Основные правила игры в шашки для начинающих и детей: русские обычные, в уголки, в чапаева, английские, китайские, с дамками на двоих

Правила и цель игры

Цель – «съесть» или «запереть» все вражеские шашки. И не допустить, чтобы противник сделал так с вами.

Как расставить шашки

Стартовое расположение шашек на доске – по три ряда, занимая все темные клетки. Доска ставится таким образом, что крайняя левая клетка у игрока – темная. С одной стороны 12 белых, с другой – 12 черных. В начале партии все фигуры – простые, но по ходу партии у них есть шанс выйти в дамки.

Как ходят и бьют

Одно и то же расположение шашек ограничивает их маневренность. Они ходят строго по диагонали по темным клеткам на свободное соседнее темное поле. За один ход можно сделать только один шаг и только вперед.

Если шашечка оказалась рядом с вражеской и по диагонали за той есть свободная клетка, то правила обязуют ее взять, «съесть». Для этого фишка переносится через вражескую и ставится на свободную клетку, а фишка противника убирается с поля (но только в самом конце хода, который состоит из двух полуходов – белых и черных).

Если есть возможность взять еще одну или несколько «единиц боевой техники», то ей необходимо воспользоваться

Обратите внимание, что бить можно как по направлению к краю противника, так и в свою сторону

Кто первый ходит

Бразильская разновидность

Начинают белые. Право ходить белыми обычно разыгрывают жеребьевкой. Или игроки договариваются между собой, если партия неофициальная.

Как ходит и бьет дамка

Когда шашка доходит до противоположного края поля, она становится дамкой, а дамка в шашках – фигура такая же привилегированная, как ферзь для шахмат. Чтобы отличать от остальных, ее либо переворачивают, либо ставят вторую «шайбу» сверху.

Дамка ходит по диагонали на любое количество клеток в любом направлении. Когда она ест шашку противника, то может встать на любую свободную клетку на этой диагонали. Правда, бьет она все же по основным правилам и не может перепрыгнуть две и более стоящие рядом фишки.

Если за ход съедается несколько фигур, то надо рассчитывать «маршрут» так, чтобы не взять одну и ту же повторно – это запрещено.

Что делать, если некуда ходить?

Объявлять конец партии, конечно. Партия считается выигранной в следующих вариантах, при которых один из противников:

  • лишен всех фигур;
  • лишен возможности ходить, то есть фишки есть, но они все заперты;
  • говорит, что сдается;
  • просрочил время хода, если игра идет с часами

Кроме того, партия считается закончившейся вничью при условии:

  • один из участников предлагает ничью, а другой соглашается;
  • сложилась патовая ситуация, когда никто не может сделать ход;
  • три раза подряд на доске повторился один расклад;
  • участник с тремя дамками за 15 ходов не взял единственную дамку противника;
  • игроки 15 ходов двигали только дамки и не взяли за это время ни одну фигуру;
  • ряд других случаев, где на протяжении длительного времени не меняется расстановка сил.

Еще один вариант – поддавки

В поддавки, или обратные русские шашки, играют по тем же принципам, что и в обычные, за одним важным исключением: необходимо чтобы уже ваши фигуры выбыли из игры или оказались заперты.

Для этого требуется специально подставляться под удар, вынуждая противника вас «есть».

Правила игры в шашки

Среди большого разнообразия вариаций этой игры, мы подскажем вам, как правильно научить ребенка играть в шашки с нуля в классическом варианте:

поле для игры поделено на 64 клеточки, выкрашенные попеременно в черный и белый цвет;

  • такую же оттенок имеют и сами шашки;
  • партия начинается с расстановки фигурок на темные клетки в три линии;
  • все ходы проводятся только на черных полях;
  • право первого хода при первой игре принадлежит исключительно белым фигурам;
  • шашка ходит всегда вперед, по диагонали, на черный сегмент, не занятый другой фигуркой;
  • если игрок дотронулся к шашке, то он обязательно должен сделать ею ход;
  • соперники ходят по очереди;
  • когда перед шашкой находится фигурка другого игрока, а далее за ней место свободно, то ее можно убрать, проводя ходы в переднем и в заднем направлении;
  • при подходящем положении шашек оппонента за время одного хода допускается уничтожение одновременно нескольких фигурок;
  • шашка, дошедшая до противолежащего поля доски, становится дамкой (ее при этом нужно переворачивать);

  • дамке дается право ходить по диагонали в любом направлении, в том числе, и в заднем;
  • при подходящей расстановке на поле дамку имеет право убрать любая шашка;
  • игра заканчивается после того, как один из противников уничтожил все фигурки своего оппонента на поле.

На первом уроке нужно предложить ребенку самостоятельно расставить шашки на доске. При этом он должен запомнить, что они располагаются по краю поля, а его середина остается свободной для ведения «боя». Начальные тренировки желательно проводить с небольшим количеством фигур – можно взять всего лишь 8 штук. Это позволит ребенку быстрее ознакомиться с правилами игры и принять участие в большем количестве упражнений.

В процессе игры не допускайте переутомления малыша, постоянно хвалите его, но при этом не старайтесь все время поддаваться ему. Конечно, проигрыши его сильно расстраивают, но, с другой стороны, позволят закалить характер и научат правильно реагировать на собственное поражение.

Полезные советы

  1. Лучше всего изучение стратегий получается на практике. Старайтесь как можно чаще играть и вы быстро начнете выстраивать свое поведение в игре;
  2. Старайтесь играть с сильными противниками, у которых многому можно научиться. Если таких среди ваших знакомых нет, то можете разыгрывать партии с компьютером. Старайтесь анализировать их и учиться на своих ошибках;
  3. Играйте в шашки осмысленно и внимательно. Следите за каждым ходом;
  4. Не расстраивайтесь, если проиграете. Считайте, что это полезный урок, из которого следует сделать правильные выводы;
  5. Читайте книги и статьи по играм в шашки. Из них можно почерпнуть много интересной информации.

Что считается выигрышем

Выигрышем одной партии считается, когда:

  • Один игрок признается сам, что проиграл и сдается;
  • У кого-либо из игроков нет хода и он не может продолжать игру;
  • У одного из игроков закончатся все шашки;
  • Если кто-то нарушит правила игры и не будет им следовать. В этом случае можно считать выигрыш второго игрока.

Помимо выигрыша партии могут быть и другие варианты окончания игры. Один из них – это ничья. Она может возникнуть в следующих случаях:

  • Если наступление выигрышной ситуации не получается ни у одного игрока;
  • Когда один игрок предлагает закончить партию ничьей, а второй принимает его условие;
  • Если в течение пятнадцати ходов оба игрока ходили только одними дамками и при этом не брали фишки противника. В этом случае продолжать игру просто нет смысла. Объявляется ничья;
  • Когда на поле появляется три хода подряд одна и та же комбинация.

Помимо выигрыша и ничьей партия может быть признана недействительной. Если вы только начинаете учиться играть, то вам следует знать, в каких ситуациях это происходит:

  • В случае, когда шашечная доска расположена неправильно;
  • В случае, если шашки размещены неправильно;
  • Когда игрок начинает ходить не по правилам;
  • Когда игрок снимает с доски какую-либо шашку без причины;
  • Если игрок сделает обратный ход.

Примеры продуктивных комбинаций

Любой опытный игрок владеет сотнями комбинаций – связок из ходов, улучшающих позицию и открывающих пространство для проведения атакующих действий. Любителю необходимо усвоить хотя бы минимум из часто используемых манёвров. Двухходовый приём позволяет «съесть» сразу две шашки. «Прямой» и «обратный» перекрёстки могут стать выгодной для обоих игроков. Цель – первым воспользоваться сложившейся обстановкой. «Слом» предоставляет шанс «разломать» линию из фишек противника и убрать их с доски. «Крючок» или «наживка» заключается в специальной подстановке одной из фигур под удар с целью дальнейшей, более серьёзной атаки. Нередко визави приводит в замешательство и игра «под углом».
 

Пробуждаем интерес

Разновидностей этой игры много. Есть шашки турецкие, итальянские, английские. Нам привычнее русские правила и сами наборы шашек.

Поле для игры идентично шахматному (поэтому зачастую комплекты шахмат и шашек продаются с одной доской-футляром). Состоит оно из 64 чередующихся черных и белых клеток, расположенных по 8 клеток в длину и ширину. В наборе содержится также 24 фишки одинаковой формы 2 контрастных цветов (обычно черного и белого) — для каждого игрока по 12 одного цвета

При этом важно, чтобы шашку можно было устойчиво ставить «вверх дном» и чтобы это положение зрительно явно отличалось от нормального

Однако для начинающих детей такая сухая теория может быть неинтересной. Заинтересовать их можно, рассказывая о шашках как об увлекательном действе. Например, мальчишкам преподнести их как военную стратегию. Девочку можно заинтересовать рассказом о том, что у нее есть королевство, против которого ведет войну другое королевство

12 ее верных солдат (или рыцарей) будут отважно защищать свою прекрасную королеву от 12 вражеских воинов. При таком подходе желание научиться играть у детей возникнет наверняка

Не нужно читать им долгие лекции о том, как полезно тренировать логику и память. Пусть почувствуют себя предводителями, полководцами, стратегами. Для пущего антуража можно купить (или сделать самим, при наличии способностей) красочный подарочный набор, в котором поле изображено в окружении ярких тематических рисунков.

Как играть в петанк

В петанк играют две команды:

  • «Тет-а-тет» — каждый игрок берёт по три металлических шара. 
  • «Пара на пару» — каждый игрок тоже берёт по три шара.
  • «Трое на трое» — тогда каждый игрок берёт по два шара.

Чтобы определить, какая команда начинает играть первой, бросают жребий. Любой игрок из команды, которая будет делать первый бросок, в начале площадки чертит на земле круг диаметром около 35-50 см — это стартовая позиция. Все последующие броски обеих команд делаются из этого круга.

Первым всегда бросают кошонет — маленький деревянный шарик. Его нужно отправить в середину площадки. Ноги игрока должны быть внутри круга до тех пор, пока кошонет не остановится. Если кошонет улетел меньше, чем на 6 метров, или больше, чем на 10 метров, то деревянный шарик бросают заново следующий игрок той же команды. Если за три броска отправить кошонет на нужное расстояние не удалось, ход переходит к другой команде. У соперников также есть три попытки.

Когда кошонет лежит на нужном расстоянии, любой игрок выигравшей жребий команды встаёт в круг бросает первый шар. Его задача — кинуть шар как можно ближе к кошонету. Дальше ход делает соперник — тоже встаёт в круг и кидает свой шар как можно ближе к деревянному. 

Первый бросок команды делают по очереди, а затем бросает та команда, чей шар оказался от кошонета дальше всех. Так продолжается до тех пор, пока  не закончатся шары.

Цель игры — сделать так, чтобы шар твоей команды был ближе к кошонету, чем шар противников. В петанке можно выбивать шары соперников или сам кошонет, чтобы изменить положение игры.

Гейм считается законченным, когда команды бросили все свои шары. После этого подсчитывают очки. 

Как считать очки. Сначала определяют шар какой команды оказался ближе всего к кошонету — эта команда в итоге выигрывает гейм. После этого выясняют, сколько очков набрала победившая команда — для этого берут ближайший к кошонету шар проигравшей команды и смотрят сколько шаров противника оказалось ближе к кошонету, чем самый близкий шар проигравшей команды. За каждый шар который стоит ближе к кошонету, чем шар соперника, начисляется одно очко.

Здесь три шара победившей команды оказались ближе к кошонету, чем самый близкий шар проигравшей команды. Значит выигравшая команда получает три очка. Скрин: Ютуб

Команда-победительница начинает новый гейм, вычерчивая круг на месте падения кошонета предыдущего гейма.

Игра продолжается до 13 очков. Кто набирает 13 очков, тот и выигрывает.

Краткие правила петанка: как бросать шар и подсчитывать очки

Базовые тактики игры

Если начинающий игрок сыграет с опытным и сильным соперником, оба будут играть по правилам, но выиграет более опытный игрок

Поэтому очень важно знать следующие базовые тактические приемы: 1. Свести все свои ходы к тому, чтобы как можно быстрее пройти в Дамки самому и не позволить это сделать сопернику

Дамка – сильная шашка, способная передвигаться на дальние расстояния, что дает много возможностей! 2. Стараться к перевесу количества шашек перед противником. 3. Продвижение своих шашек к центру доски. Нужно вести игру так, чтобы шашки противника располагались у края доски. У центральных шашек больше возможностей принести победу. 4. Расчет возможных ходов соперника — они могут быть ложно заманчивыми, поэтому важно понимать их последствия. Очень важно следить за всем ходом игры соперника, поскольку если не успеть разгадать его замысел вовремя, то вероятность Вашего выигрыша снизится. 5. Просчитывать свои ходы на несколько шагов вперед. Чем точнее будет Ваш расчет, тем больше вероятность одержать победу над противником!

Изучите теорию

Как вы наверняка уже знаете, существует два основных вида шашек — 64-клеточные (русские) и 100-клеточные (международные). Советуем вам начать обучение именно с Русских шашек, поскольку этот вид более привычен для нас. Да и проще контролировать 64 клетки, чем 100. У каждого соперника в наличии имеется по 12 шашек, которые занимают исключительно клетки черного цвета на первых трех ближайших к игроку рядах, при этом один игрок играет черными шашками, второй — белыми.

Право первого хода всегда принадлежит белым. Ходить можно только на одну клетку вперед и только по диагонали. Если на вашем пути оказывается незащищенная шашка соперника, за которой есть свободная клетка, то вы должны убить эту шашку, перескочив через нее на свободное поле. Дойдя до конца игрового поля, то есть проникнув в святая святых противника, ваша шашка становится дамкой. Как и шахматная королева, дамка имеет множество преимуществ: она может ходить на любое количество клеток, но опять же только по диагонали.

Главная задача игрока — убить все шашки противника или запереть их, т.е. лишить их возможности хода. Вот, в принципе, и все правила — можно начинать игру!

Игра в шашки: правила

  • Все ходы в игре осуществляются только на темном фоне.
  • Преимущество первого хода всегда принадлежит белым фигурам.
  • Фигурка делает ход вперед по диагонали на любую свободную клетку.
  • Если игрок коснулся фигуры, то он обязан ходить именно ей.
  • Ходы между соперниками чередуются.
  • Если перед шашкой стоит фигура противника, а после нее поле свободно, то ее можно съесть, делая ход и вперед, и назад.
  • Ходить в другую сторону при таком положении фигур запрещается, даже если вы подставляете себя по удар
  • За один ход, при удачном расположении фигур противника, можно съесть сразу несколько шашек.
  • Если игроку удалось дойти до противоположного конца доски, то он переворачивает свою фигуру, она превращается в дамку.
  • Дамка может ходить по диагонали вперед на любое количество клеток. Также дамке доступны ходы назад.
  • Съесть дамку, при соответствующем положении, может любая фигура.
  • Выигрывает тот игрок, кто первый съест все шашки противника.

Шашечные термины[править]

Основная статья: Список шашечных терминов

Большая, или главная дорога— самая большая диагональ на шашечной доске(a1-h8).

Двойник — две параллельные диагонали a7-g1 и b8-h2, пересекающие большую дорогу.

Тройник — диагонали a3-f8 и c1-h6, находящиеся по обе стороны большой дороги, и две маленькие диагонали a3-c1 и f8-h6, их соединяющие.

Косяк — связанные между собой диагонали e1-a5-d8-h4-e1.

Бортовые поля — крайние вертикальные поля шашечной доски.

Простая — обычная шашка (не дамка).

Бортовые шашки — шашки, занимающие бортовые поля шашечной доски.

Дамочные поля — поля, находящиеся в последних горизонтальных рядах шашечной доски.

Дамка — шашка, достигшая дамочных полей.

Ход — передвижение шашки с одного поля на другое.

Тихий ход или темп — простое перемещение шашки.

Ударный ход, удар или бой — ход, сопровождающийся взятием шашки или шашек противника.

Поддача — преднамеренная постановка шашки под удар.

Размен — поддача под удар одной или нескольких своих шашек и взятие такого же количества шашек противника.

Рожон — белая шашка, расположенная на поле d6 или f6, или чёрная, расположенная на поле c3 или e3, и противостоящая двум шашкам противника, если у него нет возможности её атаковать.

Цугцванг — позиция в шашечной партии, когда любой ход одного из противников ведёт к ухудшению его позиции или поражению.

Дебют — первая стадия партии, во время которой соперники стремятся наилучшим образом развить свои силы и создать предпосылки для следующих операций.

Миттельшпиль — серединная часть партии (после 7-12 ходов), в которую переходит её дебютная часть.

Эндшпиль — 1.заключительная часть партии, в которую переходит миттельшпиль, когда у соперников остаётся не более, чем по шесть шашек.2.позиция с малым числом шашек.

Жертва — умышленная поддача шашки (иногда двух и более) под удар.

Запирание — положение, при котором одна или несколько шашек одной из сторон закрыты шашками противника и не могут ходить.

Оппозиция — противостояние белых и чёрных простых шашек на одной вертикали.

Отсталая (слабая) шашка — шашки a1 и h2 у белых, и a7 и h8 у чёрных (в начальной позиции в русских шашках).

Петля — приём ловли дамки.

Проходная шашка — шашка, которой обеспечен проход в дамки.

Прорыв — стратегический приём, позволяющий прорваться в дамки.

Распутье — положение, в котором простая, достигшая преддамочного ряда, должна следующим ходом избрать поле превращения в дамку. Обычно термин употребляется в том смысле, что любое превращение не спасает от поражения.

Решето — расположение шашек, при котором между ними имеются свободные поля.

Роздых — позиция со свободным темпом. Возникает, когда соперник обязан совершить взятие, но очередь хода принадлежит другой стороне.

Самообложение — положение, в котором собственные шашки ограничивают действие своих сил, что часто оказывается причиной поражения.

Связка — положение, в котором одна из сторон сковывает силы противника.

Столбняк — противостояние дамок, при котором очередь хода приводит к поражению.

Треугольник Петрова — расположение на доске при ловле тремя дамками одной дамки противника.

Турецкий удар — правило взятия, при котором уже сбитая, но не снятая с доски до окончания взятия, шашка останавливает бьющую шашку.

Разновидности шашек

Правила игры в международные шашки похожи на русские. Они получили распространение в Польше, Франции, Китае, Бельгии, России и т.д. Главное их отличие заключается в том, что здесь используется поле размером десять на десять. Число фишек каждого цвета увеличивается до двадцати штук. Ими партнеры заполняют по четыре ряда со своей стороны. Во всем остальном схема игры одинакова, поэтому не будем повторяться. Выигрывает тот игрок, которому удалось уничтожить фигуры противника или лишить его возможности сделать ход.

По данной разновидности проходят турниры во многих странах, национальные чемпионаты, чемпионаты Европы и мира. Часто опытные шашисты, проводя тренировки, используют в качестве соперника компьютер. Есть много интересной литературы, читая которую, любители шашек могут узнать о всех тонкостях и хитростях этой игры.

Существует разновидность шашек – Чекерс. Он популярен в Соединенных Штатах, Великобритании, Индии, Италии и т.д. Это также интересная игра, правила ее имеют следующие отличия от классики:

  • первыми ходят черные;
  • пешки бьют исключительно вперед;
  • дамка ходит только на одно поле, но и назад, и вперед.

Интересный факт: Джонатоном Шеффером было доказано, что существует беспроигрышный алгоритм ведения боя. Следуя ему, можно рассчитывать на выигрыш или, в крайнем случае, на ничью в Чекерсе.

Среди разных видов шашек у армян самой популярной считается тама. В нее играют на обычной 64-х клеточной доске. В партии участвуют 32 камня, 16 штук у одного и 16 штук у другого партнера. Фигурами заполняют каждую ячейку 2-го и 3-го ряда на сторонах партнеров. Камни ходят, а также бьют или по горизонтали, или по вертикали. Брать назад в игре запрещается. В инструкции к таме есть перечень «джентльменских правил». Они говорят о том, что соперник обязательно предупреждает партнера, если он намерен бить его фигуру, или если он оказывается на 7-8 ряду.

Вот некоторые правила игры в Таму:

  • Пешка ходит на одну клетку или влево, или вправо и, ни в коем случае, назад.
  • Дамка (Тама) двигается по горизонтали, вертикали, диагонали, а также вперед, назад, то есть в восьми направлениях.
  • Если камень добирается до восьмой линии во время боя и может его продолжить, то делает он это уже в качестве Тамы.
  • Пешка бьет камень, стоящий справа, слева, впереди, по вертикальным или горизонтальным направлениям.
  • Тама бьет во всех восьми направлениях.
  • Если перед игроком открыто несколько вариантов взятия камней соперника, он должен выбрать максимально результативный.
  • Когда несколько вариантов взятия сулят одинаковое число битых камней, партнер сам решает, как ему ходить.

Проведение чемпионатов по Таме в Армении не редкость. Развлечение пользуется большой популярностью в стране.

Какие существуют нарды

На свете есть множество разновидностей нард, включая такие варианты:

  • Длинные нарды;
  • Короткие нарды;
  • Американка;
  • Голландский триктрак;
  • Гюльбар;
  • Жакет Единичка-двоечка;
  • Мариенбад и множество других видов.

Уже из такого разнообразия становится понятно, что игра в нарды – это целый огромный мир, который затягивает некоторых усидчивых людей сильнее любой зависимости. Рассмотрим подробнее самые популярные разновидности нард.

Короткие нарды

Самый популярный вариант игры, который известен человечеству уже более 5,5 тысяч лет. Более подробно эту разновидность нард мы рассмотрим ниже, здесь же стоит сказать, что вся доска перед игроками условно разбита на пункты: двор, дом, двор противника и дом противника. 15 шашек каждого участника баталии необходимо провести через все встречающиеся им на пути номера пунктов так, чтобы как можно быстрее вывести их во двор и убрать их с игровой доски. Победителем партии считается тот, кто первый снял все шашки с доски.

В коротких нардах первым ходит тот игрок, который выигрывает начальный жребий. Передвигать шашки по пунктам (пипсам) необходимо, исходя из чисел, которые появляются при бросании костей. Нередко встречается, что в данную игру люди играют на деньги, что повышает конечные ставки и позволяет любителям этого занятия даже немного подзаработать на досуге, если повезет.

Короткие нарды

Длинные нарды

Также наиболее популярный вариант игры наравне с короткими нардами, который позволяет раскрыть свой талант в плане умения стратегически мыслить и проводить сложные комбинаторные схемы. Основными отличиями от предыдущего варианта здесь является несколько иная начальная расстановка шашек на доске, движение шашек происходит для каждого игрока лишь в одном направлении (против часовой стрелки), сбивать шашки противника ни в коем случае не разрешается. Также в длинных нардах можно создавать такие комбинации, когда шашка врага оказывается «запертой» — ею нельзя ходить. Смысл победы остался тем же – необходимо первым вывести свои шашки в так называемый дом и «выбросить» их за пределы доски.

Американка

Большой популярностью нарды Американка пользуются в США, а также Канаде. Если брать классические нарды – правил выбора цвета здесь нет, каждый берет тот цвет, который хочет. В Американке же право играть тем или иным цветом определяется с помощью жеребьевки. Существуют отличия для постановки шашек для «черных» и «белых»: черные шашки ставятся на правой нижней части игрового поля, а белые – в левой нижней части доски. Белым ходить сложнее, так как они занимают лишь первую, вторую и третью ячейки на доске, все остальные фишки, которые туда не влезли, ставятся на борт. Но и победа для «белой» стороны приносит сразу три ставки одновременно.

Гюльбар

Гюльбар – вариант длинных нардов, но здесь темп игры намного стремительнее. В отличие от классического варианта игры, где противники могут сидеть друг против друга часами, здесь партия может быть завершена в считанные минуты. Очень большое значение при игре в Гюльбар играет банальная случайность – выигрывает здесь не самый просчитанный и мудрый игрок, а тот, кому просто повезло.

Голландский триктрак

В этом варианте нард камни вводятся в игровое поле с борта. Первым делом участникам необходимо бросить жребий и определить порядок совершения ходов. Далее важнейшая задача – вывести с поля на доску свои шашки. Только после этого они могут ходить и просчитывать стратегию победы. Правила здесь очень похожи на короткие нарды.

Отсталые шашки и бортовые поля

Следующая тактика заключается в том, что у каждой из сторон имеются отсталые шашки. Для белых – это шашки A1 и H2, для черных – это шашки A7 и H8 – эти шашки следует стараться развивать и вести к центральным полям, так как они стесняют ваши действия и усложняют вашу игру. Также в русских шашках – есть такое понятие, как бортовые поля.

Это поля, которые находятся по боковым горизонталям, однако обычно они гораздо слабее центральных и их занимать не рекомендуется.

Итак, вот вы получили новые знания, и стали еще на шаг ближе к своей цели и возможности одерживать победы над своим соперником. Теперь вы уже можете смело пробовать свои силы, включая предложенные выше тактики в реальной игре с реальным игроком, а также, в наше время, для тех, кому сложно найти себе соперника можно играть в онлайн шашки, с искусственным интеллектом, либо с реальным человеком. На нашем сайте есть раздел с играми онлайн, рекомендуем ознакомиться.

Как заинтересовать ребенка

Чтобы ваше чадо смогло действительно хорошо играть в шашки, главной целью взрослых на начальном этапе является искренняя заинтересованность будущего шашиста. При этом  нужно помнить, что учебный процесс проходит не взрослый человек,  ребенок. Иными словами, вы будете общаться с еще недостаточно сформированной личностью, и поэтому у юного спортсмена обязательно должен быть  определённый интерес к игре. Если ребенок не будет получать удовольствие от игры, то ничего хорошего из этого не выйдет. Не нужно  давить на ребёнка из-за того, что не все получается, а в процессе игры сами действуйте не в полную силу. Малышу непременно  нужно понять, что он может, и что у него получается хорошо. И только выиграв несколько партий у взрослого, и ощутив вкус победы, он  захочет продолжать учиться дальше.

Второй, не менее важный аспект —  процесс обучения детей нужно проводить в интересном и ненавязчивом формате. Знакомить их  с новым материалом следует в простой и очень доступной для их понимания форме. Например, посвящать в основные правила  игры в шашки допустимо в виде сказки либо в стихотворном варианте. Очень пригодится в таком случае книжка «Зайкины шашки» Е. М. Юровского, Л. П. Кондратьевой. Заучивая легкие стишки,  ребята очень быстро начинают ориентироваться в правилах, и перестают путаться в настольных баталиях. 

Чем полезны шашки?

Настольные игры сочетают в себе полезный досуг, спорт и творчество. Шашки не исключение – они помогают ребенку развивать интеллект, регулировать работу нервной системы

Прежде всего, задействуются логика и внимание. Кроме того, эта игра способствует развитию таких важных способностей, как:

  • концентрация;
  • память;
  • фантазия;
  • умение обобщать и сравнивать;
  • умение просчитывать результат;
  • усидчивость;
  • терпение;
  • упорство;
  • самообладание;
  • сила воли;
  • собранность;
  • самокритичность;
  • умение принимать решение;
  • умение держать удар и проигрывать.

Систематически играя в шашки, дети незаметно для себя корректируют и свое поведение: становятся более спокойными, рассудительными, перестают зазнаваться и делать все «по верхам».

Также среди плюсов можно отметить простоту правил, которые под силу освоить дошкольнику уже с 4–5 лет, доступность самих игровых наборов – при необходимости их даже можно сделать самостоятельно, подобрав вместо фишек, например, крышки от пластиковых бутылок двух цветов и расчертив игровое поле на картоне. Совместное изготовление, кстати, может разбудить в ребенке интерес еще до того, как он увидит конечный результат работы, если родители сумеют держать интригу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector