Развитие плода в утробе по месяцам
Содержание:
- Органы чувств ребенка в первый месяц жизни
- 5 недель
- Этапы роста и развитие ребенка 6-9 месяцев
- Развитие детей до 2 лет и старше
- Окружность головы
- Как помочь ребенку развиваться правильно с самого рождения?
- Ребенок в седьмой месяц жизни
- Стул и срыгивания
- Роль плаценты, плодного пузыря и пуповины
- Проблемы в первый месяц жизни
- Развитие слуха у новорожденных
- Второй месяц
- Какой становится новорожденный в 3 недели
- Развивающие игры
- Таблица ключевых моментов развития ребенка от 0 до 1 года
- Развитие новорожденного по неделям
Органы чувств ребенка в первый месяц жизни
Наиболее важными органами чувств для ребенка являются зрение и слух. И речь идет не только о способности новорожденного контактировать с окружающим миром через звуки и визуальный ряд. Внешняя среда, воздействуя на слух и зрение малыша, стимулирует его умственное и физическое развитие. На первом месяце жизни ребенка все органы чувств отличаются более или менее выраженными особенностями.
- Вкус. Вкусовые рецепторы у новорожденного развиты достаточно хорошо, и основные «раздражители» он идентифицирует так же, как взрослый. Например, при попадании на язык подслащенной воды ребенок не проявляет никаких особенных реакций. А при добавлении в воду кислого яблочного или лимонного сока малыш может демонстрировать признаки неудовольствия – морщиться, пытаться вытолкнуть языком неприятную на вкус жидкость.
- Обоняние. Умение определять запахи играет важную роль в жизни новорожденного, особенно в первые дни и недели жизни, когда остальные органы чувств еще неразвиты. Именно благодаря обонянию ребенок узнает мать, безошибочно находит грудь, отказывается от кормления, если чувствует неприятный запах (например, если мать обработала сосок мазью для заживления трещин или антисептиком с лекарственным запахом).
- Осязание. Кожа новорожденного очень чувствительна к воздействию механических и термических раздражителей, но при этом количество рецепторов распределено неравномерно. Так, ребенок более активно реагирует на прикосновения к ладоням, стопам, лицу и не настолько выраженно – при поглаживании спины и живота. Кроме того, температура окружающей среды также вызывает определенные реакции. При некомфортной температуре ребенок проявляет признаки беспокойства, становится вялым, его кожа бледнеет или краснеет и пр.
- Зрение. В первые недели жизни зрение ребенка не отличается остротой. Хотя новорожденный жмурится при ярком свете, а его зрачки расширяются и сужаются в зависимости от интенсивности освещения – это рефлекторные реакции, управляемые нервной системой. На самом деле изображения в поле зрения новорожденного выглядят размыто и нечетко, а определять конкретный объект малыш сможет только через 10–12 дней после рождения. Но и в этом случае фиксировать предмет взглядом он еще не умеет – малыш сможет только следить за движением объекта или за источником света. Еще одна особенность зрения новорожденного – рассогласованное движение глаз, когда они направлены в разные стороны. Это часто вызывает беспокойство у родителей, которые предполагают у ребенка наличие косоглазия. Но такой «блуждающий» взгляд – естественное явление, и к концу первого месяца после рождения (в норме через 4–8 недель) движения глаз малыша приобретают согласованность.
- Слух. Слух – еще одна распространенная причина беспокойства родителей, которые не наблюдают выраженной реакции у новорожденного ребенка на звуки. Но слух малыша уже «натренирован» во время внутриутробного развития, в течение которого он воспринимал фоновые шумы и успел привыкнуть к ним. Благодаря этому в первые месяцы после рождения внешние звуки редко вызывают у малыша выраженные реакции. Кроме того, слуховой нерв у новорожденных развит недостаточно, и ребенок еще не воспринимает «взрослый» спектр акустических волн: более высокие звуки он слышит лучше, низкие – хуже.
5 недель
Сейчас начинает проявляться комплекс оживления. При появлении взрослого, особенно когда с крохой нежно заговаривают, он отвечает радостной улыбкой, активными движениями, выраженным гулением.
С этой недели созревание органов и систем ускоряется. Сходят на нет колики, вздрагивания, выравнивается дыхание, усиливается реакция на запахи и звуки, растет потребность в общении с мамой (теперь она нужна малышу постоянно, не только для еды и укачивания, но и для активного общения), появляется осознанная улыбка, повышается интерес к окружающему миру. Время бодрствования может достигать получаса. Но при этом кроха по-прежнему не справляется с большим количеством впечатлений, поэтому зрительных, звуковых и иных раздражителей не должно быть слишком много, а для сна нужно выделять не менее 19–20 часов, следя за температурой тела младенца, поскольку его теплообмен еще несовершенен.
За эту неделю ребенок поправится еще примерно на 200 г и немножко подрастет (на 5–7 мм). Объем средней порции молока возрастает до 100–140 г при общем количестве кормлений не менее 7 в сути.
Прогресс в развитии крохи заметен.
- Он пытается ненадолго удерживать головку в вертикальном положении, а лежа на животике, даже старается осматриваться вокруг.
- Зрение начинает фокусироваться (теперь на предметы малыш смотрит обоими глазками одновременно), кроха начинает рассматривать игрушки, особенно интересуясь яркими, контрастными.
- Выражение эмоций соответствует ситуации: если грудничку плохо – он плачет, если хорошо – улыбается, гулит (причем гуление постепенно становится все более разнообразным: булькающим, хрюкающим, повизгивающим, «кхикающим»).
- Особенный интерес вызывает лицо мамы, когда она ласково воркует со своим чадом.
- Все, что попало в ручки, кроха тянет в ротик.
Этапы роста и развитие ребенка 6-9 месяцев
В период с полугода до 9 месяцев ребенок активно развивает речевые, двигательные способности, приобретает множество ценных навыков.
К 7 месяцам
- ребенок активно играет с игрушками;
- передвигается ползком в любом направлении;
- продолжительно лепечет, издавая и повторяя отдельные слоги;
- когда родители спрашивают, где находится знакомый предмет, поворачивается в его сторону.
В 8 месяцев
- с интересом долго наблюдает за действиями других детей, эмоционально реагирует на другого ребенка – лепечет, смеется;
- самостоятельно садится, ложится, уверенно сидит, поднимается на ноги, стоит и переступает с ноги на ногу, держась за опору;
- подражая взрослым, осваивает новые навыки – катает мяч, поднимает крышку кастрюли;
- демонстрирует выученные раньше действия («до свидания», «ладушки»);
- четко произносит разные слоги;
- может кушать самостоятельно, держа хлеб (яблоко) в руке.
В 9 месяцев
- много движений, действий, а также звуков, слогов повторяет за взрослыми;
- использует предметы в соответствии с их назначением;
- целенаправленно идет, держась за опору, в направлении интересующего предмета;
- самостоятельно пьет из чашки;
- когда родители просят найти знакомый предмет, может отыскать его, даже если предмет не стоит на привычном месте;
- готов к высаживанию на горшок и формированию навыков чистоплотности.
Развитие детей до 2 лет и старше
В этот период физические и мыслительные способности ребенка развиваются стремительными темпами, особенно после полутора лет.
В 15 месяцев (1год и 3 месяца)
- ребенок понимает уже много слов;
- может выполнять как минимум 3 вида заданий взрослого;
- разговаривает, используя, как детский лепет, так и изученные полноценные слова;
- понимает понятие размера, может указать, какой предмет больше, какой меньше, если разница между габаритами 3 и более см;
- может долго ходить без отдыха;
- умеет приседать, наклоняться, пятиться и поворачиваться;
- кушает самостоятельно ложкой твердую пищу;
- в играх использует приобретенные навыки, выполняет ранее разученные действия без подсказки.
В 1,5 года
- умеет группировать предметы по общим признакам;
- различает 3-4 разных формы предметов;
- переступает через небольшие пороги, препятствия приставным шагом;
- сам кушает ложкой жидкую пищу;
- вместо упрощенных определений использует настоящие названия предметов.
