Развитие словесно-логического мышления у дошкольников

Как развить мышление у ребенка? Общие рекомендации:

Развивающие игры и задания способствуют развитию мышления у ребёнка, и чтобы повысить их эффективность, можно использовать специальные рекомендации:

  1. Поощряйте даже маленький успех ребёнка: это станет мотивировать его и приблизит новые достижения.
  2. Не торопите ребёнка, не спешите исправить его ошибку, дайте ему время подумать ещё и попробовать найти её самостоятельно. Все дети разные, и то, что одному даётся легко и быстро, для другого представляет сложности. На результатах могут сказаться особенности темперамента ребенка, обстановка, настроение, восприятие, внимательность, память, мотивированность, настрой и т.д.
  3. Не торопитесь подсказывать правильный ответ. Если решение ребёнка неверно – похвалите его за старание найти правильное, подбодрите за то, что искал или нашёл оригинальный, необычный способ решения; покажите, что решить такую задачу поначалу непросто, и что в следующий раз у него обязательно получится лучше.
  4. Старайтесь заниматься в одно и то же время. Пусть ребёнок ждёт его с нетерпением.
  5. Постепенно наращивайте уровень сложности заданий, но именно постепенно: нагрузка не должна быть непосильной, и в то же время она должна чуть усложняться, а задания – становиться разнообразнее.

Мышление и память, восприятие и внимание можно тренировать на развивающих тренажёрах для мозга онлайн  в виде увлекательных ежедневных игр, с наградами, соревнованиями, достижениями и их наглядными графиками. Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!

Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!

Этапы и особенности мышления дошкольников

Наглядно-действенное мышление

В самом нежном возрасте, примерно в 1,5-2 года малыш «думает» руками: исследует игрушку, разбирает её, нередко ломает.

Этими действиями он пытается в доступной ему форме исследовать окружающие предметы и сформировать о них собственное представление. То есть он использует наглядно-действенный образ мышления, когда оно полностью определяется его целенаправленными активными действиями по исследованию и попытке изменения окружающих вещей.

Основная задача родителей на этом этапе – не препятствовать попыткам малыша изучать руками окружающие предметы. Даже несмотря на то что его действия очень часто могут привести к поломке предмета, при этом крошечный «исследователь» может даже пораниться сам. Тут уже и будет важна функция родителей, которые могут поощрять его желание познавать, одновременно следя за мерами безопасности.

Для тренировки подобного способа мышления хорошо подходят предметы, которые могут заметно изменяться от воздействия манипуляций ребёнка:

  • наборы для прикладной деятельности;
  • игрушки-сортеры;
  • игры с подвижными материалами: снегом, водой, крупой, песком.

Нужно стараться, чтобы во время игры у малыша формировалась чёткая ассоциация «действие – его результат», впоследствии это поможет ему при занятиях математикой и логикой.

Наглядно-образный тип мышления

Следующий этап начинается с 3-4 лет и продолжается до первого класса. В это время у ребёнка начинает активно работать наглядно-образный тип мышления. При этом наглядно-действенное мышление не вытесняется полностью. Ребёнок продолжает осваивать мир и предметы в нём, работая над ними руками, но кроме этого, он начинает соображать, оперируя системой уже сформировавшихся у него образов.

Особенно ярко данный вариант мышления проявляется в способностях к рисованию. Когда ребёнок рисует предмет, например, домик, то он уже представляет его в своём воображении, ведь в его памяти уже запечатлелись его характерные черты (стены, окошко, крыша). Полученное изображение при этом не получает индивидуальных чёрточек, являясь лишь собирательным образом, сложившимся к этому времени в представлении ребёнка.

Будет прекрасно, если ребёнок с удовольствием будет визуализировать возникающие в его голове образы, воплощать их в действительность. Помогают этому следующие занятия:

  • конструирование;
  • рисование;
  • лепка;
  • аппликация.

Словесно-логическое мышление

У дошкольников в возрасте 5-7 лет начинает активно проявляться следующая ступень мышления – словесно-логическая. Например, если задать вопрос: «Что такое кот?» 3-4-летнему ребёнку, то ответом будет что-то вроде «Котик – это Барсик, живущий во дворе у бабушки». А 5-6-летний ребёнок ответит уже иначе: «Это такое животное, которое пьёт молоко и ловит мышей». В этом ответе уже прослеживается способность малыша к анализу, который является важнейшей мыслительной операцией. Благодаря ему у детей дошкольного возраста происходит дальнейшее развитие мышления.

Творческое мышление

Наличие этого типа мышления определяет творческие способности, позволяющие принимать нестандартные решения. От желания родителей развивать в ребёнке творческое начало будет зависеть степень развития в нём творческих способностей. В отличие от предшествующих способов мышления творческий не связан с процессом роста и формирования у ребёнка интеллектуальных способностей. Любому малышу присущи формы психической деятельности – воображение и фантазия, без них невозможно возникновение творческого процесса. Взрослым же нужно создать соответствующую обстановку, где ребёнку было бы проще развивать свой творческий потенциал. Для этого подходят любые виды творчества:

  • изобразительное;
  • литературное;
  • музыкальное;
  • хореографическое.

Не бывает детей, неспособных к творчеству, родители должны об этом помнить. Даже дети с отставанием в развитии способны в предложенных задачах находить нестандартные решения, главное, чтобы учителя и родители способствовали этому.

Развитие логического мышления у детей

Базисом человеческой разумности является логические мыслительные процессы. С его помощью люди ориентируются в окружающей действительности, приобретают нужный жизненный опыт, могут выражать свои думы. Логический мыслительный процесс является формой мыслительной деятельности, сущность которой представляет собой оперирование, на основе принципов логики, суждениями, понятиями, умозаключениями, их сравнение и сопоставление с деяниями.

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста можно начинать в трехлетнем возрасте. Именно, находясь на этой возрастной ступени, карапуз проявляет к окружающим предметам особый интерес. Он учится распознавать цвета, различать объекты по конфигурации и размеру.

Развитие логического стиля мыслительного процесса зависит от развития ключевых операций мыслительной деятельности и их сформированности. К таким ключевым операциям относятся классифицирование, анализ и синтез, сопоставление и обобщение, и абстрагирование и конкретизация. Все перечисленные операции взаимосвязаны. Развитие одних провоцирует выработку других. А синтез и анализ числятся базисной основой всех логических действий.

Нужно учитывать, что совсем малыши не умеют мыслить абстрактно. Вначале вырабатывается наглядно-действенный мыслительный процесс, а чуть позже происходит развитие образного мышления у детей. Основой для вырабатывания словесно-логической формы мыслительных процессов является развитая, соответственно с возрастным потенциалом, наглядно-образная мыслительная деятельность. Поэтому отсутствие умения размышлять абстрактно не мешает развивать логику у самых маленьких крох. Для каждой стадии мыслительного функционирования существуют определенные задания. Поэтому не следует перепрыгивать через ступеньки, даже если задачки кажутся довольно примитивными. Также не следует отделять логическое мышление от творческого.

Развитие творческого мышления у детей побуждает их к фантазиям и воображению, а без них невозможно гармоничное развитие мыслительных умений. Лишь комплексные занятия способны сформировать полноценно интеллектуальную личность. Бытует мнение, что творческая форма мышления является первичной и природной формой функционирования мозга. Вследствие чего творческие способности наличествуют у всех, но выражаются по-разному. Шаблонность же мышления возникает из-за влияния социальных факторов, прежде всего, имеющейся концепции обучения и системы воспитания, что значительно тормозит развитие логики. Творческий этап мыслительной деятельности должен находить свое окончание в следующем этапе – логическом, состоящим из стандартов и шаблонов.

Многочисленные исследования и поиски свидетельствуют, что развитие мышления у детей с ЗПР довольно существенно отстает от возрастной нормы, а особенно словесно-логическое. Малыши, выполняя практически верно задания, часто не в состоянии обосновать собственные манипуляции. Важнейшим фактором, который непосредственно способствует формированию мыслительных процессов малышей, является образование логических приемов.

Развитие творческого мышления у детей способствует формированию логического стиля мыслительной деятельности. Ведь стратегия разрешения проблем начинается с определения самого проблемного вопроса, а затем происходит творческий акт, который представляет собой зарождение новой, более эффективной или простой идеи, далее следует проверка, потом – апробация и на завершающем этапе – внедрение.

Творческая мыслительная деятельность – это наивысшее проявление профессионализма.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Использование дошкольниками средств логического мышления

Чтобы речь стала полноценным средством развития логического мышления у детей дошкольного возраста, им необходимо разобраться в том, как слово связано с определенными предметами, явлениями, их признаками и качествами. А для этого нужно освоить формы логического мышления.

Ребенку необходимо понять смысловое содержание слова (что такое картина, двери, растение и т.д.), научиться высказывать свои мысли и делать определенные выводы («Деревья выше других растений», «Чтобы двери открылись, их нужно толкнуть»).

Формы логического мышления

Дети дошкольного возраста используют три основные формы логического мышления:

  • понятие
  • суждение
  • умозаключение

Понятие раскрывает смысловое содержание слова или словосочетания, отражая связи, отношения и существенные признаки предметов и явлений. Усвоив определенное понятие, ребенку не приходится каждый раз задумываться, что же оно означает. Сложность в этом отношении доставляют абстрактные понятия, которые еще не доступны ребенку (народ, сообщество, прогноз и пр.)

Суждение также отражает связи и отношения между объектами, но с выражением субъективного мнения говорящего. По этой причине суждения бывают истинными и ложными.

В тех вопросах, которые дошкольнику близки и понятны, он может рассуждать логически верно. Но большая часть суждений ребенка далека от истины, так как его предположения основываются на недостаточных знаниях и малом опыте.

Умозаключение требует нескольких суждений, на основе которых можно получить вывод. Дошкольники чаще всего выдают умозаключения, отталкиваясь от известных им аналогий, поэтому могут заблуждаться в своих выводах («Курица летает, потому что у нее есть крылья»).

Мыслительные операции

К средствам логического мышления также относятся мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Наглядные логические операции наблюдаются уже в предметной деятельности. Когда малыш выполняет простейшие упражнения на стадии наглядно действенного мышления – собирает пирамидку, складывает детали в коробочку, – ему приходится сравнивать, анализировать, выделять главное и второстепенное.  Действия ребенка приобретают результативность, если он верно выполняет мыслительные операции.

Охарактеризуем кратко, как работают операции логического мышления в дошкольном возрасте.

Анализ – выделение частей целого объекта и мысленное раскладывание на составляющие применяется в любой деятельности. Данная мыслительная функция помогает ознакомиться с предметом; подсказывает, с чего начать рисунок, и что нужно изобразить; смоделировать условия для сюжетной игры и распределить роли.

Синтез – представление целостного объекта на основе отдельных частей. Синтез тесно переплетен с воображением и конструированием. Ребенок представляет образы и фантазирует, собирая детали и отдельные признаки в единое целое.

Обобщение – объединение объектов, основываясь на существенных признаках. Первые обобщения ребенка связаны с орудийными действиями. Выбирая палочку или щепку в качестве ложки, чтобы «покормить» куклу, дошкольник ориентируется на внешний вид ложки, ее размеры и удобство в использовании. Он обобщает признаки и находит предмет-заместитель. Используя подобные заместители в сюжетных играх, дети обязательно их называют, то есть, обозначают понятие, известное всем.

Сравнение – установление, в чем сходны объекты, и чем они различаются. Операции сравнения дошкольник подвергает любую поступающую и новую для него информацию

Ему важно понять, что он уже знает о только что увиденном или услышанном. Там, где ребенок затрудняется выстроить цепочку рассуждений самостоятельно, он задает ряд уточняющих вопросов («Сосна как елка, только с длинными иголками

А ее иголки опадают на зиму, как листочки?»).

Классификация – выделение класса объектов, опираясь на существенные признаки, — наиболее сложная операция для дошкольников, поскольку требует не только выявления характерных признаков, но и абстрагирования от несущественных. Часто ребенок выполняет поисково-исследовательскую мысленную работу, чтобы разделить по группам, классифицировать объекты или информацию.

Каждая из мыслительных операций помогает ребенку развивать логику и постигать закономерности окружающей действительности.

Как не утомить ребенка постоянным развитием

Если ходить в зал на тренировки каждый день (особенно с непривычки), можно быстро перегореть и отказаться от желания стать спортивным. То же самое и с развивающими упражнениями — выполнять их нон-стоп точно не стоит, иначе возникнет сопротивление. Лучше всего внедрять их между делом, постепенно, в виде игры.

Вика Войцеховская,

старший методист Skysmart English Content

«Вот, о чем стоит помнить родителям, чтобы помочь детям развивать мышление:

Использовать с пользой время, которое обычно считается потраченным впустую: поездки в транспорте, прогулка из школы домой и обратно, очереди в магазинах и поликлиниках. На ходу можно легко делать несложные упражнения. Например: «Слова наоборот», «Правда или вымысел».

Не превращать развитие мышления в обучение — этого формата ребенку более, чем достаточно. Покажите, что это может быть весело и интересно на приемах, о которых мы рассказали.

Заниматься мало, но регулярно. 15 минут каждый день — всегда лучше, чем 2 часа за раз.

Не делать задания за ребенка. Делайте вместе с ним».

Внедрить эти приемы просто: играйте по пути в школу, когда готовите ужин или на выходных. Не относитесь к заданиями слишком серьезно, иначе ребенок может излишне стараться, переживать — делу это не поможет.

Если ребенок не знает, как ответить — порассуждайте вместе с ним: задавайте вопросы или подарите подсказку. Наслаждайтесь процессом вместе, и все получится!

Зачем развивать логику

Развитая логика помогает выделять суть в потоке информации, принимать взвешенные решения и чётко формулировать свои мысли — эти способности пригодятся не только в школе. Во времена высоких технологий умение мыслить логически становится не просто конкурентным преимуществом, а жизненно необходимым навыком. Вот лишь несколько причин, по которым стоит развивать логику:

  • Чтобы постоянно развиваться. Технологии прогрессируют с огромной скоростью и требует того же от человека. Не оказаться за бортом цивилизации сможет только живой и пластичный ум. 
  • Чтобы правильно формулировать вопросы. Это важнейшее умение и для учёбы, и для жизни вообще. Чтобы получать быстрые и точные ответы, вопросы нужно уметь грамотно задавать. 
  • Чтобы отличать правду ото лжи. Информационное пространство переполнено противоречивыми сведениями. Развитая логика поможет сопоставить факты, сравнить источники и не стать жертвой обмана. 
  • Чтобы находить нестандартные решения. И дело даже не в том, что это ключевой навык для работы в самой высокооплачиваемой сфере — IT. Ни в одной профессии, подразумевающей интеллектуальный труд, не обойтись без изобретательности.

Преподаватель информатики Анастасия Александрова подчёркивает важность развития логики для учёбы. 

<<Блок перелинковки>>

Почему важно развивать образное мышление

Само понятие «образ» означает запечатление в человеческом сознании предметов и явлений реального мира, формирование воображаемого облика.

Дошкольник, особенно старший, уже способен накопить достаточное количество подобных отображений. Причем, иногда они носят не зрительный, а осязательный или звуковой характер.

Навык образного мышления значительно упрощает взаимодействие ребенка с внешним миром. Для разрешения поставленной задачи ему достаточно просто представить все ее составляющие и отыскать ответ.

В дальнейшем правильно развитое образное мышление позволит легче освоить пространственное мышление и представлять мир в трехмерном отображении.

Особенно важно уделять внимание ребенку на этапе развития образного мышления по следующим причинам:

  • Умение оперировать образами существенно ускоряет решение сначала бытовых, а позже – логических и математических задач.
  • Способность мыслить образами формирует эстетическую составляющую личности и тягу к прекрасному, что усиливается по мере взросления.
  • Оперирование образами способствует развитию творческого мышления.

Какой вид мышления лучше?

Давайте дадим ребенку такую задачу: «У девочки было три конфеты, мама дала ей еще две. Сколько конфет у нее стало?» Второклассник решит ее с помощью несложного рассуждения: «Три плюс два равняется пяти». Дошкольник, еще не знающий арифметики, будет решать ее иначе. Он представит себе все эти конфеты (две девочкины и три мамины) и пересчитает их в уме так, как если бы они были нарисованы на картинке. Ответ получится тот же самый — пять, но объяснить свое решение ребенок не сможет. В ответ на вопрос «как ты узнал?» он скажет: «догадался» или просто: «я знаю».

Для этой задачи математическое (словесное) мышление, которым воспользовался второклассник, более удобно, чем образное, использованное дошкольником. Однако существует немало задач, где образное мышление оказывается более полезным. В частности, это относится к геометрическим задачам. Чтобы успешно с ними справляться, необходимо уметь четко представлять в уме геометрические фигуры.

Что такое мышление

Каждый день мы принимаем множество решений: как быстрее добраться из пункта А до пункта Б, что подарить другу на день рождения, как решить сложную задачу в школе или в обычной жизни. И хотя мир полон неопределенностей, то, как мы рассуждаем, все же частично влияет на результат.

Мышление — это когда мы что-то познаем: систематизируем и анализируем информацию, строим связи, выделяем важное, откидываем лишнее и делаем выводы. Как это работает
Мышление «делает» мозг, а результат называют мыслью.

Как это работает
Мышление «делает» мозг, а результат называют мыслью.

Чтобы понять, как развивать мышление, важно уточнить: само мышление бывает разным — все зависит от того, какую именно работу проделывает наш мозг

Наглядно-действенное — это когда мы принимаем решение прямо внутри ситуации, которая постоянно меняется. Шахматы и головоломки — отличный пример. Очень полезный навык для мира, который меняется каждый день — да что уж там, порой и несколько раз за день.

Наглядно-образное — это представить какую-то ситуацию или образ, но фактически ничего с ними руками не делать. Например, увидеть в случайном прохожем что-то знакомое и подумать, с чем это связано: может, он похож на соседа или на знаменитого актера (или он и есть тот самый актер)?

Словесно-логическое — мы применяем этот тип мышления, когда группируем предметы по признакам (смартфон, фитнес-браслет, беспроводная колонка — гаджеты), что-то утверждаем или отрицаем (на улице хорошая погода, светит солнце и тепло / на улице ужасная погода, светит солнце и очень жарко) или делаем выводы на основе суждений (мама сказала, что вечером занята работой — значит она не придет на родительское собрание).

Теоретическое мышление — любимое занятие ученых! Когда они проводят эксперименты, то выделяют и анализируют разные характеристики явлений. Все это помогает мысленно изменить объект и изучить его в деталях. Например, надо решить, что лучше взять на перекус в школу: банан или яблоко. Анализируем: банан мягкий и может испортить тетрадки в рюкзаке, яблоко твердое и занимает меньше места. Выбор очевиден!

Практическое мышление — поставить цель выучить английский и придумать под это дело план, чтобы была мотивация продолжать.

Творческое мышление — это когда мы нестандартно решаем простые задачи: используем воображение, систематизируем и анализируем. Например, нужно придумать, как не волноваться на семейной фотосессии. Можно предложить родителям изображать разных животных и общаться друг другом на их языках. Тогда и кадры получатся с улыбками, и в процессе будет весело.

Упражнения и игры на развитие мышления у детей дошкольного возраста

Чтобы мышление активно развивалось, нужно постоянно с ребенком заниматься. В помощь родителям и воспитателям будут дидактические, познавательно-развлекательные занятия, экскурсии, встречи со специалистами, а также обычные игры с детьми.

Развитие образного мышления у дошкольника

Для развития образного мышления подойдут игры, где будут задействованы «серые клеточки». К примеру, взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку, на которой изображены различные предметы, однако всех их можно назвать одним словом. Это могут быть предметы посуды, различные животные, предметы одежды, мебели, транспорт.

Другой хороший вариант – пазлы

Чтобы собрать картинку из множества элементов, нужно представить ее целой, уделять внимание отдельным деталям, искать общее на иллюстрации, чтобы получить целостность изображения

Можно предложить сыграть в игру «Все по полочкам». В этой игре из кучи совершенно разных предметов нужно находить только те, которые соответствуют конкретным признакам.

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста

Для развития логического мышления помогут как устные игры, так и с использованием наглядных материалов.

Хороши такие устные игры как:

«Сочиняем сказку»

В этой игре взрослый начинает сказку, а задача ребенка ее закончить.

«Да и нет»

Игра с наводящими вопросами, на которые второй игрок дает ответ: «Да» или «Нет». Задача – в итоге отгадать задуманный первым игроком предмет.

«Ассоциация»

В этом упражнении предлагается подобрать слова по ассоциации: Платье – лето, шуба… (зима);

белка – дупло, медведь… (берлога) и т.д.

С использованием наглядных материалов:

  • Составлять фигуры из счетных палочек.
  • Играть в «лабиринт» на картинке, помогая персонажу пройти путь.
  • По иллюстрациям придумывать историю.

Развитие творческого мышления

Творческое мышление невозможно без воображения и умения ребенка оперировать образами. Можно предложить ребенку следующие игры и упражнения:

  • найти в кляксе знакомые образы,
  • из нескольких разных деталей создать какой-либо предмет,
  • на разных картинках находить одни и те же признаки,
  • угадать, что за предмет, по устному описанию.
  • рисовать с помощью нетрадиционного рисования.

Развитие пространственного мышления

Для того, чтобы ребенок мог ориентироваться в окружающем мире, нужно развивать пространственные навыки. Для этого подойдут игры:

  • со спичками, когда нужно из созданных фигур построить новые,
  • с чертежами, когда ребенку предлагается, например, поиграть в пирата и найти клад, следуя плану,
  • упражнение «Дальше — ближе», когда ребенку предлагается передвигать предметы на близкое и дальнее расстояние по просьбе родителя или воспитателя,
  • с закрытыми глазами, следуя указаниям педагога, нужно прочертить линию на листе бумаги.

Зачем развивать самостоятельно, если есть школа

Школьные программы развивают мышление, но заниматься с ребенком дома не менее важно. И вот почему: уроки в школе дают детям новые знания, но закрепить и усвоить их помогает как раз домашняя работа — с упражнениями на развитие мышления та же история

Кроме того, дома ребенок чувствует себя комфортнее — в кругу семьи ему проще делиться мыслями, ошибаться и пробовать снова. Вот еще несколько причин в пользу развития мышления:

  • Антистресс. С развитым мышлением проще справляться с эмоциями и решать непростые ситуации.
  • Экономия времени. Дети с развитым мышлением умеют расставлять приоритеты и стремятся сами управлять своим временем.
  • Креативность. Нестандартные идеи и новые решения востребованы как в школе, так и за ее пределами. Развитое мышление помогает увидеть, где лежит граница стереотипов и нормы — и когда уместно выйти за ее пределы.
  • Социальная реализация. Недостаточно развитое мышление ограничивает потенциал. Чтобы стать физиком, кроме хороших отметок в школе нужно еще усердие и мотивация, чтобы поступить в вуз и доучиться до конца. Так же и с работой — у специалистов с гибким умом больше возможностей по сравнению с теми, у кого есть только знания и опыт, но нет нужных навыков.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector