Как научить ребенка считать примеры в пределах 20
Содержание:
- Как научить ребенка считать примеры в пределах 20
- Как быстрее всего научить ребенка считать примеры в пределах 10
- Правильная база
- Таблица сложения до 10 для распечатывания
- Приемы сложения и вычитания вида□ + 2, □–2
- Наиболее популярные вопросы
- Таблица сложения и вычитания скачать бесплатно
- Тренажеры по математике 2 класс (задачи и примеры)
- Математика. Решаем примеры с переходом через десяток.
- Карточки-задания. Математика. Сложение и вычитание. 2 класс
- Математика. Сложение и вычитание в пределах 20. 1-2 классы. Е.Э.Кочурова
- Математика тренажерная тетрадь для 2 класса
- 3000 примеров по математике (счет в пределах 100 часть 1)
- Считаем правильно. Рабочая тетрадь по математике. Г.В.Белых
- Примеры на сложение и вычитание в пределах 20
- Популярные способы обучения ребенка
- Поурочные разработки по Математике 1 класс — «Школа России» Ситникова Т. Н. — 2016
- Таблица сложения — ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Как научить ребенка считать примеры в пределах 20
Для объяснения основ арифметических действий в пределах второго десятка рекомендуется пользоваться проверенным алгоритмом. Это позволяет осмыслить понятия двухзначных чисел, научиться их складывать и отнимать.
Вначале нужно разложить предметы в два ряда по 10 штук, пронумеровав нижний десяток. Это облегчит запоминание двухзначных чисел. Например, над кубиком «один» будет располагаться «один-на-дцать», над «три» – «три-на-дцать» и так далее до двадцати. Затем повторять упражнение до запоминания.
На следующем этапе нужно попросить ребенка выложить по порядку нижний ряд кубиков так, чтобы получился десяток.
Затем попросить на него выкладывать по несколько элементов, производя математические действия с целыми десятками и несколькими единицами. При этом каждое счетное действие нужно проговаривать с ребенком вслух. Например, «десять плюс пять равно пятнадцать».
Данное упражнение в игровой форме нужно проводить до тех пор, пока малыш не поймет принцип сложения чисел. После этого можно переходить к упражнениям на вычитание, используя такой же развивающий материал и следуя этому же алгоритму.
Как быстрее всего научить ребенка считать примеры в пределах 10
Процесс счета в уме состоит из речевого и двигательного компонента. Вначале каждое счетное действие должно проговариваться вслух. Со временем такие процессы будут проходить автоматически с помощью только визуального восприятия. Перекладывание предметов в процессе счета поможет сформировать понятия «больше» — «меньше», запомнить количественные обозначения.
Математические задания в картинках на вычитание в пределах 10
В каком возрасте лучше это делать по ФГОС
В возрасте 1-3 года важнейшей деятельностью детей является манипулирование предметами, экспериментирование с различными материалами, совместные игры со сверстниками под присмотром взрослых. Именно на фоне этих активностей и нужно вводить арифметические упражнения. Осваивать счет по порядку, используя различные предметы, малыши могут уже с двух лет. Уже к 3-4 годам ребенок учится делить яблоки или конфеты между членами своей семьи, отнимать, складывать, выполнять некоторые простые математические действия.
Интересно!Специалисты считают, что готовность к счету в уме у детей развивается только к 4-5 годам. В этом возрасте малыш готов к пониманию абстрактных понятий и выполнению правил.
Как понять, что ребенок готов
Чтобы сформировать у малышей арифметические навыки и умения, нужно опираться на определенные предпосылки. Категорически не рекомендуется что-либо навязывать. Дети начинают проявлять интерес к счету уже с раннего возраста. Заметить это легко, предлагая на прогулке подсчитывать количество ступенек, машин, других предметов. Если ребенок активно включается в процесс счета, можно постепенно усложнять задачи
Важно закрепить интерес и знания, развивая мотивацию с помощью увлекательных игр и примеров
С чего начинать
Уже в возрасте 6 месяцев ребенку нужно начинать рассказывать простые стишки с цифрами, а когда исполнится один годик, уже можно учить показывать его возраст на пальцах.
С самого начала обучения родителям важно создавать положительный эмоциональный фон, заниматься с ребенком понемногу, но часто. Обучать малышей лучше, используя любимые детские игрушки
В процессе игры рекомендуется перемещать их так, чтобы проиллюстрировать понятия «много», «больше», «меньше», «поровну», связывать видимое количество с цифровым обозначением. Кроме того, с их помощью можно научить детей понимать, что такое состав числа. Важно отдавать предпочтение пониманию, запоминанию каждого шага обучения
Обучать малышей лучше, используя любимые детские игрушки. В процессе игры рекомендуется перемещать их так, чтобы проиллюстрировать понятия «много», «больше», «меньше», «поровну», связывать видимое количество с цифровым обозначением. Кроме того, с их помощью можно научить детей понимать, что такое состав числа
Важно отдавать предпочтение пониманию, запоминанию каждого шага обучения
Правильная база
К сожалению, многие родители учат своих чад считать до 20 слишком быстро, не прививая им понимания сути числительных. Такие дети часто после просьбы посчитать до 20 путаются в цифрах и пропускают их. О решении математических примеров в таком случае не может быть и речи, ведь ребенок не умеет считать. Он лишь механических запомнил порядок слов.
В таком случае родители должны помочь своему малышу освоить счет и сделать особый акцент на первой десятке натуральных чисел.
Если малыш никак не заинтересован в понимании числительных, отказывается считать злополучные палочки и черточки – заинтересуйте его.
Можно использовать несколько простых и проверенных способов, чтобы на первых порах заинтересовать ребенка и начать прививать ему знания играючи и в бытовой манере.
- Дайте ребенку понять, что без знания счета в жизни не обойтись. Объясняйте, где нужна математика, для чего, в какой сфере. Например, строительство домов – необходимость считать расстояния, чтобы дома были ровными и прочными, или правильно рассчитать пропорции для смешивания бетонной смеси, или, например, сколько нужно выпить таблеток, чтобы перестать болеть и не отравиться и т. д.
- Считайте все подряд: ступеньки в подъезде, голубей, прохожих, скамейки, конфеты, окна в домах, облака. Считайте вместе с малышом, не молчите и называйте числа. Практикуясь, ребенок будет быстро запоминать.
- Поиграйте в шпионов и найдите спрятавшуюся цифру. Читая книгу или журнал со своим малышом, назовите определенное число и попросите ребенка найти его на открытой странице.
- Учимся сравнению. Возьмите конфеты, орешки, пуговицы или маленькие игрушки, сложите из них две кучки с разным количеством содержимого и сравнивайте. Пересчитайте и определите, где больше, а где меньше. Научив отличать числа в порядке «больше – меньше», можно учить дошкольника отвечать на вопросы: «Насколько больше/меньше это число?».
- Учимся понимать прямой и обратный счет. Можно использовать кубики с цифрами или карточки, перемешать их и дать ребенку задание собрать их в правильном порядке.
- Игра в угадайку. Загадайте число от 1 до 10 и попросите ребенка угадать его с 3 или 5 попыток. Когда он говорит, ориентируйте его направлениями «больше» и «меньше», а потом наградите за усердие.
Развивающие игры пробуждают азарт и интерес к изучению нового. Они – лучший способ привить вашему малышу желание учиться и познавать мир.
Таблица сложения до 10 для распечатывания
Для скачивания можно нажать на правую кнопку мышки над картинкой и выбрать «сохранить как».
Или скачать файлы ниже.
В первом столбце и в первой строке записаны слагаемые, в ячейках на пересечении соответствующих столбцов и строк записаны результаты.
Например, если первое слагаемое равно 4, а второе равно 3, то сумма будер равна 7:
Другие варианты, в том числе до 20, таблицу в другом цветовом оформлении можно найти и скачать для распечатывания в конце статьи. Кроме таблиц для удобного счета с древних времен используют также и другие способы, они описаны в соответствующем разделе, в этой же статье речь пойдет прежде всего о таблицах.
Прежде чем приступать к описанию этой темы, следует определиться с основными понятиями.
Например, что значит запись «4 + 5 = 9», и как это отразить в таблице сложения. В большинстве современных книг по математике приняты определенные названия для каждого из этих чисел. Мы будем применять на этой странице наиболее распространенные на сегодняшний день.
Согласно общепринятой терминологии, в вышеприведенном примере 4 и 5 – это слагаемые, 9 – сумма. Сложение также иногда называют прибавлением и суммированием, нахождением суммы. Также в математике есть термин «операция сложения».
Слагаемые иногда называют суммируемыми, а результат — результатом сложения или результатом суммирования.
Часто начинают изучение со сложения простых чисел. Первым этапом является сложение чисел до 10, далее от 10 до 20.
На этих этапах для более быстрого запоминания пользуются таблицами, которые, как и таблицу умножения, можно найти на оборотах некоторых тетрадей. Существует два вида таких таблиц сложения.
Первый – это, собственно говоря, не совсем таблица, а скорее сгруппированные простые равенства.
Таблица сложения равенства.
Расширенный вариант обычно представляют в следующем виде.
Таблица сложения до 20
Отсюда вытекает одно из свойств, справедливых для суммы чисел. Звучит оно так: «От перестановки мест слагаемых сумма не меняется». Это свойство справедливо и для большего количества слагаемых. Разберемся в вопросе о том, можно ли данной таблицей пользоваться в случае сложения нескольких слагаемых. Ответ: можно, но до определенных значений. В этом случае действия нужно производить постепенно. Сначала складываем первые два слагаемых, получаем некое число. Если это простое число, которое входит в таблицу, то мы находим его и к нему прибавляем оставшееся и так далее. То есть, ориентируемся на наличие значений в таблице. Например, 4+5+6. Начала находим результат для действия 4 + 5, в ячейке на пересечении их столбца и строки находится 9. Далее выполняем действие 9+6. Находим в таблице 9 и 6. Далее все аналогично. Для больших чисел обычно таблицы не составляются. Таблица вычитания. Этой же таблицей можно пользоваться и для операции вычитания. В этом случае производим обратные действия. В самой таблице находим значение, из которого нужно вычесть число. Затем проводим линию до того числа, которое вычитается, остается мысленно дойти до оставшегося значения. Оно и будет искомым. Совсем просто это можно осуществить при помощи линейки. В данном случае линейка подставляется от вычитаемого числа сначала вертикально, затем горизонтально. Или наоборот. Для быстрого устного счета часто запоминают результаты сложения, и со временем уже нет необходимости наличия таблицы перед глазами.
Для ознакомления также ниже представлены более старые варинты таблицы.
Таблицы сложения значительно упрощают повседневный счет, поэтому много лет назад люди начали их использовать и некоторые из них мы можем видеть в сохранившихся книгах. Например, так выглядела таблица сложения в книге «Арифметика» Магницкого Л. Ф. 1703 года издания.
(на картинке как раз фотография тоже сканированной версии переиздания 1914 года).
Приемы сложения и вычитания вида□ + 2, □–2
Идем дальше. Давай продолжим нашу сказку. Кто пришел вторым к теремку?
Правильно, лягушка.
Увидела лягушка мышку в теремке и попросила пустить ее к себе. Но мышка ответила, что она очень занята составлением математических таблиц. Лягушке стало интересно, и она предложила свою помощь.
Мышка обрадовалась, что теперь их будет двое и они быстро составят таблицы для числа 2. Сначала мышка-норушка объяснила лягушке, как мы уже умеем решать примеры на прибавление числа 2.
Например, 6 + 2. Первое слагаемое 6, поэтому нарисуем 6 кружочков.
Второе слагаемое 2. Значит нужно добавить еще два кружочка: сначала один, а потом еще один.
Пересчитываем все кружочки вместе и получаем 8. Значит, 6 + 2 = 8. Число 2 можно прибавлять по одному: 1 и еще 1.
А потом мышка-норушка показала, как она научилась решать примеры бегаяпо числовом ряду. Например, к 8 прибавим 2. Мышка стала на число 8, а потом сделала 1 шаг и еще 1 шаг.
Посмотри, на какое число она попала? Значит 8 + 2 = 8 + 1 + 1 = 10.
Лягушка тоже захотела поучаствовать в составлении таблицы с числом 2. Но она не может бегать, зато отлично прыгает. Она заметила, что для прибавления числа 2, можно просто перепрыгнуть через число. Вот смотри.
3 + 2. Первое слагаемое 3. Лягушка стала в числовом ряду на число 3 и прыгнула вперед через число.
На какое число она попала?
Правильно, она оказалась на числе 5. Значит 3 + 2 = 5.
Лягушка начала прыгать по числовому ряду, а мышка за ней записывала результаты таблицы сложения с числом 2. Вот что у них получилось.
Возьмем пример 7 − 2. Уменьшаемое – 7, значит лягушка стала на число 7. Чтобы вычесть число 2, квакушка перепрыгнула через число назад. Посмотри, куда она попала.
Правильно, лягушка оказалась на числе 5.
Значит 7 − 2 = 5.
Лягушка-квакушка помогла решить все примеры из таблицы вычитания числа 2. Вот что получилось.
Вот так лягушка научила нас, как легко можно запомнить результаты математических выражений с числом 2. Представь себя зеленой квакушкой и перепрыгивай по числовому ряду через число, чтобы получить ответ.
Наиболее популярные вопросы
Какая методика обучения счету самая лучшая?
Злоупотребление наглядными примерами при обучении арифметическим умениям тормозит развитие памяти и не тренирует мышление, поэтому лучше формировать данные навыки у ребенка в устной форме.
Надо ли заучивать таблицы сложения?
Операции сложения и вычитания являются основой математики, поэтому их лучше довести до автоматизма. Общепринятая практика – это заучивание данной таблицы на память. С другой стороны, наибольших успехов дети достигают, если они понимают, что такое число, что означает «прибавить» или «отнять».
С самого начала обучения малыша нужно использовать разные способы и варианты решения задачи. Это помогает развить гибкость мышления, облегчит математическое образование ребенка на более поздних этапах.
Таблица сложения и вычитания скачать бесплатно
Во время обучения ребенка счету до 20 вам однозначно понадобится и такая таблица сложения и вычитания, скачать которую вы можете во вложениях внизу страницы. Пользоваться ей очень просто: на таблице мы отметили стрелочками, какие действия необходимо совершить, чтобы прибавить два числа, а также, каким образом, с помощью этой же таблицы, можно от одного числа отнять другое.
Сложение: проводим мысленно от чисел в серых прямоугольниках, которые мы хотим сложить, линии, перпендикулярно друг другу, до пересечения. Цифра, которая находится на месте пересечения и будет являться нашим ответом.
Вычитание: проводим действие в обратном порядке. От выбранного числа, находящегося в середине таблицы, проводим линии, перпендикулярные друг другу, к числам в серых прямоугольниках. Одно число будет являться вычитаемым, а другое разницей.
Здесь мы считаем до 20, используя карточки с числами. На каждом листе-карточке расположено число от 1 до 20 и различные предметы, количество которых равняется данному числу.
В этих занимательных задачках мы учимся считать до 20 вместе с героями мультиков и сказок. Дети дошкольного возраста совершенно не любят однообразие и скуку.
В этом материале дети узнают, что такое четные и нечетные числа от 1 до 20 и научатся различать их, выполняя различные задания в картинках.
Здесь мы подготовили для вас устный счет в пределах 10 в виде математических заданий в картинках. Данные задания формируют у детей навыки счета и способствуют более эффективному обучению простых математических действий.
Чтобы дети могли быстро и с интересом освоить счет в пределах 10, мы подготовили для вас веселые раскраски с заданиями. Каждое задание содержит в себе картинки для раскрашивания — это стимулирует ребенка правильно выполнить задание.
Здесь вы можете скачать прописи цифры, распечатать их на принтере и использовать в домашнем обучении для подготовки детей к школе
В этой игре малыш должен посчитать количество предметов на игровом экране и нажать на соответствующее число. После этого он увидит и услышит порядковый счет до данного числа.
Здесь ребенку нужно быть внимательным, чтобы найти все спрятанные числа на картинке. В игре также используется порядковый счет.
В этой игре ребенку необходимо выбрать среди предложенных чисел самое большое или самое маленькое.
Представляем вашему вниманию еще одну развивающую математическую игру «Сложение и вычитание до 10» для детей раннего возраста от Лисенка Бибуши
Математическая онлайн игра «Задачи-примеры для малышей в картинках» состоит из восьми задачек и подойдет детям, которые учатся считать до 10.
Тренажеры по математике 2 класс (задачи и примеры)
В математике, конечно же, важно уметь думать и мыслить логически, но не менее важна в ней практика. Половина ошибок на экзаменах по математике делается из-за неправильного вычисления простых действий с числами – сложение, вычитание, умножение, деление. А отработать эти навыки важно еще в начальной школе
Чтобы ничего не упустить, необходимо систематически заниматься с ребенком по специальным тетрадям – тренажерам. Они позволяют отработать математические навыки и умения и довести их до автоматизма. Тренажеры разнообразные, не обязательно скачивать их все, достаточно одного-двух понравившихся. Пособия можно использовать в работе с младшими школьниками не зависимо от программы, по которой ведется обучение
А отработать эти навыки важно еще в начальной школе. Чтобы ничего не упустить, необходимо систематически заниматься с ребенком по специальным тетрадям – тренажерам
Они позволяют отработать математические навыки и умения и довести их до автоматизма. Тренажеры разнообразные, не обязательно скачивать их все, достаточно одного-двух понравившихся. Пособия можно использовать в работе с младшими школьниками не зависимо от программы, по которой ведется обучение.
Один из самых важных моментов математики за 2 класс – отработать до автоматизма таблицу умножения. Отводим этой теме целую страницу. Чтобы перейти на нее и скачать тренажер на таблицу умножения, кликните по картинке:
Далее пособия расположены сверху вниз в порядке увеличения сложности. Чтобы посмотреть и скачать тренажер, кликните по обложке.
Математика. Решаем примеры с переходом через десяток.
Тетрадь для отработки навыков сложения и вычитания с переходом через десяток. Не просто примеры, а интересные игры и задания.
Карточки-задания. Математика. Сложение и вычитание. 2 класс
Удобные карточки для учителя второклашек. 2 варианта на сложение и вычитание одного вида. Подойдут для организации самостоятельной работы по математике в зависимости от продвижения по программе.
Математика. Сложение и вычитание в пределах 20. 1-2 классы. Е.Э.Кочурова
В разных курсах математике тема сложения и вычитание в пределах 20 изучается или в конце 1 класса, или в начале 2-го. В любом случае пособие поможет закрепить изученные способы манипуляций с числами, в некоторых заданиях эти способы представлены в виде своеобразных подсказок. В ходе самостоятельной работы с тетрадью ребенок ориентируется на образец выполнения и алгоритмические предписания. Умение пользоваться такими подсказками в учебе позволит ученику не только находить и использовать нужную информацию в ходе выполнения задания, но и осуществлять самопроверку.
Начинается тетрадь с отработки навыков сложения и вычитание в пределах 10, эта часть подойдет и для первоклашек.
Математика тренажерная тетрадь для 2 класса
Тетрадь содержит не только примеры на сложение и вычитание, но и перевод единиц друг в друга, и сравнение результатов вычисления (больше-меньше).
3000 примеров по математике (счет в пределах 100 часть 1)
Тренажер со счетом на время. Время засекать на решение одной колонки примеров и записывать внизу в окошечке
Обратите внимание на колонки, которые ребенок решал более 5 минут, значит у него возникли сложности по этому виду примеров. Приведены примеры на сложение и вычитание в пределах десяти и с переходом через десяток, сложение и вычитание десятков, манипуляции в пределах сотни. В этой прописи дается много примеров на сложение и вычитание, чтобы закрепить навыки устного счета в пределах 100
В этой прописи дается много примеров на сложение и вычитание, чтобы закрепить навыки устного счета в пределах 100.
Считаем правильно. Рабочая тетрадь по математике. Г.В.Белых
Тетрадь также выполнена в виде тренажера, сплошные примеры и уравнения. Начинается со счета в пределах десяти, далее – в пределах сотни (сложение, вычитание, умножение и деление), заканчивается сравнением уравнений (примеры со знаками больше, меньше, равно).
Пособия пригодятся и учителям начальных классов в их работе, и родителям для занятий дома с детьми, в частности, в летние каникулы. Задания разных уровней сложности позволят осуществить дифференцированный подход к обучению.
А еще у нас есть отличный онлайн тренажер по математике! Родителям не нужно ничего распечатывать и проверять, все это за вас совершенно бесплатно сделаем мы! Выбирайте режим и вперед >>
Примеры на сложение и вычитание в пределах 20
К моменту, когда ребенок приступит к изучению этой темы математики, он должен очень хорошо, на зубок знать состав чисел первого десятка. Если ребенок состав чисел не освоил, ему сложно придется в дальнейших вычислениях. Поэтому постоянно возвращайтесь к теме состава чисел в пределах 10, пока первоклассник не освоит его до автоматизма. Также первоклассник должен знать, что значит десятичный (разрядный) состав чисел. На уроках математики учитель рассказывает, что 10 — это, по-другому, 1 десяток, поэтому число 12 состоит из 1 десятка и 2 единиц. При сложении единицы складываются с единицами. Именно на знании десятичного состава чисел основываются приемы сложения и вычитания в пределах 20 без перехода через десяток
.
Примеры для печати без перехода через десяток вперемешку:
Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток
основаны на приемах добавления до 10 или убавления до 10 соответственно, то есть на теме «состав числа 10», поэтому ответственно подойдите к изучению с ребенком этой темы.
Примеры с переходом через десяток (половина листа сложение, половина вычитание, лист также можно распечатать в формате А4 и разрезать пополам на 2 задания):
Популярные способы обучения ребенка
На начальной стадии обучения рекомендуется использовать различные наглядные материалы. В этот период полезными будут красочные картинки, кубики, пирамидки, матрешки.
Счет на пальцах
Наиболее простым и распространенным методом обучения является счет на пальцах. Эта проверенная методика основана на народном творчестве. Простые стишки, поговорки, детские песенки эффективно помогают формированию детских навыков счета на начальных этапах. Кроме того, метод развивает моторику пальцев.
Данный способ имеет свои недостатки, поскольку в детском восприятии цифра непосредственно связывается с конкретным пальцем.
Облегчить переход к другим методикам поможет специальное пособие, которое легко изготовить своими руками. Для этого понадобится 2 куска вспененной резины или ткани разного цвета, 22 липучки, лист картона. Из резины нужно вырезать две ладошки. На кончики пальцев с двух сторон и по их центру разместить по липучке. Это позволит загибать пальцы в нужном количестве, создавая различные комбинации.
С помощью этого пособия можно наглядно изучить понятие «состав числа».
На предметах
Для большей эффективности запоминания результатов счета нужно включать в процесс обучения зрительные и тактильные каналы. Это позволяет производить операции с целыми числовыми группами
Важно использовать однородные предметы в представлении определенного числа. Отлично подойдут простые привычные кубики
Сначала понадобится 5 штук, коробка с расчерченными клетками, карточки с написанными числами.
Расположение и количество отдельных предметов запоминается детьми достаточно хорошо. Таким способом в детском сознании формируется представление о конфигурации определенного числа.
Вначале малыша просят положить в коробку один кубик, назвать число и выбрать соответствующую карточку. Затем при добавлении других элементов ребенок должен менять карточки. После нескольких повторений маленький ученик запоминает конфигурации кубиков. Далее можно переходить к операциям сложения и вычитания, используя игровую форму. При этом счет постепенно увеличивается до 10.
На линейке
Перед началом обучения устному счету, рекомендуется потренировать малыша с помощью линейки. Например, можно попросить его показать на делениях, сколько будет, если к четырем прибавить два. Данный метод помогает малышу научиться считать. С другой стороны, многие специалисты считают, что такая методика не способствует быстрому развитию познавательных процессов.
Например, память, мышление, внимание остается на прежнем уровне
Поурочные разработки по Математике 1 класс — «Школа России» Ситникова Т. Н. — 2016
Таблица сложения — ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Цели: составить таблицу сложения в пределах 20 и провести работу, направленную на ее запоминание; развивать умение решать составные задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать составные задачи с недостающими данными в условии; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Устный счет
(Учащиеся по очереди выходят к доске, решают примеры и вписывают ответы в окошки.)
2. Логическая разминка
— Решите задачи.
• Батон и пачка сахара весят больше, чем батон и конфеты. Что весит больше: сахар или конфеты? (Сахар.)
• Г руша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее: груша или персик? (Груша.)
• За пакет муки, пачку сахара и пачку кофе уплатили дороже, чем за такой же пакет муки, пачку сахара и булку. Что дороже: кофе или булка? (Кофе.)
3. Работа над задачами
— Составьте задачи по рисункам и выражениям.
5 — 3
5 + 3
5 — 3
3 + 2
5 — 2
— Почему выражение 5 — 3 записано два раза?
III. Самоопределение к деятельности
— Рассмотрите выражения в каждом столбике.
8 + 3 |
6 + 6 |
7 + 6 |
7 + 7 |
7 + 4 |
7 + 5 |
8 + 5 |
8 + 6 |
6 + 5 |
8 + 4 |
9 + 4 |
9 + 5 |
… |
… |
… |
… |
— Как изменяется первое слагаемое? второе слагаемое?
— Изменится ли сумма?
— Что общего в примерах каждого столбика? (Одинаковые ответы.)
— Придумайте пример в каждый столбик так, чтобы надо было прибавлять по частям.
— Откройте учебник на с. 72. Прочитайте тему урока.
— Мы знаем уже все случаи сложения, когда надо прибавлять по частям. Почему в красной рамке записаны эти же примеры?
— Поставьте задачи урока.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Сравните примеры каждого столбика.
— Что изменяется в примерах каждого столбика? (Второе слагаемое. )
— Как оно изменяется? (Увеличивается на 1.)
— Как это влияет на сумму? (Если первое слагаемое не изменяется, а второе слагаемое увеличивается на 1, то и сумма увеличивается на 1.)
— Сравните примеры в каждой строке.
— Как изменяется первое слагаемое? второе слагаемое?
— Изменяется ли сумма? (Если первое слагаемое уменьшается, а второе увеличивается на одно и то же число, то сумма не изменяется.)
— Прочитайте равенства в третьем столбике разными способами.
— Закройте ответы во втором столбике, оставив первый пример открытым. Как узнать ответы в остальных примерах?
— 13 — это 7 и сколько?
— К какому числу прибавили 6, если получили 11?
— На сколько увеличили 9, если получили 18?
— Какое число надо увеличить на 9, чтобы получить 13?
— Сумма каких двух чисел равна 14?
(Учитель задает еще несколько подобных вопросов.)
№ 1 (с. 72).
(Первое задание учащиеся выполняется устно с комментированием, второе задание — под руководством учителя с целью подготовки к изучению табличного вычитания. Далее работа в парах по карточкам. Каждый ученик достает из конверта по пять карточек с примерами. Учащиеся по очереди показывают пример соседу, тот называет ответ, затем карточка переворачивается и ответ проверяется.)
V. Физкультминутка
Раз, два — наклонилися слегка.
Три, четыре — руки в боки, будем делать многоскоки.
Пять, шесть — на лесенку надо залезть.
Семь, восемь — пробежаться вас попросим.
Девять, десять — вот и все.
Скоро встретимся еще.
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№ 2 (с. 72),
— Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?
— Известен ли рост Даши и Наташи?
— Что известно в задаче?
— Если девочки были весной одинакового роста, то какие числа мы будем сравнивать?
— Что значит “выше”?
— Запишите решение задачи самостоятельно.
№ 3 (с. 72).
(В первой задаче учащиеся подбирают данные самостоятельно
При подборе данных во второй задаче учителю необходимо обратить внимание детей на то, что сумма чисел — цен ручки и блокнота — должна быть меньше 10 руб. Решения и ответы учащиеся записывают самостоятельно
Проверка.)
2. Работа в тетради с печатной основой
№ 1-3 (с. 38).
VII. Рефлексия
(Выполнение заданий в тетради для проверочных работ (с. 44—45). Дополнительно можно предложить задание на полях. Взаимопроверка.)
— Оцените своего соседа по парте:
• молодец, все решено правильно;
• хорошо, ошибки есть, но совсем немного;
• тебе нужна помощь учителя.
— Какие задачи мы ставили в начале урока?
— Кто смог назвать без ошибок все примеры, когда вы выполняли задание в парах?
VIII. Подведение итогов урока
— Как таблица поможет нам считать быстро?
— Как поступить, если не помнишь ответ в одном из примеров в столбике?
ПредыдущаяСледующая