Техника чтения в 5-9 классах. тексты для проверки техники чтения

Содержание:

Как оценивается техника чтения в 1 классе?

Здесь, в первую очередь, следует отметить, что в 1 классе сейчас используется безоценочная система. То есть учитель имеет право лишь констатировать, усвоил ребенок материал или нет, уложился в норму или нет. Поэтому официально критерия оценки скорости чтения нет и быть не может.

Но родители – такие настойчивые. И им очень хочется знать, на какую оценку читает их чадо… Поэтому такие нормы все же публикуют на сайтах. При этом надо понимать, что отсутствие официальной позиции делает такие нормы лишь мнением. И у вашего учителя может быть на этот счет собственное мнение. Кроме того, разные программы выдвигают также свои требования к тому, сколько слов в минуту следует читать первокласснику. Классическая «Школа России» считается в этом отношении более мягкой. А Школа XXI требует более высоких показателей.

В среднем в первом полугодии ученик 1 класса должен читать 10-15, а при повышенных требованиях – до 25 слов в минуту. При этом до конца 1 полугодия допустимо полностью слоговое чтение.

В конце года от первоклассника уже требуют читать не менее 15 слов в минуту (меньше – ребенок не может считаться успешно усвоившим программу). А условной «пятерке» соответствует чтение более 25, а при более высоких программных требованиях – более 40 слов в минуту.

При этом важно, что слоговое чтение допускается только для длинных, сложных, незнакомых слов. В целом чтение должно быть плавным, читает ребенок целыми словами, выделяя голосом конец предложения, делая логические паузы на запятых

Приемы для расширения угла зрения

В процессе чтения имеет значение количество знаков, которые попадают в поле зрения ребенка. Для расширения угла периферического зрения рекомендуется предлагать детям следующие упражнения.

Таблицы Шульте

Таблицы Шульте содержат числа от 1 до 30, которые расположены в хаотичном порядке. Школьникам нужно за 30 секунд отыскать и указать по порядку каждое число. Через несколько дней следует предложить другой вариант таблицы.

См. Онлайн-генератор таблицы Шульте. 

Найди слово

Суть этого упражнения аналогична предыдущему. На листе бумаги нужно в произвольном порядке написать несколько разных, не очень длинных слов. Задание для школьников — как можно быстрее отыскивать на листе слова, которые поочередно будет называть учитель.

Пирамидки слов

Для таких упражнений слова записываются в столбик, начиная со слова с наименьшим количеством букв. Каждое слово делится на две части, которые записывают на некотором расстоянии друг от друга. На каждой последующей строчке это расстояние увеличивается.

Первый — последний

Для этого упражнения можно использовать любой текст. Детям нужно читать только первый и последний слог  в каждой строчке.

Рамка для чтения

Необходимо подготовить полоску картона с прорезью, высота которой чуть больше высоты букв в учебнике. Ширина должна быть небольшой, примерно на 3 – 4 буквы. В процессе чтения ребенок перемещает эту рамочку по тексту. Через определенное время ширину рамки нужно постепенно увеличивать.

Со временем дети запоминают многие слова, которые часто встречаются в текстах, и воспринимают их как единое целое. Они уже не читают такие слова, а называют сразу. Подобное умение заметно экономит время при чтении, поэтому данный навык нужно целенаправленно развивать.

Скорость чтения в начальных классах

1 класс: 25-30 слов в минуту — 1 полугодие; 30-40 слов в минуту — 2 полугодие. В специализированных классах и школах повышенного уровня (например, гимназиях) возможен более высокий темп чтения — от 60 слов в минуту.

2 класс: 40-50 слов в минуту — 1 полугодие; 50-60 слов в минуту — 2 полугодие. В специализированных классах и школах повышенного уровня — 85-90 слов в минуту в 1 полугодии и 90-95 слов во втором.

3 класс: 60-70 слов в минуту — 1 полугодие; 70-80 слов в минуту — 2 полугодие; 95-105 слов в минуту при повышенных требованиях. Про себя третьеклассник должен читать на 20 и более слов быстрее, чем вслух.

4 класс: 80-90 слов в минуту — 1 полугодие; 100-120 слов в минуту — 2 полугодие. Скорость чтения про себя на 50 и более слов быстрее, чем при чтении вслух.

Оговоримся сразу, в школе принято «измерять» скорость и технику чтения усредненными показателями. Но, дорогие заботливые и переживательные мамочки, не забывайте, что нормы эти ПРИМЕРНЫЕ. То, сколько слов читает ребенок в минуту, — далеко не самый важный показатель его интеллектуального развития, поэтому ориентироваться на соседа Ванечку, который летит впереди планеты всей и выдает к концу первого класса 120, совсем не стоит. Объясню почему…

Оценивание техники чтения по нормативам ФГОС

Какие ставить оценки за технику чтения?

Техника чтения в 1 классе по ФГОС

Оценка

1 полугодие

2 полугодие

«5»

Более 20 слов

Более 40 слов

«4»

16-20 слов

31-40 слов

«3»

10-15 слов

25-30 слов

«2»

Менее 10 слов

Менее 25 слов

Техника чтения во 2 классе по ФГОС

Оценка

1 полугодие

2 полугодие

«5»

Более 55 слов

Более 70 слов

«4»

40-55 слов

55-70 слов

«3»

25-39 слов

40-54 слов

«2»

Менее 25 слов

Менее 40 слов

Техника чтения в 3 классе по ФГОС

Оценка

1 полугодие

2 полугодие

«5»

Более 75 слов

Более 90 слов

«4»

60-75 слов

75-90 слов

«3»

45-59 слов

60-74 слов

«2»

Менее 45 слов

Менее 60 слов

Техника чтения в 4 классе по ФГОС

Оценка

1 полугодие

2 полугодие

«5»

Более 100 слов

Более 120 слов

«4»

85-100 слов

105-120 слов

«3»

70-84 слов

90-104 слов

«2»

Менее 70 слов

Менее 90 слов

Что делать родителям, если первоклассник плохо читает?

Недостаточно высокая скорость чтения в 1 классе – еще не повод для паники. Однако надо учесть, что уже во 2 классе ее будут оценивать более строго. А главное – хорошая техника чтения – одно из важных условий успешного обучения. Причем важна она буквально в любой области.

Если учитель или сами родители обнаруживают, что ребенок «не укладывается» в возрастные нормы и требования школьной программы, важно выявить, чем именно вызваны недостатки в технике и скорости чтения. Существуют специальные техники диагностики и подбор упражнений, позволяющих совершенствовать именно те области, в которых лежит корень проблемы

Для родителей важно, чтобы ребенок не получил негативное отношение к чтению в целом, потому что это затормозит развитие. Поэтому то решение, которое кажется очевидным – заставлять больше читать вслух – отнюдь не является лучшим

В то же время семилетний ребенок вполне уже осознает, если в этой области он отстает от своих одноклассников. Поэтому хорошей практикой будет ведение специального графика, где родители будут регулярно отмечать скорость чтения, акцентируя достигнутый успех.

Совет. Устройте соревнование. Скажите, что тоже недовольны своей скоростью чтения и начните также выполнять упражнения на развитие скорочтения. Повесьте два графика рядом и сравнивайте, насколько каждый улучшил свой результат.

Конкретные методики и техники мы раскроем в следующих публикациях. Задавайте вопросы, чтобы получить рекомендации именно для вашего ребенка.

Показатель скорости чтения в первом классе

Отечественные школы, принимая ребёнка в школу, предъявляют к бывшему детсадовцу следующие требования:

  • умение прямого и обратного счёта от 1 до 20;
  • знание элементарных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник);
  • различать листья и плоды деревьев и кустарников, характерных для данной местности.

Умение читать приветствуется, но не требуется. При этом уже после первого полугодия оценка скорости чтения становится основным показателем успеваемости малыша. В советское время этот показатель носил название «песочные часы»: за одну минуту, которая необходима, чтобы пересыпался песок, ребёнок должен был прочитать минимум 47 слов. Сейчас этот показатель уменьшился до 40. По скорости и качеству чтения можно судить о том, насколько хорошо первоклассник усваивает информацию, умеет выстраивать логические цепочки в прочитанных предложениях, анализирует смысл прочитанного.

Как научить дошкольника быстро читать

Чтобы ребёнок с лёгкостью сдавал «нормативы» чтения в первом классе, лучше начать тренироваться заранее. Делать это можно в форме игры:

  1. «Кто больше?» Соревнуйтесь с ребёнком, кто сможет больше прочитать за определённое время. Поддавайтесь на первых порах.
  2. «Кто быстрее?» Пусть чадо попробует читать в разном темпе – «как черепаха»/«как гепард»/«как собака» и так далее. Выбирайте любых животных.
  3. «Вершки и корешки». Накройте верхнюю часть строчки непрозрачной линейкой и пусть ребёнок попробует прочитать текст, не поднимая линейки. Когда малыш справиться, закройте нижнюю часть («корешки») и предложите чаду читать текст по «вершкам».

Главное в этом деле – привить ребёнку любовь к чтению. Чем больше он будет читать самостоятельно, тем быстрее достигнет необходимых результатов в скорочтении.

Лайфхак: найдите правильную мотивацию к чтению для дошкольника или младшего школьника. Вместе придумайте желанную цель, на которую ребёнок будет копить, выполняя те или иные задания от родителя. Осуществить это помогает приложение «Где мои дети» и новая функция «Задания для ребёнка»!

Советы родителям:

  1. Никогда не заставляйте ребёнка читать «через силу», если дело не касается учебников. Всё, что находится за пределами школьной программы, должно изучаться с удовольствием и желанием.
  2. Правильно подбирайте книги. На первых порах, это простые и понятные тексты, ярко иллюстрированные, по интересной ребёнку теме. Это может быть что угодно: книги про динозавров, пиратов, комиксы. Главное – интерес.
  3. Читайте малышу сами, даже когда он научился делать это самостоятельно. Первое время ребёнок не получает от чтения удовольствия, для него это труд. Поэтому он с интересом будет слушать длинные сложные истории и сказки в вашем исполнении. Так у детей откладывается простое понимание: книга – это интересно.
  4. Читайте вместе с ребёнком, по очереди. Постепенно ускоряйтесь и подбадривайте малыша повторять за вами в том же темпе. Так чадо быстрее научиться читать слитно и выразительно.

Всё приходит с опытом, поэтому не переживайте, если ваш ребёнок читает медленнее, чем это необходимо. Больше занимайтесь с малышом, прививайте любовь к книгам – тогда он обязательно научится читать быстро и делать это будет с осознанностью и выразительностью.

Сколько слов в минуту должен читать первоклассник по ФГОС, нормативы с 2018 года

Техника чтения в 1-ых классах по ФГОС, количество слов в минуту

Количество слов в минуту, которые должен читать ребенок в первом классе зависит от полугодия.

В первом полугодии нормой считается 25 — 30 слов в минуту.

Во втором полугодии — 30 — 40 слов в минуту.

При этом слова должны читаться ребенком правильно, четко, с проговариванием слогов.

Как известно, в первом классе оценки не ставят, поэтому проверяя технику чтения, результат вывешивается в классе для ознакомления родителями или самими детьми. И это очень правильно. Этот список на мой взгляд как бы своеобразный стимул для детей, которые не совсем бегло читают (ведь каждый отстающий в чтении хочет догнать одноклассника, который в начале списка).

Мы не стали ребенка учить читать до школы, пошел в первый класс, не умея читать. Проблем с чтением не было, кроме смешных случаев, когда ребенок не правильно ставил ударения, но это помешало сдать технику чтения на 5 в конце года. По ФГОС в конце первого класса ребенок должен бегло и с пониманием читать 40 слов в минуту, это оценка 5.

В 1-ом классе в первой четверти минимальное количество слов в 1 минуту в конце 1-о четверти 10 слов. Если читаем меньше 10 слов, проблему нужно срочно решать. Медленное чтение мешает понимать прочитанное и ребенок теряет время на осмысление текста, нужно дополнительно позаниматься на летних каникулах

Тексты для проверки в 1 классе

Текст №1. 1 класс (апрель)

Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видали, и в лужу упали.

(31 слово. Л. Толстой)

Текст №2. Дедушка

Мальчики Миша и Сережа жили у деда. Они помогали деду сушить сеть. Дедушка учил мальчиков ловить рыбу. Ребята любили работать с дедом.

Текст №3

Спала кошка на крыше. Она сжала лапки. Села около кошки птичка. Не сиди близко, птичка. Кошки очень хитры.

(18 слов. Л. Толстой)

Текст №4 Игрушки

У Наташи гости. На полу игрушки. Тут и слоник, и ослик. За столиком куклы: Мариша, Ириша и Саша. Гости играли игрушками Наташи.

Текст №5 Как Алик напугал маму и папу

Папа купил сыну Алику книгу-раскраску. Там рисунки: мамонты и слоны, аллигаторы и гиппопотамы, носороги и мартышки.

А мама Алику купила краски и кисти. Он раскрасил рисунки красками. Мамонт стал синим, а носорог красным. Ну и ну!

Текст №6 Галка

Галку и ворону различить совсем не трудно. Галка вдвое меньше вороны и вся черная, только вокруг шеи серые перышки, будто она серым платочком повязана. А у вороны наоборот: все туловище серое, черные только голова, шея, крылья да хвост.

(38 слов. Г. Скребицкий)

Прием «Спрятанные буквы»

Улучшению техники чтения способствует развитие умения предугадывать слова, а не прочитывать их побуквенно. Для этого можно предлагать такие задания:

  • слова с кляксами — на карточке написано слово, часть которого закрыта пятном;
  • слова с пропущенными буквами — на карточке слово, в котором несколько букв отсутствуют;
  • разрезанное слово — карточку с написанным словом разрезают вдоль и предлагают детям прочитать слово или по верхней, или по нижней его части (слово можно  не разрезать на части, а закрыть его половину линейкой);
  • более сложный вариант этого упражнения — предугадать недостающее слово. Для него можно использовать крылатые выражения, фразеологизмы, известные фразы из сказок или стихотворений, загадки с рифмованной отгадкой.

Особенности обучения чтению детей

Одна из основных целей обучения чтению – привитие детям интереса к книгам. Учителя отмечают, что школьники, которые с удовольствием знакомятся с литературными произведениями, пишут и говорят более грамотно. Они интуитивно запоминают написание ранее незнакомых слов, а потому диктанты и контрольные работы по родному языку не вызывают у них особых трудностей. Так чтение книг существенно упрощает изучение самых разных школьных дисциплин.

Прививать любовь к книгам нужно с детства. Для этого родители должны регулярно знакомить малышей со сказками и рассказами, учить их пересказывать текст, анализировать поступки главных героев, выражать собственные мысли от прослушивания каждого произведения. Все это станет отличной базой для дальнейшего обучения грамоте.

Процесс проверки

Если вы занимаетесь с ребенком дома, чтобы улучшить его технику чтения, нужно знать, как организовать этот процесс. Для этого вам понадобится:

  1. Текст.
  2. Секундомер или часы с секундной стрелкой.
  3. Удобное рабочее место.
  4. Собственно, проверяемый в хорошем настроении.

Перед началом проверки объясняем школьнику задачу – читать быстро. По команде «Начали!» ребенок приступает к чтению. Если он начал читать не в ту же секунду, отсчет времени начинается от первого прочитанного слова. В случае если вы заметили ошибку, не перебивайте ребенка, сделайте у себя пометку. По окончании чтения проведите «разбор полетов», проанализируйте неправильно прочитанные слова, задайте вашему ученику вопросы по тексту. Пересказывать текст не нужно, достаточно услышать ответы, чтобы понять, насколько проверяемый понял его содержание. Первоклассникам при проверке скорости чтения можно водить пальчиком по строчкам.

Требования к тексту

Чтобы объективно измерить скорость чтения ребенка, важно правильно подобрать текст проверки:

  1. На начальном этапе обучения (для детей 6-7 лет) тексты должны соответствовать следующим требованиям:
    • Простые и короткие предложения, в составе которых преимущественно двусложные слова.
    • Слога в словах похожи или идентичны (ма-ша, ка-ша, ма-ма).
  2. Далее можно добавлять отрывки, где встречаются сложные и многосложные слова с шипящими звуками и многообразным сочетанием звуков.
  3. К концу первого класса, когда школьник начинает читать не по слогам, а целыми словами, ему становится под силу не только проза, но и стихотворения.

Особенности проверки

В 1 классе оценки за обучение не ставятся, ученик либо «справился», либо «не справился» с заданием.

Для проверки техники чтения необходимо заранее подготовить незнакомый ребенку текст. Предложения в тексте должны быть простые и короткие. Картинок быть не должно, чтобы ученик не отвлекался

Важно настроить ребенка на быстрое чтение

В процессе чтения первоклассник должен следить по тексту пальцем, чтобы не потерять строчку. Когда ребенок начал читать, не следует останавливать его, даже если он ошибся в произнесении слова или в постановке ударения. После чтения необходимо задать ребенку несколько вопросов по тексту, чтобы проверить его понимание текста.

Навыки и основы чтения закладываются детям в 1 классе

Поэтому в этот период важно обращать особое внимание на успехи малышей в школе, чтобы оказать им своевременную помощь

Наиболее распространенные ошибки родителей

Есть несколько нюансов, которые необходимо учитывать при обучении ребенка чтению. Самыми распространенными ошибками родителей в данном случае являются:

  1. Произнесение не самих звуков, а алфавитных букв. Например, КА, ЭМ, ПЭ и т. д. Правильно будет говорить М, Л, Н и т. д. Если с самого начала совершать подобные ошибки, то можно добиться того, что ребенок не поймет специфики чтения по слогам, у него возникнут проблемы с их произношением и формированием. Например, он не сможет прочитать элементарное слово «мама», произнося «мэамэа».
  2. Многие родители подсознательно учат будущего школьника «вырывать из контекста» отдельные слова, словосочетания или фразы. Это в корне неправильно, поскольку дети при таком подходе в будущем будут испытывать трудности во время прочтения больших текстов или даже абзацев, состоящих из нескольких предложений.
    Запомните!Поэтому лучше учить ребенка сразу произносить все слова в определенном отрывке, по нескольку раз повторяя пройденный этап.

И, конечно же, одной из самых распространенных и, пожалуй, грубейших ошибок родителей является спешка. Не следует требовать от младшего школьника невозможного – научиться читать сразу, необходимо проявить терпение. Если ему сложно – объяснить все заново, максимально подробно и обстоятельно. Только тогда труды учащегося и обучающего будут вознаграждены по максимуму!

Тексты для проверки во втором полугодии 1 класса

Текст №1. В роще

Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мед с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Зайчик бежал к ручью. Ручей журчал по камням. Он работал. Ручей поил чистой водой людей и животных.

(38 слов. К. Ушинский)

Текст №2. Сторож

У утки были пушистые утята. Однажды лисица утащила утку. Мы научили собаку водить к реке утят

Вот собака важно идет к реке. Утята спешат за ней

Утята ныряют в воде. Потом они гуляют на лугу. Собака сидит и зорко охраняет утят.

(41 слов. А. Седугин)

Текст №3 Мурзик

Котик Мурзик был озорной. Однажды он сидел на дереве. Рядом села ворона. Мурзик прыгнул ей на спину. Он вцепился когтями в перья и замер. Ворона испугалась. Она полетела над деревней. Мурзик не удержался и упал. Ему повезло. Он провалился в пушистый снег.

(40 слов. А. Мусатов)

Текст №4 Галка и голуби

Галка увидала, что голубей хорошо кормят. Она выбелилась и влетела в голубятню. Голуби подумали, что она голубь, и пустили её. Но галка забылась и закричала по-галочьи. Тогда её голуби прогнали. Галка полетела назад к галкам. Но галки испугались и тоже прогнали её.

(46 слов. Л. Толстой)

Текст №5 Осинки

В солнечный день осенью на опушке елового леса собрались молодые разноцветные осинки, густо одна к другой, как будто им там, в еловом лесу, стало холодно. Они вышли погреться на опушку, как у нас в деревнях люди выходят на солнышко и сидят на завалинках.

(43 слова. М. Пришвин)

Тексты подобраны Ткачевой Ирины Алексеевной, Борщ Оксаной Геннадьевной.

Нормы чтения

Единой нормы по количеству того, сколько слов в минуту нужно читать ребёнку нет. Однако традиционная программа «Школа XXI века» уточняет, что по окончанию первого класса, школьник должен читать 30 слов в минуту, в некоторых других программах цифра превышает показатель в 40 слов в минуту. В советское время «нормой» считалось 47 слов в минуту.

Итак, средний показатель чтения для первоклассника:

  1. Дошкольный период и первое полугодие – не меньше 20 слов.
  2. Конец третей четверти – не меньше 35 слов.
  3. Конец первого класса – не меньше 40 слов в минуту.

Первый официальный контроль успеваемости по скорости чтения происходит в конце первого полугодия. Школьные программы разнообразны, поэтому требования к первокласснику варьируются от 15 до 25 слов в минуту. Однако стоит помнить, что даже самый низкий порог (а именно – 15 слов в минуту) очень трудно достичь с нуля

Поэтому важно озаботиться обучением дошкольника чтению

Сводная таблица нормативов и оценок:

На 3 – 15-19 (25-34)

На 4 – 24-24 (35-40)

На 3 – 25-29 (40-48)

На 4 – 30-34 (49-54)

На 3 – 40-44 (50-58)

На 4 – 45-49 (59-64)

На 3 – 40-49 (55-64)

На 4 – 50-49 (65-69)

На 3 – 65-69 (70-79)

На 4 – 70-74 (80-84)

На 3 – 65-74 (85-99)

На 4 – 75-84 (100-114)

На 2 – менее 70 (100)

На 3 – 70-88 (100-115)

На 4 – 89-94 (116-124)

На 5 – более 95 (125)

Понятие о технике чтения в 1 классе

Большинство родителей в понятие о технике чтения вкладывают только количество прочитанных слов, однако, данное суждение в корне неправильное. Научиться читать быстрее – еще не значит овладеть техникой чтения в 1 классе. В нормативы требований к учащимся начальной школы, относительно умения читать, включены следующие критерии:

  • понимание смысла прочитанного текста;
  • чтение по слогам или же умение охватывать сразу все слово расценивается, как способ чтения;
  • выразительность при чтении;
  • правильно расставленные ударения в словах;
  • скорость воспроизводимых слов в течение одной минуты.

Умение читать – один из самых необходимых навыков для осуществления дальнейшего обучения, поэтому к его освоению предъявляются жесткие требования, начиная с первого класса. Хотя в начале первого полугодия начального обучения, детей, как правило, не оценивают, но уже к концу учебного года каждый ребенок должен иметь характеристику педагога о способностях в чтении.

Осмысленность в технике чтения

Критерий осмысленности в технике чтения обусловлен способностью ребенка озвучить смысл прочитанного предложения или текста. Для его оценивания детям дают прочитать несложный текст с короткими предложениями и понятными словами. После чего следует попросить пересказать прочитанное либо задать ребенку несколько вопросов.

Выразительность чтения

Требования педагогов к выразительности в чтении включают следующие нюансы:

  • выделение знаков препинания паузами;
  • понимание знаков препинания, что определяется верной интонацией;
  • способность передать интонацию слушателю;
  • воспроизведение правильных эмоций, относительно смысла и интонации, что считается непростой задачей для первоклассника.

Критерий выразительности представляет большое значение для верного восприятия прочитанной информации. Сначала оно формируется, когда ребенок читает в слух, а затем уже машинально получается при чтении про себя.

Значение правильно расставленного ударения в словах

Не менее важным критерием является правильное расставление ударений в словах при чтении. Неверно поставленное ударение считается первым препятствием для первоклассника в понимании смысла текста, и возможности передать смысл и интонацию. Поэтому педагоги постоянно практикуют упражнения в 1 классе для расстановки ударения в словах

Все слова, читаемые по слогам, имеют значок ударения, на что обязательно обращается внимание детей

Способ чтения

Основная масса детей читает по слогам, но некоторые уже в первом классе имеют способность охватывать зрением и восприятием полностью все слово, что в разы повышает уровень техники чтения. Обычно такой навык формируется у детей только в конце первого учебного года. Для его развития и улучшения педагоги используют специальные упражнения и тренировки в классе, а также рекомендуют родителям регулярно заниматься с детьми, выбирая простые тексты чтения и пересказывания. В современной обучающей программе существует достаточно обучающих техник для скорочтения, способствующих успешному усвоению материала детьми 1 класса.

Скорость чтения

Скорость чтения имеет очень важное значение для человека в любом возрасте. Способность быстро читать обеспечивает мгновенный доступ к информации, следовательно, повышает темп мыслей и действий

Для первоклассника данный навык тоже крайне необходим, поскольку именно он определяет дальнейшую успеваемость в школе. Например, чем скорее будет прочитано и осмысленно условие задачи, тем больше времени останется на ее решение. Количество прочитанных слов имеет большое значение, однако их понимание гораздо важнее, иначе пропадает вся суть данного навыка. Поэтому все упражнения для скорочтения должны быть подкреплены пересказыванием текстов и рассуждениями детей о прочитанном.

Нормы оценки работ по математике

Письменная работа, содержащая только примеры

  • Оценка “5” ставится: вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.
  • Оценка “4” ставится: допущены 1-2 вычислительные ошибки.
  • Оценка “3” ставится: допущены 3-4 вычислительные ошибки.
  • Оценка “2” ставится: допущены 5 и более вычислительных ошибок.

Письменная работа, содержащая только задачи

  • Оценка “5” ставится: все задачи решены и нет исправлений.
  • Оценка “4” ставится: нет ошибок в ходе решения задач, но допущены 1-2 вычислительные ошибки.
  • Оценка “3” ставится: хотя бы одна ошибка в ходе решения задачи и одна вычислительная ошибка;
  • или если вычислительных ошибок нет, но не решена 1 задача.
  • Оценка “2” ставится: допущена ошибка в ходе решения 2-х задач;
  • или допущена 1 ошибка в ходе решения задачи и 2 вычислительные ошибки.

Комбинированная работа (1 задача, примеры и задание другого вида)

  • Оценка “5” ставится: вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.
  • Оценка “4” ставится: допущены 1-2 вычислительные ошибки.
  • Оценка “3” ставится: допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий
  • или допущены 3-4 вычислительные ошибки.
  • Оценка “2” ставится: допущены ошибки в ходе решения задачи и хотя бы одна вычислительная ошибка
  • или при решении задачи и примеров допущено более 5 вычислительных ошибок.

Комбинированная работа (2 задачи и примеры)

  • Оценка “5” ставится: вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.
  • Оценка “4” ставится: допущены 1-2 вычислительные ошибки.
  • Оценка “3” ставится: допущены ошибки в ходе решения одной из задач
  • или допущены 3-4 вычислительные ошибки.
  • Оценка “2” ставится: допущены ошибки в ходе решения 2 задач
  • или допущена ошибка в ходе решения одной задачи и 4 вычислительные ошибки
  • или допущено в решении примеров и задач более 6 вычислительных ошибок.

Математический диктант (устный счёт)

  • Оценка “5” ставится: вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.
  • Оценка “4” ставится: не выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа.
  • Оценка “3” ставится: не выполнена 1/4 часть примеров от их общего числа.
  • Оценка “2” ставится: не выполнена 1/2 часть примеров от их общего числа.

Требования к оформлению тетрадей

Официально единый орфографический режим давно отменён. Но отменён он людьми, никогда в школе не работавшими.  Единый орфографический режим в начальной школе необходим. Но так как отменён он давно, то теперь учителя варьируют.

Изначально было по математике:

  • 4 клетки по вертикали между Классной и Домашней работой.
  • 2 клетки по вертикали между номерами
  • 3 клетки по горизонтали между столбиками
  • 8 клеток слева от начала рабочего поля до написания «Классная работа» и «Домашняя работа»

По русскому – 2 строчки между написанием числа, Классной и Домашней работами.

В целом делайте так, как говорит ваш учитель.

Единый орфографический режим не настолько сложен, как полезен и необходим для малышей.

Фото — фотобанк Лори

Техника чтения 1 класс — нормативы

Сейчас многие дети идут в школу, уже умея читать. И только некоторые учатся этому в 1 классе. Тем не менее, в первом полугодии первого учебного года проходит начальная проверка техники чтения. Давайте сначала разберемся с этим понятием. Под техникой чтения родители чаще всего понимают количество слов, которое читает (произносит) ребенок за 1 минуту. Но это только одна составляющая

Учитель еще обращает внимание на правильность чтения слов, выразительность (соблюдение знаков препинания), степень понимания прочитанного текста. С течением учебного года дети учатся читать лучше, соответственно должна постепенно повышаться техника чтения каждого ребенка

Есть определенные, утвержденные нормы техники чтения в 1 классе.

Нормативы техники чтения в 1 классе:

  • первое полугодие – 25-30 слов в минуту;
  • второе полугодие – 30-40 слов в минуту.

Подчеркнем, что это ориентировочные нормы техники чтения по ФГОС.

В первом классе оценки не ставят. Но если вам интересно оценить результат вашего ребенка, то можно сделать это следующим образом:

  • оценка «5» — более 40 слов в минуту;
  • оценка «4» — от 31 до 40 слов в минуту;
  • оценка «3» — от 25 до 30 слов в минуту;
  • оценка «2» — менее 25 слов.

Еще раз напомним, что количество прочитанных слов – не единственный показатель техники чтения

Учитель также обратит внимание на правильность произношения слов/ошибки, читает ученик простые слова целиком или по слогам, делает ли паузы в конце предложения, выделяет ли интонацией знаки препинания

Проверка техники чтения дома

Если вы хотите проверять соответствие техники чтения вашего ребенка нормам в течение всех следующих классов начальной школы в домашних условиях, выбирайте тексты, подходящие возрасту. Для первоклассника это должны быть простые тексты с коротким предложениями, короткими словами. После прочтения текста, попросите рассказать ребенка о том, что он прочитал. По необходимости задайте наводящие вопросы.

Родители, которые заботятся об успехах своих детей в учебе, задумываются о том, как помочь ребенку читать в соответствии с нормой техники чтения в первом классе.

Необходимо понять, что скорость – это только один из параметров, которыми характеризуется чтение. Не менее важны: способность понимать прочитанное, умение выразительно читать вслух, умение читать про себя. Поэтому нужно развивать всё в совокупности.

Для того, чтобы научиться хорошо читать, нужно, чтобы ребенок полюбил чтение и книги. Вот несколько подсказок, как можно способствовать этому:

Дети многому учатся у своих родителей. Если в семье читающие взрослые, то дети тоже привыкают к тому, что книги – друзья человека. Читайте сами!

С чего начать?

Для начала запомните несколько простых правил, без них вы не добьётесь успеха.

1. Обучение должно быть без принуждения и вызывать интерес у ребёнка к чтению. Проводить только в игровой форме.

2. Наберитесь терпения, если ваш ребёнок даже вундеркинд (по вашему мнению), грамота не будет усваиваться так быстро, как вам хотелось бы.

3. Не отпускайте в адрес ученика нелестные эпитеты (ты бестолочь, я уже 3 раз показываю), а в особенности не повышайте голос. Поставьте себя на его место, представьте, что вам нужно выучить, например: китайский язык за неделю. Ну и как, потянете?

4. «Повторение – мать учения». В головке малыша всё должно успевать раскладываться по полочкам, для этого надо время.

5

Обращайте внимание на малейшие успехи в чтении, хвалитесь ими перед родными, особенно на начальном этапе. Это поднимет престиж чтения (Папа, а наш Владик уже 5 букв выучил

Хочешь послушать?)

6. Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими в учёбе. (Соседка Мила уже слова читает. А ты буквы путаешь). Это очень болезненно для детей. Они теряют веру в себя. (Я у вас глупый.)

7. Не забегайте вперед. Учим последовательно. От лёгкого к сложному. Но не делайте длительных перерывов, а то придётся начинать всё сначала, изученное быстро забывается. Лучше понемногу, но ежедневно.

8. Не используйте школьную программу и учебники, потом вашему ребёнку будет неинтересно в школе. Купите «Азбуку в картинках» или отыщите «Букварь» из советских времён. Он самый лёгкий для обучения.

9. Не учите ребёнка письму, предоставьте это школе. Для развития моторики пальцев учите аккуратно раскрашивать, не выходя за линии, да и просто рисовать, лепить, выполнять аппликации, выкладывать из мозаики.

10. Купите книги В. Волиной из серии «Учимся, играя.» Это ваше методическое пособие. Можете начинать обучение.

Я использую три разных приёма для обучения чтению: звуко-буквенный анализ, слоговое чтение, чтение готовыми словами. Первый используется в школе. Учащиеся подробно изучают звук: гласный, согласный; твёрдый, мягкий; звонкий, глухой; йотированный. Для домашнего обучения очень сложно, поэтому я всегда предупреждаю родителей, не учите ребёнка читать побуквенно, потому что потом его трудно переучить читать слогами. Слоговое чтение подразумевает повтор готового слога за родителями, чтение готовыми словами аналогично. Особенно оно ценно для детей с отклонениями в развитии, например, у меня сын глухонемой, и именно так я научила его читать и говорить.

Тексты для проверки техники чтения в 3 классе

Сказка в лесу

Великий сказочник Андерсен гулял по лесу. На поляне он увидел много грибов. Вечером он вернулся на поляну. Под каждый гриб он спрятал конфету или ленточку. Под одним восковой цветок, под другим — наперсток. Здесь — пряник, там — яблоко. Утром сказочник привел на поляну дочку лесника. Ей было семь лет. Под каждым грибком она находила подарок. Не было только пряника. Его, наверное, унесла ворона. Глаза девочки горели восторгом. А сказочник сказал ей, что эти подарки спрятали гномы. (78 слов) (По К. Паустовскому)

Какие бывают дупла?

Каждое дупло в лесу — загадка. Умелый следопыт по следам разгадает дупляного жителя. Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту. Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь. Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму ничего не ест и не пьет. Сколько дупел, столько загадок. (74 слова) (По Н Сладкову)

Лесной лакомка

Шли охотники через тайгу. Вдруг они услышали визг и ворчание

Охотники осторожно пошли на шум. Молодой медведь возился у большой липы

В дупле был мед. Но липа росла вплотную к скале. Просунуть лапу в дупло мешали камни. Пчелы жалили воришку. Он тер морду лапами и кричал тоненьким голоском. Наконец медведь утомился и сел. Он долго смотрел на липу. Потом полез на ее вершину. Медведь протиснулся между скалой и деревом. Он сильно надавил на дерево лапами. Липа затрещала и рухнула. Теперь добыть мед было просто. Охотник выстрелил в воздух. Мишка убежал. Охотники набрали ведро меду. Остался мед и для Медведя. (79 слов)(По Вл. Арсеньеву)

Антарктида

Антарктида лежит на крайнем юге. Огромная шапка льда толщиной более километра покрывает Антарктиду. Только кое-где среди льдов выступают черные и коричневые сопки, покрытые редкими пятнами мхов. Беден животный мир Антарктиды. Лучше всех смогли приспособиться к суровому климату пингвины. Они населяют берега антарктических морей. В прибрежных водах плавают киты, кашалоты, дельфины. Много тайн хранит Антарктида. Уже сейчас ученые нанесли На карту огромные горные цепи. В Антарктиде много ценных минералов. Но все это скрыто подо льдом. Ученые всего мира исследуют этот край. (80 слов) (Из журнала «Мурзилка»)

Утренние лучи

Выплыло на небе красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи будить землю. Первый луч пролетел и попал на жаворонка. Тот встрепенулся, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку. Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик, весело запрыгал по росистому лугу. Побежал он добывать себе сочной травки на завтрак. Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел. Куры закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать. Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка, полетела собирать медок с душистых цветов. (86 слов) (По К. Ушинскому)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector