Счетные палочки для дошколят — это и учеба, и игра

Содержание:

Что такое палочки кюизенера

Это пособие получило свое название от бельгийского педагога, создавшего его. Джордж Кюизенер разработал специальные брусочки, которые помогают осваивать законы математики. У игрового материала имеется второе название — «числа в цвете». В набор кюизенера входят тросточки 10 разных цветов и размеров от сантиметра до десяти. Комплект представляет собой сложно продуманное математическое множество.

Описание методики

Набор кюизенера используется для того, чтобы развить у ребенка интерес к математике в игровой форме в домашних условиях, это главная цель. Логические игры с ним понравятся любознательным малышам. Обучение математике в игровой форме с набором кюизенера основывается на принципе наглядности. Если ребенок видит предмет и даже может его ощупать, ему значительно проще будет понять счетную науку. Родителям тоже будет легче объяснять малышу математику с помощью наглядных дидактических пособий. Характеристики палочек кюизенера, которые запоминает и различает ребенок:

  • цвет;
  • понятие числового значения;
  • длина.

Чему можно научить ребенка

Основная задача набора кюизенера – помочь ребенку знакомиться с математикой. Однако, с его помощью малыш сможет освоить значительно больше. Он сможет научиться:

  • составлять цветные цифры и буквы, при этом сопоставляя символы с понятиями;
  • различать, как расположены предметы в пространстве (впереди и сзади, справа и слева, между, средний, снизу и сверху);
  • математическим понятиям (число, цифра, фигура, больше и меньше, поровну и т.п.);
  • базовым математическим навыкам: сложению и вычитанию;
  • разбирать числа на составляющие;
  • понимать, что такое количество, как соотносятся числа и цифры;
  • определять предыдущее и следующее числа для текущего в пределах первого десятка.

Виды деятельности со счётными палочками в детском саду

На начальном этапе работы с палочками Кюизенера они выполняют роль игрового материала, который привлекает малышей своими характеристиками: цветовой гаммой и разнообразием размеров. Дети играют с ними, как с обычными кубиками или мозаикой.

Второй этап является обучающим. И здесь уже набор используется для проведения дидактических игр с определённой образовательной задачей. Эти игры предлагаются дошкольникам в свободное время либо включаются в структуру непосредственно образовательной деятельности.

Занятие по ФЭМП

Чаще всего игровые упражнения с пособием Кюизенера включаются в содержание математического занятия. Воспитатель берёт какую-то тему и обыгрывает её с помощью различных занимательных заданий со счётными палочками. Например, педагог сообщает детям, что к ним приехал волшебный поезд — палочки выполняют роль вагонов, в которых сидят звери (картинки). Дошкольники упражняются в порядковом счёте — соотносят каждый брусочек с конкретным числом. Затем дети могут построить домики для животных из счётных палочек. Возле домика будет лесенка (выкладывание деталей по убывающей длине). В подарок зверюшкам малыши выкладывают красивые коврики из набора Кюизенера.

На занятии по ФЭМП воспитатель предлагает ребятам ряд заданий на основе набора Кюизенера

Моделирование сказок

Палочки Кюизенера можно использовать и на занятиях по развитию речи — моделировать с их помощью сказки (часто это делается совместно с использованием логических блоков Дьенеша). Например, педагог вспоминает с дошкольниками сказку «Волк и семеро козлят». Ребята характеризуют образ волка: злобный, большой, страшный. Воспитатель совместно с детьми решает условно обозначить его длинной чёрной палочкой. Коза же будет жёлтой палочкой среднего размера, а козлята — маленькими белыми. В процессе такой деятельности малыши лучше усваивают сюжет сказки, понимают характеры и внешний вид её персонажей.

Анализируя русскую народную сказку «Теремок», воспитатель предлагает символически обозначить её героев с помощью блоков Дьенеша, а затем творчески видоизменяет финал произведения: лесным обитателям стало жалко зверюшек, которые остались без домика, и они решили построить для них новый большой и красивый терем — из палочек Кюизенера.

После обсуждения сказки «Кот, петух и лиса» дошкольники могут на выбор выложить из счётных палочек её героя — красочного петушка. Такое задание можно практиковать на тему любой прочитанной сказки — зайчик («Заюшкина избушка»), репка («Репка»), овощи из огорода («Пых») и т. д. Хорошо подходит для моделирования русская народная сказка «Три медведя», где с помощью набора палочек ребята могут изобразить 3 стульчика, стола, кроватки разных размеров.

С помощью счётных палочек можно моделировать различных сказочных героев

Занятия по обучению грамоте

Палочки Кюизенера пригодятся и на занятиях по обучению грамоте. С их помощью можно выкладывать отдельные буквы и целые слова.

С помощью развивающего набора можно выкладывать буквы и целые слова

За границей этот дидактический материал используется на уроках английского языка для выделения ударных и неударных слогов. Такую работу вполне можно практиковать и в наших дошкольных учреждениях на занятиях в подготовительной к школе группе.

Счётные палочки можно использовать при обучении дошкольников грамоте

Правила работы

Чтобы игры с палочками Кюизенера принесли максимальный результат, следует подобрать задание с учетом возраста крохи и его индивидуальных способностей. Вариантов может быть несколько.

  • Самые младшие (2,5-3 года) лучше всего раскладывают палочки, пытаются систематизировать их по цветам. Задание можно усложнить, предложив ребенку разложить брусочки в определенной последовательности (например, синий, красный, черный). Это поможет также вспомнить цвета.
  • Еще в 2-3 года ребенок без проблем сможет сложить аккуратную дорожку, используя палочки разных цветов.
  • Постепенно можно переходить к работе с размерами, показать ребенку на наглядном примере, что такое «больше» и «меньше». Мама предлагает ребенку обнаружить среди множества такую же палочку, как и у нее в руке.
  • Не менее интересна для детей и возможность сложить рисунок, используя в качестве примера готовую схему. Сначала малыши полностью повторяют образец, затем родитель предлагает им усложнить задание, несколько изменив узор, добавив в него что-то свое. Таким образом, цветные палочки становятся своеобразной мозаикой, которая отлично развивает мелкую моторику, фантазию и внимательность.
  • Детям 4-5 лет можно предложить выстроить из брусочков лесенку, посчитать, какое количество маленьких палочек может уместиться в одной большой. Интересно им будет обнаружить самую маленькую или самую большую из них.

Использование палочек следует совмещать с другими развивающими играми, не принуждать ребенка сидеть и заниматься, а ориентироваться на его способности и желание – только так подготовка к школьному изучению математики будет проходить с пользой и удовольствием.

Палочки счетные, цветные. Игры с палочками — Дидактическая игра «Выложи фигурки из счетных палочек»

Публикация «Дидактическая игра «Выложи фигурки из счетных…»
Дети, особенно в дошкольном возрасте, очень любознательны. Задача взрослых — помочь им познавать мир не только с помощью игрушек, явлений природы, конкретных бытовых предметов, но и при помощи абстрактных обучающих средств, одними из которых являются обыкновенные счетные…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Дидактическая игра «Разложи по цвету». Цветные деревянные палочки
Дидактическая игра для детей второй младшей группы « Разложи по цвету». Данная игра предназначена для индивидуальной и совместной деятельности воспитателя и ребёнка. Цель игры: Формирование у детей цветового восприятия. Задачи: — развивать у детей зрительное восприятие; -…

Конструирование на плоскости «Корабли и самолеты на параде». Счетные палочки, геометрик, коврограф. Средняя группа
Цель: формировать у детей средней группы умение самостоятельно конструировать плоские силуэты кораблей и самолетов

Задачи: — закреплять у детей навыки плоскостного конструирования из счетных палочек, на «Геометрике», на «Коврографе «Ларчик»; — развивать внимание, память,..

Методическое пособие «Работа со счетными палочками»
Методическое пособие «Счетные палочки» Цель: Развитие логико-математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, по средствам использования счетных палочек. Практически каждый из нас с детства помнит такой элемент, как счетные палочки. Это были разноцветные…

Палочки счетные, цветные. Игры с палочками — Дидактическая игра «Фигуры из счётных палочек»

Статья «Дидактическая игра «Фигуры из счётных…»
Построение предметов и фигур из палочек – начало конструкторской деятельности ребёнка. В игре он учится планировать, закрепляет знания порядкового и количественного счёта, а также отлично тренирует память и воображение. На первый взгляд, несложная игра. Однако для ребёнка в…

Дидактическая игра «Геометрические палочки»
Дидактическая игра «Геометрические палочки». Цель: Закрепить знания детей о геометрических фигурах. Задачи: — уточнить знания и умения у детей находить и называть геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; сравнивать их. — развивать умение определять…

Математическая игра со счетными палочками «Быстрая считалочка»
— Цели: закреплять счет в пределах 5, -учить детей накладывать счетные палочки на различные изображения

Задачи: -упражнять в количественном счете, в выкладывании счетных палочек по силуэту фигуры, развивать конструктивные навыки, — развивать внимание, воображение, память, речь..

Палочки счетные, цветные. Игры с палочками — перейти на главную страницу рубрики.

Страницы:
2 …

Палочки счетные, цветные. Игры с палочками — Консультация для родителей «Развивающая игрушка-счетные палочки» в средней группе

Публикация «Консультация для родителей «Развивающая игрушка-счетные палочки» в…»
Качественные интересные развивающие игрушки стоят недешево. И чаще такие игрушки всего выполняют какую-то одну функцию — развивают логическое мышление или мелкую моторику, творческое или сенсорное восприятие. Но как хотелось бы купить интересную, увлекательную и недорогую игру,…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук с помощью счетных палочек»
В.А. Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли», а И.Кант писал: «Рука является вышедшим головным мозгом». Уровень развития мелкой моторики…

Дидактическая игра со счетными палочками или спичками «Насекомые» для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Маликова Татьяна Валентиновна Методическая разработка по теме «Насекомые» для детей среднего и старшего дошкольного возраста Цель:уточнение знаний о насекомых, их характерных признаках ЗАДАЧИ: Коррекционно-образовательные: — активизация и расширение словаря, — формирование…

Дидактическая игра «Веселые палочки в зеркальном отражении»
Дидактическая игра «Веселые палочки». Цель: развитие мелкой моторики, формирование пространственного представления: вверху, внизу, слева, справа, развитие зрительно-пространственного восприятия. Профилактика оптической дисграфии, дискалькулии. Развитие высших психических…

Ход игры:

При помощи сговора дети делятся на команды «троек» и «пятерок».

Педагог показывает детям карточки с силуэтом цифр и предлагает назвать изображенную цифру, объясняет, что команда «тройка» собирает только цифру три, а команда «пятерка» цифру пять. Он предлагает посчитать свои счетные палочки, уточняя, что у каждого игрока их поровну, пять штук. Проговаривает правила с детьми, что каждый игрок своей команды должен наложить свои палочки на рисунок и посчитать сколько он использовал палочек, посмотреть сколько палочек использовали другие игроки его команды и всей командой решить какой дать ответ, один игрок отвечает за всю команду, после слов «стоп игра», выигрывает та команда, которая быстро разложит палочки на картинке и даст правильный ответ.

С усложнением:

Предложить детям самим придумать название своей команды, выбрать капитанов команд, дающих ответ. Использовать карточки с другими цифрами, взять счетные палочки разных цветов, посчитать их по количеству и по цветам, определить каких палочек какого цвета больше или меньше.

На первом этапе педагог проводит подготовку к проведению дидактической игры, заинтересовывает детей игрой, вызывает желание играть, знакомит с содержанием игры, показывает дидактический материал, объясняет ход, задачу и правила игры, обращает внимание на необходимость четкого выполнения правил, показывает игровые действия. На втором этапе педагог проводит игру, где занимает позицию партнера по игре, руководит ходом игры, создает в игре настроение веселого соревнования между командами, поддерживает активность всех детей, оказывает помощь затрудняющимся детям, справедливо оценивает поведение детей

На втором этапе педагог проводит игру, где занимает позицию партнера по игре, руководит ходом игры, создает в игре настроение веселого соревнования между командами, поддерживает активность всех детей, оказывает помощь затрудняющимся детям, справедливо оценивает поведение детей.

На третьем этапе педагог анализирует проведенную игру, оценивает детскую работу в команде и подводит итоги игры.

Педагог должен активно руководить игрой на всех ее этапах, организовывать игру и следить за ее ходом и соблюдением правил, принимать активное участие, оказывать помощь играющим. Обеспечить ролями всех участников игры, помочь с пониманием и выполнением игровых правил, создать позитивный настрой к игре и желание в ней участвовать. Педагог следит как дети справляются со своими ролями, корректирует ошибки

Очень важно, после завершения игры заинтересовать детей к ее повторению, путем усложнения игры или введению новых правил

Педагог определяет результат игры – выигрыш, учит соотносить детей свои результаты с результатами других, определяет первенство команды.

Организованную игру с правилами можно проводить в режимных моментах и организованной деятельности в первой или второй половине дня.

Лучшие упражнения

Есть множество упражнений, которые можно выполнять, используя цветные палочки. Познакомимся с некоторыми из них.

Составление лестницы

Играть можно с малышами 3-4 лет. Мама рассыпает перед ними набор из цветных палочек, их должно быть 10. Задача ребенка – сложить из них лестницу, разместив брусочки от самого маленького к самому большому.

Далее задача усложняется: на столе уже 20 палочек (каждого размера по 2 штуки), ребенок должен составить двойную лестницу. Когда упражнение станет получаться, можно предложить ребенку сложить из палочек квадрат. Для этого самую большую палочку складывают к самой маленькой, потом – палочку чуть большего размера – к бруску чуть меньшего размера и так далее. В итоге должен выйти правильный четырехугольник, а ребенок получит представление о том, что из частей можно составить целое.

Построение дома

Цветные палочки можно использовать и для занятий по конструированию, предложив детям построить домик: сначала – для большой куклы, потом – для маленькой. Это поможет и развитию мелкой моторики, и пониманию размеров.

Такое занятие по силам малышам в 3-4 годика. Родитель может помочь ребенку сделать вывод: чем больше палочек использовалось, тем больше получился дом.

Кроватка для мышат

Взрослый должен заранее подготовить две небольшие фигурки мышек (или любых других зверей), причем одна из них должна быть ощутимо толще второй. После этого он предлагает ребенку из палочек сделать для них кроватки. Задача малыша – понять, что для толстой мышки требуется большая кровать, а для тонкой – поменьше, взрослый в процесс творчества не вмешивается, но помогает не допустить ошибки.

Далее делается вывод – чем длиннее палочка, тем шире кроватка.

Составление квадрата

Для работы потребуется большой набор палочек и помощь родителя. Задача ребенка – сложить квадрат. Сначала он совмещает четыре самые маленькие палочки, «единички», они становятся центром. Потом четыре палочки побольше помещаются на верх и низ квадрата, влево и вправо. Аналогичным образом складывается следующий ряд. В итоге должен получиться большой квадрат.

Задание можно усложнить, предложив ребенку сложить лабиринт:

  1. сначала малыш использует готовую схему, которую зарисовал родитель;
  2. постепенно переходит к собственному творчеству.

Оптимальный возраст для такого упражнения – 4 -5 лет.

Состав восьмерки

Когда дети уже познакомились со счетом, можно выполнить с ними задание, которое поможет подготовиться к восприятию арифметических действий.

  1. Взрослый достает из набора палочку-восьмерку. Предлагает ребенку найти палочки-единички в таком количестве, чтобы они расположились на «восьмерке» (соответственно, их потребуется восемь штук). Ребенок по одной достает самые маленькие палочки и прикладывает их к восьмерке. Делается вывод, что в одной длинной палочке содержится восемь маленьких.
  2. Теперь дошкольнику предлагается составить восьмерку из других палочек, например, 5 и 3. Следует найти как можно больше комбинаций.

После этого делается вывод, что одна длинная палочка включает в себя две более мелкие различной длины. Например, восемь – это пять и три.

Горизонтально и вертикально

Это задание поможет малышам разобраться в положении тел в пространстве. Сначала взрослый объясняет, что такое горизонт, потом говорит, что если положить палочку, то она будет горизонтальна. А если поставить, то она займет вертикальное положение.

После теоретической части следует предложить ребенку закрепить знания на практике, разместив цветные брусочки вертикально или горизонтально. Далее задание усложняется – от ребенка требуется определить, как располагают в пространстве дерево и поезд, и соответствующим образом разместить дидактический материал.

Занятия с палочками Кюизенера – отличный способ подготовить ребенка к школе, сформировать у него важнейшие навыки, способность фантазировать, разбираться в цветах и размерах. Схемы отличаются разнообразием, поэтому ребенок имеет возможность создавать новый узор хоть каждый день. Нередко такая работа приходится по душе усидчивым детям, которым нравятся всевозможные мозаики и паззлы.

Сходства и различия с блоками Дьенеша

Часто палочки Кюизенера и блоки Дьенеша стоят рядом в числе методик по раннему развитию. Это не случайно, они в чем-то похожи. Обе методики используют наглядно-действенный материал, тренируют логическое мышление, развивают воображение. Они многофункциональны, ориентированы на детей разного возраста, просты в освоении.

Отличием блоков Дьенеша является дополнительный параметр различия материалов по толщине (тонкие и толстые) и по форме (круг, треугольник, квадрат). В цветных палочках Кюизенера присутствует признак отличия по длине в сантиметрах, а также большее количество цветов. У них есть возможность составлять примеры из цифр, с использованием математических знаков, иллюстрируя их примерами «цветного счета».

Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера – это методики, представляющие собой демонстрационный материал, не противоречат одна другой, а прекрасно друг друга дополняют. Можно использовать два этих набора совместно. Это позволит дополнительно разнообразить занятия, придумывая все новые интересные задачи. Инновационный подход в образовании, призывает обучать, играя, чтобы информация запоминалась легко и естественно.

Палочки счетные, цветные. Игры с палочками — Конспект игровой ситуации по нетрадиционному рисованию «Необычные палочки»

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Дидактическая игра «Расставь палочки по цвету»
Дидактическая игра «Расставь палочки по цвету» Цель: Формировать у детей знакомство с цветом, и различать их. Задачи: 1. Формировать у детей знание цветов. 2

Развивать зрительное восприятие, внимание, мышление. 3

Формировать у детей умение соотносить цвета. Игровая задача:…

Конспект занятия по математике «Палочка-считалочка» в старшей группе
Цель: создание условий для закрепления математических знаний. Задачи: обобщить знания детей о целом и частях, закрепить умение делить предмет на две, четыре части; уточнить знания о прямом и обратном счете; уточнить знания о геометрических фигурах; продолжить формировать умение…

Игровое упражнение со счетными палочками
Цель: развивать мелкую моторику рук, комбинаторные способности. Описание: Игрушки дарят детям счетные палочки и предлагают сделать квадраты и треугольники; Достают ниточки, и предлагают сделать круги. Материал: Нитки цветные шерстяные, Счетные палочки цветные 6. Игра «Воздушные…

Палочки счетные, цветные. Игры с палочками — Игры со счетными палочками для дошкольников

Статья «Игры со счетными палочками для…»
Дети, особенно в дошкольном возрасте, очень любознательны. Задача взрослых — помочь им познавать мир не только с помощью игрушек, явлений природы, конкретных бытовых предметов, но и при помощи абстрактных обучающих средств, одними из которых являются обыкновенные счетные…

Дидактическая игра с использованием счетных палочек «Делай, как я» для детей 2–3 лет
Это игра с использованием счётных палочек по ФЭМП.Её можно проводить как в детском саду, так и дома.Проводить групповые или индивидуальные занятия. Цель игры: упражняться в составлении геометрических фигур на плоскости стола,анализировать и обследовать фигуры зрительно-осязаемым…

Презентация «Счетные палочки»
Счетные палочки для дошколят — это и учеба, и игра. Дети, особенно в дошкольном возрасте, очень любознательны. Задача взрослых — помочь им познавать мир не только с помощью игрушек, явлений природы, конкретных бытовых предметов, но и при помощи абстрактных обучающих средств,…

Палочки счетные, цветные. Игры с палочками — перейти на главную страницу рубрики.

Страницы:
… 6 …

Описание комплекта

Палочки Кюизенера – это комплект из 116 палочек разного цвета и длины. Всего 10 цветов: белый, розовый, голубой, красный, желтый, фиолетовый, черный, бордовый, синий, оранжевый.

Каждому цвету соответствует длина. Белая палочка самая короткая, это кубик длиной 1 см, оранжевая самая длинная – 10 см.

Таблица, показывает, что все цвета образуют собой три семейства + белый, черный (нейтральные) цвета. Оранжевый и фиолетовый присутствуют в двух семействах, так как появились благодаря смешению этих цветов.

Кроме того, числа, зашифрованные в семействе красных кратны двум, в семействе синих трем, а в семействе желтых пяти.

Семейство красных Семейство синих Семейство желтых
Розовый Голубой Желтый
Красный Синий Оранжевый
Бордовый Фиолетовый
Оранжевый
Фиолетовый

Кроме самих счетных палочек Кюизенера в наборе есть математические знаки основных действий, а также цифры от 1 до 20. Для детей, уже освоивших «цветной счет» могут использоваться классические примеры, как в школе. Также в комплекте идет инструкция по использованию.

Материал для «цветного счета» используется легкий, гладкий, изготовленный из пластмассы, прошедшей сертификацию. Они отличный счетный материал. Цифры и знаки картонные. С помощью этого пособия можно выполнять сложение, вычитание, умножение и деление.

Палочки Кюизенера

Лев Толстой

Как говорится, все гениальное просто. Это как раз про счетные палочки Кюизенера. Настолько проста и понятна эта игра, но какие важные, сложные и абстрактные математические представления она формирует у юных игроков.

Число и его состав, натуральный ряд чисел, величина, порядок, отношение, операции над числами, пространство. Со всеми этими понятиями ребенок знакомится абсолютно естественным образом — играя с цветными счетными палочками Кюизенера.

У моей дочки Ани палочки вызывают полный восторг. Да и разве может быть по-другому? Ведь у нее в коробочке лежит настоящий клад — целых 116 палочек разных цветов и размеров

Ну, давайте обо всем по порядку.

Итак, Джордж Кюизенер (1891-1976) — бельгийский педагог, разработавший универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу «Числа и цвета», которая была посвящена описанию цветных счетных палочек.

В России цветные счетные палочки Джорджа Кюизенера выпускает отечественная компания «Корвет» с 1993 года. Целью игры является интеллектуальное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Игровое пособие «Цветные счетные палочки Кюизенера» предназначено для детей от 2 до 9 лет. Оно включает в себя: 116 палочек, набор цифр от 1 до 20, комплект математических знаков, а также инструкцию (повторяем заглавную фотографию):

Палочки отличаются друг от друга цветом и размером. Каждой палочке соответствует число, равное ее длине. Все палочки одного цвета — одной длины.

Белая палочка — самая короткая. Ей соответствует число 1. Розовая палочка в два раза длиннее. Это цифра 2. По такому же принципу сделаны все оставшиеся палочки. Цифра и цвет соответствующей палочки одинаковые.

Специально к цветным счетным палочкам компания «Корвет» разработала яркие и красочные альбомы с заданиями для различного возраста детей:

  • Альбом-игра «Вместе весело играть» для детей от 2 до 3 лет.
  • Альбом-игра «Волшебные дорожки для самых маленьких» (от 2 до 3 лет).
  • Комплект игр «На золотом крыльце» для детей от 3 до 9 лет.
  • Игровые развивающие ситуации для детей 3-4 лет «Веселые цветные числа».
  • Альбом-игра «Дом с колокольчиком» для детей от 3 до 5 лет.
  • Комплект игр «Посудная лавка. Кростики» для детей от 5 до 8 лет.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector