Логопедические занятия и упражнения: развиваем правильную речь ребенка

Игры с речевым подражанием

В интернете можно найти массу интересных потешек. А я расскажу наши любимые, которыми с удовольствием занимались дома.

«Дудочка»

Попросите карапуза поиграть на дудке. Можно приобрести в магазине, а можно сделать импровизацию. Обязательно продемонстрируйте, как звучит инструмент, озвучив: «ду ― ду». Теперь очередь маленького музыканта. Вообще, то, что касается музыкальных инструментов должно понравиться непоседе. Это и барабан, и пианино.

«Поехали на машинке»

Посадите малышка на свои колени, лицом к себе. Заведите машину, изображая, соответствующий звук. Можно дать импровизируемый руль. И едьте! Сигнальте: «би ― би»!

«Весёлый зоопарк»

В арсенале любого непоседы найдутся игрушечные животные. Соберите их в кучу и продемонстрируйте, кто как говорит. Можно, конечно, делать это и на примере книжных картинок, но игрушечные персонажи воспринимаются лучше.

Индивидуальные коррекционные занятия с дошкольниками

По различным причинам, процесс развития полноценного произношения у многих детей замедляется. Дефекты произношения сами не устранятся, для их ликвидации, нужны системные упражнения со специалистом, а также совместные индивидуальные занятия дома.

Грамотно составленная система занятий обязательно поможет. Индивидуальные занятия по логопедии проводятся только после консультации и обследования.

Занятие логопедией в форме игры

Общие советы по проведению занятий дома

После подробного диагностирования речи воспитанника ДОУ, необходимо проводить коррекцию, начинать заниматься логопедическими заданиями для детей. Время занятий не должно быть более 20 минут. По теории логопедии, если заниматься больше, чем положено, материал не будет усвоен полноценно.

Кроме того, логопеды советуют заниматься играя, так как игра — главное занятие в дошкольный период.

Обратите внимание! Любые логопедические занятия по коррекции произношения звуков выстраиваются в форме игры

Как построить занятие

Ребенок лучше усвоит материал и совсем не устанет, если задания будут в форме игры

Помимо этого, занимаясь с воспитанником детского сада дома, важно правильно построить процесс:

Начинать упражнения надо с 3 минут, аккуратно повышая время занятий до 20 минут.
Правильно организовывать уроки, чтобы у малыша было искреннее желание позаниматься.
Запрещено заставлять заниматься — положительного результата от таких упражнений не будет.
Упражняться надо часто, но не долго.
Не критиковать ребенка за неудачи (важное условие), не кричать, относиться с пониманием.

Консультация для родителей по развитию речи детей 3-4 лет

Любую ситуацию надо разбирать, находить причину, почему не получается, и вместе стараться ее решить. Разновидностей логопедических упражнений много. Например, онлайн редакция Шаховской и Волковой предлагает занятия и игры.

Пора к логопеду

Как родителям определить, что им пора вести свое чадо к логопеду? Существуют определенные параметры развития речи, по которым и выявляется степень речевых нарушений у старшего дошкольника (как физиологических, так и психологических):

  • К 4–5 годам речь дошкольника остается нечеткой, «кашеподобной», он не выговаривает много звуков.
  • Говорит согласные звуки, смягчая («лямпотька», «яблёко», «тяйник»).
  • Не употребляет сложных предложений, союзов.
  • Не согласовывает слова в предложениях грамматически.
  • Не освоил обобщающие понятия (мебель, посуда, одежда, транспорт).
  • Пропускает или переставляет звуки в словах местами, за исключением сложнопроизносимых слов со стечением согласных (экскаватор).
  • Не может полно и связно отвечать на вопросы, строить монолог.

При всех этих нарушениях необходимо обратиться к логопеду для диагностики и выявления истинных причин. Среди них могут быть низкий или повышенный тонус артикуляционных мышц, неврологические или психологические проблемы (задержка речевого развития, сильный испуг, и т.д.), патологии органов речи (короткая уздечка языка, высокое небо, неправильный прикус, аденоиды, и др.).

Если серьезных проблем не обнаружится, логопед может порекомендовать курс специальных занятий (в их числе – языковая гимнастика, массаж), корректирующих произношение (например, если ребенок не выговаривает только звук Л, или только шипящие). Первое занятие он может провести сам, чтобы обучить маму правильной технике выполнения упражнений.

Если проблемы серьезнее, коррекцией заниматься должен однозначно специалист (при этом он обязательно будет давать домашние задания по закреплению получаемых ребенком навыков). Ведь профессиональный логопед, помимо звукопостановки, может оказать дошкольнику комплексную помощь в развитии речи:

развивать у ребенка внимание, мышление, память, а также зрительное и слуховое восприятие;
обогащать словарный запас;
развивать связную речь;
обучать грамоте;
корректировать грамматические ошибки в речи дошкольника.

В своей работе профессиональный логопед может использовать специальные инструменты (лопатки, шпатели), помогающие постановке правильной артикуляции в случаях, когда ребенок сам не справляется с ней; проводить специальный логопедический массаж для нормализации тонуса мышц.

Хорошему логопеду знакомы основы неврологии и психологии, поэтому он может найти подход к каждому ребенку и помочь разрешить существующие психологические зажимы. Если проблемы окажутся узкоспецифичными, такой специалист порекомендует показать ребенка психологу, психиатру, неврологу, сурологу, отоларингологу. Ведь иногда малышу требуется и медикаментозная, и даже хирургическая помощь.

Автоматизация звука

Доведение чистого произношения звука до автоматизма – сложный и трудоемкий процесс тренировок. Когда звук поставлен, ребенок может успешно произносить его отдельно, но и пропускать в словах или слогах. Лучше начать с отработки мягкого звука , а именно – слогов -лю-, -ля-, -ли-, -ле-. Как только слоги будут даваться ребенку легко, переходите к словам с этими слогами, например: олень, лиса, поля и т. д.

После словесной тренировки переходите к чистоговоркам, таким как:

  • ля-ля-ля – летние поля;
  • лю-лю-лю – молока налью;
  • ли-ли-ли – мы лису нашли.

Чистоговорки сменяются скороговорками.

  • Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.
  • Великану малы Валины валенки.

Затем начинайте осваивать артикуляцию обратного типа: слоги –аль-, -яль-, -ель- и т. д. Схема тренировки остается прежней за одним исключением: на этом этапе нужно тщательно контролировать положение языка на деснах или зубах.

Твердый звук дается детками сложнее. Методика ничем не отличается от той, что используется с мягким звуком, но количество подходов и повторений логопедических упражнений придется увеличить в несколько раз.

Роль книги

Книга служит неотъемлемым атрибутом в формировании звукопроизношения. Посудите сами, вызывают интерес сюжет, иллюстрации, новые персонажи. Прекрасно подходит к использованию даже при различной степени тяжести ОНР. Самые несложные тексты народных сказок направлены помочь карапузу.

Ещё Сухомлинский отметил:

Вы говорите, параллельно показываете картинки, обсуждаете сюжет. Начинайте читать, когда Ваш наследник ещё не разговаривает. Поверьте, что словарный запас уже формируется. Только читайте с интонацией, чтобы сорванец хотел это воспроизвести. Используйте самые лёгкие потешки на начальных этапах.

Подключайте сюда подражание. Можете распределить роли, когда сценарий будет запомнен. Перекопируйте косолапого медведя, зайчика, лисичку, а малыш будет с радостью вторить! Отвечайте на вопросы. Только, когда маленький хитрец уже способен произносить вслух слова, но использует жесты чтобы о чём-то попросить, не потакайте.

Моя дочка прошение «дай» освоила одним из первых, до года. Но когда поняла, что и без этого получит интересующий предмет, исключила его из лексикона. Не допускайте лени! Но требовать тоже нельзя

Важно вызвать заинтересованность

Причины неправильного звукопроизношения

Существует несколько причин, по которым малышу может не даваться звук:

  1. Короткая уздечка языка — придется надсечь ее, поскольку она не дает языку подняться вверх, что необходимо для произношения шипящих;
  2. Высокое узкое твердое небо;
  3. Аномальное строение зубов и челюстей — щели между зубами, расщелины неба и верхней губы;
  4. Особенности прикуса — открытый, глубокий с протрузией.

В этих случаях необходима консультация ортодонта. Но в большинстве случаев дети просто не понимают, как правильно произносить звук или копируют речь других детей, например в детском саду. В этом случае помогут логопедические упражнения «ж» и гимнастика — артикуляционная и дыхательная.

Правила для логопедических занятий дома

Успешность домашних уроков зависит не только от наличия нужных пособий и плана работы, согласованного с логопедом. Очень большое значение имеет сама организация занятий. Вот несколько простых правил, которые помогут добиться отличного результата:

Все логопедические упражнения для детей нужно проводить регулярно, но по чуть-чуть. Не стоит стараться сделать сразу артикуляционную гимнастику, поиграть в речевые игры, заполнить рабочую тетрадь. Лучше каждому виду упражнений уделять несколько минут, а не устраивать целый «день логопедии».
Не заставляйте выполнять задания «из-под палки», развивающие занятия для детей должны напоминать игру. Придумайте несложный сюжет (например, путешествие во вселенную звуков), подготовьте небольшие призы-оценки (наклейки, бумажные звездочки), устраивайте физ-минутки.
Хвалите, поддерживайте маленького ученика, если он делает хотя бы крошечные успехи

Акцентируйте внимание на достижениях, пусть даже небольших, постепенно прогресс будет все более очевидным.
Подберите для домашней тренировки хорошие рабочие тетради. Они должны быть не только профессиональными по содержанию, но и яркими, красочными, увлекательными

Идеально, если в заданиях есть элементы интерактива (возможность что-то дописать, дорисовать). Такой материал позволяет заинтересовать дошкольника, наглядно показывает ему «пройденный путь», успех.
Не ждите мгновенных результатов, проявите терпение, мягкую настойчивость. Процесс постановки, закрепления, дифференциации звуков — сложный, на него уходят месяцы даже у опытных логопедов. Соблюдайте намеченный план и результаты постепенно появятся.

Литература

Когда у кого-то в семье имеются речевые дефекты, под рукой и на полках обязательно должны быть дидактические тематические книги. Грамотные авторы предлагают комплексы уроков для логопедических игр, которые будут весьма полезны.

  • «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», автор Теремкова Н.Э. Это первый из четырех альбомов. Каждый альбом посвящен отдельным лексическим темам.
  • «Логопедическая группа: игровые занятия с детьми 5-7 лет», автор Дербина А.И. Оптимальный способ научить чему-то ребенка – это игра. Игровая форма подачи материала будет уместна для деток дошкольного возраста. Подойдет данная книга для родителей деток, имеющих сложные речевые дефекты.
  • «Уроки логопеда. Игры для развития речи», автор Косинова Е.М. В данной книге тоже предлагается игровая форма подачи материала, а еще один большой плюс, что по ней можно заниматься с детьми абсолютно разного возраста: от 6 месяцев и до 6 лет! В книге имеются задания для пальчиковой и для артикуляционной гимнастики (рекомендуем прочитать: как проводится артикуляционная гимнастика для детей 4-5?).
  • «Зашифрованные скороговорки. Конфетка», автор Кодолбенко Е.А. Множество интересных чистоговорок вроде «На дворе трава, на траве дрова» обязательно будут оценены по достоинству вашим малышом.
  • «Веселая логоритмика», автор Железнова Е. Аудиопособие направлено на то, чтобы в игровой форме развить у ребенка правильное звукопроизношение, а также навыки мелкой и крупной моторики.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: логопедические занятия для детей 4-5 лет: упражнения