1 год 9 месяцев
- ребенок использует в разговоре слова и короткие предложения из 2-3 слов;
- может провести сравнение трех-четырех предметов по размеру;
- самостоятельно ходит по небольшой поверхности, расположенной чуть выше уровня пола;
- частично может снять с себя одежду без посторонней помощи;
- строит простые конструкции из кубиков;
- понимает простые рассказы взрослых по картинкам, отвечает на вопросы, глядя на картинку.
В 2 года
- способен воспринимать короткие рассказы взрослых без картинок;
- говорит предложениями из 3 слов, используя при этом местоимения и определения (прилагательные);
- переступает через препятствия обычным шагом;
- различает 3-4 цвета;
- может частично одеваться без посторонней помощи;
- совершает несколько последовательных действий (подготовка к сюжетным играм).
В 2,5 года
- ребенок говорит длинными предложениями (3 и более слов), задает простые вопросы;
- играет в сюжетные игры;
- строит простые сюжетные конструкции и дает им название;
- может сам надевать на себя одежду, обувь, но пока не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы;
- выбирает фигуры одной формы или цвета по образцу;
- перешагивает через высокие препятствия (20-30 см).
В 3 года
- ребенок задает сложные вопросы;
- в играх проявляются сюжетно-ролевые элементы;
- использует разные бытовые предметы, салфетки по назначению без подсказки;
- лепит простые поделки, рисует простые рисунки, называя предмет творчества;
- правильно сортирует предметы по формам, цветам, собирает несложную мозаику;
- перешагивает через высокие препятствия (30-40 см);
- одевается и обувается самостоятельно, с помощью взрослых застегивает пуговицы и завязывает шнурки.
Окружность головы
Этот показатель позволяет определить благополучие развития ЦНС и пропорциональность в целом. Измерения нужно проводить сантиметровой лентой по затылку и надбровным дугам. С 1 до 6 месяцев окружность головы увеличивается на 1,5 см ежемесячно, с 6 до 12 месяцев — по 0,5 см ежемесячно.
Окружность головы мальчиков от 0 до 12 месяцев, см
Возраст, мес / центиль | 3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
32.8 | 33.7 | — | 35.2 | — | 36.7 | 37.6 | |
1 | 34.6 | 35.5 | 36.3 | 37.1 | 38.0 | 39.1 | 40.3 |
2 | 36.5 | 37.4 | 38.2 | 39.0 | 40.0 | 41.0 | 42.0 |
3 | 38.2 | 39.0 | 39.7 | 40.6 | 41.5 | 42.5 | 43.3 |
4 | 39.5 | 40.2 | 40.9 | 41.8 | 42.8 | 43.6 | 44.4 |
5 | 40.5 | 41.2 | 41.9 | 42.7 | 43.8 | 44.6 | 45.4 |
6 | 41.5 | 42.0 | 42.8 | 43.9 | 44.8 | 45.5 | 46.3 |
9 | 43.4 | 44.0 | 44.8 | 45.8 | 46.7 | 47.4 | 48.0 |
1 год | 44.6 | 45.3 | 46.2 | 47.1 | 48.0 | 48.6 | 49.3 |
Окружность головы девочек от 0 до 12 месяцев, см
Возраст, мес / центиль | 3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
31.7 | 32.5 | — | 34.1 | — | 35.5 | 36.3 | |
1 | 34.2 | 35.0 | 35.8 | 36.6 | 37.4 | 38.1 | 39.0 |
2 | 35.7 | 36.7 | 37.4 | 38.2 | 39.0 | 39.8 | 40.7 |
3 | 37.1 | 38.0 | 38.7 | 39.5 | 40.4 | 41.2 | 42.0 |
4 | 38.3 | 39.1 | 39.9 | 40.7 | 41.4 | 42.2 | 43.0 |
5 | 39.5 | 40.3 | 41.0 | 41.7 | 42.5 | 43.2 | 44.0 |
6 | 40.6 | 41.5 | 42.0 | 43.0 | 43.4 | 44.2 | 45.0 |
9 | 42.3 | 42.9 | 43.5 | 44.6 | 45.6 | 46.4 | 46.8 |
1 год | 43.5 | 44.2 | 44.9 | 45.7 | 46.5 | 47.3 | 48.0 |
Как помочь ребенку развиваться правильно с самого рождения?
Развитие ребенка во многом зависит от родителей: от того, сколько времени они уделяют малышу, как занимаются с ним
Важно создавать благоприятные условия для становления малыша, помогать ему в освоении полезных навыков. Развивать ребенка следует с самого рождения. Педиатры дают такие рекомендации родителям:
Педиатры дают такие рекомендации родителям:
- часто общаться с малышом, изменяя тембр голоса. В разговоре стоит называть имя ребенка. Петь младенцу колыбельные, рассказывать стишки;
- делать массаж, выполнять упражнения на фитболе. Это стимулирует физическое развитие, улучшает работу нервной системы;
- когда младенец научится держать голову, стоит начать ходить с ним по квартире, дотрагиваться рукой до вещей, произнося одновременно их названия. Это закладывает базу для правильного становления речи;
- развивать осязание. Например, прикасаться к животу, лицу, конечностям мягким перышком, помещать в ладошку небольшие предметы. Нужно регулярно обнимать и гладить малыша;
- над кроваткой повесить карусель. Включать классическую музыку (Чайковского, Штрауса, Моцарта). Это развивает слух и хорошо влияет на психику;
- повесить возле ребенка контрастные фотографии, яркие игрушки. Это будет благотворно влиять на развитие зрения. Каждые несколько дней предметы нужно менять для привлечения внимания;
- кормящей матери следует постепенно вводить в рацион разные продукты. Это будет способствовать развитию вкусовых ощущений у ребенка.
Ребенок в седьмой месяц жизни
Начинается время активного исследования мира маленьким непоседой. Некоторые малыши уже ползают, упрямо пытаясь добраться до интересующих вещей. Поэтому нужно следить за чистотой комнаты, в которой познается мир, убирать как можно дальше опасные предметы.
Вводят второй прикорм – пюре из фруктов. Позже присоединяют и молочную кашу (гречневую, рисовую), к которой через несколько недель добавляют желток. К концу месяца может прибавить в весе до 600 гр, а в росте – до 2 см.
Малыш начинает узнавать окружающие предметы и может их показывать. Самостоятельно ползает, делает первые попытки встать на ножки. Увеличивается количество произносимых звуков. Поэтому нужно обязательно заниматься с малышом, читать ему книги, рассказывая простыми словами об окружающем мире. Любит играть в простые игры, во время которых получает развитие мелкая моторика рук.
Что может ребенок в конце седьмого месяца:
- уверенно сидеть с прямой спиной без поддержки;
- вставать на колени, подниматься на ножки, держась за бортики кроватки;
- уверенно ползать, причем у некоторых получается только движение назад;
- показывать на предметы, запоминать их названия;
- повторять некоторые действия взрослых;
- смотреть на картинки в книжках, листать страницы.
Стул и срыгивания
Частота стула напрямую связана со способом кормления:
- При грудном типе вскармливания ребенок какает 2-8 раз в сутки (см. также: режим кормления ребенка по месяцам). Цвет кала при этом желтый, кашицеобразный с запахом масла и молока.
- При искусственном вскармливании стул у крохи более твердый и темный. От смеси цвет испражнений становится коричневым или с горчичным оттенком, а запах характерно неприятным. Какает малютка в 2 раза реже, чем при грудном вскармливании.
Материнское молоко дает крохе все необходимые вещества для полноценного развития, поэтому вопрос питания для кормящей мамы является приоритетным. Все, что мама не получит из еды, ребенок возьмет из ее организма
Крайне важно восполнять потери кальция и витамина D, которые необходимы для здоровья ногтей, зубов и волос
Когда малютка плохо какает или страдает от колик, чаще выкладывайте его на животик и массируйте его по часовой стрелке. Неплохо помогает способ выкладывания малютки себе на живот, тоже животиком, под который подкладывают теплую пеленочку. Покормив ребенка, следует подержать его немного вертикально, чтобы дать возможность выйти лишнему воздуху. Одним из советов специалистов является выполнение велосипеда. Для этого малыша кладут на спинку, колени прижимают к животику, а затем ножки распрямляют. Ближе к 3-4 месяцам такие явления пройдут сами собой.
Уже со второй недели жизни и примерно до возраста 6 месяцев крохи часто срыгивают. Явление характерно для деток, кушающих мамино молоко, и для тех, кто находится на смеси. Это связано с незрелостью нижней части сфинктера пищевода, что приводит к выводу молока в ротик, при этом захватывается и часть воздуха из желудка. Приведем характеристику срыгиваний после молока или смеси:
- происходят сразу после приема пищи;
- небольшие по объему;
- без примеси желчи;
- однократные;
- самочувствие у него при этом хорошее.
При наличии перечисленных выше признаков беспокоиться не следует. Явление это временное и пройдет само собой.
Роль плаценты, плодного пузыря и пуповины
Плацента (детское место) — это самый важный орган, благодаря ему наш зародыш питается, дышит, она выводит все отработанные продукты, берет на себя функции легких, органов пищеварения, почек, кожи.
После 16 недели (первые 16 недель плацента только формируется вместе с ростом ребенка, в это время мамины железы вырабатывают все гормоны на двоих) плацента становится еще и железой, которая вырабатывает все нужные малышу гормону.
Кроме того, она защищает малыша от многих вредных веществ, болезнетворных микробов, токсинов, от воздействия некоторых лекарственных веществ, которые принимает мама, но плацента не справляется с алкоголем и никотином. Если мама курит или выпивает, то никотин и алкоголь сразу и непосредственно, попадают к ребёнку.
Плацента похожа на мягкую толстую лепешку, ближе к родам ее диаметр достигает 15—18 см, толщина — 2—3 см, масса — 500—600 г.
Околоплодный пузырь– это по сути «мешок», в котором находится плод, окруженный околоплодными водами.
Водная среда обитания ребенка! Очень важно, чтобы ребёночек активно двигался! Околоплодные воды – это тоже очень важная составляющая благополучного развития малыша. Пуповина соединяет тело ребенка с плацентой. Пуповина соединяет тело ребенка с плацентой
Пуповина соединяет тело ребенка с плацентой.
По ее кровеносным сосудам — двум артериям и одной вене — кровь течет от плода к плаценте и обратно, проходя через плаценту, кровь освобождается от углекислого газа и насыщается кислородом, который снова поступает к ребенку, это и есть новый, третий круг кровообращения в вашем организме.
По внешнему виду пуповина напоминает шнур или канат, она растет вместе с ребенком, постоянно увеличиваясь в размерах, и к родам длина пуповины достигает 50—60 см, а диаметр — примерно 1,5 см.
Первые три месяца – это очень важное время и для вас, и для малыша. Он проходит массу преобразований, за считанные дни меняется полностью, закладывается основа всех его органов и систем. После трех месяцев он начинает вас отчетливо чувствовать, даже реагировать на ваше настроение, звуки, прикосновения – движением
После трех месяцев он начинает вас отчетливо чувствовать, даже реагировать на ваше настроение, звуки, прикосновения – движением
Он проходит массу преобразований, за считанные дни меняется полностью, закладывается основа всех его органов и систем. После трех месяцев он начинает вас отчетливо чувствовать, даже реагировать на ваше настроение, звуки, прикосновения – движением.
Ваш организм тоже претерпевает достаточно сильные изменения, и они касаются не только физиологии, но и психики.
Самое главное во время смены настроения, смены самочувствия, утреннего недомогания, помните, что сейчас очень активно развивается ваш малыш – он растет, и в вашем организме происходят неведомые превращения, и все неудобства происходят не просто так, а для великой цели – рождения Малыша!
Представьте его такого маленького, хрупкого и так нуждающегося в вашей любви и все трудности будет легко преодолевать. Только положительные эмоции, осознание, что вы причастны к великому таинству зарождения новой жизни, сделают вас поистине счастливой в этот ответственный момент, а вашу беременность радостным событием.
Рекомендую вам прочесть статью: Какие изменения происходят с вашим телом во время беременности?
Проблемы в первый месяц жизни
В первые месяцы у новорожденных бывает много трудностей: дискомфорт, усталость от движений и новых впечатлений, сильный стресс после рождения. Плач — это единственный сигнал, которым младенец демонстрирует: что-то идет не так. И дело не только в кишечных коликах: причин для слез гораздо больше.
- Голод: поэтому многие врачи советуют кормить детей по первому требованию.
- Температура в комнате: от перегрева у малыша появляется потница, поэтому его нужно раздеть и помыть. Если же младенец замерз, лучше запеленать его и прижать к себе.
- Неудобство: поначалу дети не умеют менять положение и иногда устают лежать на спине или боку.
- Желание быть ближе к маме — самому близкому человеку. Объятия и поцелуи всегда благотворно влияют на психику малыша.
- Беспокойный сон, зачастую связанный с громкими звуками или ярким светом. Следите, чтобы в комнате всегда была подходящая атмосфера для сна.
Также в этот период важно следить, как заживает пупочная ранка. Для этого пупок нужно раз в день обрабатывать зеленкой
Если через две недели корочка не отпала, ранка не зажила или появились выделения, приходите с ребенком к врачу.
Еще в 1 месяц ребенок может страдать от желтушки: из-за замены внутриутробного гемоглобина на обычный немного меняется цвет кожи. Это проходит через пару недель.
В первые месяцы родителям важно поддерживать друг друга, своевременно обращаться к врачу, выполнять все рекомендации по развитию и заботиться о ребенке. А главное — не расстраиваться, если что-то идет не так
Чем счастливее будете вы, тем радостнее станет ваш малыш.
Развитие слуха у новорожденных
В отличие от зрения, слух малыша полноценно развит с первых дней жизни. Он является главным проводником ребенка в новом мире и способствует развитию других важнейших навыков. По мере взросления кроха научится идентифицировать источник звука, осознанно реагировать на собственное имя и речь окружающих.
Для развития слуха и понимания нужно постоянно разговаривать с ребенком. Пойте ему песни, читайте книги, ставьте звукозаписи сказок и музыкальных композиций. Все эти мероприятия являются неотъемлемыми этапами на пути к важнейшему навыку, которым предстоит овладеть маленькому человеку, – речи.
Второй месяц
Второй месяц развития ребенка иногда еще именуют «месяцем оживления». Ваш малыш теперь меньше спит, может бодрствовать до 50 минут.
У ребенка улучшаются зрение и слух, кроха способен разглядывать предметы с расстояния от 30 сантиметров до полуметра. Около 15 минут малыш может провести в своей кроватке, глядя на мобиль или другие игрушки.
- В двухмесячном возрасте детки уже поднимают головку и некоторое время удерживают ее в вертикальном положении.
- Некоторые младенцы уже умеют переворачиваться с бочка на спину. Подробнее о том, когда ребенок начинает переворачиваться>>>
- Ребенок изучает свои ручки – может подносить кулачки ко рту и обсасывать их;
- Младенческие рефлексы пока сохраняются, но начинают понемногу угасать;
- Развивается и эмоциональная сфера. В два месяца формируется так называемый «комплекс оживления». Этот навык занимает почетное место в таблице развития ребенка; это одна из важнейших вех до года, подтверждающих нормальное функционирование нервной системы;
- Малыш уже может узнать своих родителей, радуется им. Когда вы склоняетесь над кроваткой, кроха начинает быстро-быстро дергать ручками и ножками;
- Во второй месяц жизни ваше чадо, скорее всего, подарит вам свою первую осознанную улыбку. Если этого не произойдет, ничего страшного; значит, это радостное событие случится чуть позже. Узнайте, когда ребенок начинает улыбаться>>>
- В два месяца ребенок умеет гулить – издает певучие гласные звуки, иногда даже может произносить «агу», «ага», «абу». Деткам нравится собственная «речь», они с удовольствием прислушиваются к ней. В статье информация о том, когда кроха начинает агукать>>>
Чаще общайтесь с ребенком, пойте ему, вы увидите, что кроха будет вам подпевать!
Какой становится новорожденный в 3 недели
Пускай новорожденный 3 недели выглядит внешне слабым и беззащитным, все же, за прошедшее время, он немного окреп и кое- чему научился. Например, большинство детишек могут ненадолго поднять головку, лежа на животике. Если Вы не перекладываете малютку на спинку, через некоторое время он, отдохнув, снова поднимает головку.
Считается, что трехнедельный младенец может уметь:
- смотреть в глаза взрослого
- смотрит на склонившиеся к нему лица близких
- перестать плакать, если видит что-либо интересное
- узнавать голос мамы и папы
- менять положение собственного тела, когда его берут на ручки
- хватать палец взрослого или небольшой предмет
На первый план в этом возрасте выходят тактильные ощущения. Специалисты считают, что наиболее чувствительными являются ручки, ступни и личико младенца. Детишки в три недели очень любят теплую водичку, массаж и очень не любят, когда на них надевают или снимают одежду.
Развивающие игры
Обоняние. Чистый воздух, наполненный естественными запахами, великолепно развивает способности крохи. Старайтесь не упускать возможность познакомить карапуза с изменениями в воздухе – проветривайте помещение как можно чаще;
Осязание. Вкладывайте в ручку малыша небольшие погремушки, давайте потрогать ваши волосы, нос, щеки. Подвешивайте погремушки так, чтобы ребенок пытался их достать. Как только способность поднимать голову достигнет 45 градусов, положите перед глазами чада яркую игрушку так, чтобы он мог до нее пытаться дотянуться;
Слух. Включайте классическую музыку, пойте, читайте стихи и много разговаривайте с крохой. Старайтесь оградить его от белого шума (телевизор, радио). Пусть мир карапуза будет наполнен тишиной и естественным звучанием. Постоянные раздражители снижают возможность выделения отдельных звуков, не способствуют быстрому развитию:
Зрение. Помогайте малышу совершенствовать свое зрение, играя с ним с погремушками, гирляндами, включая мобиль. Идеально чаще давать возможность изучать лица людей. Если у вас есть старшие дети, дайте им возможность полюбоваться на братика или сестричку, а крохе улучшить зрительное восприятие
В ранний период развития важно окружить малыша разнообразными яркими предметами. Не нужно думать, что он вырастет без вкуса
Умение распознавать красоту появляется ближе к 3 годам, а в 1 месяц глазки малыша требуют ярких насыщенных красок.
Таблица ключевых моментов развития ребенка от 0 до 1 года
Краткий обзор в таблице, где указано развитие ребенка до года по месяцам, станет отличной “шпаргалкой” для молодых мам.
Возраст | Речевое развитие | Двигательное развитие | Психическое развитие |
1-1,5 месяца | Тихое гуление | Первые попытки приподнимания головы | Кратковременно следит взглядом за погремушкой |
2 месяца | В хорошем настроении понемногу гулит | Лучше координирует движения | Удерживает взгляд на движущемся предмете |
3 месяца | Длительное гуление | Уверенно держит голову | Поворачивается к источникам звука |
4 месяца | На смену гулению приходит первый лепет | Не отрывает взгляд от движущихся предметов | Отличает маму от посторонних |
5 месяцев | Лепечет, произносит слоги “ма, “па” | Самостоятельно переворачивается, ползает назад | Настораживается при чужих голосах |
6 месяцев | Активный лепет, воспроизводит простые слоги | Ползает “по-пластунски” | Проявляет эмоции радости и недовольства |
7 месяцев | Лепет, появление слогов “та”, “на” “да” и др. | Сидит с опорой, ползает вперед | Понимает интонацию, слово “нет” |
8 месяцев | Первые односложные слова | Встает и передвигается у опоры, самостоятельно сидит | Расширяется диапазон эмоций (удивление, настойчивость) |
9 месяцев | Активное лепетание, новые слоги | Стоит и ходит с опорой, ползает | Понимает простые поручения |
10 месяцев | Произносит простые слова “ля-ля”, “ав-ав” | Садится из положения стоя, пытается ходить | Повторяет за мимикой взрослых |
11 месяцев | Выражает желания – “на,” “дай” | Поднимает предметы с пола, встает, приседает | Показывает по просьбе знакомые предметы, части тела |
12 месяцев | Много лепечет, осознанно произносит слова “мама”, “баба” | Активно передвигается, ложится, встает, ходит | Понимает взрослую речь, реагирует на просьбы и запреты |
Короткое видео-резюме о развитии ребенка по месяцам:
Развитие новорожденного по неделям
1-я неделя. Ребенок только начинает осваиваться в новом мире. Большую часть его жизни занимает сон. В период бодрствования малыш еще скован в движениях и эмоциях. Он не может контролировать свои конечности (именно поэтому новорожденных рекомендуют пеленать) и плохо видит. На первой неделе начинают проявляться врожденные рефлексы.
2-я неделя. Физиологическая желтуха, гематомы и прочие постродовые дефекты проходят – ребеночек приобретает нормальный здоровый вид. Он начинает больше есть и набирает в весе (приблизительно + 150 г). Часы бодрствования удлиняются.
3-я неделя. Малыш стремительно прибавляет в весе (+ 200 г). Он окончательно оправляется от постродовых гематом и привыкает к установленному режиму дня.
4-я неделя. Ребеночек прибавляет еще 800 г в весе и 3–3,5 см в длину. В период бодрствования малыш становится более подвижным. Прогрессируют хватательный и другие врожденные рефлексы. У ребенка развивается мелкая моторика. Некоторые детки уже могут переворачиваться на живот и даже немного приподнимать голову.
5-я неделя. Ребенок начинает привыкать к родителям, он остро нуждается в прикосновениях, ласке. Поскольку малыш много бодрствует, ему на пользу пойдет специальная гимнастика и массажи.
6-я неделя. Ребенок набирает вес, кушает много и с аппетитом, а вот стул становится не таким частым, как в первые дни жизни. Кроме того, кроха начинает реагировать на происходящее. На шестой неделе малыш может подарить своим родителям первую осознанную улыбку.
7-я неделя. Это время стремительного развития зрения и слуха. Кроха прислушивается к голосам окружающих, идентифицирует среди прочих голос мамы (возможно, и папы), положительно реагирует на понравившуюся мелодию, интонацию, с которой читают сказку, стихотворение. Малыш, наконец, фокусируется на отдельных предметах. Теперь можно смело доставать заранее припасенные погремушки.
8-я неделя. Ребенок активно познает окружающий мир
Чтобы помочь ему в этом, обращайте внимание не только на кормление, вопросы гигиены и здоровья, но и на эмоциональное развитие малыша. Как можно больше читайте, рассказывайте, поясняйте
Восьминедельный карапуз уже начинает учиться.
9-я неделя. Зрение малыша сформировалось достаточно хорошо, и он начинает распознавать цвета. Особенно его привлекает все яркое и контрастное. Он становится более социальным и с радостью воспримет не только компанию родителей, но и посторонних людей.
10-я неделя. На 10-й неделе жизни ваш малыш изменится до неузнаваемости. Он абсолютно не похож на то существо, что принесли из роддома. Ребенок уже адаптировался к новой действительности, привык к окружающим и своему телу. Его больше не могут испугать собственные ручки во или ножки.
Значительно расширяется диапазон эмоций, которые кроха проявляет по-своему – плачем, смехом или улыбкой. Посторонним пока что не понятны оттенки детских эмоций, а вот мама всегда сможет отличить голодный плач своего 10-месячного крохи от рыдания в знак протеста или неудовольствия.
Развитие новорожденного должно проходить под контролем врача-педиатра. Любое физиологическое изменение, каждый новый навык и эмоция скрупулезно регламентируются. Поскольку врач не может наблюдать за малышом 24 часа в сутки, молодым мамам рекомендуют вести специальный дневник развития ребенка. Это не просто памятная вещица, как фотоальбом, а важнейший источник аналитических сведений о ребенке.
Первые месяцы в жизни малыша особенно важны, на их протяжении закладывается фундамент дальнейшего развития человека.