Дополнение
Содержание:
- Сложносочиненное предложение
- Выделение устойчивого выражения
- Сложение и умножение вероятностей
- Рациональные уравнения
- Геометрия в пространстве (стереометрия)
- Как определить разряд прилагательного?
- Определение показательных неравенств
- Понятие однородных членов предложения
- Составное сказуемое
- Отрицательное предложение. Примеры предложений:
- Переместительный закон сложения
- Способы определения однородных членов предложения
- Переход прилагательных из одного разряда в другой
- Существительное с предлогом «на пример»
- Векторная алгебра
Сложносочиненное предложение
Сложносочиненным (ССП) называют сложное предложение, имеющее два и более независимых простых предложений в составе. Это значит, что их можно разбить точкой, при этом смысл не потеряется. |
Части таких сложных предложений связаны союзами и союзными словами: соединительными (и, да, также и т. д.), противительными (а, но, зато и т. д.), разделительными (либо, то… то, не то… не то и т. д.) или их комбинациями.
Примеры:
-
Хотелось пирога, и яблоки уже созрели.
-
Хотелось пирога, но яблоки еще не созрели.
-
То мать пирогов напечет, то бабушка с булочками приедет.
Иногда части сложносочиненных предложений связаны без сочинительного союза и союзного слова — по смыслу. Такие предложения называют бессоюзными.
Пример:
Лето заканчивалось лихо: на улице резко похолодало, листья начали алеть и чахнуть.
Знаки препинания в сложносочиненных предложениях
В предложениях с союзами и, да, однако, либо и т.д. принято ставить запятую. Кроме случаев, когда:
Исключение
Если у частей сложного предложения есть общий второстепенный член или придаточное, но их соединяет повторяющийся союз, нужно ставить запятую.
Пример:
На ярмарке в городе показывали кукольные представления, и торговцы продавали сахарную вату, и зазывалы кричали приглашения на аттракционы.
В бессоюзных сложносочиненных предложениях части делятся не только запятыми, но и тире, двоеточиями и точкой с запятой. Эту тему мы подробно разобрали в статье о сложносочиненных предложениях.
Выделение устойчивого выражения
В предыдущих примерах мы преобразовывали разные виды показательных уравнений путем разложения многочленов на множители, потому что хотели найти способ решения — получить одинаковые основания или выделить переменную, которую можно заменить. Так вот, когда мы выносим некий множитель за скобку или заменяем переменную, пытаясь упростить уравнение — это действие по сути и является выделением устойчивого выражения.
Устойчивое выражение — это некий многочлен, содержащий переменную, который в скрытом виде присутствует во всех показательных функциях уравнения. Его можно вынести за скобки или обозначить новой переменной, чтобы упростить уравнение. |
Хорошая новость: так или иначе устойчивое выражение можно найти почти в любом трудном уравнении. Проблема только в том, чтобы научиться верно определять такое выражение, а этот навык появляется лишь с опытом.
Пример 1
3х+1 + 3х — 3х-2 = 35
В данном случае в качестве устойчивого выражения удобно взять 3х-2 как степень с наименьшим показателем. В итоге мы получим:
3х-2(33 + 32 — 1) = 35
3х-2 × 35 = 35
3х-2 = 1
Поскольку 1 равняется любое число в нулевой степени, мы можем записать:
3х-2 = 3
х — 2 = 0
х = 2
Пример 2
5 × 3-3х+1 + 3-3х+2 = 24
Для начала мы попробуем в левой части уравнения получить одинаковую степень: 3-3х+2 = 3-3х+1+1 = 3 × 3-3х+1.
Теперь у нас есть устойчивое выражение 3-3х+1, которое можно вынести за скобки, чтобы получить более простое уравнение:
3-3х+1(5+3) = 24
8 × 3-3х+1 = 24
3-3х+1 = 31
-3х + 1 = 1
х = 0
Сложение и умножение вероятностей
Немного теории:
- Событие А называется частным случаем события В, если при наступлении А наступает и В. То, что А является частным случаем В можно записать так: A ⊂ B.
- События А и В называются равными, если каждое из них является частным случаем другого. Равенство событий А и В записывается так: А = В.
- Суммой событий А и В называется событие А + В, которое наступает тогда, когда наступает хотя бы одно из событий: А или В.
Теорема о сложении вероятностей звучит так: вероятность появления одного из двух несовместных событий равна сумме вероятностей этих событий:
P(A + B) = P(A) + P(B) |
Эта теорема справедлива для любого числа несовместных событий:
Если случайные события A1, A2,…, An образуют полную группу несовместных событий, то справедливо равенство:
P(A1) + P(A2) + … + P(An) = 1. Такие события (гипотезы) используют при решении задач на полную вероятность.
Произведением событий А и В называется событие АВ, которое наступает тогда, когда наступают оба события: А и В одновременно. Случайные события А и B называются совместными, если при данном испытании могут произойти оба эти события.
Вторая теорема о сложении вероятностей: вероятность суммы совместных событий вычисляется по формуле:
P(A + B) = P(A) + P(B) − P(AB) |
События событий А и В называются независимыми, если появление одного из них не меняет вероятности появления другого. Событие А называется зависимым от события В, если вероятность события А меняется в зависимости от того, произошло событие В или нет.
Теорема об умножении вероятностей: вероятность произведения независимых событий А и В вычисляется по формуле:
P(AB) = P(A) * P(B) |
Пример. Студент разыскивает нужную ему формулу в трех справочниках. Вероятности того, что формула содержится в первом, втором и третьем справочниках равны 0,6; 0,7 и 0,8.
Найдем вероятности того, что формула содержится:
- только в одном справочнике;
- только в двух справочниках;
- во всех трех справочниках.
Как рассуждаем:
А — формула содержится в первом справочнике;
В — формула содержится во втором справочнике;
С — формула содержится в третьем справочнике.
Воспользуемся теоремами сложения и умножения вероятностей.
Ответ: 1 — 0,188; 2 — 0,452; 3 — 0,336.
Рациональные уравнения
Рациональные уравнения широко применяются в приборостроении, космических исследованиях, финансовых операциях и т.д.
Подобие фигур широко применяется в измерительных, конструкторских и дизайнерских работах.
Это интересно!
На рисунке изображена модель орбитального космического корабля, предназначенная для полёта в космос туристов. Корабль рассчитан на 6 пассажиров и 2 членов экипажа.
Для того, чтобы рассчитать оптимальные размеры корабля конструкторам и инженерам пришлось решить много рациональных уравнений.
Рациональные уравнения
Уравнение, содержащее в левой и правой части рациональные выражения называется рациональным уравнением. Во многих задачах приходится решать рациональные уравнения, содержащие переменную в знаменателе. В этом случае необходимо указывать область допустимых значений переменных (ОДЗ).
Пример:
В данном уравнении ОДЗ Учитывая, что умножим обе части уравнения на
отсюда получим
Подставим полученное значение в уравнение:
Таким образом, является корнем уравнения. Данное уравнение не имеет других корней.
Пример:
Решим уравнение
ОДЗ данного уравнения Умножим обе части уравнения на общий
знаменатель
Пример:
В уравнении, ОДЗ
Используя свойство пропорции можно написать:
Пример:
Решим уравнение. Здесь ОДЗ,
Умножим обе части уравнения на
Отсюда
Проверьте, являются ли оба этих числа корнями данного уравнения.
Пример:
Решим уравнение
Запишем уравнение в виде и умножим обе стороны на общий множитель Получим
Отсюда
При проверке, убеждаемся что, не удовлетворяет уравнению, т.к. превращает знаменатель в «0». Таким образом, корнем данного уравнения является только
Внимание! После решения рационального уравнения, содержащего переменную в знаменателе, нужно обязательно выполнить проверку корней
Решение задач с помощью рациональных уравнений
Задачи на работу
Задача. Двое рабочих могут выполнить некоторую работу за 12 дней. За сколько дней каждый рабочий выполнит эту работу в отдельности, если одному из них для выполнения этой работы потребуется на 10 дней больше ,чем другому? Решение: Пусть, 2-ой рабочий может выполнить работу за дней, тогда 1-ый рабочий выполнит её за дней
Первый рабочий за 1 день выполняет — ую часть работы, 2-ой — — ую. Вместе, за 1 день они выполнят часть работы. Зная, что вместе за 1 день они выполняют часть работы (согласно условию), составим уравнение Умножим обе части уравнения на Получим, После упрощения имеем Решением данного уравнения являются числа и (не удовлетворяет условию, т.к. ). Итак Ответ: 2-ой рабочий выполняет работу за 20 дней, а 1-ый — за 30 дней.
Задачи на движение
Задача. Путь длиной 480 км проходит по асфальтовой и по просёлочной дороге. Автомобиль расстояние 80 км по просёлочной дороге, прошёл со скоростью на 40 км/час меньше, чем по асфальтовой дороге. Зная, что на весь путь он затратил 7 часов, найдите время, которое потратил автомобиль при движении по просёлочной дороге.
1-й способ:
Из 2-ой строки таблицы: Из 3-е1 строки таблицы: Отсюда получаем рациональное уравнение
Разделим обе части уравнения на 40:
Получим (противоречит условию задачи)
Ответ: по просёлочной дороге 2 часа
2-ой способ: Автомобиль ехал по дороге, покрытой асфальтом часов, а по проселочной дороге часов.
Зная, что на весь путь он потратил 7 часов, составим уравнение:
Решив данное уравнение, получим = 40 км/ч. Тогда по просёлочной дороге он двигался 80 : 40 = 2 часа.
Рекомендую подробно изучить предметы: |
|
Ещё лекции с примерами решения и объяснением: |
- Рациональные неравенства и их системы
- Геометрические задачи и методы их решения
- Прямые и плоскости в пространстве
- Интеграл и его применение
- Параллельность в пространстве
- Перпендикулярность в пространстве
- Векторы и координаты в пространстве
- Множества
Геометрия в пространстве (стереометрия)
Главная диагональ куба:
Объем куба:
Объём прямоугольного параллелепипеда:
Главная диагональ прямоугольного параллелепипеда (эту формулу также можно назвать: «трёхмерная Теорема Пифагора»):
Объём призмы:
Площадь боковой поверхности прямой призмы (P – периметр основания, l – боковое ребро, в данном случае равное высоте h):
Объём кругового цилиндра:
Площадь боковой поверхности прямого кругового цилиндра:
Объём пирамиды:
Площадь боковой поверхности правильной пирамиды (P – периметр основания, l – апофема, т.е. высота боковой грани):
Объем кругового конуса:
Площадь боковой поверхности прямого кругового конуса:
Длина образующей прямого кругового конуса:
Объём шара:
Площадь поверхности шара (или, другими словами, площадь сферы):
Как определить разряд прилагательного?
Задания, в которых нужно указать разряды имен прилагательных, встречаются, начиная с 6 класса. Самый простой алгоритм для этого выглядит так:
-
Определите, на какой вопрос отвечает прилагательное. Если это вопрос «чей?» — речь идет о притяжательном. Если же вопрос «какой?» — у нас есть выбор между двумя разрядами по значению: качественным и относительным.
-
Попробуйте образовать превосходную форму или добавить слово «очень». Если получилось — это, скорее всего, качественное прилагательное. Если нет — относительное.
Для относительных прилагательных есть и еще одна хитрость: если в слове нет суффикса, оно принадлежит именно этому разряду. Например: толстый, быстрый, теплый.
Попробуем определить разряд прилагательного на примере. Допустим, у нас есть предложение:
На завтрак был бабушкин яблочный пирог и ароматный чай.
У нас есть три прилагательных: бабушкин, яблочный и ароматный. Зададим вопросы:
- Бабушкин — чей?
- Яблочный — какой?
- Ароматный — какой?
Существует только один разряд по значению, связанный с вопросом «чей?». Мы можем сделать однозначный вывод:
бабушкин — притяжательное прилагательное.
От оставшихся двух попробуем образовать превосходную и краткую форму:
- самый яблочный — звучит не очень гармонично,
- самый ароматный, ароматнейший — звучит хорошо.
Краткая форма тоже есть только у одного прилагательного (ароматен).
Следовательно:
ароматный — качественное прилагательное.
О яблочном пироге мы можем сказать, что он сделан из яблок, т. е. в значении этого прилагательного есть сведения о том, как оно относится к другому предмету или явлению. Делаем вывод:
яблочный — относительное прилагательное.
Определение показательных неравенств
Показательными считаются неравенства, которые включают в себя показательную функцию. Другими словами, это неравенства с переменной в показателе степени: af(x) > ag(x), af(x) < ag(x). Из них показательно-степенными неравенствами являются те, в которых есть переменные и в показателе степени, и в основании. |
Для изучения этой темы стоит повторить:
- показательные уравнения;
- метод интервалов;
- разложение многочлена на множители;
- свойства степенной функции.
И, конечно, для решения тригонометрических и логарифмических показательных неравенств также придется вспомнить формулы соответствующих разделов алгебры.
Если все это еще свежо в памяти, давайте приступим. Как и к показательным уравнениям, к неравенствам стоит подходить, помня о свойствах показательной функции. Напомним, что она выглядит так: y = ax, где a > 0 и a ≠ 1. Два графика ниже дают представление о том, на что похожа такая функция, когда основание степени а больше и меньше единицы. Наверняка вы уже догадались, каково главное свойство этой функции. Да, она монотонна.
При этом заметьте — значения а всегда больше нуля. На практике в этом несложно убедиться, если возводить какое-либо число во всевозможные степени, включая отрицательные. Например: 2-2 = 4, 2-4 = 1/16 и т. д. Значение функции будет уменьшаться, но никогда не достигнет нуля.
Для любых а и х верно неравенство ax > 0, т. е. показательная функция не принимает отрицательных значений.
Запишем следствие монотонности показательной функции в виде формул:
- af(x) > ag(x) <-> f(x) > g (x), когда функция возрастает, т. е. а > 1;
- af(x) > ag(x) <-> f(x) < g (x), когда функция убывает, т. е. 0 < а < 1.
На этом свойстве показательных неравенств так или иначе основываются все методы решения, и сейчас мы разберемся, как им пользоваться.
Понятие однородных членов предложения
Впервые тему однородных членов предложения школьники проходят в 3 классе и постепенно углубляют свои знания до 8 класса. Начнем с определения: узнаем, что значит «однородные члены предложения» и перейдем к нюансам.
Однородные члены (далее — ОЧ) — это члены предложения, которые выполняют одну и ту же синтаксическую функцию. Проще говоря, все они отвечают на один вопрос и связаны с одним и тем же словом в предложении.
Правило звучит так. Если два или более члена предложения относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос, являются одним и тем же членом предложения, то они являются однородными членами предложения. |
Однородными членами может быть любая самостоятельная часть речи:
Составное сказуемое
Составное сказуемое называется так потому, что состоит из двух слов. Есть два вида составного сказуемого – глагольное и именное .
Составная глагольная форма
Включает вспомогательный глагол и глагол в инфинитиве (неопределенной формы).
Днём начал идти мелкий, колючий снег и продолжал сыпать до вечера. Вспомогательные глаголы здесь – «начал» и «продолжал» , они обозначают, что действие началось и продолжилось. Глаголы «идти» , «сыпать» означают собственно действие.
Как вспомогательный глагол используют:
- Глаголы с обозначением начала, продолжения или завершения действия.
- Начать, приниматься, стать – начало действия .
- Продолжить – продолжение действия .
- Перестать, прекратить, закончить – завершение действия .
- Глаголы со значением намерения, желания, волеизъявления.
- Глаголы, выражающие эмоции действующего лица.
- Краткие прилагательные, которые не имеют полной формы.
Важно! Отличайте составное глагольное сказуемое от ПГС и глагола неопределенной формы, как второстепенного члена предложения. Гости пошли в сад (с какой целью?) посмотреть на прекрасные цветущие яблони
Пример демонстрирует нам как инфинитив глагола выступает в качестве дополнения
Гости пошли в сад (с какой целью?) посмотреть на прекрасные цветущие яблони . Пример демонстрирует нам как инфинитив глагола выступает в качестве дополнения.
Составная именная форма
Складывается из вспомогательного глагола и второго слова, которое выражено другой частью речи. В качестве таких могут выступать:
- Имена существительные именительного или творительного падежа.
- Прилагательные в полной или краткой форме, в формах сравнительных степеней.
- Местоимения.
- Числительные, или числительные + существительные.
- Полные или краткие причастия.
Отрицательное предложение. Примеры предложений:
С обычными глаголами
В английском языке, чтобы построить отрицательное предложение в Present Simple, нужны вспомогательные глаголы do и does. Они ставятся перед основным глаголом вместе с частицей not. Примеры:
- I work (я работаю) – I do not work (я не работаю).
- He reads (он читает) – He does not read (он не читает).
Когда употреблять do, а когда does?
Очень просто! Does используется с 3-м лицом ед.ч. (местоимениями he, she, it), а do – со всеми остальными.
Do not и does not очень часто сокращаются в разговорном английском. Do not имеет форму don’t, а does not – doesn’t.
Примеры отрицательных предложений в Present Simple с обычными глаголами:
Полная форма | Сокращенная форма | Перевод |
I do not live in Moscow. | I don’t live in Moscow. | Я не живу в Москве. |
He does not wear T-shirts. | He doesn’t wear T-shirts. | Он не носит футболки. |
She does not play computer games. | She doesn’t play computer games. | Она не играет в компьютерные игры. |
It does not look good. | It doesn’t look good. | Это не выглядит хорошо. |
You do not like chocolate. | You don’t like chocolate. | Ты не любишь шоколад. / Вы не любите шоколад. |
We do not go to the hospital. | We don’t go to the hospital. | Мы не ходим в больницу. |
They do not buy books. | They don’t buy books. | Они не покупают книги. |
Mike does not take music lessons. | Mike doesn’t take music lessons. | Майк не берет уроки музыки. |
Kate and Jane do not argue. | Kate and Jane don’t argue. | Кейт и Джейн не ссорятся. |
Vegetarians do not eat meat. | Vegetarians don’t eat meat. | Вегетарианцы не едят мясо. |
С глаголом to be
Отрицания с глаголом to be образуются проще, чем с обычными глаголами. Мы просто добавляем частицу not после am, is, are. Примеры:
- I am a student (Я студент) – I am not a student (Я не студент).
- He is in Australia (Он в Австралии) – He is not in Australia (Он не в Австралии).
В разговорной речи отрицание с to be очень часто сокращается. Однако, у сочетания am not есть только один вариант сокращения. Примеры:
I am not sad. – I‘m not sad.
У сочетаний is not и are not есть два варианта сокращений. Примеры:
- He is not at school. – He isn’t at school / He‘s not at school.
- We are not cousins. – We aren’t cousins. / We‘re not cousins.
Примеры отрицательных предложений в Present Simple с глаголом to be:
Полная форма | Сокращенная форма | Перевод |
I am not a writer. | I’m not a writer. | Я не писатель. |
He is not in the garden. | He isn’t in the garden. | Он не в саду. |
She is not a cook. | She isn’t a cook. | Она не повар. |
It is not on the table. | It isn’t on the table. | Это не на столе. |
We are not Irish. | We aren’t Irish. | Мы не ирландцы. |
They are not tired. | They aren’t tired. | Они не устали. |
You are not responsible. | You aren’t responsible. | Ты не ответственный. / Вы не ответственные. |
The car is not in the garage. | The car isn’t in the garage. | Машина не в гараже. |
The lessons are not canceled. | The lessons aren’t canceled. | Уроки не отменены. |
The UK is not very large. | The UK isn’t very large. | Великобритания не очень большая. |
Переместительный закон сложения
Начнем изучать основные законы математики со сложения натуральных чисел.
Переместительный закон сложения От перестановки мест слагаемых сумма не меняется. С помощью переменных его можно записать так: m + n = n + m |
Переместительный закон сложения работает для любых чисел.
Если прибавить шестерку к двойке — получим восьмерку. И наоборот, прибавим двойку к шестерке — снова получим восьмерку. Это доказывает справедливость переместительного закона сложения.
- 6 + 2 = 8
- 2 + 6 = 8
Приведем пример с весами, которые используют продавцы в магазинах.
Если мы положим на одну чашу весов 3 килограмма конфет, а на другую — такие же 3 килограмма конфет, то стрелка весов будет на нейтральной позиции. Это говорит нам о том, что чаши действительно весят одинаково.
При этом неважно, как будут лежать конфеты, в каком порядке. Если перемешать конфеты в пакете, как шары в лотерейном мешке — их вес не изменится и будет по-прежнему 3 килограмма
От перестановки мест конфет их сумма, то есть вес, не меняется.
Поэтому, между выражениями 8 + 2 и 2 + 8 можно поставить знак равенства. Это значит, что их сумма равна:
- 8 + 2 = 2 + 8
- 10 = 10
Формула переместительного закона для обыкновенных дробей:
Чтобы сложить две дроби нужно сложить числители, а знаменатель оставить прежним. Вот так:
Способы определения однородных членов предложения
Давайте разберемся, как найти однородные члены предложения.
Алгоритм определения однородных членов предложения:
-
Определить главные и второстепенные члены предложения. Отметить подлежащее и сказуемое;
-
Установить, есть ли в предложении члены, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову;
-
Определить, какой связью они связаны:
-
сочинительной, которая выражена союзами,
-
бессоюзной, которая выражена с помощью перечислительной интонации.
-
Примеры:
Я выбрала букет из белых, розовых и зеленых хризантем.
Хризантем (каких?) белых, розовых и зеленых — однородные определения, так как они отвечают на один вопрос, относятся к одному слову (хризантем) и связаны сочинительной связью (сочинительный союз и).
В предложении может быть несколько однородных членов:
Артем и Маша много смеялись, пели и танцевали.
Артем и Маша — однородные подлежащие; смеялись, пели и танцевали — однородные сказуемые.
Теперь мы знаем, как определить однородные члены предложения.
А сейчас расскажем, какие члены предложения не являются однородными.
Если члены предложения относятся к одному и тому же слову, но отвечают на разные вопросы — их нельзя назвать однородными:
Я приду в гости завтра.
Я приду (куда?) в гости (когда?) завтра.
Обстоятельства относятся к сказуемому «приду», но отвечают на разные вопросы, поэтому их нельзя назвать однородными.
Однородными членами предложения не являются
|
Переход прилагательных из одного разряда в другой
Существуют спорные прилагательные, которые формально по всем признакам относятся к одному разряду, но по значению больше тяготеют к другому. Так бывает, когда слово употребляется в переносном смысле, и в этом случае мы говорим о переходе из одного разряда в другой.
Сравните:
- золотое колье — сделанное из золота,
- золотой человек — очень хороший, доброжелательный.
Здесь мы видим переход в разряд качественных прилагательных из разряда относительных.
- Медвежья берлога — чья?
- Медвежья услуга — какая?
- Лисья нора — чья?
- Лисья хитрость — какая?
В данном случае мы видим переход из притяжательных в качественные. Такие явления характерны для всех трех разрядов прилагательных.
Переходить в другой разряд могут не только слова, которые употребляются в переносном значении. Также это бывает в ситуациях, когда речь идет о предметах из натуральной шерсти, меха:
- Беличья кладовая — чья?
- Беличья шуба — какая?
В первом случае речь о кладовой, принадлежащей белке, а значит, «беличья» — притяжательное прилагательное. Во втором же словосочетании шуба выполнена из меха белки, т. е. «беличья» — относительное прилагательное.
Существительное с предлогом «на пример»
Учитель указал на пример, приведенный в энциклопедии. |
Зададим вопрос: указал на что? На пример.
«Пример» в данном случае – дополнение, выраженное именем существительным. Глагол-сказуемое управляет дополнением в форме винительного падежа единственного числа. Раздельное написание существительного с предлогом можно доказать при помощи падежного вопроса или определения между ними:
- на какой? пример;
- на чей? пример;
- на хороший пример;
- на ваш пример.
Примеры предложений
Посмотрите на пример с составленным уравнением.
Мы смотрим на пример брата.
В новых исследованиях мы всегда опираемся на пример предшественников.
Обратим внимание на пример из статистики.
Посмотрим на пример схемы и составим похожую.
Глядя на пример, изображенный на рисунке, мы понимаем, как устроена растительная клетка.
Мы сделали вывод, сославшись на пример из проверенного источника.
Посмотрев на пример наставника, в успехе он не сомневался.
Векторная алгебра
Пример 11. Координаты вектора
Дано:
Точки: A(2, -4, 0); B(-4, 6, -2).
Найти:
Координаты вектора — ?
Решение:
Начало вектора совпадает с точкой А, конец – с точкой В. Находим координаты вектора :
Ответ:
Пример 12. Направляющие косинусы вектора
Дано:
Вектор: .
Найти:
Направляющие косинусы вектора . — ?
Решение:
Координаты вектора связаны с его направляющими косинусами следующим образом:
Ответ:
Дано:
Вектор: .
Найти:
Длину вектора . — ?
Решение:
Определяем длину вектора :
Ответ:
Пример 14. Объем параллелепипеда
Дано:
Координаты векторов:
Найти:
Объем параллелепипеда V — ?
Решение:
Объем параллелепипеда вычисляется по формуле:
Найдём смешанное произведение векторов:
Объем параллелепипеда:
Ответ: V=24.
Пример 15. Объем пирамиды
Дано:
Координаты векторов:
Найти:
Объем пирамиды V — ?
Решение:
Объем пирамиды вычисляется по формуле:
Найдём смешанное произведение векторов:
Вычисляем объём пирамиды:
Ответ: V=4.