Какие бывают средства выразительности в русском языке: примеры
Содержание:
- Тропы
- Синтаксические средства выразительности
- Гипербола
- Разновидности средств выразительности
- Аллегория
- Стилистические фигуры
- Бизнес и финансы
- Какие бывают изобразительно-выразительные средства языка
- Русский язык: средства выразительности
- Гротеск
- Синтаксические средства:
- Фигуры речи
- Эпитет и метафора
- Метафора
- Разновидности тропов
Тропы
Тропы — употребление слова в переносном значении.
Перечень тропов | Значение термина | Пример |
Аллегория | Иносказание. Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. Например, в баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – волка. | Прекрасен царскосельский сад,Где льва сразив, почил орел России мощнойНа лоне мира и отрад. (лев – Швеция) (А. Пушкин) |
Гипербола | Средство художественного изображения, основанное на преувеличении. |
Глаза громадные, как прожекторы (В.Маяковский) Шаровары шириною с Чёрное море (Н.Гоголь) |
Гротеск | Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. | Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина. |
Ирония | Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый. |
Откуда, умная, бредёшь ты голова? (И. Крылов). Граф Хвостов,Поэт, любимый небесами,Уж пел бессмертными стихамиНесчастье Невских берегов… (А.Пушкин) |
Литота | Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе). | Талии никак не толще бутылочной шейки (Н. Гоголь). |
Метафора |
Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ. |
Со снопом волос твоих овсяныхОтоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.)Сонное озеро города (А. Блок).Сугробов белые телята (Б. Ахмадулина) |
Метонимия | Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности, а также название сосуда — на его содержимое, человека — на его внешность, населённого пункта — на название жителей, организации — на сотрудников, фамилии автора — на название произведения. |
Когда же берег ада Навек меня возьмёт, Когда навек уснёт Перо, моя отрада… (А.Пушкин.) На серебре, на золоте едал. Ну, скушай еще тарелочку, сынок. |
Олицетворение | Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать. | О чём ты воешь, ветр ночной, О чём так сетуешь безумно? (Ф. Тютчев.)Утешится безмолвная печаль,И резвая задумается радость… (А.С.Пушкин) |
Перифраз (или перифраза) | Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его наиболее характерные признаки, усиливающие изобразительность речи. | «Царь зверей» (лев), «люди в белых халатах» (врачи), «рыжая плутовка» (лиса) |
Синекдоха | Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым. |
Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин.) Швед, русский колет, рубит, режет. Мы все глядим в Напoлеоны. |
Эпитет | Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства. | Но люблю я, весна золотая,Твой сплошной, чудно смешанный шум… (Н.Некрасов)Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком. |
Сравнение | Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением. |
Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.) Да, есть слова, что жгут, как пламя. (А.Твардовский) |
Синтаксические средства выразительности
Синтаксические средства выразительности проявляются только в масштабе целого предложения. Главное орудие для создания эффекта — порядок слов в предложении. Нарушая его сознательно, автор добивается своей цели — делает текст более эмоциональным и выразительным, расставляет правильные акценты и придает стиху форму. Самые заметные языковые средства этого типа употребляются в лирике.
Антитеза
Антитеза – это противопоставление противоположных понятий. «Я люблю Сашу, а не Лену» — простенький пример из нашего быта. Данный прием используется повсеместно и, конечно, находит свое отражение в поэзии.
Более сложную антитезу мы можем заметить в стихотворении Б.Л. Пастернака «Рождественская звезда»: рождение Младенца – кладбище, волхвы – сброд.
Более современный пример мы находим в песне Оксимирона «Накануне»:
Инверсия
Инверсия – намеренное изменение прямого порядка слов: «Белеет парус одинокий…»(М. Лермонтов). Конечно, наиболее широкая сфера применения этого средства — поэзия. Ритм и размер требуют такой перестановки. В прозе инверсия требуется для того, чтобы правильно расставить акценты в речи.
Эллипсис
Эллипсис – пропуск какого-либо члена предложения, обычно сказуемого: «Татьяна в лес; медведь за нею» (А. Пушкин). Этот прием позволяет сократить предложение и сделать текст более динамичным. Например, в песне Оксимирона «Слово мэра» есть такие строки:
Как видите, на три предложения нет ни одного сказуемого. Это позволяет сделать текст менее формальным и более похожим на исповедь героя. Кроме того, ускорен темп речи, чтобы слушатель все время находился в напряжении.
Риторические фигуры
Вопросительное предложение – синтаксическая организация текста, имитирующая диалог: «Как заработать миллион?». Она встречается сплошь и рядом. Но есть особая форма вопросительного предложения, которая нередко украшает художественные тексты и помогает автору поставить важные вопросы перед читателем. Итак, риторический вопрос – это утверждение или отрицание, оформленное в виде вопроса, не требующего ответа:
В том же «Слове мэра» мы видим такие примеры, которые позволяют автору передать живую речь своего героя:
Риторическое обращение – обращение к неодушевлённым предметам или к отвлечённым понятиям: «Не шуми, осина, не пыли, дорога» (С. Есенин). Оно помогает автору выразить сокровенное чувство или глубокую мысль. На риторическом обращении построен знаменитый монолог Гамлета в одноименной пьесе Шекспира.
Синтаксический параллелизм
Синтаксический параллелизм – одинаковое или сходное построение соседних предложений:
Интересный пример встречается в песне Оксимирона «Колыбельная»: «Дивиться нечему, делиться нечем».
Этот прием в поэзии способствует усилению накала и упрощает расстановку важных смысловых акцентов. Например, А.С. Пушкин употребил синтаксический параллелизм в сказке «Руслан и Людмила», когда Наина неизменно отвечала Финну фразами: «Пастух, я не люблю тебя!»; «Герой, я не люблю тебя». Эти однотипные ответы подчеркивают безразличие Наины к кавалеру.
Градация
Градация – расположение ряда выражений, относящихся к одному предмету, по степени нарастания или ослабления признака:
Есть еще более известный пример — сказка А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке». Возрастающие требования старухи к рыбке — это и есть градация в чистом виде. Сначала старуха хочет стать дворянкой, затем — царицей, а потом и владычицей морскою.
Анафора
Анафора – единоначатие, когда несколько смежных ритмических рядов начинаются одинаково:
Чаще всего анафора находит приют в стихах, но бывают и прозаические примеры:
Как видите, именно анафора позволяет Толстому расставить смысловые акценты и выделить те части, которые наиболее убедительны. Он подчеркнул универсальность своего высказывания, его применимость ко всему.
Эпифора
Эпифора – это одинаковое завершение нескольких смежных ритмических рядов:
Вот более современный пример из песни Хоруса и Ка-тета «Убить дракона»:
Повторение наречия и отрицательной частицы позволяет сделать из трех строк приговор. В данном случае эпифора служит для усиления эмоционального эффекта.
Парцелляция
Парцелляция – намеренное расчленение целостного предложения на отдельные части, обособленные с помощью пунктуации и интонации:
Известный многим из нас пример парцелляции можно найти в стихотворении Б.Л. Пастернака:
Данный прием помог автору выделить самые важные части стихотворения и ярко обозначить свою позицию.
Гипербола
Гипербола — это образное выражение, которое несет в себе непомерное преувеличение. Оно может касаться размера, значения, силы и других качеств предмета/явления/человека. У гиперболы есть противопоставление — литота. Она, напротив, выражает непомерное преуменьшение всего вышеперечисленного.
Вот несколько примеров гиперболы: «сто лет не виделись!», «тысяча извинений!», «сотый раз говорю», «напугал до смерти». Понятное дело, что говорить сто раз об одном и том же как минимум странно, а не видеться сто лет и случайно встретиться снова — вообще невозможно, но такие впечатляющие выражения помогают усилить эмоциональность и сделать речь более красочной.
Разновидности средств выразительности
Средства выразительности в русском языке можно разделить на тропы и стилистические фигуры.
Тропы
Тропы — это риторическая фигура, которая подразумевает употребление слов и фраз в переносном значении, придавая им новый смысл.
Использование этого приема позволяет усилить эмоциональную выразительность и художественную образность языка, обогатить и оживить речь. Они часто применяются в публичных выступлениях и разговорной речи.
В литературном творчестве тропы являются самым главным инструментом автора, благодаря которому он передает многозначность и уникальность своего произведения. Традиционно тропы делят на простые и сложные. К первой группе тропов относятся эпитет и сравнение.
Эпитет — это образное определение, указывающее на свойство или признак предмета и явления, описываемого автором.
Использование эпитета субъективно и выражает личное отношение автора, который создает уникальный образ. Он всегда относится к другому слову, на которое перекладывает свои признаки. Эпитет придает речи или произведению особую атмосферу, личное отношение автора. Существуют устоявшиеся эпитеты, такие как «золотая осень», «холодная луна» и т. д.
Сравнение — это троп, в котором представление об определенном предмете передается через его сопоставление со схожим предметом или явлением.
Через словесные выражение автор конкретизирует различные признаки и передает свое отношение к ним. Обычно сравнение используется с союзами «как», «словно», «вроде» и т. д.
К основным видам сложных тропов относятся:
- метонимия;
- синекдоха;
- метафора;
- аллегория;
- алогизм.
Метонимия — художественный троп, в котором слово, обозначающее предмет или явление заменяется другим, связанным с ним словом. К примерам метонимии можно отнести такие выражения как «аплодировал зал», «играла гитара» и т. д.
Синекдоха — это разновидность метонимии, которая представляет собой образное выражение, основанное на переносе общего понятия на частное и замене какого-то количества предметов их совокупным обозначением. Например, «человек — разумное существо», когда имеются в виду все люди, а не один человек.
Метафора — это еще один вид сложного тропа, которое характеризуется использованием речевого оборота, при котором признак одного явления или предмета переносятся на другие. Это образное выражение, которое помогает обогатить речь, возбуждая воображение и придавая сказанному эмоциональную окраску. В качестве примеров можно привести такие выражения, как «пламенная речь», «черный день» и т. д.
Аллегория — это конкретные образы, которые интерпретируют абстрактные художественные идеи, подталкивая читателя к поиску скрытого смысла и разгадки. Аллегории часто применяют в баснях, притчах и сатирических произведениях. Например, змея, обвивающая чашу, является аллегорией медицины, аллегорией веры и религии является крест и т. д.
Алогизм — намеренное введение различных нелогических конструкций и рассуждений, выходящих за рамки общепринятого мышления. Обычно алогизмы используются для придания речи или произведению иронической и комической окраски. Например, в народной поэзии — «ехала деревня мимо мужика».
Стилистические фигуры
Одним из самых распространенных и основных средств художественной выразительности является повтор. Существует большое количество разнообразных форм повтора, но самыми популярными являются анафора и эпифора.
Анафора — это повторение слов, звуков и выражений в начале стихотворных строк или строф. Ее применение в поэтическом синтаксисе усиливает образность и выразительность произведения, передавая основные мысли.
Например, анафора в начале строку у Александра Пушкина:
«Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел…»
Эпифора — это похожий прием, при котором звуки и слова повторяются в конце строк или предложений.
Например, у Осипа Мандельштама:
«Это есть художник Альтман, очень старый человек.
По-немецки значит Альтман — очень старый человек»
Помимо повторов к стилистическим фигурам относят:
- антитеза — противопоставление;
- оксюморон — совмещение противоположных понятий;
- инверсия — измененный порядок слов;
- парцелляция — разделение предложения на отдельные слова;
- многосоюзие, бессоюзие и т. д.
Аллегория
Буквально этот термин переводится как «иносказание», поэтому аллегория — это иносказательное изображение какого-либо явления действительности. Аллегория очень распространена в искусстве: живописи, театре, литературе и т. д.
Считается, что самым первым, кто стал активно использовать этот прием в своих произведениях, был баснописец Эзоп.
Дело в том, что Эзоп был рабом. Он хотел высмеивать поведение и привычки своих хозяев, но делать это в открытую означало неминуемую смерть. Вот и придумал он собственный язык, который сплошь состоял из намеков, иносказаний и тайных символов. Он изображал людей в виде животных, наделяя их определенными повадками и характером. Так Эзоп и выговориться смог, и угодил хозяевам — им нравились его произведения.
Стилистические фигуры
Стилистические фигуры (фигура речи) — особые зафиксированные стилистикой обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания. Например к стилистическим фигурам относятся:
- Инверсия — нарушение прямого порядка слов. Например: Тебя мы ждали долго.
- Анафора — единоначатие. Например:
Берегите друг друга,Добротой согревайте. Берегите друг друга, Обижать не давайте.
- Градация — расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака. Например: Тишина накрывала, наваливалась, поглощала.
- Эллипсис — пропуск какого-либо члена предложения, чаще сказуемого. Например: Мы села – в пепел, грады – в прах, В мечи – серпы и плуги.
- Антитеза — стилистическая фигура контраста, сопоставление, противопоставление противоположных понятий. Например: Волос длинный — ум короткий.
Полный список стилистических фигур смотри в таблице с примерами
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Какие бывают изобразительно-выразительные средства языка
Все изобразительно-выразительные средства подразделяются на:
- лексические (специальные: тропы, неспециальные: синонимы, антонимы и др.)
- синтаксические (стилистические фигуры речи);
- фонетические.
Лексические изобразительно-выразительные средства языка — тропы — это слова и выражения, употребляемые в переносном смысле, с целью создания эмоционального образа при описании какого-либо явления. Тропы дают возможность не только понять, но и почувствовать то, что описано или сказано словами.
Синтаксические изобразительно-выразительные средства — фигуры речи — это особое построение слов для усиления эмоционального воздействия от текста. Фигуры речи заставляют сильнее прочувствовать те моменты, на которых автором сделан акцент.
В свою очередь, тропы и фигуры речи имеют свою классификацию:
Основные элементы — тропы
Итак, ниже перечислим основные элементы лексических изобразительно-выразительных средств — троп.
Эпитет — это художественно-образная характеристика явления: статные осины, могучий дуб, томительный свет.
Метафора — это скрытое сравнение: крыло самолета, лунный серп, костер заката.
Метонимия — это переименование предмета или явления на основании близких, легко понимаемых связях между заменяемыми словами. Например, лес поет (вместо “птицы в лесу поют”); город спит (вместо “жители города спят”); чайник кипит (вместо “вода в чайнике кипит”).
Синекдоха — это название целого через его часть и наоборот. Например, береги копейку (деньги); волнуется зритель (зрители).
Гипербола — это художественное преувеличение: океан любви; бесконечная равнина; не видеться сто лет.
Русский язык: средства выразительности
Таблица, содержащая полный список средств выразительности с определениями и примерами.
Средства выразительности в русском языке можно разделить на:
- Лексические средства
- Синтаксические средства
- Фонетические средства
Аллегория — Фемида (женщина с весами) – правосудие. | Замена отвлеченного понятия конкретным образом. |
Гипербола—Шаровары шириною с Чёрное море (Н. Гоголь) | Художественное преувеличение. |
Ирония —Откуда, умная, бредёшь ты голова. (Басня И. Крылова). | Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому. |
Лексический повтор — Озера кругом, озера глубокие. | Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания |
Литота — Мужичок с ноготок. | Художественное преуменьшение описываемого предмета или явления. |
Метафора — Сонное озеро города (А. Блок) | Переносное значение слова, основанное на сходстве |
Метонимия — Класс зашумел | Замена одного слова другим на основе смежности двух понятий |
Окказионализмы — Плоды образования. | Художественные средства, образованные автором. |
Олицетворение —Дождь идёт. Природа радуется. | Наделение неживых предметов свойствами живых. |
Перифраз—Лев = царь зверей. | Подмена слова схожим по лексическому значению выражением. |
Сарказм — Сарказма полны произведения Салтыкова-Щедрина. | Язвительная тонкая насмешка, высшая форма иронии. |
Сравнение —Молвит слово — соловей поёт. | В сравнении есть и то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. Часто используются союзы: как, словно, будто. |
Синекдоха —Каждую копейку в дом несет (деньги). | Перенос значения по количественному признаку. |
Эпитет—«румяная заря», «золотые руки», «серебряный голос». | Красочное, выразительное определение, которое основывается на скрытом сравнении. |
Синонимы— 1)бежать – мчаться. 2)Шум(шелест) листвы. | 1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению. 2) Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста |
Антонимы — оригинал – подделка, чёрствый — отзывчивый | Слова, имеющие противоположенные значения |
Архаизм—очи — глаза, ланиты — щёки | Устаревшее слово или оборот речи |
Анафора — Не напрасно шла гроза. | Повторение слов или сочетаний слов в начале предложений или стихотворных строк. |
Антитеза — Волос длинный – ум короткий;. | Противопоставление. |
Градация — Пришёл, увидел, победил! | Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости. |
Инверсия — Жили-были дед да баба. | Обратный порядок слов. |
Композиционный стык (лексический повтор) — Это был прекрасный звук. Это был лучший голос, который я слышал за последние годы. | Повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его. |
Многосоюзие — Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал. | Намеренное использование повторяющегося союза. |
Оксюморон — Мёртвые души. | Сочетание не сочетаемых по смыслу слов. |
Парцелляция — Он увидел меня и застыл. Удивился. Замолчал. | Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки. |
Риторический вопрос, восклицание, обращение — Какое лето, что за лето! Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Горожане, сделаем наш город зелёным и уютным! | Выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания; усиление эмоционального воздействия. |
Ряды, парное соединение однородных членов — Природа помогает бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей. | Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста |
Синтаксический параллелизм — Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв) | Сходное, параллельное построение фраз, строк. |
Умолчание — Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею,/Я близ Кавказа рождена. | Автор намеренно недосказывает что-то, прерывает мысль героя, чтобы читатель сам мог подумать, о чём хотел тот сказать. |
Эллипсис — Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись») | Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста |
Эпифора — Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. | Одинаковая концовка нескольких предложений. |
Аллитерация — Полночной порою в болотной глуши/ Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши – стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышей | Повтор согласных, создающий образ. |
Ассонанс — Люблю березу русскую То светлую, то грустную – передает легкую грусть, нежность. | Повтор гласных, создающий образ. |
Градация — Пришёл, увидел, победил! | Расположение слов, выражений по возрастающей (в |
https://youtube.com/watch?v=xo_iJSUvTxA
https://youtube.com/watch?v=w4-vZEhisP4
Гротеск
Важнейшие художественные приемы в литературе включают в себя и гротеск. Слово «гротеск» означает «затейливый», «причудливый». Данный художественный прием представляет собой нарушение пропорций явлений, предметов, событий, изображаемых в произведении. Он широко используется в творчестве, например, М. Е. Салтыкова-Щедрина («Господа Головлевы», «История одного города», сказки). Это художественный прием, основанный на преувеличении. Однако степень его намного больше, чем у гиперболы.
Сарказм, ирония, юмор и гротеск — популярные художественные приемы в литературе. Примеры первых трех — рассказы А. П. Чехова и Н. Н. Гоголя. Гротескно творчество Дж. Свифта (например, «Путешествие Гулливера»).
Какой художественный прием использует автор (Салтыков-Щедрин) для создания в романе «Господа Головлевы» образа Иудушки? Конечно, гротеск. Ирония и сарказм присутствуют в стихотворениях В. Маяковского. Юмором наполнены произведения Зощенко, Шукшина, Козьмы Пруткова. Данные художественные приемы в литературе, примеры которых мы только что привели, как вы видите, очень часто используются русскими писателями.
Синтаксические средства:
- Анафора – лексический повтор. Обычно одно и то же слово повторяется в начале строк стихотворений.Примеры: это утро, радость эта, эта мощь…
- Эпифора – противоположность анафоре, когда одно слово повторяется в конце строк или фраз.Примеры: все мы немножечко лошади. Каждый из нас по-своему лошадь.
- Антитеза – ярко выраженный контраст, противопоставление.Примеры: вчера я рыдал, сегодня смеюсь; волос длинный – ум короткий; ты богат – я очень беден.
- Градация – последовательность синонимов по эмоциональному нарастанию или затиханию.Примеры: он понял, принял и смирился; ее глаза светились, сияли, горели.
- Инверсия – нарушение привычного порядка слов в пользу выразительности или созвучности рифмы сказуемое стоит раньше подлежащего.Примеры: не отдал царь лесной сокровище; белеет парус одинокий…
- Лексический повтор – стилистический прием, заключающийся в специальном повторении фрагментов.Примеры: спали дома, укрытые черной дымкой, спало море, спала она, окутанная безмятежным сном.
- Оксюморон – сочетание противоположностей, до нелепости заостренное парадоксальное выражение.Примеры: пьяный трезвенник, грустная радость, жидкие гвозди, глупая мудрость.
- Риторический вопрос или восклицание – выражение чувств автора.Примеры: что за диво!
- Параллелизм – одинаковая конструкция следующих друг за другом предложений. Распространено для стихотворений.Примеры: твой ум глубок, что море, твой дух высок, что горы.
- Умолчание – прием, который использует автор, чтобы дать читателям додумать исход событий.Примеры: Пример: могла б я больше рассказать, но надобно мне уезжать…
- Эллипсис – пропущенное слово, которое легко восстановить по контексту.Примеры: каждому – свое.
- Парцелляция – разорванные и короткие предложения, следующие после полного предложения и дополняющие его смысл.Примеры: Я наслаждался лесом. Свежо. Тихо. Птицы поют.
- Однородные члены – это слова, выполняющие одну роль в предложении и являющиеся одним членом предложения.Примеры: он шел тихо и медленно: в лесу много жителей: белки, сороки, медведи.
- Вопросно-ответная форма – автор в произведении отвечает на свой вопрос.
Фигуры речи
В литературе используются также стилистические фигуры. Основные виды их отображает таблица:
Повтор | В начале, конце, на стыке предложений | Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы |
Антитеза | Противопоставление. Часто используются антонимы. | Волос длинный – ум короткий |
Градация | Расположение синонимов в порядке нарастания или ослабления | Тлеть, гореть, пылать, взрываться |
Оксюморон | Соединение противоречий | Живой труп, честный вор. |
Инверсия | Изменения порядка слов | Пришел он поздно (Он поздно пришел). |
Параллелизм | Сравнение в форме сопоставления | Ветер зашевелил темные ветки. Страх зашевелился в нем снова. |
Эллипсис | Пропуск подразумевающегося слова | За шапку и в дверь (схватился, вышел). |
Парцелляция | Разделение единого по смыслу предложения на отдельные | И думаю я снова. О тебе. |
Многосоюзие | Соединение через повторяющиеся союзы | И я, и ты, и все мы вместе |
Бессоюзие | Исключение союзов | Ты, я, он, она – вместе целая страна. |
Риторическое восклицание, вопрос, обращение. | Используются для усиления чувств | Какое лето!
Кто, если не мы? Слушай, страна! |
Умолчание | Прерывание речи в расчете на догадку, для воспроизведения сильного волнения | Мой бедный брат…казнь…Завтра на рассвете! |
Эмоционально-оценочная лексика | Слова, выражающие отношение, а также прямая оценка автора | Прихвостень, голубка, балбес, лизоблюд. |
Эпитет и метафора
И эпитет, и метафора относятся к тропам — образным языковым средствам, которые делают текст и речь выразительнее и ярче.
Метафора предполагает сравнение, причем необычное и неявно выраженное. Например: Метафора предполагает сравнение, причем необычное и неявно выраженное. Например: ядовитый человек, волчья хватка..
Эпитет описывает слово, помогает нарисовать его воображаемый образ. При этом эпитет может быть частью развернутой метафоры. Так, например, появился новый термин — метафорический эпитет.
Метафорический эпитет — троп с признаками метафоры и эпитета. Предполагает скрытое, необычное сравнение и красочное описание слова. Например: каменная веселость, васильковые очи.
Интересный факт!
Метафора, как и эпитет, имеет греческое происхождение и означает «перенос». Автор термина — Аристотель, который связывал его с пониманием искусства.
Метафора
Метафора — троп; образное выражение; скрытое сравнение.
Обычно выражается через существительное или глагол.
Для удобства понимания, советуем преобразовывать предложенное выражение с существительным в сравнение ( Золотые, зрелые плоды — плоды, как золото), так Вы точно определите метафору. Если сравнение (именно с существительным) не удается, значит Вы ошиблись.
Функции метафоры
- усиление образности;
- создание особой выразительности.
Примеры: |
---|
«Бурлящий котел мироздания» (мироздание как бурлящий котел); «И солнца желтые мечи Пронзали полдня первый час» (лучи солнца как желтые мечи); «Лес полон тишины. И желтых листьев. Покинули природу птичьи стаи:концертный зал остался без артистов» (лес как концертный зал); «Сегодня прошёл замечательный дождик – Серебряный гвоздик с алмазною шляпкой» (дождик как гвоздик) |
Разновидности тропов
Все приёмы, с помощью которых усиливается смысл написанного, условно разделяют на 2 большие группы: лексические и синтаксические.
Первую категорию образуют тропы — привычные слова в переносном значении.
Писатели и поэты нередко используют это средство, преувеличивая некоторые свойства предмета или наделяя его нехарактерными признаками.
Так часто делал Пушкин, поэтому его стихотворения содержат иносказания, преувеличения, парцелляции и множество других фигур.
В левой части приводится краткое определение термина, в правой — возможные варианты использования.
Примеры взяты из стихов (отрывки), повседневной речи, рекламных и социальных слоганов.
Эпитет — эмоционально окрашенное прилагательное, употреблённое в переносном значении, часто применяется в стихах. | Примеры эпитетов: золотая пора, весёлое цветение деревьев, юная весна, крылатые качели, пушистый снег, бархатный сезон, седое утро, горячий спор, мягкий голос. |
Олицетворение — придание неодушевлённому объекту признаков, свойственных живым существам. | Олицетворение в литературе: злая метель, суровые скалы, восторженная весна, удивлённые незабудки, печальная ива, смеющееся море, безумный ветер, ласковое солнце. |
Метафора — выразительный приём, в рамках которого описываемый объект наделяется признаками другого. Средство реализуется с помощью слова или речевого оборота. | Горит багрянцем лес, ледяные руки, мурашки по спине, кружевная тень, серебряный ручей, горит огонь желанья. |
Сравнение — отражает сходство между двумя объектами, причём оно может быть неочевидным. | Примеры: вода, как стекло; вьюга воет, как волк; снежинки, как пушинки; гул, как из бочки; работа не волк, голод не тётка (отрицательное сравнение). |
Метонимия — смысл этого литературного приёма в том, что он вычленяет признак или характерную особенность, называя предмет замещаемым словом. Пример: часть вместо целого, объект вместо того, что в нём находится. | Расплескалось ведро, съесть 3 тарелки, рука Москвы, закипел чайник, зал аплодировал, дожить до седин. |
Синекдоха — частный случай метонимии, часто используется в рекламе и поэзии. | Примеры: француз ликует; швед колет, рубит; первая ракетка; береги копейку; волна скидок; коллекция ждёт покупателей; победа над микробом. |
Ирония — употребление слова или фразы в противоположном, насмешливом значении. Злая ирония — сарказм. | Употребление в повседневной речи и литературе: умная голова — о глупом человеке; всю жизнь мечтал — на самом деле нет; мои хоромы — о скромном жилище; какая красота — о каком-либо происшествии; цвет столицы — о неприятных людях; наш благодетель — о взяточнике. |
Гротеск — сложный приём, сочетающий метафору и гиперболу. | Примеры гротеска в литературе: Гулливер и лилипуты, «Нос» Гоголя, сны Раскольникова и Татьяны Лариной. Суть приёма в том, чтобы довести до абсурда ситуацию, явление или человеческий порок. |
https://youtube.com/watch?v=4Bpcfe4KyXw