Японская методика воспитания детей плюсы и минусы
Содержание:
- Система фостерного воспитания в Японии
- Тесное общение
- Методика раннего развития
- В Японии очень низкий уровень преступности
- Роль мужчины в японской семье
- «Донашивание ребёнка»
- Воспитание с 6 до 15
- Ребенок – равный
- Времена меняются, но традиции остаются прежними
- Ступени японского воспитания
- Все начинается с семьи
- А как же контроль
- Основные принципы японского мировозрения
- Воспитание детей в Японии – многовековая традиция
- Система воспитания в Японии.
- Школа
- Японская тактика, которая не допускает, в частности, запретов и порицания, полюбилась многим российским родителям. Metro обсудило эту систему воспитания с психологом, чтобы понять, с чем японцы перегибают палку.
Система фостерного воспитания в Японии
Сегодня в Японии действует система фостерных семей, но она очень слабо развита. По данным министерства здравоохранения, труда и социального обеспечения Японии, примерно 12% детей, не имеющих стабильных семей, отдаются на воспитание в фостерные японские семьи. Это самый низкий показатель, по сравнению с другими странами Организации экономического сотрудничества и развития ОЭСР, такими как Австралия, Корея и США.
Ключевая версия того, почему детей в Японии редко отдают в фостерные семьи, заключается в беспокойстве социальных служб и министерств социального регулирования тем, что ребенок слишком привяжется к фостерной семье, что может затруднить последующее разделение. В отличие от позиции чиновников, японские психологи и педагоги уверены, что помещение детей в фостерную семью — это оптимальный подготовительный этап для последующего перехода в приемную семью на постоянных условиях.
Возможно было бы логичнее взять более успешную страну, и, на контрасте с Россией, показать все наши несовершенства в системе организации детских домов. Но идея статьи была другая, а именно — показать, что проблема детей без родителей имеет мировые масштабы и это делает её еще более острой и насущной. Япония нуждается в пересмотре своих традиций, касающихся усыновления детей, организации фостерных семей на более упрощенном уровне, изменении условий содержания детей в специальных учреждениях и упрощении процедуры усыновления. И в этом наши страны очень похожи.
Тесное общение
МАЛЕНЬКИЕ дети всегда были вместе с матерью. В прежние времена мамаши просто привязывали младенцев полотном ткани к себе на спину или на грудь, как удобнее, в зависимости от того, чем им приходилось заниматься: работой на рисовом поле, приготовлением пищи, уходом за детьми постарше. Детей в семьях было много, и, когда появляется на свет еще один, мать пересаживала предыдущего ребенка (как правило, годовалого) на спину самому старшему, и малыш, таким образом, становился невольным участником развлечений и учебных занятий своей сестры или братика. Они так и в школу ходили, с младенцами за спиной. Через год-другой малыш начинал бегать сам, а старшим доверяли следующего отпрыска.
В современных японских семьях всего один-два ребенка. И тем не менее, многие женщины, выходя замуж, оставляют работу и занимаются семьей и домом.
По мере того как дети подрастают, женщина может вновь выйти на работу, но это будет скорее второстепенным делом, подразумевающим неполную занятость. С детьми школьного возраста у матерей тоже много забот, которые не принято кому-то делегировать. А вечером непременно нужно встречать с работы отца с готовым ужином. Конечно, если семья имеет свой маленький бизнес, например магазинчик или кафе, то там мать работает, как всегда, «с младенцем на руках».
Многих иностранцев удивляет и тот факт, что японские детишки сначала начинают говорить, а уж потом ходить. Но для японцев это совершенно естественно. Мама все время разговаривает с ребенком, объясняет ему, что она делает, шутит с ним, напевает песенки, многократно повторяет слова, которые малышу нужно запомнить в первую очередь, и рано или поздно он начинает их повторять.
Конечно же, младенцы «у мамы на руках» не только знакомятся с миром и учатся говорить. Большую часть времени они просто спят. Кстати, способность спать в вертикальном, и часто неудобном, положении, приобретенная в раннем детстве, сохраняется у японцев в течение всей жизни, и это тоже одна из национальных особенностей. С детства приученные расслабляться в неудобных позах, японцы спокойно дремлют на протяженных токийских перегонах в метро или в автобусах, засыпают на скучных общественных мероприятиях, на концертах, и вид заснувшего человека с широко открытым ртом и даже похрапывающего никого не шокирует и не считается неприличным
Перехватить минутку-другую сна — это так важно в суматошной жизни XXI века! Может даже в эту минутку что-то приснится. Например, какое-нибудь очередное произведение японского автопрома
А узнать можно на «Сонан» или других толкователях сладких снов.
Методика раннего развития
Очень большое внимание в этой стране уделяется в последние десятилетия раннему развитию и воспитанию детей. Такая тенденция наметилась больше полувека назад, и виной тому — книга «После трёх уже поздно» Масару Ибуки, педагога-теоретика и основателя фирмы Sony
Главная мысль книги в том, что основы человеческой личности закладываются именно в возрасте до трёх лет, когда очень высока детская восприимчивость и обучаемость. Цель воспитания по методике Ибуки:
- создать в период до трёх лет все условия, в которых ребёнок может полностью реализоваться;
- стимулировать познание посредством возбуждения естественного интереса малыша к новому;
- заложить у ребёнка основы характера и сильной личности;
- способствовать раскрытию в детях творческого потенциала.
В Японии очень низкий уровень преступности
В Японии очень низкий уровень преступности, что, безусловно, является основной причиной, по которой родители чувствуют себя уверенно, отправляя своих детей в одиночку. Но небольшие городские пространства и культура пешеходного и общественного транспорта также способствуют безопасности и, возможно, не менее важна для ощущения безопасности обычными жителями.
В японских городах люди привыкли гулять везде пешком, а поездки на общественном транспорте превосходят индивидуальные на автомобиле. В Токио половина всех поездок совершается на поезде или автобусе, а четверть пешком. Водители привыкли разделять дорогу и уступать пешеходам и велосипедистам.
Мачеха Кайто говорит, что она не позволила бы 9-летнему ребенку одному ездить на метро в Лондоне или Нью-Йорке, только в Токио. Это не значит, что Токийское метро не подвержено риску. Например, сохраняющаяся проблема женщин и девочек, которые подвергаются преследованию чиканов, привела к тому, что начиная с 2000 года на отдельных линиях появились вагоны только для женщин. Тем не менее многие городские дети продолжают ездить на поезде в школу и выполнять поручения в своем районе без пристального надзора родителей.
Просмотры: 6 867
Роль мужчины в японской семье
В 2010 году в Японии на конкурсе популярных новых слов победило слово «икумен» (от «икуджи» — воспитание детей и «мен» — мужчина). Чем это отличается от понятия «отец»? Дело в том, что мужчины в Японии не занимались воспитанием детей очень давно.
В эпоху Эдо (1603—1868 годы), насколько можно судить по литературным источникам, отцы много внимания уделяли воспитанию детей. Именно отцы часто водили детей в баню. Европейские путешественники описывали Японию как рай для детей: «Отцы очень любят своих детей, в семьях любого статуса. Отцы хорошо заботятся о детях и одновременно дают им свободу. Дети босые бегают по дорогам, и как бы они ни шалили, мы не видели, чтобы их наказывали. Нигде мы не видели таких счастливых детей».
В XVII веке европейцы писали: «Японцы никогда не воспитывают детей с помощью кнута. Они пользуются словом».
Японская семья на прогулке. Гравюра эпохи Эдо
Японские отцы перестали воспитывать детей в эпоху Мэйдзи (Мэйдзи в переводе означает «просвещённое правление» — время правления императора Муцухито — 25 января 1868 г. – 30 июля 1912 г.). Это был период европеизации Японии. Страна во всем подражала Европе, и в области воспитания в том числе. Так появились строгие отцы.
В 1950-е мужчина был абсолютным авторитетом, главой семьи. Он не готовил, не убирался, не стирал, не следил за детьми.
В 1970-1980-е начался период бурного экономического роста. Чем больше человек работал, тем больше получал. Отцов стали называть «воинами компаний». Женщины чаще всего оставались дома и обеспечивали быт: они идеально стирали, убирали и готовили блюда любой кухни мира. Это были профессиональные домохозяйки, которые занимались также и воспитанием детей. Воины компаний и домохозяйки-профи идеально дополняли друг друга.
В 1990-е экономический рост останавливается. Постепенно воины перестали побеждать. И тут японские женщины начинают работать. Мужчины потихоньку начинают уделять время воспитанию и домашнему хозяйству. Но образы мужчины-добытчика и женщины-домохозяйки укоренились в сознании и не спешили меняться.
Сейчас в большинстве японских семей работают и муж, и жена. При этом женщины уделяют домашнему хозяйству в 5 раз больше времени, чем мужчины. Во всем мире женщины больше занимаются домашними делами, но среднемировая разница гораздо меньше – всего лишь в два раза.
На диаграмме показано, сколько минут в день уделяют домашнему хозяйству мужчины и женщины в Японии и в среднем в мире. Правда, есть две страны, где мужчины занимаются домашним хозяйством еще меньше – это Индия и Южная Корея.
На этой диаграмме хорошо видно, что японские мужчины тратят на работу больше времени, чем среднемировые мужчины тратят суммарно на работу и домашнее хозяйство. А между тем, у японцев в сутках все те же 24 часа.
Нынешняя эпоха – ренессанс японских отцов. Кроме уже упоминавшегося икумена, в словаре появилось слово «икубосс». Это начальник, который входит в положение родителей, отпускает пораньше домой, понимает, что отцов нельзя задерживать на работе, но при этом нельзя и урезать в деньгах.
В 2017 году японское правительство приступило к трудовой реформе, цель которой – чтобы мужчины и женщины могли поровну работать и поровну воспитывать детей. Но это законодательство наталкивается на противодействие бизнеса, которому такое положение вещей невыгодно.
На данный момент женщина может находиться в оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком на протяжении года (в крупных компаниях – до трех лет). Отцы тоже могут брать декретный отпуск, но пользуются этим правом лишь около 3% японских семей.
Современный японский папа очень занят, и поэтому воспитание ребёнка целиком ложится на мать. Есть даже термин «ванопеикуджи» — воспитание ребенка только мамой.
Как же отцу оставаться в сердце ребенка, если он постоянно на работе? Тосимаса Оота предлагает донести до ребенка три идеи:
Я рад тому, что ты есть
Даже если меня нет рядом, я постоянно о тебе думаю
И последнее – это очень важно – я очень люблю твою маму
Ну и конечно тут важна роль мамы. Если она много рассказывает ребенку про папу, ребенок будет чувствовать значимость этого человека в своей жизни.
«Зато время, которые отцы проводят с детьми в выходные, в Японии больше, чем в других странах. Но есть одна проблема – большинство отцов не могут поменять памперс с какашками. Запахло – сразу ребенка маме», — смеется Тосимаса Оота.
«Донашивание ребёнка»
Это понятие, достаточно непривычное для многих украинцев, — неотъемлемая часть воспитания в Японии. Даже если мамочка не знакома с самим термином, она точно знает, что новорожденный малыш нуждается в её близости не меньше, чем в грудном молоке.
Периодом донашивания в психологии называют те несколько месяцев, которые следуют после рождения, когда ребёнок и мать продолжают составлять единое целое — настолько прочна их связь. Разница заключается лишь в том, что кроха, проведший 9 месяцев внутри мамы, теперь пребывает рядом с ней снаружи, поддерживая тесный телесный и эмоциональный контакт
В это время для малыша очень важно быть как можно ближе к маме, чьё присутствие не заменят ни комфортные люльки, ни ультрасовременные радионяни
В Японии ключевая роль женщины традиционно сводится к обереганию семейного очага и воспитанию детей, поэтому в первый год японские мамы практически не разлучаются с малышом, проводя дни и ночи в его компании. Совместить домашний быт и уход за крохой им помогают привычные здесь слинги, эргорюкзаки и этнические переноски (оби, онбухимо), позволяющие женщине выполнять работу по дому, передвигаться по городу и отдыхать, не оставляя малютку ни на минуту.
В Японии вы вряд ли увидите надсадно орущего младенца. Здесь не принято позволять крохе плакать, а в мамины обязанности входит обеспечение для него полного комфорта, чем она и занимается в среднем до трех лет.
Папы редко принимают участие в уходе за ребятишками. Их главная задача — гарантировать семейству материальное благополучие. Они уделяют время общению с детьми на выходных, в часы совместных прогулок.
Воспитание с 6 до 15
Обычная японская семья уделяет много времени взращиванию моральных ценностей у своего ребенка. Причем обучение и умственное развитие всегда отходит на второй план. В первую очередь ребенок должен быть послушным и понимающим. Чадо должно соблюдать традиции, принимать участие во всех семейных праздниках, учтиво общаться со взрослыми и служить интересам общества.
С 6 лет ребенок начинает ходить в школу. Родители с этого времени снимают с себя ответственность за воспитание и перекладывают ее на плечи учителей. Тем не менее мамы все равно продолжают контролировать ребенка, провожают и встречают его из школы и внимательно следят за успеваемостью. Обучение в младших классах бесплатное, а вот в старших – платное. Поэтому особенностью воспитания детей в Японии после 5 лет является внушение навыков бережливых трат. Японцы не придают большого значения деньгам, они прививают малышам любовь к жизни, а не к купюрам. Но обучение дает много дивидендов. Поэтому состоятельные родители хотят, чтобы их ребенок окончил платную школу и поступил в университет. Знания поощряются японским обществом, поэтому человек, который получил высшее образование, считается привилегированным.
Интересная особенность японских школ заключается в том, что у школьника каждый год меняются одноклассники и учителя. Эта система была придумана для того, чтобы преподаватели не заводили любимчиков, а ребята могли научиться социализироваться в новом коллективе.
Ребенок – равный
К 15 годам ребенок считается практически сформировавшейся личностью. Дальше следует недолгий этап бунтарства и самоидентификации, которые, впрочем, редко подрывают основы, заложенные в предыдущие два периода.
Икудзи – парадоксальная и даже странная система воспитания. По крайней мере, в нашем, европейском, понимании. Однако она проверена веками и помогает выращивать дисциплинированных законопослушных граждан своей страны.
Как японские дети учатся умножать? Обратите внимание на начертание линий + считайте пересечения = результат
Считаете ли вы ее приемлемой в отечественной действительности? Применяете ли вы какие-либо принципы икудзи в воспитании собственных детей?
По материалам lifehacker.ru
Времена меняются, но традиции остаются прежними
Под влиянием западных тенденций женщины в Японии все чаще стремятся совмещать работу и семью. Выйти на работу через год после родов считается нормой, даже если мужчина полностью обеспечивает семью. Контроль за детьми снижается, но ориентир на коллектив в воспитании и образовании по-прежнему на первом месте. Так же, как и чуткое отношение к проблемам детей, ответственность за младшее поколение.
Секреты успешного развития японских малышей – сотрудничество, а не индивидуализм, полное погружение мамы в процесс, принятие чада таким, какой он есть (все малыши желанны), умение ребят учитывать свои ошибки. Как бы мир ни относится к гендерному разделению, «угрозе отчуждения», модель воспитания страны восходящего солнца дает хороший результат. Здесь умеют найти время на работу, обучение и отдых, гармонично развивают молодое поколение.
Фильм-аниме «Мой сосед Тоторо» (1988 год) от известного мультипликатора Хаяо Миядзаки позволит получить представление об укладе жизни в японской семье, родительской мудрости и любви. Впервые его продемонстрировали российской публике в 1993 году.
Ступени японского воспитания
Методы воспитания в стране восходящего солнца едины для всех районов – от мегаполисов до скромных провинций (см. также: проводим грамотное воспитание ребенка до года). Однако в государствах с иным менталитетом и традициями они нуждаются в корректировке с учетом привычных устоев. Воспитание по-японски включает такие этапы:
- возраст 0-5 лет, дитя считают «императором»;
- возраст 6-15 лет, ребенка называют «рабом»;
- возраст 16 и старше, когда ребенок становится «равным».
Нежный возраст ребенка-«императора»: дозволено практически все
До 5 лет японский малыш не знает никаких запретов. Родители могут только предостерегать его фразами: «здесь грязно», «этот предмет опасен» и другими. Мир для ребенка практически не имеет границ (в разумных пределах), однако когда он обжегся или упал, всю вину за случившееся мама берет на себя. Большую часть времени он проводит с ней, пока не наступает время поступать в сад или школу.
В Японии не положено, чтобы подруги и дети помогали матери семейства по хозяйству, мыли посуду, убирали. Она должна успевать все сама, содержать в порядке дом.
Роль отца в «императорском» возрасте не так велика. Он появляется на выходных, посещая с чадом парки аттракционов или развлекательные комплексы. На младшее поколение не принято повышать голос, читать нравоучения, «учить» уму-разуму, наказывать телесно.
Принцип “не ругать до 5 лет” иногда работает против мам и бабушек, которые воспитывают маленьких диктаторов, обращающихся с родителями, как с прислугой. Когда малыш делает что-то очень плохое, его не отругают, не поставят в угол. Единственная реакция взрослых – слова о том, что это «нехорошо», «действительно опасно» и так далее. Усмирить пыл малыша позволяет «угроза отчуждения», которая оказывает эффективное действие на детей.
«Угроза отчуждения» по японским традициям
Традиционно японское общество состоит из групп, а не отдельных индивидуумов. Так сложилось годами, ведь сообща легче выживать в не всегда простых условиях. Одиночество тяжело переносится как взрослыми, так и детьми. Самая страшная угроза для японцев любого возраста – отлучение от семьи, клана, противопоставление действий ребенка принципам, принятым в коллективе.
Общественного порицания в стране нет. Ребенок волен вести себя на людях как угодно, за что не получит выговор от посторонних. Однако маленького хулигана успокоить довольно легко. Для этого маме стоит лишь сказать ему: «Будешь продолжать в том же духе, над тобой все будут смеяться». Этого достаточно, чтобы малыш задумался о своем поведении и повел себя, как принято.
Почему ребенка 6-15 лет называют в Японии «рабом»?
С 6 лет в жизни японской детворы все кардинально меняется. Ребята идут в школу и на первое место выходит дисциплина, жестко регламентируется внешний вид и поведение. Начальная и средняя школа в Японии бесплатны, учебный год стартует в апреле. Существует строгое деление на младшую, среднюю и старшую школу. Последнюю оканчивают те, кто планирует поступать в ВУЗ, обучение здесь ведется за деньги.
Ежегодно учащиеся одной параллели распределяются по классам случайным образом. Получается, что ученик попадает в новый коллектив, где половина сверстников не знакомы или плохо знакомы. Подобная перетасовка развивает чувство коллективизма, согласно которому ученик должен находить общий язык со всеми ровесниками.
Школа в Японии – место, где соблюдается дисциплина, царит сдержанная атмосфера. Дети ходят в форме, регламентируемой учебным заведением (зимний и летний варианты шьют на заказ). По окончании уроков уборка школьной территории и школы ложится на плечи учеников, поскольку уборщиков здесь нет. Принцип, регламентируемый начальной и средней школой – социальное равенство. «Будь как все!» – этому учит система японских школьников.
К ребенку, перешагнувшему подростковый рубеж, начинают относиться, как к взрослому. С 15 лет юноши и девушки четко осознают ответственность перед семьей и государством за свои поступки, строго соблюдают правила, установленные в обществе. На публике и в общественных местах они следуют положенным традициям, однако в свободное время ведут себя, как хочется. Они носят любимую одежду (нередко, в европейском стиле) или противопоставляют себя западному обществу, закаляют тело и дух, подобно самураям.
Все начинается с семьи
Основы воспитания закладываются в семье. Традиции воспитания в Японии таковы, что отдавать детей в детский сад в раннем возрасте не принято. Конечно, есть ясли, которые принимают детей с года, но родители должны обосновать невозможность воспитывать ребенка до 3 лет дома
Обычно японские матери работают несколько часов в день, а отец полностью поглощен жизнью своей фирмы и уделяет ребенку внимание только на выходных
Среди детских садов Японии выделяются элитные сады при престижных университетах, и попасть туда считается величайшим счастьем. Родители готовы платить огромные деньги за поступление, а дети проходят сложнейшее тестирование. Дальнейший путь таких детей уже предопределен, поступление в университет гарантировано. Но таких садов немного.
Обычные детские сады также предлагают занятия, но основная их задача – научить ребенка быть частью коллектива.
Воспитание личности в Японии – это в первую очередь воспитание коллективистов. Здесь много времени уделяется хоровому пению, прикладному творчеству, спортивным играм и играм в группах. Интересные традиции воспитания, непривычные нам – полное отсутствие сравнений и соревнований между детьми. Здесь не выделяют наиболее способных детей и не поощряют лидеров. Основные задачи, которые решает воспитание личности — научиться работать в группе, жить интересами коллектива.
Основы воспитания выносливости – ежемесячные походы всем детским садом в интересные места на целый день.
Еще интересная особенность японских детских садов и школ – это ежегодная смена воспитателя и учителя и изменение состава классов и групп.
Зачем? Считается, что это позволяет детям лучше научиться находить общий язык со сверстниками и взрослыми. А также помогает детям, у которых не сложились отношения с воспитателями, не чувствовать себя непринятыми.
Самым суровым наказанием для маленького японца является противопоставление го группе. «Если ты будешь делать так, с тобой не будут дружить» – это самое страшное для ребенка, которого всю жизнь учили подчиняться коллективу. Так воспитываются дети, которые, став взрослыми, будут готовы самоотверженно работать на благо корпораций.
А как же контроль
Действительно, как можно позволить ребенку, едва научившемуся ходить, делать то, что взбредет в голову? Это же чревато множеством опасностей для него, не говоря уже о невозможности элементарного контроля.
На самом деле все не так страшно. Никакой анархии. Для японцев ребенок – это губка, которая впитывает в себя всю получаемую информацию. Поскольку мать для него – важнейший в мире человек, то именно ее поведение и действия он будет пытаться копировать. Соответственно, достаточно правильно себя вести с собственным чадом, чтобы жизнь стала легкой и удобной. При этом никаких нервов, пузырьков валерьянки и скандалов.
Еще один важный момент – обращение к чувствам ребенка. Например, если он будет ломать куклу, японка не станет его ругать и угрожать, что больше никогда не купить новую. Она просто тихо и с грустью в голосе расскажет, как кукле больно.
Таким образом, в первые пять лет жизни ребенок учится уважать чувства окружающих. При этом он растет с постоянной мыслью, что он хороший, его любят
А это очень важно для последующего гармоничного развития
Основные принципы японского мировозрения
Японские детки уже в дошкольном возрасте усваивают принцип, гласящий, что всему в этом мире свое место. Не всегда это легко дается малышам. Так что вряд ли необходимо переносить их обычаи к нам.
Вообще, считается нормой семья из 4 человек. Главный – отец или сюдзин. Жена играет роль домохозяйки. Ее называют канай, что означает «внутри дома». Сейчас это разделение понемногу сглаживается и женщины все больше выходят на работу
Большое внимание уделяется порядку рождения детей. Старший – наследник
На него возлагается большинство обязанностей.
Интересной является ситуация с заключением браков. Чаще родители сами договариваются о свадьбе своих детей, находят им спутников жизни. К счастью, это правило понемногу уходит в небытие. Разводы не приветствуются в обществе и случаются крайне редко.
Воспитание детей в Японии – многовековая традиция
Икудзи – не просто ряд мер или воспитательный принцип, не просто система, а традиция, сложившаяся на основе многовекового опыта целого народа. Она неразрывно связана с его культурой и менталитетом. Да, японцы удивительно приветливая, вежливая и разумная нация. Их семейственность(клановость) и приверженность национальной традиции удивляют западных европейцев и американцев, где каждый сам заботится о себе, будь то молодежь или старики. Чем же отличаются семейные традиции японцев от западной культуры?
- Самой главной отличительной чертой японцев является иерархическая лестница, где каждому из членов семьи отводится своя, скажем так, ниша. Отца в семье все называют «хозяином», «главной дома», маму – «человеком внутри дома» (той, которая присматривает за всем), а при обозначении братьев или сестер в разговоре всегда добавляется «старший» или «младший». С самого малого возраста ребенок знает свое место. Вырастая, японское дитя и далее, всю оставшуюся жизнь, следует этому принципу старшинства не только в семье, но и в обществе.
- Еще одна особенность японской культуры – это роль матери. Мама и ребенок остаются в особой связи всю жизнь. Даже когда малыш становится самостоятельным подростком или совсем взрослым человеком, для него мама остается все той же «присматривающей» за ним. В основе взаимоотношения мамы и ребенка лежит принцип амаэ – привязанность друг к другу, желание быть любимыми. Для японцев нормальным явлением считается контролировать жизнь ребенка даже в подростковом возрасте. Мама постоянно следит, почистило ли ее чадо зубы перед сном, прибралось ли в комнате, поело ли вовремя. Японская мамочка редко когда работает на общество. Ее работа – это семья и воспитание детей. Но отдавая всю себя детям и заботе о них, она точно знает, что в старости может рассчитывать на ответную заботу и уход.
- И третье отличие японской семьи от европейской – это проявление уважения к старшим как показательный пример для младших. Японские родители никогда не будут делать замечание своему ребенку или наказывать его (а уж тем более публично), весь их образ жизни, уклад, взаимоотношения в семье и с другими людьми будет служить примером для малыша.
- Еще один нюанс в воспитании – ребенок, сколько бы ему ни было лет, пять или пятнадцать, всегда имеет право голоса. К его мнению будут прислушиваться. И на полном серьезе обсуждать его на семейном совете. Если ребенок (даже трехлетний) в чем-то поступил нехорошо, то с ним будут проводиться многочасовые беседы с «разбором полетов» и пояснениями, как его поведение повлияло на чувства других людей. Поэтому кроха с детства будет стараться вести себя так, чтобы не обидеть других.
- Даже самых маленьких приучают жить в коллективе и прививают им любовь к спорту, искусству, творчеству, труду, но при этом подсказывают, направляют и контролируют каждое действие, заставляя сразу же исправлять, свои ошибки.
- И последнее. У японских родителей нет привычки оставлять своих детей на нянь или на бабушку с дедушкой. Родители и дети всегда вместе проводят все свободное время.
Система воспитания в Японии.
Воспитание личности в раннем детстве чрезвычайно мягкое, детям обычно ничего не запрещают и самое строгое наказание – это услышанное неодобрение или предостережение матери, если то, что он делает опасно или маме больно. Основы воспитания в японском обществе – предельная вежливость к окружающим людям и в общественных местах. И дома, и в саду очень много времени уделяется усвоению манер, ритуалов, вежливых выражений, которыми богата речь японцев. Еще японские родители могут пригрозить ребенку, что поменяются с соседями, у которых замечательные дети. Эти традиции воспитания помогают воспитывать послушание с раннего детства. В Японии принято обращаться по-царски с ребенком до 5-6 лет. Дальнейшее воспитание становится более строгим, к ребенку предъявляются высокие требования на занятиях и в детском саду и в школе. А общение с ребенком, достигшим 15 лет будет уже как с равным.
Школа
Школа для ребенка – важнейший этап жизни. Приходя сюда, он из «бога» превращается в «слугу», а, заканчивая среднюю школу и переходя в старшую, становится взрослым.
Школа делится на три ступени:
- начальная – с 6 до 12 лет;
- средняя – с 12 до 15;
- старшая – с 15 до 18.
Школьная скамья – место, где царят правила, ограничения, собственные законы. Но они тоже служат главной цели – социализации в коллективе.
Учителя в школе по большей части – мужчины.
В школьную программу Японии входят многие предметы, схожие с предметами других стран: родной язык, иностранный (чаще всего английский), математика, естествознание, живопись, физическая культура, история, музыка, труд, обществознание. Чем класс старше, тем сложнее становится.
Чтобы подчеркнуть равенство всех учащихся, принято носить одинаковую одежду – школьную форму.
Японская школьная форма
Типичный день японского ребенка проходит следующим образом:
- 5-6 утра – подъем, гигиенические процедуры, завтрак.
- 7-8 утра – повторение уроков, самообразование.
- 8-15 часов – школьные уроки. Каждый урок длится 45-50 минут, в перерывах – игры на свежем воздухе или обед. Классы обычно большие, до 40 учеников.
- После уроков – посещение так называемых дзюку, которые можно назвать одной из особенностей японского образования – дополнительных занятий, кружков, секций, репетиторов.
- В 7-8 вечера школьники возвращаются домой, где их еще ждут домашние задания.
Будни школьников очень напряженные, почти целый день они посвящают учебе, самообразованию, чтению, а свободного времени практически не остается. В старших классах нагрузка вырастает, потому что на носу экзамены, от которых зависит поступление в высшие учебные заведения, определяющие карьеру, а значит – всю жизнь японца.
Японская тактика, которая не допускает, в частности, запретов и порицания, полюбилась многим российским родителям. Metro обсудило эту систему воспитания с психологом, чтобы понять, с чем японцы перегибают палку.
Ступени японского воспитания имеют многовековые традиции. Они неразрывно связаны с культурой и менталитетом японцев.
До 5 лет – «период императора»
До 5 лет японский малыш практически не знает запретов. До этого возраста ребёнок считается «императором»: его купают в любви и ничего не запрещают. В Японии вы не увидите, как на капризного малыша ругаются родители, да и прохожие не станут требовать: «Уймите своего ребёнка!» Мир для малыша практически не имеет границ. В период «императора» японские дети неразрывно связаны с матерью. Мама продолжительное время носит чадо на руках, спит вместе с ним и выполняет все прихоти. Роль отца в это время не так велика, она ограничивается лишь развлечениями по выходным.
С 6 до 15 лет – «период раба»
В 6 лет японские дети идут в школу – и всё кардинально меняется. Их сладкая жизнь под боком у мамы сменяется «рабским» трудом в школе, где царят дисциплина и подчинение. Внешний вид и поведение строго регламентированы. Нужно быть как все – и это главный принцип японской школьной системы. Для традиционного японского воспитания характерно разделение по гендерному признаку. Подход к обучению мальчиков более строгий, для них обязательны дополнительные занятия и внеклассное обучение. На кухню им вход закрыт, это женский мир. Мальчик воспринимается как наследник, и в него вкладывают определённые знания и навыки, которые позволяют добиваться серьёзных результатов.
16 лет и старше – «период равного»
Традиционное японское общество состоит из групп, а не отдельных индивидуумов. Самая страшная угроза для японцев любого возраста – отлучение, отчуждение от семьи, клана, коллектива. С детства в сознание малышей закладывается страх перед осуждением общества, не быть таким, как все, – плохо. Фраза «Над тобой будут все смеяться» – хуже любого наказания и запрета. С 16 лет, когда наступает период «равного», молодые японцы становятся частью большого общества, и главное для них – не совершить какую-то ошибку, которая навлечёт его осуждение.
Айна Громова
психолог, врач-психиатр
Япония только с первого взгляда кажется раем для детей, которым ничего не запрещают. Если посмотреть на общество в Стране восходящего солнца, то его с трудом можно назвать здоровым и счастливым. За Японией закрепилось одно из первых мест в мире по количеству депрессий, суицидов, там очень высок уровень алкоголизма. Разберём несколько «перегибов» в методах воспитания в этой стране. Отсутствие слова «нет» в системе воспитания приводит к тому, что ребёнок растёт в искусственной среде, в «консервной банке». Вседозволенностью мы обрекаем детей на то, что каждое «нет» будет наносить им травму и вызывать кризис. Без запретов у ребёнка нет границ и ориентиров, формирование здоровой личности без здоровых ограничений невозможно.
Личность становится зрелой тогда, когда человек понимает взаимосвязь между своими поступками и их результатами. Инфантильные, слабые люди чаще всего вырастают в семьях с гиперопекой родителей, где мама, бабушка, папа и так далее сами устраняли любой дискомфорт, с которым сталкивался малыш. Другой вопрос, что рамки дозволенного не должны быть слишком узкими. Когда запретов чересчур много, это также не даёт возможность развиваться ребёнку в полной мере. Можно всё и ничего нельзя – две крайности, которые стоит избегать.
Японский принцип «Будь как все!» мешает росту личности
Ребёнка важно научить делать собственный выбор, высказывать мнение, понимать свои чувства и желания, нужно развивать его индивидуальные особенности. Без всего этого не может сформироваться здоровая гармоничная личность
Когда тебя с детства ориентируют на то, что ты ни в коем случае не должен быть отвергнут, что ты должен уважать мнение большинства и прислушиваться к нему, ты рискуешь стать жертвой травли…
Ты не можешь адекватно оценивать себя и мир вокруг. Зависимость от чужого мнения делает человека очень уязвимым, вгоняет его в невротические рамки. Многие японцы, к примеру, крайне тяжело переживают увольнение с работы
Уважение старших, умение быть частью социальной группы – это важно, но нужен баланс. Нельзя воспитывать эгоцентрика, зацикленного на себе, но опасно развивать у ребёнка зависимость от мнения других
виктория мельникова