Как научить ребенка выговаривать букву р с помощью упражнений дома

Содержание:

Учим ребенка говорить букву “р”

В занятиях важно использовать комплексный подход:

  • регулярно заниматься с логопедом;
  • делать упражнения для постановки звука “р” у детей в домашних условиях;
  • использовать речевой материал для автоматизации звука “р” в повседневных делах: вместе с ребёнком учить скороговорки на букву р, рассматривать картинки, чтобы был звук и буква “р”.

Заниматься можно и с логопедом, и дома самостоятельно. Если выбран второй вариант, первичная консультация со специалистом обязательна.

Постановка звука “р”

Чтобы ребёнку понять, как научиться говорить букву “р”, сначала нужно освоить, как её выговорить изолированно. На этом этапе происходит знакомство со звуком: узнать, как выглядит буква “р”: раскраска, стихотворения с её изображением.

  • Для постановки звука нужно уловить, как он произносится, на что похоже его звучание. Малыш открывает рот, прижимает язык к нёбу, как в разминочных упражнениях, и быстро выговаривает «д-д-д». Во время этого попросите его произнести этот звук на сильном выдохе. Это ещё не будет «р», но он запомнит, какой должна быть вибрация.
  • Для следующего упражнения нужен логопедический шпатель. Для начала попросите малыша выговаривать «жжж» с широко открытым ртом. После того, как ребёнок поймёт, как это делать, введите шпатель под язык и помогайте ребёнку раскачивать его влево-вправо. Произношение «жжж» и колебания шпателем помогут понять, какой должна быть вибрация.
  • Пускай ребёнок произносит слог «зза», отодвигая язык, как можно глубже к горлу. Одновременно введите шпатель также, как в предыдущем упражнении, и помогайте двигать язык из стороны в сторону. Должен получится чёткий звук р.

Как только малыш освоил проговаривание без шпателя, переходите упражнениям на на автоматизацию звука р.

Автоматизация звука “р”

После того, как малышу удалось научиться произносить букву, учат использовать её в слогах. Сначала автоматизация твёрдого и мягкого звука р в слогах и лишь потом переход к следующему пункту.

  • Автоматизация звука в словах. Начинать нужно с коротких и переходить к длинным, чтобы ребёнок мог разговаривать, используя такие слова в предложениях.
  • Автоматизация звука р в длинных предложениях.

Лишь на этом этапе используют скороговорки на “р”, учат логопедические стихи.  Также используйте загадки про букву р, чтобы он её проговаривал в качестве ответа.

Анализ речи ребенка и упражнения по её развитию

Нужно иметь хорошо сформированный речевой аппарат, чтобы правильно и красиво говорить. Это дело наживное, и чем раньше начнете занятия по его развитию, тем лучше получите результат.

Хорошего показателя произношения буквы «Р» можно добиться, выполняя упражнения с ребенком в возрасте 5-6 лет. В 12 уже сложнее: понадобится профессиональная помощь логопеда, но занятия дома всегда приветствуются.

Затем переходите к «Л». Ее нужно выговаривать твердо. От твердой «Л» легче всего перейти к «Р», так как язык в нёбе размещается практически одинаково. Только буква «Р» требует вибрации кончика языка.

Отучить картавить поможет упражнение по растяжке подъязычной «уздечки».

Почему рычать трудно

Для каждого малыша возраст, в котором он заговорит правильно, как и вообще заговорит — величина индивидуальная. Здесь играет роль темперамент малыша и то, много ли людей с ним общаются.

Буква «р» трудна для некоторых детей, потому что требует достаточно развитого речевого аппарата и тренированной подъязычной уздечки. Логопеды рекомендуют ставить этот звук последним. Обычно это происходит в 5-6 лет.

Причины проблем с произношением буквы «р»:

  • Ребенок подражает старшим, а некоторые домочадцы сами плохо выговаривают букву р.
  • Короткая подъязычная уздечка — затрудняет движение языка.
  • Нарушение слуха.
  • Еще одной причиной «картавости» может быть неправильный прикус, когда передние зубы перекрывают нижние больше, чем наполовину.

Совет! Следите за прикусом. Частое сосание пустышки или соски может привести к проблеме с артикуляцией.

Развиваем речь

Родителей в речи их ребенка в основном пугает неправильное произношения звука «р», являющегося самым сложным. Однако начинать паниковать раньше, чем ребенку стукнет 5-6 лет, не стоит, потому что выговаривать данный звук дети могут научиться именно к указанному возрасту.

Вот несколько причин, почему дети не могут правильно произносить звук “р”:

  • Короткая подъязычная уздечка.
  • Звук не автоматизирован.
  • Ребенок подражает тем, кто неправильно выговаривает звук.
  • Фонетический слух недоразвит.
  • Малыш заменяет этот звук на другой.
  • Расстройство речи, которое связано с поражением коры головного мозга. В данном случае нужен комплексный подход не одного специалиста.

Как научиться выговаривать букву Р

Важным условием постановки звука является систематичность. С ребенком необходимо заниматься по 15-20 минут ежедневно. И это не только занятия с логопедом.

В домашних условиях родителям следует использовать упражнения, которые помогут выработать необходимые движения языка. Гимнастику нужно проводить каждый день, однако следите, дабы ребенок не уставал. Идите от более простых упражнения к сложным, сначала выполняйте их медленно, и постепенно увеличивайте количество повторений.

Все упражнения лучше делать перед зеркалом, пока малыш не научиться делать их уверенно. Также советуем делать их вместе с ребенком, чтобы он вам подражал.

Индюк

Приоткройте рот и широким кончиком языка попытайтесь быстро двигать вперед-назад по верхней губе, при этом произносите звук, который близок к “бл-бл-бл”. Данный звук необходимо тянуть 5-7 секунд, предварительно сделав глубокий вдох.

Грибок

Откройте рот и покажите зубы. Цокнув языком, присосите к небу плоский язык и в таком положении удерживайте 5-10 секунд. “Ножка гриба” – это уздечка языка, а “шляпка” – сам язык. Повторяйте упражнение 2-3 раза.

Лошадка

Приоткройте рот и улыбнитесь, показав зубы. Начните языком медленно цокать, затем быстрее, быстрее и опять медленно. Это делать нужно с небольшими паузами. При этом старайтесь не двигать нижней челюстью.

Маляр

Широко откройте рот и улыбнитесь, показав зубы. Кончиком языка двигайте по небу вперед-назад (до зубов и подальше к горлышку), будто “красите потолок”. Язык не должен выскакивать за зубы, а также двигать вправо-влево или открываться от “потолка”. Также и нижняя челюсть не должна двигаться. Повторяйте данное упражнение по 5-6 раз в каждую сторону.

Вкусное варенье

Плоским широким кончиком языка оближите верхнюю губу сверху вниз. При этом нужно, чтобы были видны нижние зубы (нижнюю губу оттяните вниз, зубы не должны прикусывать язык). Повторяйте 3-5 раз.

Скороговорки для объединения звуков Л и Р

Лара и Валя играют на рояле.
Пал град на пять гряд.
Король – орел, орел – король.
Враль клал в ларь.
Малина – не Марина.
Марина малину перебирала, а Арина грибы мариновала.

Скороговорки для постановки звуков Рь и Р

Добры бобры идут а боры.
У редьки и репки корень крепкий.
Три вороны на воротах.
Бобр добр до бобрят.
Пекарь Петр пек пирог.
Три вороны – на воротах. Три сороки – на пороге.

Как я исправлял картавость во взрослом возрасте: в 25 лет.

Внимание, я не логопед и я не знаю, всё ли я делал правильно. Мне это помогло и это самое главное!. Если быть более точным, исправлять картавость я начал в апреле, когда мне было еще 24 года

Если быть более точным, исправлять картавость я начал в апреле, когда мне было еще 24 года.

К этому делу я подошел со всей ответственностью и крайне сильно надоел своей жене, но спасибо ей за терпение. 

С чего я начал? Люди, которые картавят во взрослом возрасте, когда думают также картавят. Вот только не нужно обманывать себя и говорить, что это не так. Это так:) Ведь когда мы думаем, мы пытаемся сказать своим голосом что-то про себя. А для человека, который Р не умеет выговаривать, даже представить невозможно, как она звучала бы из его уст.

Апрель 2017: забываем про горловое Р.

Значит первым делом нужно было избавиться от картавости в голове. Это просто психологический момент, на который я потратил целый месяц. Звучит странно и смешно, но это помогло в будущем не путаться между горловой Р и Р произнесенной правильным способом. Хотя первый месяц я все равно путался, но когда я начал говорить с людьми правильно, очень быстро я забыл про горловой Р, примерно за неделю.

Далее я начал пытаться перенастроить артикуляционный аппарат на произношение Р. Я это делал через Ж. Банально дома, при общении произносил вместо слова Гггоссия (Россия), Жоссия, Габота у меня трансформировалась в Жабота и так далее. На это у меня ушло примерно две недели.

Далее я перестал страдать фигней и начал усиленно заниматься. Это было уже ближе к концу мая 2017 года.

Май 2017: пробуем дома поставить изолированный звук Р (не получилось).

Кстати, если вы не картавили и у вас возникает в голове мысль: ну ведь произносить Р так легко! Что здесь сложно? То все нормально. У жены была та же самая мысль. Она очень чисто произносит все звуки русского алфавита, я ее просил открывать рот и пытаться произнести звук Р. Смешно же! Но зато я наглядно видел, как этот звук  нужно произносить.

А появляется этот звук из-за вибрации кончика языка о зубы и альвиолы. Я пробовал и так, и так, но со временем язык нашел сам правильную позицию, для произношения Р. Вот вы задумывались об этом? Для меня эта позиция: между резцами и альвиолами. По середине.

Я у нее спрашивал, как ты это делаешь? Ответ конечно же меня убивал: оно само, я даже не могу объяснить. 

Забегая вперед скажу — нужно 10005000 часов тренировок мышц языка. Кончик языка должен вибрировать даже от слабого дуновения на него. Только так. Только через боль и тренировки (ага) у меня появился звук Р. Я вращал языком, я кусал его, чистил его щеткой, делал упражнения из интернета и так далее. Плюс нужно помнить про воздушный поток, он должен быть направлен на кончик языка. Ну после 100 занятий у вас это будет на автомате:)

Как научиться говорить букву Р

Прежде чем приступить к постановке звуков, необходимо соблюдать некоторые правила:

  1. Принцип от простого к сложному. Невозможно сразу же научить ребёнка выговаривать правильно звуки. Нужно постепенно усложнять задачу, и результат вам гарантирован.
  2. Занятия должны быть интересными. Не стоит заставлять ребёнка заниматься, ведь это только оттолкнёт его, и добиться успеха будет намного сложнее. Ваше чадо перестанет заниматься, так и не научившись произносить звук р, начнёт выговаривать его с помощью горла. Горловое р очень сложно устранить, практически невозможно.
  3. Выполняйте упражнения регулярно. Нескольких занятий будет недостаточно.

Техника постановки звука

  • Для начала ребёнок должен научиться выговаривать букву р отдельно, при этом выполнять упражнения: открыть рот и кончик языка направить за верхние зубки, затем ритмично и быстро проговаривать звук «д-д-д» или «з-з-за». Попросите ребёнка постучать по нёбу, при этом сильно дуть на кончик язычка. Выработка вибрации — первая ступень в постановке сонорного звука. Иногда, чтобы научиться говорить звук р, необходимо выполнять упражнения с механической помощью — специальных логопедических зондов или подручных средств в домашних условиях. При необходимости логопед обучит вам этому методу.
  • Затем закрепить произношение звука р необходимо в слогах прямых и обратных ( ра-ро-ру, ар-ор-ур и другие).
  • После того как ваш ребёнок научился правильно выговаривать звук, необходимо закрепить произношение в предложениях, скороговорках. Часто родители допускают огромную ошибку, пытаясь исправить звукопроизношение своих детей, используя лишь скороговорки. Запомните — этого делать не стоит, так как ребёнок неправильно подготовлен к постановке звука.

Упражнения для постановки звука

Выполняйте упражнения ежедневно перед зеркалом вместе со своим ребёнком. Это не только полезно, но ещё и весело. Для начала нужно подготовить губы:

  1. Улыбнитесь. Пусть ребёнок задержит эту позу около 10 секунд.
  2. Сложите губы трубочкой. Выполните это упражнение в течение 7-10 секунд.

Упражнения для языка:

  • «Маляр». Попросите ребёнка направить язычок вверх к нёбу. Проведите им вперёд и назад, как будто язык — это волшебная кисточка.
  • «Лошадка». Пусть ребёнок попробует сделать язычком так, как лошадка.
  • «Чистим зубки». Почистите язычком верхние и нижние зубы.
  • «Грибочек». Попробуйте направить язычок к нёбу и задержать его в этом положении, широко открыв рот. Таким образом, уздечка будет ножкой, а язык шапочкой грибочка.
  • «Индюк». Направьте язык к верхней губе и произнесите «Бл-бл-бл».
  • «Чашечка». Попробуйте завернуть боковые края языка и направить кончик языка вверх.

Научить ребёнка выговаривать звук р необходимо с помощью весёлых и занятных игр. Упражнение «Заведи моторчик» можно выполнять с помощью ватной палочки или пальчика вашего малыша, при этом очень тщательно вымыть руки. Попросите ребёнка выговаривать звук «д-д-д» при этом язык должен быть направлен за верхние зубки. Вы же должны помочь пальчиком вызвать вибрацию языка, направляя его рядом с уздечкой. Повторите это упражнение несколько раз, пусть ребёнок прислушается к себе. Возможно, он поймёт, как правильно «рычать», и всего-навсего нужно будет только закрепить звук в слогах и предложениях.

Упражнения для дыхания

  1. «Свечка». Представьте, что перед вами торт со свечкой. Попробуйте устроить соревнование: кто быстрее её задует.
  2. «Буря в стакане». Для выполнения этого упражнения необходимо: налить в прозрачный стаканчик немного водички, взять коктейльную трубочку и подуть в неё. Таким образом, получаются большие волны. Если же пузырьки будут небольшие, это свидетельствует о том, что у ребёнка нарушено речевое дыхание.
  3. «Снежинка»(листик, жучок, бабочки и другие). Вырежьте с бумаги снежинку и подуйте на неё. Следите, чтобы во время выполнения данного упражнения щёки ребёнка не надувались, вдох нужно делать через носик. Попробуйте подуть сначала медленно, а потом сильней. Для этого упражнения можно взять обычную вату.
  4. «Футбол». Выложите из кубиков или сделайте маленькие игрушечные ворота. Возьмите шарик или маленький кусочек ваты. С помощью трубочки попробуйте забить противнику гол в его ворота.
  5. «Весёлый лабиринт». Для выполнения упражнения потребуется кусочек ваты и счётные палочки. С помощью счётного материала выложите лабиринт и попробуйте дойти до финиша, передвигая вату струёй воздуха.

Работа логопеда

С дикционными проблемами поможет справиться квалифицированный логопед, который определяет причину неправильного произношения, изучает характер говора, распознает структуру нарушений. Для постановки точного диагноза он направляет маленького пациента на дополнительную консультацию к невропатологу, который может выявить проблему в головном мозге (ребенок может не говорить «р» при дислалии, дизартрии, брадилалии).

Доктор проводит занятия с малышом на протяжении минимум 2-х месяцев. Он обязательно проконсультирует родителей о правилах развития речи:

  • разъяснение точности расположения артикуляционных органов;
  • демонстрация правильности произношения;
  • объяснение необходимости вибрации языка;
  • использование дополнительных приспособлений (ватных палочек, зондов, сосок и т. д.).

Третий способ постановки «Р»

Здесь уже нужно прибегнуть к механике. Вам понадобятся ватные палочки, пользуйтесь ими очень аккуратно, следя за состоянием малыша.

Школьник издаёт протяжный звук З, краешком языка прикасаясь к альвеолам. «Вылетает» фрикативный Р.

В то время, как ребёнок произносит фрикативный Р, аккуратно введите ему под язык конец ватной палочки.

Аккуратно, но быстро двигайте палочкой из стороны в сторону под языком ребёнка, задевая снизу кончик языка. В тоже самое время палочка должна касаться и альвеол. Это позволит малышу направить воздушный поток – школьник будет дуть в место касания.
Возникнет вибрация языка

Выйдет грубоватый Р.
Важно, чтобы ребенок не прекращал тянуть звук Р.
Рот необходимо чуть приоткрыть. Только для того, чтобы в него входила палочка для помощи «дрожания» языка.

Скажите ребенку, что он выговаривает Р (словно рычит большой тигр).

После того, как вибрация станет постоянной, проговорите слог РА по карточке с символом А (учите тигра разговаривать).

Упражнения для постановки произношения

Поставить правильный звук можно и при домашнем обучении. В начале занятий выполнять упражнения нужно только на букву «r», затем переходить к слогам и словам. Так как звук меняется в зависимости от позиции, стоит проработать отдельно каждую из них: в начале, середине и на конце.

Поэтому начинать следует с прослушивания отдельных слов со звуком «р». Можно пытаться повторить их сначала синхронно с диктором, затем самостоятельно. Выполнять упражнения стоит не меньше 2-х раз в день.

Быстро научиться выговаривать правильно парижское «р» поможет упражнение «шахта». Нужно несколько раз произнести это слово и понаблюдать за ощущениями на звуке «х». Затем в этой позиции добавить немного голоса и заменить глухой звук на звонкий. Это и будет правильное «р». В последующем стоит следить за тем, чтобы не возникали вибрации, если буква расположена не на конце слова.

Хорошее упражнение можно провести со стаканом воды. Стоит набрать немного в рот, запрокинуть голову и начать полоскать горло. Затем нужно подать голос и постепенно выдыхать. По ощущениям и позиции артикуляционных органов это будет звук «г» на манер украинского произношения. Когда мышцы привыкнут, воду можно выплюнуть. Затем стоит снова попытаться вернуть ту же артикуляционную позицию. В ней и произносится картавое французское «р».

Другое хорошее упражнение для правильной артикуляции — работа непосредственно с языком. Его нужно полностью выпрямить и почувствовать, как напрягается задняя часть. Затем в таком положении стоит попробовать произнести звук «р» несколько раз. При этом язык не должен слишком напрягаться, стоит избегать возникновения вибраций.

Правила для логопедических занятий дома

Успешность домашних уроков зависит не только от наличия нужных пособий и плана работы, согласованного с логопедом. Очень большое значение имеет сама организация занятий. Вот несколько простых правил, которые помогут добиться отличного результата:

Все логопедические упражнения для детей нужно проводить регулярно, но по чуть-чуть. Не стоит стараться сделать сразу артикуляционную гимнастику, поиграть в речевые игры, заполнить рабочую тетрадь. Лучше каждому виду упражнений уделять несколько минут, а не устраивать целый «день логопедии».
Не заставляйте выполнять задания «из-под палки», развивающие занятия для детей должны напоминать игру. Придумайте несложный сюжет (например, путешествие во вселенную звуков), подготовьте небольшие призы-оценки (наклейки, бумажные звездочки), устраивайте физ-минутки.
Хвалите, поддерживайте маленького ученика, если он делает хотя бы крошечные успехи

Акцентируйте внимание на достижениях, пусть даже небольших, постепенно прогресс будет все более очевидным.
Подберите для домашней тренировки хорошие рабочие тетради. Они должны быть не только профессиональными по содержанию, но и яркими, красочными, увлекательными

Идеально, если в заданиях есть элементы интерактива (возможность что-то дописать, дорисовать). Такой материал позволяет заинтересовать дошкольника, наглядно показывает ему «пройденный путь», успех.
Не ждите мгновенных результатов, проявите терпение, мягкую настойчивость. Процесс постановки, закрепления, дифференциации звуков — сложный, на него уходят месяцы даже у опытных логопедов. Соблюдайте намеченный план и результаты постепенно появятся.

Упражнения

Весь комплекс упражнений можно условно разделить на этапы:

  • Артикуляционная (речевая гимнастика). Такие занятия тренируют разнообразные мышцы речевого аппарата (языка, губ, щек) и подготавливают их к произношению сложных звуков. При этом тренируется выдох, растяжение уздечки, укрепление языка в поднятом положении.
  • Развитие фонематического слуха. Ребенок учится слушать и переводить звуки окружающей среды в речь.
  • Собственно постановка звука «Р». Производится, когда малыш освоил различные техники речевой гимнастики.
  • Автоматизация произношения. Эта техника нужна для введения «Р» в беглую речь.

В следующей таблице описано, как научить ребенка выговаривать букву «Р» правильно.

Этапы освоения звука «Р»
Название техники
Упражнения
На что нужно обратить внимание
Подготовительный
Артикуляционная гимнастика.
Тренировка выдоха.
Нужно следить за плавностью и неспешностью совершаемого выдоха

В то же время, выдох должен быть достаточно интенсивным и мощным.
Плавно надуть-сдуть щеки.Медленно подуть на огонек свечи.Подуть на ручки, как будто согревая их.Шарик от пинг-понга загнать в условленные ворота с помощью мощного точного выдоха.Развитие фонематического слуха.
Изобразить, как чувствует себя человек, когда ему холодно, произнести утрированно «б-р-р-р», тигр рычит «р-р-р», машина заводится «д-р-р-р».
Важно озвучивать каждое звуковое событие или слово, выделяя интонационно именно трудный звук.
Произнести слово и попросить малыша хлопнуть в ладоши, когда он слышит слово со звуком «Р».Развитие языка и губ
Каждое упражнение повторяется минимум по 5 раз за одно занятие.
Заборчик. Ребенку нужно растянуть рот в улыбке, чтобы все зубы было видно

Проводить языком по зубам влево-вправо.
Нужно следить, чтобы ребенок не напрягал сильно губы. Выполнять упражнение нужно медленно.
Окошко. Нужно широко открыть и закрыть рот.

Трубочка. Вытянуть губы трубочкой.

Часики. Кончиком языка постучать попеременно по правому и левому уголку рта.
Рот растянуть в улыбке.
Качели. Ребенок широко раскрывает рот, двигает языком вниз-вверх, попеременно касаясь зубов. Задерживает язык у верхних зубов на 10 секунд.
Рот открыт.
Лошадка. Языком пощелкать по нëбу, копируя бег лошадки.
Рот растянут в улыбке.
Запуск звука «Р»
Постановка правильного произношения звука и закрепление языка в нужном положении.
Грибочек. Выполняя предыдущее упражнение, остановить язык, прижимая его к верхнему нëбу на 10 секунд.
Язык должен быть напряжен, кончик расслаблен и совершает вибрирующие движения.
Автоматизация «Р»
Соединение правильного «Р» с гласными звуками.
Прижать к нëбу язык, под него поставить указательный пальчик. Сильно подуть на язычок в таком положении, произнося «дддд». В это время пальчиком нужно совершать частые движения вправо-влево.

Варьируются данные звуки, каждый слог доводится до автоматизма.
Произнести несложные звукосочетания «дра», «дру», «дро», «тра», «тру», «тро».

Позднее убирать начальные звуки и оставить только «ра», «ро», «ру».

После того, как звуки отточены, вводятся слова. Начать нужно со слов, которые начинаются на звук «Р» или «Тр».
Ввести обратные слоги «ар», «ур», «ор».

Потом можно ввести слова, где «Р» стоит посередине, далее в конце.
Рак, трава, рубашка, рука. Корова, порог, забор.

Параллельно нужно учить ребенка различать твердое и мягкое «Р».
Катер-море, сапер-коряга.
Для смягченного «Р’» язык надо прижимать ближе к нëбу и выдвигать ближе к зубам. Для произношения твердого звука язык нужно расслабить и расположить немного глубже.

Придерживаясь определенного порядка в действиях, можно добиться хорошего результата. Надо сразу нацелиться на длительную и терпеливую работу с ребенком и не спешить – это залог успеха в таком непростом деле.

Как быстро научиться выговаривать букву р

Правильно и бегло произносить букву Р, весьма сложная задача, и распространённая. Для работы с ребёнком, упростят помогающие действия родителей, но взрослым придётся самостоятельно решать эту проблему. Выполняйте ежедневно следующие рекомендации:

  1. Как и детям, советуется проговаривать скороговорки, при этом, особый акцент отдаётся словам, с частым использование буквы Р.
  2. Частой ошибкой, полученной в детстве, когда воздух остаётся в горловине и не выпускается наружу. Тем временем, происходит нужного дрожания конца языка, что является обязательным критерием при произношении звуков «Р». В устранение изъяна, улыбнитесь, поднимая язык к нёбу, выпуская воздух, раскройте рот.

Для улучшения подвижности кончик, также, натяните рот в улыбке, выпустите язык, легко покусывайте его кончик. Выполняйте данное упражнение в течение десяти секунд, затем отдых, снова повторите. Эту разминку необходимо повторять четыре раза в неделю, в день, а вообще, чем чаще, тем лучше.

Трудности с произношением: почему ребенок не выговаривает «Р»

В речевом развитии звук «р» считается одним из самых сложных для проговаривания, поэтому для его изучения логопеды отводят большой временной отрезок. Так, двухлетний ребенок еще не может говорить букву Р внятно и четко. Но к 5-6-летнему возрасту настает время для продуктивных результатов в звукопроизношении.

В каком случае произношение Р считается неправильным:

  • При озвучивании слова «р» выпадает из произношения (караван – «ка_аван»);
  • В словах с буквой «р» ребенок изменяет/проглатывает окончание;
  • Малыш в своей речи заменяет «р» в словах на более простые звуки «ы», «л» или «й» (радуга – «ладуга», дерево – «дейево» и т.д.);
  • Звук «р» ребенок произносит с вибрацией или гортанно, на французский манер.

Обратите внимание! Неправильное произношение допустимо по мере подготовки артикулярного аппарата ребенка к овладению звуками речи. Но когда 1,5-2 года тренировок не приводят к улучшению речи, есть повод насторожиться.. Видео-помощник: учимся красиво говорить звук “Р”:

Видео-помощник: учимся красиво говорить звук “Р”:

Факторы организма, влияющие на сложность в произношении Р

Сложность произношения звука «р» может быть обусловлена многими причинами, в том числе физиологическими, которые нельзя оставлять без внимания.

Короткая уздечка языка

Неразвитая уздечка может затруднять становление речи, в том числе мешать правильному произношению звуков. Ребенок попросту не может дотянуться языком до верхнего неба и воспроизвести звук. Степень неразвитости уздечки определяет логопед, он же принимает решение по необходимости её коррекции.

На заметку! Уздечку можно развить с помощью упражнений речевой гимнастики, в крайних случаях применяется хирургическое вмешательство.

Малоподвижный речевой аппарат

Слабая подвижность лица и органов речи может быть причиной плохого качества речи у ребенка. Его тренировка необходима для укрепления лицевых мышц. Активные движения ртом (широкая улыбка, губы трубочкой и т.д.), гримасы способствуют подготовке артикулярного аппарата к правильному произношению звуков. Чем лучше будут развиты органы речи, тем четче будет речь у малыша.

Некорректное фонематическое восприятие

При этом нарушении ребенок неправильно интерпретирует услышанное слово (дудка – «тутка», пижама – «бизяма» и др.). Неправильно произносимые звуки могут казаться потешными для взрослых, но, повторяя их из раза в раз, ребенок рискует искажать их все с большей регулярностью.

Нарушенное дыхание

При утечке воздуха во время дыхания в неправильном направлении, звуки могут произноситься ребенком неправильно. Особенно заметно это проявляется у дошкольников, когда Р произносится «в нос». Причиной (помимо заложенности носа от насморка) могут быть увеличенные аденоиды, слабая работоспособность легких, проблемы с сердечно – сосудистой системой. В этом случае речевое дыхание корректируется под наблюдением врача с помощью упражнений, чередующих физическую и речевую нагрузку.

Какие упражнения можно делать в домашних условиях

Самым действенным способом является артикуляционная гимнастика, которую можно практиковать дома. Принято считать, что ребенок в два года знает около ста слов, и теперь вы можете скрасить ваш досуг с ребенком играми по развитию речи. Это набор несложных, но интересных упражнений, которые помогут в становлении правильного произношения.

«Вкусности» — облизывать открытые губы по часовой стрелке и против нее.

«Качели» — открыть широко рот, и вытягивать язык к носу, а затем к подбородку.

«Маятник» — водить напряженным языком из стороны в сторону.

«Прикуси язычок» — нужно высунуть язык и тихонько прикусить его. А теперь пусть попробует сделать так же.

«Кукушонок» — нужно открыть широко рот и высовывать язык, дотрагиваясь кончиком до верхней губы, а затем прятать за верхние зубы.

«Зубная щетка» — широко откройте рот, улыбнитесь и постарайтесь почистить зубы с внешней стороны языком.

Эти несложные упражнения подготовят язык, челюсть и дыхание ребенка к правильному произношению, а заодно и «растянут» подъязычную уздечку, если с ней возникли проблемы.

Помните, что упражнения по устранению речевых дефектов необходимо выполнять систематически. Это длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. При этом следует понимать, что для правильного формирования произношения нужно приложить немного больше усилий, чем, например, для обучения плаванию. Ведь в случае со словами акцент делается не на технике, а на развитости артикуляционного аппарата.

Как быстро научить ребенка говорить букву «Р»

Для того чтобы помочь ребенку проговаривать букву «Р», требуется время на постановку и автоматизацию в речи. Если обратиться к логопеду с этой проблемой, достаточно 6-10 занятий в зависимости от особенностей каждого малыша.

Работа над правильным звукопроизношением

Возрастные нормы

Возраст от 2,5 до 4,5 лет у детей является периодом формирования речи, отличающейся несовершенством звукопроизношения. Это вызвано недостаточным развитием движений языка, губ, нижней челюсти. В этом возрасте дети или совсем не произносят звук (рука – ука), или заменяют его на смягченный (рука – люка).

Обратите внимание! К 5 годам ребенок уже должен овладеть хорошим звукопроизношением. Однако если он картавит, произносит горловой или искаженный , нужно помочь ему исправить неправильное произношение

Может ли малыш 3 лет говорить букву «Р»

К 2-3 годам обычно ребенок уже говорит предложениями. И родители вдруг замечают, что малыш не произносит букву «Р». Не стоит бить тревогу по этому поводу, так как в силу неразвитого речевого аппарата малыш еще не может управлять своим языком.

Как научить ребенка 3 лет говорить букву «Р» в домашних условиях

Малыш 3 лет еще не может четко выговорить букву «Р», как бы ни старались родители помочь ему в этом. Но в этом возрасте можно начать развивать фонематический слух.

Обратите внимание! Ребенка учат различать неречевые звуки (барабан, хлопанье), силу и тембр голоса (тихо – громко). Также полезно проводить логоритмику, где малыш выполняет разные движения в сочетании с речевым текстом

Легко ли научить ребенка 5 лет говорить букву «Р»

Не все дети к 5 годам могут овладеть правильным произношением звука . Распространенной причиной является недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата: губ, языка, нижней челюсти.

Для тренировки мышц языка и губ рекомендуют проводить артикуляционную гимнастику. Если с ребенком 5 лет регулярно заниматься по 5-10 минут в день, желательно утром и вечером, это поможет укрепить мышцы органов речи и улучшить качество произносимого звука .

https://youtube.com/watch?v=YlXEEAQfN0Y

Как научить ребенка в 6 и 7 лет говорить букву «Р»

Если у ребенка 6-7 лет имеются трудности с произношением буквы «Р», ему нужен логопед. Он посоветует комплекс упражнений, в ходе которых малыш научится управлять речевым дыханием, ставить язык и губы в нужное положение для проговаривания данного звука.

Важно! Постановку звука и его автоматизацию лучше доверить специалисту, так как только он сможет с помощью логопедического массажа помочь ребенку укрепить мышцы языка

Физиологические причины картавости

Картавое произношение буквы «Р» бывает у детей с короткой уздечкой и малоподвижным языком. Кончик и средняя часть языка опущены, благодаря свободному проходу вибрируют голосовые связки и из-за этого слышится картавый, увулярный звук.

Упражнения для растягивания уздечки

В норме подъязычная уздечка должна быть длиной 1,5 см. Если она короче, язык не может подняться вверх, из-за этого нарушается произношение звука . Однако не стоит спешить подрезать уздечку.

Уздечка языка до и после подрезания

Она обладает эластичностью и может растянуться в результате регулярного выполнения упражнений, описание которых можно найти в интернете: «Маляр», «Барабан», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Дотянись до носа».

Упражнения на дыхание

Перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики желательно проделать пару упражнений, в ходе которых прорабатывается речевое дыхание. Умение плавно выдыхать обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звука.

Обратите внимание! Выполнение упражнений на дыхание лучше предлагать ребенку в игровой форме: «подуй, как ветерок», «подуй на одуванчик»

Как научить ребенка 4-6 лет говорить звук «р» быстро в домашних условиях?

Если малыш начал картавить или подменять «р» другими, более легкими для произношения звуками, то не стоит пускать проблему на самотек. С ребенком нужно заниматься. Лучше всего предоставить это врачу, специализирующемуся на становлении речи – логопеду. Но не все родители готовы воспользоваться его услугами, некоторые предпочитают научить малыша выговаривать звуки в домашних условиях. Для этого следует применять комплекс специальных упражнений.

Упражнения для речевого аппарата

В помощь родителям разработаны специальные упражнения, которые помогут развивать речевой аппарат, что очень важно при проблемах с речью и выговаривании звука «р». Гимнастика для губ

Губы также участвуют в воспроизведении звуков. Поэтому для их разработки применяют следующие упражнения:

Гимнастика для губ. Губы также участвуют в воспроизведении звуков. Поэтому для их разработки применяют следующие упражнения:

  • растянуть губы в широкой улыбке и задержать в таком положении на несколько секунд;
  • сложить губы трубочкой и максимально вытянуть их вперед (показать хоботок слоника);
  • зубы сомкнуть, при этом раскрыть губы, чтобы зубки были видны (упражнение «Заборчик»).

Гимнастические упражнения для языка:

  1. «Лошадка». Ребенок должен показать языком, как цокает лошадка.
  2. «Качелька». Сначала малыш высовывает язык и пытается достать до носа. Потом язычок опускается вниз к подбородку. Повторять упражнение следует до тех пор, пока кроха не устанет.
  3. «Варенье». Малыш представляет, что его губы вымазаны вареньем, которое нужно слизать язычком – сначала с верхней, а потом с нижней губы.

Упражнения при короткой уздечке

Если у ребенка до 5 лет проблемы с выговариванием звуков связаны с короткой уздечкой, то необязательно решать ее хирургическим путем. Логопеды рекомендуют попробовать растянуть ее, используя особую технику массажа, а также специальные артикуляционные упражнения. Проводить занятия следует в игровой форме:

  1. Соревнование – кто дотянется до кончика носа. Мама предлагает крохе поиграть в веселую игру – попробовать дотянуться до носа кончиком языка.

  2. Лакать как котенок. Ребенку предлагают притвориться котенком и попробовать не пить, а лакать молоко или сок. Такое упражнение отлично растягивает уздечку.

Также взрослый может проводить ежедневный массаж уздечки. Для этого нужно попросить ребенка открыть рот и поднять язычок. Массажные движения производятся большим и указательным пальцами, периодически (не сильно) подтягивая уздечку вверх. В день 2 подходов по 2 минуты будет достаточно.

Дыхательные упражнения

Неправильное дыхание часто становится причиной проблем с речью. Для его улучшения используются такие упражнения:

  1. «Именинный торт». Ребенок должен представить, что перед ним торт со свечками. Его задача – задуть свечи. Для этого следует набрать побольше воздуха в легкие и с силой его выдуть.
  2. «Снежинка». Нужно представить, что у крохи на ладони снежинка. Попросите его носом вдохнуть воздух, а потом плавно выпустить его через рот, чтобы сдуть воображаемую снежинку.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector