Как научить ребенка говорить букву «р» и «л»: советы логопедов
Содержание:
- Функциональная дислалия
- Работа над дикцией и произношением
- Мимическая гимнастика
- Способы постановки
- Научите отличать «Л» и «ЛЬ»
- Речевая гимнастика
- Причины нарушения произношения звука л
- Мимическая гимнастика
- Дополнительное воздействие
- Рекомендации по проведению занятий
- Трудная буква «Л»
- Как закрепить полученный результат
- Общая информация
- Ход занятия.
- Что влияет на возникновение дефекта?
- Какие занятия подходят для буквы «Л»
- Автоматизация звука [л]
Функциональная дислалия
Если речевой аппарат в порядке, а проблемы со звуками есть, налицо функциональная дислалия.
Причины функциональной дислалии:
- Неправильные образцы звучащей речи. Иногда родители (бабушки, тетушки, воспитатели) в
буквальном смысле начинают сюсюкаться с ребенком повторяя их неправильное произношение, что
закрепляется в памяти ребенка и в дальнейшем регулярно воспроизводится. - Часто бывает, когда хорошо говорящий ребенок начинает ходить в детский сад с менее развитыми в
речевом плане детьми, тогда в его речи может наблюдаться регресс — пропадают усвоенные звуки, и
даже целые слова и фразы. В некоторых случаях родители сами имеют дефекты речи, не могут
правильно и четко произносить слова. В этом случае у детей также возникает сложность с
закреплением правильного произношения; - У детей с ранним изучением иностранного языка фонетические особенности двух языков
смешиваются, и ребенок в русских словах произносит звуки, свойственные другим языкам; - «Педагогическая запущенность», когда ребенка не поправляют, оставляют незамеченными ошибки в
его речи
Для исправления нарушений, вызванных функциональной дислалией, ребенку необходимо как
можно чаще слышать правильную четкую речь. Если родители сами не говорят чисто, то у ребенка
должна быть соответствующая среда — другие взрослые, логопед. Хорошо в этом случае
прослушивать аудио сказки и стихи, записанные профессиональными актерами, дикцию которых
можно считать образцом. Более точную программу по исправлению речи сможет подобрать врач-
логопед.
Ребёнок с недоразвитием речи должен находиться в богатой речевой среде, наполненной не
звуками работающего телевизора, а красивыми, правильными и чёткими словами и предложениями
взрослых.
Работа над дикцией и произношением
Ораторский талант встречается крайне редко. Практически все известные люди усиленно готовятся к
каждому публичному выступлению. Известно, что Цицерон без подготовки не мог произнести ни единого
слова. А его до сих пор ставят в пример как великого ритора.
Существует очень много упражнений, с помощью которых ваша речь может стать четкой и красивой.
Среди них как универсальные упражнение, так и те, которые призваны помочь исправить конкретную
проблему. Например свистящего «С», невнятного «Л» или нарушения в произношении звука «Р». Для того,
чтобы решить эти проблемы придется поработать.
Мимическая гимнастика
Во время мимической гимнастики осуществляется тренировка всего артикуляционного аппарата, принимающего непосредственное участие в произношении звуков.
Взрослый показывает картинки и говорит, что на них изображено, а ребенок играет мимикой:
- «Вот лисенок. А это взрослый лось. Глянь, насколько он подрос» − малыш должен показать удивление;
- «Коту дали молоко, он его лакает. А Полина в стороне мило улыбается» − ребенок должен показать, как кот пьет молоко, и улыбку девочки;
- «Плакала малышка Маша, потеряла она кашу» − кроха показывает, как плачет девочка.
Мимическая гимнастика также включает в себя упражнения с маленьким шариком, в который продет шнур:
- ловить шарик при помощи рта, не используя рук;
- толкать шар языком;
- выталкивать губами, прилагая определенные усилия;
- произносить скороговорки с шариком во рту.
Еще одна разновидность мимических упражнений – с использованием ложки:
- взять ложку небольшого размера в кулак, поместить в рот и толкать при помощи языка, стараться провернуть ее в разные стороны;
- совершать легкие похлопывания ложкой по языку;
- обвести ложкой овал губ, предварительно сложив их трубочкой.
Способы постановки
После прохождения подготовительного этапа приступают к постановке звука. Единого правильного метода не существует. Используют все возможные варианты.
Механическая постановка с использованием зонда облегчает процесс. Применяется инструмент в виде широкой проволочной рамки. Его заводят под язык, поднимают им орган и просят ребенка произнести звук «Ы». Получится искаженный вариант звука «Л». Постепенно рамку отодвигают.
Проще учиться выговаривать звук от межзубного произношения. Для этого кончик языка прикусывают, произносят длительно «Ы». Получают твердое звучание «Л». Для того чтобы убрать его за зубы, используют упражнение «Улитка спряталась». Звук тянут, после резко убирают кончик, чтобы он скользнул по зубам к альвеолам. Постепенно ребенок привыкнет к новому звучанию.
При губном произношении логопед придерживает кончиками пальцев губы и не дает им собираться. Дошкольника приучают держать улыбку и контролировать себя посредством зеркала.
Во время постановки обязательно разбирают правильную артикуляцию звука. Для этого используют специальные графические изображения. По схеме проще ориентироваться детям.
Научите отличать «Л» и «ЛЬ»
После того, как постановка «Л» автоматизирована, в обязательном порядке поработайте над дифференциацией, чтобы ребенок не путал звуки. Дифференциация – это различение звуков. Постановки автоматизации необходимо проводить в форме забавы для детей. Не допускайте переутомления детей во время постановки. Артикуляционная игра должна проходить в непринужденной форме
При этом важно не только научить ребенка говорить, но и закрепить приобретенные навыки как в повседневной речи, так и в письме
Артикуляционная гимнастика с дифференциацией
Данная артикуляционная гимнастика предполагает произнесение малышом словарных пар. Следует научить ребенка говорить звук с мягким «ЛЬ» и твердым «Л» четко и ясно. Такое упражение поможет добиться четкости в произношении.
Лавка – лямка;
Игла-земля;
Слон-силен;
Клумба-клюква.
Поиграем в раскраски
Попросите ребенка выделить букву «Л» зеленым цветом там, где она твердая, и красным цветом – там, где он услышит мягкий звук «ЛЬ».
- Наша Юля словно юла.
- Илья разжал кулачок, а на ладони сидит светлячок.
- Станислав гулял по огороду и ел все, что находил.
- Лоре нужна зеленая, а не голубая краска.
Если малышу надоели повторяющиеся каждый раз упражнения, видоизмените их, придумывать обновленные с другими словосочетаниями и скороговорками. Регулярные занятие и гимнастика языка оградят родителей от некоторых проблем при подготовке ребенка к школе.
Видео c артикуляционной гимнастикой для четкого произношения звуков л, ль:
Речевая гимнастика
Очень важно регулярно делать упражнения, которые помогают развить органы слуха и речи. Такая система называется артикуляционной гимнастикой
Правильное, а самое главное систематическое ее соблюдение позволить вашему малышу правильно выговаривать все звуки, в том числе и звук Л.
«Активное знакомство». В этом упражнение необходимо приучить ребенка регулярно знакомиться с органами, помогающими ему при разговоре. Это прежде всего губы, язык, щеки, небо. Для этого посадите малыша перед зеркалом и попросите понаблюдать что и где расположено. Так ваш ребенок разогреется для дальнейших тренировок.
Следите за дыханием
Основную часть всех звуков мы выговариваем на выдохе, а потому важно научить дитя верно дышать при воспроизведении звуков, слов и предложений. Развитию органов дыхания способствуют выдувание мыльных пузырей, надувание воздушных шариков
Можно регулярно запускать бумажные кораблики и просить ребенка на них дуть. Дети очень любят задувать свечи — не препятствуйте им в этом занятии, но и следите за безопасностью.
Научите ребенка широко улыбаться. Звук Л произносится с улыбкой, а потому важно, чтобы ваш ребенок умел широко улыбаться. Для этого попросите его улыбнуться «во весь рот» от уха до уха, а потом задержать такую гримасу примерно на 10 секунд.
Ученые выяснили, что на правильную постановку речи оказывает влияние мелкая моторика, а значит вашему ребенку обязательно нужны небольшие игрушки и пластилин для творчества и развития мелкой моторики рук.
Самое главное, когда вы начнете учить малыша выговаривать звук Л — это приучить его к верному расположению артикуляционных органов:
Кончик языка необходимо держать у верхних зубов или альвеол
Как вариант, упереть его между челюстями.
При выдохе важно, чтобы воздух просачивался по боковым сторонам языка.
Следите за тем, чтобы боковые стороны языка не соприкасались с щеками и жевательными зубами.
Корень языка должен быть в приподнятом состоянии, при этом нужно напрячь голосовые связки, они должны вибрировать.
Мягкое небо должно преграждать возможность попасть к полости носа.. Как правило, эти упражнения не вызывают у детей каких-либо затруднений, а значит результат вы увидите уже через пару-тройку тренировок
Как правило, эти упражнения не вызывают у детей каких-либо затруднений, а значит результат вы увидите уже через пару-тройку тренировок.
Упражнения для звука Л в домашних условиях:
Лошадка на улице. На лице должна быть улыбка во весь рот, нужно показать зубки, приоткрыв рот. Далее изображаем цоканье копыт
Важно это упражнение делать медленно, постепенно наращивая обороты.
Лошадка — шпион. То же самое, что и в первом упражнение, только нельзя издавать цоканье
Работу производит только язык, при зафиксированной нижней челюсти.
Перо. В этом упражнение вам понадобиться легкое перышко. Ребенок должен широко улыбнуться, пусть он приоткроет рот и не сильно прикусить кончик языка. Потом он должен выдохнуть таким образом, чтобы получилось 2 потока воздуха. Эти потоки можно проверить тем самым перышком.
Сладости. Ребенок должен приоткрыт рот, широко улыбнуться и продемонстрировать зубы. Попросите его положить язык на нижнюю губу и застыть в таком состоянии на 10 секунд. В это время вы должны намазать его верхнюю губу конфеткой или другой вкусняшкой. Потом попросите слизать сладости направлением языка «вверх-вниз». Позже можно от конфетки отказаться и выполнять упражнение уже без нее.
Пароход. Ребенок должен сымитировать звук парохода. Нужно слегка открыть губы, и произнести буквы «Ы». Важно, чтобы кончик языка был внизу, а корень приподнят к небу.
Расческа. Довольно эффективная технология для постановки звука Л. Малыш должен неплотно стиснуть зубки, а язычок попытаться сквозь них протиснуть, словно расчесывая его.
Качели. Забавное упражнение, которое очень нравится всем деткам. Нужно покачивать языком от одной щеки к другой.
Как только эти нехитрые упражнения начнут приносить «плоды», можно приступать к постановке твердого и мягкого звука Л. Для этого вместе с дитем произносите слова, где Л в начале слова, в середине, в конце или в стечении согласных (облако, глаза).
Еще «отрегулировать» звук Л вашему малышу помогут распевки типа «Ла — Ло — Лу». Также читайте стишки, где часто встречается этот звук. Ну, и не забывайте про игровую деятельность детей. Тренируйтесь играючи.
Причины нарушения произношения звука л
Существует несколько причин, когда произношение “л” не формируется или нарушается:
- малыш ещё не научился говорить этот звук и он его просто пропускает: например, «ивень» вместо «ливень». В возрасте 4-5 лет дети уже осваивают его, а к 6 годам ребёнок уже не просто разговаривает, а уже может дифференцировать твёрдый звук от мягкого;
- для межзубного произношения характерна неправильная постановка языка, хотя акустически он получается отчётливо;
- двугубное произношение: язык лежит на «дне», что характерно для звучания английского языка. Так бывает, когда ребёнку приходится общаться в семье на нескольких языках;
- подвижная нижняя губа и расслабленный язык — получается «в» вместо «л»: «развивка» – «развилка»;
В этих случаях артикуляционные нарушения объясняются неправильным алгоритмом произношения, а именно — не сформировано положение языка. Также встречаются нарушения, когда нарушена дифференциация из-за неправильного дыхания, не того положения кончика языка, его серединки:
- образование звука происходит за счёт губ, а не языка;
- кончик языка опускается вниз, вместо того, чтобы упереться в резцы;
- середина языка приподнята, а кончик языка опущен, а нужно наоборот.
Описанные нарушения обусловлены особенностями артикуляционного аппарата. В этих случаях автоматизация правильного звука л займёт буквально пару занятий с логопедом. Также быстро с этим можно справиться и в домашних условиях. Если же происходит постановка звуков при дизартрии, связанной с органическими, функциональными нарушениями ЦНС, необходима поэтапная системная постановка и автоматизация звука л.
Мимическая гимнастика
Во время мимической гимнастики осуществляется тренировка всего артикуляционного аппарата, принимающего непосредственное участие в произношении звуков.
Взрослый показывает картинки и говорит, что на них изображено, а ребенок играет мимикой:
- «Вот лисенок. А это взрослый лось. Глянь, насколько он подрос» − малыш должен показать удивление;
- «Коту дали молоко, он его лакает. А Полина в стороне мило улыбается» − ребенок должен показать, как кот пьет молоко, и улыбку девочки;
- «Плакала малышка Маша, потеряла она кашу» − кроха показывает, как плачет девочка.
Мимическая гимнастика также включает в себя упражнения с маленьким шариком, в который продет шнур:
- ловить шарик при помощи рта, не используя рук;
- толкать шар языком;
- выталкивать губами, прилагая определенные усилия;
- произносить скороговорки с шариком во рту.
Еще одна разновидность мимических упражнений – с использованием ложки:
- взять ложку небольшого размера в кулак, поместить в рот и толкать при помощи языка, стараться провернуть ее в разные стороны;
- совершать легкие похлопывания ложкой по языку;
- обвести ложкой овал губ, предварительно сложив их трубочкой.
Дополнительное воздействие
При дизартрии желательно использовать логопедический массаж. Он ручной или зондовый. Его проводят перед занятием для снятия гипертонуса или активации мышц.
Нарушения речи часто связаны с проблемами памяти, внимания, мышления. В коррекционной работе требуется сопровождение психолога. Он проводит занятия по развитию навыков, самооценки, мотивации.
При проблемах с тонусом показана физиотерапия. Она хорошо снимает напряжение или стимулирует мышцы. Делать ее нужно курсами. При необходимости невролог назначает медикаментозное лечение.
Родителям стоит приготовиться к длительному процессу обучения. Все зависит от того, насколько они заинтересованы в результате. Артикуляционную и дыхательную гимнастику обязательно проводят в домашних условиях.
В процессе автоматизации взрослые контролируют речь ребенка, поправляют его, разучивают чистоговорки и стихи.
https://youtube.com/watch?v=fftx02hC63w
Рекомендации по проведению занятий
- Сначала обучайте детей легким упражнениям, затем сложным.
- Выполняйте упражнения сидя.
- Проводите занятия ежедневно по 5-10 минут, лучше 2 раза в сутки утром и вечером.
- Логопедические занятия не эффективно проводить в многочисленной группе. Занимайтесь индивидуально или с 2-3 учениками.
- На уроке сидите к ребенку лицом или пред зеркалом. Ваша мимика будет для малыша ориентиром и примером.
- После постановки звука, закрепите занятие упражнениями на автоматизацию звука. Используйте произношение в слогах (ЛА-ЛА, Ло-ЛА и другие варианты), детское лото, стихи, чтение слов и составление текстов.
- Чтение и письмо на слух рекомендуется использовать для логопедической работы с детьми от 7-8 лет, когда школьник хорошо знаком с буквами. С детьми дошкольного возраста обходитесь карточками, повторением речевого материала за взрослым.
- Не забывайте подбадривать малыша во время занятия, чтобы он не не потерял интерес к урокам, не пал духом.
- Детям дошкольного возраста предлагайте передохнуть от упражнений каждые 3-5 минут. Но свободное окошко используйте с пользой: сделайте пальчиковую гимнастику, заштрихуйте картинки из логопедической раскраски.
Коррекция дефектного произношения звука с помощью артикуляционной гимнастики занимает 1-3 месяца. Наберитесь терпения и занимайтесь регулярно, только в этом случае занятия будут эффективны.
Трудная буква «Л»
Ребенок может не выговаривать букву «Л», и это будет отчасти нормально. Звук этот вызывает сложности, потому что дети могут его не слышать в словах, как например, в слове «солнце». Поэтому они довольно часто также опускают его в своей речи. Беспокоиться родителям нужно, если у малыша проблемы с этим звуком не прошли после достижения им 5 лет.
Упражнения для развития аппарата
Как научить ребенка говорить букву «Л», особенно если он упорно ее игнорирует? Специалисты рекомендуют начать с подготавливающих упражнений. Такими часто пользуются профессиональные логопеды. Для начала предложите малышу представить себя лошадью. Его задача – громко цокать языком, так чтобы имитировать звук копыт. Причем необходимо менять громкость – от звонкого цоканья до совершенно беззвучного. Следите за тем, чтобы нижней челюстью ребенок не шевелил.
Не менее эффективным будет и упражнение «Дуновение ветерка». Для этого малышу необходимо приоткрыть ротик, улыбнуться и поместить кончик языка между зубами. Далее он должен закрепить его, слегка прижав зубами. Проверьте, чтобы с двух сторон языка осталось пространство – через него он будет впускать и выпускать воздух. Далее малышу нужно начинать активно дуть.
Подготовительным упражнением к произнесению звука «Л» можно считать и «Пароход». Для его исполнения нужно слегка приоткрыть рот и протяжно гудеть звук «Ы». Кончик языка в этот момент должен смотреть вниз.
Как закрепить полученный результат
Для закрепления результата необходимо произносить вместе с ребенком слоги, содержащие букву «Л».
Для закрепления результата используют артикуляционную гимнастику для звука «Л» в картинках.
Для этого отбирают картинки, на которых изображены предметы или животные, в названиях которых присутствует буква «л». Причем она может находиться в начале, средине или конце слова. Например:
- Ландыш, лягушка, лев, лыжи.
- Кастрюля, холодильник, телевизор, пальто.
- Бокал, стол, стул, пенал.
Объясняйте малышу значение незнакомых слов, в этом случае он не только научится правильно их произносить, но и обогатит словарный запас. Ребенок должен найти предложенную картинку и четко произнести, что именно на ней изображено.
Произносите сложные слова, содержащие несколько букв «л», например: пилил, налил, включил, летал. Кроме того, слова, содержащие звук «Л» после согласных: глаз, глина, злюка, шляпа, клоп, пляж, плафон, платформа.
Общая информация
Звук «Л» относится к сонорам. Для его произношения органы артикуляции принимают следующие позиции:
- зубы немного разомкнуты;
- кончик языка упирается в альвеолы верхних зубов;
- боковые края оставляют проход для воздуха.
За счет смыкания голосовых связок происходит вибрация. Для произношения мягкого варианта поднимается не корень языка, а его спинка. Чаще всего страдает твердый звук.
В норме сонорные звуки появляются в 5-6 лет. До этого возраста не нужно беспокоиться. Выговаривать плохо «Л» и «Ль» дети могут долго. Обращаться к логопеду нужно после достижения шестилетнего возраста.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Л: назови членов своей семьи.
Р: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра.
II. Элементы массажа мышц языка руками (по Е. В. Новиковой)
IIIАртикуляционная гимнастика: комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звука Л
1. «Лягушка – хоботок»
2. «Лопаточка»
3. «Накажем непослушный язычок»
(с произнесением «пя-пя-пя»).
4. «Вкусное варенье»
5. «Качели»
6. «Пароход»
Цель. Вырабатывать подъем спинки языка вверх.
Описание. Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук Ы-Ы. Необходимо следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта.
Паровоз без колес! Не с ума ли он сошел
Вот так чудо паровоз! Прямо по морю пошел.
7. «Индюк»
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следить, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.
Индюку Честно скажет:
И лучший друг Ты — индюк!
8. «Маляр»
IV Постановка звука «Л».
Отработка звука Л в прямых слогах:
ЛА ЛЫ ЛО ЛУ
V Подвижная игра «Лягушата».
Ребёнок легко прыгает под звучание польки. Логопед резко обрывает музыку. Ребёнок должен тут же остановиться.
Л: попрыгал лягушонок вволю и стал себе массаж делать. (Массаж Лягушата» -разработка М. Ю Картушиной).
Вот лягушка учит крошек,
(движения указательным пальчиком)
Как ловить жуков и мошек.
(хватательные движения кистью).
Да самим чтоб не попасть
На охоте в чью – то пасть
(имитация пасти).
Лягушата дружно встали,
Свои лапки показали.
(Протягивать согнутые в локтях руки вперёд,
пальцы широко раздвинуты).
Спинки прогибаются
(Слегка прогибаются назад).
Лягушки улыбаются.
Лапками похлопали,
(хлопки в ладоши).
Ладошками пошлёпали
Шлёп по грудке, по руке,
По бокам и по спине.
(Шлёпать ладошками в соответствии со словами текста)
V Автоматизация звука ЛЬ:
1) Произнесение изолированного звука .
2)Повторение слогов и чистоговорок :
а) ЛИ ЛЕ ЛЯ ЛЁ ЛЮ
б) ли-ли-ли – суп посоли
ле-ле-ле — ваза на столе
ля-ля-ля – хлебные поля
лю-лю-лю – липу я пилю
3) Закрепление звука ЛЬ в словах (самостоятельное называние слов по предметным картинкам).
Лиза, лист, лифт, липа, ливень, лиса, лицо, лимон, лев, лей, лес, лезь, левый, лейка, лента, лебедь, леска, лесенка, лечить, лепёшка, Люба, люди, лютик, лёд, лён, Лёва, Лёша, лёгкий, лётчик,.
VI Упражнение на концентрацию внимания.
А) Рассмотри и сосчитай лис.
-Найди такую же лису.
Б) Выкладывание из мозаики узора по образцу.
VII Игра «Буратино» (игра для снятия утомления глаз). Все упражнения сопровождаются движениями глаз.
Л: давай ты побудешь Буратино (одеть нос Буратино на ребёнка).Буратино своим длинным любопытным носом рисует:
-СОЛНЫШКО (мягкие движения носом по кругу);
-ПАДАЮТ ЛИСТИКИ (повороты головы вправо – влево)
-ЁЛОЧКА (наклоны головой вперёд – назад; носом «рисуем» ёлочку)
VIII Закрепление темы фронтального занятия «Собираем урожай»
Ребёнок получает картинку с изображением половинки фрукта. Его задача – найти вторую половинку и собрать целый фрукт.
Уборка урожая
Имитация действий: ставим лестницу, срываем яблоки, складываем их в ящики, грузим ящики в машину и везём в магазин.
Пальчиковая гимнастика Апельсин
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежат.
Эта долька – для ужат.
Эта долька – для утят.
Эта долька =- для котят.
Эта долька – для бобра.
А для волка – кожура
IX Итог занятия. Оценка работы ребёнка на занятии.
Что влияет на возникновение дефекта?
Быстро пролетает волшебный возраст от двух до пяти, когда родителей приводит в умиление любое новое слово, освоенное их домашним лингвистом. Детский лепет кажется сочнее и богаче, чем классическая взрослая речь. И сами родители не прочь посюсюкать со своим ребенком на его причудливом языке, вольно или невольно создавая ситуации для неправильного формирования речевых и произносительных навыков.
Но уже к четырем годам надо быть начеку: наступает время правильной речи, а малыш просто не умеет выговаривать некоторые звуки. И если пустить это на самотек, и вовремя не научить его правильно говорить, можно на всю жизнь сделать свое чадо предметом передразниваний и насмешек. Да и с правописанием у него наверняка будут проблемы. Наряду с трудной согласной «Р», многие дети не умеют произносить букву «Л». Этот дефект речи называется в логопедии физиологической дислалией.
Большая часть звуков прекрасно осваивается ребенком к 4-4,5 годам. Если же вы заметили, что ваш малыш испытывает затруднения с произношением нескольких букв или одного звука «л», ищите причины. Одним из факторов может стать дефект речи у взрослого человека, постоянно контактирующего с крохой. Ребенок имитирует речь мамы или папы. Замечены сбои в произношении и у детей, растущих в двуязычных семьях. Малышу трудно осваивать сразу два языка, он путается, подменяет звуки одного языка на звуки другого. Среди физиологических причин отметим следующие:
- нарушения, возникшие при развитии речевого слуха (ребенок слышит звуки неправильно);
- патологии слухового аппарата и речевого дыхания;
- изменения в строении артикулярного аппарата (в случае со звуком «л» это может быть укороченная уздечка).
Все анатомические изменения определяет специалист. Самостоятельные диагнозы часто приводят к неправильному лечению и усугублению дефекта.
Если у ребенка обнаружили укороченную уздечку, не стоит волноваться. Долгое время дефект исправляли с помощью надреза, а сегодня разработана новая методика, при которой уздечка растягивается до необходимого размера с помощью особых упражнений.
Какие занятия подходят для буквы «Л»
Конечно же, сложно научиться правильному произношению без скороговорок и стихов. Именно они позволяют максимально эффективно обучиться правильному произношению. Например, можно громко пропеть сочетание разных слогов, начинающихся с буквы «Л»: ле-ла-ло-лу-ли и т.д.
Конечно же, стоит использовать и схожее упражнение, которое применялось для изучения буквы «Р». Выберите побольше слов с буквой «Л»: лес, ломоть, любовь, ласка и т.д., и начинайте проговаривать их, после чего малыш должен повторить их за вами точь-в-точь.
Как еще можно научить ребенка выговаривать букву «Л»? Можно поиграть в следующую игру. Выберите разные слова, среди которых будут и те, что содержат букву «Л». Предлагайте ребенку задания, при помощи которых он сможет обнаружить искомые слова. Чтобы было веселее играть, подготовьте дидактический материал – в игре ребенок лучше усваивает учебный материал.
Автоматизация звука [л]
Если результаты есть, то нужно постепенно закреплять звук в слогах. Можно начать с закрепления мягкого :
Ля-ле-лю-ли ( лямка, Коля, Валя; лес, Леша, Лена; Люба, люди, Люся; листья, ливень, лиса, лимон).
Постепенно усложняем:
Летнее солнышко любит Люба; лев сильнее всех; поле зеленеет.
Когда начнет получаться в прямых слогах, можно будет переходить к обратным и сочетанию с другими согласными:
- аль-юль-оль-ель-ыль-яль (небыль, пыль, быль, соль);
- фле-флю-фля-фли (флейта, флюгер, фляга, флис) и другие звукосочетания.
Можно активно использовать чистоговорки:
Толь-толь-толь – мы просыпали соль.
Уль-уль-уль – моль съела тюль.
Ыль-ыль-ыль – на дорогах пыль.
Твердый придется отрабатывать намного дольше. Начинаем снова с прямых слогов:
ло-лу-ла-лы-лэ (лодка, лошадь, ловкий; ладони, ластик, лава; луна, Лунтик, луч; лысый, лыко, полы).
Ло-ло-ло: едет лошадь далеко.
Лы-лы-лы: Лола вымыла полы.
Ла-ла-ла: наша Леночка мала.
Лу-лу-лу: любят дети пахлаву.
Далее переходим к обратным слогам:
Ал-ол-ул-ыл-эл (мал, спал, стул, стол, кол и т. д.)
Переходим к чистоговоркам:
Ал-лл-ал: Коля еще мал.
Ол-ол-ол: сели мы за стол.
Ул-ул-ул: ветер сильно дул.
Ыл-ыл-ыл: суп уже остыл.