Учимся играя по палочкам кюизенера: суть методики, содержание работы и отзывы об эффективности

Содержание:

Характеристика развивающего материала

Если нет возможности вникать во все тонкости, то лучше приобрести классический набор, состоящий из 241 разноцветного бруска. Его основные характеристики заключаются в следующем:

  • Брусочки изготавливают из дерева, тщательно покрывая лаком и краской, чтобы не получить занозу, пластмассовый материал встречаются реже.
  • Каждый элемент пособия – прямоугольный параллелепипед, длина которого варьируется от одного до десяти сантиментов в зависимости от числа, соответствующему данной фигуре.
  • Цвет, в который окрашен брусок, также определяется числом, который он обозначает. В методике Кюизенера существует система, которая классифицирует оттенки цветовой гаммы по принципу кратности. Близкие цвета объединяются в «семейства», и каждый элемент такой группы без остатка делится на определенное число. «Семейство» красных состоит из брусочков, обозначающих четные числа, синий цвет показывает кратность трем, желтый – пяти. Отдельную группу составляют черные элементы, значения которых нацело делятся на семь.

Описание комплекта

Палочки Кюизенера – это комплект из 116 палочек разного цвета и длины. Всего 10 цветов: белый, розовый, голубой, красный, желтый, фиолетовый, черный, бордовый, синий, оранжевый.

Каждому цвету соответствует длина. Белая палочка самая короткая, это кубик длиной 1 см, оранжевая самая длинная – 10 см.

Таблица, показывает, что все цвета образуют собой три семейства + белый, черный (нейтральные) цвета. Оранжевый и фиолетовый присутствуют в двух семействах, так как появились благодаря смешению этих цветов.

Кроме того, числа, зашифрованные в семействе красных кратны двум, в семействе синих трем, а в семействе желтых пяти.

Семейство красных Семейство синих Семейство желтых
Розовый Голубой Желтый
Красный Синий Оранжевый
Бордовый Фиолетовый
Оранжевый
Фиолетовый

Кроме самих счетных палочек Кюизенера в наборе есть математические знаки основных действий, а также цифры от 1 до 20. Для детей, уже освоивших «цветной счет» могут использоваться классические примеры, как в школе. Также в комплекте идет инструкция по использованию.

Материал для «цветного счета» используется легкий, гладкий, изготовленный из пластмассы, прошедшей сертификацию. Они отличный счетный материал. Цифры и знаки картонные. С помощью этого пособия можно выполнять сложение, вычитание, умножение и деление.

Ход игры

Посмотрите, на ковре лежат обручи, в каждом — карточка с числом (от 2 до 10). Я раздам вам карточки с числом и изображением геометрической фигуры. Каждый должен найти себе пару с такой же фигурой на карточке, как у него, затем, сложив оба числа на карточках, найти тот обруч, в котором находится полученное число.

После задания вы должны рассказать, почему встали именно в этот обруч.

Молодцы, ребята! Вы правильно выполнили задание.

Итак, наш путь продолжается. Поехали дальше.

Физкулът. минутка.

Раз, два шли утята

Три, четыре за водой,

А за ними плёлся – пятый.

Позади, бежал – шестой.

А седьмой от них отстал,

А восьмой уже устал,

А девятый всех догнал.

А десятый испугался – громко, громко запищал

«ПИ – пи», «не пищи мы тут рядом поищи».

Воспитатель:

Вот и наша вторая остановка «В лесу».

В этом лесу на ветке дерева сидят птички.

— Сколько птичек сидит на полянке(3)

— Сколько прилетело птичек(2)

(Ответы детей).

Воспитатель:

Составьте задачу про птичек.

Дети составляют задачу: на ветке сидело 3 птички, к ним прилетело еще 2.

Сколько птичек стало на ветке? (5)

Воспитатель: Выделите условие задачи. Повторите вопрос к задаче. Как

будем решать задачу?

(Ответы детей).

Воспитатель:

Выложите решение с помощью цифр и знаков, а также палочек.

(Работа детей за столами).

Воспитатель:

Прочитайте запись, а также расскажите, какие вы использовали палочки по цвету и какие числа они обозначают.

Воспитатель:

Какой ответ у задачи?

(Ответы детей). Цифровой (3 + 2 = 5, (голубая + розовая = желтая).

Воспитатель: На какое действие задача?

(Ответы детей: задача на сложение).

Воспитатель: Молодцы Вы научились составлять и решать задачи!

Ребята посмотрите, какая впереди яблонька с наливными яблочками! Но угоститься яблочком может тот, кто правильно ответит на вопрос.

1. Назови предыдущее числа 8 (7).

2. Назови последующее числа 5 (6).

3. Назови число меньше 10 на 1(9).

4. Назови число, которое соответствует среде (3).

5. Вторник, какой по счету день недели? (2).

6. Назови соседей числа 9 (8 и 10).

7. Сколько у 2-х палок концов? (4).

8. Сколько в кулаке пальцев? (5).

9. Сколько солнышек на небе? (1).

10. Сколько ушей у 2 – х мышей? (4)

Воспитатель:

— Мы с вами так загулялись в лесу, что не заметили, как заблудились. Как же нам выбраться из этого лабиринта.

— Для этого посчитаем квадратики. Сколько их? (10, (7)

Воспитатель: Ребята нам пора возвращаться в детский сад. Занимаем свои места.

Воспитатель:

А пока мы в пути, давайте вспомним, какие были задания?

Скажите, какое из заданий было для вас наиболее трудным?

А с чем вам было легче всего справиться?

Путешествие окончено и сейчас мы в нашей группе.

— Давайте проверим как же наша волшебная шкатулка с сюрпризом?

Я с удовольствием вручаю вам подарки, которые лежат в волшебной шкатулке. Теперь вы можете поиграть сами.

Дет продолжают игру.

Что нужно знать родителям о методике

Еще в середине двадцатого века педагоги осознали, что эффективность обучения повысится, если дети будут заинтересованы в учении. Достигнуть такой заинтересованности можно при помощи оригинальных методик. Так началось создание наглядных учебных материалов, благодаря которым ребенок, используя, в основном, тактильные ощущения, может проще усваивать большие объемы информации.

В игровой технологии «палочек Кюизенера» используется набор из разнообразных брусков. Цвет каждого из них связан с определенным числовым значением. С точки зрения математической науки палочки-брусочки обозначают множества, в которых заложены значения порядка и эквивалентности (равнозначности). Эти брусочки развивают математические способности, формируя будущий интерес к школьному предмету на основе самостоятельной практической деятельности малыша естественным для него образом, то есть в игровой форме.

Понимание математики издавна неразрывно связано с наглядностью, числа обязательно означали предметы, которые за ними стоят. На этом принципе строится данная методика, благодаря чему легче усвоить основы счета. Цвет и форма являются своеобразной моделью числа, подводя ребенка к понимаю абстрактных понятий элементарной математики.

Важно: педагоги обращают внимание на то, что количественные характеристики набора, то есть связь цвета с числом, усваиваются детьми труднее. Осознание этого принципа происходит благодаря стараниям взрослых. Родителям самим необходимо освоить технологию

Родителям самим необходимо освоить технологию.

Навыки, которые можно приобрести с помощью палочек

  • научиться с помощью цвета составлять цифры и буквы, соотнося символы с понятиями;
  • понять принцип расположения тел в пространстве, и запомнить названия положений тела (сбоку, сверху);
  • раскладывать числа на составляющие, усвоив понятие дроби;
  • усвоить базовые математические операции: сложение, вычитание;
  • разобраться с разницей между числами и цифрами, понятием количества предметов, натуральным рядом чисел.

Важно: лучше, если такие математические игры с палочками будут проходить самостоятельно, без подсказок родителей. Педагоги говорят, что знания, полученные в результате собственной мыслительной активности, крепче и долговечнее

Надо иметь ввиду, что принуждение к играм может с ранних лет на подсознательном уровне сформировать отвращение ко всему, связанному с математикой.

Палочки Кюизенера

Лев Толстой

Как говорится, все гениальное просто. Это как раз про счетные палочки Кюизенера. Настолько проста и понятна эта игра, но какие важные, сложные и абстрактные математические представления она формирует у юных игроков.

Число и его состав, натуральный ряд чисел, величина, порядок, отношение, операции над числами, пространство. Со всеми этими понятиями ребенок знакомится абсолютно естественным образом — играя с цветными счетными палочками Кюизенера.

У моей дочки Ани палочки вызывают полный восторг. Да и разве может быть по-другому? Ведь у нее в коробочке лежит настоящий клад — целых 116 палочек разных цветов и размеров

Ну, давайте обо всем по порядку.

Итак, Джордж Кюизенер (1891-1976) — бельгийский педагог, разработавший универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу «Числа и цвета», которая была посвящена описанию цветных счетных палочек.

В России цветные счетные палочки Джорджа Кюизенера выпускает отечественная компания «Корвет» с 1993 года. Целью игры является интеллектуальное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Игровое пособие «Цветные счетные палочки Кюизенера» предназначено для детей от 2 до 9 лет. Оно включает в себя: 116 палочек, набор цифр от 1 до 20, комплект математических знаков, а также инструкцию (повторяем заглавную фотографию):

Палочки отличаются друг от друга цветом и размером. Каждой палочке соответствует число, равное ее длине. Все палочки одного цвета — одной длины.

Белая палочка — самая короткая. Ей соответствует число 1. Розовая палочка в два раза длиннее. Это цифра 2. По такому же принципу сделаны все оставшиеся палочки. Цифра и цвет соответствующей палочки одинаковые.

Специально к цветным счетным палочкам компания «Корвет» разработала яркие и красочные альбомы с заданиями для различного возраста детей:

  • Альбом-игра «Вместе весело играть» для детей от 2 до 3 лет.
  • Альбом-игра «Волшебные дорожки для самых маленьких» (от 2 до 3 лет).
  • Комплект игр «На золотом крыльце» для детей от 3 до 9 лет.
  • Игровые развивающие ситуации для детей 3-4 лет «Веселые цветные числа».
  • Альбом-игра «Дом с колокольчиком» для детей от 3 до 5 лет.
  • Комплект игр «Посудная лавка. Кростики» для детей от 5 до 8 лет.

Лучшие упражнения

Есть множество упражнений, которые можно выполнять, используя цветные палочки. Познакомимся с некоторыми из них.

Составление лестницы

Играть можно с малышами 3-4 лет. Мама рассыпает перед ними набор из цветных палочек, их должно быть 10. Задача ребенка – сложить из них лестницу, разместив брусочки от самого маленького к самому большому.

Далее задача усложняется: на столе уже 20 палочек (каждого размера по 2 штуки), ребенок должен составить двойную лестницу. Когда упражнение станет получаться, можно предложить ребенку сложить из палочек квадрат. Для этого самую большую палочку складывают к самой маленькой, потом – палочку чуть большего размера – к бруску чуть меньшего размера и так далее. В итоге должен выйти правильный четырехугольник, а ребенок получит представление о том, что из частей можно составить целое.

Построение дома

Цветные палочки можно использовать и для занятий по конструированию, предложив детям построить домик: сначала – для большой куклы, потом – для маленькой. Это поможет и развитию мелкой моторики, и пониманию размеров.

Такое занятие по силам малышам в 3-4 годика. Родитель может помочь ребенку сделать вывод: чем больше палочек использовалось, тем больше получился дом.

Кроватка для мышат

Взрослый должен заранее подготовить две небольшие фигурки мышек (или любых других зверей), причем одна из них должна быть ощутимо толще второй. После этого он предлагает ребенку из палочек сделать для них кроватки. Задача малыша – понять, что для толстой мышки требуется большая кровать, а для тонкой – поменьше, взрослый в процесс творчества не вмешивается, но помогает не допустить ошибки.

Далее делается вывод – чем длиннее палочка, тем шире кроватка.

Составление квадрата

Для работы потребуется большой набор палочек и помощь родителя. Задача ребенка – сложить квадрат. Сначала он совмещает четыре самые маленькие палочки, «единички», они становятся центром. Потом четыре палочки побольше помещаются на верх и низ квадрата, влево и вправо. Аналогичным образом складывается следующий ряд. В итоге должен получиться большой квадрат.

Задание можно усложнить, предложив ребенку сложить лабиринт:

  1. сначала малыш использует готовую схему, которую зарисовал родитель;
  2. постепенно переходит к собственному творчеству.

Оптимальный возраст для такого упражнения – 4 -5 лет.

Состав восьмерки

Когда дети уже познакомились со счетом, можно выполнить с ними задание, которое поможет подготовиться к восприятию арифметических действий.

  1. Взрослый достает из набора палочку-восьмерку. Предлагает ребенку найти палочки-единички в таком количестве, чтобы они расположились на «восьмерке» (соответственно, их потребуется восемь штук). Ребенок по одной достает самые маленькие палочки и прикладывает их к восьмерке. Делается вывод, что в одной длинной палочке содержится восемь маленьких.
  2. Теперь дошкольнику предлагается составить восьмерку из других палочек, например, 5 и 3. Следует найти как можно больше комбинаций.

После этого делается вывод, что одна длинная палочка включает в себя две более мелкие различной длины. Например, восемь – это пять и три.

Горизонтально и вертикально

Это задание поможет малышам разобраться в положении тел в пространстве. Сначала взрослый объясняет, что такое горизонт, потом говорит, что если положить палочку, то она будет горизонтальна. А если поставить, то она займет вертикальное положение.

После теоретической части следует предложить ребенку закрепить знания на практике, разместив цветные брусочки вертикально или горизонтально. Далее задание усложняется – от ребенка требуется определить, как располагают в пространстве дерево и поезд, и соответствующим образом разместить дидактический материал.

Занятия с палочками Кюизенера – отличный способ подготовить ребенка к школе, сформировать у него важнейшие навыки, способность фантазировать, разбираться в цветах и размерах. Схемы отличаются разнообразием, поэтому ребенок имеет возможность создавать новый узор хоть каждый день. Нередко такая работа приходится по душе усидчивым детям, которым нравятся всевозможные мозаики и паззлы.

Как сделать палочки Кюизенера своими руками

Конечно, проще приобрести готовый набор, но родители не всегда располагают такой возможностью. Тогда возникает вопрос: можно ли сделать подобное педагогическое чудо самостоятельно? На самом деле, сделать такие же палочки будет проблематично из-за того, что они объемные, и придавать форму придется с помощью столярных инструментов. А вот изготовить плоский простой аналог из 116 деталей не составит труда.

Для работы понадобится:

10 листов цветного картона

Обратите внимание на то, чтобы листы были плотными, иначе все старания окажутся напрасными, и изготовленные детали помнутся уже после первого использования. Оттенки должны соответствовать цветовой гамме, предусмотренной методикой;
острые ножницы;
линейка длиной не менее 20 см;
простой карандаш, лучше с твердым грифелем, чтобы оставленные на бумаге пометки было проще убирать;
клеящий карандаш;
небольшая коробка или пакетик.

Способ изготовления развивающего материала

Вид Цвет Длина Число Кол-во
Белое семейство Белый 1 Один 25 шт.
Красное семейство (кратны двум) Розовый 2 Два 20 шт.
  Красный 4 Четыре 12 шт.
  Бордовый 8 Восемь 7 шт.
Синее семейство (кратны трем) Голубой 3 Три 16 шт.
  Фиолетовый 6 Шесть 9 шт.
  Синий 9 Девять 5 шт.
Желтое семейство (кратны пяти) Желтый 5 Пять 10 шт.
  Оранжевый 10 Десять 4 шт.
Черное семейство (кратны семи) Черный 7 Семь 8 шт.
  1. Прежде чем приступить непосредственно к работе, необходимо познакомиться со свойствами брусочков, а затем перенести их на плоские фигуры. Это поможет избежать будущих ошибок в подсчете количества палочек определенного цвета, которые необходимо делать в заданиях.

  2. Возьмите листы и аккуратно сделайте на них разметку, с помощью линейки и карандаша расчертив необходимое количество полосок. Должны получиться прямоугольники шириной в 2 см и длиной от 2 до 20 см (полоски складываются пополам).
  3. Ножницами вырежьте полученные полоски по контуру, следя за тем, чтобы случайно не срезать длину.
  4. Ластиком сотрите оставшиеся карандашные пометки, чтобы не портить внешний вид набора.
  5. Согните полоски ровно посередине и склейте.
  6. Уберите детали в подготовленную коробку или пакет.

Важно: педагоги напоминают, что подобное выполнение проще в исполнении, но с плоскими деталями многие игры становятся невозможны, поэтому надо постараться выпилить объемные детали или приобрести уже готовый набор палочек Кюизенера. Уважаемые родители! Практика не раз доказывала, что ребенок, с младенчества не приученный думать логически и абстрактно, впоследствии уже не сможет научиться делать это по указке учителя

Не пожалейте времени на занятия, и результат не заставит себя ждать

Уважаемые родители! Практика не раз доказывала, что ребенок, с младенчества не приученный думать логически и абстрактно, впоследствии уже не сможет научиться делать это по указке учителя. Не пожалейте времени на занятия, и результат не заставит себя ждать.

Цели использования

Есть родители, которые бояться, что нагружать ребенка математикой слишком рано. Педагоги сходятся во мнении, что лучше переживать о том, чтобы не было слишком поздно. Сенситивные периоды в развитии длятся не так долго, об их времени знать наверняка мы не можем. Проходят они очень быстро, успеет ли ребенок в этот промежуток освоить необходимый навык? Поэтому лучше предлагать малышу задания в зоне его ближайшего развития. Пусть пока трудно, но когда его мозг будет готов, он справится с задачей, на удивление вам и окружающим.

Приведем основные причины, по которым учителя во всем мире активно пользуются цветными счетными палочками Кюизенера в своей педагогической практике:

  1. Использование наглядности математических действий, что позволяет работать с детьми младшего возраста.
  2. Развитие фантазии, воображения. Количество заданий с этим инструментом стремится к бесконечности.
  3. Развивается мелкая моторика, так как в работу вовлечены пальцы рук.
  4. Наука превращается в увлекательную игру, а значит, легче воспринимается и усваивается детьми. Устный счет дается легко.
  5. Помогает в формирование сопутствующих навыков, обучение письму. Из них можно строить как из конструктора, выкладывать слова, собирать лабиринты.
  6. Позволяет измерять длины других предметов, так как заранее известна длина каждого цветного модуля в сантиметрах.
  7. Дает возможность закрепить понимание геометрических фигур, за счет составления их контуров.
  8. Формирует устойчивый интерес к познанию, в том числе к математической науке.

Палочки Кюизенера — Картотека дидактических игр с палочками Кюизенера для детей 3–4 лет. Часть 3. Цифры от 1 до 5

Публикация «Картотека дидактических игр с палочками Кюизенера для детей 3–4 лет….»
Карточка №. 21 «Числа 1 и 2» Цели: учить детей сравнивать предметы по длине и обозначать словами результат сравнения. Познакомить с образованием числа 2, цифрами 1 и 2. Материал. Для воспитателя: магнитная доска, 2 белых квадрата 10×10, розовая полоска 20 х 10см, цифры 1 и 2….

Картотека дидактических игр с палочками Кюизенера для детей 3–4 лет. Часть 1
Карточка №1. Знакомство с палочками Кюизенера Цели: познакомить детей с палочками, как с игровым материалом. Помочь детям сориентироваться в данном материале. Выявить начальные знания группы детей, уровни развития того или иного ребенка

Обратить внимание детей на свойства..

Использование цветных палочек Кюизенера для формирования сенсорных способностей детей раннего возраста
Тема: «Использование цветных палочек Кюизенера для формирования сенсорных способностей детей раннего возраста». Во всем мире известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Джордржом Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется…

Конспект НОД с использованием палочек Кюизенера «В гости к солнышку» для детей раннего возраста
Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие. Задачи: • Развивать представления детей о понятиях: длинный, короткий (познавательное развитие) • Формировать простейшие приемы установления тождества и различия…

Палочки Кюизенера — Игры с палочками Кюизенера с детьми 2–3 лет

Статья «Игры с палочками Кюизенера с детьми 2–3…»
Игры и занятия с палочками Кюизенера: 1. Знакомимся с палочками. Вместе с ребёнком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины. 2. Раскладываем палочки по цвету, длине. 3. «Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?» 4….

Картотека игр с палочками Кюизенера (младшая группа)
Картотека игр с палочками Кюизенера, младшая группа 1. Цвет На средину стола высыпаются палочки Кюизенера. Найдите красную палочку. Покажите желтую палочку. Возьмите синюю палочку. -Какого цвета у тебя, Юля, палочка? -Положите палочки в кучку. -А сейчас возьмите 2 одинаковые по…

Использование цветных палочек Кюизенера для формирования сенсорных способностей детей раннего возраста
Тема: «Использование цветных палочек Кюизенера для формирования сенсорных способностей детей раннего возраста». (1слайд) (2слайд) Во всем мире известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Джордржом Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и…

Страницы:

Плюсы тренировки

Работа с дидактическими палочками приносит немало положительных моментов:

помогает развивать мелкую моторику.
способствует формированию мышления и интеллекта малыша.
стимулирует его творческое начало, ведь чтобы придумать и сложить узор, потребуется активизировать воображение.
учит ребенка сосредотачиваться, что очень полезно для старшего дошкольника, которому вскоре предстоит постоянно концентрировать внимание на словах учителя.

Несмотря на большое количество плюсов, следует отметить, что методика узкоспециализированная – она направлена исключительно на развитие математических умений, поэтому обязательно дополнять ее развивающими играми иной направленности.

Палочки Кюизенера — Методы и приемы формирования у воспитанников элементарных математических представлений, на примере палочек Кюизенера

Публикация «Методы и приемы формирования у воспитанников элементарных…»
«Методы и приемы формирования у воспитанников элементарных математических представлений, на примере палочек Кюизенера» Методика формирования у воспитанников элементарных математических представлений, на примере блоков Дьенеша и палочек Кюизенера состоит в том, чтобы…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Мастер-класс «Игры с палочками Кюизенера»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка — детский сад № 95 Мастер – класс для педагогов с использованием палочек Кьизенера. Воспитатель: Мезин6а Н. В. г. Владикавказ Цель мероприятия. Познакомить воспитателей с целью и приемами работы…

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе с применением палочек Кюизенера «Путешествие по временам года»
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе с применением палочек Кюизенера «Путешествие по временам года» Цель: развитие интереса к предмету математики, на основе познавательной активности и любознательности. Задачи: Образовательные: — Закрепить знания детей о временах года,…

Картотека игр с палочками Кюизенера
Картотека игр с палочками Кюзинера. Игровое упражнение «Веселое путешествие» Цель: закрепить представление детей о том, что палочки (полоски) каждого цвета имеют определенное число; продолжать упражнять в соотнесении цвета и числа; формировать навык самоконтроля. Материал: набор…

Сходства и различия с блоками Дьенеша

Часто палочки Кюизенера и блоки Дьенеша стоят рядом в числе методик по раннему развитию. Это не случайно, они в чем-то похожи. Обе методики используют наглядно-действенный материал, тренируют логическое мышление, развивают воображение. Они многофункциональны, ориентированы на детей разного возраста, просты в освоении.

Отличием блоков Дьенеша является дополнительный параметр различия материалов по толщине (тонкие и толстые) и по форме (круг, треугольник, квадрат). В цветных палочках Кюизенера присутствует признак отличия по длине в сантиметрах, а также большее количество цветов. У них есть возможность составлять примеры из цифр, с использованием математических знаков, иллюстрируя их примерами «цветного счета».

Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера – это методики, представляющие собой демонстрационный материал, не противоречат одна другой, а прекрасно друг друга дополняют. Можно использовать два этих набора совместно. Это позволит дополнительно разнообразить занятия, придумывая все новые интересные задачи. Инновационный подход в образовании, призывает обучать, играя, чтобы информация запоминалась легко и естественно.

Игры с палочками Кюизенера для детей от 2 до 3 лет

Для игр с малышами идеально подойдут такие пособия как:

  • Альбом-игра «Вместе весело играть» для детей от 2 до 3 лет.
  • Альбом-игра «Волшебные дорожки для самых маленьких» (от 2 до 3 лет).

Малыши смогут выкладывать с помощью палочек по образцу простейшие изображения, а также познакомиться с основными цветами и такими понятиями, как «одна — много», «высокая — низкая».

— Анечка, посмотри, кто к нам сегодня пришел в гости. Так ведь это настоящая сороконожка. По синей дорожке спешит сороконожка. А чтобы ей было удобно ползти, дорожку давай мы ей из палочек построим.

— Аня, наши друзья мышки попали в беду. За ними охотится хитрый кот Васька. Давай скорей спрячем мышек в домиках. Для этого мы закроем домики нашими чудо-палочкам, и злой кот Васька не сможет найти мышек. Закрывай скорей окошки — ты спасешь мышей от кошки.

Ход занятия:

1. Ребята, сейчас мы с вами вспомним сказку о Добром Волшебнике, который помирил все поссорившиеся числа. Добрый Волшебник выстроил их в порядке возрастания и каждое последующее число больше предыдущего на один. Теперь и мы с вами как волшебник выстроим разбежавшиеся цветные числа. У вас на столах лежат цветные палочки, из которых надо выстроить вертикальную лесенку.

Получилось? Помните, что каждое последующее число больше предыдущего на один.

Давайте с вами прочитаем нашу лесенку:

— Ульяна, прочитай лесенку по цветам.

— Саша, прочитай лесенку в числах.

Молодцы ребята!

2. Дидактическая игра «Да-нетка».

А сейчас я загадала число. (Дети задают вопросы и узнают загадавшие число). Правильно, это число 4. (воспитатель на доску прикрепляет карточку с цифрой 4 и читает отрывок из стихотворения С. Я. Маршака).

Четыре в комнате угла.

Четыре ножки у стола

И по четыре ножки

У мышки и у кошки.

3. Ребята, найдите цветную палочку и положите перед собой, которая обозначает число 4.

Какого цвета эта палочка?

Правильно, красного.

Сейчас, я вам предлагаю, как волшебникам сплести коврик,но нужно соблюдать правила:

— следующие ряды образуются из палочек разного цвета, но в сумме равных по длине красной, то есть четырем.

— все ряды должны быть разные.

— закончить ковер белой бахромой.

Дети выстраивают коврик, воспитатель делает напоминания.

Давайте посмотрим,какие коврики у вас получились:

Агата, прочитай свой коврик числами: «четыре – это три и один; два и два; один и три; один, один, один и еще один».

Воспитатель просит прочитать коврики числами и цветами несколько детей.

4. Физминутка.

Дети выполняют действия согласно тексту

«Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка,

На четыре – руки выше,

Пять – руками помахать,

Шесть – за стол тихонько сесть»

5. Волшебник расставил числа по порядку и у каждого числа появился сосед – предыдущий и последующий.

Саша, назови соседей числа 3.

Вика, назови соседей числа 4.

Ваня, назови соседей числа 5…

Молодцы, ребята!

А сейчас, я загадала число, оно меньше четырех на единицу. Какое это число? Почему вы так думаете?

А теперь, я загадала число, оно больше четырех на единицу. Какое это число? Почему вы так думаете?

Молодцы, ребята!

6. У вас на столах лежат карточки. На верхней полоске нарисованы звездочки, а на нижней полоске нарисованы круги.

Сколько всего звезд? (4)

Сколько всего кругов? (3)

Чего больше: звезд или кругов?

Чего меньше: звезд или кругов?

Как сделать поровну? Дети дорисовывают один круг.

Что можно теперь сказать про звездочки и круги?

7. Молодцы, со всеми заданиями справились.

Какое число я вам загадала с помощью «да-нетки»? С помощью чего мы сегодня с вами плели коврики? И узнали состав числа 4, назовите состав числа 4. Что еще нового сегодня узнали?

Младшая группа. Ранний возраст, ясли. Дети 1-4 лет

Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера
Сенсорное развитие одно из важнейших направлений работы с детьми раннего возраста, когда формируются все виды способностей ребёнка, расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире. Основное содержание сенсорного воспитания в детском саду — это ознакомление детей…

Использование цветных палочек Кюизенера с детьми раннего возраста
ГУ РК Сыктывкарский специализированный дом ребенка Мастер класс: «Использование цветных палочек Кюизенера с детьми раннего возраста» Подготовила воспитатель I квалификационной категории — Оботурова Л.А. (2019г) Цель мастер-класса: — Повышение профессионального мастерства…

Логические задачи для семейного досуга

Для того чтобы занятия для детей стали интересным делом, можно использовать палочки Кюизенера при организации семейного досуга. Так, например, методика широко используется для развития логики, что будет привлекательно не только ребятишкам, но и взрослым. Благодаря логическим задачам с палочками ребенок научится справляться с возникающими трудностями и самостоятельно находить ответ, не бросая дело на полпути. Например, можно использовать следующие логические игры:

  1. Поезд состоит из трех вагонов: красный вагон посередине, а желтый оказался не первым в составе. Задача: догадаться, в какой последовательности стоят вагоны, в процессе раскладывая брусочки по столу. Когда задание выполнено, его можно усложнить, увеличив количество вагонов состава или дополнив условия: длина поезда равна оранжевой палочке, среди вагонов нет зеленых и т.д.
  2. На листке бумаги нарисована река, расстояние между ее берегами изменяется. Через нее переброшены три мостика-брусочка, и еще одного мостика не хватает. Задача: подобрать недостающий мост, подходящий по цвету и по длине. Можно усложнить, поставив условие, что мост должен состоять из двух палочек.
  3. Типовые задания: как убрать две палочки, чтобы получилось два квадрата (они разложены на столе таким образом, что образуют два верхних квадрата с общей боковой стороной, и один нижний, который имеет общую сторону с одним из верхних квадратов).

Аналогичные игры и задания могут придумывать родители или старшие дети. Благодаря логическим задачам с палочками ребенок научится справляться с возникающими трудностями и самостоятельно находить ответ, не бросая дело на полпути.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector