Задержка моторного развития
Содержание:
- Плоскостопие
- Как научить ползать?
- Этапы формирования двигательных навыков ребенка от 1 года до 3 лет
- Как научить ребенка ползать по пластунски?
- Учимся правильно падать
- МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДИСПЛАЗИИ
- Яктация у детей, сирот: причины, Комаровский
- Рекомендации по игре и перемещению
- Как ребенок начинает ползать
- Первые перевороты
- Как дети ползают
- Во сколько начинают ползать дети?
- Что дает ползание
- Главный вопрос родителей. Когда ребенок начинает держать голову?
- 1.3.
- Упражнения
- Каждому — свои нормы
Плоскостопие
Родители беспокоятся о плоскостопии, но … плоскостопие считается нормой в большинстве случаев у новорожденных младенцев, детей постарше, и у взрослых. Специальные обувь, вкладыши, супинаторы и упражнения не помогают увеличить свод стопы при мобильном (физиологическом) плоскостопии.
Мобильное плоскостопие — состояние при котором итмеется нестойкое снижение свода, стопа гибкая, сильная и имеет хороший объем движения в суставах.
Знаете ли вы?
У каждого пятого ребенка уплощение свода стопы остается на всю жизнь. Большинство взрослых с мобильным плоскостопием имеют сильные, безболезненные стопы.
Большинство детей имеют уплощение продольного свода стопы из-за повышенной подвижности в суставах, характерной для детского возраста. При нагрузке стоя стопы уплощаются, и кажется что они «выворачиваются» кнаружи.
Свод стопы восстанавливается, стоит ребенку сесть или привстать на носочки
Точно также как нормальные дети имеют разный рост…
… нормальные своды стоп также имеют разную высоту.
Ношение вкладышей и супинаторов при простом мобильном плоскостопии может причинять ребенку дискомфорт при ходьбе
… и является откровенно пустой тратой денег.
Доктор будет обеспокоен если плоская стопа:
жесткая болит тяжелой степени
Но еще большую обеспокоенность вызывает увеличенный свод стопы, поскольку такие стопы в далнейшем могут вызывать боли при нагрузке.
Косолапие (intoeing)
Интоинг это очень частое явление в детском водрасте, которое обычно проходит по мере взросления.
**(почитайте форум на нашем сайте — фраза косолапие звучит в каждом 2-3 вопросе, а на приеме — от кажного второго родителя)
Имеются три причины интоинга, которые доктор может определить во время осмотра:1. Искривление стопы2. Торсия(скручивание) костей голени3. Торсия бедренной кости
Искривление стопы
Искривление стопы вызывается положением плода внутри матки. Большинство позиционных искривлений стоп проходят самостоятельно, без лечения, в течении первых месяцев жизни ребенка. Хотя в некоторых случаях улучшение формы стопы может продолжаться до трехлетнего возраста.
2 мес 6мес 1 год
В редких случаях когда искривление стопы сильно выражено, медленно проходит, стопа жесткая приходится накладывать корригирующие гипсовые повязки. Специальные ботинки не приводят к улучшению в данной ситуации.
Торсия костей голени
Торсией голени называется скручивание костей голени, в данном случае кнутри, вдоль своей оси. Это вариант нормы и очень часто встречается у новорожденных и детей младшего возраста. Ортезы, специальные упражнения, брейсы или ортопедическая обувь не в состоянии исправить скручивание костей и, фактически, могут оказать вредное воздействие. У большинства детей кости «распрямляются» самоостоятельно, без всякого лечения, в первые годы жизни.
Торсия бедра
Торсия бедра — это скручивание бедренной кости, вызывающее внутреннюю ротацию (поворот) ноги и интоинг. Торсия бедра, как правило, является причиной ходьбы с повернутыми внутрь стопами у детей в возрасте 5-6 лет. У большинства детей ситуация нормализуется к 10 годам. Вкладыши в обувь, специальные ортопедические ботинки или брейсы не в состоянии уменьшить скручивание бедра и исправить походку. Зато они могут причинить ребенку дискомфорт, заставить ребенка чувствовать себя больным и нарушать его подвижность.
** (почитайте еще одну полезную статью про торсионные деформации)
Как научить ползать?
Важно помочь ребенку заинтересоваться ползанием. Для этого родителям нужно позаботиться об условиях, которые они могут ему создать:
- Создать возможность для освоения нового навыка.
- Убрать все, что мешает ползать ребенку, например, манеж и кроватку.
- Переселите ребенка на пол. Теперь каждое время бодрствования пусть проходит на полу. На холодный пол стелим теплое одеяло.
- Побольше интересных стимулов — цветы, кошачья чашка, ваш телефон.
- Бесконечные тренировки. Да, ребенок будет психовать что у него не получается, но…это необходимый этап развития, который он должен пройти. Это не наносит психологической травмы.
- Ползать малыш научится сам — вы не сможете сделать это за него.
Важно! Цель родителей — поддерживать интерес к ползанию. Для этого можно использовать игрушки, предметы, которые очень нравятся ребенку
Достаточно их расставить на доступном расстоянии, чтобы можно было доползти.
Этапы формирования двигательных навыков ребенка от 1 года до 3 лет
1 год
К моменту, когда ребенку исполняется год, он, как правило, уже хорошо умеет сидеть, ползать, вставать и ходить, держась за опору или руку взрослого. Активно развивается предметная деятельность, совершенствуются навыки работы кистью и пальцами. Ребенок осваивает бросание, кидая самые разнообразные предметы и следя за реакцией окружающих. Один из важнейших этапов развития двигательных навыков у ребенка — появление пинцетного захвата, то есть он может брать мелкие предметы двумя пальцами.
12–15 месяцев
Совершенствуется навык хождения: малыш ходит, опираясь на каталку, делает несколько шагов от опоры к опоре, ходит при поддержке за одну руку или самостоятельно, напряженно и высоко подняв руки. Стоит самостоятельно, может бросать мяч, бить ногой по мячу. Вообще мяч бросает из положения сидя любыми способами. Может подниматься по ступенькам на четвереньках и забираться на взрослые стулья. Часто уже умеет бегать, хотя и довольно неуклюже.
15–18 месяцев
Формирование двигательного навыка выходит на новый уровень: ребенок ходит полностью самостоятельно, руки расслаблены, плечи не напряжены. Любит возить за веревочку игрушку на колесиках. Умеет ходить боком. Быстро ходит и бегает, смотря под ноги, не падает.
Поднимается и спускается со ступенек, передвигаясь приставным шагом, крепко держась за перила или руку взрослого. Может спускаться по ступенькам на четвереньках ногами вниз. Наклоняется к полу, поднимает предмет, поднимается обратно, ни на что не опираясь. Встает с низкой ступеньки. Может сделать несколько шагов назад.
В предметной деятельности активно манипулирует игрушками: разбирает пирамидку, пытается соединить кольцо и палку, занимается простейшим конструированием (ставит друг на друга два-три кубика), разворачивает завернутый предмет. Появляется интерес к рисованию каракулей. Используйте восковые мелки и фломастеры на водной основе, чтобы стимулировать развитие двигательных навыков у ребенка.
18 месяцев — 2 года
Ребенок учится осваивать различные виды рельефов. Поднимается по ступенькам, держась за перила и за руку взрослого, наступая на каждую ступеньку двумя ногами. Учится ходить на цыпочках. Подпрыгивает, едва отрывая ноги от пола. Спрыгивает с возвышения, если взрослый держит его за руки. Садится на детский стульчик спиной назад. Ударяет ногой по мячу, ни на что не опираясь, подходя к большому мячу, чтобы ударить по нему ногой, на ходу подталкивает его. Самостоятельно забирается по лестнице на горку и съезжает с нее. Одновременно активно развивается мелкая моторика рук: ребенок может играть с сортером, опускать предметы в маленькие отверстия.
2–3 года
За этот период в формировании двигательных навыков ребенка происходят качественные изменения, требующие сложной двигательной координации. Постепенно ребенок совершенствует свои движения, учится новым приемам, познает возможности своего тела:
-
ходит задом наперед, перешагивает через препятствия;
-
стоит на одной ноге;
-
прыгает со ступенек, приземляясь на обе ноги;
-
садится и подолгу играет, сидя на корточках;
-
носит большие предметы размером до 30 см в диаметре;
-
попадает по мячу ногой с размаху;
-
пытается ловить мяч, катящийся к нему;
-
самостоятельно спускается по лестнице приставным шагом, а к трем годам — уже и попеременным;
-
самостоятельно крутит педали трехколесного велосипеда;
-
перепрыгивает через препятствия на бегу.
А еще он, скорее всего, любит строить башенки из кубиков (может поставить друг на друга четыре детали и больше). Не проливая, переливает жидкость из одного сосуда в другой. Любит делать простые поделки: раскатывает колбаски из пластилина, украшает их крупой или семенами, учится резать бумагу ножницами.
Авторы: |
Эксперты Huggies |
Как научить ребенка ползать по пластунски?
В отличии от ползания на четвереньках, по-пластунски ползать детей не учат. Дело в том, что здесь не отработаешь двигательные навыки. Конечно можно использовать рефлекторное ползание, но это же рефлекс, который угаснет, а от ребенка требуется осознанное усилие.
Чтобы малыш пополз на животе нужно обеспечить:
— “физику” т.е. ребенка нужно укрепить физически, чтобы хватало сил сдвинуть себя с места, в некоторых случаях приходится наоборот устранять излишнее напряжение в мышцах, гипертонус, который может сковывать движения.
— среду, которая благоприятна для формирования навыка, это твердая поверхность, ковер на полу, а не родительские пирины.
— “психику” т.е. по началу можно подманивать ребенка игрушками, выкладывать их на расстоянии, чтобы малыша мотивировать.
Практика показывает, что дети быстрее осваивают ползание по-пластунски, если их с 3-4 месяцев выкладывают на пол, это в том числе полезно и для переворотов. Как научить ребенка ползать по-пластунски? Его надо просто к этому подготовить, как описано выше, главное это физическая готовность и место.
Учимся правильно падать
Да, маме больно смотреть на падающего малыша. Но не забывайте: падения — часть работы и лучший стимул для развития равновесия. Если кроху все время ловят и страхуют, как же он научится безопасно падать? Даже если ребенок плачет, не стоит его чересчур жалеть: через некоторое время он успокоится и опять будет пытаться встать и пойти. Не вмешиваясь в этот процесс, вы даете ему возможность пережить опыт преодоления себя и победы над неудачами, без которого он не научится добиваться своего.
Однако некоторые падения все-таки можно предотвратить — это падения на скользком полу. Для этого позвольте ребенку ходить с босыми ножками или в специальных носочках с прорезиненной подошвой.
Дополнительным фактором, который будет работать в пользу ходьбы, является включение в рацион ребенка достаточного количества содержащих кальций продуктов
В этот период очень важно поддержать растущий организм питанием, направленным на укрепление костей и связок. . И напоследок — веселитесь! Чаще включайте музыку и танцуйте — ребенок будет повторять движения за вами, приседая, пружиня и делая повороты
Это укрепит его ножки и спинку и поможет осваивать ходьбу
И напоследок — веселитесь! Чаще включайте музыку и танцуйте — ребенок будет повторять движения за вами, приседая, пружиня и делая повороты. Это укрепит его ножки и спинку и поможет осваивать ходьбу.
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДИСПЛАЗИИ
Как правило, определить или иногда заранее заподозрить патологию у детей можно по таким основным классическим признакам:
- Синдром укорочения бедра.
- Наличие асимметричных складок на ножках ребёнка (не всегда является признаком).
- Затруднённое отведение бедра ребенка в сторону.
- Симптом соскальзывания «щелчка» (Маркса-Ортолани).
Именно последний симптом является самым важным при диагностике этого заболевания. Методика его определения сводится к следующему. Ребенку медленно отводят бедра равномерно в обе стороны. При нормальных отношениях в суставах оба бедра в положении крайнего отведения почти касаются наружными поверхностями плоскости стола. При вывихе головка бедра в момент отведения соскальзывает в вертлужную впадину, что сопровождается характерным толчком – момент, когда головка бедренной кости из положения вывиха вправляется в вертлужную впадину.
Яктация у детей, сирот: причины, Комаровский
Доктор Комаровский считает, что решение таких неврологических проблем у ребенка, как яктация, вовсе не означает, что малыша нужно возить по врачам и лечить при помощи медикаментов. Серьезные неврологические расстройства у ребенка, требующие медицинского вмешательства, проявляются совершенно иначе и заметны в самом раннем возрасте.
Родителям, которые заметили у ребенка склонность к раскачиваниям, прежде всего, следует отложить все свои дела и постараться как можно больше времени посвящать малышу. Совместные игры, сон рядом с мамой, спокойное ласковое обращение к ребенку могут нормализовать его состояние в самые короткие сроки.
Яктация у детей, сирот: причины, Комаровский
В большинстве случаев яктация наблюдается у детей, лишенных родительской опеки, любви и ласки. Для усыновителей такое поведение дочки или сына оказывается неожиданностью, и становится поводом для очередного обследования у врачей.
Педиатры в таких случаях назначают глицин и витамин Д, неврологи говорят о ВЧД, незрелости нервной системы, попытках ребенка повторяющимися однообразными движениями компенсировать недостающие в ЦНС импульсы.
Яктация у ребенка может выражать его протест против атмосферы в семье. Нормальный эмоциональный фон является обязательным условием на пути избавления от яктации.
Рекомендации по игре и перемещению
С угасанием хватательного рефлекса игрушки становятся для малыша ещё интереснее, потому что он начинает осознанно их брать и познавать
Все предметы ребёнку в этом возрасте важно положить в рот и внимательно изучить
Браслеты, хрустящая бумага, мягкие игрушки, нитка жемчуга, ткань и игрушки, подвешенные над ребёнком, подходят для изучения. Ребёнок сначала берёт игрушку, висящую сбоку. Однако вы можете повесить что-нибудь более интересное для него в середину, чтобы позже в том то, что ребёнок не может взять ртом свисающие с него предметы.
Надувной детский бассейн — возможно, наполненный шариками — также станет для ребёнка очень весёлым местом.
Как ребенок начинает ползать
Специалисты говорят, что каждый ребенок начинает ползать по-своему, это очень индивидуально, и подгонять малыша под одну гребенку бессмысленно. Но есть некоторые общие принципы:
по-пластунски
– малыш ползает, лежа на животе. Обычно это происходит между переворачиванием и непосредственно ползанием на четвереньках;
перекатывание
– обычно так передвигаются либо до ползания на четвереньках, либо маленькие лентяи. Если перекатывание затянулось, нужно прибегнуть к общему массажу, обычно это помогает перейти к следующей стадии ползания;
скачкообразное ползание
– малыш раскачивается, стоя на четвереньках, и делает бросок вперед. Такие скачки могут быть небезопасны, нужно внимательно следить за ребенком, а лучше научить его правильно ползать;
задний ход
– некоторые дети ползут не вперед, а назад. Ничего ужасного в этом нет, и оснований для тревоги тоже нет;
сидя
– иногда встречается такой оригинальный способ передвижения: малыш сидит на попе, подогнув одну ногу под себя, и, отталкиваясь другой, очень быстро перемещается по комнате;
ползание на четвереньках
– классический способ, к которому в итоге приходят все малыши. Спина должна быть прямой, руки и ноги двигаются синхронно.
Первые перевороты
После трех месяцев малыш уже довольно неплохо осваивает такие навыки как:
- поворачивает головку на звук (например, на мелодию мобиля или другой игрушки), когда лежит на животе;
- начинает понемногу поднимать и фиксировать голову и плечи в положении на животе с опорой на руки;
- движения становятся все более и более скоординированы: ребенку любопытно ощупывать свое лицо, хватать себя за нос.
В этот период малыш может поразить маму, вдруг сделав переворот со спины на живот. Это трудно-то и назвать по-настоящему переворотом, скорее, не очень удачной попыткой скатиться на бок из положения на спине, в которое кроху уложила заботливая мама. Но начало активным движениям уже положено, и теперь малыш недолго будет оставаться на спине. Правда, по-настоящему дети начинают переворачиваться, только когда у них достаточно окрепнут мышцы шеи, рук и спины, что обычно происходит чуть позже (4-5 месяцев).
По словам некоторых мам, их ребенок как раз в возрасте 4-5 месяцев весьма бодро начал поворачиваться со спины на бок, далее на животик и живота на спину — одним словом, делать перевороты в разные стороны, успев набить себе несколько синяков, прежде чем мама поверила в то, что малыш действительно научился самостоятельно переворачиваться.
Перевороты со спины на живот и обратно (4-5 месяц)
После 4-х месяцев когда ребенок лежит на спинке, то приподнимает голову и с интересом разглядывает свои ножки, может сгибать их в коленях, подтягивая к груди и пытаясь дотянуться до них пальчиками. Тогда он периодически начинает поворачивать корпус со спины на бок.
К 5-ти месяцам ребенок может хорошо держать головку, подниматься на руках, лежа на животе, всячески выгибать спину. Он любит раскачиваться, лежа на спине, может таким образом покатиться по кроватке, отталкивается от кровати ножками в положении на животе. Такие движения активно помогают развиваться нужным группам мышц, поэтому, как раз в это время многие малыши начинают хорошо переворачиваться.
Надо понимать, что, когда малыш переворачивается, а потом учится самостоятельно сидеть и после этого ползать, то при этом задействованы похожие группы мышц. А значит, когда достаточно окрепнет мускулатура шеи, спины, ног и рук для полноценных переворотов, ваш ребенок постепенно начнет делать попытки присаживаться и ползать сам.
Помогаем делать повороты
Помогать крохе осваивать новый навык нужно в игровой форме с обязательной улыбкой и словами одобрения. Заметив, что у ребенка вышло случайно перевернуться самому, попробуйте поиграть с ним, положив игрушку сбоку от него, стимулируя малыша к повороту.
Можно выполнять несложные упражнения на укрепление мышц спины и рук, которые помогут ребенку освоить новый для него навык. Приступая к упражнениям, нужно убедиться, что:
- Малыш хорошо способен поднимать голову лежа на спине, так и хорошо держит голову лежа на животе.
- У ребенка есть выраженное желание и сформированный навык лежания на животе с приподнятой головой, опираясь на руки хотя бы в течение 5 минут.
Если малышу не слишком интересно лежать на животе, задержать его на некоторое время в этом положении можно, например, качая на гимнастическом мяче или положив яркую забавную игрушку прямо перед ним.
Видео-упражнения от мамы-Лары
Коррекционная гимнастика для младенцев поможет малышу научится перевороту со спины на живот:
После того, как переворот получился, ручка малыша может остаться под телом. Попробуйте дать крохе возможность самостоятельно ее распрямить. Если же малыш начинает нервничать, то можно несколько усилить движение за ножку, при этом ручка понемногу высвободится. Упражнение можно повторить 3-5 раз в несколько подходов в течение дня. Помните – все движения исключительно плавные, без резких рывков и дерганья!
Посмотрите видео о том, как научили малыша переворачиваться. В течение трёх недель ребенок учился переворачиваться! И вот результат! Когда просыпается — первым делом надо лечь на живот!
https://youtube.com/watch?v=B2rIEGZ79CM
Освоение навыков самостоятельного переворота открывает для малыша новый интересный мир, постепенно подводя его к необходимости ползать, а затем и ходить. И, конечно, когда малыш им овладеет как следует, то маме ни на секунду нельзя забывать о простых правилах безопасности.
Не стоит специально начинать тренировать ребенка сидеть или даже стоять, если к 5-6 месяцам малыш еще не умеет переворачиваться. Лучше всего, когда каждый новый этап развития карапуза сменяет другой плавно и в нужной последовательности. Да, дети могут иногда «перепрыгивать» или значительно сокращать те или иные этапы, но эти этапы все равно будут сменять друг друга поочередно.
Как дети ползают
Существует два способа ползания. Зачастую один предваряет второй, но совершенно точно каждый из них по-своему полезен и является необходимой ступенью развития, способствуя укреплению опорно-двигательного аппарата.
- По-пластунски. Требует от малыша значительных трудозатрат. Продвижение вперед достигается за счет отталкивания ногами и подтягивания на руках.
- На четвереньках. Учит держать равновесие и координировать движения нижней и верхней половины туловища. Вызывает бурный восторг, поскольку позволяет быстро и, что самое главное, без посторонней помощи преодолевать значительные по меркам ребенка расстояния и достигать желаемого.
Во сколько начинают ползать дети?
Все нормы — условности, один ребенок желает все попробовать на ощупь и поползет раньше, другому нравится наблюдать, и он будет осваивать новый навык чуть позже. Некоторые дети делают попытки уже после 4 месяцев.
- Обычно, это происходит в 6–9 месяцев. Сначала ребенок передвигается «колбаской», это перекаты, которые даются с трудом.
- Постепенное осваивание ползания. Перевороты переходят в движение по-пластунски, потом они переходят в скачки, которые представляют прыжки лягушки.
- Осваивание правильного ползания.
Если ребенок родился раньше срока, обычно все навыки он осваивает на месяц-два позже. Это не будет означать, что он отстает в своем развитии, в 9–10 месяцев они осваивают первые ползки и это является для них условной нормой.
Интересно, что девочки начинают ползать раньше мальчиков. Считается, что девочки более активны, быстрее начинают ориентироваться в информационном поле, начинают ползти в 5–7 месяцев, мальчики осваивают навык ползания в 7–9 месяцев.
Есть дети, которые пропускают этап такого передвижения. Сначала они осваивают навык сидеть, потом начинают вставать и передвигаться стоя.
Важно способствовать развитию ползания, малышу очень важно пройти этот этап и отползать как минимум 2–3 месяца. Прямое стоячее положение в возрасте 6–8 месяцев плохо отражается на здоровье неокрепшего позвоночника
Прямое стоячее положение в возрасте 6–8 месяцев плохо отражается на здоровье неокрепшего позвоночника.
Что дает ползание
Обычно малыш ползает в течение нескольких месяцев, затем встает, делает первые шаги. Даже если он пошел, то часто перебирается в «нижний ярус», потому что ползать быстрее и надежнее. Какая польза от этого моторного навыка?
Укрепляет мышечно-связочный аппарат. Этот навык полезен для общего физического развития. Если у ребенка наблюдались какие-либо отклонения от нормы (кривошея, повышенный или пониженный тонус, асимметрия в теле и т.д.), они, как правило, корректируются естественным путем — активным движением и укреплением мышц.
Формирует естественные изгибы позвоночника
Это важно для амортизации при хождении. Изгибы действуют, как пружины, и позволяют выдерживать большую динамическую и статическую нагрузку на позвоночник
Развивает координацию движения тела
Это умение даст возможность малышу выполнять двигательные задачи любой сложности. Координация помогает сохранять равновесие, ориентироваться в пространстве, чувствовать ритм.
Дает свободу действий. Ползание — осознанный и целенаправленный процесс. Оно открывает возможности изучать пространство и ориентироваться в нем, развивает любознательность и целеустремленность. Ползание — первый самостоятельный «выход в свет», который дает малышу уверенность в своих силах.
Развивает интеллект. Первый год жизни грудничка называется психомоторным этапом. Это значит, что двигательная активность неотделима от эмоционального, психического развития. Чем больше малыш двигается, тем лучше кровоснабжение и работа мозга. Движение тесно взаимосвязано с развитием речи малыша, оно обеспечивает связь между левым и правым полушариями.
Если ребенок пробует вставать слишком рано, не пытайтесь поощрять этот навык. Пусть он наползается вволю. И уж тем более не предлагайте ему ходунки. Сейчас идет много споров вокруг этой темы. Ограничимся одним тезисом: ходунки — костыли, которые отнимают у ребенка потенциал и природой заложенные возможности.
Главный вопрос родителей. Когда ребенок начинает держать голову?
Постараюсь ответить на этот вопрос.
После рождения ребенок подвергается воздействию силы тяжести, которая является для него новым опытом, поскольку пребывание в утробе мамы ограничивает воздействие этой силы на младенца. Новорожденный ребенок должен столкнуться с большими усилиями сразу после родов, то есть противодействовать силе тяжести. Он быстро обнаруживает, что делать любое движение намного сложнее по сравнению с выполнением его в животе его матери, и преодоление силы тяжести является «тяжелой работой».
Голова новорожденного ребенка является большой и тяжелой по отношению к его телу, она составляет около ¼ всей длины тела. Очень трудно поддерживать этот огромный вес при слабых, ранее неопытных в этой функции мышцах шеи и плечевого пояса. Пропорции тела ребенка меняются с возрастом. У взрослого голова составляет всего 1/8 длины тела, поэтому взрослым легко управлять головой, и это не большое усилие для нас.
Попытки поднять голову появляются в первый месяц жизни, новорожденный лежит на животе, поворачивая голову от одной щеки к другой. Самоконтроль происходит между 6 неделями и 3 месяцами жизни малыша.
Поднятие и удержание головы — очень важный навык, потому что это первый этап в развитии ребенка, который может свидетельствовать о его правильном развитии. Неудивительно, что родители ожидают, что ребенок вовремя усвоит это умение, а когда оно не появляется, это повод для беспокойства и выяснения причины, по которой ребенок не хочет поднимать голову?
- 1 месяц: ребенок пытается поднять голову.
- 1,5 месяца: малыш удерживает голову 10-20 секунд.
- 2 месяца: ребенок приподнимает и удерживает голову не менее 1,5 минут.
- 3 месяца: малыш удерживает голову не менее 3-5 минут.
Прежде всего следует оценить мышечный тонус ребенка. Повышенный и пониженный мышечный тонус может помешать ребенку правильно контролировать голову.
При пониженном тонусе мышц шеи, плечевого пояса и спины происходит дефицит способности противодействовать силе тяжести. Эта сила противостоит ребенку так сильно, что он не может поднять голову.
В отличие от этого, дети с повышенным мышечным тонусом в положении лежа на животе, которое заставляет их повышать мышечный тонус (асимметрия, высоко поднятые плечи, руки сжаты в кулак, верхние конечности согнуты и подведены к туловищу, повернуты внутрь), дети не могут поднимать и удерживать голову, потому что позиция, которую они занимают, мешает совершить им любое движение, которое представляет собой движение головы (сгибание), вызывает повышение мышечного тонуса, что препятствует поднятию головы.
Нарушения зрения также следует рассматривать как причину нежелания поднимать голову. У слабовидящего или слепого ребенка не будет мотивации поднимать голову, потому что зрительный дефицит ограничит их функцию, то есть поднятие головы. Однако этот дефицит не будет вызван нарушениями в мышечной системе (пониженный / повышенный мышечный тонус), но это будет психическая проблема, потому что нет стимулов, мотивации поднимать голову.
Имейте в виду, что каждый ребенок имеет свой собственный темп развития. Кто-то из детей будет полностью контролировать свою голову через 8 недель, а другой — через 12 недель.
Однако есть симптомы, которые должны беспокоить родителей, когда их ребенок не поднимает головы. Это:
- У ребенка нет попыток поднять голову.
- Ребенок не поворачивает голову от одной щеки к другой.
- Асимметричное положение головы, предпочитая одну сторону и пытаясь повернуть голову на другую, заканчивается слезами
- лежа на животе, ребенок поднимает голову без опоры на предплечья, выгибая спину.
- Ребенок часто сжимает кулачки с большими пальчиками внутрь.
- нежелание лежать на животе.
Обнаружив у своего ребенка, вышеуказанные симптомы, следует проконсультироваться с неврологом!
1.3.
Это начальная лечебная позиция, используемая для ношения ребенка на данном этапе.
1. Высота удержания: подбородок взрослого на одном уровне с затылком ребенка.
2. Плотно прижимаем ребенка к себе, кладем валик под затылок и носим, отклоняясь назад. Наклон назад проверяем, смотря в зеркало, стоя в профиль. При отсутствии наклона упражнение не эффективно.
3. Толщину валика подбираем так, чтобы подбородок ребенка почти прижимался к груди.
4. 2 варианта поддержки ног у маленького ребенка – спереди за бедра и под бедра.
При возникновении трудностей в удержании ребенка (большие размеры и масса) и поддержании собственной позиции отклонения назад, можно использовать рюкзак для ношения ребенка «кенгуру».
При правильном ношении в позиции 1.3 поведение ребенка постепенно меняется: давление затылка на валик сменяется нейтральным положением, а затем и отрывом головы от валика с нарастанием времени самостоятельного удержания головы и увеличением амплитуды наклона головы вперед. Потребность в валике теряется. При попытке отклониться назад вместе с ребенком, голова назад не падает. После начала уверенного выполнения такие достижения дают возможность ввести в двигательный рацион дополнительные способы полезного ношения:
Способы взятия и ношения ребенка
https://youtube.com/watch?v=6-ATAlDOs4s
Упражнения
Общеукрепляющие упражнения направлены на обучение ребенка ползанию и ходьбе за счет тренировки мышц спины, рук и ног.
Обратите внимание на следующий комплекс заданий, делайте их каждый день, сразу после сна или за 2–3 часа до ночного отдыха. Посмотрите видео с интересными упражнениями для малыша и мамы:
Посмотрите видео с интересными упражнениями для малыша и мамы:
А вот, какой результат после этих упражнений получился у малышки спустя 2 недели:
Укрепляем мышцы рук
Задача ребенка: опираться на одну руку, приподнимая вверх другую. Повесьте над головой малыша яркую картинку, игрушку. Младенца выложите на живот. Пусть заинтересуется погремушкой и потянется к ней ведущей рукой, оставляя внизу опорную.
Учимся опираться на обе ручки
Выкладывайте ребенка на живот, показывайте игрушку, постепенно поднимая ее вверх. Чтобы закинуть голову высоко, младенец будет опираться на руки, вытягивая их.
Тренируем вестибулярный аппарат
Положите кроху на пол или кровать, под животиком должен находиться валик из полотенца или тонкого одеяла. Перед ручками нужно расставить игрушки, пусть тянется к ним, рассматривает и трогает. Ножки будут свободны.
Покажите, как перевернуться
Потребуется, если младенец плохо переворачивается в 6 месяцев
Потяните ребенка за руку в одну сторону из положения лежа на спине, осторожно уложите на бок, потом на живот. Повторите упражнение в другую сторону
Стимулируем ползание
Положите ребенка на свернутый матрас, чтобы руки были свободны, а колени упирались в пол
Осторожно двигайте матрас к себе. Ребенок будет передвигать ногами вместе с опорой, чтобы не упасть
Учим переставлять ручки
Нужно захватить ножки малыша в положении лежа на животе, помочь подняться на руки.
Положить перед глазами ребенка игрушку чуть в стороне, заинтересовать. Малыш захочет потянуться, переставит руки. Поддерживайте корпус ребенка, чтобы он не упал лицом вниз.
Делаем упражнение «Лягушонок»
Младенец лежит на животе. Мама встает сзади, берет в руки детские ножки, сгибает их в коленях так, как плавает лягушка. Ребенок научится отталкиваться от опоры, проползет пару сантиметров по-пластунски.
Тренируем стойку на коленях
Держите грудничка, ставьте на согнутые колени и удерживайте в таком положении. Перед выполнением упражнения нужно постелить на пол мягкий плед.
Учимся стоять на четвереньках
Потребуется фитбол небольших размеров. Малыш укладывается на мяч животом, ножки и ручки упираются в пол. Маме следует помогать малышу удерживать равновесие, приучать отталкиваться стопами от пола.
Учимся ползать на четвереньках
Правильно делать вдвоем. Один родитель передвигает ножки, другой — ручки. Можно поддерживать ребенка за животик, чтобы малыш не терял равновесие.
Каждому — свои нормы
По мере того, как ваш малыш будет расти и укреплять мышцы ползанием, он будет совершенствовать свои навыки передвижения. Как теперь меняется его мир!
Сколько всего интересного можно увидеть и достать! Мир сверху вниз воспринимается намного интереснее, чем снизу-вверх.
Поэтому с момента, когда ребенок начал ползать на животе, этот навык будет совершенствоваться, проходя разные этапы, пока малыш не научится полноценно ползать:
- Начало.
Ребенок ползает по-пластунски, очень неуклюже: одной ногой, боком, или вовсе — задом.
- Четвереньки.
Малыш поднимается с живота на ручки и ножки, учится передвигать их: сначала ручки (вместе или поочередно), затем переставляет ножки (пока вместе), обычно «с разгона» — раскачавшись.
- Очередность.
Грудничок учится переставлять ручки по одной, затем подвигать ножки по одной. И только после этого координация совершенствуется до одновременных перекрестных движений, которые мы называем ползанием.
Не каждый малыш проходит все этапы, в такой последовательности. Но это вовсе не значит, что что-то не в порядке. Просто у него свои особенности.
Главное, чтобы это происходило своевременно именно для вашего ребенка. Потому что ответов на вопрос — во сколько дети начинают ползать на животе — много.
И каждый из них учитывает состояние здоровья, вес, активность, другие факторы. Кто-то превращается в маленького ужика уже к 4 месяцам, а кому-то непросто поползти и в 6.
Поэтому хочу вас успокоить: если ребенок ползает по-пластунски в 8 месяцев, это не обязательно говорит о серьезных отклонениях. Вполне возможно, что:
- Ребеночек от природы не очень активен, нерешителен, его нужно стимулировать чем-то занятным;
- Он крупный, много весит — просто тяжело поднимать свой вес;
- Возможно, ребенок 8 месяцев ползает на животе, потому что просто не понимает, как поднять свое тело на четвереньки;
- Мама не дает свободы для передвижения. В кроватке далеко не уползешь.
Как правильно развивать ребенка и обеспечить ему пространство для своевременного освоения всех навыков: переворотов, ползания, ходьбы — смотрите в интернет-курсе Мой любимый малыш: секреты развития и воспитания ребенка до года>>>