Правила игры в шахматы

Дальше — интереснее!

Шахматы – игра очень древняя, но ее популярность среди интеллектуалов не угасает в течение многих столетий. Человеку, далекому от шахматного мира, может показаться, что научиться хорошо играть в шахматы очень просто, якобы для этого нужно лишь знать фигуры и какая из них как передвигается по доске. Но это мнение – в корне неверное, ведь быстро научиться играть в шахматы невозможно!

Придется изрядно попотеть, а также напрячь не только память, внимание, математические способности, но и логическое мышление. В этой игре мало знать правила, здесь огромное значение имеют стратегия и тактика, внимание, терпение, комбинационный расчет

Первые шаги по клеточкам

Обзаведитесь собственными фигурами и шахматной доской. Доска – это поле из 64 клеточек, черных и белых. Набор фигур – это 16 черных и 16 белых. Каждый из двух игроков имеет одного короля и ферзя, по две ладьи, два коня и слона, восемь пешек. Для начала выучите названия фигур, их расстановку, способы передвижения.

Затем нужно выучить правила игры, специальные приемы, позволяющие быстро улучшить ситуацию (рокировка, например). Также нужно знать ситуации, которые могут возникнуть по ходу – пат, шах, мат. Шахматная игра состоит из трех последовательных этапов – это дебют, миттельшпиль, эндшпиль.

Способы обучения

Теперь возникает главный вопрос — где научиться играть в шахматы? Можно отправится в книжный магазин, купить шахматный толковый учебник, в котором «человеческим», простым языком будут представлены все необходимые теоретические знания. Изучите его от корки до корки, правила игры вы обязаны знать «на зубок», иначе ни о каком умении не будет идти речь! Только после этого есть смысл приступать к практике, то есть непосредственно к игре.

Увы, очень многие, желающие знать, как научиться мастерски играть шахматы, слишком нетерпеливы и стремятся сразу же сесть за шахматную доску, без базы знаний. Такой подход может привести к успеху лишь в том случае, если ваш учитель-соперник имеет достаточно опыта и терпения, чтобы вас обучить.

Чтобы постоянно прогрессировать в качестве успешного шахматного игрока, нужно играть как можно чаще. Очень помогает записывание ходов, своих и противника. С помощью записей вы после окончания партии сможете спокойно осмыслить различные ситуации на доске, понять, где и когда вами были допущены фатальные ошибки. Желательно играть с более сильным противником, ведь всегда эффективнее и полезнее проиграть пять партий подряд профи, нежели выиграть у того, чей уровень игры еще ниже вашего.

Тренируйтесь, постепенно вы обретете не только опыт, но и научитесь получать массу удовольствия от процесса. Вы поймете, как хорошо играть в шахматы – в спокойной обстановке, с достойным противником! Постепенно совершенствуя свои шахматные навыки, вы будете играть все лучше, однако, дабы стать профи, все равно нужен будет профессиональный тренер. Только такой человек способен вывести игрока на качественно новый уровень.

Дальше — интереснее!

Шахматы – древняя интеллектуальная игра, не потерявшая актуальности и сегодня, спустя полтора тысячелетия после своего появления. Она неизменно входила в образовательный курс индийских, персидских и арабских правителей и военачальников, европейских королей и рыцарей, русских царей и витязей.

И сегодня считается, что владение этим искусством отличает интеллектуально развитого человека, поэтому многие родители отдают своих детей на соответствующие курсы и стараются привить им это умение самостоятельно. Если вы не знаете, как научить ребенка играть в шахматы с нуля, воспользуйтесь следующими несложными советами.

Обеспечьте необходимый настрой ребенка. Разумеется, детское сознание существенно отличается от разума подростка или взрослого человека – и это необходимо учитывать перед тем, как приступить к обучению. Ребенок в дошкольном возрасте познает мир в основном через игру, поэтому воспользуйтесь этой особенностью его мышления. Превратите в его сознании шахматную доску в сказочную страну, где два короля, их поданные и войска сошлись в битве.

Начинайте с малого. Шахматы – сложная игра, и попытка научить ребенка игре в них сразу ни к чему хорошему не приведет. Осваивать это искусство вместе с малышом нужно постепенно, чтобы он не испытывал перегрузки информацией и утомления. Первое время 10-15 минут в день вполне достаточно.

Не начинайте сразу с правил – лучше расскажите ребенку, как зародились и развивались шахматы, поведайте о значении каждой фигуры, начиная от пешки и по возрастающей до короля, покажите правильную их расстановку – так ребенок будет лучше понимать шахматную иерархию, что важно для игры. Затем уже можно начинать изучать непосредственно правила в процессе игры

Начните с простого хода пешкой и далее по возрастающей. Если вы чувствуете, что заинтересованность ребенка от занятия к занятию увеличивается – вы все делаете правильно. Проведите первое сражение. После того, как ребенок усвоил, что шахматная доска, а фигурки – это войска, можно приступать непосредственно к игре, то есть «битве»

Затем уже можно начинать изучать непосредственно правила в процессе игры. Начните с простого хода пешкой и далее по возрастающей. Если вы чувствуете, что заинтересованность ребенка от занятия к занятию увеличивается – вы все делаете правильно. Проведите первое сражение. После того, как ребенок усвоил, что шахматная доска, а фигурки – это войска, можно приступать непосредственно к игре, то есть «битве».

Со временем партии нужно усложнять, делать интереснее – ведь шахматы не просто развлечение, а игра, требующая серьезной работы мозга. В интернет-сети существует множество ресурсов и видеороликов, где рассказывается, как правильно научить ребенка играть в шахматы

Но здесь важно понимать, что от уровня наставника зависит, насколько быстро и эффективно малыш будет усваивать материал. Порой скучная подача отбивает у него все желание тратить свое время на изучение этой игры

Поэтому лучшим выходом будет подобрать курсы, где научить ребенка играть в шахматы сможет опытный и профессиональный педагог. Такие занятия проводятся, в частности, и в клубе детского творчества «Дом Белого Кролика». На них не просто дается детям информация об этой игре, но воспитывается в них уважение к ней и желание освоить ее для собственного развития.

О правилах хода для каждой фигуры и взятия фигуры противника

Далее время приходит поговорить о том, как шахматные фигуры ходят. Это можно назвать основной частью обучения правилам игры.

Пешка ходит только вперёд, на одну клеточку. За исключением первого хода: в этот раз она может шагнуть вперёд сразу на две клетки. Бьёт фигуру противника она по-другому – на одну клетку по диагонали (наискосок вправо или влево). Как видно, возможности этой самой слабой фигуры очень ограничены. Но: если пешка сможет добраться невредимой до противоположной крайней линии доски, то она превращается в любую фигуру

Даже в ферзя, и неважно, если один ферзь ещё не выбыл из игры: играть можно и двумя ферзями в одной армии одновременно.

Король тоже довольно скован в своих передвижениях. Он тоже может ходить только на один шажок

В любую сторону, но только при условии, что эта соседняя клеточка не находится «под боем».

Ферзь является самой сильной фигурой. Он, как и король, ходит в любую сторону – и прямо, и назад, и в обе боковые стороны, и по любой диагонали. Но не на одну клеточку, а на любое расстояние.

Ладья, вместе с ферзём, относится к тяжёлым фигурам. Она перемещается по горизонтали (вправо/влево) или по вертикали (вперёд/назад), на любое количество клеток.

Слон, несмотря на название, – фигура лёгкая. Он «скользит» по диагоналям (наискосок) в любую сторону и на любое количество клеточек. Один из слонов – белопольный, другой – чернопольный, и в процессе всей партии они могут двигаться только по клеткам соответствующего цвета.

Конь – лёгкая фигура №2. У него самый необычный ход: на одну клетку вперёд + на одну «наискосок». Аналогично: назад-«наискосок» и вбок-«наискосок». также схему его движения можно сравнить с буквой «Г» (или «L», если ход производится назад)
Пожалуй, на правилах хода конём сто́ит заострить особенное внимание ребёнка, выделив побольше времени на освоение этого этапа. К тому же, конь – это единственная шахматная фигура, которая может в процессе движения перепрыгивать через любую другую фигуру – свою или соперника.

Взятие фигуры в просторечии называется «сбить», «убить» или «съесть» её. Это можно сделать (но вовсе не обязательно), если фигура противника находится на траектории движения твоей фигуры, и сейчас твой ход. После взятия «пострадавшая» фигура убирается с доски, а «съевшая» её фигура оппонента становится на её клеточку.

Есть два исключения: конь и пешка. Конь «сбивает» фигуру не по траектории своего движения, а только в конечной точке своего хода. Пешка же, напомним, берёт фигуру противника не по траектории движения (ходит она прямо), а «наискосок».

Есть ещё одно правило взятия фигуры для пешек. Оно называется «взятие на проходе». Как мы помним, свой самый первый ход любая пешка может сделать не на одну, а сразу на две клеточки вперёд. Но: только если первая из этих клеток не находится под ударом пешки соперника. В противном случае, он имеет право взять эту пешку «на проходе», продвинувшись вперёд на одну клетку по диагонали.

Основные принципы правил шахматной игры

  • Сражение на шахматной доске между армиями белых и чёрных фигур ведётся по особым правилам. У каждой фигуры есть название, своё первоначальное место на доске и свои возможности.
  • Ценность фигур – очень разная: конь ценнее, чем пешка, но гораздо менее ценен, чем ферзь или ладья.
  • Самая ценная фигура, на которую ведётся настоящая охота – это король. Но, при своей ценности, он очень ограничен в возможностях: может передвигаться всего не одну клеточку и не может располагаться на поле «под боем».
  • Игроки ходят по очереди. Первым всегда начинает тот, у кого белые фигуры. Цвет фигур выбирается перед началом партии по жребию или по обоюдному согласию.
  • Цель игры – не в том, чтобы «посбивать» как можно больше фигур противника. Цель состоит в том, чтобы добраться до его короля и поставить ему мат. То есть, поставить короля в безвыходное положение – когда и та клетка, на которой он стоит, и те клеточки, на которые он мог бы сделать ход, находятся под боем.
  • Отсюда один из основных принципов: всегда обеспечивать прикрытием своего короля и выбирать для него такую позицию, которая имеет пути к отступлению.

Сразу учите ребёнка вести наступление всем шахматным войском: с самого начала партии стараться ходить несколькими фигурами, продвигая их вперёд и развивая свою позицию. А не бросать в бой одного ферзя и барахтаться с ним, пока остальные фигуры скученно стоят на своей половине поля без дела. Учите его «посылать вперёд пехоту»: чем слабее фигура, тем ближе к армии противника она должна быть на начальном этапе партии. А потом, под прикрытием слабых фигур, устремятся в прорыв и атаку фигуры более сильные и ценные.

Но это не значит, что пешки можно «раздавать направо и налево»: пусть они прикрывают друг друга цепью, как бы «взявшись за руки». Вообще, «давать на съедение» любую фигуру можно только, если ты жертвуешь ей в пользу удачного хода, изменения своей позиции к лучшему. И если ты уверен, что эта жертва принесёт пользу тебе, а не твоему противнику.

Польза шахмат для детей, и в каком возрасте начинать обучение

Игра в шахматы приносит пользу, так как интенсивно развивает интеллекта, поэтому некоторые дошкольные образовательные заведения используют ее в качестве альтернативной подготовки к школе. Основные плюсы обучения шахматам следующие:

  • развитие логики и мышления, поскольку ходы нужно постоянно обдумывать и рассчитывать наперед их потенциальный результат;
  • в процессе игры задействованы два полушария мозга, что помогает развивать творческое мышление и таланты малыша;
  • формирование усидчивости, выносливости и внимательности;
  • обучение ответственности и самостоятельности путем принятия решений и их последствий;
  • тренировка и улучшение памяти;
  • помощь в развитии критического мышления;
  • способность овладевать навыками анализа и самокритики.

Для родителей, решивших научить свое чадо данной игре, важно понимание того, когда и как это делать. Ведь попытки заставить могут привести к обратному результату и негативно повлиять на развитие ребенка в случае некорректного подхода к такому процессу

Однозначного ответа по поводу идеального возраста для начала обучения нет, поскольку надо учитывать индивидуальные особенности развития малышей. Но все же большинство педагогов и психологов согласны с тем, что знакомство с шахматами можно начинать с 3 лет. Важным фактором будет живой интерес малыша к фигурам на доске.

В возрасте 4 года можно уже полноценно изучать фигуры и ходы, а к 5 годам большинство уже способны самостоятельно вести игру и даже превосходить взрослых в ней. 

Совет!Постепенное обучение с 3 до 5 лет является универсальным, и в его процессе ребенок будет активно улучшать свои навыки и становиться маленьким профи.

Другие правила шахмат

Как известно, в любом сражении солдаты не просто маневрируют на поле боя, они нападают и бьют солдат противника, а сами защищаются от вражеских атак. Шахматные фигуры не исключение, тоже нападают, бьют врага и защищаются от атак.

Ходы в шахматах выполняются соперниками по очереди. Ход может состоять из простого перемещения своей фигуры, а может из взятия фигуры соперника. При этом она убирается с доски, а фигура, которая совершила взятие, ставится на место побитой фигуры.

На диаграмме ферзь черных, при своем ходе, может взять белую ладью на е3, в этом случае ладья убирается с доски, а ферзь побивший ее ферзь становится на поле е3. Также ферзь может взять слона не а6. При этом слон убирается, а ферзь становится на а6. Показаны также другие возможные взятия разными фигурами.

Нападение на короля называется шахом. На диаграммах показан шах королю от различных фигур.

Игрок обязан защитится от шаха. Сделать это можно тремя способами — уйти королем, закрыть короля своей фигурой, взять атакующую фигуру противника. На диаграмме белый ферзь напал на черного короля, объявил шах. Черные могут уйти королем, закрыться ладьей или взять шахующего ферзя слоном.

Если возникла позиция, когда король находится под шахом, а игрок не может сделать ни одного хода, чтобы его избежать, это значит, что королю поставили мат. С арабского словосочетание «шах мат» переводится как «король умер». Главная цель игры поставить мат королю противника. В шахматах означает проигрыш. Партия заканчивается.

На диаграмме мат черному королю. Белая ладья d8 дает шах, закрыться или взять напавшую ладью невозможно, так же как уйти от шаха.

Шахматные партии не всегда играются до мата. Часто игрок получивший плохую позицию и считая свое положение безнадежным, сдается не дожидаясь мата, так как уверен, что мат рано или поздно неизбежен. Однако даже в самой тяжелой позиции, при невнимательности противника, проигрывающий игрок может избежать поражения и потребовать ничью.

Если возникает позиция, при котором сторона, имеющая право хода, не может им воспользоваться, так как все её фигуры и пешки лишены возможности сделать ход по правилам, причём король не находится под шахом, это значит, что на доске пат. Партия заканчивается, объявляется ничья.

На диаграмме у белых ладья и король, против одинокого черного короля. Белые предвкушают победу и готовы в несколько ходов поставить мат и выиграть. Однако очередь хода черных. Шаха им нет, а ходить некуда. Брать ладью нельзя, она под защитой короля, поля а7 и b8 под боем ладьи. Пат. Ничья.

Другая ничейная ситуация это троекратное повторение. Часто достигается вечным шахом. На диаграмме у белых материальный перевес и следующим ходом они готовы поставить мат. Однако ход черных и они ходят ферзём на f2 и объявляют шах. Белый король обязан отступить на h1, другого способа защитится нет. Но черные вновь делают шах, возвращаясь ферзём на f1. У белого короля нет выбора кроме как вернуться на h2. Избежать непрерывных шахов нет возможности. И после троекратного повторения позиции объявляется ничья.

Также ничья фиксируется:

  • если обе стороны сделали 50 последних ходов без взятия и без хода пешкой;
  • если на доске осталось недостаточно фигур для постановки мата.

Ну и конечно, игроки имеют право по взаимному согласию зафиксировать ничью, если ни один из них не видит пути к выигрышу.

О шахматных фигурах и их расстановке и ценности

На первых уроках даётся описание всех «действующих лиц» в шахматной армии, проводится знакомство с их возможностями, их действиями в связке друг с другом. Проводится закрепляющая игра «Угадай фигурку», после чего можно обучать ребёнка правильной расстановке фигур на доске.

Как только начинающий шахматист запомнит места фигур и сможет сам уверенно расставлять свою армию, можно начинать разбираться, как, согласно правилам, какая фигура ходит. Здесь помогут сценки пока что с неполным, небольшим количеством фигур на доске.

У каждого игрока изначально равное количество фигур. Это: один король, один ферзь, по два коня и слона, две ладьи и восемь пешек. Пешки занимают первую линию обороны, прикрывая собой всю остальную армию. Соответственно: белые пешки занимают вторую линию доски, а чёрные – седьмую. Ладьи, похожие по форме на крепостные башни, ставятся по углам – по краям первой и восьмой линии. Рядом с ними ставятся кони, затем слоны, затем – в центре линии – король и ферзь. «Золотое правило» гласит: «Ферзь любит свой цвет». То есть, белый ферзь ставится на белую клетку, чёрный – на чёрную, а рядом с ним – король.

Теперь о силе фигур и их соотношении. Самая слабая фигура в шахматах – пешка. У неё самые ограниченные возможности. Однако любая пешка, которая доберётся до противоположной крайней линии доски, может превратиться в любую фигуру, кроме короля. Подробности ещё будут далее.

Примерно равные по силе и ценности, один конь или один слон равен по ценности трём пешкам. Ладья сильнее, и возможностей у неё больше. По ценности ладья равна одному коню (или слону) плюс ещё двум пешкам. Если же к ладье «придать» ещё пешку, то её ценность будет равна двум коням или слонам.

Самая сильная фигура в шахматной армии – это ферзь. По силе он равен двум ладьям, либо трём коням или слонам. А что же король? Эта фигура – особая. Она ни сильная, ни слабая. Это просто самая ценная фигура, которую нужно защищать от атак оппонента. Ведь потеря короля означает проигрыш партии.

Кого и чему ещё учат с помощью шахмат

В  Международной шахматной федерации (FIDE) отмечается, что сегодня больше 25 миллионов детей в мире занимаются шахматами в школьной среде. 15 миллионов из них находятся в Индии, пять миллионов — в Китае. Интересно, что учителей по шахматам, согласно тому же отчёту, куда меньше — всего 92 550.

При этом география школьных шахмат значительна: от Великобритании и США до Албании и Замбии, от Европы до Южной Америки. В 78 странах есть разработанные программы квалификации для обучения шахматам в школе. В некоторых из них, как, например, в Израиле, шахматы — это факультативный предмет. Но есть и страны, где игра становится частью обязательной программы.

Первой страной, где основам игры стали обучать в общеобразовательных школах в рамках академического, а не спортивного предмета, стала Армения. Программу внедрили в 2011 году, а уже в 2012-м шахматы стали отдельной дисциплиной в Армянском государственном педагогическом университете. Через несколько лет там появилась и профильная программа бакалавриата, открылся Научно-исследовательский центр шахмат. Причём скоро в Армении в шахматы начнут играть и в детских садах: минувшим летом в Армянском государственном педагогическом университете получили первые выпускники шестинедельных курсов переподготовки по теме «Шахматы в дошкольных общеобразовательных учреждениях».

Впрочем, шахматы можно использовать и в рамках других дисциплин, не только в качестве отдельного предмета. Леончо Гарсия, испанский лектор, комментатор и журналист, специализирующийся на шахматной тематике, в своём выступлении на ежегодном Глобальном шахматном фестивале рассказал, как это можно сделать.

Шахматы для школьников

Чаще всего шахматы в качестве образовательного инструмента используют на уроках математики. Ведь даже доска — уже наглядное пособие. Гарсия интересуется: сколько квадратов можно на ней обнаружить? «Кто-то скажет: 64! Нет, 65, скажет другой, потому что доска сама по себе квадрат. Да, но как же скрытые внутри неё квадраты, шахматные клетки размером 2×2, 3×3, 4×4, 5×5? Настоящий ответ: 204 квадрата!», — говорит эксперт.

А вот ещё одна задачка: можно предложить ученикам заменить числа в арифметических примерах на шахматные символы или их инициалы. По словам Гарсии, это отличный способ учить детей мыслить абстрактно.

Если с математикой всё ясно, то что же с гуманитарными науками? В качестве примера Гарсия приводит историческую тему.

«Если я учитель и начну объяснять Французскую революцию с разговоров о Робеспьере, Дидро, Вальтере и остальных, боюсь, сиеста для моих учеников наступит прямо на уроке!» — шутит он.

Он предлагает и здесь подходить со стороны шахмат и проводить аналогию между шахматными пешками, которые двигают игру, и «пешками» французского общества, начавшими отвоёвывать социальные свободы и права.

Кадр: фильм «Жертвуя пешкой»

Шахматы для дошкольников

Внедрять шахматы в обучении Гарсия предлагает ещё на уровне детского сада.

«Шахматы — это фантастический педагогический инструмент, который можно использовать в работе над многими очень важными навыками», — утверждает он.

В качестве примера журналист приводит опыт Адрианы Салазар — шахматистки, многократной чемпионки Колумбии и педагога. На её занятиях звучит много музыки, дети постоянно двигаются, а на полу — покрытие в виде огромной шахматной доски. С помощью чёрных и белых клеток дети учатся играя и играючи: например, знакомятся с такими понятиями, как вертикаль, горизонталь и диагональ. Или разыгрывают роли шахматных фигур: их задача двигаться по шахматной доске согласно заданным правилам

Эта простая игра, объясняет Гарсия, одновременно задействует и работу памяти (нужно помнить свои «ходы»), и моторику, и концентрацию, и внимание, и самоконтроль, учит соблюдать правила, уважать оппонента.

К тому же, добавляет журналист, шахматы можно использовать и для развития навыков работы в команде: например, провести групповые соревнования по запоминанию расположения фигур на шахматной доске за ограниченное время. Кстати, сегодня это очень важный навык, которому учат не только детей, но и взрослых — так что эта игра будет кстати в обучении людей любого возраста. Так что, резюмирует Гарсия, сегодня человечество нуждается в шахматах сильнее, чем когда-либо.

«Всего через десять лет больше половины сегодняшних школьников будут работать на позициях, которых сегодня ещё не существует, с технологиями, которые сегодня ещё не изобретены. Поэтому гибкое мышление станет одним из самых ценных навыков для человека. И это как раз то, чему учат шахматы», — утверждает эксперт.

ChessMaster

На заглавной странице школы Chessmaestro.ru отмечено, что среди ее учеников — не только россияне и их географические соседи, но и американцы, англичане. Практикуется несколько форматов обучения. Один из них — пошаговые программы: 21-дневный тренинг, пройдя который новичок может стать 4-разрядником, и годичный курс, завершить который реально с сертификатом перворазрядника.
 
Второй формат — видеокурсы с записями уроков, третий — индивидуальные Skype-занятия. Еще один вариант, позволяющий освоить навыки шахматиста в ChessMaster, — обратиться к бесплатному разделу школы «База знаний» с множеством публикаций как о технике игры, так и о мастерах.
 

Одноходовки

Интерфейс очень простой. Сразу попадаете в игру, решаете задачу – нужно поставить мат в 1 ход. Всего упражнений тут 150, на каждое дается семь попыток. Правильный ход подсвечивает зеленым, неправильный – красным. Здесь нет подсказок, а задачи попадаются нелегкие, над некоторыми придется подумать не одну минуту.

В приложении всего три кнопки: настройки, информация, следующая задача. В информации прописаны ваши результаты. В настройках можно включить блокировку экрана с помощью игры – выбираете, сколько задач нужно решить, чтобы разблокировать телефон, устанавливаете число попыток, временной интервал до блокировки. 

Скачать для Android. 
 
 

Книги по обучению игре в шахматы

Для расширения познаний и прогрессирования в шахматном искусстве можно воспользоваться книгами, их написано огромное множество, как для новичков, так и для профессионалов. Начинайте с малого, постепенно переходя к более сложному:

  • Новичкам:

    • Путешествие в шахматное королевство – Юрий Авербах.
    • Шахматы – Илья Майзелис.
    • Сборник шахматных комбинаций – С. Д. Иващенко.
    • Учебник шахматной игры – Х. Р. Капабланки.
  • Продвинутый уровень, тактики и стратегии:

    • Моя система – А. И. Нимцович.
    • По следам дебютных катастроф – Я. И. Нейштадт.
    • Стратегические приемы в шахматах – А. И. Терехин.
    • Переход в эндшпиль – Ю. Разуваев, Г. Несис.

Книга это классика, и она способна научить играть в шахматы. С литературы начинали практически все профессионалы и гроссмейстеры, но для современного человека доступен такой канал получения информации как YouTube.

14 лучших бесплатных приложений для обучения шахматам

Гарри Каспаров однажды назвал шахматы – муками для разума. Но увлекаются этой игрой люди уже как минимум полторы тысячи лет. Она прочно закрепились в культуре человечества и развивает тактику, логику, стратегию, комбинационное зрение, зрительную память. Для новичков создали немало приложений, где можно освоить шахматы практически с нуля, занимаясь прямо на своем телефоне. Возможно, с ними вы дойдете до высшего уровня мастерства и сможете играть в шахматы вслепую. А потом однажды побьете рекорд венгерского игрока Яноша Флеша, с закрытыми глазами выигравшего 32 из 52 партий, которые шли одновременно.
 


Все курсы Онлайн собрал четырнадцать лучших бесплатных программ для обучения игре в шахматы.

Основные принципы шахматной стратегии

Перечислим несколько стратегических правил позиционной игры в разных частях шахматной партии.

В дебюте, чтобы позиция была стратегически удачной, нужно занимать пешками центр, развивать коней и слонов ближе к центру, захватывать пространство, делать рокировку.

В эндшпиле (конце шахматной партии) возрастает роль короля — он должен быть активным и помогать своим проходным пешкам.

Наибольшая часть стратегических правил и принципов связаны с игрой в миттельшпиле — середине шахматной партии. Именно в миттельшпиле важнее всего правильно выстроить план своих действий, чтобы максимально усилить активность своей позиции и подготовить атаку на короля соперника.

В середине партии нужно стараться каждым ходом улучшать расположение своих фигур:

  • Ладей лучше всего располагать на открытой линии (линии, на которой нет пешек или есть только пешка противника).

  • Слоны лучше всего чувствуют себя на открытых диагоналях, слоны не должны упираться в свои пешки.

  • Для коня лучшее место — форпост, укрепленное своей пешкой положение в лагере соперника.

  • Ферзь чаще всего играет ведущую роль в атаке, поэтому в середине партии он переводится в сторону короля соперника, создавая ему матовые угрозы под защитой других своих фигур.

  • Пешки стремятся к захвату центра и пространства, для этого лучше всего надвигать свои центральные пешки на вражескую половину доски.

Рассмотрим ситуацию на диаграмме. Материальное соотношение (количество фигур и пешек) равное. Но стратегически белые обладают огромным перевесом: их фигуры намного более удачно расположены и их позиция более активна. Белая ладья с1 расположена на открытой линии, чернопольный слон занимает важную большую диагональ, конь отлично стоит в центре на укрепленном пункте е5, белые владеют центром и пространством за счет выгодной пешечной структуры. А в позиции черных много недостатков: неразвитые или плохо развитые фигуры, ослабленный король, слабые пешки.

Важный вывод
Стратегические недостатки позиции соперника — это ваши преимущества! Поэтому при оценке позиции мы также обращаем внимание на слабости и неудачно расположенные фигуры.

К стратегическим недостаткам в шахматах можно отнести:

  • Наличие слабых пешек. Есть три основных типа пешечных слабостей: изолированная пешка (на соседних вертикалях с которой нет пешек того же цвета, а значит, защищать ее должны будут фигуры), сдвоенные пешки (расположенные на одной вертикали, препятствуя движению друг друга), отсталая пешка (пешка, которая не может догнать пешку своего цвета на соседней линии).

  • Наличие слабых полей в лагере, особенно рядом с королем. Слабыми полями можно считать пустые клетки, которые не могут быть взяты под контроль пешкой и могут быть атакованы фигурами соперника.

  • Наличие неудачно расположенных фигур. Неудачными можно считать неразвитые фигуры, фигуры, стоящие на краю шахматной доски, а также ограниченные в подвижности и упирающиеся в свои пешки.

  • Раскрытое положение короля (если король не рокирован, либо если пешечное прикрытие его рокировки полностью или частично разрушено).

Рассмотрим подробнее типы слабых пешек на примере диаграммы. В этой позиции 5 из 6 пешек черных являются слабыми: пешки h7 и а7 — изолированные, пешки с6 и с7 сдвоенные (и при этом обоюдно изолированные), пешка е6 — отсталая. У белых нет слабых пешек, их пешки составляют две ровные пешечные цепи.

Итак, перечислим основные факторы стратегической оценки позиции в шахматах:

  1. Положение короля.

  2. Активность фигур.

  3. Перевес в пространстве.

  4. Владение центром.

  5. Пешечная структура, наличие пешечных слабостей.

  6. Владение важными полями и наличие слабых полей.

  7. Владение открытыми линиями.

Минусы

Минусы шахмат можно разделить на две группы:

  • Необходимость долго сидеть отрицательно сказывается на осанке, позвоночнике и опорно-двигательном аппарате. Но плохих последствий можно избежать. Во-первых, не стоит забывать о том, что во время партии игроки могут вставать и ходить. Во-вторых, можно добавить активности в обычную жизнь, как минимум делать зарядку по утрам и больше гулять на улице.
  • Зацикленность на результате. Когда ребенок начинает понимать игру, одерживает первые победы, его может охватить эйфория. На ее фоне юный шахматист может настолько погрузиться в игру и достижение новых вершин, что забудет обо всем на свете. Такое случается не со всеми, но вычеркивать этот пункт нельзя. Необходимо следить за кругом интересов ребенка и вовремя реагировать если он сужается. В таких ситуациях хороший инструктор поможет ребенку и родителям избежать ненормального погружения в шахматы.

Бесплатные уроки

Для первичного ознакомления подойдут и бесплатные уроки. Если вы просто хотите научиться играть и вам не нужно углубляться в особенности игры, стратегию и тактические приемы, то бесплатные видеоматериалы и текстовые лекции станут отличным выбором.

Советую также ознакомиться с книгами по шахматам, из которых можно почерпнуть много полезного и интересного.

Пора играть – Chess.com

Пора играть – это сборник из 12 уроков и 60 заданий для начинающих шахматистов. Студентов обучают основам и правилам, рассказывают о фигурах, их ценности, расстановке и возможностях.

Вы узнаете:

  • что такое шах и мат, в чем разница между этими понятиями;
  • что такое пат;
  • основы стратегии и тактики;
  • как делать рокировку, взятие на проходе и т. д.

Другие онлайн-программы от Chess.com:

  • Как ходят фигуры
  • Введение в теорию дебютов
  • Стратегия для продолжающих

Шахматы для малышей – YouTube-канал “Шахматная Страна”

Шахматы для малышей – это небольшие видеоуроки для самых маленьких. Лекции проводит анимированная пешка, чтобы ребенку было интересно смотреть и учиться. Она все объясняет и показывает на экране.

За 8 уроков можно узнать самые базовые понятия и правила: знакомство с шахматной доской, какие есть фигуры, как они ходят, в чем их ценность, как их расставлять, что такое шах, мат и пат.

Лекции в среднем длятся 5 минут. Все рассказано понятным языком, так что разобраться ребенок сможет и сам.

Уроки по шахматам для начинающих на YouTube-канале “Шахматы. Уроки. Обучение”

Уроки по шахматам для начинающих – это сборник видеоуроков для шахматистов-новичков.

Какие темы разбираются лектором:

  • основные правила;
  • рокировка;
  • как сделать ничью;
  • как и какими фигурами ставить мат;
  • дебютные правила;
  • шахматные ловушки;
  • миттельшпиль;
  • эндшпиль;
  • связка в шахматах.

На канале есть и видеоуроки для более опытных игроков. Там раскрыты секреты стратегии и тактики, которые помогут выиграть на соревнованиях. Можно стать спонсором канала и получить доступ к дополнительным урокам по шахматам.

Интерактивные уроки шахмат – Chess Lessons

Интерактивные уроки шахмат будут интересны и взрослым, и детям. Все занятия разбиты на группы:

  • знакомство с шахматной доской, фигурами и правилами;
  • уроки для начинающих;
  • игры для игроков с небольшим опытом;
  • занятия для уверенных шахматистов.

Во время обучения студенты играют с другими участниками онлайн-программы и при выигрыше получают баллы. Они нужны, чтобы открыть самые последние уроки для продвинутых игроков.

Шахматные онлайн-уроки – ChessDeti.Ru

Шахматные онлайн-уроки подойдут взрослым и маленьким начинающим шахматистам. Это книга, удобно разделенная на 30 уроков. К тексту прилагаются иллюстрации, наглядно показывающие о чем говорилось в лекции.

Темы, рассматриваемые в главах:

  • базовые правила;
  • шахматная доска и шахматная нотация;
  • разбор каждой фигуры;
  • шах, мат и пат;
  • начало шахматной партии;
  • что такое рокировка;
  • законы дебюта;
  • ловушки;
  • как поставить мат;
  • шахматные комбинации;
  • связка и ее виды;
  • история появления шахмат на Руси.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector