Деление целых чисел с остатком, правила, примеры

Содержание:

Изменение частного при изменении делимого и делителя

При рассмотрении
изменений частного в результате изменений делимого и делителя предполагается,
что действие деление происходит без остатка. В противном случае изменения могут
быть не такими, о которых идет речь ниже.

При увеличении делимого в определенное количество раз, частное увеличится в это же количество раз, а при уменьшении – уменьшится.

Если мы в примере \(\textcolor{red} {24\div 4=6}\) делимое увеличим, к примеру, в 3 раза, то мы можем переписать это выражение в виде \(\textcolor{red} {(24+24+24)\div 4}\). Используя свойство деления суммы на число, мы увидим, что теперь нам нужно сложить три слагаемых, каждое из которых равно начальному выражению: \(\textcolor{red} {24\div 4+24\div 4+24\div4}\). Отсюда очевидно, что результат будет больше начального в 3 раза.

Если мы в этом же примере \(\textcolor{red} {24\div 6}\) уменьшим делимое в 3 раза, то есть, разделим его на три равные части, то очевидно, что результат деления одной части на 6 будет в 3 раза меньше, чем результат деления трех таких же частей. Посмотрите сами. Начальное выражение \(\textcolor{red} {24\div 6}\) можно записать в виде: \(\textcolor{red} {(8+8+8)\div 6=8\div 6+8\div 6+8\div 6}\), а уменьшенное в 3 раза делимое даст нам только одно из трех таких слагаемых: \(\textcolor{red} {8\div 6}\).

При увеличении делителя в определенное количество раз, частное уменьшится в это же количество раз, а при уменьшении – увеличится.

Действительно, изменение
делителя означает, что делимое необходимо разделить на большее или меньшее
количество равных частей. Соответственно, если нужно разделить на большее число
частей, то каждая часть будет меньше, чем изначально, а если делить на меньшее
число частей, то каждая часть будет крупнее.

В случае одновременного изменения делимого и делителя, частное может вести себя по-разному, или же вообще оставаться без изменений. Если нужно узнать, станет оно больше или меньше, нужно сперва посмотреть, как частное изменится после изменения делимого, а потом – как изменится после изменения делителя.

При увеличении или уменьшении делимого и делителя в одинаковое количество раз, частное не меняется.

Классификация числовых величин

Признаки делимости — отдельные критерии, при помощи которых можно сделать вывод о целочисленном делении одной величины на другую. Следует отметить, что числа классифицируются на два вида:

  1. Простые.
  2. Составные.

Для определения первых нужно воспользоваться тремя методами: специальными таблицами, средствами вычислительной техники и расчетным способом. В каждом учебнике по математике находятся в дополнениях таблица простых чисел. Кроме того, в интернете можно загрузить специальные программы, позволяющие определить принадлежность значения к простой величине.

Последний метод называется ручным, поскольку для определения принадлежности к этой группе необходимо воспользоваться признаками делимости. Отличительной особенностью простого значения от составного является возможность осуществления операции деления нацело только на единицу или само себя. Составные величины включают другие множители, отличные от единицы и эквивалентного значения.

Специалисты рекомендуют занести признаки делимости на специальные карточки, сделанные из картона. На них необходимо разборчиво написать все правила целочисленного деления двух чисел. Начинающие математики, которые стремятся добиться больших успехов в этой дисциплине, должны придумать примеры к каждому, как это сделано для семерки.

Когда делитель больше делимого

Вызывают затруднение случаи, когда делитель получается больше делимого. Десятичные дроби в программе за 3 класс еще не изучаются, но, следуя логике, ответ надо записывать в виде дроби – в лучшем случае десятичной, в худшем – простой. Но (!) помимо программы, методику вычисления ограничивает поставленная задача: необходимо не разделить, а найти остаток! Дробная часть им не является! Как решить такую задачу?

Обратите внимание! Существует правило для случаев, когда делитель больше делимого: неполное частное равно 0, остаток равен делимому. Как разделить число 5 на число 6, выделив остаток? Сколько 6-литровых банок влезет в пятилитровую? Ноль, потому что 6 больше 5

Как разделить число 5 на число 6, выделив остаток? Сколько 6-литровых банок влезет в пятилитровую? Ноль, потому что 6 больше 5.

По заданию необходимо заполнить 5 литров – не заполнено ни одного. Значит, остались все 5. Ответ: неполное частное = 0, остаток = 5.

Деление начинают изучать в третьем классе школы. К этому времени ученики уже должны освоить таблицу умножения, что позволяет им совершать деление двузначных чисел на однозначные.

Решите задачу: 18 конфет нужно раздать пятерым детям. Сколько конфет останется?

Примеры:

14:3

Находим неполное частное: 3*1=3, 3*2=6, 3*3=9, 3*4=12, 3*5=15. 5 – перебор. Возвращаемся к 4.

Остаток: 3*4=12, 14-12=2.

Ответ: неполное частное 4, осталось 2.

Вы можете спросить, почему при делении на 2, остаток либо равен 1, либо 0. По таблице умножения, между цифрами, кратными двум существует разница в единицу.

Еще одна задача: 3 пирожка надо разделить на двоих.

4 пирожка разделить на двоих.

5 пирожков разделить на двоих.

Деление с остатком на 10, 100, 1 000

Рассмотрите внимательно примеры . На какие две группы можно их разделить?

79 : 10          450 : 10           900 : 100          817 : 100    95 000 : 1 000         95 600 : 1 000

Запишем в первый столбик примеры на деление без остатка, а во второй – с остатком.

450 : 10    

900 : 100    

95 000 : 1 000        

79 : 10   

817 : 100  

95 600 : 1 000

Вспомним, как разделить число на 10, 100, 1 000. При делении на 10  у делимого убираем один нуль, при делении на 100 – убираем два нуля, при делении на 1 000 – убираем три нуля. Очень просто! Решим примеры первого столбика.

450 : 10 = 45    

 900 : 100 = 9    

95 000 : 1 000 = 95 

А какое правило действует при делении на 10, 100, 1 000 с остатком?

У делимого не будем убирать цифры, а только лишь отступим (с конца) на одну цифру, если делим на 10, на две – если делим на 100, на три – если делим на 1 000. Вот так:

79 : 10           79

817 : 100          817

95 600 : 1 000       95 600

Получаем ответ и остаток.

79 : 10 = 7 (ост. 9)

817 : 100 = 8 (ост. 17)

95 600 : 1 000 = 95 (ост. 600)

Сделаем проверку умножением и прибавим остаток.

7 ∙ 10 + 9 = 79

8 ∙100 + 17 = 817

95 ∙ 1 000 + 600 = 95 600

Решили верно.

Ребята, помните о том, что при делении остаток должен быть меньше делителя!

Давайте проверим это правило в наших примерах.

79 : 10 = 7 (ост. 9)  9< 10

817 : 100 = 8 (ост. 17)  17 <100

95 600 : 1 000 = 95 (ост. 600)  600 < 1 000

Следующие примеры решите самостоятельно. Обязательно сравните остаток с делителем. Выполните проверку умножением.

714 : 100

54 : 10

78 340 : 1 000

Проверь себя.

714 : 100 = 7 (ост.14)  14 < 100    7 ∙ 100 + 14 = 714

54 : 10 = 5 (ост.4)  4 < 10    5 ∙ 10 + 4 = 54

78 340 : 1 000 = 78 (ост.340)  340 < 1 000    78 ∙ 1 000 + 340 = 78 340

Проверка результата деления целых чисел с остатком

После выполнение деления чисел с остатком необходимо выполнять проверку. Данная проверка подразумевает 2 этапа. Вначале идет проверка остатка d на неотрицательность, выполнение условия ≤d<b. При их выполнении разрешено выполнять 2 этап. Если 1 этап  не выполнился, значит вычисления произведены с ошибками. Второй этап состоит из того, что равенство a=b·c+d должно быть верным. Иначе в вычисления имеется ошибка.

Рассмотрим на примерах.

Пример 9

Произведено деление -521 на -12. Частное равно 44, остаток 7. Выполнить проверку.

Решение

Так как остаток – это число положительное, то его величина является меньше, чем модуль делителя. Делитель равен -12, значит, его модуль равен 12. Можно переходить к следующему пункту проверки.

По условию имеем, что a=−521, b=−12, c=44, d=7. Отсюда вычислим b·c+d, где b·c+d=−12·44+7=−528+7=−521. Отсюда следует, что равенство верное. Проверка пройдена.

Пример 10

Выполнить проверку деления (−17)5=−3 (ост. −2). Верно ли равенство?

Решение

Смысл первого этапа заключается в том, что необходимо проверить деление целых чисел с остатком. Отсюда видно, что действие произведено неверно, так как дан остаток, равный -2. Остаток не является отрицательным числом.

Имеем, что второе условие выполненное, но недостаточное для данного случая.

Ответ: нет.

Пример 11

Число -19 разделили на -3. Неполное частное равно 7, а остаток 1. Проверить, верно ли выполнено данное вычисление.

Решение

Дан остаток, равный 1. Он положительный. По величине меньше модуля делителя, значит, первый этап выполняется. Перейдем ко второму этапу.

Вычислим значение выражения b·c+d. По условию имеем, что b=−3, c=7, d=1, значит, подставив числовые значения, получим b·c+d=−3·7+1=−21+1=−20.  Следует, что a=b·c+d равенство не выполняется, так как в условии дано а=-19.

Отсюда следует вывод, что деление произведено с ошибкой.

Ответ: нет.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Связь деления с умножением, сложением и вычитанием

Когда мы выполняем находим
произведение двух чисел, эти числа нам известны, а от нас требуется найти
результат действия умножение. При делении (без остатка) нам известно
произведение двух чисел, а найти нужно такое число, которое при умножении на
известное данное число дает это самое произведение.

Следовательно, действие
деление является обратным действию умножения.

Справедливо также и
обратное, что действие умножение обратно действию деления. Таким образом:

Умножение и деление – это
взаимно обратные действия.

Связь деления с
умножением, а также со сложением и вычитанием прекрасно видна, если
рассмотреть, как с помощью этих действий можно выполнить действие деление.

Рассмотрим их на примере: 345 разделить на 69.

Деление двух чисел при помощи сложения

Чтобы узнать при помощи сложения, сколько раз число 69 содержится в 345, нужно складывать последовательно 69 до тех пор, пока не получим нужного нам числа:

\(\textcolor{red} {69+69=138}\) ;      \(\textcolor{red} {138+69=207}\);      \(\textcolor{red} {207+69=276}\);      \(\textcolor{red} {276+69=345}\).

Число 69 было слагаемым всего 5 раз, значит, \(\textcolor{red} {345\div 69=5}\) .

Деление двух чисел при помощи вычитания

Аналогично предыдущему способу, мы можем узнать, сколько раз в числе 345 содержится число 69, вычитанием. Для этого мы будем последовательно вычитать из 345 число 69 до тех пор, пока не получим нуль, и считать количество действий:

\(\textcolor{red} {345-69=276}\);      \(\textcolor{red} {276-69=207}\);      \(\textcolor{red} {207-69=138}\);     \(\textcolor{red} {138-69=69}\);      \(\textcolor{red} {69-69=0}\).

То есть, 69 от 345 можно отнять 5 раз, поэтому \(\textcolor{red} {349\div 69=5}\).

Деление двух чисел при помощи умножения

При помощи умножения узнать ответ на наш вопрос можно перебирая множитель числа 69 до тех пор, пока не получим заданное нам 345:

\(\textcolor{red} {69\cdot 2=138}\);     \(\textcolor{red} {69\cdot 3=207}\);      \(\textcolor{red} {69\cdot 4=276}\);     \(\textcolor{red} {69\cdot 5=345}\).

Искомое частное равно полученному множителю числа 69, то есть, 5.

Но эти три способа очень
громоздки, особенно если частное представляет собой очень большое число. Их
нужно знать только для того, чтобы понимать суть действия деления, суть тех
задач, которые решаются посредством него.

Задачи, в которых используется деление с остатком

В результате процесса деления, описываемого в этой статье, всегда получаются два числа, одно из которых является остатком, а другое – неполным частным. Поэтому оно будет полезно для решения двух разных типов задач:

1. Нахождение количества необходимых равных множеств, которые можно составить из заданного количества предметов, или же количества предметов в равных множествах, полученных в результате деления.

Например:

Пример 1

У нас есть 67 шаров, которыми мы будем наряжать елки. Если на каждую елку нужно 15 шаров, сколько всего елок можно нарядить? Результат мы получим после деления с остатком.

Другой пример:

Пример 2

У нас есть 162 книги, которые нужно упаковать в 40 ящиков. Число книг, которое мы будем класть в каждую коробку, можно определить в результате деления 162 на 40.

Вычислять мы можем не только количество предметов, но и изменения величин (массы, времени, длины и др.)

Например, на заводе произведено 6 113 л молока. Его нужно разлить в бутылки по 2 л. Мы можем вычислить неполное частное и понять, сколько бутылок будет в итоге. Или же если на производство какого-то изделия тратится 3 часа, то мы можем найти, сколько можно их выпустить за один восьмичасовой рабочий день.

2. Задачи второго типа направлены на вычисление количества предметов в исходном множестве, которые остались после деления. Это могут быть не только предметы, но и величины.

Например: 

Пример 3

У нас есть 197 конфет, которые раскладываются по коробкам. Мы знаем число этих коробок – оно равно 20. Деление 197 на 20 подскажет нам, сколько конфет остались неупакованными.

Пример 4

Чтобы изготовить бетонную плиту, надо израсходовать 750 кг цемента. Если мы закупили 12 900 кг, на сколько плит нам хватит? Результат мы вычислим в результате деления с остатком.

Деление с остатком целых отрицательных чисел

Сформулируем правило деления с остатком целых отрицательных чисел:

Для получения неполного частного с от деления целого отрицательного числа a на целое отрицательное b, нужно произвести вычисления по модулю, после чего прибавить 1. Тогда можно произвести вычисления по формуле:

d = a − b * c

Из правила следует, что неполное частное от деления целых отрицательных чисел — положительное число.

Алгоритм деления с остатком целых отрицательных чисел:

  • найти модули делимого и делителя;
  • разделить модуль делимого на модуль делителя;
  • получить неполное частное и остаток;
  • прибавить 1 к неполному частному;
  • вычислить остаток, исходя из формулы d = a − b * c.

Пример

Найти неполное частное и остаток при делении −17 на −5.

Как решаем:

Применим алгоритм для деления с остатком.

Разделим числа по модулю. Получим, что неполное частное равно 3, а остаток равен 2.

Сложим неполное частное и 1: 3 + 1 = 4. Из этого следует, что неполное частное от деления заданных чисел равно 4.

Для вычисления остатка применим формулу. По условию a = −17, b = −5, c = 4, тогда получим d = a − b * c = −17 − (−5) * 4 = −17 − (−20) = −17 + 20 = 3.

Получилось, что остаток равен 3, а неполное частное равно 4.

Ответ: (−17) : (−5) = 4 (остаток 3).

Связи между делимым, делителем, неполным частным и остатком

Чтобы установить связи между делимым, делителем, неполным частным и остатком обратимся к следующему примеру.

Пусть мы разделили a предметов в b кучек, при этом в каждой кучке оказалось c предметов и в исходном множестве осталось d предметов, то есть, в силу смысла деления натуральных чисел с остатком имеем a:b=c (ост. d). Теперь рассмотрим возможные ситуации.

Нахождение делимого, если известен делитель, неполное частное и остаток

Если вновь объединить образовавшиеся b кучек по c предметов и добавить к ним оставшиеся d предметов, то понятно, что мы получим исходное множество, состоящее из a предметов. Описанным действиям в силу и соответствует следующее равенство c·b+d=a. А если вспомнить и , то полученное равенство можно переписать в виде a=b·c+d. То есть, делимое равно сумме двух слагаемых, первое из которых есть произведение делителя и неполного частного, а второе – остаток.

Полученное равенство вида a=b·c+d позволяет вычислять неизвестное делимое, если известен делитель, неполное частное и остаток.

Пример.

Чему равно делимое, если делитель равен 7, неполное частное равно 11, а остаток равен 2?

Решение.

В этом примере b=7, c=11 и d=2, то есть, у нас есть все данные, чтобы вычислить делимое. Его значение равно значению выражения b·c+d=7·11+2. Вспомнив порядок выполнения действий, получаем 7·11+2=77+2=79 (при возникновении затруднений с вычислениями обращайтесь к статьям умножение натуральных чисел и сложение натуральных чисел).

Ответ:

делимое равно 79.

Следует также отметить, что осуществляется проверкой справедливости полученного равенства a=b·c+d.

Нахождение остатка, если известно делимое, делитель и неполное частное

По своему смыслу остаток d – это то количество элементов, которое остается в исходном множестве после исключения из его a элементов b раз по c элементов. Следовательно, в силу смысла умножения натуральных чисел и справедливо равенство d=a−b·c. Таким образом, остаток d от деления натурального числа a на натуральное число b равен разности делимого a и произведения делителя b на неполное частное c.

Полученная связь d=a−b·c позволяет находить остаток, когда известно делимое, делитель и неполное частное. Рассмотрим решение примера.

Пример.

При делении натурального числа 67 на 15 было получено неполное частное 4, чему равен остаток?

Решение.

Здесь a=67, b=15, c=4. Остаток d мы найдем, если вычислим значение выражения a−b·c=67−15·4. Так как 15·4=60, то 67−15·4=67−60=7. Таким образом, остаток равен семи.

Ответ:

7.

Нахождение неполного частного, если известно делимое, делитель и остаток

Теперь давайте из исходного множества исключим количество элементов, равное остатку от деления. При этом в силу смысла вычитания натуральных чисел мы получим множество, состоящее из a−d элементов. Понятно, что элементы полученного множества можно разделить без остатка на b множеств, и в каждом множестве будет по c элементов. Таким образом, в силу будет справедливо равенство (a−d):b=c, которое можно переписать так c=(a−d):b.

Итак, чтобы найти неизвестное неполное частное c нужно от делимого a отнять остаток d и полученный результат разделить на делитель b.

Пример.

При делении натурального числа 221 на натуральное число 52 получился остаток 13. Чему равно неполное частное?

Решение.

Если от делимого 221 отнять остаток 13 и полученный результат разделить на делитель 52, то получится искомое неполное частное: (221−13):52=208:52=4 (здесь деление легко проводится ).

Ответ:

неполное частное равно 4.

Нахождение делителя, если известно делимое, неполное частное и остаток

Опять из исходного множества, содержащего a элементов, исключим d элементов. Понятно, что полученное множество будет содержать a−d элементов, из которых можно сформировать множества по c элементов, причем таких множеств получится b штук. Отсюда в силу смысла деления натуральных чисел будет справедливо равенство (a−d):c=b, которое можно переписать в виде b=(a−d):c.

Таким образом, чтобы вычислить неизвестный делитель b, нужно из делимого a вычесть остаток d, и полученную разность разделить на неполное частное c.

Пример.

Деление с остатком натурального числа 877 на некоторое натуральное число было получено неполное частное 35 и остаток 2. Чему был равен делитель?

Решение.

Отнимем от делимого 877 остаток 2, имеем 877−2=875. Теперь разделим полученное число 875 на известное неполное частное 35, результат нам даст искомое значение делителя. Выполним деление натуральных чисел столбиком:

Таким образом, искомый делитель равен 25.

Ответ:

25.

Список литературы.

  • Математика. Любые учебники для 1, 2, 3, 4 классов общеобразовательных учреждений.
  • Математика. Любые учебники для 5 классов общеобразовательных учреждений.

Деление чисел, оканчивающихся нулями

Решим устно примеры: 240 : 40, 720 : 80.

Заменим делитель произведением двух чисел: 40 = 4 ∙ 10, 80 = 8 ∙10.

240 : 40 = 240 : (4 ∙ 10) = 240 : 10 : 4 = 6

720 : 80 = 720 : (8 ∙10) = 720 : 10 : 8 = 9

Попробуем решить пример более сложный.

1560 : 60

Заменим 60 произведением 6 ∙ 10

1560 : 60 = 1560 : (6 ∙ 10) = 1560 :10 : 6 = 156 : 6

Затруднились?

Действительно, 156 разделить на 6 устно трудно. Значит, этот способ здесь не подходит!

Будем делить столбиком.

Теперь самостоятельно поработайте с  числами, которые оканчиваются  нулями. Устно выполняйте вычисления в первом столбике, письменно – во втором.

640 : 80

210 : 30

720 : 30

1280 : 80

Проверь себя.

640 : 80 = 640 : (8 ∙ 10) = 640 : 10 : 8 = 8

210 : 30 = 210 : (3 ∙ 10) = 210 : 10 : 3 = 7

 

Правило встречается в следующих упражнениях:

3 класс

Страница 61. Вариант 2. Тест 2,
Моро, Волкова, Проверочные работы

Страница 29,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 30,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 32,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 59,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 68,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 34,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Страница 58,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Страница 63,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Страница 73,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

4 класс

Страница 20,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 1

Страница 10. Вариант 1. Проверочная работа 3,
Моро, Волкова, Проверочные работы

Страница 11. Вариант 2. Проверочная работа 3,
Моро, Волкова, Проверочные работы

Страница 20,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 29,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 30,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 35,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 55,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 103,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, часть 2

Страница 55,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, часть 2

5 класс

Задание 538,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 545,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 879,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 1082,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 1086,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 1087,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 1161,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 1827,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Номер 756,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 1139,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

6 класс

Номер 1,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 349,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 727,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 764,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 996,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 1098,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 1143,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 1148,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 1276,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Задание 1083,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

7 класс

Номер 32,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 47,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 209,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 330,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 331,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Номер 341,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Задачи, которые решаются при помощи действия деления

В курсе математики
средней школы наиболее часто используется деление при решении таких задач,
когда нужно:

  • Узнать, во сколько раз одно число меньше и больше другого? Этот вопрос может звучать по-другому: сколько раз меньшее число содержится (помещается) в большем? Или: сколько раз поместится в большем числе меньшее?Например: сколько пятиграммовых стиков сахара находится в килограммовой упаковке? (1000 г : 5 г = 200 шт.).
  • Число разделить на заданное количество равных частей.Например: сколько получится грамм сахара в каждом пакете, если пересыпать килограмм сахара в 5 одинаковых пакетов поровну? (1000 г : 5 шт. = 200 г).
  • Уменьшить число в заданное количество раз.Например: для приготовления блюда на 5 человек использовали 1 кг сахара, а сколько сахара потребуется для приготовления этого же блюда для одного человека? (1000 г : 5 чел. = 200 г).

Общие сведения

Деление с остатком используется практически во всех дисциплинах с физико-математическим направлением. Операция позволяет записывать значения с выделением целой части. Одним из направлений является программирование. В этой дисциплине используются различные алгоритмы, работа которых основана на этом виде деления.

Следует отметить, что для выполнения этой операции существует определенная методика. Однако для ее реализации необходимы начальные знания. К ним относятся следующие:

  1. Понятие о частном.
  2. Правила делимости двух величин.

Операция частного состоит из трех элементов: делимого q, делителя p и их результата r. Выражение в математической форме имеет такой вид: q/p=r или q: p=r. Далее необходимо разобрать определение каждого компонента.

Делимое — числовое значение, которое нужно разделить на один из сомножителей. Делитель — один из множителей, на которые делится величина делимого. Результат операции называется частным двух или более чисел. Следует отметить, что деление классифицируется на два вида: без остатка и с его наличием.

В первом случае частное является целочисленным значением, а во втором — образуются две величины, а именно: целая часть и остаток. Последний записывается в скобках со знаком «плюс» и «минус». Например, 12 (+1) и 12 (-1). Первая величина эквивалентна 13, а вторая — 11. Затем следует разобрать правила делимости одного числа на другое.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector