Как построить логопедические занятия для развития речевых навыков у детей 2–3 лет?

Содержание:

Что может вызвать проблемы с речью?

Условно причины возникновения подобных проблем можно разделить на физиологические, социальные и психологические.

В первом случае речь идет о различных проблемах с протеканием беременности (болезни матери, инфекции, гестоз, резус-конфликт, гипоксия плода и др.), сложностями в родах (обвитие пуповиной, использование щипцов, стремительные роды, использование родовой стимуляции, родовые травмы ребенка).

Но не всегда причина отклонений или отставания кроется в этом. Зачастую играют роль психологический фактор и так называемая социальная запущенность. Поэтому стоит более подробно рассмотреть все аспекты, которые могут вызвать проблемы с развитием ребенка в будущем.

Физиологические причины отставания речи (как результат сложной беременности или родов):

  • гипотонус или гипертонус лицевых мышц;
  • заболевания органов слуха, тугоухость;
  • аномалии в развитии органов артикуляции (нёба, языка, губ);
  • патологии развития мозга и нервной системы — неврологические заболевания;
  • наследственные болезни;
  • психические расстройства (в частности аутизм).

Психологические причины речевых проблем ребенка:

  • сильный испуг;
  • нервная, напряженная обстановка в семье, частые сильные скандалы;
  • неполная семья;
  • неродная семья (или воспитание у бабушки с дедушкой, тети);
  • асоциальные родители (алкоголики, наркоманы, ведущие «свободный от морали» образ жизни).

Социальные причины:

недостаточное внимание к малышу (или полное его отсутствие) со стороны родителей;
постоянное времяпрепровождение ребенка за компьютером, телевизором, планшетом, игры в телефоне;
гиперопека со стороны взрослых (ребенку нет надобности что-то говорить – любой каприз понимается и выполняется «с полузвука»);
завышенные требования к малышу со стороны родителей, постоянные унизительные сравнения с более успешными детьми, попытки насильно научить говорить.

Задержка речевого развития

В 2 года из речевых отклонений психологи и неврологи могут диагностировать ЗРР (задержку речевого развития). Необходимо понимать, что диагноз во многом ставится из-за субъективных показателей: малыш не знает счет, стих, не может ответить на вопросы. Каждый ребенок индивидуален, может стесняться при докторе. Либо скудное количество слов, которое наблюдалось в 2 года, перерастает в активное говорение к 3 годам.

Поставить диагноз ЗРР могут по признакам:

  • Ребенок не говорит совсем, указывает на предметы пальцем, вместо слов «мычание».
  • В словах часто встречается замещение звуков, перестановка.
  • Малышу затруднительно отвечать на вопросы взрослого.
  • Кроха с трудом складывает смысловые предложения из 2-3 слов.
  • Не понимает смыслового содержания прочитанной сказки, потешки, стихотворения.
  • Не может повторить за взрослым распространенное предложение («Маша пошла гулять на улицу»).
  • При говорении определенных звуков напрягаются мышцы лица, появляется подёргивание мышц.
  • Активный и пассивный словарь пополняется медленно, чем положено по норме.
  • Ребенку тяжело собирать картинки, кубики, пазлы из 4 частей.

С чего начать

Младенец отмечает свой день рождения до года целых 12 раз. Ведь каждый месяц у родителей настоящий праздник! Дело в достижениях маленького существа. В первый год жизни человечек учится многому. Наш долг, конечно, помочь по всем правилам. Главное ― организовывайте упражнения в игровой форме. Ну, Вы же понимаете, что ребенка требуется заинтересовать!

С двухмесячного возраста мы делали массаж пальчиков. Просто разминали по очереди. Чуть позже, такую гимнастику можно разбавлять прибаутками, весёлыми разговорами.

А с 8 месяцев я активно комментировала малышке происходящее. Особенно на прогулке. Просто и непринуждённо рассказывала о деревьях, давая характеристики относительно высоты, цвета листьев и т. д. Очень благотворное влияние оказывают животные, которых на улице можно увидеть в большом количестве. И в 8 месяцев услышала долгожданное «Кх», что на нашем инопланетянском значило ― котик. Говорите обо всём! Так развивается словесная память и происходит подготовка к произношению первых слов.

Развитие общего и речевого подражания в играх.

Наряду с развитием понимания речи и расширением пассивного словаря неговорящих детей раннего возраста, перед логопедом стоит важная задача – вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений. Данная статья описывает систему логопедических игр, в основе которых лежит развитие у детей общего и речевого подражания.  Эти игры проводились автором статьи в ходе логопедической работы с детьми с задержкой развития речи и общим недоразвитием речи, и показали очень хорошие результаты. Кроме этого, описанные ниже игры с успехом применялись в работе с детьми раннего возраста, имеющими другие нарушения: ЗПР (задержка психического развития), отставание в умственном развитии, нарушения эмоционально-волевой сферы.

Добиться положительной динамики в занятиях с детьми 2-3 лет с нарушениями речи можно, только создав особую игровую ситуацию, когда в ходе интересных для ребенка практических действий у него возникает особое состояние эмоционального подъема. Такой положительный настрой предоставляет логопеду возможность побуждать ребенка к повторению речи. Так как занятия с неговорящими детьми раннего возраста обладают рядом особенностей (см. ниже), можно утверждать, что организация игр для развития подражания в данном случае является оптимальной формой проведения занятий на начальном этапе логопедической работы.

Чтобы построить работу наилучшим образом, логопед должен знать психологическую характеристику детей раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, мышления, деятельности и т.д

Также следует принять во внимание некоторые особенности детей с нарушениями речи: может иметь место повышенная утомляемость, невнимательность и т.д. С учетом перечисленных параметров, логопедические занятия с детьми 2-3 лет имеют ряд специфических особенностей

Логопедические распевки

Они являются одним из главных методов работы с детьми, имеющими сложный речевой дефект. Для работы с ними используют комплекс упражнений, предложенный Новиковой-Иванцовой. Малышам проще воспринимать зарифмованные фразы, а музыка благотворно влияет на нервную систему. Это все повышает эффективность занятий.

Логопедические распевки

Вся работа строится на онтогенетическом принципе появления звуков в детской речи. Для алаликов характерно нарушение произношения гласных, и их пропевание помогает сформировать правильный акустический образ. На этих упражнениях удобно отрабатывать умение управлять высотой голоса. Также оно формирует правильное речевое дыхание.

Важно! Кроме структуры дефекта, при подборе речевого материала учитывают возраст ребенка

Особенности работы с детьми 3–4 лет

В этот период речь характеризуется сформированностью следующих групп звуков:

  • губно-губных;
  • губно-зубных;
  • заднеязычных;
  • переднеязычных.

Ребенок начинает осваивать произношение свистящих и шипящих. У детей с речевыми нарушениями может быть нарушено произношение этих групп звуков.

Примеры логопедических распевок для детей 3–4 лет  для заднеязычных фонем:

  • КУ-КУ-КУ – спел петух кукареку;
  • ГУ-ГУ-ГУ – ходят гуси на лугу;
  • ГИ-ГИ-ГИ – на лужок скорей беги;
  • КИ-КИ-КИ – ходят кони и быки.

Примеры пропевок для свистящих:

  • ЗА-ЗА-ЗА – у меня живет коза;
  • СА-СА-СА – залетела к нам оса;
  • ЗУ-ЗУ-ЗУ – я привел домой козу;
  • СО-СО-СО – накачали колесо.

Примеры пропевок для шипящих:

  • ЖУ-ЖУ-ЖУ – на жука я погляжу;
  • ШУ-ШУ-ШУ – подойду я к малышу;
  • ЖА-ЖА-ЖА – принесли домой ежа;
  • ША-ША-ША – как погода хороша.

Обратите внимание! Эти распевки можно использовать на занятиях с детьми 3–4 лет. Для большей эффективности обязательно применяют игрушки, картинки

Особенности работы с детьми 5–6 лет

Звукопроизносительная сторона речи в этом возрасте характеризуется сформированностью шипящих и сонорных групп. Упражнения усложняют, добавляя чередование парных согласных и увеличивая размер материала до коротких стихотворений.

Примеры пропевок для сонорной группы:

  • РА-РА-РА – детям уже пора;
  • РО-РО-РО – потерял петух перо;
  • РУ-РУ-РУ – ягоды все соберу;
  • ЛО-ЛО-ЛО – все дороги замело;
  • ЛИ-ЛИ-ЛИ – улетели журавли.

Примеры пропевок с чередованием:

  • ЛА-РА-ЛА-РА – Лара Роме помогла;
  • ЖИ-ШИ-ЖИ-ШИ – все конфеты хороши.

Важно! Следует помнить, что логопедические распевки – это лишь один из способов автоматизации и формирования просодики. Подобный вид работы является приоритетным у детей с заиканием

Это связано с особенностью дефекта: нарушением темпоритмической стороны речи. Логоритмика помогает ее скорректировать.

Логоритмическое занятие в детском саду

Когда речь идет о проблеме

Считается, что до 4–5 лет заниматься с логопедом смысла нет, ребенок еще может «выговориться» самостоятельно. Естественно, при условии, что он развивается нормально, воспитывается в полноценной семье, в хороших условиях.

Однако не так уж редки сегодня случаи, когда такая помощь может понадобиться крохе гораздо раньше, потому что у него прослеживаются явные проблемы с речью. Заметить это внимательные родители могут гораздо раньше 3–4 лет

Кроме того, если ребенок регулярно посещает педиатра, тот тоже обратит внимание на какие-то «звоночки»

Насторожить должны следующие признаки:

  • гуление и лепет до полугода слабо выражены, отличаются однотипностью либо не выражены вовсе;
  • ребенок до года не реагирует на звуки или речь окружающих;
  • после полутора лет пытается повторять чужие слова, не произнося собственных, не выражая свои мысли;
  • малыш в 2 года не может выполнить несложное задание (принести, показать, дать);
  • к двум годам не говорит простых слов (звукоподражания не в счет);
  • к трем годам не может соединить слова в простейшие фразы;
  • в 3 года у ребенка отсутствует собственная речь (он только повторяет то, что заучил из книжки или мультика);
  • большее применение в его общении находят невербальные средства (жесты, интонации, мимика), чем слова.

Для детей 2 – 3 лет считается отклонением говорить на «тарабарском» языке, понятном лишь им самим. При этом такая речь либо слишком быстрая, либо, наоборот, слишком медленная и вялая.

Особую тревогу должны вызывать такие сигналы:

  • отставание в речевом развитии сопровождается заметным отставанием в общем развитии;
  • ребенок после года не улыбается, не стремится к общению, не реагирует на обращения взрослых;
  • малыш начал говорить, а затем внезапно речь пропала;
  • отсутствие речи или отставание сопровождается опасными признаками: была травма головы, у ребенка присутствуют неврологическое заболевание или нарушение психики, проблемы со зрением или слухом;
  • в раннем возрасте малыш переболел серьезными заболеваниями или вообще часто болел в тяжелой форме, рос ослабленным.

Все эти признаки могут прямо или косвенно указывать на разнообразные виды отставаний речевого развития:

  • различные формы патологии общего недоразвития речи (ОНР): дизартрия, афазия, дислалия, моторная или сенсорная алалия и т. д.;
  • задержка речевого развития (ЗРР);
  • задержка психоречевого развития (ЗПРР).

На! Дай!

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение слов НА и ДАЙ; повторение фраз НА МЯЧИК, ДАЙ КУБИК, НА ЛОЖКУ и т.д. в самых разных ситуациях (игровых и бытовых) с самыми разными предметами.

Ход игры: Продемонстрируйте детям игру с игрушечным зайчиком. Протягиваем зайчику маленький мячик со словами:НА, зайка, МЯЧИК! На! Затем просим у зайки мячик, сопровождая слова жестом – протягиваем руку, производим ладонью «просительное» движение по направлению к себе.
А теперь попросим у зайки мячик: «Зайка ДАЙ МЯЧИК! ДАЙ!»
Такая игра проводится с самыми разнообразными игрушками. Раздайте малышам игрушки и предложите повторить игру. Эту игру можно продолжать в бытовых ситуациях. При этом дети учатся просить то, что им необходимо у взрослых и сверстников, учатся делиться.

Характеристика развития ребенка 3-4-летнего возраста

В 3 года малыш открыт к познанию родного языка, он с удовольствием повторяет все за взрослым и активно занимается словообразованием. Пассивный словарь к 4-м годам достигает 2500 слов, большинство из которых составляют глаголы и существительные.

Дети трехлетнего возраста имеют обширный пассивный словарь

В речи ребенка также присутствуют:

  • простые прилагательные (красивый, маленький, большой);
  • притяжательные местоимения (мой);
  • слова-обобщения (животные, овощи).

Дошкольник еще не имеет большого жизненного опыта и производит образование новых слов по-своему. От этого возникают курьезные словоформы, например: «У мамы учеба, а у меня лежоба». Ребенок трёх лет способен поддерживать простой диалог.

Наиболее сложные для произнесения звуки — «Р» и «Л», а также свистящие «Ш», «С», «Ф». Часто даже по достижению четырех лет малыш не способен их выговорить.

Важно! Если в 3-4 года ребенок не произносит все звуки чисто, это не повод бежать к специалисту-логопеду. Звуки «Р», «Л», «Ш», «С», «Ф» ставятся, как правило, в более позднем возрасте

Однако если к 3-м годам малыш совсем не говорит, а в период беременности/родов/в первый год были серьезные заболевания или травмы — требуется консультация специалистов. По результатам обследований психолог, логопед и невролог расскажут, какие логопедические упражнения для детей 3-4 лет нужно выполнять.

Когда нужна помощь

Специалисты уверяют, что понять, какие проблемы могут возникнуть в речи, можно чуть ли не с рождения:

если малыш к концу 1 месяца с помощью крика не пытается дать знать, что ему пора бы покушать, или когда испытывает дискомфорт;
если в конце 4 месяца не реагирует улыбкой;
если к концу пятого месяца не произносит отдельных звуков, показывая взглядом на тот предмет, который имеет ввиду

Например, мама спрашивает: «Где погремушка?»;
к концу 7 месяца не пытается обратить на себя внимание с помощью произносимых звуков;
в конце 9 месяца в лексиконе малыша не появились слова, состоящие из повторяющихся слогов, таких как «ма-ма», «па-па»;
в 12 месяцев не откликается на простые просьбы: «Дай игрушку».

Виды дефектов речи

Перед тем как начать занятия, нужно знать виды нарушений речи:

  • заикания;
  • дислалия;
  • гнусавость;
  • неврологические заболевания.

К сведению! Чтобы выявить их, нужно лишь регулярно общаться с чадом.

Основные характеристики речи в 5-6 лет

К этому времени речь развивается и усложняется. Малыш уже способен произносить шипящие и свистящие звуки. Увеличивается выразительность речи, заметить это можно при чтении стихов и в ролевых играх. Она становится связной, а предложения более распространенными. Дети уже способны пересказать сказку или описать картину.

https://youtube.com/watch?v=RbhEaEQWfZI

Как влияет мелкая моторика на развитие речи?

Мелкая моторика оказывает существенное влияние на становление речи. Принцип заключается в том, что при выполнении упражнений на мелкую моторику в головной мозг поступает импульс, начинается работа мозга. Дома можно предложить малышу игры с обычными предметами. Предлагаем такие домашние игры:

  • Найди, что на дне. Возьмите две мисочки, в одну насыпьте фасоль, в другую – гречку. Под крупу положите маленький сюрприз, предложите малышу порыться в крупе обеими руками, чтобы достать подарок (рекомендуем прочитать: хорошие и приятные подарки на рождение девочки).
  • Найди одинаковые пакетики. Заготовьте 9 матерчатых мешочков, положите в каждые три одинаковый материал: вату, бумагу, крупу. Попросите ребенка по ощущениям определить три мешочка с одинаковым содержимым.
  • Веселый Еж. Берем плотную бумагу или картон, вырезаем из нее фигурку ежа, закрепляем по краю прищепки, которые имитируют у нас иголки. Предлагаем ребенку снимать прищепки и закреплять снова.
  • Много – мало. Игра направлена на изучение количества. Раскладываем игрушки на две кучки, маленькую и большую. Объясняем ребенку, что означает много и мало.
  • Раскраски. Покупайте книжки-раскраски, пластилин, карандаши, бумагу для рисования. Пусть малыш рисует часто и много, сколько ему хочется, поощряйте его творчество, хвалите. Одновременно изучайте с ним цвета, размеры, формы.

Как понять, что ребёнку нужен логопед

Сначала родители ждут, когда же ребёнок заговорит, потом умиляются, как смешно он коверкает слова, а потом начинают переживать из-за того, что малыш явно неправильно назвал «щуку». Так когда же вести ребёнка к логопеду, а когда можно расслабиться? Рассказывает психолог, логопед и автор серии книг «Логопедическая практика» Елена Янушко.

Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу

ПОДПИСАТЬСЯ

Почти в каждой семье с детьми рано или поздно возникает вопрос: «Нужно ли показать нашего ребенка логопеду?». Одни родители откладывают визит к специалисту до школьного времени, другие считают, что определенные проблемы с речью пройдут естественным путем. Третьи обращаются к логопеду сразу же после начала формирования у ребенка речи

Кто из них прав? Чтобы ответить на этот вопрос, важно рассмотреть его предысторию

Как понять, есть ли логопедические проблемы у ребёнка?

Разные звуки появляются в речи ребенка поэтапно, в зависимости от степени сложности их произношения. Так называемые звуки раннего онтогенеза появляются в речи ребенка в 1-2 года — это звуки А, О, Э, П, Б, М. Звуки среднего онтогенеза появляются в речи в 2-3 года — это гласные И, Ы, У, и согласные Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й. Когда же речь идёт о правильном произношении, обычно имеются в виду звуки позднего онтогенеза: в 3-5 лет в речи ребенка должны появиться свистящие звуки С, З, Ц и шипящие Ш, Ж, Щ, Ч, а в 5-6 лет — самые сложные звуки — Л и Р

Важно учитывать эти этапы при оценке речи своего ребенка. Например, не стоит беспокоиться, если в 3-4 года у ребенка отсутствуют звуки Л или Р

Стоит подождать до 5 лет и, если звук не появится, стоит обратиться к логопеду.

Встреча с логопедом — до детсада или до школы?

Чтобы вовремя начать работу над возможными проблемами, стоит показать ребенка-дошкольника логопеду минимум два раза — перед поступлением в детский сад и перед первым классом школы. Рекомендации логопеда позволят либо перестать беспокоиться по поводу речи ребенка, либо вовремя начать действовать, например, устроить малыша в логопедическую группу детского сада. Первый раз посетить логопеда стоит, когда ребенку исполнится 2-3 года, второй раз — в возрасте 5-6 лет, чтобы оставалось время на исправление проблем, если их выявит специалист.

Когда идти к логопеду нужно незамедлительно?

В ряде случаев важно не откладывать визит к логопеду — чем раньше вы начнете работу над ошибками в речи, тем легче их будет исправить. Например, если ребенок использует нефизиологические замены — говорит «хапка» или «фапка» вместо «шапка», «уампа» вместо «лампа», «тясы» вместо «часы», или «вук» вместо «жук»

Стоит записаться на прием к специалисту, если у ребенка появилось искаженное произношение некоторых звуков — например, «картавое» Р (происходит вибрация не кончика языка, а мягкого неба и «маленького язычка»), «шепелявые» С, З (во время произнесения свистящих звуков язык просовывается между резцами), «хлюпающие» с неприятным для слуха оттенком Ш, Ж, и др. Коррекционные занятия с логопедом позволят избежать закрепления неправильного произношения звуков в речи. Иначе исправлять такое нарушение через год-два будет непросто.

Что нужно сделать для профилактики?

С детьми нужно много говорить и делать это нужно правильно. Читайте вместе книги, обсуждайте прочитанное, беседуйте на самые разные темы. Малышам в год-два предлагайте для повторения облегченные слова: мама, папа, няня, ляля и др., повышая уровень сложности постепенно. Разучивайте вместе простые фразы, которые можно использовать в играх и в повседневной жизни, например, «Мама, дай пить!», «Идем гулять, ляля!». Читайте стишки и потешки, предлагайте договаривать слова в конце строки и целые строки.

Рекомендации логопеда для родителей ребенка 2-3 лет

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и зависит от достаточной речевой практики, нормального социального окружения, а также от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д.
Говорите о том, что вы делаете, видите, о том, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребëнка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите «что он делает?» вместо «он играет?».
Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
Слушайте звуки и шумы. Спросите: «Что это?». «Это» может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю вам или кому-нибудь ещë.
Если ваш ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 простых слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребëнка и продолжайте их заучивать.
После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Добавляйте слова, пока ребенок не узнает большинство предметов.
Занимайтесь каждый день.
Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает

Добавьте цвет, размер, действие
Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «большой мяч», «Танин мяч» и т.д.
Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.Очень важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».Материал подготовлен логопедом фонда Любовью Валерьевной Серебряковой

Логопед Любовь Серебрякова

Логопед Любовь Серебрякова

Перед каждым родителем рано или поздно встаёт вопрос: как научить ребёнка читать? Кто-то озадачивается этим, когда чаду 5-6 лет, другие считают, что надо подождать до школы, там всему научат.

Мы не будем рассуждать по поводу того, что правильнее. Но в любом случае помощь взрослых при обучении детей чтению необходима.

В первую очередь потому что чтение – это достаточно сложный процесс, и ребёнку реально трудно. Надо запомнить названия букв и не перепутать их. Ведь, с точки зрения ребёнка, они так похожи! Какие-то круги, полукруги и палочки разной длины и с наклоном в разные стороны.

Но мало того, что эти буквы надо запомнить, не путать, суметь написать. Так их ещё надо читать не каждую отдельно, а объединяя в слова! А слов так много на каждой строчке… А сколько их на странице – даже подумать страшно

Почувствовали себя в роли ребёнка? Обратили внимание на его трудности?

Так как же взрослые могут помочь детям научиться читать? Об этом мы будем более подробно говорить в рубрике «Учимся читать».

Вы узнаете много полезной информации:

  • какие игры и упражнения помогут запомнить буквы;
  • что делать, если ребёнок пишет буквы и цифры зеркально;
  • как научить ребёнка сливать буквы в слоги, а слоги в слова;
  • какие упражнения помогут ребёнку грамотно писать под диктовку.

Кроме того, мы проанализируем несколько старых советских букварей, сравним их с современными аналогами и выясним, как в 30-е годы прошлого века смогли научить читать не только детей, но и взрослых.

Это примерный перечень тем, которые мы будем обсуждать в нашей рубрике. Если у вас есть свои вопросы или вы столкнулись с какими-либо трудностями – пишите, мы обязательно всë обсудим вместе.

Материал подготовлен логопедом Мариной Ивановной Кульбацкой

Логопед Марина Кульбацкая

Роль книги

Книга служит неотъемлемым атрибутом в формировании звукопроизношения. Посудите сами, вызывают интерес сюжет, иллюстрации, новые персонажи. Прекрасно подходит к использованию даже при различной степени тяжести ОНР. Самые несложные тексты народных сказок направлены помочь карапузу.

Ещё Сухомлинский отметил:

Вы говорите, параллельно показываете картинки, обсуждаете сюжет. Начинайте читать, когда Ваш наследник ещё не разговаривает. Поверьте, что словарный запас уже формируется. Только читайте с интонацией, чтобы сорванец хотел это воспроизвести. Используйте самые лёгкие потешки на начальных этапах.

Подключайте сюда подражание. Можете распределить роли, когда сценарий будет запомнен. Перекопируйте косолапого медведя, зайчика, лисичку, а малыш будет с радостью вторить! Отвечайте на вопросы. Только, когда маленький хитрец уже способен произносить вслух слова, но использует жесты чтобы о чём-то попросить, не потакайте.

Моя дочка прошение «дай» освоила одним из первых, до года. Но когда поняла, что и без этого получит интересующий предмет, исключила его из лексикона. Не допускайте лени! Но требовать тоже нельзя

Важно вызвать заинтересованность

Развитие общего подражания

Общим подражанием называется копирование движений, действий, мимики.

Ребенок воспроизводит движения, которые видит, и успешно их запоминает при многократном повторении.

Механизм подражания работает на подсознательном уровне в быту, а воспитатели и логопеды используют его осознанно при проведении занятий с детьми.

Важно, чтобы ребенок находился в условиях правильной речевой среды, т. е

лучше ограничить общение с людьми, имеющими дефекты речи. Следите за своим поведением – слова не должны идти вразрез с действиями.

Развитие общего подражания начинают с повторения элементарных движений, затем выполняют несколько действий одновременно. Следующий этап – выполнение целой цепочки действий, логически связанных, и, как правило, социально значимых (например, покормить куклу и уложить ее спать).

Занимаясь с детьми, соблюдайте некоторые правила: ваши предложения должны быть внятными, простыми и не слишком длинными; речь взрослого – эмоционально яркой, спокойной, не громогласной.

Игры общего подражания могут проводиться как с одним ребенком, так и с несколькими (обычно 3-5 детей).

Но! Учитывайте, что, играя в группе, дети подражают не только взрослому, но и друг другу.

Игры с общим подражанием

  • Делаем зарядку. Смысл игры – выполнение команд взрослого (руки вверх, руки в стороны, прыгаем, хлопаем в ладоши). Для поддержания интереса и внимания предложите детям выбрать ведущего среди них самих.
  • Птички. Дети играют в птичек. Взрослый комментирует каждое движение: «Летаем как птички! Помашем крылышками вверх и вниз! Теперь птички клюют зернышки!» Постепенно темп игры увеличивается.
  • Ладошки. Выполняется серия движений с ладошками:

«Ладошки вверх (кладем ладони на стол внешней стороной вниз)!

Ладошки вниз (переворачиваем ладони)!

А теперь их на бочок (ставим ладони на ребро)!

И зажали в кулачок (зажимаем ладони в кулаки)!»

Сначала движения выполняются медленно, далее быстрее и без участия взрослого.

Игры для развития речевого подражания.

В предложенных играх ставятся задачи развития как общего, так и речевого подражания, но в данном разделе подражание речи взрослого выступает на первое место. Для этого взрослый многократно повторяет определенные слоги, слова, словосочетания, выделяя их интонационно в потоке речи, и побуждает детей повторить эти слова за ним. При этом принимаются и поощряются ответы детей в любом виде, взрослый же дает детям только образец правильной речи.

Подражание речи взрослого также проходит несколько этапов. В зависимости от уровня речевого развития ребенка можно предложить ему повторение звуков, слогов, слов или фраз:

  • Повторение отдельных звуков, несущих смысловую нагрузку в игре.
  • Повторение аморфных слов. Это слова-звукоподражания, слова-слоги, имеющие при этом собственную смысловую начинку. К таким словам относятся подражания голосам животных – му, ав-ав, мяу и др.; подражания звукам музыкальных игрушек – бом-бом, ду-ду, динь-динь и др.; подражания транспортным шумам – би-би, ту-ту и др., а также другие аморфные слова, которыми малыш может заменять любые слова, которые еще не может произнести целиком.
  • Повторение слов. Вначале это простые короткие слова – дай, на, ляля, миша, киса и т.д. По мере развития речи ребенок учится воспроизводить двух-, трехсложные слова, воспроизводя интонационно-ритмический рисунок слов. При этом на протяжении раннего возраста ребенок может воспроизводить звуковой состав слов приближенно.
  • Повторение коротких фраз. Это этап объединения в одном предложении нескольких слов. Например: Где мама? Там мяч. Это ложка. Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, а ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении. Например: Вот зайка. Дай зайку. Ваня хороший мальчик. Маша хорошая девочка.

Варианты речевого подражания в ниже перечисленных играх мы предлагаем именно в этой последовательности: звуки – аморфные слова – слова – фразы. На наш взгляд, такая форма предложения материала является наиболее удобной, т.к. позволяет педагогу гибко подбирать подходящий вариант, в зависимости от уровня развития речи детей и их возраста.

Помните, что на начальном этапе логопедической работы с неговорящими детьми допустимы любые ответы ребенка, в зависимости от его возраста и речевых возможностей. Не следует требовать от ребенка 2-3 лет точного звукопроизношения. В раннем возрасте наиболее важным представляется развитие коммуникативной функции речи.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха

Дети любят разгадывать загадки. В возрасте до трех лет им доступны для отгадывания простые загадки, содержащие в тексте звукоподражательные слова или другую, намекающую на отгадку информацию. Если использовать для загадок небольшие стихотворения с пропуском последнего слова, это будет уже игра не только на развитие мышления, но и на формирование полноценного фонематического слуха, так как ребенку надо будет подобрать отгадку в соотвествии с рифмой стихотворения.

Примеры загадок «Доскажи словечко»

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто это? (Лиса)

В подполье, в каморке,

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто же это (Мышка)

Пышный хвостик торчит с верхушки,

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелок.

Ну, конечно, это … (Белка)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной … (Медведь)

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай-ка.

Кто же это? (Зайка)

За рекой в лесу росли,

Их на праздник принесли,

На веточках – иголки.

Что же это? (Елки)

Этот зверь живет лишь дома.

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы.

Он мурлыча, песнь поет.

Только мышь его боится.

Угадали? Это … (Кот)

Способствуют развитию фонематического слуха, воспитанию чувства ритма и рифмы, помогают закрепить в произношении появляющиеся звуки различные потешки с повторяющимися слогами и слоговыми сочетаниями.

Тˈ, Л

Тили-тили-тили-бом –

Загорелся кошкин дом!

Тˈ

Тюшки-тютюшки,

На горе пичужки,

Там Ванюшка бывал,

Пичужку поймал.

Тень-тень, потетень,

Выше города плетень.

Т

Аты-быты – шли солдаты,

Аты-баты – на базар,

Аты-баты – что купили?

Аты-баты – самовар.

Л

Люли-люли-люли,

Прилетели гули.

К маленькой Ганнуле.

Для развития слухового внимания применяются и подвижные игры, сопровождающиеся речью, когда ребенку нужно выполнять какие-либо действия по словесной инструкции водящего. Эти действия резко сменяются по команде. Ребенок должен быстро среагировать на речевую команду, чтобы переключиться на другое движение и не проиграть.

Игра «Обгони»

Цель: Развитие ритмичной выразительной речи, воспитание слухового внимания, развитие координации движений.

Ход игры. Посреди комнаты один стульчик, невдалеке от него двое играющих. Остальные дети вместе со взрослыми произносят стишок:

Девочке на ручку

Бабочка села.

Девочка бабочку

Поймать успела.

После этих слов двое играющих бегут к стульчику и стараются его занять.

Игра «Дождик, дождик»

Цель: развитие слухового внимания, ритмичной и выразительной речи, координации движений и ориентировки в пространстве.

Ход игры. Стулья стоят по кругу. Детей на одного больше, чем стульев. Дети ходят по кругу, взрослый произносит:

Дождик, дождик,

Что ты льешь?

Погулять нам не даешь?

После этих слов дети бегут к стульчикам и стараются сесть на них. Тот, кому не хватило стульчика, выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один играющий – победитель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector