Как быстро считать в уме: приемы устного счета больших чисел
Содержание:
- Как научиться устному счету?
- Как считать чаевые в процентах
- Особенности вычитания
- Как быстро делить числа
- Ментальная арифметика – что это такое простыми словами?
- Тренировка интеллектуальных способностей
- Суть феномена супер-счетчика
- Зачем нужно уметь считать в уме
- Полезные советы
- Что еще стоит знать
- Ментальная арифметика для детей — методика получения гениев или всего лишь один из способов быстрого счёта
- Деление чисел в уме
- Техника деления
- Устный счет в повседневной жизни
- Учимся считать до 10
- Сложение в уме
- Как научиться устному счету?
Как научиться устному счету?
Есть люди, которые умеют совершать несложные арифметические операции в уме. Умножить двузначное число на однозначное, умножать в пределах 20, перемножить два небольших двузначных числа и т.д. – все эти действия они могут производить в уме и достаточно быстро, быстрее среднего человека. Часто этот навык оправдан необходимостью постоянного практического использования. Как правило, люди, которые хорошо считают в уме, имеют математическое образование или, по крайней мере, опыт решения многочисленных арифметических задач.
Несомненно, опыт и тренировка играют важнейшую роль в развитии любых способностей. Но навык устного счета не опирается на один лишь опыт. Это доказывают люди, которые, в отличие от вышеописанных, способны считать в уме гораздо более сложные примеры. Например, такие люди могут умножать и делить трехзначные числа, совершать сложные арифметические операции, которые не каждый человек и в столбик сможет посчитать.
Что же необходимо знать и уметь обычному человеку, чтобы овладеть такой феноменальной способностью? На сегодняшний день существуют различные методики, помогающие научиться быстро считать в уме. Изучив многие подходы к обучению навыку считать устно, можно выделить три основных составляющих данного навыка:
1
Способности. Способность концентрировать внимание и умение удерживать в краткосрочной памяти несколько вещей одновременно. Предрасположенность к математике и логическому мышлению.
2
Алгоритмы. Знание специальных алгоритмов и умение оперативно подобрать нужный, максимально эффективный алгоритм в каждой конкретной ситуации.
3
Тренировка и опыт
Постоянные тренировки и постепенное усложнение решаемых задач и упражнения позволят вам улучшить скорость и качество устного счета.
Нужно отметить, что третий фактор имеет ключевое значение. Не обладая необходимым опытом, вы не сможете удивить окружающих быстрым счетом, даже если вы знаете самый удобный алгоритм.
Однако не стоит недооценивать важность первых двух составляющих, поскольку, имея в своем арсенале способности и набор нужных алгоритмов, вы сможете «переплюнуть» даже самого опытного «счетовода», при условии, что вы тренировались одинаковое время. Наряду с этим, и обучаться устному счету лучше всего, используя для этого правильную и эффективную систему
С учетом этой системы и разработан наш курс, и сейчас будет логичным вкратце познакомить вас с содержанием его уроков
Наряду с этим, и обучаться устному счету лучше всего, используя для этого правильную и эффективную систему. С учетом этой системы и разработан наш курс, и сейчас будет логичным вкратце познакомить вас с содержанием его уроков.
Как считать чаевые в процентах
Быстрое определение суммы чаевых – обязательная мера в кафе или ресторане
Иногда в заведениях общепита уже заложены чаевые и тут важно быстро считать, чтобы пользователя не обманули
Например, вычисление 7% от 300 делают так:
- раскладывают большое число на сотни;
- из каждой 100 считают 7%, это 7;
- складывают количество высчитанных процентов по количеству сотен = 7+7+7 = 21.
Итого 7% от 300 = 21. Точно таким же образом считают все проценты. Поняв, что 1% из 100 равен 1, легко вычислить необходимую сумму выплат. Например, 5% от суммы чека в 1650 рублей составят: (5% от 1000 = 50) + (5% от 600 = 30) + (5% из 50 = 2,5) = 50+30+2,5 = 82,5 рубля. Итого сверх суммы обеда чаевые полагаются не более 82,5 руб.
Вот и все премудрости. Зная их, взрослый никогда не ошибется в сдаче на кассе, рынке. Также будет просто объяснить правила математики малышу.
Как ребенку научиться быстро считать в уме:
- тренироваться каждый день вместе с родителями;
- считать собственные деньги, затраты.
Тут многое делают родители, отправляя ребенка в магазин и поручая считать сдачу. Быстрее всего учатся считать на деньгах. И именно эти знания затем пригодятся в жизни.
Особенности вычитания
В математике существует всего два «полноправных» действия — сложение и умножение. Вычитание и деление являются обратными от этих двух. Кроме того, их всегда можно заменить умножением, подставив число «x», или сложением, подставив знак минус к неизвестному слагаемому. Именно поэтому, чтобы научиться вычитанию, сперва необходимо научиться складывать числа. Ведь в любой момент можно просто поменять в уме переменные и проверить правильность решения с помощью «x». Методика вычитания трехзначных чисел практически ничем не отличается от сложения. Вот небольшой пример: 553−192, а также подробный разбор:
- Разбить имеющиеся числа на сотни, десятки и единицы: 500=500+50+3, 192=100+90+2.
- Провести вычитание с сотнями: 500−100=400.
- Вычесть десятки, заняв одну сотню: 150−90=60.
- Вычесть единицы: 3−2=1.
- Сложить остатки, не забыв о заемных сотнях или десятках: «300+60+1=361».
То есть даже в вычитании будет обязательно присутствовать сложение. Основная сложность расчета таких примеров заключается в постоянной необходимости занимать десятки. Однако если проводить такую тренировку ежедневно, то со временем считать трехзначные числа будет ненамного сложнее, чем двухзначные. Самое главное — верить в себя и собственные силы.
https://youtube.com/watch?v=prss6ysMGJY
Как быстро делить числа
Для начала мы вам объясним, как делить маленькие числа. Например, у мамы 3 сына и 6 конфет, необходимо поделить их поровну. Что для этого нужно сделать? Правильно, каждому мальчику необходимо давать по одной конфетке пока они не кончатся. В таком случае каждому достанется по 2 конфеты. Соответственно, если мы разделим 6 на 3, то получим 2.
С большими числами все то же самое. Например, у работодателя выделено 82 тысяч рублей под зарплаты своим сотрудникам. У него в команде пятеро рабочих. Соответственно, чтобы узнать зарплату каждого из них, необходимо разделить 82 тысячи на 5. Для этого разбиваем 82 тысяч на 80 и 2. Разделив 80 на 5, мы получаем 16. А, разделив, 2 тысячи на 5, мы получаем 400. Просуммировав результаты, мы получаем результат — зарплата сотрудника равна 16400 рублей.
А что делать, если нацело не делится? Даже людям, которые способны к быстрому счету в уме, довольно трудно вычислить результат, если он будет не целый. В таком случае, если числа двух и более значные, лучше не ломать себе голову и воспользоваться калькулятором. А что делать, если числа небольшие, вам помогут узнать техники, о которых мы поговорим в следующем разделе.
Ментальная арифметика – что это такое простыми словами?
Тысячи лет назад в Азии начало зарождаться уникальное искусство быстрого счета.
Ментальная арифметика – это методика обучения быстрому (почти мгновенному!) счету. Она подходит для развития детей 4 – 12 иногда 16 лет. В основе программы лежит система арифметических действий с помощью специальных китайских и японских счет – абакуса и соробана.
По сути ее корни в Древнем Китае. Ведь именно там детки учатся считать по этой методике в начальных классах. И поскольку китайцы часто занимают первые места на международных олимпиадах по математике, возникает вполне логичный вопрос: неужели система и вправду волшебная?
В настоящее время 52 страны мира используют это искусство в процессе обучения детей.
Кому подходит эта методика обучения?
Обучение ментальной арифметике — мыслительный процесс, предполагающий интенсивное наращивание нейронных связей. Поэтому обучаться данной технике рекомендуется детям от 4 до 12 иногда 16 лет, то есть в период активного формирования клеток мозга. После 16 лет процесс освоения займет больше времени.
Дети, которые не интересуются точными науками или неуверенно чувствуют себя, решая примеры по математике, найдут в занятиях ментальной арифметикой творческое начало, которое поможет им заинтересоваться учебой и проявить себя. Специфическое умение считать в уме необычным способом придает уверенности и смелости, чтобы справляться с трудностями в учебе.
А еще активное развитие мышления поможет ребенку повысить успеваемость в школе и стать усидчивее.
Несмотря на долгий период обучения, который занимает около двух лет, первые результаты начнут проявляться через 2-3 месяца обучения. Рекомендуется начинать занятия в раннем возрасте.
Польза ментальной арифметики для ребенка
1. Укрепление межполушарных связей
Ассиметричные вычисления позволяют задействовать все участки мозга, а также стимулирует их работу. Это происходит с помощью использования при счете большого и указательного пальцев на правой руке и среднего и указательного на левой.
2. Развитие мелкой моторики
На первых этапах обучения дети используют счеты. Для успешной и быстрой работы ребенок со временем привыкает перебирать костяшки на спицах все быстрее. Это способствует увеличению точности движений пальцев и кистей рук.
3. Тренировка памяти
Вычислительные процессы в уме развивают память ребенка. Чем выше уровень мастерства устного счета, тем лучше будет развита способность запоминать большие числа.
4. Ускорение мыслительных процессов
Частые устные вычисления оказывают положительное влияние на способность быстро и грамотно мыслить. В дальнейшей жизни это умение поможет ребенку незамедлительно реагировать на различные ситуации и находить рациональные пути решения.
Применение в повседневной жизни
— Счет без калькулятора
Основное преимущество владения быстрым счетом. Всю последующую жизнь человек сможет проводить в уме различные вычисления. Это будет экономить время и вызывать восхищение окружающих.
— Уверенность в себе
Развитие умственных способностей в детском возрасте способствует уверенности в себе. Ребенок привыкает к мысли, что любая задача должна иметь решение. С такой жизненной позицией человек менее склонен к пессимизму.
— Творческий подход
Ментальная арифметика предполагает развитие воображения. В будущем дети смогут активно применять свое нестандартное мышление в повседневной жизни.
Плюсы методики
-
Развитие мышления и мелкой моторики
Работа со счетами — это еще и тренировка движений пальцев, которая развивает их ловкость и цепкость. -
Умение быстро считать в уме
Практическую пользу это умение приносит и в учебе, и в жизни. -
Улучшение памяти
Ребенку, осваивающему ментальную арифметику, будет значительно легче запоминать большие объемы информации по всем предметам. -
Повышение интереса к учебе
Незаурядный метод вычислений и множество интересных фактов помогут ребенку понять, как много полезного и увлекательного можно найти на уроках в школе. -
Высокая концентрация внимания
Занятия ментальной арифметикой требуют особого сосредоточения, и это умение остается с ребенком и на уроках в школе, и в момент выполнения домашних заданий.
Минусы методики
Ребенок спешит и допускает ошибки в решении
В период обучения ребенок с азартом «скачет» по цифрам и стремится сделать все как можно быстрее. Иногда он забывает вдуматься и поэтому ошибается. Тренировки уберут этот эффект со временем, когда ребенок привыкнет.
Ребенка можно перегрузить столь интенсивными занятиями
Освоение ментальной арифметики — это интеллектуальный труд
Важно соблюдать правильный режим и не заставлять ребенка заниматься слишком много, ведь он может устать и физически, и морально, а значит, потерять интерес.
Тренировка интеллектуальных способностей
Человеческий мозг нуждается в тренировке. Только получая нагрузку на различные области интеллекта, удается совершенствовать свои способности. Ментальная арифметика отлично справляется с этой задачей, так как задействует оба полушария мозга одновременно. Благодаря этому удается:
улучшить память. Обучение включает в себя упражнения, в которых нужно производить операции с целыми рядами чисел подряд. Из-за этого приходится одновременно держать в уме итог промежуточных вычислений и новые части задания. Такая разносторонняя нагрузка способствует развитию памяти.
повысить концентрацию. Работа с большим объемом чисел требует высокой сосредоточенности
Обучаясь ментальной арифметике, человек также учится сохранять внимание на процессе вычислений. Концентрация, которая развивается в процессе занятий, будет очень полезна и в других сферах деятельности.
укрепить межполушарные связи
Те или иные задачи нагружают в большей степени или левое, или правое полушарие мозга. Ментальная арифметика позволяет укрепить связь между ними, благодаря чему удается добиться более продуктивной работы как в творческих, так и в аналитических областях.
развить творческие способности и фантазию
Креативное мышление важно в самых разных сферах деятельности. Ментальная арифметика хоть и подразумевает работу с числами, но также способствует повышению и творческих способностей человека.
улучшить логические способности
Выполнение большого количества операций с числами развивает левое полушарие мозга, что положительно сказывается на логических и аналитических функциях интеллекта.
увеличить количество процессов, которые можно выполнять одновременно. Освоение ментальной арифметики формирует многозадачность, благодаря которой можно научиться считать большое количество чисел в уме и параллельно выполнять другие действия – рассказывать стихотворение или петь песню. Умение выполнять несколько дел одновременно очень полезно в повседневной жизни.
Помимо перечисленных плюсов, ментальная арифметика несет в себе различные преимущества для каждой возрастной группы. Для детей такие занятия – это способ полюбить математику, улучшить успеваемость в школе и повысить мотивацию к учебе. Для взрослых эта техника является отличным инструментом саморазвития, ведь она позволяет приобрести навыки, которые пригодятся и в работе, и в быту. Все это делает данную методику отличным вариантом для тех, кто хочет улучшить свои способности. Осталось определиться с тем, как лучше организовать сам процесс обучения.
Суть феномена супер-счетчика
Чтобы тренировка по счету проходила с максимальной эффективностью, нужно понять, как функционирует мозг у гения, который может за пару секунд решить, сколько получится при умножении 45114 на 4226. Здесь используется визуальная технология. Гении счета задействуют визуальную память, активируя образы. Это дает возможность достичь удивительной быстроты вычисления и решать уравнения, не привязываясь к цифрам или математическим операциям.
Отдельно стоит отметить феномен А. Чиквашвили, Д. Гольдштейна и других людей, которые стали называться «супер-счетчиками». В ходе исследования данного феномена удалось доказать, что суть не только в уникальных способностях или характерных отличиях мозговой работы. Люди, сумевшие моментально задействовать счет в уме для трудных задач, довольно долго и с пользой достигали данного результата. Удалось выяснить, что на самом деле ум «супер-счетчиков» скрывался в умелом использовании определенных математических правил, позволяющих уменьшить многострочные вычисления, оставив всего один, два или три действия.
Зачем нужно уметь считать в уме
Человеческий мозг – орган, который нуждается в постоянной нагрузке, иначе запускается механизм атрофии.
Еще одна особенность в том, что все нейронные процессы в мозге протекают одновременно и взаимосвязано. Так, недостаточная физическая и умственная активность, преобладание статической нагрузки, приводят к рассеянности, невнимательности и раздражительности. В худшем случае может развиться стрессовое состояние, последствия которого трудно предугадать.
Познание окружающего мира и законов общественной жизни, приходит к ребенку по мере взросления и обучения и математика играет в этом не последнюю роль, так как именно она учит строить логические связи, алгоритмы и параллели.
Психологи и опытные педагоги выделяют разные причины, почему ребенку необходимо учиться считать в уме:
- Повышение концентрации внимания и наблюдательности.
- Тренировка краткосрочной памяти.
- Активизация мыслительных процессов и развитие грамотной речи.
- Умение мыслить вариативно и абстрактно.
- Тренировка умения распознавать закономерности и аналогии.
Полезные советы
В заключение приведем несколько полезных советов, которые помогут быстро научиться устному счету:
- Не забывайте тренироваться каждый день;
- не бросайте тренировки, если результат не приходит так быстро, как хотелось бы;
- скачайте мобильное приложение для устного счета: так вам не придется самостоятельно придумывать себе примеры;
- почитайте книги по методикам быстрого устного счета. Существуют разные техники устного счета, и вы сможете овладеть той, которая лучше всего подходит именно вам.
Польза устного счета неоспорима. Тренируйтесь, и с каждым днем вы будете считать все быстрее и быстрее. А если вам понадобится помощь в решении более сложных и многоуровневых задач, обращайтесь к специалистам студенческого сервиса за быстрой и квалифицированной помощью!
Что еще стоит знать
Как бы стыдно мне не было, но к своим 30 годам я поняла, что очень плохо считаю в уме элементарные числа и трачу на это много времени. Этот недостаток я решила исправить и нашла на просторах интернета инструменты, которые помогли мне научиться считать в уме.
В арифметике существуют ключевые закономерности, которые необходимо довести до автоматизма.
Вычитание 7,8,9 Чтобы вычесть 9 из любого числа, нужно вычесть из него 10 и прибавить 1. Чтобы вычесть из любого числа 8, нужно вычесть из него 10 и прибавить 2. Чтобы вычесть 7 из любого числа, нужно вычесть из него 10 и прибавить 3. Если обычно вы считаете по другому, то для лучшего результата вам нужно привыкнуть к этому новому способу.
Умножение на 9. Быстро умножить любое число на 9 можно следующим образом: сначала умножьте это число на 10 (просто добавьте 0 в конце), а затем вычтите из результата само число. Например 89*9=890-89=801. Эту операцию необходимо довести до автоматизма.
Умножение на 2
Для устного счета очень важно уметь быстро умножать любое число на 2. Для умножения на 2 не круглых чисел попробуйте округлить их до ближайших более удобных
Так 139*2 проще считать, если сначала умножить 140*2 (140*2=280). а потом вычесть 1*2=2 (именно 1 нужно прибавить к 139, чтобы получить 140) Итого: 140*2-1*2=278
Деление на 2. Для устного счета также важно уметь быстро делить любое число на 2. Несмотря на то, что многим умножение и деление на 2 дается достаточно просто, в сложных случаях также пытайтесь округлять числа. Например, чтобы разделить 198 на 2, нужно сначала разделить 200 (это 198+2) на 2 и отнять 1 (1 мы получили, разделив прибавленные 2 на 2) Итого: 198/2=200/2-2/2=100-1=99.
Деление и умножение на 4 и 8. Деление (или умножение) на 4 и 8 являются двукратным или трехкратным делением (или умножением ) на 2. Производить эти операции удобно последовательно. Например, 46*4=46*2*2=922*2=184
Умножение на 5. Умножать на 5 очень просто. Умножение на 5 и деление на 2 — это практически одно и то же. Так 88*5=440, а 88/2=44, поэтому всегда умножайте число на 5, поделив число на 2 и умножив его на 10.
Умножение на однозначные числа. Чтобы быстро считать в уме, полезно уметь умножать двузначные и трехзначные числа на однозначные. Для этого нужно умножать дву- или трехзначное чило поразрядно. Например, умножим 83*7. Для этого сначала умножим 8 на 7 (и допишем 0, так как 8 — разряд десятков) и прибавим к этому числу произведение 3 и 7. Таким образом, 83*7=80*7+3*7=560+21=581. Возьмем более сложный пример 236*3. Итак, умножаем сложное число на 3 поразрядно: 200*3+30*3+6*3=600+90+18=708.
Определение диапазонов. Чтобы не запутаться в алгоритмах и по ошибке выдать совсем неверный ответ, важно уметь строить примерный диапазон ответов. Так умножение однозначных чисел друг на друга, может дать результат не более 90 (9*9=81), двузначных — не более 10 000 (99*99 =9801), Трехзначных не более — 1 000 000 (999*999=998001)
Деление 1000 на 2,4,8,16. И наконец, полезно знать деление чисел, кратных 10 на числа, кратные двум:
100=2*500=4*250=8*125=16*62,5
Ментальная арифметика для детей — методика получения гениев или всего лишь один из способов быстрого счёта
В настоящее время в мире насчитывается более 5 тысяч школ, в которых обучаются ментальной арифметике более 5 млн детей. Существует несколько десятков разновидностей этой методики. Только в России учебные центры работают по десяти популярным франшизам:
- Абакус;
- Smartykids;
- Менар;
- UCMAS;
- GENIUS;
- ALOHA;
- Unicum kids;
- Abacumo;
- Соробан;
- Пифагорка.
Единый принципиальный подход заключается в том, что обучение ведётся на специальных механических счётах абак (абакус). В Китае их разновидность называется суньпань, в Японии — соробан. В общем случае абак — это семейство счётных досок, которые применялись для арифметических вычислений ещё до нашей эры в древних культурах Европы и Азии. Соробан представляет собой совокупность вертикальных спиц с нанизанными на них камнями. Одним из примеров абака являются русские счёты.
Счёты соробан состоят из нечётного количества вертикальных спиц с нанизанными на них костяшками
Обучаясь ментальной арифметике, дети сначала учатся считать на абаке, механически передвигая камни руками, затем стараются выполнять математические операции в уме, мысленно представляя свои действия со счётами. В конце концов, дети становятся способны выполнять следующие операции в уме быстрее, чем на калькуляторе:
- вычитать, умножать, делить шестизначные числа;
- извлекать корень;
- находить проценты.
Согласно рекомендациям специалистов по ментальной арифметике, лучше всего даётся обучение детям в возрасте от 4 до 14 лет. Причём если обычная программа обучения математическим вычислениям предполагает, что дети после первого класса должны уметь складывать и вычитать в пределах двадцати, а после второго класса в пределах ста, то дети, освоившие ментальную арифметику, могут уже в возрасте 5–6 лет спокойно оперировать трёхзначными числами.
Стандартный курс ментальной арифметики рассчитан на два года. Дети должны заниматься в классе раз в неделю. Занятие длится 1–2 часа. Но залогом успеха является ежедневное выполнение домашних заданий, на которые затрачивается от 10 до 20 минут.
Отличие изучения классической арифметики от ментальной в том, что в первом случае основой являются слуховые и визуальные ощущения, а во втором добавляются зрительные образы и тактильные ощущения. Математические операции на счётах на начальном этапе осуществляются перемещением косточек на спицах с помощью обеих рук одновременно.
Ментальной арифметикой дети занимаются в специальных классах раз в неделю в течение двух лет
Аргументы в пользу этих развивающих занятий для ребёнка
Именно развитие моторики обеих рук и зрительной памяти позволяет сторонникам ментальной арифметики говорить, что при вычислениях по данному методу оказываются задействованными оба полушария головного мозга. Поэтому считается, что такие занятия развивают:
- воображение;
- память;
- логическое мышление;
- концентрацию внимания;
- умение абстрагироваться.
В подтверждение этого дети, прошедшие полное обучение, могут одновременно производить сложные вычисления, слушать аудиокниги или играть на музыкальных инструментах.
В интернете можно обнаружить краткое описание исследований учёных из Мадрасского университета в Индии. В исследованиях принимали участие две группы детей по 160 человек в каждой. Дети, которые изучали ментальную арифметику, лучше запоминали числа и концентрировались на заданиях, были более креативными.
Доктор социальных и экономических наук Максим Белицкий считает, что занятия ментальной арифметикой в будущем могут пригодиться руководителям бизнеса любого уровня, так как им приходится оперировать большими массивами чисел.
По ментальной арифметике проводятся чемпионаты мира, в которых участвуют сотни детей
Аргументы против
Правда, бо́льшая часть педагогов и учёных относятся довольно настороженно к ментальной арифметике. Например, преподаватели математики Леонид Звавич и Александр Шевкин напоминают, что в мире существует масса других систем быстрого устного счёта. Также российских педагогов настораживает агрессивное продвижение ментальной арифметики в качестве бизнес-модели.
Американские учёные изучали эффективность этой методики на учениках начальной школы. Каких-либо преимуществ перед другими методиками не было выявлено. Скептики приводят в свою пользу и другие аргументы:
- нет необходимости в длительных занятиях ментальной арифметикой, так как в решении стандартных школьных задач на логику этот метод не помощник;
- развивается только навык устного счёта, а другие математические способности атрофируются;
- из-за шаблонного подхода утрачивается способность к поиску оптимального метода решения той или иной математической задачи.
Деление чисел в уме
Осталось разобраться с делением. По сути, это операция, обратная умножению. С делением чисел до 100 никаких проблем вообще возникать не должно – ведь есть таблица умножения, которую вы знаете на зубок.
Деление на однозначное число
При делении многозначных чисел на однозначное необходимо выделить максимально большую часть, которую можно разделить с помощью таблицы умножения.
Например, есть число 6144, которое нужно разделить на 8. Вспоминаем таблицу умножения и понимаем, что на 8 будет делиться число 5600. Представим пример в виде:
6144:8=(5600+544):8=700+544:8
Далее из числа 544 также выделяем максимально большое число, которое делится на 8. Имеем:
544:8=(480+64):8=60+64:8
Осталось разделить 64 на 8 и получить результат, сложив все результаты деления
64:8=8
6144:8=700+60+8=768
Деление на двузначное число
При делении на двузначное число нужно пользоваться правилом последней цифры результата при умножении двух чисел.
При умножении двух многозначных чисел последняя цифра результата умножения всегда совпадает с последней цифрой результата умножения последних цифр этих чисел.
Например, умножим 1325 на 656. По правилу, последняя цифра в получившемся числе будет , так как 5*6=30. Действительно, 1325*656=869200.
Теперь, вооружившись этой ценной информацией, рассмотрим деление на двузначное число.
Сколько будет 4424:56?
Первоначально будем пользоваться методом «подгона» и найдем пределы, в которых лежит результат. Нам нужно найти число, которое при умножении на 56 даст 4424. Интуитивно попробуем число 80.
56*80=4480
Значит, искомое число меньше 80 и явно больше 70. Определим его последнюю цифру. Ее произведение на 6 должно заканчиваться цифрой 4. Согласно таблице умножения, нам подходят результаты 4 и 9. Логично предположить, что результатом деления может быть либо число 74, либо 79. Проверяем:
79*56=4424
Готово, решение найдено! Если бы не подошло число 79, второй вариант обязательно оказался бы верным.
Картина Н.П. Богданова-Бельского «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского»
Техника деления
Математическая формула деления – это «обратное» умножению. То есть при умножении складывали, а при делении вычитают. Чтобы разделить 56 на 7, подбирают число, при умножении которого на 7 в итоге будет 56. Зная таблицу умножения, сделать это просто, искомое число 8.
При делении многозначного числа на однозначное от исходного показателя «отрезают» круглые части, каждая из которых будет делиться на 8, в соответствии с таблицей умножения.
Пример 6144/8 решают так:
- Из 6144 выделяют максимально большую часть, делимую на 8. Это 5600, поскольку следующее число по таблице умножения 64.
- 6144-5600 = 544.
- Итого 6144/8 = (5600+544)/8 = 700+544/8.
- Чтобы поделить 544 на 8, снова выделяют из числа большую часть, делимую на 8 по таблице умножения. Это будет 480. В итоге получают остаток 64, поскольку 544-480 = 64.
- Продолжают деление 544/8 = (480+64)/8 = 60+64/8.
- Вспоминают все полученные ранее результаты: 700+60=760, решают задачу 64/8 = 8.
В итоге получают 760+8 = 768.
Техника деления на двузначное число
Эта самая гениальная техника, ни на что не похожая. Решая пример 5148/66, делают так:
- подгадывают, в каком десятке будет лежать результат;
- получают 70, поскольку при решении 70*66 = 4620, это самое близкое число к исходному делимому 5148;
- применяют математический закон о последней цифре результата умножения двух чисел – она всегда совпадает с последней цифрой результата умножения;
- получают искомое число, которое при умножении на 66 дает 5148 – это будет окончание на 3 или на 8 (3*6 = 18, 8*6 = 48);
- считают по окончаниям в десятке между 70 и 80 – находят всего два числа 73 и 78;
- теперь умножают 78*66 = 78*60+78*6 = 4680+468 = 500+148 = 5148.
Правильный ответ примера 5148/66 = 78.
Деление на 5, 50, 25
Применяют правило – умножают число на 2 и перемещают запятую на одну цифру назад. Например, 145/5 = 145*2 = 290, смещение запятой назад дает в итоге 29.
При делении на 50, 25 применяют формулы:
- А/50 = А*2/100;
- А/25 = А*4/100.
Например, 2350/50 = 2350*20/100 = 4700/100 = 47 и т.д.
Устный счет в повседневной жизни
Умение считать в уме играет большую роль. Это хорошо пригодиться в жизни каждого человека. При этом самым важным аспектом будет выступать хорошее знание таблицы умножения. Ее нужно повторять как можно чаще, чтобы не забывать, и применять ее на практике. Не стоит пользоваться калькулятором при вычислении легких значений.
Умея хорошо считать в уме, можно быть уверенными в том, что в магазине вас не обманут. Это же поможет контролировать свои покупки, ведь вы быстро сможете посчитать, на какую сумму товара уже взяли.
Многим умение быстро считать в уме пригодится и при устройстве на работу. Даже в организациях, в которых не занимаются непосредственно математическими расчетами, при собеседовании могут попросить высчитать какие-либо действия в уме. Если человек справляется, у него будет больше шансов на получение хорошей должности, ведь это будет говорить об аналитическом складе ума.
Еще одним доказанным фактом выступает то, что люди, которые часто считают в уме, а не прибегают к калькулятору при каждой возможности, меньше подвергаются раннему слабоумию, а также старческому маразму.
Учимся считать до 10
Изначально, чтобы научить ребенка пересчитывать предметы, нужно освоить цифры от 1 до 5, а затем постепенно усложнить задачу. В этом помогут:
- пальцы рук;
- развивающие мультфильмы;
- игры с элементами обучения;
- считалочки;
- регулярный подсчет игрушек, конфет и всего, что окружает ребенка.
Есть несколько простых и доступных методик обучения счету:
Карточки с изображениями цифр. Их можно купить в готовом варианте или смастерить вместе с малышом. Показывайте карточки в правильной последовательности, проговаривайте их названия и приводите пример на пальцах. Как только материал будет освоен, начинайте менять очередность чисел.
Магазин. Игра, которую обожают дети. Разложите на прилавке «товары», придумайте «валюту» и назначьте стоимость всех элементов. Ребенку отведите роль кассира
В процессе игры попробуйте что-нибудь купить, при этом важно, чтобы малыш сам озвучил цену и выдал сдачу.
Пластилин. Попросите ребенка смастерить собачке 4 лапы, котику 2 уха или осьминогу 8 щупалец
Не забывайте показывать карточки с обозначением цифр.
В процессе игры ребенок быстро схватывает информацию
Сажать малыша за стол, раскладывать перед ним книжки и читать занудную лекцию о важности цифр в жизни не нужно. Как только будет освоен счет до 10 (пусть с помощью пальцев или карточек), предложите ребенку находить числа в различных ситуациях и местах
Предоставьте ему возможность вместе приготовить завтрак на троих и попросите посчитать, сколько яиц понадобится, если каждый съест по одному. Когда представления о количестве более или менее сформируются, приступайте к усложнению заданий.
Сложение в уме
Если родители не знают, как ребенку научиться быстро считать в уме, то начать стоит со сложения простых чисел. Чтобы приобрести навыки сложения больших чисел в уме, нужно научиться быстро и безошибочно складывать числовой ряд до 10, поскольку в общем процесс сложения большого слагаемого состоит из последовательности действий по суммированию простых составляющих первого десятка.
К примеру, при сложении 7 и 5 узнают, что для получения 10 к семерке необходимо прибавить 3. Теперь от пяти отнимают 3 и получают 2. В итоге остается прибавить к 10 полученную двойку. Получают 12. Операции выглядят так: 7+5=(7+3)+2=12.
При сложении больших слагаемых их разбивают на отдельные разряды, которые потом и складывают между собой. Допустим, нужно найти сумму 365 и 782. Первое число представляют в виде: 300+60+5, а второе будет иметь вид: 700+80+2. При сложении в уме делают следующее: (300+700)+(60+80)+(5+2)=1000+140+7=1147.
Как научиться устному счету?
Счет в уме – это способность делать математические вычисления, не используя дополнительные устройства. Многие люди пользуются так называемой аудиомоторной формой исчисления. Это означает, что человек фиксирует результат счета для всех операций, а после его вспоминает. Технически это не прямое исчисление, а только воспроизведение того, что получается в итоге. К примеру, быстрый счет по табличке умножения: 2х2=4, 3х3=9 и дальше. Кроме того, множество математических операций требует обработки огромных массивов данных. За счет этого объясняется то, что многие могут считать в пределах 100, но испытывают существенные трудности при перемножении двузначных чисел. Кроме того, аудиомоторная методика состоит из запоминания слуховой информации в речевом виде и того, как звучит действие, что замедляет нахождение решения.