Японская методика воспитания детей плюсы и минусы

Содержание:

Система фостерного воспитания в Японии

Сегодня в Японии действует система фостерных семей, но она очень слабо развита. По данным министерства здравоохранения, труда и социального обеспечения Японии, примерно 12% детей, не имеющих стабильных семей, отдаются на воспитание в фостерные японские семьи. Это самый низкий показатель, по сравнению с другими странами Организации экономического сотрудничества и развития ОЭСР, такими как Австралия, Корея и США.

Ключевая версия того, почему детей в Японии редко отдают в фостерные семьи, заключается в беспокойстве социальных служб и министерств социального регулирования тем, что ребенок слишком привяжется к фостерной семье, что может затруднить последующее разделение. В отличие от позиции чиновников, японские психологи и педагоги уверены, что помещение детей в фостерную семью — это оптимальный подготовительный этап для последующего перехода в приемную семью на постоянных условиях.

Возможно было бы логичнее взять более успешную страну, и, на контрасте с Россией, показать все наши несовершенства в системе организации детских домов. Но идея статьи была другая, а именно — показать, что проблема детей без родителей имеет мировые масштабы и это делает её еще более острой и насущной. Япония нуждается в пересмотре своих традиций, касающихся усыновления детей, организации фостерных семей на более упрощенном уровне, изменении условий содержания детей в специальных учреждениях и упрощении процедуры усыновления. И в этом наши страны очень похожи.

Если вы считаете, что на сайте должно быть большеважных, полезных, доступных и объективных материалов:

Поддержите развитие проекта

Тесное общение

МАЛЕНЬКИЕ дети всегда были вместе с матерью. В прежние времена мамаши просто привязывали младенцев полотном ткани к себе на спину или на грудь, как удобнее, в зависимости от того, чем им приходилось заниматься: работой на рисовом поле, приготовлением пищи, уходом за детьми постарше. Детей в семьях было много, и, когда появляется на свет еще один, мать пересаживала предыдущего ребенка (как правило, годовалого) на спину самому старшему, и малыш, таким образом, становился невольным участником развлечений и учебных занятий своей сестры или братика. Они так и в школу ходили, с младенцами за спиной. Через год-другой малыш начинал бегать сам, а старшим доверяли следующего отпрыска.

В современных японских семьях всего один-два ребенка. И тем не менее, многие женщины, выходя замуж, оставляют работу и занимаются семьей и домом.

По мере того как дети подрастают, женщина может вновь выйти на работу, но это будет скорее второстепенным делом, подразумевающим неполную занятость. С детьми школьного возраста у матерей тоже много забот, которые не принято кому-то делегировать. А вечером непременно нужно встречать с работы отца с готовым ужином. Конечно, если семья имеет свой маленький бизнес, например магазинчик или кафе, то там мать работает, как всегда, «с младенцем на руках».

Многих иностранцев удивляет и тот факт, что японские детишки сначала начинают говорить, а уж потом ходить. Но для японцев это совершенно естественно. Мама все время разговаривает с ребенком, объясняет ему, что она делает, шутит с ним, напевает песенки, многократно повторяет слова, которые малышу нужно запомнить в первую очередь, и рано или поздно он начинает их повторять.

Конечно же, младенцы «у мамы на руках» не только знакомятся с миром и учатся говорить. Большую часть времени они просто спят. Кстати, способность спать в вертикальном, и часто неудобном, положении, приобретенная в раннем детстве, сохраняется у японцев в течение всей жизни, и это тоже одна из национальных особенностей. С детства приученные расслабляться в неудобных позах, японцы спокойно дремлют на протяженных токийских перегонах в метро или в автобусах, засыпают на скучных общественных мероприятиях, на концертах, и вид заснувшего человека с широко открытым ртом и даже похрапывающего никого не шокирует и не считается неприличным

Перехватить минутку-другую сна — это так важно в суматошной жизни XXI века! Может даже в эту минутку что-то приснится. Например, какое-нибудь очередное произведение японского автопрома

А узнать можно на «Сонан» или других толкователях сладких снов.

Методика раннего развития

Очень большое внимание в этой стране уделяется в последние десятилетия раннему развитию и воспитанию детей. Такая тенденция наметилась больше полувека назад, и виной тому — книга «После трёх уже поздно» Масару Ибуки, педагога-теоретика и основателя фирмы Sony

Главная мысль книги в том, что основы человеческой личности закладываются именно в возрасте до трёх лет, когда очень высока детская восприимчивость и обучаемость. Цель воспитания по методике Ибуки:

  • создать в период до трёх лет все условия, в которых ребёнок может полностью реализоваться;
  • стимулировать познание посредством возбуждения естественного интереса малыша к новому;
  • заложить у ребёнка основы характера и сильной личности;
  • способствовать раскрытию в детях творческого потенциала.

В Японии очень низкий уровень преступности

В Японии очень низкий уровень преступности, что, безусловно, является основной причиной, по которой родители чувствуют себя уверенно, отправляя своих детей в одиночку. Но небольшие городские пространства и культура пешеходного и общественного транспорта также способствуют безопасности и, возможно, не менее важна для ощущения безопасности обычными жителями.

 В японских городах люди привыкли гулять везде пешком, а поездки на общественном транспорте превосходят индивидуальные на автомобиле. В Токио половина всех поездок совершается на поезде или автобусе, а четверть пешком. Водители привыкли разделять дорогу и уступать пешеходам и велосипедистам.

Мачеха Кайто говорит, что она не позволила бы 9-летнему ребенку одному ездить на метро в Лондоне или Нью-Йорке, только в Токио. Это не значит, что Токийское метро не подвержено риску. Например, сохраняющаяся проблема женщин и девочек, которые подвергаются преследованию чиканов, привела к тому, что начиная с 2000 года на отдельных линиях появились вагоны только для женщин. Тем не менее многие городские дети продолжают ездить на поезде в школу и выполнять поручения в своем районе без пристального надзора родителей.

Просмотры: 6 867

Роль мужчины в японской семье

В 2010 году в Японии на конкурсе популярных новых слов победило слово «икумен» (от «икуджи» — воспитание детей и «мен» — мужчина). Чем это отличается от понятия «отец»? Дело в том, что мужчины в Японии не занимались воспитанием детей очень давно.

В эпоху Эдо (1603—1868 годы), насколько можно судить по литературным источникам, отцы много внимания уделяли воспитанию детей. Именно отцы часто водили детей в баню. Европейские путешественники описывали Японию как рай для детей: «Отцы очень любят своих детей, в семьях любого статуса. Отцы хорошо заботятся о детях и одновременно дают им свободу. Дети босые бегают по дорогам, и как бы они ни шалили, мы не видели, чтобы их наказывали. Нигде мы не видели таких счастливых детей».

В XVII веке европейцы писали: «Японцы никогда не воспитывают детей с помощью кнута. Они пользуются словом».

Японская семья на прогулке. Гравюра эпохи Эдо

Японские отцы перестали воспитывать детей в эпоху Мэйдзи (Мэйдзи в переводе означает «просвещённое правление» — время правления императора Муцухито — 25 января 1868 г. – 30 июля 1912 г.). Это был период европеизации Японии. Страна во всем подражала Европе, и в области воспитания в том числе. Так появились строгие отцы.

В 1950-е мужчина был абсолютным авторитетом, главой семьи. Он не готовил, не убирался, не стирал, не следил за детьми.

В 1970-1980-е начался период бурного экономического роста. Чем больше человек работал, тем больше получал. Отцов стали называть «воинами компаний». Женщины чаще всего оставались дома и обеспечивали быт: они идеально стирали, убирали и готовили блюда любой кухни мира. Это были профессиональные домохозяйки, которые занимались также и воспитанием детей. Воины компаний и домохозяйки-профи идеально дополняли друг друга.

В 1990-е экономический рост останавливается. Постепенно воины перестали побеждать. И тут японские женщины начинают работать. Мужчины потихоньку начинают уделять время воспитанию и домашнему хозяйству. Но образы мужчины-добытчика и женщины-домохозяйки укоренились в сознании и не спешили меняться.

Сейчас в большинстве японских семей работают и муж, и жена. При этом женщины уделяют домашнему хозяйству в 5 раз больше времени, чем мужчины. Во всем мире женщины больше занимаются домашними делами, но среднемировая разница гораздо меньше – всего лишь в два раза.

На диаграмме показано, сколько минут в день уделяют домашнему хозяйству мужчины и женщины в Японии и в среднем в мире. Правда, есть две страны, где мужчины занимаются домашним хозяйством еще меньше – это Индия и Южная Корея.

На этой диаграмме хорошо видно, что японские мужчины тратят на работу больше времени, чем среднемировые мужчины тратят суммарно на работу и домашнее хозяйство. А между тем, у японцев в сутках все те же 24 часа.

Нынешняя эпоха – ренессанс японских отцов. Кроме уже упоминавшегося икумена, в словаре появилось слово «икубосс». Это начальник, который входит в положение родителей, отпускает пораньше домой, понимает, что отцов нельзя задерживать на работе, но при этом нельзя и урезать в деньгах.

В 2017 году японское правительство приступило к трудовой реформе, цель которой – чтобы мужчины и женщины могли поровну работать и поровну воспитывать детей. Но это законодательство наталкивается на противодействие бизнеса, которому такое положение вещей невыгодно.

На данный момент женщина может находиться в оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком на протяжении года (в крупных компаниях – до трех лет). Отцы тоже могут брать декретный отпуск, но пользуются этим правом лишь около 3% японских семей.

Современный японский папа очень занят, и поэтому воспитание ребёнка целиком ложится на мать. Есть даже термин «ванопеикуджи» — воспитание ребенка только мамой.

Как же отцу оставаться в сердце ребенка, если он постоянно на работе? Тосимаса Оота предлагает донести до ребенка три идеи:

Я рад тому, что ты есть
Даже если меня нет рядом, я постоянно о тебе думаю
И последнее – это очень важно – я очень люблю твою маму

Ну и конечно тут важна роль мамы. Если она много рассказывает ребенку про папу, ребенок будет чувствовать значимость этого человека в своей жизни.

«Зато время, которые отцы проводят с детьми в выходные, в Японии больше, чем в других странах. Но есть одна проблема – большинство отцов не могут поменять памперс с какашками. Запахло – сразу ребенка маме», — смеется Тосимаса Оота.

«Донашивание ребёнка»

Это понятие, достаточно непривычное для многих украинцев, — неотъемлемая часть воспитания в Японии. Даже если мамочка не знакома с самим термином, она точно знает, что новорожденный малыш нуждается в её близости не меньше, чем в грудном молоке.

Периодом донашивания в психологии называют те несколько месяцев, которые следуют после рождения, когда ребёнок и мать продолжают составлять единое целое — настолько прочна их связь. Разница заключается лишь в том, что кроха, проведший 9 месяцев внутри мамы, теперь пребывает рядом с ней снаружи, поддерживая тесный телесный и эмоциональный контакт

В это время для малыша очень важно быть как можно ближе к маме, чьё присутствие не заменят ни комфортные люльки, ни ультрасовременные радионяни

В Японии ключевая роль женщины традиционно сводится к обереганию семейного очага и воспитанию детей, поэтому в первый год японские мамы практически не разлучаются с малышом, проводя дни и ночи в его компании. Совместить домашний быт и уход за крохой им помогают привычные здесь слинги, эргорюкзаки и этнические переноски (оби, онбухимо), позволяющие женщине выполнять работу по дому, передвигаться по городу и отдыхать, не оставляя малютку ни на минуту.

В Японии вы вряд ли увидите надсадно орущего младенца. Здесь не принято позволять крохе плакать, а в мамины обязанности входит обеспечение для него полного комфорта, чем она и занимается в среднем до трех лет.

 Папы редко принимают участие в уходе за ребятишками. Их главная задача — гарантировать семейству материальное благополучие. Они уделяют время общению с детьми на выходных, в часы совместных прогулок.

Воспитание с 6 до 15

Обычная японская семья уделяет много времени взращиванию моральных ценностей у своего ребенка. Причем обучение и умственное развитие всегда отходит на второй план. В первую очередь ребенок должен быть послушным и понимающим. Чадо должно соблюдать традиции, принимать участие во всех семейных праздниках, учтиво общаться со взрослыми и служить интересам общества.

С 6 лет ребенок начинает ходить в школу. Родители с этого времени снимают с себя ответственность за воспитание и перекладывают ее на плечи учителей. Тем не менее мамы все равно продолжают контролировать ребенка, провожают и встречают его из школы и внимательно следят за успеваемостью. Обучение в младших классах бесплатное, а вот в старших – платное. Поэтому особенностью воспитания детей в Японии после 5 лет является внушение навыков бережливых трат. Японцы не придают большого значения деньгам, они прививают малышам любовь к жизни, а не к купюрам. Но обучение дает много дивидендов. Поэтому состоятельные родители хотят, чтобы их ребенок окончил платную школу и поступил в университет. Знания поощряются японским обществом, поэтому человек, который получил высшее образование, считается привилегированным.

Интересная особенность японских школ заключается в том, что у школьника каждый год меняются одноклассники и учителя. Эта система была придумана для того, чтобы преподаватели не заводили любимчиков, а ребята могли научиться социализироваться в новом коллективе.

Ребенок – равный

К 15 годам ребенок считается практически сформировавшейся личностью. Дальше следует недолгий этап бунтарства и самоидентификации, которые, впрочем, редко подрывают основы, заложенные в предыдущие два периода.

Икудзи – парадоксальная и даже странная система воспитания. По крайней мере, в нашем, европейском, понимании. Однако она проверена веками и помогает выращивать дисциплинированных законопослушных граждан своей страны.

Как японские дети учатся умножать? Обратите внимание на начертание линий + считайте пересечения = результат

Считаете ли вы ее приемлемой в отечественной действительности? Применяете ли вы какие-либо принципы икудзи в воспитании собственных детей?

По материалам lifehacker.ru

Времена меняются, но традиции остаются прежними

Под влиянием западных тенденций женщины в Японии все чаще стремятся совмещать работу и семью. Выйти на работу через год после родов считается нормой, даже если мужчина полностью обеспечивает семью. Контроль за детьми снижается, но ориентир на коллектив в воспитании и образовании по-прежнему на первом месте. Так же, как и чуткое отношение к проблемам детей, ответственность за младшее поколение.

Секреты успешного развития японских малышей – сотрудничество, а не индивидуализм, полное погружение мамы в процесс, принятие чада таким, какой он есть (все малыши желанны), умение ребят учитывать свои ошибки. Как бы мир ни относится к гендерному разделению, «угрозе отчуждения», модель воспитания страны восходящего солнца дает хороший результат. Здесь умеют найти время на работу, обучение и отдых, гармонично развивают молодое поколение.

Фильм-аниме «Мой сосед Тоторо» (1988 год) от известного мультипликатора Хаяо Миядзаки позволит получить представление об укладе жизни в японской семье, родительской мудрости и любви. Впервые его продемонстрировали российской публике в 1993 году.

Ступени японского воспитания

Методы воспитания в стране восходящего солнца едины для всех районов – от мегаполисов до скромных провинций (см. также: проводим грамотное воспитание ребенка до года). Однако в государствах с иным менталитетом и традициями они нуждаются в корректировке с учетом привычных устоев. Воспитание по-японски включает такие этапы:

  • возраст 0-5 лет, дитя считают «императором»;
  • возраст 6-15 лет, ребенка называют «рабом»;
  • возраст 16 и старше, когда ребенок становится «равным».

Нежный возраст ребенка-«императора»: дозволено практически все

До 5 лет японский малыш не знает никаких запретов. Родители могут только предостерегать его фразами: «здесь грязно», «этот предмет опасен» и другими. Мир для ребенка практически не имеет границ (в разумных пределах), однако когда он обжегся или упал, всю вину за случившееся мама берет на себя. Большую часть времени он проводит с ней, пока не наступает время поступать в сад или школу.

В Японии не положено, чтобы подруги и дети помогали матери семейства по хозяйству, мыли посуду, убирали. Она должна успевать все сама, содержать в порядке дом.

Роль отца в «императорском» возрасте не так велика. Он появляется на выходных, посещая с чадом парки аттракционов или развлекательные комплексы. На младшее поколение не принято повышать голос, читать нравоучения, «учить» уму-разуму, наказывать телесно.

Принцип “не ругать до 5 лет” иногда работает против мам и бабушек, которые воспитывают маленьких диктаторов, обращающихся с родителями, как с прислугой. Когда малыш делает что-то очень плохое, его не отругают, не поставят в угол. Единственная реакция взрослых – слова о том, что это «нехорошо», «действительно опасно» и так далее. Усмирить пыл малыша позволяет «угроза отчуждения», которая оказывает эффективное действие на детей.

«Угроза отчуждения» по японским традициям

Традиционно японское общество состоит из групп, а не отдельных индивидуумов. Так сложилось годами, ведь сообща легче выживать в не всегда простых условиях. Одиночество тяжело переносится как взрослыми, так и детьми. Самая страшная угроза для японцев любого возраста – отлучение от семьи, клана, противопоставление действий ребенка принципам, принятым в коллективе.

Общественного порицания в стране нет. Ребенок волен вести себя на людях как угодно, за что не получит выговор от посторонних. Однако маленького хулигана успокоить довольно легко. Для этого маме стоит лишь сказать ему: «Будешь продолжать в том же духе, над тобой все будут смеяться». Этого достаточно, чтобы малыш задумался о своем поведении и повел себя, как принято.

Почему ребенка 6-15 лет называют в Японии «рабом»?

С 6 лет в жизни японской детворы все кардинально меняется. Ребята идут в школу и на первое место выходит дисциплина, жестко регламентируется внешний вид и поведение. Начальная и средняя школа в Японии бесплатны, учебный год стартует в апреле. Существует строгое деление на младшую, среднюю и старшую школу. Последнюю оканчивают те, кто планирует поступать в ВУЗ, обучение здесь ведется за деньги.

Ежегодно учащиеся одной параллели распределяются по классам случайным образом. Получается, что ученик попадает в новый коллектив, где половина сверстников не знакомы или плохо знакомы. Подобная перетасовка развивает чувство коллективизма, согласно которому ученик должен находить общий язык со всеми ровесниками.

Школа в Японии – место, где соблюдается дисциплина, царит сдержанная атмосфера. Дети ходят в форме, регламентируемой учебным заведением (зимний и летний варианты шьют на заказ). По окончании уроков уборка школьной территории и школы ложится на плечи учеников, поскольку уборщиков здесь нет. Принцип, регламентируемый начальной и средней школой – социальное равенство. «Будь как все!» – этому учит система японских школьников.

К ребенку, перешагнувшему подростковый рубеж, начинают относиться, как к взрослому. С 15 лет юноши и девушки четко осознают ответственность перед семьей и государством за свои поступки, строго соблюдают правила, установленные в обществе. На публике и в общественных местах они следуют положенным традициям, однако в свободное время ведут себя, как хочется. Они носят любимую одежду (нередко, в европейском стиле) или противопоставляют себя западному обществу, закаляют тело и дух, подобно самураям.

Все начинается с семьи

Основы воспитания закладываются в семье. Традиции воспитания в Японии таковы, что отдавать детей в детский сад в раннем возрасте не принято. Конечно, есть ясли, которые принимают детей с года, но родители должны обосновать невозможность воспитывать ребенка до 3 лет дома

Обычно японские матери работают несколько часов в день, а отец полностью поглощен жизнью своей фирмы и уделяет ребенку внимание только на выходных

Среди детских садов Японии выделяются элитные сады при престижных университетах, и попасть туда считается величайшим счастьем. Родители готовы платить огромные деньги за поступление, а дети проходят сложнейшее тестирование. Дальнейший путь таких детей уже предопределен, поступление в университет гарантировано. Но таких садов немного.

Обычные детские сады также предлагают занятия, но основная их задача – научить ребенка быть частью коллектива.

Воспитание личности в Японии – это в первую очередь воспитание коллективистов. Здесь много времени уделяется хоровому пению, прикладному творчеству, спортивным играм и играм в группах. Интересные традиции воспитания, непривычные нам – полное отсутствие сравнений и соревнований между детьми. Здесь не выделяют наиболее способных детей и не поощряют лидеров. Основные задачи, которые решает воспитание личности — научиться работать в группе, жить интересами коллектива.

Основы воспитания выносливости – ежемесячные походы всем детским садом в интересные места на целый день.

Еще интересная особенность японских детских садов и школ – это ежегодная смена воспитателя и учителя и изменение состава классов и групп.

Зачем? Считается, что это позволяет детям лучше научиться находить общий язык со сверстниками и взрослыми. А также помогает детям, у которых не сложились отношения с воспитателями, не чувствовать себя непринятыми.
Самым суровым наказанием для маленького японца является противопоставление го группе. «Если ты будешь делать так, с тобой не будут дружить» – это самое страшное для ребенка, которого всю жизнь учили подчиняться коллективу. Так воспитываются дети, которые, став взрослыми, будут готовы самоотверженно работать на благо корпораций.

А как же контроль

Действительно, как можно позволить ребенку, едва научившемуся ходить, делать то, что взбредет в голову? Это же чревато множеством опасностей для него, не говоря уже о невозможности элементарного контроля.

На самом деле все не так страшно. Никакой анархии. Для японцев ребенок – это губка, которая впитывает в себя всю получаемую информацию. Поскольку мать для него – важнейший в мире человек, то именно ее поведение и действия он будет пытаться копировать. Соответственно, достаточно правильно себя вести с собственным чадом, чтобы жизнь стала легкой и удобной. При этом никаких нервов, пузырьков валерьянки и скандалов.

Еще один важный момент – обращение к чувствам ребенка. Например, если он будет ломать куклу, японка не станет его ругать и угрожать, что больше никогда не купить новую. Она просто тихо и с грустью в голосе расскажет, как кукле больно.

Таким образом, в первые пять лет жизни ребенок учится уважать чувства окружающих. При этом он растет с постоянной мыслью, что он хороший, его любят

А это очень важно для последующего гармоничного развития

Основные принципы японского мировозрения

Японские детки уже в дошкольном возрасте усваивают принцип, гласящий, что всему в этом мире свое место. Не всегда это легко дается малышам. Так что вряд ли необходимо переносить их обычаи к нам.

Вообще, считается нормой семья из 4 человек. Главный – отец или сюдзин. Жена играет роль домохозяйки. Ее называют канай, что означает «внутри дома». Сейчас это разделение понемногу сглаживается и женщины все больше выходят на работу

Большое внимание уделяется порядку рождения детей. Старший – наследник

На него возлагается большинство обязанностей.

Интересной является ситуация с заключением браков. Чаще родители сами договариваются о свадьбе своих детей, находят им спутников жизни. К счастью, это правило понемногу уходит в небытие. Разводы не приветствуются в обществе и случаются крайне редко.

Воспитание детей в Японии – многовековая традиция

Икудзи – не просто ряд мер или воспитательный принцип, не просто система, а традиция, сложившаяся на основе многовекового опыта целого народа. Она неразрывно связана с его культурой и менталитетом. Да, японцы удивительно приветливая, вежливая и разумная нация. Их семейственность(клановость) и приверженность национальной традиции удивляют западных европейцев и американцев, где каждый сам заботится о себе, будь то молодежь или старики. Чем же отличаются семейные традиции японцев от западной культуры?

  1. Самой главной отличительной чертой японцев является иерархическая лестница, где каждому из членов семьи отводится своя, скажем так, ниша. Отца в семье все называют «хозяином», «главной дома», маму – «человеком внутри дома» (той, которая присматривает за всем), а при обозначении братьев или сестер в разговоре всегда добавляется «старший» или «младший». С самого малого возраста ребенок знает свое место. Вырастая, японское дитя и далее, всю оставшуюся жизнь, следует этому принципу старшинства не только в семье, но и в обществе.
  2. Еще одна особенность японской культуры – это роль матери. Мама и ребенок остаются в особой связи всю жизнь. Даже когда малыш становится самостоятельным подростком или совсем взрослым человеком, для него мама остается все той же «присматривающей» за ним. В основе взаимоотношения мамы и ребенка лежит принцип амаэ – привязанность друг к другу, желание быть любимыми. Для японцев нормальным явлением считается контролировать жизнь ребенка даже в подростковом возрасте. Мама постоянно следит, почистило ли ее чадо зубы перед сном, прибралось ли в комнате, поело ли вовремя. Японская мамочка редко когда работает на общество. Ее работа – это семья и воспитание детей. Но отдавая всю себя детям и заботе о них, она точно знает, что в старости может рассчитывать на ответную заботу и уход.
  3. И третье отличие японской семьи от европейской – это проявление уважения к старшим как показательный пример для младших. Японские родители никогда не будут делать замечание своему ребенку или наказывать его (а уж тем более публично), весь их образ жизни, уклад, взаимоотношения в семье и с другими людьми будет служить примером для малыша.
  4. Еще один нюанс в воспитании – ребенок, сколько бы ему ни было лет, пять или пятнадцать, всегда имеет право голоса. К его мнению будут прислушиваться. И на полном серьезе обсуждать его на семейном совете. Если ребенок (даже трехлетний) в чем-то поступил нехорошо, то с ним будут проводиться многочасовые беседы с «разбором полетов» и пояснениями, как его поведение повлияло на чувства других людей. Поэтому кроха с детства будет стараться вести себя так, чтобы не обидеть других.
  5. Даже самых маленьких приучают жить в коллективе и прививают им любовь к спорту, искусству, творчеству, труду, но при этом подсказывают, направляют и контролируют каждое действие, заставляя сразу же исправлять, свои ошибки.
  6. И последнее. У японских родителей нет привычки оставлять своих детей на нянь или на бабушку с дедушкой. Родители и дети всегда вместе проводят все свободное время.

Система воспитания в Японии.

Воспитание личности в раннем детстве чрезвычайно мягкое, детям обычно ничего не запрещают и самое строгое наказание – это услышанное неодобрение или предостережение матери, если то, что он делает опасно или маме больно. Основы воспитания в японском обществе – предельная вежливость к окружающим людям и в общественных местах. И дома, и в саду очень много времени уделяется усвоению манер, ритуалов, вежливых выражений, которыми богата речь японцев. Еще японские родители могут пригрозить ребенку, что поменяются с соседями, у которых замечательные дети. Эти традиции воспитания помогают воспитывать послушание с раннего детства. В Японии принято обращаться по-царски с ребенком до 5-6 лет. Дальнейшее воспитание становится более строгим, к ребенку предъявляются высокие требования на занятиях и в детском саду и в школе. А общение с ребенком, достигшим 15 лет будет уже как с равным.

Школа

Школа для ребенка – важнейший этап жизни. Приходя сюда, он из «бога» превращается в «слугу», а, заканчивая среднюю школу и переходя в старшую, становится взрослым.

Школа делится на три ступени:

  • начальная – с 6 до 12 лет;
  • средняя – с 12 до 15;
  • старшая – с 15 до 18.

Школьная скамья – место, где царят правила, ограничения, собственные законы. Но они тоже служат главной цели – социализации в коллективе.

Учителя в школе по большей части – мужчины.

В школьную программу Японии входят многие предметы, схожие с предметами других стран: родной язык, иностранный (чаще всего английский), математика, естествознание, живопись, физическая культура, история, музыка, труд, обществознание. Чем класс старше, тем сложнее становится.

Чтобы подчеркнуть равенство всех учащихся, принято носить одинаковую одежду – школьную форму.

Японская школьная форма

Типичный день японского ребенка проходит следующим образом:

  • 5-6 утра – подъем, гигиенические процедуры, завтрак.
  • 7-8 утра – повторение уроков, самообразование.
  • 8-15 часов – школьные уроки. Каждый урок длится 45-50 минут, в перерывах – игры на свежем воздухе или обед. Классы обычно большие, до 40 учеников.
  • После уроков – посещение так называемых дзюку, которые можно назвать одной из особенностей японского образования – дополнительных занятий, кружков, секций, репетиторов.
  • В 7-8 вечера школьники возвращаются домой, где их еще ждут домашние задания.

Будни школьников очень напряженные, почти целый день они посвящают учебе, самообразованию, чтению, а свободного времени практически не остается. В старших классах нагрузка вырастает, потому что на носу экзамены, от которых зависит поступление в высшие учебные заведения, определяющие карьеру, а значит – всю жизнь японца.

Японская тактика, которая не допускает, в частности, запретов и порицания, полюбилась многим российским родителям. Metro обсудило эту систему воспитания с психологом, чтобы понять, с чем японцы перегибают палку.

Ступени японского воспитания имеют многовековые традиции. Они неразрывно связаны с культурой и менталитетом японцев.

До 5 лет – «период императора»
До 5 лет японский малыш практически не знает запретов. До этого возраста ребёнок считается «императором»: его купают в любви и ничего не запрещают. В Японии вы не увидите, как на капризного малыша ругаются родители, да и прохожие не станут требовать: «Уймите своего ребёнка!» Мир для малыша практически не имеет границ. В период «императора» японские дети неразрывно связаны с матерью. Мама продолжительное время носит чадо на руках, спит вместе с ним и выполняет все прихоти. Роль отца в это время не так велика, она ограничивается лишь развлечениями по выходным.

С 6 до 15 лет – «период раба»
В 6 лет японские дети идут в школу – и всё кардинально меняется. Их сладкая жизнь под боком у мамы сменяется «рабским» трудом в школе, где царят дисциплина и подчинение. Внешний вид и поведение строго регламентированы. Нужно быть как все – и это главный принцип японской школьной системы. Для традиционного японского воспитания характерно разделение по гендерному признаку. Подход к обучению мальчиков более строгий, для них обязательны дополнительные занятия и внеклассное обучение. На кухню им вход закрыт, это женский мир. Мальчик воспринимается как наследник, и в него вкладывают определённые знания и навыки, которые позволяют добиваться серьёзных результатов.

16 лет и старше – «период равного»
Традиционное японское общество состоит из групп, а не отдельных индивидуумов. Самая страшная угроза для японцев любого возраста – отлучение, отчуждение от семьи, клана, коллектива. С детства в сознание малышей закладывается страх перед осуждением общества, не быть таким, как все, – плохо. Фраза «Над тобой будут все смеяться» – хуже любого наказания и запрета. С 16 лет, когда наступает период «равного», молодые японцы становятся частью большого общества, и главное для них – не совершить какую-то ошибку, которая навлечёт его осуждение.

Айна Громова  
психолог, врач-психиатр

Япония только с первого взгляда кажется раем для детей, которым ничего не запрещают. Если посмотреть на общество в Стране восходящего солнца, то его с трудом можно назвать здоровым и счастливым. За Японией закрепилось одно из первых мест в мире по количеству депрессий, суицидов, там очень высок уровень алкоголизма. Разберём несколько «перегибов» в методах воспитания в этой стране. Отсутствие слова «нет» в системе воспитания приводит к тому, что ребёнок растёт в искусственной среде, в «консервной банке». Вседозволенностью мы обрекаем детей на то, что каждое «нет» будет наносить им травму и вызывать кризис. Без запретов у ребёнка нет границ и ориентиров, формирование здоровой личности без здоровых ограничений невозможно.

Личность становится зрелой тогда, когда человек понимает взаимосвязь между своими поступками и их результатами. Инфантильные, слабые люди чаще всего вырастают в семьях с гиперопекой родителей, где мама, бабушка, папа и так далее сами устраняли любой дискомфорт, с которым сталкивался малыш. Другой вопрос, что рамки дозволенного не должны быть слишком узкими. Когда запретов чересчур много, это также не даёт возможность развиваться ребёнку в полной мере. Можно всё и ничего нельзя – две крайности, которые стоит избегать.

Японский принцип «Будь как все!» мешает росту личности

Ребёнка важно научить делать собственный выбор, высказывать мнение, понимать свои чувства и желания, нужно развивать его индивидуальные особенности. Без всего этого не может сформироваться здоровая гармоничная личность

Когда тебя с детства ориентируют на то, что ты ни в коем случае не должен быть отвергнут, что ты должен уважать мнение большинства и прислушиваться к нему, ты рискуешь стать жертвой травли…

Ты не можешь адекватно оценивать себя и мир вокруг. Зависимость от чужого мнения делает человека очень уязвимым, вгоняет его в невротические рамки. Многие японцы, к примеру, крайне тяжело переживают увольнение с работы

Уважение старших, умение быть частью социальной группы – это важно, но нужен баланс. Нельзя воспитывать эгоцентрика, зацикленного на себе, но опасно развивать у ребёнка зависимость от мнения других

виктория мельникова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector