Виды предложения по цели высказывания и интонации и их особенности
Содержание:
- Правило встречается в следующих упражнениях:
- Музыкальная интонация
- Общая интонация текста
- Ход урока
- Знаки препинания в предложениях различных видов
- Повествование (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
- Мелодика как основа интонации
- Интонация в русском языке и ее основные виды
- Вопросительные конструкции
- Особенности и примеры типов текста
- Предложения по цели высказывания
- Зачем изменять интонацию?
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Страница 61,
Климанова, Рабочая тетрадь
Упражнение 128,
Полякова, Учебник
Упражнение 130,
Полякова, Учебник
Упражнение 133,
Полякова, Учебник
Упражнение 72,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
Упражнение 3,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник
Упражнение 4,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник
2 класс
Упражнение 15,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 198,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 19,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 21,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 22,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 187,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 188,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 189,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 201,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 24,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
3 класс
Упражнение 32,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 33,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 24,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 117,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 1,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 3,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 9,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 93,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 393,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
Упражнение 2,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
4 класс
Упражнение 15,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 17,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 19,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 24,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 25,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 243,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 76,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 84,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 7,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 15,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
5 класс
Упражнение 411,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 420,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 423,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 459,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 460,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 461,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 467,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 470,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 472,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
Упражнение 476,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2
6 класс
Упражнение 355,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 90,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 585,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
Упражнение Задачка стр. 140,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
Упражнение Повторение стр. 154-155,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2
7 класс
Упражнение 250,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 507,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
8 класс
Упражнение 56,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 57,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 60,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 142,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Музыкальная интонация
Музыкальная интонация имеет теоретико-эстетические значения, которые тесно взаимосвязаны между собой. Она представляет собой организацию звука в музыке, их последовательное расположение. Музыкальная и речевая интонации не взаимосвязаны и отличаются звучанием по высоте тона и местоположением в системе звуков. Интонацию в музыке называют еще музыкой слова. Но отличие от слова она состоит в том, что музыкальная интонация или певческая не таит в себе никакого смысла.
Выражение интонации в музыке вытекает из речевой интонации. Слушая разговор на иностранном языке можно понять не только пол и возраст говорящего, но и их отношение друг к другу, характер разговора между ними, эмоциональное состояние — радость, ненависть, симпатия.
Именно эту связь с речью применяют сознательно, а иногда и бессознательно музыканты. Интонация человеческой речи переносит характер, чувства, психологические тонкости общения, которые потом выражаются в музыкальном произведении.
Музыка с помощью интонации способна передать и воспроизвести:
- жесты;
- движение тела;
- гармонию речи;
- эмоциональное состояние;
- характер человека.
Интонационные музыкальные выражения имеют богатую многовековую историю. Простая интонация преобразовалась со временем в многочисленные музыкальные жанры и стили. Пример, арии скорби, плача, написанные в эпоху барокко. Легко определяются напряженные или тревожные баллады, лирические пьесы, торжественный гимн. Каждый композитор обладает неповторимым музыкально – интонационным почерком и стилем.
Общая интонация текста
С помощью интонационных средств можно добавить общего тона звучания тексту. Романтические рассказы всегда напряженные и интригующие. Они вызывают эмоции сопереживания и сочувствия. А вот строгие доклады никак не откликаются на эмоциональном уровне. В них, кроме пауз, нет других существенных интонационных средств.
Конечно, нельзя утверждать, что общее звучание текста полностью зависит от частных интонационных средств. Но общая картина отражается только при условии использования неких элементов мелодики для раскрытия главной мысли. Без этого суть сообщения может быть непонятной людям, которые с ним ознакомились.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Дорогие ребята! Сегодня на уроке русского языка мы с вами отправимся в путешествие, чтобы открыть ещё одну тайну нашего языка. Как вы думаете: «Зачем мы совершаем это путешествие, и чем будем заниматься во время него?» Слайд №1
(Дети строят предположения, основываясь на записанной, на доске теме)
Сегодня мы в путешествие возьмём Антона. Давайте вместе с ним вспомним, что мы знаем о предложении. В этом нам поможет компьютер.
2. Повторение пройденного.
–
Как мы выражаем свои мысли и чувства? Слайд №2
–
Как в устной речи мы отделяем одно предложение от другого? Слайд №3
– А в письменной речи? Слайд №4
3. Словарная работа.
–
А теперь поиграем в нашу любимую игру «дешифровщики». Научим играть Антона и повторим словарные слова.
На доске:
– Какие слова мы записали? Как их можно назвать одним словом? (словарные)
– На какие группы можем разделить?
Дети записывают слова с комментированием.
4. Знакомство с новым понятием «диалог»
.
–
Прочитаем задание к упражнению 202, стр. 89.
– Прочитаем по ролям. Сколько человек участвует в беседе? (Двое)
– Беседу, разговор называют научным словом ДИАЛОГ.
А теперь найдите предложение, которым первое произносит мама.
То, которым сын ей отвечает.
То, в котором он просит её, побуждает что-то сделать.
(1.) Что ты кричишь? 2) Там в лесу кто-то дразнится. 3) Вот послушай…)
Слайд №5
6. Работа над новой темой.
Я познакомлю вас с новыми научными словами. А вы будете помогать мне вставлять правильные слова. Итак… Слайд №6
– Как вы понимаете смысл слова «побудительное»?
(Ответы детей)
Вы правильно подумали: «побудительное предложение»- будить-помогать проснуться (отсюда слово будильник), а значит, надо действовать. Побуждение подталкивание к действию, потому и назвали предложения побудительными.
– Найдите среди выбранных нами предложений: повествовательное, вопросительное, побудительное.
– Молодцы!
7. Закрепление.
Следующий пункт нашего путешествия – упражнение 204, с.91 – 92.
– Из какой сказки мы видим героев? (А. Толстой «Приключения Буратино»)
– Кто изображён? Что вы можете сказать об этих героях? (Дети дают ответы).
– Найдите предложения, в которых пропущены знаки препинания.
(– Сядьте, положите руки перед собой
– Кто вас воспитывает)
– Какие это предложения по цели высказывания? (Побудительное и вопросительное.)
– Правильно это побудительное и вопросительное. После записи предложений
В скобках укажем сокращённо какие это предложения. Предложение, которое мы назвали побудительным прочитайте повнимательнее и скажите: это просьба или требование? (Требование)
А как должна прозвучать просьба? (Ответы детей)
Слайд №7
–
Какую тайну нашего языка мы сегодня открыли?
– Кому было трудно?
9. Задание на дом
.
–
Посмотрите, пожалуйста, на упр.205, с.53. в тетради-задачнике.
– Прочитайте задания. Какого предложения по цели высказывания здесь нет?
– Придумайте его и напишите.
– Какое слово Дениска написал с опиской?
– Почему внутри одного предложения стоят запятые?
– Что вы не поняли? Что хотите уточнить?
(Учитель отвечает на вопросы учеников)
– Это ваше домашнее задание. Слайд №8
Предложение — это наименьшая единица речи, которая заключает в себе законченную мысль, состоит из двух главных членов или из одного. Они имеют коммуникативную функцию. Эмоциональная окраска делает речь более выразительной. Чтобы правильно прочесть и произнести текст и на письме грамотно расставить знаки препинания, нужно определить вид его по цели высказывания и по интонации, то есть по смысловой окраске.
Знаки препинания в предложениях различных видов
Детям нетрудно понять, какие бывают предложения по интонации. 2 класс уже плодотворно усваивает эту тему. Они чётко должны запомнить следующий материал:
Предложения бывают:
- Повествовательные невосклицательные — повествовательные восклицательные.
- Вопросительные невосклицательные — вопросительные восклицательные.
- Побудительные невосклицательные — побудительные восклицательные.
Знаки препинания:
- В конце повествовательной невосклицательной конструкции ставится точка. (Вот и начался новый учебный год.)
- В конце вопросительной невосклицательной единицы общения ставится знак вопроса. (Мама уже приехала?)
- Побудительная невосклицательная конструкция заканчивается точкой. (Заканчивай вытирать пыль и вымой полы.)
- Повествовательную невосклицательную единицу общения отмечают восклицательным знаком. (Ах, как я хорошо выспался!)
- В конце вопросительной восклицательной конструкции ставится два знака: вопросительный и восклицательный. (А ты разрешишь мне сходить в лес?!)
- В конце побудительного восклицательного предложения ставится знак восклицания. (Уведите детей из зала!)
- В случае особого накала эмоций допускается постановка трёх восклицательных знаков. (Берегитесь, впереди обрыв!!!)
- Если предложение имеет эффект незавершённости, то в конце можно поставить многоточие. Это касается любого вида предложений. (Очень жаль…)
Это вся информация о том, какое предложение бывает по интонации.
Повествование (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
К первой группе относятся повествовательные предложения. В них о чём-то сообщается, что-то описывается (повествуется). В конце таких конструкций голос понижается, и они содержат законченную мысль.
Мои друзья ходят в детский сад. (Повествует или рассказывает о том, что друзья ходят в детский сад).
На клумбе расцвели пионы и тюльпаны. (Сообщает о том, что на клумбе расцвели пионы и тюльпаны).
Детям можно предложить ещё некоторые глаголы, которые характеризуют повествовательные предложения:
- оповещать:
- обмениваться;
- объяснять;
- информировать;
- объявлять;
- рапортовать;
- осведомлять.
Мелодика как основа интонации
Чтобы понять, в чем различие смысловой нагрузки одной и той же фразы, но в разных речевых ситуациях, нужно посмотреть на ее мелодику. Именно с нее начинаются основные элементы интонации.
Для начала отметим, что мелодика организовывает воедино одну фразу. Но также с ее помощью выполняется смысловое различение. Одни и те же высказывания обретают новых оттенков в зависимости от того, как проявляет себя мелодика.
Если немного повысить или понизить тон голоса во время процесса говорения, можно легко изменить цель высказывания: от сообщения к вопросу, от порицания к побуждению действовать.
Рассмотрим это на конкретном примере: «Сидеть!» произнесенное с резкой и громкой интонацией, делающей выделенное ударение на гласный, показывает категорический приказ. «Сиде-е-еть?!» – выражает вопрос и возмущение за счет протяжности ударного гласного и восходящей интонации в конце фразы. Таким образом, мы видим, что одно и то же слово, обогащенное разной мелодикой, имеет совершенно отличимую смысловую нагрузку.
Интонация в русском языке и ее основные виды
Интонация является главной составляющей не только в русском языке, но и любой устной речи. В письменном виде интонацию выделяет пунктуация: многоточие, запятая, вопросительный и восклицательный знак. Как звучала русская речь много веков назад доподлинно уже не известно. Виды интонации в русском языке очень разнообразны. Всего их 16. Но есть интонации, которые одинаково используются во всех странах мира.
Какие бывают предложения по цели высказывания:
Повествовательная.
Последний слог высказывания произносится на повышенном тоне. Повествовательные высказывания содержат интонационную вершину и интонационное понижение. Интонационная вершина — это высокий тон, а интонационное понижение – низкий. Если в повествовательной форме происходит объединение слова, фразы, то часть словосочетания произносится на повышенной или пониженной интонации. Чаще всего понижение используется во время перечисления.
Вопросительная.
Вопросительные виды интонаций применяются в двух случаях:
- Когда вопрос коснулся целого высказывания. В этом случае применяется повышение голоса на крайней слог вопросительного высказывания.
- Когда повышение голоса применяется только на слова, к которым адресован вопрос. От расположения слова в предложении зависит ее интонационная картина.
Восклицательная.
Такой вид человеческой речи делится на сам восклицательный вид, где интонация выше по тону, чем при повествовании, но ниже чем при вопросе. А также побудительную интонацию, в которой присутствует просьба или приказ.
Все виды интонации соединяются в одном понятии – логическая интонация. Это интонация, которая определяет характеристику выражения, оставаясь противоположностью эмоционального произношения.
Существуют и незаконченные предложения по интонации:
- Противопоставления. Противопоставление находится в сложных предложениях. В письме выделяет ее пунктуация или тире.
- Предупреждение. Предупредительная интонация разбивает предложение на две части затяжной паузой. Разделенная часть предложения произносится повышенном тоном.
- Вводность. В вводной интонации отсутствуют паузы между словами, ударение. Ей присущ быстрый темп речи.
- Перечисления. Для перечисления характерна пауза между однородными членами предложения. Во время перечисления слов в предложении ставится логическое ударение. Если до перечисления стоит обобщающее слово, то оно выделяется при произношении.
- Обособления. Обособление разделяется в предложении паузой и выделяется ударением. Первая пауза длинная, вторая поменьше.
Вопросительные конструкции
Цель подобных сообщений — задать вопрос. Однако делается это не только ради получения информации, но и для решения других задач. К примеру, фраза «И зачем я ввязался в эту авантюру?» вряд ли подразумевает желание вопрошающего уточнить какие-то моменты относительно своего решения.
В зависимости от цели вопроса и характера ожидаемого ответа выделяют два типа предложений:
- Общевопросительные. Их задача — подтверждение или отрицание какой-либо информации, поэтому ответ может быть односложным: да или нет. Например: «Ты умеешь рисовать акварелью?», «Мне идёт красный цвет?», «В том магазине можно купить беговые кроссовки?».
- Частновопросительные. Такие высказывания направлены на получение более детальной информации о человеке, событии, предмете и т. д. Например: «Из чего приготовлен этот салат?», «Кто собирается пойти в поход?», «Во сколько начинается матч?».
Существует ещё одна классификация предложений. В её основу легло отношение вопрошающего к информации, содержащейся в высказывании:
- Собственно вопросительные. Ответ на них подразумевается полный и развёрнутый, так как цель сообщения — получить новые сведения. Например: «В каком отеле лучше остановиться?», «Сколько лет вашему ребёнку?», «Как пройти до ближайшей остановки?».
- Вопросительно-утвердительные. Во фразе уже содержится ответ, но человек желает получить дополнительное подтверждение: «Ты ведь хочешь навестить в выходные бабушку?», «Точно завтра идём в зоопарк?», «Он же приедет на мой день рожденья?».
- Вопросительно-отрицательные. В предложении содержится некая мысль, с которой говорящий заранее не согласен или испытывает сомнения. Конкретный ответ на такой вопрос дать нельзя. Примеры: «И зачем я ввязался в это дело?», «Как можно не любить лето?», «Неужели вам тут действительно нравится?».
- Вопросительно-побудительные. Это своего рода призыв к действию, но заключённый в форму вопроса: «Может, сходим вечером в кино?», «Займёмся сначала уборкой?», «Ты дочитаешь когда-нибудь эту книгу?».
- Вопросительно-риторические. Обычно используются как фигура речи и не требуют ответа, поскольку, в сущности, утверждают некую очевидную мысль: «Кто же не любит как следует отдохнуть?», «Разве можно не знать ни одной сказки?», «Неужели есть что-нибудь вкуснее бабушкиных пирожков?».
Во всех вопросительных предложениях средствами достижения цели служат особая интонация, в ряде случаев — специальные слова (когда, что, сколько, зачем, неужели, разве), а на письме — вопросительный знак.
Если используется только акцентирование голосом, то конструкция предложения может быть произвольной, поскольку смысловой центр обозначается интонационно. Например, суть вопроса «Ты идёшь с нами гулять?» будет зависеть от того, какое слово выделено. Так, при логическом ударении на «ты» цель высказывания — узнать, кто же именно пойдёт: этот человек или какой-то другой. Делая акцент на слово «идёшь», вопрошающий интересуется, хочет ли его собеседник совершить названное действие, а если выделить местоимение «с нами», то получится, что на прогулку отправляется несколько групп.
Если в предложении есть вопросительные слова (кто, что, почему, где и т. д. ) и частицы (разве, неужели), последние ставятся в начале фразы, а в речи выделяются интонацией.
Особенности и примеры типов текста
Описание – это такой тип речи, в котором тема раскрывается с помощью характеристик – характеризуются предметы, явления природы, лица и так далее. Обычно это оформляется как перечисление признаков того, что описывается. Все описываемое происходит в момент речи, так что характерными чертами этого ее типа считаются статичность и определенность. В основном, к описанию относятся пейзаж, рассказ об обстановке или характеристика внешности человека.
Повествование – совсем другое дело. Тема тут развивается как часть действия, события или состояния, то есть отличается динамичностью. Обычно в повествовательном типе текста много глаголов, а также наречий, которые указывают на последовательность происходящего.
Повествование противопоставляется описанию как динамика и статика, то есть антонимичными являются два их главных признака.
Наконец, рассуждение, – это рассказ, основанный на умозаключении, который имеет логическую структуру, состоящую из тезиса (то есть основного посыла), который потом раскрывается с помощью аргументов и завершается выводом.
Для того, чтобы понять тему лучше, стоит рассмотреть примеры типов речи.
Описание:
Она была высокой брюнеткой с глазами, похожими на изумруды. Бледная кожа выгодно оттенялась голубым шелком платья, и вся она становилась будто прозрачной, прекрасной статуэткой из самого тонкого фарфора работы лучшего из мастеров.
Рассуждение:
Нет, не мог он этого сделать – все говорило против: и глаза, и то, как он смотрел на нее на балу, и искренняя улыбка. Маша знала – Николай был честен.
Повествование:
Дорога бежала между холмов, выходя прямо к реке. Бессильный смотреть на открывшийся простор, граф надвинул на лоб шляпу. Созерцание спокойной природы причиняло ему боль.
Предложения по цели высказывания
По цели высказывания — сообщение, вопрос, побуждение — простые предложения делятся на три вида:
- повествовательные
- вопросительные
- побудительные
Восклицательным может быть каждое из этих простых предложений.
Повествовательное предложение
В устной речи предложение произносится спокойно и ровно, только голос повышается на одном из членов предложения и понижается к его концу. Это повествовательная интонация, а такой вид предложения называется повествовательным. В нём сообщается, констатируется о каком-либо событии или факте, например:
Вчера выпал снег.
Второй день льёт дождь как из ведра.
В конце повествовательного предложения ставится завершающий пунктуационный знак — точка.
Примеры повествовательных предложений в художественной литературе
Белая береза под моим окном принакрылась снегом точно серебром (С.Есенин).
Бесконечная дорога убегает лентой вдаль (С. Есенин).
В одном болоте, под дикой ивой, вывелись утята (М. Пришвин).
Одуванчики цветут с весны до осени (В. Солоухин).
Солнце уже спускалось за лес. Оно бросало несколько чуть теплых лучей, которые прорезывались огненной полосой через весь лес (И. Гончаров).
Вопросительные предложения
По цели высказывания различают вопросительные предложения, которые выражают вопрос. В устной речи голос интонационно повышается на том слове, который является главным в вопросе, например:
Сегодня ты покормил собаку?
Сегодня ты покормил собаку?
Сегодня ты покормил собаку?
Такое выделение голосом важного по смыслу слова в предложении называется смысловым, или логическим ударением.
В конце вопросительного предложения необходимо поставить вопросительный знак.
Примеры вопросительных предложений в художественной литературе
Знаете ли вы, какое наслаждение выехать весной до зари? (И.Тургенев).
Жалко стало ребятам, что лисенок убежал. Куда он такой маленький денется? Пропадет в лесу. Пришел дедушка, посмотрел нору, головой покачал и говорит: — Нет, ребята. Это не лисенок ход прокопал. Это мать-лиса за ним приходила (В.Бианки).
Крошка-сын к отцу пришёл и спросила кроха: — Что такое хорошо и что такое плохо? (В. Маяковский).
О чём эта песня вагонных колес, И птиц щебетанье, И шелест берёз? О родине, только о родине (Расул Гамзатов).
Из чего только сделаны мальчики? Из чего только сделаны мальчики? Из улиток, ракушек, И зеленых лягушек (С. Маршак).
Побудительное предложение
Если предложение выражает побуждение, просьбу, приказ, сильное чувство, то интонация становится побудительной. Тогда предложение произносится с повышением голоса, напряжённо. Для побудительного предложения характерен более высокий тон, чем при повествовательном, но более низкий, чем при вопросе.
Подойди ко мне!
Сядьте рядом на скамейке!
Давайте полюбуемся этой красотой!
Примеры предложений
Мартышка стала прямо. Попугай скомандовал: — Упражненье началось! Ноги вместе! Руки врозь! Раз, два, три, четыре! Ноги выше! Руки шире! (Григорий Остер)
А дождь идёт все сильнее и сильнее…Ползет к грибу мокрая Бабочка: — Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я — лететь не могу! (В. Сутеев).
Не мешайте мне трудиться! Я водицы притащу И колодезной водицей Всех, конечно, угощу (Е. Благинина).
Зачем изменять интонацию?
Человеческий голос — это замечательный инструмент. Если правильно им пользоваться, то с его помощью можно оживить выступление, растрогать слушателей, даже вызвать слезу. А самое главное — побудить к действию. В повседневной речи с этим обычно проблем не возникает. Но что касается публичных выступлений, то тут могут возникнуть определенные трудности.
Речь, даже очень содержательная, но безо всяких изменений интонации, похожа на работу печатной машинки, которая в одинаковом темпе чеканит буквы. Идеально, чтобы звучание голоса напоминало мелодичную игру на музыкальном инструменте. Некоторые ораторы в силу волнения или того, что стараются читать уже написанный текст, забывают о том, что такое интонация. Поэтому их речь звучит действительно монотонно. Такие выступления убаюкивают. Кроме того, если говорящий не изменяет силу, высоту или темп голоса, то нельзя понять его личное отношение к собственным словам.