Артикуляционная гимнастика для детей 5-7 лет

Дети от 5 лет, если с ними занимались ранее, уже хорошо подготовлены к выполнению упражнений, поэтому время занятий можно продлить на 3-5 минут. Упражнения из предыдущего комплекса вполне подойдут для этой возрастной категории, но их нужно постоянно дополнять. И делать это можно с помощью таких упражнений:

«Заборчик». Как в одном из предыдущих упражнений, ребенок должен широко улыбнуться. Отличие в том, что теперь зубы должны быть максимально обнажены.

«Парус». Ребенок должен кончик языка опереть о верхние зубки, замерев в таком положении.

«Маляр». Малыш должен представить, что его язычок – это кисточка, с помощью которой он должен покрасить небо. Кончиком языка нужно проводить по небу от горла к зубам.

«Индюк». Малыш должен двигать языком по верхней губе вправо и влево в быстром темпе.

«Чашка». Ребенок должен широко раскрыть ротик, поднять язычок вверх, но при этом не задевать им зубки.

«Варенье». Ребенок должен представить, что его верхняя губа испачкалась в варенье. Язычком нужно слизать лакомство. Для более творческого подхода и заинтересованности малыша его губу действительно можно измазать в варенье.

«Дятел». Ребенок должен представить, что его язычок – это клюв дятла. Им нужно в быстром темпе стучать по верхнему ряду зубов.

«Лошадка». Малыш должен «цокать» язычком, имитируя стук лошадиных копыт. С первого раза это упражнение может не получиться, но со временем он его полностью освоит.

«Грибок». Малыш должен «приклеить» язычок к небу и остаться в таком положении на несколько секунд.

«Гармошка». Сначала ребенок должен принять позу из предыдущего положения. Затем ему нужно несколько раз открыть и закрыть ротик.

В 3-4 года уже можно понять, насколько активно и правильно развивается детский артикуляционный аппарат, есть ли у ребенка отклонения. Артикуляционная гимнастика – это способ ускорить развитие речи, не допустить появления недостатков.

Но если они уже имеются, наилучшим вариантом будет визит с ребенком к доктору. Он составит индивидуальную программу занятий, подберет оптимальные упражнения, объяснит, можно ли заниматься в домашних условиях или лучше отдать инициативу в руки педагогов-логопедов.

Массаж лица

Как отдельный элемент массаж особым фактором не является, но совместно с артикуляционной гимнастикой и голосо-речевыми тренингами оказывает положительное влияние на правильную постановку речи.

Делая массаж проговариваем свои движения:

Мягко поглаживая над бровями пальцами рук, произносим: «Так себя мы любим, так себя голубим». Далее поглаживая вдоль носа, говорим: «Славный носик, такой у нас курносик». Массируем около губ, щечки до ушей:» Наш улыбчивый роток, говорунчик еще тот»

Делаем мягкое постукивание пальцами по тем же участкам лица. Встречными и противоположными движениями. Постоянно общаемся с ребенком: «Мы красивые! Мы счастливые! Вот как мы себя поласкали!»

Буква С

Неверное выговаривание буквы С у детей встречается довольно часто. Варианты неправильного произношения С такие:

  • звук вообще отсутствует (сок — ок),
  • он заменяется более простым в произношении (собака — шабака и т.д.)
  • ребенок путает твердую и мягкую С (собака — сябака).

Произнесение буквы С требует натренированных мышц языка и губ, а также правильного дыхания.

Губы слегка улыбаются, видно верхние и нижние резцы. Зубы почти сомкнуты. Широкий кончик языка касается нижних передних зубов. Боковые края языка смыкаются с боковыми зубами верхней челюсти. Спинка языка и альвеолы образуют узкую щель для выхода сильной и холодной воздушной струи. Голосовые связки разомкнуты и не образуют голосовую вибрацию.

Натренировать речевой аппарат ребенка помогут артикуляционные и дыхательные упражнения.

Упражнения надо чередовать между собой  и выполнять под размеренный счет.

  • «Свист» — при сжатых зубах надо вытянуть губы трубочкой, как во время свиста.
  • «Улыбка» — губы растягиваются в улыбке, а зубы остаются разомкнутыми.
  • «Чистим зубы» — губы нужно разомкнуть, а кончиком языка проводить по зубам (справа налево и обратно, на верхней и нижней челюсти).
  • «Часики» — губы улыбаются, а кончик языка двигается поочередно к правому и левому уголку рта. Нижняя челюсть должна быть неподвижной.
  • «Качели» — ребенок должен языком попытаться добраться до кончика носа, до подбородка, до верхней и нижней губ, до пространства между зубами и губами верхней и нижней челюсти. Язык всегда остается широким, а губы не обтягивают зубы.

Игры с буквой С

  1. Продолжить чистоговорки (или даже придумать свои с помощью картинок). Са-са-са — по двору летит оса. Су-су-су — хорошо сейчас в лесу.
  2. Песенки, стишки, потешки.

Симпатичный дядя — Слон, Слушать сказки любит он. Сказки озорные, Самые смешные.

Солнце светит ясно — Всё у нас прекрасно! Солнце спряталось за лес, Месяц светит.. буквой С.

Сорочата у сороки Срочно делают уроки: Сто и сорок сорочат Строчки весело строчат.

  1. Лото (картинки и карточки с изображениями предметов, в названии которых есть буква С). Достаем картинку, произносим слово, кладем на карточку с ее изображением. Кто быстрее соберет полный набор картинок — тот и выиграл.
  2. Придумать предложение со словами. Взрослым нужно предварительно подготовить картинки (на них могут быть изображены часы, сушка, сосулька, колбаса, коса и т.д.)
  3. Загадки. Конечно же, в ответе-отгадке должна присутствовать буква С.

Вот гора, а у горы — Две глубокие норы. В этих норах воздух бродит: То заходит, то выходит.(Нос)

У нас под самой крышей белый гвоздь растет, Но как солнышко взойдет, Гвоздь растает, упадет.(Сосулька)

Бело покрывало на земле лежало, Лето пришло — оно все сошло.(Снег)

  1. Вспомнить слова на букву С. Произносить их надо по очереди. Кто знает больше слов — тот и выиграл.
  2. Пальчиковые игры, потешки (Мальчик-пальчик, Сорока-белобока и т.д)

Скороговорки с буквой С

  • Носит Сеня в сени сено. Будет Сеня спать на сене.
  • У осы не усы, не усищи, а усики.
  • У Сени с Саней в сетях сом с усами.
  • Коси, коса, пока роса. Роса долой — и мы домой.
  • Глядят подсолнухи на солнышко, а солнышко — на подсолнушки.
  • У киски в миске сливки скисли.
  • Ела киска суп из миски. Пуста миска, сыта киска.
  • В поле Фрося полет просо. Сорняки выносит Фрося.
  • Саша само совершенство, а еще самосовершенствуется.

Принципы коррекционной работы с детьми младшего дошкольного возраста

Работа с младшими дошкольниками требует особого подхода. Занятия с данной возрастной категорией отличаются не только объемом и содержанием материала, но и особыми приемами:

В этот период малыш познает мир, подражая окружающим. Поэтому в занятия необходимо включить упражнения с подражательными элементами.
Совмещение обучения и игровой деятельности

Дети младшего дошкольного возраста лучше усваивают материал в ходе игры, потому что эта деятельность – ведущая.
Для закрепления навыка необходимо его повторять несколько раз.
В речевом материале должны быть предметы и ситуации, соответствующие детскому опыту.
Уровень сложности заданий должен соответствовать возрасту.
У детей данной возрастной группы внимание еще непроизвольно и кратковременно. Длительность занятий составляет 10-15 минут.
Структура занятия: начало, основная часть и конец

Начало и конец не занимают много времени, основная часть – дидактическая игра по теме занятия.
Нужно задействовать несколько видов деятельности – тогда малышу будет интересно, и он захочет заниматься дальше. Необходимо чередовать активные игры со спокойными занятиями.
Знания и умения, полученные на занятии, малыш должен применять на практике. Поэтому логопед взаимодействует с воспитателем и родителями ребенка.
Создание ситуации успеха.

При соблюдении принципов работы с детьми раннего возраста, коррекционные занятия будут результативными.

Логопедические упражнения для занятий дома

Все логопедические упражнения можно разделить на три большие блока, каждому из которых нужно уделить внимание и проводить регулярно:

Развитие фонематического слуха

Умение различать звуки на слух кажется естественным, но если вы попросите своего дошколенка произнести то или иное слов по буквам, то увидите пробелы.

Для детей 5-6 лет существует большое количество специальных игр, упражнений, помогающих развивать фонематический слух. К ним можно отнести:

  • подбор слов, начинающихся или заканчивающихся на заданный звук;
  • подсчет звуков в слове, определение слоговой структуры;
  • составление звуковой схемы слова;
  • придумывание рифм и коротких стихов;
  • проговаривание речевок и скороговорок.

Продуманные логопедические занятия для детей 5 6 лет позволяют сделать все звуки родного языка послушными и легкими.

Пальчиковая гимнастика

Мелкая моторика рук помогает речевой деятельности, поэтому старшие дошкольники должны выполнять ее обязательно.

Конечно, для детей 5-6 лет упражнения нужно использовать сложные, со сценарием, в стихах. Полезно подбирать комплексы упражнений для двух рук одновременно, синхронные. Не забывайте использовать «помощников»:

  • маленькие массажеры (резиновые мячики, валики, шишки);
  • ножницы для вырезания;
  • пластилин;
  • бумагу для оригами.

Также помните, что все виды рукоделия, конструирования, любого творчества — отличные способы совершенствования мелкой моторики вне индивидуальных занятий.

Артикуляционная гимнастика

Специальные упражнения для языка необходимо выполнять каждый день, если есть какие-либо проблемы с произношением. Для домашних занятий лучше всего подобрать комплекс упражнений со стихотворным описанием, картинками.

Делайте разминку для язычка каждый день, обязательно перед зеркалом (это позволяет малышу самому наблюдать за процессом, оценивая его успешность). Если есть проблемы с одним или двумя звуками, то артикуляционную гимнастику стоит подбирать под них. Такие можно найти в тематических рабочих тетрадях по логопедии.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Создание эмоционально-положительного фона.

Логопед приглашает детей пройти в кабинет и организует приветствие. По дороге к кабинету он раскладывает на полу на равном расстоянии друг от друга 5 кругов (лужи).

Логопед: Представьте себе, что это не круги, а лужи, и вам нужно перешагивать через лужи, чтобы добраться до места.

Поставьте руки на пояс, шагайте, высоко поднимая ноги.

Дети идут, перешагивая через круги. Логопед следит за правильностью выполнения упражнений и поддерживает детей, если они в этом нуждаются.

Логопед: Молодцы! Хорошо выполнили задание, перешагнули через лужи, не промочили ноги. Садитесь за столы. Спинки держите ровно. Руки положите на стол.

2. Артикуляционные упражнения.

Логопед: Вспомним, какие мы выполняем упражнения для язычка.

Зачем нужно делать упражнения?

Выполняем «Заборчик»: пока я хлопаю, держим улыбку.

Выполняем «Трубочку»: пока я хлопаю, держим трубочку.

Теперь чередуем «Заборчик»«Трубочка»

Следующее упражнение «Лошадка». Улыбнулись, поцокали язычком, нижняя челюсть не двигается.

Упражнение «Насос»-улыбка, язычок упирается за нижние зубки, вдох носом- на выдохе произносим С-С-С

Упражнение «Вкусное варенье», называем, у кого какое варенье и из каких ягод.

Массаж язычка «Пя-пя-пя», затем прикусываем язычок зубками.

3. Чистоговорки

Логопед: А теперь все вместе повторяем за мной.

Са-са-са вот летит оса

Та-та-та та-та-та у нас дома чистота

Ты-ты-ты у Светы новые банты

Ту-ту-ту молока дадим коту

4. Беседа по сюжетной картинке

Логопед: Кого ты видишь на картинке? — Гле сидит щенок?

-Какой щенок? (маленький, грустный, больной, печальный)

-Что у щенка болит? Как ты догадался? А почему щенок простудился?

-Какое время года изображено? Почему ты так считаешь?

-На улице тепло или холодно? Тихо или ветрено? Сухо или дождливо?

-Какого цвета листья? С какого дерева упали эти листья?

-Что нужно надевать, когда выходишь на улицу в дождь?

Что нужно брать с собой? Ты видишь эти предметы на картинке?

Назови их?

-Вспомни осенние звуки:

Как капает дождь?

Как шуршат листья?

Как дождь барабанит по зонтику?

Как дети шлепают по лужам?

Как мы дрожим от холода?

-Дождь – это хорошо или плохо? Для кого плохо? Для чего хорошо?

5. Работа на доске с магнитными карточками

Логопед: Посмотрите на доску. Что вы видите в большой корзине? Как вы догадались? Что вы видите в маленькой корзине? Как вы догадались? Сложите в большую корзину овощи, а в маленькую корзину фрукты.

Физминутка: «Кап-кап-кап»

Кап-кап на ладошки-

(руки вытянуть вперед и стряхивать пальчиками)

Кап-кап на дорожки-

(руки вниз и стряхиваем пальчики внизу)

Дождик землю поливай-

(вправо стряхиваем обе ладони и влево обе ладони)

С нами поиграй –

(3 хлопка)

Упражнение для развития дыхания «Шишка»

-Вдох носом, на выдохе дуем на шишку,

которую держит логопед за ниточку.

6. Упражнение «Овощи»

Логопед: Достаньте из ящика овощи, положите перед собой.

Расскажите, у кого какие овощи. Опишите их. Что можно из них приготовить?

7. Упражнение «Звуки и буквы»

Логопед: Достаньте из ящика листочки с буквами. Назовите свои буквы. Давайте вспомним, что такое буква, а что такое звук. А еще мы знаем, что звуки поются. Какие звуки поются? Спеть. Где живут звуки, которые поются?

Угадайте, какой звук я произношу (по артикуляции)

8. Упражнение для развития мелкой моторики

Логопед: Достаньте из ящика фасоль. Выложите фасоль на буквы. Назовите еще раз свою букву. У меня буква А. Букву мы видим, а звук слышим.

9. Игра «Зарядка»

Логопед: Встаньте за стульчики. Поставьте руки на пояс. Приготовьтесь выполнять упражнение «Зарядка»

Дети по-очереди показывают упражнение.

Раз-присядка,

Два- прыжок!

И опять присядка!

Для здоровья хорошо, это-заячья зарядка!

А лисята, как проснутся,

Любят сильно потянуться!

Обязательно зевнуть,

Ну и хвостиком вильнуть!

А волчата, спинку выгнуть,

И, тихонечко подпрыгнуть!

Ну, а мишка косолапый,

Широко расставив лапы,

То одну, то обе вместе,

Долго топчется на месте!

А кому зарядки мало-начинаем все сначала!

Окончание занятия. Вспоминаем, о чем говорили на занятии, чем занимались, какие задания выполняли. Оценка работы детей, каждого похвалить особо. Выходим через лужи.

Когда речь идет о проблеме

Считается, что до 4–5 лет заниматься с логопедом смысла нет, ребенок еще может «выговориться» самостоятельно. Естественно, при условии, что он развивается нормально, воспитывается в полноценной семье, в хороших условиях.

Однако не так уж редки сегодня случаи, когда такая помощь может понадобиться крохе гораздо раньше, потому что у него прослеживаются явные проблемы с речью. Заметить это внимательные родители могут гораздо раньше 3–4 лет

Кроме того, если ребенок регулярно посещает педиатра, тот тоже обратит внимание на какие-то «звоночки»

Насторожить должны следующие признаки:

  • гуление и лепет до полугода слабо выражены, отличаются однотипностью либо не выражены вовсе;
  • ребенок до года не реагирует на звуки или речь окружающих;
  • после полутора лет пытается повторять чужие слова, не произнося собственных, не выражая свои мысли;
  • малыш в 2 года не может выполнить несложное задание (принести, показать, дать);
  • к двум годам не говорит простых слов (звукоподражания не в счет);
  • к трем годам не может соединить слова в простейшие фразы;
  • в 3 года у ребенка отсутствует собственная речь (он только повторяет то, что заучил из книжки или мультика);
  • большее применение в его общении находят невербальные средства (жесты, интонации, мимика), чем слова.

Для детей 2 – 3 лет считается отклонением говорить на «тарабарском» языке, понятном лишь им самим. При этом такая речь либо слишком быстрая, либо, наоборот, слишком медленная и вялая.

Особую тревогу должны вызывать такие сигналы:

  • отставание в речевом развитии сопровождается заметным отставанием в общем развитии;
  • ребенок после года не улыбается, не стремится к общению, не реагирует на обращения взрослых;
  • малыш начал говорить, а затем внезапно речь пропала;
  • отсутствие речи или отставание сопровождается опасными признаками: была травма головы, у ребенка присутствуют неврологическое заболевание или нарушение психики, проблемы со зрением или слухом;
  • в раннем возрасте малыш переболел серьезными заболеваниями или вообще часто болел в тяжелой форме, рос ослабленным.

Все эти признаки могут прямо или косвенно указывать на разнообразные виды отставаний речевого развития:

  • различные формы патологии общего недоразвития речи (ОНР): дизартрия, афазия, дислалия, моторная или сенсорная алалия и т. д.;
  • задержка речевого развития (ЗРР);
  • задержка психоречевого развития (ЗПРР).

Познавательные занятия

Игры для развития речи должны носить также и познавательный характер. Но от родителей требуется проявить творческое начало и подготовиться.

Возможно несколько вариантов таких игр.

  • Заранее подобрать несколько карточек с иллюстрациями, на которых представлены слова с проблемным звуком (это могут быть животные, птицы, овощи, предметы быта), и попросить ребенка назвать их, дать краткую характеристику, дополнить его рассказ. Это поможет и улучшить произношение, и получить новую информацию.
  • «Угадай-ка». Взрослый прячет какой-то предмет, в названии которого есть отрабатываемый звук (например, если это фонема , то можно спрятать игрушечного жирафа), после этого начинает называть малышу ряд характеристик: это животное, с длинной шеей, пятнистой шкурой. Задача малыша – угадать животное и постараться произнести его название.
  • Работа с картинками. Родитель подбирает иллюстрацию и загадывает на ней предмет, в названии которого есть проблемный звук, после чего начинает описывать его. Задача ребенка – понять, о чем речь, показать на картинке и произнести название.

При помощи подобных упражнений дошкольники не только дополнительно практикуются в произнесении отдельных звуков, но и узнают новые сведения об окружающем мире.

Важность уроков логопеда и их домашнего продолжения не стоит недооценивать, поскольку 5-6 лет – это время, когда ребенок еще может решить большую часть речевых проблем и начать обучение в школе наравне с остальными детьми. Если же время будет упущено, то есть риск того, что у него в дальнейшем будет масса сложностей, вплоть до различных комплексов и неуверенности в себе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector