сложным технологиям. Поэтому обучение по Монтессори доступно немногим.

Но положительные аспекты во многом перекрывают эти недостатки.

Ведь педагогика Монтессори:

  • учит создавать правила, а не жить по ним;
  • мотивирует к учебе — дети учатся исключительно из интереса;
  • учит самостоятельно организовывать и планировать свою деятельность;
  • научает ответственности за свои поступки;
  • учит взаимопомощи: старшие становятся ответственнее, младшие — увереннее;
  • учит самостоятельно искать ответы на свои вопросы;
  • учит самостоятельно находить и исправлять свои ошибки;
  • знакомит с основами окружающего мира;
  • развивает мощную логику и аналитические способности;
  • развивает интеллект;
  • развивает речь через мелкую моторику.

Такие качества, заложенные в ребенке с раннего детства, помогают ему в дальнейшей жизни, хорошо адаптируя в социуме. Как правило, человек, обучавшийся по методике Монтессори, во взрослой жизни очень успешен.

А для детей с особыми потребностями, такая методика дает возможность самообслуживания и подтягивает до уровня здоровых ребят. Не потому ли система и сегодня, спустя 100 лет, остается популярной?

Суть методики Марии Монтессори

Методика Марии Монтессори является одной из ведущих в мире. Эта женщина была врачом, педагогом и ученым, потому созданная ею методика основана не только на научных фактах, но и личном опыте. Монтессори первая женщина-врач, получившая диплом в Италии. Помимо этого, она работала с детьми, у которых диагностировали умственные отклонения.

Программа, которую разработала Мария Монтессори, основывалась на развитии детей и их самовоспитании. Изначально она ее опробовала на пациентах, с которыми работала (напомним, это были умственно отсталые дети), и ребята уже через пару месяцев продемонстрировали результаты, превзошедшие их сверстников с нормальным развитием.

Суть методики в том, что ребенок должен ощущать счастье. Если ему будет интересно занятие, он обязательно продолжит. Именно потому используются развивающие игрушки, которыми малыши с удовольствием играют. А занятия проводятся зонировано. Каждая зона развивает те или другие личностные составляющие.

Принципы системы

Система Марии Монтессори включает двенадцать основных принципов:

  1. Ребенка учит то, что вокруг него.
  2. Критика по отношению к малышу учит его осуждению.
  3. Похвала по отношению к крохе учит его оценивать.
  4. Враждебность по отношению к ребенку учит его драться.
  5. Честность по отношению к малышу учит его справедливости.
  6. Высмеивание учит быть робким.
  7. Обеспечение безопасности крохи учит его верить (доверять).
  8. Частые попытки опозорить учат чувству вины.
  9. Частое одобрение учит хорошо относиться к себе.
  10. Снисходительность учит быть терпеливее.
  11. Подбадривание делает более уверенным.
  12. Жизнь в дружной атмосфере позволяет чувствовать себя нужным и учит находить в мире любовь.

Согласно этой методике дети должны были обучаться с рождения до школы, получая знания на практике.

Составляющие программы

Рассматриваемая методика имеет три составляющие:

  • ребенок;
  • окружающая среда;
  • педагоги.

Рассмотрим каждую составляющую подробнее. Одним из самых важных составляющих программы является ребенок, а точнее то, насколько он восприимчив к обучению.

Каждому возрасту соответствует определенный характер восприимчивости:

  • от рождения до 6 лет — речевое развитие;
  • от 0 до пяти с половиной лет — сенсорное;
  • от 0 до трех лет — этап установления и восприятия порядка;
  • от полутора лет до пяти с половиной — развитие мелкой моторики;
  • от года до 4 лет — освоение разных действий;
  • от двух с половиной лет до шести — социализация.

Что касается окружающей среды, здесь важно, чтобы малыша окружали вещи, которые ему понятны и доступны. Например, ребенок никогда не научится одеваться, когда вся одежда спрятана в шкафу на верхней полке, куда он не сможет достать

А вот если с вечера приготовить одежду и оставить ее на стульчике возле кровати, дети обычно быстро осваивают, как собираться. Конечно, поддержка взрослых им нужна, но не такая капитальная.

Составляющая учителя, пожалуй, самая интересная. Ребенок должен стать учителем сам для себя. Взрослые только наблюдают и объясняют, если в этом возникает необходимость. Родитель или педагог не должен что-то делать вместе с ребенком или за него. Девиз методики: «Помоги мне это сделать самому».

Как устроена система?

Основных принципов в методике три, но они работают только в единстве.

  1. В центре системы – малыш, принимающий самостоятельные решения о своих действиях.
  2. Вокруг него – специально оборудованная и оформленная развивающая среда.
  3. Рядом с ним – воспитатель, который наблюдает или помогает, если ребенок попросит, но не вмешивается.

При этом сами классы формируются принципиально из детей разных возрастов, чтобы старшие имели возможность помогать младшим, заботиться о них, а младшие – учиться у старших, стремиться достичь их уровня, брать пример.

Конечно, главная роль в педагогике Монтессори отводится развивающей среде, задействующей все органы чувств ребенка. Без ее правильной организации система работать не будет.

В помещении все оборудование и мебель (в том числе унитазы и раковины) должны соответствовать возрасту и росту детей, чтобы они могли всем этим пользоваться, а при необходимости переставлять самостоятельно. Здесь должно быть много света, свободного места, а также свежего воздуха

Цветовое оформление – спокойное, чтобы не отвлекать внимание ребенка. Все учебные пособия должны находиться на уровне глаз ребенка, чтобы он мог самостоятельно ими пользоваться

При этом все материалы и пособия представлены в единственном экземпляре, чтобы дети учились договариваться между собой, кто чем займется, меняться. Пособия в этой методике применяются в основном деревянные, поскольку сама Мария всегда была сторонницей натуральности материалов.

Развивающая среда разделена на несколько функциональных зон с разным назначением.

  • Практическая зона. Здесь находятся материалы и приспособления, помогающие ребенку освоить навыки самообслуживания (одеваться, мыть руки), ухода за растениями и животными, пособия, необходимые для домоводства (стирки, готовки, глажки и т. д.), а также материалы для развития мелкой и крупной моторики. Здесь дети учатся правилам поведения, вежливого общения. В этой же зоне проводятся беседы, а также разные ролевые игры.
  • Сенсорная зона. Здесь ребенок изучает вкусы, запахи, формы, цвета, температуру, фактуру. Шершавые таблички, шумовые цилиндры, тактильные мешочки, вкусовые баночки, разные коробочки с запахами, другие подобные развивашки – все это расположено в сенсорной зоне.
  • Математическая зона. Оборудована пособиями для изучения счета и простейших вычислений: таблицы действий, геометрические фигуры, числовой и счетный материал.
  • Языковая зона. Оснащена материалами по обучению навыкам чтения и письма (азбукой, книгами, подвижным алфавитом, карточками с разными изображениями и т. д.), что является хорошей подготовкой к школе. В этой зоне педагоги проводят различные игры по развитию речи.
  • Зона космоса. Здесь находятся предметы, способствующие познанию окружающего мира, культуры, истории, помогающие понять связь поколений. Тут собраны пособия, помогающие изучать географию (природные зоны, ландшафты, континенты, солнечную систему), биологию (классификацию животных и растений, их среду обитания), историю (календари, линии времени), а также материалы для проведения опытов, экспериментов.
  • Гимнастическая зона. Это пространство обеспечивает физическую активность. Оно оснащено ковриками, размечено линиями для выполнения различных упражнений, тренирующих равновесие, координацию. Здесь проходят такие занятия с детьми, как аэробика, бег, ходьба, упражнения с мячами, палками, подвижные игры.

Роль учительницы в Монтессори-школе

«Не тот Учитель, кто учит нас культуре,
а тот, кто сможет раскрыть для нас нашу индивидуальную природу и наши внутренние возможности».
Мария Монтессори
 

Педагогика Марии Монтессори обращена к нашим современникам: родителям, учителям, воспитателям, дидактам и лишь в малой степени к историкам. Она наводит на серьезные раз¬мышления о смысле работы учителя, педагога-исследователя, психолога, о сознательном материнстве и отцовстве.

«Мой метод, — пишет Мария Монтессори, — привел меня к открытию духовных особенностей детей, которые ранее не наблюдались. То, что было открыто прежде, лишь внешний облик ребенка. Способствовать понимать детей, работать для защиты их прав — это и есть моя цель… Ребенок — человеческое создание, которое работает, страдает и является лучшим из друзей, — все еще неизвестен нам. Это чистая страница в истории человечества. Страница, которую хотелось бы заполнить».

Подходящие по возрасту развивающие материалы

Опыт Марии Монтессори показал, что детям наиболее интересны те действия и предметы, которые связаны с реальной жизнью взрослых. Поэтому детская среда должна повторять взрослую: пускай в детской комнате появятся посудка, всевозможные , , предоставьте ребенку все необходимое, чтобы он мог , , , вытирать пыль и т.п. Очень большое значение в системе Монтессори придается развитию мелкой моторики, поэтому не забывайте про , пуговицами, , и т.п.

О том, какие игры будут интересны ребенку на каждом этапе развития, я подробно пишу в в разделах «Развитие мелкой и крупной моторики» и «Готовые программы занятий».

Методика Монтессори: суть и принципы

Методика раннего развития Мотессори – авторская методика, отличающаяся от традиционной.

Система Марии Монтессори была создана для детей от трёх лет, хотя многие родители практикуют этот метод в более раннем возрасте.

Данная программа включает в себя множество специальных развивающих материалов, по которым малыш учится размышлять, писать и читать. Внешне материалы больше похоже развивающие игрушки, однако учёный настаивала на том, чтобы эти материалы не называли игрушками, ведь дети не должны в них играть, а заниматься с их помощью.

Как проходят занятия по методике Марии Монтсессори?

Система Монтессори для детей предполагает занятия в студиях. Студия – это помещение, состоящее из одной или двух комнат. В студии шесть зон: зона для игр с водой, зона для игр с крупами, творческая зона, спортивная, математическая и зона для развития сенсорики и моторики.

Занятия для детей начинаются с приветствия: дети садятся в круг, затем делают гимнастику для пальчиков, танцуют и играют на музыкальных инструментах. Приветствие занимает порядка 10-15 минут. После него дети расходятся по зонам – по желанию, что кому больше нравится. Педагог при этом не организует никаких занятий: он может только подойти к ребёнку, чтобы что-то подсказать или помочь справиться с какой-либо задачей. После окончания занятий педагог звонит в колокольчик, чтобы дети снова собрались в круг, станцевали, рассказали друг другу и по традиции задули свечку.

На первый взгляд может показаться, что здесь нет организованной работы педагога. Но в этом же и вся суть метода: педагог не должен вмешиваться в дела ребенка – это поможет ему быстрее стать самостоятельным. Главный принцип методики  – «Помоги мне это сделать самому». При этом взрослый не должен сделать за ребёнку его работу – он может лишь показать выходы и пути решения той или иной задачи.

Система раннего развития не предполагает чётко разработанной программы обучения. Согласно ей, ребёнок должен заниматься в свободном темпе и только тем, что интересно ему.

Студии Монессори охватывают два возрастных периода:

  • студии для детей от нуля до трёх лет;
  • студии для детей от трёх до шести лет.

Во всех этих студиях комнаты разделены на развивающие зоны. Какие именно, и чем они полезны, читаем далее

Зоны Монтессори

Всего Мария создала шесть зон, но сегодня во многих детских центрах используют только пять. Это:

  • Практическая зона
  • Сенсорная
  • Математическая
  • Языковая
  • Космическая зона

В практической зоне дети учатся простейшим бытовым навыкам: например, подметать пол, мыть посуду, застегивать и расстёгивать одежду, одевать и раздевать кукол. Эта зона помогает малышам познакомиться с миром вещей, окружающих их, и научиться решать простые бытовые задачи.

Сенсорная зона ориентирована на игры с предметами, которые отличаются по форме, цвету, размеру и так далее. Сюда входят поролоновые мячики разного диаметра, крышки для баночек и бутылок разного размера и многое другое. Так, через тактильные ощущения, дети развивают мелкую моторику рук и пальцев, а также их ловкость

Память и внимание здесь тоже задействованы

Математическая зона позволяет ребёнку познакомиться с миром цифр и чисел. Здесь дети учатся считать, осваивают математические символы, геометрические фигуры. Для детей в зоне разложены счётные палочки, счёты, фигурки из геометрии и прочее. Более старшие дети знакомятся с дробями. Всё это приводит к развитию абстрактного мышления, а оно очень пригодится им в жизни.

В языковой зоне детки знакомятся с языком. Здесь есть всё для этого: кубики с буквами, азбука, касса с буквами и слогами, алфавит в цветных картинках и прочее.

Космическая зона позволяет детям узнать всё об окружающем их мире: фигурки животных, коллекции минералов, карты – всё это станет для детей настоящим открытием.

По желанию педагогов можно добавить к этим ещё несколько зон. Главное, чтобы в каждой зоне дети учились проявлять свою самостоятельность в обучении и познавали мир.

Польза обучения по системе Монтессори для детей

Основной положительный момент, которым характеризуются Монтессори занятия – это подготовка ребенка к реальной жизни. В отличие от других групп, где детей помещают в искусственные условия, здесь все происходит «по-настоящему». Монтессори классы способствуют развитию у малышей навыков, которые при других обстоятельствах сформировались бы у них намного позднее. Столь раннее развитие у воспитанников разных умений приводит к тому, что в будущем навыки превращаются в полезные привычки. Исследования показали, что такие дети более ответственны, самостоятельны, уважительны по отношению к окружающим, организованны, инициативны и любознательны.

Дидактический материал Монтессори — на что направлен

В системе Монтессори важную роль играет дидактический материал, которым может считаться даже бытовой предмет. В классах присутствуют «классические Монтессори-материалы»:

  • цветные катушки;
  • штанги красного цвета;
  • башня;
  • коричневая лестница.

Это лишь малая часть дидактических материалов Монтессори, которые направлены на развитие воспитанников. Работа подразумевает определенную последовательность:

  1. выбирается конкретный материал, который интересен воспитаннику;
  2. ученик готовит место, где он будет заниматься;
  3. происходит работа с материалом;
  4. коррекция ошибок;
  5. после занятия каждый воспитанник возвращает дидактический материал туда, откуда он его взял.

Дидактический материал

Во время занятий по методу Монтессори для детей необходимо придерживаться определенных правил:

  • Все предметы размещаются в комнате таким образом, чтобы воспитанник мог их без труда достать. При этом материал не должен находиться выше уровня глаз. Это побуждает детей к действиям.
  • Чтобы воспитанники могли сосредоточиться на выбранных материалах, существует правило, согласно которому они не могут брать несколько игрушек одновременно.
  • Чтобы воспитать аккуратность, преподаватель объясняет основные правила работы с предметами.
  • Во время работы с материалом дети должны действовать самостоятельно. Помогать им нужно лишь в случае, если они попросят. Но если воспитанник слишком часто просит о помощи и не проявляет инициативы, нужно стремиться поощрять его к самостоятельным действиям.
  • Во время занятий материалы не передаются между детьми.
  • Занятия должны постепенно усложняться. Этому способствует обновление дидактического материала в классе по мере развития воспитанников.

Обратите внимание! Согласно теории Монтессори, дидактический материал упорядочивает ум и дает возможность систематизировать знания об окружающем мире. При этом дети свободны и могут ходить от одного стола к другому

Ребенок собирает башню

Дидактический материал служи двум целям:

Прямая — это та, которую дети ставят перед собой. В пример можно привести сборку розовой башни.
Косвенная — это цель взрослого, придумавшего башню

Она заключается в том, чтобы дети при сборке развивали координацию движений, учились концентрировать внимание и готовились к изучению основ математики.

Важно! Дидактический материал М. Монтессори направлен на развитие и создание комфортных условий для самосовершенствования. Все предметы разрабатывались таким образом, чтобы детям было интересно с ними играть

Во время создания дидактического материала Мария Монтессори основывалась на нескольких принципах:

  • все предметы должны быть значимы для ребенка и интересны;
  • предметы должны постепенно усложняться в ходе обучения;
  • материал должен подготавливать детей к дальнейшему обучению.

Обратите внимание! Существует большое количество игр, которые созданы на основании методики. В пример можно привести карточки «Семья

Домашние животные», которые способствуют пониманию приемов классификации, а также позволяют научить чтению.

Во время обучения дети могут совершать такие простые действия, как переливание воды или просеивание крупы. Но эффект от таких занятий не сравнится со стандартной игрой. Ребенок начинает чувствовать себя самостоятельным и уверенно продолжает познавать окружающий мир.

Плюсы и минусы системы

Планируя введение развивающей программы в жизнь ребенка, нужно оценить ее сильные и слабые стороны. Направление подходит не всем детям, может не совпадать с ожиданиями родителей. В частности, надо изначально определиться с планами на будущее. Когда после детского сада по программе Монтессори предстоит обучение в школе со строгой дисциплиной, могут возникнуть проблемы. Если же запланировано дистанционное обучение, высока вероятность получения оптимальных результатов.

Достоинства направления

Школа Монтессори – это спокойное место, где детям интересно учиться в расслабляющей и спокойной атмосфере. Здесь не используется система оценивания, каждый ребенок может развиваться по индивидуальному плану, к нему не предъявляются требования, его не подгоняют. Воспитанников не пытаются подвести под один стандарт, поэтому они не ощущают давления и не конкурируют. Малыши могут заниматься тем, что им интересно, но при этом всесторонне развиваются и даже после перехода в обычную школу не попадают в разряд отстающих. Ребята не просто учатся, они познают реальную жизнь на практике, приобретая навыки, которые им пригодятся в будущем.

Недостатки направления

Основные минусы системы Монтессори – сложности с последующим переходом к строгой дисциплине, низкий уровень социализации. Дети в группах предоставлены сами себе, попадая после этого в школу, где надо сидеть на одном месте 45 минут и делать то же, что и остальные, становится источником стресса. После такой развивающей подготовки ребенку комфортнее обучаться дистанционно. Он уже может планировать свой распорядок, понимает уровень ответственности, проявляет интерес к обучению, поэтому будет отлично учиться по индивидуальной схеме.

Занятия по Монтессори проводятся в соответствии с индивидуально разработанным планом для каждого ученика в специально созданной обстановке.

В каких случаях лучше не прибегать к использованию системы?

Перечисленные минусы Монтессори обостряются в случае с замкнутыми детьми. Если малыш и без того скован, то из-за отсутствия активного общения он может стать еще более закрытым. Не подходит такая воспитательная форма слишком активным дошкольникам. Им не так интересно заниматься самостоятельно, они требуют внимания, становятся источником постоянного шума, отвлекают других воспитанников. Не стоит использовать систему родителям, которые не готовы поддержать ее введение в домашних условиях. Если в садике ребенок будет все делать самостоятельно, а дома его будут сильно опекать, то у малыша разовьется внутренний конфликт, что грозит непредсказуемыми последствиями.

Чем же именно хороша методика Марии Монтессори?

Дети разного возраста учатся и развиваются рядом. Они не мешают, а напротив, помогают друг другу. Это незаменимый опыт коммуникации. Дети на практике осваивают главный принцип: свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого.
Здесь нет соревнования. Каждый ребенок учится и работает в своем собственном темпе. Его никто не подгоняет и не навязывает шаблонные действия, не заставляет работать «как надо». Педагоги и родители — только помощники, к которым можно обратиться в случае необходимости. Задача взрослого — показать, как можно работать с тем или иным пособием. И отступить, предоставляя ребенку самостоятельность.
Ребенок сам решает, чем именно он будет заниматься. Здесь нет четких указаний «иди рисуй», «иди лепи», «давайте построим домик из кубиков». Малыш учится самостоятельно принимать решения, у него есть свобода выбора. Помещение для занятий разделено на специальные зоны, где расположены соответствующие материалы (зона языкового развития, зона математических действий, творческая зона).
Несмотря на полную свободу, метод Монтессори учит ребенка следовать правилам. Они простые и познаются малышом в игровой форме. Например, самый главный закон — прежде чем взять следующее пособие, нужно убрать на место предыдущее

Правила помогают упорядочить мир вокруг и дарят ребенку спокойствие, поскольку для маленьких детей очень важно чувствовать стабильность.
Одна из основных зон Монтессори-среды — это зона реальной жизни, в которой малыш на практике осваивает навыки самостоятельности. Он учится одеваться, шнуровать ботинки, расстегивать-застегивать пуговицы, открывать-закрывать замки и двери, мыть пол и чистить ботинки, переливать воду и носить стаканы на подносе, пересыпать крупы и совершать множество других действий, которые пригодятся ему во взрослой жизни

В зоне математических действий дети развивают аналитические способности и логику на наглядных пособиях — бусинах, счетах, карточках. Работая с ними, ребенок учится следить глазами слева направо, что в дальнейшем облегчает овладение чтением. К тому же, манипулируя с мелкими предметами, малыш развивает моторику, что помогает развивать речь.
Занятия в зоне сенсорного развития включают игры с материалами, стимулирующими все органы чувств (цветные таблички, мешочки с крупой, коробочки с запахами). Это интересно малышам и очень полезно.
Для постижения устройства этого мира есть зона космического воспитания. Там ребенок использует глобус, телескоп, фигурки зверей. Пособия помогают узнать, все, что необходимо знать о животных, растениях, строении человека и других интересных и важных вещах.
В зоне языкового развития ребенок видит подвижный алфавит, шершавые буквы и другие пособия. В уголке творческой деятельности находится все для рисования и лепки. Кроме того, в помещении должны быть приспособления для двигательных упражнений (большие кубики, сухой бассейн).
Занимаясь по методу Монтессори, малыш приобретает уверенность в себе и учится быть свободным. Одновременно он узнает, что такое — быть ответственным за свои действия, и учится самоконтролю. Малыш видит свои ошибки и учится исправлять их.
Большинство принципов метода Монтессори легко можно воплотить в домашней среде, организовав в комнате ребенка соответствующую среду. Но желательно, чтобы работа с пособиями была ограничена во времени, а все материалы — хранились отдельно от других игрушек. Тогда на каждом занятии будет ощущение праздника от обучения.
Важно, чтобы занятия были регулярными. В таком случае малыш действительно получает бесценный опыт манипулирования самыми разными предметами, удовлетворяет природное любопытство, приобретает новые знания, а еще получает первые социальные навыки.
Каждое занятие по методике Монтессори — это волшебство и чудо. Самое ценное в них — то, что дети учатся легко, без принуждения. Они даже не замечают, что учатся!

«Мы склонны видеть в детях нечто вроде кукол, мы их моем и кормим совершенно так же, как если бы это были куклы. Ни на минуту мы не задумываемся над тем, что если ребенок чего-нибудь не делает, то он, очевидно, не знает, как это делать».

Мария Монтессори

По методу Монтессори работают тысячи садов и школ, миллионы семей строят свою жизнь и дом, руководствуясь принципами педагогики Монтессори. И даже если вам не близки все основные постулаты этого педагога, вы наверняка найдете в ее методике что-то для себя.

Отношения ребенка с предметами реального мира

«В Монтессори — группе, ребенок вступает в контакт с конкретными объективными качествами предметов, с неким уменьшенном масштабе, который он перенесет на обычную каждодневную жизнь».

У Тюленева чаще всего ребенок имеет дело с реальным масштабом, например, уже с 1 – 1,5 лет приобщается к пишущей машинке, компьютерной клавиатуре, свободно ориентируется в полях шахматной доски, и даже свободно и с увлечением … руководит действиями взрослых, когда его выберут в очередной раз «Президентом». Практически ко всему, что можно перечислить из достижений воспитанников Тюленева, следует добавить «впервые в мире», «впервые в истории человечества» … в таком — то возрасте.

«А что же у «вальдорфцев»? Сенсорные впечатления в Вальдорфской группе отнюдь не системны. Они довольно случайны и узнавание конкретных признаков вещей может растянуться на неопределенное время.»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector