Какие логопедические упражнения помогут развитию речевых навыков у детей 4
Содержание:
- Главный секрет успешных занятий
- Артикуляционная гимнастика для детей 5-7 лет
- Игры и упражнения на голос и паузы
- Занятия с логопедом-дефектологом
- Особенности построения занятий
- Когда есть проблема
- Развитие малыша с младенчества
- Эффективные упражнения для постановки звука «р»
- Речевые дидактические игры как вид деятельности
- Изучение звуков «л» и «ль»
- Логопедические занятия для развития речи ребенка
- Логопедические игры — Фотоотчет о логопедическом занятии в подготовительной группе «Игры Осени»
- Занятия с логопедом по возрастам
- Пора к логопеду
- Как проходят занятия?
Главный секрет успешных занятий
Логопед-дефектолог для ребенка 4-х лет может сделать многое, но без родителей получить быстрые и хорошие результаты невозможно. Как правило, занятия проходят несколько раз в неделю. Для закрепления полученных навыков специалисты всегда дают рекомендации и упражнения, которые можно сделать дома.
Стоит отметить, что после поступления в детский сад ребенок обычно начинает говорить лучше, воспитатели и родители стремятся выучить с ним как можно больше песен, стихов и новой информации. Но когда ребенку 4 года, сделать это быстро и хорошо ему может быть сложно. В результате появляются стрессы, неуверенность в себе. Именно с такими детьми дефектолог часто работает над заиканием и другими проблемами. Чтобы избежать подобных последствий, лучше заранее планировать занятие с логопедом. Специалист подскажет не только конкретные упражнения, но и как часто и долго их можно выполнять с ребенком с учетом его характера и возраста.
Артикуляционная гимнастика для детей 5-7 лет
Дети от 5 лет, если с ними занимались ранее, уже хорошо подготовлены к выполнению упражнений, поэтому время занятий можно продлить на 3-5 минут. Упражнения из предыдущего комплекса вполне подойдут для этой возрастной категории, но их нужно постоянно дополнять. И делать это можно с помощью таких упражнений:
«Заборчик». Как в одном из предыдущих упражнений, ребенок должен широко улыбнуться. Отличие в том, что теперь зубы должны быть максимально обнажены.
«Парус». Ребенок должен кончик языка опереть о верхние зубки, замерев в таком положении.
«Маляр». Малыш должен представить, что его язычок – это кисточка, с помощью которой он должен покрасить небо. Кончиком языка нужно проводить по небу от горла к зубам.
«Индюк». Малыш должен двигать языком по верхней губе вправо и влево в быстром темпе.
«Чашка». Ребенок должен широко раскрыть ротик, поднять язычок вверх, но при этом не задевать им зубки.
«Варенье». Ребенок должен представить, что его верхняя губа испачкалась в варенье. Язычком нужно слизать лакомство. Для более творческого подхода и заинтересованности малыша его губу действительно можно измазать в варенье.
«Дятел». Ребенок должен представить, что его язычок – это клюв дятла. Им нужно в быстром темпе стучать по верхнему ряду зубов.
«Лошадка». Малыш должен «цокать» язычком, имитируя стук лошадиных копыт. С первого раза это упражнение может не получиться, но со временем он его полностью освоит.
«Грибок». Малыш должен «приклеить» язычок к небу и остаться в таком положении на несколько секунд.
«Гармошка». Сначала ребенок должен принять позу из предыдущего положения. Затем ему нужно несколько раз открыть и закрыть ротик.
В 3-4 года уже можно понять, насколько активно и правильно развивается детский артикуляционный аппарат, есть ли у ребенка отклонения. Артикуляционная гимнастика – это способ ускорить развитие речи, не допустить появления недостатков.
Но если они уже имеются, наилучшим вариантом будет визит с ребенком к доктору. Он составит индивидуальную программу занятий, подберет оптимальные упражнения, объяснит, можно ли заниматься в домашних условиях или лучше отдать инициативу в руки педагогов-логопедов.
Игры и упражнения на голос и паузы
Следующий комплекс поможет развить силу и чистоту голоса:
- Звуки А и М. Вдыхаем через нос, произносим звуки на выдохе;
- Сочетание звука М с гласными. Сначала вдох, потом на одном выдохе: МА, МО, МУ, снова вдох и другое сочетание: МИ, МЭ, МЫ. Повторяем несколько раз;
- Н с гласными. Аналогично предыдущему упражнению;
- На одном выходе произносим ЖЖЖЖЖЖ — ЗЗЗЗЗЗЗ — НЬНЬНЬНЬНЬ. При этом Ж — грудной звук, З — средний, НЬ — верхний лицевой;
- «Верный друг». Пусть ребенок представит, что его собака убежала. Звать нужно три раза: один раз как будто издалека, потом — чуть ближе и в конце — совсем рядом;
- «Аромат». Пусть малыш понюхает надушенный платочек, а на выдохе скажет слово «хорошо» — спокойно, медленно, по слогам. Затем усложняем: произносим фразы «очень хорошо», «очень вкусно пахнет». То же самое можно проделать с фруктами, цветами и придумать любые фразы для произнесения на выдохе;
- «Колыбельная». Предложите малышу убаюкать пупса, куклу, мягкую игрушку и спеть сначала тихо, а потом громко «А-а-а-а-а»;
- «Болит». Представляем, что болит зубик и тянем «О-о-о-о», чередуя громкий и тихий вариант;
- «Корова». Подражаем мычанию животного, делая ММММУУУУУ, варьируя силу голоса.
Всегда актуальное и полезное упражнение для развития голосовых связок — чередование звуков. На плавном выдохе после вдоха тянем в любой очередности гласные, например, «аааооууииээ».
Занятия с логопедом-дефектологом
У всех речевых нарушений различная симптоматика – гнусавая речь, «каша во рту», неуклюжесть движений, неправильное произношение многих звуков, перестановка слогов в словах, отсутствие одного или нескольких звуков в речи или полное отсутствие речи. В таких случаях не нужно дожидаться пятилетнего возраста, чтобы попытаться что-то исправить: можно упустить драгоценное время. Логопедия здесь окажет неоценимую помощь.
Если после обследования педиатр, психиатр, невролог, логопед поставят ребенку какой-либо из вышеизложенных диагнозов, коррекция нужна незамедлительная. И чем раньше будет обнаружена проблема, тем больше шансов на успех
Вот почему так важно с самого раннего возраста следить за развитием ребенка, подмечая особенности каждого этапа. И если хоть что-то настораживает, обращаться за консультацией к специалистам
Это никогда не будет лишним.
Обычно в комплекс лечения или коррекции входят занятия у логопеда-дефектолога. Именно в его компетенции находятся такие проблемы.
Опытный специалист будет строить свои занятия с ребенком, обязательно учитывая его потребности и интересы. В этом возрасте занятия основываются на подражании взрослому: деткам предлагается повторять мимику, интонацию, звуки, произносимые логопедом
Важно установить эмоциональный контакт с ребенком, вызвать у него доверие, суметь настроить на продуктивный лад, поощрять его успехи похвалой
Все это имеет большое значение для успешной работы, поскольку в этом возрасте внимание малышей еще непроизвольно и удерживать его не так просто
Продолжительность занятий, строящихся исключительно в игровой форме, не превышает 25–30 минут, при этом несколько раз происходит смена деятельности, потому что ребенку сейчас сложно удерживать внимание на чем-то одном продолжительное время. Каждое занятие имеет четко установленную структуру и включает в себя:
Каждое занятие имеет четко установленную структуру и включает в себя:
- логопедическую (артикуляционную, речевую) гимнастику;
- логопедический массаж (при необходимости);
- упражнения на постановку дыхания;
- занятия по отработке дикции;
- работу над выразительностью речи;
- развитие интонации;
- правильную постановку ударения;
- отработку темпа речи;
- рзвитие мелкой моторики (пальчиковые игры, самомассаж и др.).
Особенности построения занятий
Чтобы начать логопедическое занятие, специалист должен провести диагностику. В процессе выявляются проблемы в речевом развитии, а так же психологические особенности ребенка. На основании этого 4-х летним детям составляется индивидуальная программа логопедической коррекции. Могут использоваться разные методики в зависимости от имеющихся трудностей с речью.
На индивидуальных занятиях с логопедом применяются:
- артикуляционная гимнастика – тренирует речевой аппарат, помогает справиться с неправильным произношением и поставить детскую речь;
- логопедический массаж – заключается в правильном воздействии на мышцы, отвечающие за произношение звуков;
- упражнения для формирования фонематического слуха – в некоторых случаях дополнительно нужна проверка у отоларинголога.
Индивидуальные занятия у логопеда помогают расширить словарный запас, грамматический строй речи. Количество занятий зависит от характера проблемы, обучаемости и участия родителей в процессе.
Когда есть проблема
К сожалению, не все дети могут похвастаться таким уровнем развития речи. Особенно сложно тем, чьи родители не уделяют этому аспекту должного внимания: мало общаются с ребенком, мало читают, не учат с ним стихов, мотивируя это своей бесконечной занятостью.
Однако ребенок, который к этому возрасту еще не говорит или говорит очень плохо, должен обязательно вызвать беспокойство родителей. В логопедии считается, что это максимально допустимый возраст для коррекции речи, когда время, отведенное на нее, безнадежно уходит
Важно максимально использовать его, чтобы помочь дошкольнику разговориться. Ведь речь – это не только средство коммуникации, но и залог успешного обучения маленького человека в школе, его дальнейшей социализации
Что должно вызвать тревогу родителей в этом возрасте?
- Если ребенок говорит очень неразборчиво, меняя, пропуская или путая местами буквы и слоги, не выговаривает много звуков, окружающим его сложно понять.
- Отвечает односложно, не умеет построить распространенное предложение.
- Затрудняется с описанием картинки, игрушки, не может закончить предложение, начатое взрослым.
- Имеет очень скудный запас часто используемых в быту слов.
- С трудом подбирает и может перепутать слова, особенно если они близки по звучанию, но имеют разное значение.
- «Съедает» окончания слов, «глотает» слоги.
- Постоянно путается в числах, падежах, предлогах, союзах, не реагируя на поправки взрослых.
- Произносит звуки неуместно мягко (сюсюкает) или нарочито твердо (словно с акцентом).
Причины такой задержки могут быть самыми разными: аномалии развития языка, нёба, губ, органов слуха; неврологические нарушения, умственная отсталость, родовая травма или патологии беременности, психические расстройства, сильный испуг или психологическая травма, социальная запущенность (недостаточное внимание к ребенку, отсутствие общения и заботы, асоциальная семья)
Развитие малыша с младенчества
Чтобы проблем с речью не возникало, с первых месяцев важно развивать мелкую моторику малыша. Отделы головного мозга, которые отвечают за эти функции, расположены довольно близко и тесно взаимосвязаны
Различные пальчиковые игры положительно влияют на то, как ребенок будет говорить.
Полезно делать массаж пальчиков и ладошек, предлагать для изучения предметы, отличающиеся материалами и фактурами. Хорошо для развития подходит совместное рисование, в том числе пальчиковыми красками, лепка из пластилина или теста, нанизывание бусин, пазлы, мозаика, различные шнуровки, конструкторы. Также большое значение имеет общение старших с малышом
Важно с первых недель жизни разговаривать с ним, рассказывать стихи и сказки, проговаривать свои действия
Эффективные упражнения для постановки звука «р»
Чаще всего малыши испытывают проблемы с произношением звука «р». Они просто его пропускают или стараются заменить другим, коверкая слова. Перед тем, как приступать к коррекции, стоит посетить педиатра и логопеда. Возможно причина проблемы кроется в короткой уздечке языка и ее придется решать хирургическим путем. Дети 4-5 лет могут испытывать сложности с произношением самого звука или употреблением его в словах. В зависимости от ситуации и строим занятия. Для выполнения некоторых упражнений может понадобиться специальный шпатель.
- Малыш открывает рот, прижимает язык к основанию верхних зубов, несколько раз четко проговаривает букву «д». Он должен ощутить вибрацию, характерную для звука «р».
- Ребенок открывает рот и начинает произносить звук «ж», постепенно поднимая язык. Взрослый должен аккуратно передвигать язык шпателем из стороны в сторону, усиливая вибрацию.
- Ребенок выговаривает слог «за», пытаясь при этом максимально оттянуть язык назад. Если взрослый в это время будет двигать язык малыша шпателем, то отчетливо проступит звук «р».
Благодаря ежедневным повторам, у малыша появится понимание того, как звук «р» должен звучать, он услышит, что сам его произносит, и это ускорит процесс становления речи.
Речевые дидактические игры как вид деятельности
Игра является основной личностной потребностью в дошкольный период развития ребёнка, поэтому необходимо организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы использовать интерес, желания дошкольников в педагогических целях. Правильно организованные игровые занятия, наглядный и дидактический материал, комфортная психологическая атмосфера обеспечивают не только передачу нужный знаний, овладение соответствующими возрасту навыками, но и формирование определенного уровня культуры.
И родители, и учителя могут использовать дидактические игры, чтобы помочь ребёнку в речевом развитии. Когда был поставлен диагноз, можно подобрать дидактические игры по соответствующей проблеме и остановиться на тех, которые эффективны, интересны, увлекательны, обогащают внутренний мир, расширяют кругозор.
Виды дидактических игр, развивающих речь
Дидактические игры первого и второго типа развивают тактильность, моторику, способствуют активизации внимания и мышления, актуализации уже имеющихся знаний и навыков, развитию зрительной памяти, творческого воображения.
Словесные дидактические игры используются в педагогической деятельности в организации учебно-коррекционного процесса для решения проблем с развитием речи у детей. Слова и действия – это основные инструменты игровых занятий с дошкольниками
Словесные дидактические игры формируют навыки диалогической речи, активизируют внимание. Такие игры служат средством развития памяти, внимания, связной диалогической речи, формируют лексический запас для выражения своих желаний и мыслей. Они отрабатывают правильное звукопроизношение, уточняя и закрепляя артикуляцию, способствуют активизации лексического запаса
Они отрабатывают правильное звукопроизношение, уточняя и закрепляя артикуляцию, способствуют активизации лексического запаса.
Правила организации и проведения дидактических игр для развития речи
Чтобы результаты дидактических игр и всей коррекционной работы были положительными, необходимо следовать ряду инструкций.
Прежде чем выбрать игру следует изучить интересы ребенка, учитывать их, поощрять общение и участие в игре
Сотрудничество логопеда и родителя обеспечит регулярное использование игровых методов терапии, это важно, потому что дети с задержкой развития речи нуждаются в постоянном повторении. Опыт использования дидактических игр показал, что нужна среда, способствующая развитию речи
Возможность в процессе игры общаться со сверстниками даёт ребёнку большие преимущества, потому что моделируется ситуация общения, дети учатся друг у друга. Чтение и пение во время игры обеспечивают ребенку возможность повысить частотность звучания, употребления слов и дают структуру предложения. Ребёнку с речевыми задержками очень поможет использование простого языка жестов
Он даёт ещё один способ общения, помогает участвовать в игре и удовлетворять потребности в общении. Простые знаки, как «да», «нет», «больше», дни недели и времена года, будут полезными, лёгкими и актуальными. Проведение игровых занятий будет создавать более комфортную атмосферу, если использовать визуальные подсказки для поощрения общения. Это могут быть карточки, символы, изображения и любые другие наглядные пособия.
Изучение звуков «л» и «ль»
Произносить глухие согласные звуки «л» и «ль» следует со слегка приоткрытым ртом, так, чтобы зубы не были сомкнуты, а язык своим кончиком упирался в них спереди сверху. Воздух должен выходить через пространство между боками языка и жевательными зубами. Научиться правильно выговаривать данные звуки помогут следующие упражнения: (подробнее в статье: как научить ребенка хорошо выговаривать букву Л?)
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как научить ребенка правильно выговаривать букву «р» в домашних условиях?
- «Маляр» – слегка приоткрываем рот и растягиваем губы в улыбке и водим напряженным язычком по верхнему своду.
- «Пароход гудит» – приоткрываем рот и растягиваем губы, как при улыбке. Зажимаем кончик языка зубами, выдыхаем и произносим «ы-ы-ы» – при верном выполнении вы услышите звук, напоминающий «л».
- «Раздуваем щеки» – зажимаем кончик язычка зубами и выдыхаем воздух, надувая щеки. Если упражнение выполняется верно, то воздух должен спокойно обтекать язык.
Логопедические занятия для развития речи ребенка
Организуйте логопедические занятия с ребенком дома, где он раскрепощен и общителен, поиграйте с ним. А мы вам в этом поможем.
Артикуляционная гимнастика
Упражнения на артикуляцию для детей помогут увеличить подвижность языка, губ, щек; скоординировать их работу; научат речевые органы правильно двигаться и занимать нужное положение для чистоты звукопроизношения.
Воспользуйтесь зеркалом, чтобы была наглядно видна техника исполнения. Не торопитесь. Лучше меньше, да лучше.
Такая логопедическая гимнастика полезна в любом возрасте. Независимо от того, сколько лет вашему ребенку, она тренирует язык, губы, щеки, челюсти для правильной, четкой и красивой речи.
Занятия для развития мелкой моторики
Развить мелкую моторику, координацию движений рук и, в конечном итоге, речь призваны пальчиковые игры. Они очень любимы малышами. Попробуйте.
Можно, не выходя из дома, перевоплотиться в сказочных героев: перебирать крупу, как Золушка, собирать шишки, как Мишка, нанизывать бусы из пиратского сундучка с сокровищами, разыграть любимую сказку в пальчиковом кукольном театре. Вашему ребенку должно понравится такое времяпрепровождение.
Упражнения на звукоподражание, развитие слуха и логоритмика
Эти уроки развивают фонематический слух. Ребенок учится распознавать звуки на слух, выделять их, распознавать место звука в названии предмета.
Используйте наглядные средства: картинки, рисунки, поделки, иллюстрации. Образное восприятие значительно ускорит процесс обучения и сделает его усвоение более доступным.
Детей 2-3 лет эти упражнения научат произносить звукоподражания громко или тихо; ребят постарше, 3-4 лет, — в каких словах звучит, например, звук «а»; детки 4-5 лет скажут, с какой буквы начинается название предмета, а совсем взрослым, 5-6 лет, будет под силу разложить слово на отдельные звуки.
Для развития слуха попросите ребенка на прогулке прислушаться, как поют птицы, журчит ручей, лает вдалеке собака, шуршат листья.
Благоприятно воздействуют на речь ритмичные движения одновременно с проговариванием слов и размеренным дыханием. В этом направлении работает логоритмика: маршировка под музыку и пение, ходьба под счет, чтение стишков с подражанием звукам и движениям живой природы, активные игры под музыку.
Инсценируйте знаменитое стихотворение про Мишку косолапого, который «по лесу идет, шишки собирает, песенку поет». Вместе с ребенком подражайте косолапому: собирайте шишки настоящие или «как будто шишки», потирайте лоб и непременно сделайте «ногою — топ!»
Положительные эмоции вам и вашему ребенку обеспечены, не сомневайтесь
Потешки, чистоговорки, скороговорки для развития речи
Упражнения в виде рифмованных фраз являются наилучшими для достижения четкости и чистоты речи. Они также увеличивают словарный запас, улучшают дикцию и развивают слух.
Для увеличения словарного запаса ребенка много читайте, пересказывайте прочитанное, сочиняйте истории и сказки, отвечайте своим почемучкам на все вопросы, которые приходят им в голову, общайтесь с удовольствием. И тогда проблем с речью на порядок будет меньше.
Дыхательная гимнастика и голосовые упражнения
Дыхание является основой голосообразования. Цель дыхательной гимнастики — развивать умение равномерно расходовать воздух в процессе речи, тренировать продолжительный выдох, формировать сильную воздушную струю, вырабатывать правильное ритмичное дыхание.
Голосовые упражнения развивают силу голоса, его высоту, тембр, длительность звучания.
Упражнения для силы голоса:
для высоты голоса:
для тембра голоса:
Длительность звучания голоса тесно связана с правильным дыханием и зависит от продолжительности выдоха.
Таким образом, сочетая дыхательную гимнастику и голосовые логопедические упражнения можно устранить причины различных расстройств голоса, чем тоже занимается логопедия.
Логопедические упражнения на звук
Если ребенок неправильно выговаривает отдельные звуки, то описание упражнений для звуков Р, Л, С, Ч, Ж, Ш будет весьма кстати:
Разнообразие и простота логопедических упражнений позволяют проводить занятия с ребенком каждый день. Главное условие — хорошее настроение. Игры, музыка, яркие картинки, физическая разминка, доброжелательное общение — ваши лучшие помощники.
Логопедические игры — Фотоотчет о логопедическом занятии в подготовительной группе «Игры Осени»
Статья «Фотоотчет о логопедическом занятии в подготовительной группе «Игры…»
За окном сугробы, но ноябрь – месяц осенний. Самое время закрепить и обобщить знания, которые наши воспитанники получили с начала учебного года. Именно с этой целью и было проведено…
Дидактическая игра «Логокуб»
Дидактическая игра » Логокуб», для детей старшего дошкольного возраста, развивает фонетико-фонематические представления, слоговую структуру слов, формирует лексико-грамматический строй…
Конспект логопедического занятия «Дикие животные» с применением интерактивных материалов
Далеко не все логопедические кабинеты оснащены технически и мой был в их числе. Но несколько лет назад в моём кабинете появился телевизор, который теперь выполняет функцию экрана, и я…
Логопедические игры — Логопедическая игра «Горошина»
Публикация «Логопедическая игра…»
Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию логопедическую игру «Горошина». Стручки гороха связанны, вставлен замок, чтобы можно было закрывать. Сами горошины — это обвязанные…
Дидактическое пособие для дошкольников «Логодиск»
В чем преимущество использования дидактической игры в логопедической практике? Используя в логопедической работе дидактическую игру, сравнительно легче можно добиться от детей усвоение…
Конспект интегрированного занятия с использованием лэпбука в старшей логопедической группе «Идёт красавица весна»
Цель: закрепить, расширить и обобщить знания детей о времени года –весна. Задачи: -обобщить и систематизировать знания детей о времени года-весна; — развивать умение сравнивать различные…
Дидактическая игра «Логопедическое лото»
Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя произносительные качества, характеризующие звучащую речь. В первый класс дети должны поступить с правильным…
Логопедические игры для коррекции речевого развития «Дарим жизнь старым кассетам»
В своей работе логопеды часто используют разного рода предметы. Для того чтобы занятие сделать более интересным, насыщенным, я использую кассеты от старых магнитофонов. Сегодня для детей я…
Конспект ООД в старшей логопедической группе с использованием игр В. В. Воскобовича «В стране геометрических фигур»
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей логопедической группе с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича «В стране геометрических фигур» Реализация…
Страницы:
…
Занятия с логопедом по возрастам
Заниматься с логопедом не только полезно, но и важно особенно для тех детей, которые к 3,5 годам имеют в анамнезе «задержку речевого и психоречевого развития», диагностированную «моторную, сенсорную или сенсомоторную алалию», либо заключение об «общем недоразвитии речи, 1 или 2 уровня речевого развития». Занятия с логопедом имеют свою специфику в определенном возрасте, строятся на основании диагностики и опираются на:
Занятия с логопедом имеют свою специфику в определенном возрасте, строятся на основании диагностики и опираются на:
- принцип онтогенетического подхода в развитии речи: последовательность работы над речью определяется последовательностью ее развития в онтогенезе;
- принцип доступности: изложение материала «от простого к сложному»;
- принцип деятельностного подхода: при организации работы учитывается ведущая деятельность детей определенного возраста, что позволяет подобрать соответствующие приемы коррекционной работы;
- принцип комплексности: комплексный подход к изучению и преодолению речевых нарушений в том числе с точки зрения психологии, педагогики, лингвистики;
- принцип наглядности.
Логопедические занятия с детьми 2 – 3 лет включают в себя:
- Развитие понимания обращенной речи и простых инструкций;
- Активизацию речевой деятельности:
- вызывание звуков, звукоподражаний;
- формирование первых форм слов;
- Формирование фразовой речи:
- развитие простых просьб-фраз;
- формирование двусловных предложений;
- Развитие фонетико-фонематической стороны речи:
- развитие слухового внимания на материале неречевых звуков;
- уточнение произношения гласных звуков;
- Формирование общих речевых навыков:
- воспитание плавного выдоха;
- работа над силой голоса (громко-тихо);
- Развитие мелкой моторики:
- игры с бусами, крупами;
- пальчиковые игры.
Логопед при работе с детьми создает игровые ситуации для вызывания спонтанной речи, использует различные виды игр и игровых упражнений. Учитывая повышенную утомляемость детей, достаточно часто меняет виды деятельности.
Логопедические занятия с детьми 3 – 4 лет включают в себя:
- Развитие понимания обращенной речи, накопление пассивного словаря:
- Активизацию речевой деятельности:
- расширение и активизация предметного и глагольного словаря;
- формирование грамматического строя речи;
- Развитие фразовой речи:
- формирование навыка употребления повествовательных простых предложений из 2-3 слов;
- Развитие фонетико-фонематической стороны речи:
- закрепление произношения гласных звуков;
- формирование правильного произношения согласных звуков (раннего онтогенеза);
- развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (музыкальные игрушки, музыкальные инструменты);
- Расширение общих речевых навыков;
- Развитие артикуляционной моторики и мимической мускулатуры;
- Развитие мелкой моторики:
- при помощи предметов, игрушек;
- улучшение координации пальцев с помощью упражнений.
Логопедические занятия с детьми 4 – 5 лет включают в себя:
- Формирование представлений об окружающем мире;
- Обогащение и активизация предметного и глагольного словарей (на основании различных лексических тем);
- Развитие грамматического строя речи:
- уточнение грамматических категорий и понятий;
- формирование навыков словообразования и словоизменения
- Развитие фразовой речи:
- обучение ведению диалогов;
- формирование навыков пересказа;
- развитие навыков собственного рассказывания;
- Развитие фонематических процессов:
- активизация слухового внимания на материале речевых звуков;
- Развитие артикуляционной моторики и мимической мускулатуры;
- Развитие мелкой моторики:
- пальчиковая гимнастика;
- кинезиологические упражнения.
Приоритетными направлениями логопедической работы с детьми 5 – 6 лет и старше являются:
- нормализация мышечного тонуса;
- развитие мелкой и артикуляционной моторики;
- формирование правильного речевого дыхания;
- развитие фонематического слуха;
- постановка, автоматизация и дифференциация неправильно произносимых групп звуков.
При необходимости в логопедические занятия могут быть включены такие направления как:
- развитие лексико-грамматической стороны речи;
- формирование звукового анализа и синтеза;
- обогащение активного и пассивного словарей;
- развитие связной речи.
Пора к логопеду
Как родителям определить, что им пора вести свое чадо к логопеду? Существуют определенные параметры развития речи, по которым и выявляется степень речевых нарушений у старшего дошкольника (как физиологических, так и психологических):
- К 4–5 годам речь дошкольника остается нечеткой, «кашеподобной», он не выговаривает много звуков.
- Говорит согласные звуки, смягчая («лямпотька», «яблёко», «тяйник»).
- Не употребляет сложных предложений, союзов.
- Не согласовывает слова в предложениях грамматически.
- Не освоил обобщающие понятия (мебель, посуда, одежда, транспорт).
- Пропускает или переставляет звуки в словах местами, за исключением сложнопроизносимых слов со стечением согласных (экскаватор).
- Не может полно и связно отвечать на вопросы, строить монолог.
При всех этих нарушениях необходимо обратиться к логопеду для диагностики и выявления истинных причин. Среди них могут быть низкий или повышенный тонус артикуляционных мышц, неврологические или психологические проблемы (задержка речевого развития, сильный испуг, и т.д.), патологии органов речи (короткая уздечка языка, высокое небо, неправильный прикус, аденоиды, и др.).
Если серьезных проблем не обнаружится, логопед может порекомендовать курс специальных занятий (в их числе – языковая гимнастика, массаж), корректирующих произношение (например, если ребенок не выговаривает только звук Л, или только шипящие). Первое занятие он может провести сам, чтобы обучить маму правильной технике выполнения упражнений.
Если проблемы серьезнее, коррекцией заниматься должен однозначно специалист (при этом он обязательно будет давать домашние задания по закреплению получаемых ребенком навыков). Ведь профессиональный логопед, помимо звукопостановки, может оказать дошкольнику комплексную помощь в развитии речи:
развивать у ребенка внимание, мышление, память, а также зрительное и слуховое восприятие;
обогащать словарный запас;
развивать связную речь;
обучать грамоте;
корректировать грамматические ошибки в речи дошкольника.
В своей работе профессиональный логопед может использовать специальные инструменты (лопатки, шпатели), помогающие постановке правильной артикуляции в случаях, когда ребенок сам не справляется с ней; проводить специальный логопедический массаж для нормализации тонуса мышц.
Хорошему логопеду знакомы основы неврологии и психологии, поэтому он может найти подход к каждому ребенку и помочь разрешить существующие психологические зажимы. Если проблемы окажутся узкоспецифичными, такой специалист порекомендует показать ребенка психологу, психиатру, неврологу, сурологу, отоларингологу. Ведь иногда малышу требуется и медикаментозная, и даже хирургическая помощь.
Как проходят занятия?
Сначала специалист знакомится с родителями и малышом, устанавливает контакт с ребенком, располагает его к общению. А это не всегда просто: одни детки слишком замкнуты, другие стеснительны или боятся посторонних, третьи гиперактивны, не сидят на месте.
Далее специалист проводит логопедическую диагностику:
- выявляет способность малыша к восприятию информации, пониманию задаваемых вопросов (оценивает, как долго ребенок ищет ответ);
- оценивает возможности словарного запаса и жестикуляции;
- оценивает степень связности речи, количество и виды речевых ошибок;
- выявляет проблемы с произношением – какие группы звуков страдают, в каких частях слов они произносятся дефектно и т. д.
На основании полученной информации логопед строит индивидуальный план работы с ребенком. Чаще всего это занятия 2 раза в неделю продолжительностью от 30 до 45 минут.
Занятия с детьми 4 лет проводятся в форме игры и включают в себя по необходимости артикуляционную и дыхательную гимнастику, логоритмические занятия, упражнения на постановку звуков, развитие мелкой моторики, речевого дыхания и фонематического слуха, общее развитие речи.
К 5 годам такие занятия проводятся уже не только в форме игры — они готовят ребенка к тому, что скоро придется сидеть на уроках в школе и выполнять задания учителя. Поэтому в них включаются и задания на развитие интеллекта.
В логопедических играх активно используются всевозможные пособия (с картинками, раскрасками, заданиями на обведение рисунка по контуру), яркие тематические картинки, карточки, детское лото, кубики, пирамидки, игрушки или предметы, издающие звуки, детские музыкальные инструменты; невесомые бумажные фигурки птичек, бабочек; мячики, пластилин и т. д.
При этом упражнения, связанные с артикуляцией и постановкой звуков, отрабатываются обязательно перед зеркалом, чтобы ребенок видел движения логопеда, сопоставлял их со своими, мог зрительно контролировать правильное выполнение.