Что нужно знать ребёнку перед школой
Содержание:
- Знания, с которыми ребенок должен прийти в 1 класс
- Что должен знать и уметь ребенок при поступлении в 1 класс в 2021 году в России
- Когнитивные навыки
- По закону и здравому смыслу
- Как преодолеть проблемы в подготовке ребенка
- Социальная адаптация: самостоятельность, умение управлять эмоциями
- Как подготовить ребенка к школе с помощью игр?
- Как подтянуть ребёнка по русскому языку и развитию речи?
- Что должны знать и уметь дети, идущие в первый класс
- Что должен уметь первоклассник к началу учёбы?
- Форма
- Требования в школе к будущему первокласснику
- Практические знания
- Чему же надо учиться?
Знания, с которыми ребенок должен прийти в 1 класс
Достижения в общем развитии |
Готовясь стать первоклассником, будущий школьник должен:
Кроме того, дошкольник должен уметь рассказывать любимые стихи, сказки или интересные истории, придумывать небольшие рассказы по картинкам. Дошкольник должен уметь отличать фрукты от овощей или ягод, деревья от кустарников, домашних животных от диких зверей. Будущий ученик должен знать названия растений, птиц или животных, которые распространены в той местности, где он живет |
Уровень развития математических знаний |
Хорошо подготовленный к школе будущий первоклассник должен:
|
Навыки чтения и письма | Сегодня уже никого не удивляет тот факт, что большинство детишек, первый раз севших за школьную парту, умеют читать. Кого-то специально учили родители, а кто-то научился складывать буквы в отдельные слоги или слова самостоятельно.Дошкольник, которого можно назвать подготовленным к обучению в 1 классе, уже обладает некоторыми знаниями в области русского языка:
Если развитие мелкой моторики у будущего первоклашки соответствует его возрасту, то он хорошо владеет руками и к началу обучения в школе уже может:
|
Что должен знать и уметь ребенок при поступлении в 1 класс в 2021 году в России
При поступлении в школу к будущему первокласснику предъявляются определенные требования, которые помогут ему легче адаптироваться к новым условиям и проще воспринимать программу 1 класса. Программа дошкольных учреждений обычно направлена на то, чтобы облегчить подготовку к школе и осуществить ее в условиях сада, но этого не всегда достаточно.
Гораздо лучше подготовиться к школе ребенок сможет, если родители будут заниматься его всесторонним развитием.
Общее развитие
Дошкольник должен знать общую информацию:
- свое полное имя, фамилию и отчество;
- называть по именам близкое окружение семьи, кем работают мама и папа, домашний адрес;
- название своей страны и несколько других на выбор;
- отличие овощей и фруктов, где растут, как употребляют;
- животных и их детенышей, называть правильно;
- отличие кустов от деревьев и травы;
- чем отличаются птицы от рыб и зверей;
- транспорт;
- основные геометрические формы и на что они похожи;
- времена года, время суток, дни недели, погоду.
Математика
Будущий первоклассник должен иметь математические навыки. А именно:
- счет до 10 туда и обратно, находить пропущенную цифру в ряду;
- вычитать и складывать в пределах 10, на 1-2 предмета. Например, 5-2=3;
- сравнивать предметы по количеству, длине, ширине;
- делать картинки из геометрических фигур, называть их;
- делить группу предметов на равные части;
- называть количество предметов и находить цифровое обозначение.
Чтение
Будущему ученику будет намного проще в 1 классе, если он еще до школы научится чтению. Дошкольник при поступлении в первый класс должен уметь:
- прочитать любую букву в алфавите и найти ее в слове;
- подобрать несколько слов на названную букву;
- делить простое слово, если оно состоит из 2-3 слогов;
- читать предложение, если оно состоит из 4 слов, написано крупными буквами и слова не сложные в произношении.
Развитие речи
Кроме правильного произношения слов и звуков, в школе проверяют развитие речи. Ребенка могут попросить:
- рассказать стишки, пересказать сказки;
- повторить за взрослым короткое предложение не изменив слова и их порядок;
- описать картинки после непродолжительного ее просмотра. Составить по ней простой рассказ, историю.
Культура и общение
Культура и общение выявляются в процессе общения. Ребенок должен уметь:
- здороваться, прощаться;
- если ему оказывают помощь, то благодарить за нее;
- в разговоре использовать вежливые слова, особенно в просьбе;
- в помещении разговаривать тихо, не кричать и не перебивать;
- во время общения старших людей не вмешивается и ждет, пока они закончат;
- не мусорит, не разбрасывает вещи, соблюдает чистоту.
Моторика
Чтобы понять, правильно ли развиты мелкие мышцы в руках ребенка, нужно обратить внимание на то, насколько он правильно выполняет простые манипуляции. Например, как ребенок:
- держит пишущие и рисующие принадлежности;
- проводит прямую линию без линейки;
- перерисовывает по образцу простые фигуры;
- лепит, делает аппликации и вырезает ножницами самостоятельно;
- штрихует картинки, разукрашивает, не выходя за контур.
Когнитивные навыки
Нормально развивающийся, любознательный, посещающий ДОУ или занимающийся дома ребенок к 6–7 годам обычно накапливает достаточно знаний и опыта, чтобы легко начать осваивать школьную программу. И все же родителям следует убедиться, что малыш обладает достаточным интеллектуальным багажом.
Одно из главных требований, предъявляющихся к первокласснику, – чистая, правильная речь. Дефекты в произношении отдельных звуков не являются причиной отказа при поступлении в школу, но они могут существенно затруднить для ребенка процесс обучения и социализации. Особенно это касается детей, которые не посещали детский сад. Поэтому перед школой желательно поработать над дикцией, а при необходимости и позаниматься с логопедом.
Перед выпуском из ДОУ готовность детей к учебе в первом классе определяет психолог. Он задает на собеседовании вопросы, которые предполагают наличие у ребенка следующих знаний о себе и окружающем мире:
- Ф. И. О., адрес проживания, имена членов семьи;
- дни недели;
- сезоны и месяцы года, месяц рождения;
- направления — лево, право, вверх, вниз, вперед, назад;
- названия растений, овощей и фруктов, животных, цветов радуги, частей тела.
Помимо проверки общих знаний, специалист может предложить задание на проверку мышления и речи, например:
- объединить несколько предметов под одним понятием (стул, стол, кресло — мебель);
- определить лишний предмет из нескольких предложенных;
- расположить картинки в логическом порядке, составить по ним связный рассказ из нескольких предложений.
Часто во время беседы ребенку задают вопрос: «Зачем ты идешь в школу?» Ответ важен не столько психологу, сколько самому будущему первокласснику. От этого зависит то, с каким настроем он пойдет учиться, чего будет ждать от школьной жизни. Задача родителей и воспитателей ДОУ — внушить ребенку позитивное отношение к ней, пробудить тягу к учебе. Этому способствуют сюжетно-ролевые игры, интересные школьные истории, рассказанные родителями и старшими детьми, книги и мультфильмы о школе.
Многие дети в 6 или даже в 7 лет начинают волноваться перед комиссией, теряются, отвечают сбивчиво или вообще стесняются говорить. Поэтому рядом с ребенком должна находиться мама или кто-то из близких, чтобы поддержать и подбодрить его. Преодолеть волнение помогут домашние репетиции и позитивный настрой.
По закону и здравому смыслу
В законе нашей страны «Об образовании» сказано, что приём в первый класс в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях запрещено проводить на конкурсной основе. Как только ребёнку исполнилось шесть с половиной лет, он имеет право на зачисление в школу. Дополнительные тестирования или собеседования разрешено проводить только школам, имеющим особый статус (в Белгороде это лицей № 38).
И тем не менее большинство родителей спешат усадить детей за парты чуть ли не в пятилетнем возрасте, требуют от них усидчивости (которой на данном этапе развития попросту не может быть) и почти что каллиграфического письма. Добавим сюда же стремление выучить пару-тройку языков, ещё толком не зная свой собственный, и получим безрадостную картину: школьная жизнь ещё не началась, а ребёнок уже ненавидит всё, что с этим связано. И вместо радости от познания мира на него наваливается скука и нежелание учиться.
Исключить такой сценарий не только можно, но и нужно.
Есть другой вариант – не столь затратный и в финансовом, и в эмоциональном плане. При этом простой и проверенный временем. Его рекомендуют педагоги начальной школы.
Повальное увлечение родителей развивающими центрами она называет модной тенденцией. При этом подчёркивает, что в дошкольном возрасте у ребёнка преобладает игровая деятельность и нагрузки, не связанные с ней, сможет выдержать далеко не каждый.
Как преодолеть проблемы в подготовке ребенка
Владея информацией о том, что должен знать ребенок к школе, можно преодолеть пробелы в его подготовке. Для этого необходимо:
- проанализировать уровень знаний, умений и навыков будущего первоклассника;
- определить проблемные зоны;
- используя специальные игры и игровые упражнения, восполнить пробелы.
Например, для закрепления умения подбирать слова на заданный звук предлагаем заняться со своим ребенком сочинением специальной сказки.
Примерный вариант: сказка «Что собрали братья?».
Шли по лесу два брата. В имени одного был звук «В», а в имени другого – звук «О». Как их звали? (Ваня, Коля). Повстречали они девочку, имя которой начиналось со звука «М» (Маша). Ваня помог ей собрать ягоды, в названии которых слышался звук «К» (земляника), а Коля – грибы, тоже со звуком «К» (рыжик, боровик). Братья проводили Машу домой, помогли донести корзину. Она угостила их фруктами. В их названиях были звуки «М», «Л», «Г» (мандарин, яблоко, груша).
Для развития элементарных математических навыков побуждайте ребенка считать. Считайте как можно чаще на прогулке. Например, посчитайте с ребенком шаги до разных предметов, находящихся на участке. Можно определить количество шагов сначала до горки, а затем до дорожки. Сравните измеренные шагами расстояния. Какое больше?
Развивайте мышление с помощью игр. «Кто кем (чем) будет?» — игра хороша тем, что в нее можно играть, как с группой детей, так и вдвоем с ребенком. Следите за тем, чтобы будущий первоклассник, отвечая на вопросы, грамотно склонял имена существительные. Задавайте вопрос:
- Кем будет слоненок? (слоном).
- …яйцо? (птенцом, крокодилом, страусом).
- …дождь? (лужей).
- …гусеница (бабочкой).
Рекомендуем воспользоваться: Игры на развитие речи.
Примечание. Официальных требований к знаниям будущих первоклассников нет. Все носят рекомендательный характер.
Социальная адаптация: самостоятельность, умение управлять эмоциями
Еще один несомненный плюс подготовительных курсов — дети привыкают к своей школе, получают полное представление о том, как будут проходить уроки в 1 классе, налаживают контакт с учителем и будущими одноклассниками. Первого сентября они уже не шагают в неизвестность, а точно знают, что их ждет, и чувствуют себя более уверенно.
Но даже в этом случае стресс неизбежен. Это не состояние подавленности, а нормальная реакция здорового организма, при которой, напротив, мобилизуются его внутренние силы. Психологи утверждают, что в возрасте около 7 лет дети переживают кризис, связанный с новым витком взросления, начинают по-другому оценивать себя и окружающих.
Чтобы успешно влиться в новый коллектив и получать удовлетворение от учебы, первоклассник должен:
- уметь сосредоточиваться на каком-либо предмете на протяжении урока (в начале года ежедневно будет три урока по 30 минут, со второй четверти — по 45 минут);
- признавать авторитет учителя, внимательно слушать и не кричать с места;
- уважать личное пространство одноклассников, не отвлекать их, не затевать драк;
- самостоятельно собирать и разбирать портфель, следить за своими вещами;
- уметь спокойно принимать свои неудачи, справляться с эмоциями, когда что-то не получается.
Чтобы новоиспеченный первоклассник не чувствовал, что он в чем-то отстает от других, родителям нужно уделить серьезное внимание его подготовке. Причем начинать желательно не в последние несколько недель перед 1 сентября, форсируя события, а заниматься развитием ребенка поэтапно с 2–3 лет, в идеале — с рождения
Конечно, готовность к 1 классу — не самоцель, и все знания и умения нужны маленькому человеку, прежде всего, для дальнейшего личного развития. Но именно поступление в школу является первым серьезным испытанием для ребенка и его способностей, как в учебе, так и в общении со сверстниками и старшими.
Как подготовить ребенка к школе с помощью игр?
Обучающие задания — лучший способ развить интеллект сына или дочери так, чтобы ребенок полюбил учиться и не заскучал в процессе. Мы собрали 3 развивающих игры, которые помогут маме самой подготовить ребенка к школе.
Задание «Найди и обведи»: запоминаем буквы
Дайте будущему школьнику страницу из газеты или журнала и попросите найти и везде выделить карандашом какую-либо букву. Например, все «б».
Задание «Что это?»: тренируем речь
Родитель называет какой-либо предмет, а будущий ученик подробно описывает это. Если ребенок сомневается, подскажите ему, о каких качествах можно рассказать: цвет, форма, из чего он сделан, размер и т. д. Эта игра поможет дома подготовить ребенка к урокам русского языка в школе.
Задание «Ассоциации»: развиваем логику
Называйте ребенку слова, а его попросите подобрать к ним пару. Например: дерево — лист, дом — крыша, море — волны
Важно, чтобы он сам объяснил, почему подобрал именно такую пару к слову
Как подтянуть ребёнка по русскому языку и развитию речи?
У большинства родителей не хватает времени и возможностей заниматься с дочкой или сыном лично. Или дети не воспринимают маму/папу в качестве педагога, дурачатся, не слушают. Самый распространённый выход в этом случае — дополнительные занятия по подготовке к школе. Как правило, курсы платные, они длятся до полугода и включают разные дисциплины. Это удобно, если позволяет бюджет и ребёнку требуется комплексное развитие
Если же хотите, чтобы всё внимание педагога уделялось только вашему малышу, выбирайте индивидуальные занятия с педагогом, правда, это удовольствие будет подороже коллективного обучения
Есть и третий вариант — занятия онлайн с помощью образовательных сервисов. Даже если родителям придётся самим сидеть рядом со своим чадом, процесс обучения пройдёт гораздо веселее и проще. И уж точно без раздражения и слёз. Можно начать подготовку заранее или быстро подтянуть знания перед первым сентября. Например, Smart University предлагает курс для дошкольников, который включает 15 увлекательных уроков, даёт все необходимые навыки для развития речи.
Каждый урок занимает до 20 минут и сконцентрирован на одной конкретной теме: звуки, слог, формы слов, ударения и другие. Пройдя их все, ребёнок научится отличать гласные от согласных, твёрдые от мягких, звонкие от глухих звуков, сможет читать по слогам и обогатит словарный запас, освоит связь между словами в предложении, сможет объединять их в тексты и составлять небольшие рассказы. Процесс увлечёт ребёнка, и ему не придётся заниматься из-под палки.
Что должны знать и уметь дети, идущие в первый класс
Рубрики Подготовка к школе, Родителям
Ребенок, поступающий в 1-й класс, должен знать:
- свою фамилию, имя и отчество
- свою дату рождения и возраст
- полные имена членов семьи, их профессии
- домашний адрес: город, улица, дом, подъезд, этаж, квартира
- название своей страны и её столицы
- диких и домашних животных и их детенышей
- деревья, обувь, одежду, головные уборы, рыб, птиц, насекомых, зверей, овощи, ягоды, грибы, фрукты, транспорт, мебель, посуду и т.д. и классифицировать предметы по группам: яблоко, лимон, апельсин, груша – это фрукты
- части суток, дни недели, месяцы, времена года, загадки о временах года, основные приметы каждого времени года
- части человеческого тела
- названия профессий людей
- русские народные сказки: «Курочка-ряба», «Колобок», «Маша и медведь», «Три медведя», «Лиса и волк», «Лиса и журавль», «Гуси-лебеди», «По щучьему веленью», «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка» и др.
- детских писателей: К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, А. Л. Барто, С. В. Михалков, Л. Н. Толстой, А. С. Пушкин и их произведения
- правила поведения в общественных местах и на улице
Ребенок, поступающий в 1 класс, должен уметь:
в области развития речи
- различать звук, слог, слово, предложение
- четко произносить все звуки речи
- выделять звук в словах
- определять место звука в слове
- определять последовательность и количество звуков в словах такого типа: мак, зубы, сани, осы
- находить слова с определенным звуком в предложении
- расчленять простые предложения на слова
- произносить слова по слогам
- составлять предложения из 3-5 слов
- использовать в речи обобщающие понятия
- различать жанры художественной литературы: сказка, рассказ, стихотворение
- полно и последовательно пересказать прочитанный или прослушанный рассказ
- составлять небольшие рассказы, сказки по картинке и серии картинок
- читать наизусть любимое стихотворение
- знать автора прочитанного стихотворения
- разгадывать самые простые загадки: «крашеное коромысло над полем нависло» (радуга); «сто одёжек и все без застежек» (капуста); «под полом таится, всякой кошки боится» (мышка); «не портной, но всю жизнь с иголками ходит» (ёжик) и т.п.
- участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументировать ответ
в области элементарные математические представления:
- считать до 10 и обратно
- называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка
- соотносить цифру и число предметов
- сравнивать 2 группы предметов
- составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание
- называть фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, овал и выбирать их из группы геометрических фигур
- сравнивать предметы по цвету, размеру, форме
- группировать предметы по определенному признаку
- ориентироваться в пространстве и на листе клетчатой бумаги
- различать понятия: выше-ниже, больше-меньше, вперед-назад, справа-слева
- выполнять несложные логические игры для детей своего возраста
в области моторика (развитие мелких мышц руки):
- правильно держать ручку, карандаш, кисточку
- проводить горизонтальные и вертикальные линии без линейки
- переносить в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг)
- рисовать животных, геометрические фигуры, людей, различные предметы из геометрических форм
- аккуратно штриховать карандашом, закрашивать, оставаясь в пределах контура предметов
- пользоваться ножницами: разрезать лист бумаги на квадраты, полоски, прямоугольники, круги, треугольники, овалы, вырезать геометрические фигуры по контуру
- делать аппликации из разноцветной бумаги
- лепить из пластилина и глины
в области психо-физические функции:
- внимательно, слушать на протяжении 30-35 минут
- сохранять правильную осанку сидя на протяжении 30-35 минут
- выполнять физические упражнения, играть в спортивные игры
в области культура и общение:
- первыми здороваться
- вежливо прощаться
- благодарить за оказанную помощь
- говорить тихо, не привлекая к себе внимания, не мешать другим
- вежливо обращаться с просьбой
- не перебивать говорящего
- не вмешиваться в разговор старших
- соблюдать порядок, чистоту.
Что должен уметь первоклассник к началу учёбы?
Перед тем, как записать ребёнка в школу, с ним работают психологи, педагоги и логопеды. Они проверяют базовые умения будущего ученика. Чем выше результат покажет дошкольник, тем больше шансов пойти в класс. Итак, что должен уметь и знать будущий первоклассник?
Должен ли первоклассник уметь читать и писать? У родителей нет единого мнения, должен ли первоклассник уметь читать и писать. Если ребёнок научится делать это, начать учёбу ему будет гораздо легче. Кто-то в этом возрасте уже прочитывает сложные тексты и знает слова на иностранных языках. Ребёнок может почувствовать себя отстающим по сравнению с одноклассниками. Желательно не заставлять дошкольника заниматься скучным чтением, а заинтересовать его. Можно предложить занятие в форме игры, затем — дать вознаграждение. Не нужно слишком сильно нагружать ребёнка.
Что должен уметь первоклассник к началу учебы ещё?
Многие родители задаются вопросом: что должен уметь первоклассник к началу первого учебного года?
Профессиональные педагоги составили перечень навыков, которыми должен обладать дошкольник. Вот, что должен уметь и знать будущий первоклассник:
- Считать до десяти. Можно купить специальные наборы, обучающие ребёнка счёту. Их можно использовать с раннего детства. Как правило, они состоят из красочных фигурок и маленьких игрушек.
- Читать простые тексты. Для обучения подойдут маленькие детские стихи и короткие рассказы. Буквы в книгах должны быть крупными. Существует много игр для изучения букв, звуков и слов. К ним относятся как простые кубики, так и более сложные приспособления.
- Знать информацию о себе. Необходимо выучить имя, фамилию, возраст.
- Правильно и чётко говорить. При необходимости стоит позаниматься с логопедом. Специалист научит ребёнка правильному произношению. В будущем исправить этот недостаток будет очень трудно, лучше заняться этим в детстве.
- Быть вежливым. Это умение – одно из самых главных и важных для ребёнка. Дошкольник должен усвоить, что при встрече необходимо здороваться, со взрослыми людьми нужно говорить на «Вы», нельзя забывать говорить «спасибо» и «пожалуйста».
- Знать правила безопасности. Родители должны рассказать ребёнку о различных опасностях и о том, как избежать неприятностей.
Многие родители спрашивают: сколько должен уметь читать первоклассник на время? Стоит ли развивать навык до учёбы? Для дошкольника скорость чтения – не главный показатель знаний. Ребёнок только учится читать тексты. Сначала он будет делать это медленно. Не стоит торопить будущего ученика. Заботливый родитель поможет дошкольнику развить навык чтения.
Эти умения – не единственные, которыми дошкольнику необходимо обладать. Что должен уметь и знать будущий первоклассник ещё? Прежде всего, это правильное общение. Скоро ребёнок отправится в школу. Он должен будет взаимодействовать с учителями и одноклассниками. Необходимо воспитать в нём ряд положительных качеств. Ребёнок не должен быть завистливым и конфликтным
Дошкольнику важно понимать: трудности нельзя решить насилием. Нужно искать мирный выход из сложившейся ситуации
Родители должны научить его помогать другим детям и объяснить, насколько это важно.
Форма
Школьная форма, конечно же, является лицом будущего первоклассника. Выбирая эту важную часть гардероба, необходимо руководствоваться школьным уставом и конкретными требованиями по поводу одежды учащихся.
Существуют и коллективные формы закупок школьной формы. В таких школах все ученики одеваются одинаково, имеется определенная школьная символика. Но все же чаще в каждом учебном учреждении принят деловой стиль одежды. Мальчики могут ходить в школу в классическом темном костюме, включающем в себя брюки и пиджак с белой рубашкой. Также в запасе могут быть рубашки серых и светлых оттенков других цветов, но, ни в коем случае, ни ярких.
Девочки одеваются в костюмы из юбки или брюк и пиджака темных оттенков, дополняя их белыми или светлыми блузами и белыми колготами. Яркие цвета блуз и колгот также не приемлемы. Зимой и осенью приобретают утепленные брючки, а рубашки и блузы меняют на водолазки, но белого цвета или светлых оттенков.
Не менее важна в школьной жизни спортивная форма. В холодное время года дети носят спортивные тренировочные брюки, спортивную кофты и футболку. Для занятий физкультурой в теплую погоду можно использовать шорты и майку.
Спортивная форма должна храниться в специальной сумке или пакете и включать в себя удобную спортивную обувь. Это могут быть кроссовки или кеды, желательно имеющие светлую подошву, которая бы не пачкала пол в спортивном зале.
Требования в школе к будущему первокласснику
Процесс собеседования во всех школах отличается, поэтому и выдвигаемые требования к ребенку разные. Но некоторые формальные требования являются схожими.
Память
Каждый дошкольник обязательно должен знать собственную фамилию, имя, дату рождения, возраст, имена и отчества родителей, их род деятельности, название страны проживания, а также ее столицы.
Знание наизусть нескольких стишков будет очень кстати. Ребенок должен уметь быстро запоминать выложенные перед ним картинки, озвучивать изображения на них по памяти.
Такой вид тестирования памяти проводится следующим образом: выкладывается на стол 10 картинок, дается на запоминание 30 сек. После этого картинки переворачивают, перед дошкольником ставится задача запомнить хотя бы половину из них.
Познание окружающего мира
Ребенок должен знать, а также уметь называть по порядку времена года, 7 дней недели, время суток, животные как домашние, так и дикие, не лишним будет показать знания об самых распространенных растениях и деревьях. Довольно часто на собеседовании могут задавать вопросы о названии детенышей разнообразных животных.
Навыки обобщения
Проверка такого навыка проводится довольно просто. Дошкольнику дается задача сгруппировать предметы по какому-либо признаку. К примеру, отдельно выложить картинки птиц, а отдельно диких животных. Также ребенок должен уметь различать живое от неживого, отличать предметы по их роду.
Знание фонетики
Перед школой каждый ребенок должен знать звуки. Также необходимо уметь без труда находить слова, в которых есть какой-то звук. Перед первым классом дошкольнику необходимо уметь различать звуки по звонкости и мягкости, глухости и твердости.
Речевые навыки
Каждому будущему школьнику желательно уметь правильно задавать вопрос, а также давать исчерпывающий ответ. На собеседовании будет высоко оценено умение пересказывать небольшие по объему рассказы с передачей основного смысла прочитанного.
Возможно, перед дошкольником поставят задачу составить небольшой рассказ по представленной картинке, он должен быстро, связно формировать предложения, поэтому без тренировки с родителями никак не обойтись.
Математические знания
Четкий и лаконичный счет до 100, выполнение простых математических операций сложения, а также вычитания чисел до 10 – основные познания дошкольника в математике. Перед школой ребенку нужно уметь сравнивать цифру с количеством предметов. Знать название геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник обязательно.
Умение читать и писать
Конечно же, это является основных вопросом большинства родителей, ведь уже на протяжении первых месяцев обучения дети будут учиться быстро произносить слоги, а потом составлять из них слова, предложения.
Если малыш перед школой может читать по слогам и уже хорошо пишет читать – это считается хорошим уровнем подготовки. Официально в школах перед дошкольником не выдвигаются требования уметь читать, но этот вопрос обязательно зададут во время собеседования.
Роль родителей в том, насколько быстро ребенок будет знать буквы, а потом складывать из них слоги и слова достаточно велика, ведь именно дома создается мотивация и желания обучаться новому.
Каждый родитель должен выработать собственную тактику в обучении дошкольника, учитывать его интересы и скорость запоминания. Если сразу не получается выучить весь алфавит, значит не пришло еще на это время.
Можно попробовать вернутся к этому через несколько дней
Совместное чтение, проведение развивающих игр помогут малышу развить мышление и внимание, подготовить его к «серьезным» занятиям. Главное, чтобы все было в удовольствие, только тогда дошкольник захочет читать самостоятельно, появится желание учиться
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .
Практические знания
Никто не обязывает родителей научить ребенка читать и считать до школы
Но по статистике более половины первоклассников уже умеют все это делать, и многие школьные программы принимают этот факт во внимание, ориентируясь на большинство. С практической точки зрения это оправдано: разумнее подтянуть нескольких ребят до общего уровня и идти дальше, чем подолгу останавливаться на знакомых темах
Счет
Проверяя знания выпускника ДОУ, психолог обычно просит его посчитать от 1 до 10 и обратно. Ребенок также должен быть готов:
- посчитать от заданной цифры, например от 5, в прямом или обратном порядке;
- сравнить два числа в пределах 10 (больше/меньше);
- назвать «соседей» заданного числа.
Этих умений достаточно, чтобы начать учиться арифметическим действиям в первом классе. С другой стороны, если ребенок выполняет такие задания быстро и не задумываясь, родителям не стоит препятствовать дальнейшему развитию математических навыков, даже если школьное обучение еще не началось. Многие дети к первому классу уже будут уметь производить сложение и вычитание в пределах 10 или даже 20, считать десятками до 100 и больше.
Чтение
По мнению психологов именно скорость чтения является важнейшим фактором, оказывающим влияние на успеваемость. Плохо читающий ученик тратит много времени, чтобы понять задание, вместо того, чтобы начинать думать, как его выполнить. Перед школой ребенок должен владеть хотя бы минимальными познаниями в области грамматики родного языка:
- уметь различать гласные и согласные буквы;
- определять на слух твердые и мягкие звуки;
- называть местонахождение заданной буквы — в начале, середине или конце слова;
- находить слова, начинающиеся на предложенную букву;
- иметь понятие о слогах, уметь их читать.
Технику чтения у первоклассников проверяют уже в первом полугодии, а в следующий раз — весной, в апреле или мае, чтобы выявить динамику показателей. При этом учитывается не только количество слов, прочитанных за минуту, но и понимание смысла текста, интонационная выразительность. Чем лучше малыш будет читать до школы, тем легче ему будет даваться обучение по всем предметам.
Письмо
Способность быстро и правильно писать напрямую связана с уровнем развития мелкой моторики. Если пишущие принадлежности не будут слушаться детской руки, ежедневные занятия в прописях превратятся для ребенка в сплошную муку. Домашнее задание в первом классе носит рекомендательный характер, но без усиленных тренировок научиться хорошо писать невозможно.
Чтобы осилить программу по этому предмету в полном объеме, дошкольнику необходимо уметь:
- правильно держать пишущие принадлежности: ручку, карандаш, кисть;
- заштриховывать крупные и мелкие фигуры, не выходя за контуры;
- ровно обводить детали рисунка;
- аккуратно закрашивать небольшие очерченные пространства, не оставляя пробелов;
- повторять по образцу несложные элементы письма (палочки, крючки, петли);
- писать большие и маленькие печатные буквы, цифры.
В подготовительной группе детского сада воспитатели дают будущим выпускникам подобные задания. Если с ними у ребенка не возникает проблем — значит, и в школе с письмом все будет в порядке. А если получается не все, то родителям следует уделять больше внимания развитию мелкой моторики малыша.
Чему же надо учиться?
Школа была создана человечеством именно для того, чтобы научить ребенка различным дисциплинам. Постоянные реформы и колебания обучающих программ ложатся бременем на самых близких ребенку людей – родителей. Однако и всё же, — задача родителей и их реальные возможности лежат в иной плоскости.
Максимальный успех в воспитании, на который должны ориентироваться родители, — это воспитать уверенную в себе, активную, самостоятельную, ответственную, внимательную к другим людям и добрую личность. Человека, — который понимает себе цену и пойдет по жизни с чувством собственного достоинства.
Думать родителям нужно именно в этом направлении, а школа – это очередная ступень к взрослению. Далеко не все знания, полученные в ней, будут чего-то стоить в будущем. Во главе же процесса подготовки ребенка к школе должна стать вера в его способности и уникальность. Именно такая вера родителей помогает и стимулирует детей к успехам, в том числе и в учебе.
Статья составлена на основании книг Л.С. Выготский «Мышление и речь», А. Курпатов «Счастливый ребенок», Божович Л.И.«Проблемы формирования личности: избранные психологические труды»; материалов с сайтов и родительских форумов и воспитательной практики сотрудников ЧУ Детский дом «Солнышко» РК domsolnyshko.kz/o-nas/o-detskom-dome/.