Проверенная методика никитина для детей от года до шести лет

Содержание:

«Сложи узор»

Этот игровой набор пользуется заслуженной популярностью. Состоит он из 16 кубиков одинакового размера, грани которых выкрашены в четыре различных цвета. Есть грани однотонные, двухцветных в двух вариациях (фрагменты различного окраса размещены диагонально или по прямой линии), 3- и 4-цветные. Задача ребенка – сложить из них узор, при этом на начальном этапе можно использовать готовые варианты из книжки-инструкции, а после – проявлять фантазию, самостоятельно придумывать всевозможные комбинации. Лучший возраст для выполнения упражнений с узорами – от 4 до 8 лет.

Борис Павлович Никитин предлагал идти путем «от простого к сложному» и использовать следующие виды и формы работы:

  • У малышей в возрасте 1,5-2 лет лучше всего получается подражать, поэтому взрослый может показать пример – сложить из кубиков «дорожку», башенку, поезд или другую простую фигуру.
  • В 2-4 года можно смело приступать к работе с цветами, предложив ребенку повторить заранее придуманный родителем гармоничный узор, это может быть как «дорожка», так и «квадрат». С каждым занятием сами узоры должны становится сложнее.
  • Усложненный вариант игры – сложить узор по готовой иллюстрации, но менять цвета (например, на карточке рисунок сине-белый, а ребенку надо сложить красно-желтый).
  • Как только ребенок без проблем начнет собирать такие сложные вариации, как «пила», «фонарик», «горки», следует предложить ему срисовать получившийся узор с кубиков на листок бумаги в клетку.
  • Наконец, наиболее сложная форма работы – придумать узор, разложив кубики в необходимом порядке, перерисовать его и закрасить.

Игра «Сложи узор» интересна детям, помогает развить в них интеллект, способность к анализу и синтезу, умение мыслить логически, комбинировать цвета и формы.

«Сложи квадрат»

Дидактический материал имеет три уровня сложности, представляет собой набор из 12 квадратов, каждый из которых окрашен в собственный цвет и причудливым образом разрезан на части. Задача ребенка проста – собрать целый квадрат, от него потребуется выбрать «кусочки» необходимого цвета и сложить из них правильную фигуру. Начинать работу с самым простым вариантом головоломки «Сложи квадрат» можно с двух лет.

Набор «Дроби»

Сделать его можно своими руками, используя плотный картон или фанеру, или приобрести готовый вариант.

«Дроби» представляет собой 12 кругов, окрашенных в различные цвета:

  • целые круги;
  • разделенные на сегменты – «дольки».

В зависимости от возраста и способностей можно предложить ребенку несколько вариантов игры с набором «Дроби»:

  • разложить кусочки по цветам;
  • составить из них круг, составить круг из деталей различных цветов;
  • разложить в ряд детали от меньшей к большей;
  • разместить фрагменты от большего к меньшему, разместить их стопкой.

Набор помогает не только развить мышление и сообразительность, но и получить первые знания о дробях, что, несомненно, поможет в процессе обучения – ведь, как отмечают педагоги, тема дробных чисел чаще всего дается неподготовленным детям с трудом. Заниматься с набором лучше всего в возрасте от 3 до 7 лет.

Методика раннего развития детей, созданная супругами Никитиными, позволяет не только подготовить малыша к школе и в ненавязчивой легкой форме пояснить ему то, что потом будут требовать учителя, но и научить ребенка самостоятельности, развить  стремление решать задачи, полагаясь только на себя, на собственный интеллект.

Книги (8)

Здоровое детство без лекарств и прививокРаздел библиотеки: Здоровье

Уже доказано, что основы здоровья человека закладываются еще до его рождения. Как развивается плод, как ведет себя будущая мама, как ребенок появляется на свет — все это играет огромную роль в дальнейшей жизни человека.И именно здесь мы допускаем роковые ошибки, которые потом уже невозможно исправить.

Очень важен и первый год жизни малыша, важен и для его здоровья, и для развития его интеллекта.

Читать »

Интеллектуальные игрыРаздел библиотеки: Интеллект

Эта книга около 20 лет издается в России и за рубежом, приобретая все большую популярность. Почему?

Потому что помогает родителям, бабушкам и дедушкам, воспитателям детских садов, школьным учителям и другим неравнодушным к нашему будущему решать одну из самых актуальных задач нашего времени: развивать творческие способности каждого ребенка до доступных ему высот.

А что, как не творчество, является источником жизненных сил Человека?! Конечно, этот процесс чрезвычайно многогранен, и одними играми здесь не обойтись.

Читать »

Мама и детский садРаздел библиотеки: Мама и малыш

Книга написана в форме размышления автора о роли матери в семейном воспитании, о сотрудничестве семьи и детского сада, о путях совершенствования работы дошкольных учреждений. В книге широко использованы дневниковые записи Л.А. Никитиной.

Читать »

Мы и наши детиРаздел библиотеки: Возрастная психология

Мать и отец семерых детей рассказывают об опыте физического, умственного и нравственного воспитания в своей семье. Этот опыт, очень многим казавшийся вначале необычным и рискованным, теперь получает широкое признание как у нас в стране, так и за рубежом.Он выдержал проверку временем и помогает молодым родителям организовать свою жизнь с детьми так, чтобы дети были здоровыми, умными, добрыми и чтобы сами папы и мамы почувствовали радость творчества в общении со своими детьми.
Читать »

Развивающие игрыРаздел библиотеки: Возрастная психология

Игрушки, игры — одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!
Читать »

Резервы здоровья наших детейРаздел библиотеки: Возрастная психология

В этой книге раскрываются основные элементы системы закаливания супругов Никитиных
Читать »

Ступеньки творчества, или Развивающие игрыРаздел библиотеки: Творческое мышление

Книга содержит описание игр, являющихся своеобразной «умственной гимнастикой», методику их проведения и советы по изготовлению.

Для воспитателей детских садов, учителей начальной школы, родителей.

Читать »

Я учусь быть мамойРаздел библиотеки: Мама и малыш

Семья Никитиных обросла легендами и ярлыками: «педагоги-новаторы», «авторы системы нетрадиционного воспитания», «родители-профессионалы».

Книга Л.А.Никитиной разрушает этот стереотип. Она — словно отчаянная попытка прорваться к живым людям и показать, что все мы — и «знаменитые», и «простые» — равны и интересны друг другу только «выделыванием себя в человека» (Достоевский). Именно этим, по мнению автора, мы и можем быть близки и нужны нашим детям.

Читать »

Примеры игр по методике Никитиных

Игра «Сложи узор»

В комплекте этой игры – 16 кубиков одинакового размера. Стандарт – 3 х 3 х 3 см. При этом грани каждого кубика окрашены в 4 цвета, а две из 6 граней (противоположные) окрашены разными цветами по диагонали. Таким образом, задействованы всего 4 цвета.

Из кубиков можно составлять разные узоры, подбирая цвета в любом порядке.

Переставляя кубики, можно создавать большое количество вариантов картин, узоров, схем, придумывая им названия.

В этой игре есть три стандартных задания: составить аналогичный узор по заданной (нарисованной) схеме, затем составить (зарисовать) схему по сложенному кубиками узору, и третье – придумать новые узоры из 9 или 16 кубиков.

Схемы — задания на готовых карточках к игре могут быть подобраны в натуральную величину так, чтобы их можно было закрывать кубиками.

С малышами ясельного возраста можно играть в «Сложи узор», используя сначала 4 кубика, составляя одноцветные картинки, затем постепенно вводить следующие кубики, усложняя узор. Можно предложить составить самому простой узор и придумать ему название.

Воспитанникам старшего дошкольного возраста можно устроить увлекательные соревнования по игре «Сложи узор». Если разделить их на несколько команд, раздать по комплекту кубиков, то дети с удовольствием будут ждать от ведущего новое задание и складывать узоры по схеме. А воспитатель может подводить итоги в таблице, какая команда сложила быстрее, какая правильнее, а какая придумала больше новых узоров.

Б.П

Никитин предлагает взрослым обратить внимание на один очень важный момент: как мы достаем коробку с кубиками, бережно раскладываем или шумно вываливаем все сразу, так и дети будут либо бережно собирать кубики после игры, либо разбрасывать их по комнате. Обращение с предметами откладывается в детской памяти, малышам свойственно во всем подражать взрослым

Играя в «Сложи узор», малыши учатся самостоятельно мыслить, контролировать и оценивать себя, видеть собственные ошибки.

Игра «Рамки и вкладыши Монтессори»

Основу этой игры преимущественно составляют педагогические разработки итальянского педагога М. Монтессори. Б.П. Никитин лишь несколько изменил комплектность и условия. Игровые задания знакомят дошкольников с геометрическими фигурами, подготавливают детские ручки к письму, развивают логическое мышление.

Игровой комплект состоит из квадратных пластинок – рамок размером 10 х 10 см толщиной около 2 мм. Каждая рамка имеет в центре отверстие, в которое вставляется вкладыш соответствующей геометрической формы и подходящего размера, но отличающийся по цвету.

Вот список фигур:

  1. Круг
  2. Квадрат
  3. Равносторонний треугольник
  4. Эллипс
  5. Прямоугольник
  6. Ромб
  7. Трапеция
  8. Четырехугольник с неправильными сторонами и одним прямым углом
  9. Параллелограмм
  10. Равнобедренный треугольник
  11. Шестиугольник
  12. Пятиконечная звезда
  13. Прямоугольный равнобедренный треугольник
  14. Пятиугольник
  15. Неправильный шестиугольник
  16. Разносторонний треугольник.

Количество рамок и игровые задачи к каждой игре подготавливаются в соответствии с возрастом и возможностями деток.

Варианты заданий:

  • Найти вкладыши и вставить в рамочки
  • Обвести контуры фигурок (по рамке, по вкладышу)
  • Раскрасить фигурки цветными карандашами
  • Обвести фигурки двойным контуром
  • Создать орнамент из фигурок
  • Угадать фигурку на ощупь
  • Вставить вкладыши в рамочки с закрытыми глазками
  • Разложить рамочки и фигурки – вкладыши по свойствам.

Игра «Обезьянки»

Эта замечательная игра основана на способности малышей к подражанию. Дети часто копируют поведение взрослых, перенимая тем самым привычки, способы обращения с предметами, эмоции

У дошкольников младшего возраста очень развиты такие качества, как внимание, наблюдение за взрослыми, способность к подражанию. С возрастом эти качества меняются

Игра «Обезьянки» позволяет оценить, насколько внимателен ребенок, или же это качество угасает.

 В результате дети развивают внимание, учатся повторять действия ведущего. Усложнять игру можно вводя новые фигурки, в том числе разных цветов

Список никитинских игр и головоломок достаточно большой. Все они направлены на развитие логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения. Детские таланты необходимо развивать с раннего возраста, создавая творческую среду и увлекая ребенка интеллектуальными играми. Так считают Лена и Борис Никитины. И в этом с ними согласны все педагоги.

Как вызвать в ребенке желание заниматься

Методика Никитиных отвечает на важный вопрос всех родителей – как вызвать желание заниматься у ребенка?

Во-первых, следует вводить новые занятия, как только появляются для этого необходимые условия. Например, если обучать ребенка английскому языку с раннего возраста, то он будет знать его как родной. Родители должны поддерживать ребенка в его стремлении к познанию нового, хвалить, а также помогать в выполнении трудных задач.

Во-вторых, ребенку важно предоставить кроме детских игрушек предметы домашнего обихода, которые обычно используют взрослые. Никитины разрешали своим детям брать все за исключением чужих и ценных вещей

В качестве развивающих предметов можно использовать: часы с большим циферблатом, глобус, арифметические таблицы, весы, линейка, настенные карты.

Часто у детей не получается выполнить новые неизвестные для них действия и задания. Никитины рекомендуют не упрекать и не ругать детей, а успокоить, подбодрить и мотивировать на новые достижения.

В чем суть системы воспитания?

В конце 50-х годов в русской семье Никитиных была сформирована уникальная методика воспитания малышей. Она была направлена на развитие самостоятельности у деток. При правильном подходе, малыш может начать писать, читать, делать сравнения и проводить аналогию уже в 4 года.

Такая система воспитания вызвала много дискуссий. Несмотря на это, Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины являются классиками педагогической науки, и многие родители прислушиваются к рекомендациям, требованиям и правилам, разработанные этой семьей.

Если заинтересовала такая методика, то нужно внимательно изучить процесс воспитания. Следует помнить, начать применять систему нужно в маленьком возрасте, а не с 3 или 4 лет, когда ребенок уже должен быть самостоятельным и инициативным:

1.     У малыша обязана быть полная свобода движения. Ничто не должно его ограничивать: ни манеж, ни ходунки.

2.     Физическое развитие необходимо начать в раннем детстве. Нужно разрешать рано начинать ползать, ходить, плавать, а потом и выполнять гимнастику.

3.     Необходимо закалять детский организм. Разрешать ходить босиком по полу, оставлять на ночь открытые окна, поддерживать прохладную температуру в помещении и проводить обливание водой.

4.     Ребенку нужно дать полную свободу в творчестве. Родители должны полностью поддерживать малыша во всех его начинаниях.

5.     Система воспитания детей до 3 лет предполагает уже знакомство с буквами и цифрами. Дидактический материал с их изображением должен присутствовать в комнате малыша. Помимо этого, в доме обязаны быть книги, газеты, конструкторы, кубики.

6.     Главный принцип системы развития – малыш все должен делать самостоятельно, будь то одеться или же сложить в нужной последовательности дидактический материал.

7.     Надо приучать малыша к самообслуживаю и ведению хозяйства с малых лет. Согласно системе воспитания девочки должны помогать по хозяйству маме, а мальчике – папе.

8.     Нужно радоваться каждому успеху ребенка и хвалить его проделанную самостоятельную работу.

Теория

В центре всей системы Никитиных стоит ребенок, именно на детское восприятие мира ориентированы все предлагаемые ими занятия и игры

Авторы считают, что ум ребенка настолько способен к развитию, что взрослым необходимо лишь осторожно, но регулярно и целенаправленно ему помогать, учитывая детские возможности и желания. Система
Никитиных для развития интеллекта и речи состоит из разнообразных упражнений и игр, в которые родители и дети играют вместе

Вот некоторые общие рекомендации по их использованию.

  1. Не давайте одновременно несколько новых игр, потому что от избытка впечатлений дети быстро теряют интерес ко всему новому.
  2. Дети переживают увлечения периодами, поэтому иногда «забывайте» игру. Когда малыш снова вернется к ней, ему будет проще преодолеть возникавшие ранее барьеры.
  3. В один день можно играть в две или три развивающие игры, но при этом минимум две из них должны быть хорошо известны ребенку.
  4. Не ставьте четкие временные рамки для игры (играть десять минут!), иначе она превратится в бесполезную отсидку.
  5. Следите, чтобы игры были разнообразными. В один день предлагайте, например, складывание фигур и рисование. Так малыш меньше устает.
  6. Используйте метод «ледокола»: от простого к сложному. Начинайте каждую игру с более легких заданий и только в конце подходите к трудным. Так ледокол крошит лед: шаг назад, два шага вперед.
  7. Начиная игру, придумайте интересную историю, сказку, которая сделает игру увлекательной. Предложите малышу отправиться в необычное путешествие – в игрушечное королевство. Игра должна приносить ребенку удовольствие.
  8. Не объясняйте ребенку способ и порядок решения задач и не подсказывайте ему ни словом, ни жестом, ни взглядом. Самостоятельно решая задачу, малыш учится брать все необходимое из окружающей действительности.
  9. Не требуйте, чтобы ребенок решил задачу с первой попытки. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.

Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть заниматься творческой деятельностью.

Развивающая методика Никитиных: достоинства и недостатки

Никитинская система не зря вызвала огромный интерес во многих странах. Методика, разработанная четой Никитиных, обладает целым рядом плюсов.

  • Обеспечивает прекрасное физическое развитие.
  • Развивает пространственное мышление, логику, способности к анализу и синтезу. Способствует развитию мелкой моторики.
  • С младенчества прививает детям самостоятельность.
  • Развивает воображение, память, смекалку и сообразительность.
  • Даёт сильную базу для усвоения точных наук в будущем.

В то же время методику обучения Никитиных часто критикуют за следующие недостатки:

  • Система развивает ребёнка не всесторонне, а однобоко. Её необходимо дополнять методами других педагогов.
  • Она предлагает создавать для детей слишком суровые условия, в которых организму малышей необходимо находиться в постоянном напряжении. Это отнимает у него много сил и лишает возможности развиваться в эмоциональном плане.
  • В методике воспитания Никитиных отсутствуют сюжетно-ролевые игры. Малыши, которые воспитываются по такой системе, не умеют играть.
  • Система ориентирована на домашнее воспитание и не готовит малышей к общению в незнакомой среде, не развивает их коммуникативных способностей.

Развивающая методика Никитиных была создана на основе серьёзного опыта, поэтому, бесспорно, может стать неплохой базой для многих родителей. Книги педагогов о воспитании детей стоит прочитать. В то же время использовать систему в чистом виде вряд ли будет разумным. Гораздо правильнее обращаться к некоторым её моментам, например, к тем же интеллектуальным играм, которые признаны многими ведущими педагогами прекрасным методом развития ребёнка.


Автор —  Pelageja, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная
Копирование этой статьи запрещено!

Ступеньки творчества

Некоторые родители, обращаясь к методике Никитиных, видят ее лишь частично. Они не вникают в философию воспитания, и только используют разработанные ими упражнения из книги «Ступеньки творчества».

Подробнее с ними вы можете ознакомиться в пособии Никитиных — «Ступеньки творчества», а также на сайте игр Никитиных.

Эти игры имеют ряд особенностей:

  • Задачи даются малышу в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации.
  • Задачи расположены в порядке возрастания сложности «от простого к сложному». От двух-трех лет до взрослого уровня.
  • Постепенное возрастание сложности позволяет ребенку идти вперед самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в то время как при традиционном обучении решение дается взрослым. Однако для начала и усвоения игры, ребенку потребуется взрослый.
  • Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Так ребенок учится искать решение самостоятельно.
  • Нельзя требовать, чтобы ребенок с первой попытки решал задачу. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
  • Решение задачи предстает перед ребенком в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверять точность выполнения задачи.

Некоторые из Никитинских игр напоминают блоки Ф. Фребеля (создателя первого в мире детского сада). Классические наборы блоков Фребеля составляют куб и должны складываться в кубическую деревянную коробку, как и у Никитиных.

Основные постулаты методики

Опыт семьи Никитиных говорит о необходимости создать такую ауру и среду для детей, при которых они имели бы возможность развиваться в любом направлении.

Поэтому малыш выбирает именно то, что на данный момент может развиваться и дает высокую эффективность.

Еще одна важная мысль – все занятия с ребенком должны проходить с активным участием их родителей. Но не стоит навязывать им свое мнение или желания. Задача родителей – поощрять выбор ребенка самостоятельно мыслить и дать возможность самому найти логическое решение задачи.

По методике Никитиных нежелательны такие родительские проявления:

  • чрезмерная забота и уход;
  • непрерывные занятия с ребенком;
  • лишить малыша возможности самостоятельно выбирать игру, времяпрепровождение;
  • навязывать свои идеи, правила, занятия.

По мнению Бориса Никитина, среди родителей существует две основные ошибки, которые ведут к неправильному всестороннему развитию ребенка.

Полная организованность дня малыша родителями и чрезмерная опека над ним. В этом случае ребенок лишается возможности самостоятельно развиваться и выбирать то, что ему интересно в данный период его жизни. В дальнейшем в более взрослом возрасте для таких людей принять самостоятельное решение будет крайне сложно или практически невозможно. Они выберут проторенный путь или будут управляемы другими.
Вторая ошибка – это заброшенность

При этом родители все свое внимание уделяют уходу и не занимаются развитием малыша. Они заботятся о том, чтобы у ребенка было что покушать, он был помыт и одет

При этом духовное развитие уходит на второй план. У таких детей в дальнейшем будет наблюдаться значительное отставание в психоэмоциональном развитии.

Система воспитания семьи Никитиных основана на естественности, труде, непосредственной близости к природе. Дети сами выбирают свой режим и в питании, и в игре, и в быту. Задача родителей состоит в своевременной помощи в решении сложных жизненных вопросов и постоянное участие в жизнедеятельности ребенка.

Чего добились и кем стали дети Бориса и Лены

Алексей, 58 лет, проживает в Лондоне, инженер-консультант по разработке электроники.

По образованию учитель физики и астрономии. Алексей отмечает, что на выбор профессии сильно повлияло наличие мастерской в доме.

Старший ребенок в семье Никитиных с ранних лет был самостоятельным, что всегда поощрялось родителями. Он отмечает, что очень благодарен за воспитание, которое дали ему родители. Благодаря этому имеет хорошее физическое здоровье и психологическую устойчивость.

У Алексея двое взрослых детей, также получивших высшее образование, и работающих в крупных лондонских компаниях. Главное, что перешло в его семью от родителей – взаимоуважение и дружелюбная атмосфера.

Антон, 57 лет, проживает в Подмосковье, зам. начальника производственного отделения.

В 1982 году окончил Химический факультет МГУ. После Антона позвали в аспирантуру, но работа над диссертацией у него не задалась, и он пошел работать на химический завод.

Антон считает, что ненавязчивость родительского воспитания позволила ему стать успешным химиком. Они поддержали его заинтересованность таблицей Менделеева, и к четырем годам Антон уже знал ее наизусть.

У него двое детей, при воспитании которых он часто обращался к опыту своих родителей, хотя кое-что все же пришлось пропустить, например, «перескакивание» нескольких классов в школе.

С отличием окончила Московское педагогическое училище по направлению «Организация делопроизводства» и поступила на юрфак МГУ.

Общая атмосфера в доме и родительская «методика раннего развития», по мнению самой Ольги, способствовали ее успехам в учебе, и в дальнейшей работе по специальности. Сюда относится умение быстро читать, хорошая память, превосходное восприятие действительности, а также стремление доводить начатое до конца.

Ольга тоже отмечает свое хорошее здоровье и умение ценить близких людей, чем она и обязана своим родителям.

При воспитании своих двух дочерей Ольга переняла многое из опыта Бориса и Лены. В частности, это здоровый образ жизни, чтение до школы и развивающие занятия

Ну и, конечно же, большое внимание она уделяла совместной работе по дому и поездкам за город.

Анна, 53 года, проживает в г. Королев, логистик в международной транспортной компании.

Обучалась в Московском медицинском училище № 3 по специальности «детская медсестра». Окончила его с красным дипломом. Работала в нескольких больницах и в школьном медицинском кабинете.

«Раннее развитие», по мнению Анны, положительно отразилось на ее жизни. Она гордится своими многочисленными навыками и умениями: вязание, шитье, плетение бисером, стрижка волос, выпечка, игра на музыкальных инструментах, сочинение стихов и песен.

Анна – мать четверых детей. В свою семью она попыталась привнести все лучшее из опыта своих родителей: раннее самообслуживание и забота о других, совместные игры и походы, движение и спортивные игры, хождение босиком, участие детей в домашних делах, раннее обучение чтению и письму.

Окончила Журналистский факультет Московского института культуры. Профессия журналиста была своеобразной детской мечтой – Юлия с детства любила писать и общаться с людьми.

Домашний багаж знаний позволил ей без труда обучаться в школе. Юлия не жалуется на здоровье и имеет хорошее физическое развитие. До института она без дополнительных тренировок принимала участие в соревнованиях по легкой атлетике.

У Юлии две дочери. Из опыта родителей переняла раннее прикладывание к груди, любовь к физкультуре (в доме имеются спортивные снаряды), закаливание, ходьбу босиком, раннее чтение и пр.

Обучался в Калининградском механическом техникуме (окончил с красным дипломом) и получил образование в сфере радио- и телевещания.

В детстве Иван много времени проводил в мастерской, интересовался техникой. Считает, что именно благодаря «раннему развитию» он обладает техническим творчеством.

У Ивана пятеро детей.

Любовь, 46 лет, проживает в г. Королев, домохозяйка.

Обучалась в Московском библиотечном техникуме, после чего несколько лет проработала в разных библиотеках. Вышла замуж и с тех пор занимается сугубо семьей.

Самое главное, что дали ей родители – крепкое здоровье и умение относиться к детям и всем домашним делам не как к каторге, а просто как к жизни, во всем ее многообразии.

Любовь – мать десятерых детей. Дома и во дворе у нее все ходят босиком, дети много двигаются, рано начали читать и все делают вместе.

Внуки Никитиных

Игра «Уникуб»

В качестве поддерживающих описанную методику игр Никитины использовали «Уникуб». Он понравился многим последователям названной методики. В эту игру входят 27 кубиков. Каждая из их граней покрашена в желтый, красный и синий цвета. С помощью них ребенок узнает, что такое И благодаря этой игре, в будущем он сможет лучше освоить такие сложные науки, как черчение и математика.

В качестве дополнительных материалов к «Уникубу» прилагаются 60 видов заданий, каждое из которых имеет определенный уровень сложности.

Самое простое рассчитано на ребят в возрасте от 2 до 3 лет. Как говорят Никитины, методика раннего развития рассчитана на несколько завышенные требования для ребенка, дающие ему возможность расти и развиваться. В этом их поддерживает множество родителей, но часть специалистов считает, что давать «Уникуб» маленьким не стоит, так как развивать пространственное мышление в возрасте 2 или 3 лет не имеет смысла. Специалисты советуют играть в «Уникуб» младшим школьникам.

Методика Б. Никитина основана на том, что родители не должны заставлять малыша заниматься, если он не хочет это делать — не следует принуждать ребенка. А значит, и начинать разбираться с заданиями нужно с игры, которая должна проходить в свободной форме. Построенную модель можно изобразить на бумаге вместе с малышом.

Осуждение со стороны общества

Многие современные родители придерживаются принципов воспитания, которые пропагандировали Никитины. Но в советские времена Никитины подвергались жесткой критике, осуждению и даже травле. Общество считало, что родители подвергают детей опасности, отбирают у них нормальное детство, ставят эксперименты на собственных сыновьях и дочерях.

Больше всего общественность беспокоили следующие моменты: закаливание, обучение письму и счету в раннем возрасте, развитие самостоятельности. Елена и Борис были вынуждены доказывать родственникам, знакомым и посторонним людям, что они имеют право воспитывать детей так, как считают нужным, если это не несет опасности для младших членов семьи.

Те, кто жил в Советском союзе, не могли смириться с мыслью, что родители могут обливаться прохладной водой, стоя на снегу, вместе с маленькими детьми, а мальчики в 3-4 года уже мастерят себе игрушки, используя папины инструменты. Но супруги Никитины продолжали воспитывать детей по собственной методике, и при этом видели результаты. Дети почти никогда не болели, были самостоятельными, рано учились читать, писать и считать. 

Основные правила игры «Сложи узор»

Каждое из заданий в названном развивающем развлечении имеет свой уровень сложности, поэтому малыш может сам выбрать подходящий ему по силам.

Каждый узор можно придумать самостоятельно или складывать по имеющемуся образцу. Во время наблюдения за старшими, которые создают конструкции, малыш с удовольствием сам начнет подражать им, а потом и делать свои рисунки. Маленькие дети могут сначала выполнить узор в натуральном масштабе на бумаге, а потом создать собственные изображения из геометрических фигур.

Никитины советуют освоить так называемый метод ледокола, о котором уже говорилось ранее. Это значит, что каждое из занятий следует начинать с небольшой паузы, при этом уйдя в обучении назад на несколько шагов. После того как малыш уже сможет повторить задание, с которым он знаком, мама или папа предлагают ему новое.

Кстати, взяв на вооружение «метод ледокола» Никитина, методика и технология работы социального педагога получат хорошее подспорье. Ведь любая сложность в жизни ребенка может решаться так же. Если проблему не удается преодолеть сразу — лучше оставить ее решение и заняться им спустя некоторое время, с новыми силами.

Как проходят занятия по методике Никитиных

Определенных требований к занятиям, как Вы уже, наверное, поняли, Никитины никогда не выдвигали: главное, создать насыщенную домашнюю среду, в которой ребенок сможет просто и легко всему обучиться. Но ими были разработаны развивающие игры Никитиных для детей любого возраста, которые открывают безграничный простор для творчества и позволяют «подгонять» их под особенности каждого ребенка.

Главное требование – дети должны играть с родителями, как минимум, в первое время. Объясняется это тем, что ребенку никто не объясняет правила игры. Он должен сам вовлечься, и подражая взрослым, постепенно осваивать правила игры, переходя от простых заданий к более сложным. При этом категорически запрещается подсказывать ребенку, так как необходимо предоставить ему возможность думать самостоятельно. Если же ребенок не может справиться с каким-то заданием или утратил к нему интерес, рекомендуется вернуться к более легкому этапу или на время приостановить игру.

Параллельно с развивающими играми большое внимание необходимо уделять физическому воспитанию и закаливанию малыша. Кроме того, развитие ребенка по методике Никитиных предусматривает обеспечение максимального доступа к природе: питаться скромно и просто, как можно больше времени проводить на свежем воздухе, стараться использовать только одежду из натуральных тканей, ходить босиком (причем не только по траве, но и по снегу).

Как сложилась судьба семерых детей Никитиных

  1. Алексей, старший сын Бориса и Елены, живет в Лондоне и работает инженером. Женат, имеет двух детей.
  2. Второй сын Никитиных, Антон, стал химиком, занимал руководящую должность многие годы. Женат, вырастил двух детей, дедушка четырех внуков.
  3. Третий ребенок – Ольга. Закончила юридический факультет МГУ, работала юристом в крупных компаниях, многого добилась в карьере. У Ольга двое дочерей и трое внуков.
  4. Четвертая дочь, Анна, закончила медицинское училище и стала работать доулой. Многодетная мама и бабушка четырех внуков.
  5. Пятая дочь, Юлия, работала журналистом. Родила двух дочерей.
  6. Шестой ребенок, Иван, работал в сфере радио и телевещания. Стал многодетным отцом, воспитал с супругой пятеро детей.
  7. Младшая девочка Люба выучилась на библиотекаря. Три года проработала по специальности, а потом стала домохозяйкой. У Любы родилось 10 детей.

Некоторые из детей живут в коттеджах, недалеко от родительского дома. Большая семья регулярно собирается по праздникам, а также организует открытые мероприятия, посвященные инновационной методике воспитания Никитиных. Чтобы познакомиться с методом раннего развития, а также больше узнать про уникальную семью, можно зайти на сайт Никитиных. Кроме того, существует семейный бренд под названием «Ступеньки творчества». 

Интересно: Отец пошёл работать таксистом, чтобы найти пропавшую дочь. И отыскал ее через 24 года. Видео.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector