Артикуляционная гимнастика для звуков «с, з, ц»

Содержание:

Упражнения

В первую очередь, нужно делать артикуляционную гимнастику для звука . После его постановки звук получится автоматически с добавлением голоса.

Каждое задание выполняется после показанного примера родителем или педагогом, желательно перед зеркалом. Комплекс длится около 5 минут, на одно упражнение тратьте не меньше 10 секунд. Если речевой дефект в тяжелой степени, повторяйте все задания по 3-4 раза в день, при слабо выраженном сигматизме одного урока в сутки будет достаточно.

Бублик

Цель: тренировка мышц губ.

Техника: зубки плотно сомкнуть, губы округлить и вытянуть вперед, чтобы резцы были видны. Фиксируем положение на 5 секунд. На первых занятиях можно предлагать детям удерживать пластмассовый бублик между зубами или карандаш.

Используйте веселое стихотворение вместо счета:

Бублик зубками схватили,
Губки плавно округлили.
Закрывать их нам нельзя,
Бублик выпадет тогда.

Месим тесто

Цель: массаж языка, тренировка умения просовывать тонкий язычок в межзубную щель.

Техника: губки раздвинуты в широкой улыбке, между зубами небольшая щель. Язык нужно расслабить и распластать. Протолкнуть кончик через межзубную щель наружу. Зубы активно покусывают его, мешая проходить. Постепенно продвигаясь вперед, язык становится тонким и широким. Двигайте органом до предела, затем верните обратно в рот, продолжая покусывать.

Блинчики

Цель: расслабить мышцы язычка, научить ребенка удерживать небольшую щель между верхним и нижним зубным рядом.

Техника: язык распластать и положить на нижнюю губу в расслабленном состоянии. Он не должен дрожать. Губки растянуть в улыбке так, чтобы зубы были видны. Считаем до 10.

Вкусное варенье

Цель: тренировка широких и ритмичных движений языка.

Техника: рот приоткрывается, широкий язык облизывает верхнюю губу, двигаясь сверху вниз. Челюсти остаются без движения. Облизывать из стороны в сторону неэффективно для ослабленных мышц.

Чашечка

Используется после полного освоения заданий “Блинчики”, “Вкусное варенье”.

Цель: обучение мышц язычка принимать форму чашки.

Техника: расслабить язык внутри ротовой полости, приподнять над нижним небом, свернуть боковые части внутрь тела языка. Можно представить, что на язык налили воду и нужно ее удержать. Считаем до 10.

Стих для упражнения “Чашечка”:

Чашки чистые возьмем,
Чаю мы себе нальем,
Сладкий чай мы будем пить
А потом посуду мыть.

Качели

Цель: тренировка навыка быстрой смены положения языка.

Техника: рот приоткрывается нешироко, губы улыбаются, зубы видны. Язык укладывается на нижнее небо в расслабленном состоянии, кончик упирается в зубы. Считаем до 5. Поднимаем широкий язычок наверх, цепляем кончик за внутреннюю стенку верхних зубов. Считаем до 5. Смена положения продолжается 4-5 раз

Важно удерживать челюсть и губы без движения

Грибок

Цель: тренировка подъязычной связки.

Техника: рот широко открывается, язык стремится наверх, присасывается к верхнему небу. Кончик фиксируется у передних зубов.

Фокус

Цель: обучить подавать воздушную струю по средней части языка.

Техника: губы улыбаются, слегка вытянуты вперед. Открываем рот, вытягиваем шею. Кладем на нижнюю губу передний края язычка. Тело языка создает желобок, боковые края прижаты к центру. На нос положить ватку. Ребенок дует, направляя воздух наверх по желобку. Если задание выполнено верно, ватка улетит в сторону. На выдохе можно пытаться шипеть как змея.

Парус

Цель: формирование навыка удерживать язычок внутри ротика.

Техника: губки улыбаются, ротик немного приоткрыт. Язык заводится за верхний зубной ряд, удерживается в напряженном состоянии 5-10 секунд.

На заметку! Вместо счета читайте с дошкольниками стих:

Ветер дует в паруса,
Нашу лодку мчит, куда?
1, 2, 3, 4, 5.
Кто тут сможет угадать?

Причины нарушения произношения свистящих звуков

Проблемы с артикуляцией возникают по многим причинам. В большинстве случаев они носят временный характер и подлежат коррекции специалиста. Иногда проблема с речевой функцией является одним из признаков тяжелой патологии. При этом работа с логопедом — важный шаг к адаптации в социальной среде. Можно назвать следующие факторы, приводящие к нарушению произношения:

  1. Патология внутриутробного периода.
  2. Повреждения нервной системы во время родов.
  3. Инфекционные заболевания с поражением головного мозга, особенно у детей до года.
  4. Недостаток общения родителей с ребенком.
  5. Плохие социально-бытовые условия.
  6. Наследственная предрасположенность.
  7. Аномалии развития челюстно-лицевого аппарата.
  8. Черепно-мозговые травмы.
  9. Снижение слуха, которое приводит к нарушению речи.

Комплекс артикуляционных упражнений

Дифференциация свистящих основывается на выполнении упражнений, которые логопед подбирает в индивидуальном порядке. Среди наиболее эффективных выделяют такие:

Необходимо широко открыть рот в улыбке, не смыкая зубы. Через несколько секунд можно расслабить мышцы губ. Упражнение повторяется 5-6 раз.
Исходное положение такое же, как в предыдущем упражнении. Требуется провести кончиком языка по деснам, имитируя чистку

Сначала уделяется внимание верхним зубам, затем – нижним.
Рот растягивается в улыбке, после чего следует поочередно коснуться кончиком языка уголков губ. Подбородок в этот момент должен быть неподвижным.
Язык максимально высовывается

Сначала его необходимо тянуть к кончику носа, а затем – к подбородку. После этого следует поочередно коснуться широкой стороной языка губ.
При полностью сомкнутых зубах следует максимально вытянуть губы в трубочку. Упражнение повторяется 5 раз.

Разновидности и механизмы нарушений

Неправильное произношение шипящей группы называется сигматизмом, а их замена другими звуками – парасигматизмом. В речи ребенка Ш может отсутствовать, при этом он не будет заменять его другими фонемами. Есть несколько видов сигматизма шипящих, отличающихся механизмом возникновения:

  • Межзубный – речь с таким искажением называют шепелявой. При данном сигматизме язык не принимает нужное положение «чашечки», а проходит между зубами. Причиной может быть короткая подъязычная уздечка; высокое и узкое небо.
  • Боковой – в речи вместо Ш получается звук, имеющий «хлюпающее» звучание. Во время произнесения один уголок губ поднимается выше другого; нижняя челюсть также смещена в одну из сторон; форма «чашечки» не получается потому, что спинка языка образует смычку с зубными альвеолами только с одной стороны. Причиной появления такого искажения может быть слабый тонус артикуляционных мышц и неправильный прикус.
  • Носовой – вместо Ш ребенок произносит Х с носовым оттенком. Язык занимает нижнее положение, а задняя часть поднята вверх. Именно из-за большого напряжения спинки языка и появляется данный сигматизм.

В зависимости от разновидности сигматизма шипящих логопед будет подбирать способ постановки звука.

Виды неправильного произношения звука

Дети часто пытаются заменить звук «Ц» другими согласными, произношение которых легче и не требует дополнительной работы мышц языка. Например, замена «Ц» на «С» (сыпленок, сып, сып, сып), на «Т» (тыпленок, тып,тып,тып), иногда на «Ф» и «Ч» (фыпленок, фып, фып, фып, чипленок, чип, чип, чип).

Сначала взрослый просит ребенка произнести контрольную фразу (у цыпленка Цыпа цепь), чтобы определить правильность произношения морфемы. Исходя из этого логопед определяет способ постановки звука. Если язык ребенка норовит выскочить изо рта при произношении «Ц», то речь идет о межзубном сигматизме.

Когда «Ц» в речи заменяют шипящими, это называется шипящим сигматизмом. В таком случае ставим звук «Ц» по подражанию с использованием зеркала.

Если «Ц» при произношении заменяется на букву «Ф», то у ребенка губно-зубной сигматизм. Справиться с этой проблемой поможет указательный палец, с помощью которого необходимо придерживать нижнюю губу во время произношения морфемы. Как только губная артикуляция придет в норму, подпорки можно убирать.

Упражнения

Перед тем, как научиться правильно произносить звук «Ц» на логопедических занятиях учат дыханию. Гимнастика особенно необходима при носовом дефекте.

Дыхательная разминка – игровое занятие «Бабочка».

Предметы: бумажные бабочки 2-3 шт. Их можно вырезать из бумаги или купить готовые. К каждой крепим ниточку и вешаем перед лицом малыша.

Действия: предложите ребенку подуть на бабочек, как можно сильнее. Они должны разлетаться в разные стороны. Следите, чтобы вдохи были медленными, а выдохи взрывными и прерывистыми. Перед занятиями можно проговаривать стишки, поговорки, петь песенки:

Лети, лети бабочка

Высоко на небо

Там твои детки –

На осиновой ветке.

Игру повторяйте 2-5 раз. Следите, чтобы ребенку не наскучило. Для старшей группы малышей подбирают занятия по сложнее. Например, сдуть ватку или кусочек салфетки с кончика носа. Дыханием стараться, чтобы предмет как можно дольше не касался земли.

Артикуляционные упражнения

Специалисты используют такие занятия в подготовительных группах. Изначально детям нужно тренировать речевой аппарат.

Не пропустите: Звук Д и Дь

Гимнастика для губ:

  • Губы растягиваем в улыбке. Они находятся в напряжении.
  • Зубы смыкаем.
  • Прикус естественный.
  • Передние и верхние резцы не выдвигаем вперед.
  • Удерживать положение 10-15 секунд. Разминку повторять до 5 раз перед зеркалом.

Гимнастика для языка:

Месим тесто (вырабатывается умение правильно удерживать язык). Улыбаемся и открываем ротовую полость, как можно шире. Речевой орган кладем на нижнюю губу. Начинаем говорить ля-ля-ля-ля при этом шлепаем губами по спокойному язычку. Воздушная струя должна выходить постепенно. Чтобы контролировать процесс дыхания, используйте кусочек ватки. Поднесите его к ротовой полости малыша. Задание выполнено правильно, если вата немного отклоняется. Длительность занятия 15-20 секунд по 2-3 подхода.

Качели (укрепление мышц). Открываем рот. Губы улыбаются. Широкий язык тянется вверх. Стараемся достать до кончика носа. Затем опускаем речевой орган вниз. Достаем до подбородка. После язычком тянемся к верхней губе. Потом достаем до нижней. Также по очереди делаем с зубами. Затем прячем язык внутрь и касаемся альвеол вверху и внизу. Отдыхаем 15 секунд

Важно следить, чтобы во время проведения гимнастики речевой орган оставался широким.

Катушка (отработка навыка приподнимать боковые стороны языка). Открываем ротовую полость

Губы держим улыбающимися. Делаем упор кончиком органа в передние центральные резцы. Боковыми сторонами касаемся верхних коренных зубов. Выкатываем тело язычка вперед, а затем назад в ротовую полость. Важно, чтобы кончик органа был широким и не высовывался за зубы. Артикуляционный аппарат неподвижен. Выполняем 2-3 раза с перерывом 20 секунд.

Советы родителям

  • Чем чаще выполняются упражнения, тем быстрее происходит коррекция работы частей артикуляционного аппарата.
  • Если занятия у логопеда дополнять упражнениями дома, то получение результата ускоряется.
  • Когда в самом начале коррекционной работы малыш противится гимнастике, начинайте делать упражнения в его присутствии перед зеркалом. Это выглядит достаточно весело — настолько, что ребёнок сам захочет присоединиться к вам.
  • Помните, что малыши чутки к похвале. Пускай после занятий ребёнок показывает то, что у него начало получаться, другим членам семьи, а те должны активно демонстрировать свой восторг и радость его успехам.

Техника выполнения упражнений

Если вы заметили подобные нарушения звукопроизношения у своего ребенка, которому уже исполнилось 4,5 года (до этого возраста нарушения в произношении шипящих считается нормой, при условии, что остальные компоненты речи развиты хорошо), то следует обратиться за консультацией к учителю-дефектологу или попробовать выполнять комплекс артикуляционных упражнений самостоятельно.

Случается, что правильное, регулярное и долгосрочное выполнение упражнений (1-2 месяца) помогает преодолеть дефекты произношения без дополнительных манипуляций, то есть непосредственно постановки звуков.

Техника выполнения:

  • начинать проводить артикуляционную гимнастику необходимо обязательно перед зеркалом и ежедневно;
  • лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут;
  • не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз;
  • каждое упражнение выполняется 5-7 раз, статические упражнения (упражнения на удержание артикуляционной позы) выполняется по 5-10 секунд.
  • артикуляционные упражнения следует выполнять до тех пор пока ребенок не станет произносить звуки Ш, Ж, Ч, Щ правильно;
  • рекомендуется данные упражнения проводить и на этапе автоматизации звуков, как разминку перед речевым материалом.

Как правильно научить ребенка произносить звук «Ц»

Если в речи уже присутствуют звуки «С» и «Т», можно смело приступать к постановке «Ц». Используйте слухо-зрительный прием, который заключается в прослушивании изучаемого звука в слогах и сопоставлении с другими согласными (палец — лес, ац — ас, цветы цветут — свет светит).

Изучаем букву «Ц»: попросить ребенка повторить предложенные слова (птенец, цветок, заяц, кузнец, синица, цех, гонец), словосочетания (цокот копыт, народный танец, смелый боец, отец поцарапал палец, певец вышел на сцену, в конце пути).

Как только у ребенка получилось произнести звук «Ц», следующим шагом является автоматизация. Чистоговорки, забавные стихотворения и потешки — это лучшие помощники логопеда в таком процессе.

Ец-ец-ец — прискакал гонец.

Ец-ец-ец — в гнезде сидит птенец.

Ца-ца-ца — стоит Маша у крыльца.

Ца-ца-ца — у веревки два конца.

Цо-цо-цо — на руке блестит кольцо.

Цо-цо-цо — у Кати милое лицо.

Цы-цы-цы — на огороде огурцы.

Цы-цы-цы — за детьми пришли отцы.

Цу-цу-цу — это платье вам к лицу.

Цу-цу-цу — я споймала курицу.

Мы по азбуке шагали,

Сейчас учим букву Ц,

Это звук стоит в начале,

В середине и в конце.

Слоги с буквой Ц изображенные на карточках для игрового обучения.

Автоматизируем звук

Даже научившись правильно выговаривать звуки и , ребенок может продолжать произносить их по-старому во многих словах. Поэтому после налаживания артикуляции необходимо закрепить свистящие звуки в речи. Постепенно малыш отвыкнет подменять их другими и заговорит чисто.

Руководствуясь принципом «от простого к сложному», логопеды рекомендуют автоматизировать свистящие в следующем порядке:

  1. в начале слова в сочетании с гласным звуком: солнце, сыр, санки, заяц, цапля;
  2. в конце слова после гласной: колос, мороз, перец;
  3. в сочетании с согласными: свет, звонок, цветок.

В таких упражнениях обязательно использовать карточки с яркими картинками — это испытанное средство, помогающее удержать внимание детей и поддержать игровую атмосферу. Добившись правильного выговаривания свистящих в отдельных словах, можно переходить к чистоговоркам и скороговоркам

Причем учиться произносить их нужно вначале медленно, не допуская увеличения скорости за счет снижения качества звука

Добившись правильного выговаривания свистящих в отдельных словах, можно переходить к чистоговоркам и скороговоркам. Причем учиться произносить их нужно вначале медленно, не допуская увеличения скорости за счет снижения качества звука.

Произношение свистящих — одна из наиболее частых проблем в детской речи, но если она не вызвана физиологическими причинами, ее не так уж сложно решить. Главное — сделать это своевременно и грамотно, учитывая индивидуальные особенности ребенка.

Что такое артикуляция и для чего ее развивать

Формирование артикуляции происходит в детском возрасте. До 5 лет ребенок может шепелявить, гнусавить, не выговаривать отдельные звуки, путать их. Это нормально. Если такая ситуация сохраняется дольше, то это уже повод обратиться к специалисту

Важно вовремя скорректировать неправильные артикуляционные паттерны, иначе они могут закрепиться. Искоренить их во взрослом возрасте будет гораздо сложнее

Как неправильная артикуляция сказывается на жизнедеятельности человека? В первую очередь, конечно, страдает сфера общения. Речь оказывает решающее влияние на формирование общего впечатления о человеке.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Начать развиваться

Представьте, что к вам подходит ослепительно красивая девушка и произносит: “Здластвуйте! Я бы хотела шплосить, где вы купили такие интелесные наусники? Мне позалез нузны такие зе!” Красота тут же отойдет на второй план, а шепелявость и картавость, наоборот, отчетливо отпечатаются в памяти и станут основой для формирования образа незнакомки.

К счастью, такие вопиющие проблемы с дикцией встречаются нечасто. Речь среднестатистического человека требует лишь небольшой коррекции, с которой артикуляционная зарядка справляется на ура. К самым распространенным проблемам относятся:

  • ускоренная неразборчивая речь;
  • вялая речь, когда амплитуда движения речевых органов слишком маленькая;
  • проглатывание отдельных слогов;
  • ленивое произнесение согласных звуков;
  • неправильная интонация;
  • быстрая утомляемость речи.

Над этими проблемами можно и нужно работать. Особенно тем, кто по роду деятельности часто выступает публично и кого буквально язык кормит.

Загляните также в наш список упражнений для ораторского искусства.

Методы профилактики заболевания

В связи с биологическими факторами развития болезни, о ее профилактике стоит задуматься еще во время беременности и родов. Тяжелое протекание беременности, внутриутробные инфекции, асфиксии, осложненные роды, травмы в первые месяцы жизни новорожденного — все это может стать причиной нарушений речи в будущем.

Перечислим основные методы профилактики недуга уже после рождения малыша.

Во-первых, развивайте рефлексы. К ним относятся фиксация взгляда и слежение за предметом, слуховое сосредоточение, двигательная активность, рефлекс орального автоматизма — все они очень важны в развитии новорожденного.

Во-вторых, общайтесь с младенцем

Тактильные, зрительные, слуховые ощущения — все это крайне важно для его развития. Улыбайтесь ему, разговаривайте, носите на руках, поглаживайте

В-третьих, будьте всегда рядом. Особенно это касается мамы. Ведь новорожденный нуждается в ее близости, возможности прикоснуться к ней, увидеть, почувствовать, получить ответные объятия.

В-четвертых, стимулируйте сосательный рефлекс. Чем активнее и дольше кроха сосет грудь, тем лучше развиваются его мышцы — они становятся крепче, пластичнее.

В-пятых, поощряйте попытки младенца к общению. Гуление, лепет — это нужно стимулировать.

В-шестых, развивайте мелкую моторику. Речь напрямую связана с мелкой моторикой и чем более ловкими будут руки малыша, тем лучше. Знакомьте его с разными текстурами.

В-седьмых, говорите с малышом на родном языке. Говорите четко, грамотно. И стимулируйте его к общению. Даже если он не разговаривает, все равно пытайтесь вызывать у него звуки. Если он хочет чего-то и показывает жестами, провоцируйте попросить это вербально.

Родителям на заметку

Постановка звуков «ц», «с», «ш» может производиться и в домашних условиях. В этом случае ответственность за исход тренировок ложится на плечи родителей. Необходимо помнить о следующих принципах:

  1. Нагрузка на речевой аппарат увеличивается постепенно. В противном случае – малыш не сможет усвоить новую информацию.
  2. Во время выполнения упражнений рекомендуется проводить ассоциации с миром животных и насекомых. Звуки «с» и «з» сравнивают с пищанием комара.
  3. Необходимо позволять ребенку самостоятельно находить удобное положение органов артикуляции для воспроизведения изоляционных звуков.
  4. Если малыш выполняет упражнения без энтузиазма, лучше прекратить занятия. Это свидетельствует о том, что он устал.
  5. Занятия должны быть регулярными. Оптимальная периодичность – 2-3 раза в неделю. Длительность зависит от характера отклонения речи малыша.
  6. При механической постановке звукопроизношения следует использовать неопасные для ребенка предметы. Желательно, чтобы это был специальный логопедический зонд.

Тренировка артикуляции

Цель артикуляционных упражнений для звука – сделать более подвижными и послушными губы, научить язык принимать разные формы и менять положение. Также малыш должен правильно подавать воздух на выдохе.

В комплекс артикуляционной гимнастики входят различные упражнения, позволяющие добиться нужного результата.

«Заборчик». Ребенок улыбается, показывая сомкнутые зубы. Положение удерживается от 5 до 10 секунд.

«Трубочка». Из предыдущего положения малыш округляет губы, вытягивая их вперед, имитируя произношение звука . Постепенно время выполнения упражнения доводят до 10 секунд. Повторить нужно несколько раз.
Чередование «Заборчика» и «Трубочки».

«Открытый заборчик». Выполняя упражнение «Заборчик», малыш приоткрывает рот, располагает язык снизу, прижимая к нижней челюсти. Кончик языка при этом должен упереться в нижние зубы. Затем рот нужно закрыть. Повторяют упражнение около 10 раз. Следят, чтобы язык был прижат.

«Мягкий блинчик». Малыш улыбается, распластав спокойный широкий, неподвижный язычок по всей нижней губе. При этом язык должен касаться уголков рта, не прикрывая верхние зубы. Такое положение надо удерживать примерно 10–15 секунд.

«Массаж язычка». Малыш приоткрывает ротик, язык «отдыхает», лежа на нижней губе. Шлепая по нему губами, он должен многократно издавать звук «пя», а затем надо слегка покусать язычок зубками (звук «тя»).

«Остужаем горячий блинчик». Ребенок дует на «блинчик» («остужает»), произнося «Ф», не надувая щек

Важно следить, чтобы получался именно звук .

«Чистим зубки». Для этого упражнения нужно улыбнуться, приоткрывая ротик

Кончиком языка при этом надо спокойно двигаться, «чистя» нижние зубы сначала изнутри вправо-влево, затем снаружи. Челюсть остается неподвижной.

«Трубочка из языка». Свернуть язык в трубочку. Повторить несколько раз.

«Горка». Малышу, приоткрыв рот, надо упереться напряженным кончиком языка в нижние зубы. При этом приподнимается спинка языка, а бока должны быть прижаты к верхним зубам. В таком положении необходимо задержаться до 15 секунд. После этого дошкольник покусывает спинку языка, а в завершение «съезжает» зубами вниз по «горке» (языку). Делают несколько повторений.

«Волшебная палочка». Ребенок должен открыть ротик, улыбаясь. Кончик языка напрягается, упираясь в нижние зубки. Теперь по центру языка взрослый кладет спичку (можно взять тонкую счетную палочку). Ребенок смыкает зубки, при этом сильно выдувает воздух («С»). Повторять нужно с палочкой и без.

Такие упражнения можно проделывать как с логопедом, так и дома, обязательно используя зеркало. Выполняют их непременно в форме игры: язычок превращается в горку, в щеточку для чистки зубов, в блинчик. Можно подобрать или сочинить к каждому упражнению забавные стихи и проговаривать их, «комментируя» выполнение упражнения, чтобы ребенку было интереснее.

Постановка от других звуков

Правильное произношение «с» можно сформировать от других звуков. В данном случае речь пойдет о звуках «ц» и «ш». Первоначально ребенку следует протяжно воспроизвести «ш». Затем язык постепенно перемещается в сторону зубов, не отрываясь от неба. «Ш» будет постепенно трансформироваться в нечеткий свистящий звук. Чтобы получить из него «с», требуется сомкнуть зубы. После этого ребенок должен повторить попытку замены одного звука на другой.

Постановка свистящих согласных звуков от «ц» практикуется реже. Суть метода заключается в протяжном произношении звука «ц». Ребенку не придется менять положение языка. Звук автоматически трансформируется в «с». После этого рекомендуется закрепить результат с помощью скороговорок или стихов.

Нарушения в произношении свистящих звуков у детей

Недостаток произношения свистящих звуков до 4 лет считается физиологическим косноязычием, а после четырех диагностируется, как «сигматизм свистящих звуков». У детей выявляется:

  • Межзубный сигматизм. При произнесении кончик языка не опускается вниз, а просовывается между верхними и нижними резцами. Ребенок, как говорят в быту, начинает шепелявить.
  • Губно-зубной сигматизм. Артикуляция комбинированная, произношение нечеткое, свистящие произносятся подобно губно-зубным звукам «ф» и «в».
  • Носовой сигматизм. Струя воздуха идет в нос, и слышится звук с гнусавым оттенком. Это чаще всего зависит от поднятого корня языка так, что он касается мягкого неба. Звуки заменяются храпом в нос.
  • Призубный сигматизм. Язык упирается в края верхних и нижних резцов. Образуется затвор, мешающий проходу воздуха через зубную щель, поэтому пропадает характерный свист и вместо «с», «з» слышатся «т», «д». Например, «зонт» –«донт»; «суслик» – «тутлик».

Основные проблемы находятся в компетенции специалистов: неправильный прикус, наличие аденоидов, дизартрия (слабая подвижность языка), недостаточный фонематический слух.

Однако нередко неправильное звучание порождается сторонними факторами – невнимательностью к произношению, малой речевой практикой дошкольника. Огромное значение имеет правильная речь взрослых, находящихся рядом с ребенком, их стремление помочь дошкольнику усвоить точное звукопроизношение свистящих.

Артикуляционная гимнастика для звука [ц] в стихах

Неправильное произношение ребенком трудных звуков не является большой проблемой, ведь множество малышей проходят через это. Постановкой произношения звуков можно заниматься дома перед зеркалом, но прежде следует подготовить речевой аппарат с помощью артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика – это простой способ улучшить подвижность и силу органов артикуляции. Она отлично помогает тем малышам, у которых будто «каша во рту» из-за слабых мышц и языка. Каждое упражнение содержит небольшой стишок, благодаря которому гимнастика будет восприниматься ребенком как интересная игра.

Для начала занятий вам потребуется совсем немного:

  • свободное время – 5-10 минут ежедневно;
  • зеркало, напротив которого можно поставить стулья для вас и вашего ребенка;
  • тетрадь или блокнот для записи всех упражнений со стишками;
  • хорошее настроение и терпение.

Каждое из упражнений желательно повторять 2-3 раза подряд, смотря в зеркало. Перед началом каждого нового упражнения покажите малышу правильное выполнение. Читая стихотворения, заменяйте приведенные в них имена на имя вашего ребенка.

Упражнение №1. «Бегемотик».

Исходная позиция – широкая улыбка, сомкнутые зубы оголены. Ребенку читаются строчки:

Рот скорее открывай,

В бегемотика играй!

Рот широко открывается. Такое положение удерживается в течение пяти секунд. Рекомендуется считать до пяти вслух или загибать пальцы.

А теперь рот закрывай.

Бегемотик, отдыхай!

Рекомендуемое время отдыха между повторами – 10 секунд.

Упражнение №2. «Лягушка».

Исходное положение – расслабленные губы сомкнуты.

А давай-ка, как лягушка,

Улыбнешься ты до ушек!

Сомкнутые губы расходятся в широкой улыбке.

Растяни в улыбке губки,

Покажи мне свои зубки!

Улыбка оголяет зубы. Положение удерживается пять секунд.

Упражнение №3. «Слоник».

Исходное положение – губы растянуты в улыбке.

Вытягиваем губки,

И громко скажем «У»!

Покажем длинный хобот

Катюшеньки слону!

Произносится звук , губы вытягиваются в трубочку. Положение удерживается пять секунд.

Упражнение №4. «Футбол».

Исходное положение – рот широко открыт.

Я в смешной футбол играю,

Мяч в ворота забиваю!

Кончик языка дотрагивается поочередно до правой и левой щеки. Можно считать до десяти, дотрагиваясь до каждой щеки на один счет.

Упражнение №5. «Качели».

Исходное положение – рот широко открыт.

На качелях покатайся,

Выше неба поднимайся!

Полетишь ты вверх и вниз,

Ну-ка, Саша, не ленись!

Кончик языка дотрагивается поочередно до верхнего и нижнего ряда зубов на десять счетов.

Выполняя такую нехитрую и веселую гимнастику ежедневно, вы сможете заметить позитивные изменения в речи вашего ребенка уже через несколько занятий. Речевой аппарат малыша станет сильнее, что позволит ему легко произносить такие сложные буквы, как Ц.

Этап постановки звука

Как ставить звук “С”? Есть несколько способов постановки “С”:

Рассмотрим все эти варианты подробнее.

Постановка по подражанию

Возьмите зеркало и покажите ребенку, в каком положении должны находиться язык и губы для получения нужного звука.

Чтобы это не было похоже на скучный школьный урок, пусть язычок будет кораблем, которому ветер-воздушная струя надувает паруса для дальнего плавания:)

Приложите ладошку малыша ко рту, чтобы он почувствовал прохладу выдыхаемого воздуха при произнесении “С”.

Иллюстрации, карточки, макеты и прочий наглядный материал помогут ребенку усвоить суть и не дадут заскучать.

Постановка механическим способом

Этот метод предполагает применение вспомогательных средств, например, зондов, шпателей.

Если вы решили поставить звуки ребенку в домашних условиях, используйте предметы домашнего обихода, предварительно позаботившись об их безопасности, например неострую зубочистку или палочку от мороженого.

Эти предметы, располагаясь вдоль языка, фиксируют правильное его положение для прохождения воздушной струи, способствуя получению нужного звукопроизношения. Чтобы губки слегка улыбались, придержите их пальцами.

Для постановки звука “С”, попробуйте следующее:

  • пусть ребенок улыбнется, положит широко краешек язычка на нижние передние зубы и подует на него;
  • теперь деревянной палочкой, надавливая вдоль язычка, сделайте желобок, по нему потечет воздушная струя;
  • при нажатии послышится шепелявый свист;
  • далее пусть малыш сблизит зубки, а язык уберет внутрь и продолжит свистеть;
  • тем временем вы, регулируя силу нажатия, добейтесь наиболее четкого звучания “С”;
  • после этого можно убрать палочку.

Через некоторое время ребенок сам научится правильно класть язык и свистеть  “С”.

Постановка “С” от других звуков

Твердый “С” можно поставить от мягкого “Сь”.

При произнесении “Сь” палочкой надавите на переднюю часть языка, чтобы образовался желобок. Полученный таким образом твердый звук “С” отрабатывайте многократно, пока язычок сам не будет ложиться правильно.

Если непрерывно тянуть “Т” и, улыбаясь, растягивать губы, то послышится “С”. Если он будет неясным, нужно сильнее улыбнуться, чтобы звук стал ярче.

Если ребенок правильно произносит звук “Ш”, попробуйте оттолкнуться от этого. Попросите малыша пошипеть и объясните, что язычок нужно передвинуть вперед, ближе к верхним зубкам. Послышится “С”. Получается?

Еще один способ постановки  “С” — это от “И”.

Артикуляционный уклад у этих звуков схож. Поэтому, если произнести “И” и, не меняя положения, пустить струю воздуха вдоль язычка, то получится нужный звук “С”.

Постановка мягкого “Сь” хорошо изложена в видеоуроке:

Артикуляционная гимнастика для звука “С”

Предлагаем вам комплекс артикуляционной гимнастики в игровой форме. С помощью логопедических упражнений органы речевого аппарата научатся занимать нужное положение, станут подвижными, их тонус придет в норму.

Исходное положение — улыбка

Постановка звука Ц

В логопедии выделяют такие способы:

  • Подражание (распространенный метод, выполняется в качестве домашнего задания). Усаживаем кроху перед зеркалом и садимся рядом. Показываем артикуляцию фонемы «Т». При этом объясняем, что кончик язычка нужно держать за нижними зубками. Образовываем звучание «Ц».
  • Механический способ. Берем шпатель или чайную ложку. Говорим ребенку произнести звук «С». Аккуратно пододвигаем кончик языка вниз ротовой полости. Получается, фонема «Ц».
  • Смешанный. Демонстрируем артикуляцию «С» или «Т» перед зеркалом. При «С» делаем тоже что и в предыдущем пункте. При «Т» кончик языка подвигаем за нижние зубы шпателем или ложкой.

После успешного результата необходимо автоматизировать произношение.

Упражнения на формирование артикуляционной моторики и речевого дыхания

Перед постановкой звука необходимо подготовить органы артикуляции для формирования нужного уклада, делая гимнастику. Подбирать их нужно с учетом произношения опорных звуков. В случае с Ц − это Т, С. Но упражнения на формирование правильного уклада для этих фонем практически такие же, как для Ц. Если ребенку трудно удерживать губы в положении улыбки, то вам нужно потренировать эту позу.

Также нужно нормализовать мышечный тонус языка, приобретите для этого набор для логопедического массажа.

Ребенок может сам его шлепать губами и несильно покусывать. Все упражнения для языка должны сформировать умение удерживать его внизу, а сам он должен быть широким и в расслабленном состоянии. Просите малыша сделать язык похожим на горочку и зафиксировать в таком положении.

Кроме заданий на удержание определенного положения, включите в комплекс и задания на динамику. Это движения языка вверх-вниз, в стороны, предложите почистить им зубы и облизать губу. Но во всех упражнениях тренировать нужно нижнее положение языка, чтобы сформировать правильную основу для произношения свистящих.

Если у ребенка носовой сигматизм, то обязательно в комплекс подготовительных работ нужно включать задания на формирование правильного речевого дыхания и сильной воздушной струи. Можно сначала учиться вдыхать через нос − выдыхать через рот в положении лежа. Обязательно делайте акцент на работе диафрагмы, положите руку ребенка на эту область.

Для тренировки сильного выдоха предложите ребенку поиграть на дудочке или сыграйте в игру «Кто дальше задует ватку или перышко». Можно выполнять упражнения на дыхание, положив широкий язык на нижнюю губу, так вы не только будете тренировать силу выдоха, но и нижнее положение языка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector