Обучение с пелёнок по методике глена домана: польза или вред?

Методика Домана: плюсы и минусы

Раннее развитие ребёнка по системе Глена Домана пользуется популярностью у отечественных мам. Обычно родители высказывают положительные мнения о результатах регулярных занятий, поскольку малыш активно интересуется яркими изображениями, словами и точками.

Карточки Глена Домана привлекает детское внимание, поэтому ребёнок запоминает множество фактов и информации, которую ему предлагают родители

Однако многие специалисты не столь оптимистично относятся к этой методике, выделяя несколько серьёзных минусов:

  1. Система основывается лишь на визуальном и звуковом восприятии. Малыш пассивно получает информацию, не анализирует её и часто не способен применить на практике.
  2. Уроки не предусматривает развитие творческих способностей. Например, без формирования тонкой моторики невозможно совершенствование интеллекта малыша. Однако при работе с картами ребёнок не рисует, не лепит из пластилина, не играет.
  3. Согласно методу, текст сопровождается демонстрацией карточек. В будущем ребёнок с трудом читает тексты без изображений и не всегда понимает прочитанный материал. Подобное обучение чревато отсутствием желания у детей заниматься неинтересной деятельностью.
  4. Всякий малыш – это яркая личность со своими предпочтениями. Один хочет лепить из пластилина, другой стремится к собиранию пазлов, третий – к активным видам деятельности. Не каждый ребёнок станет изучать карточки Домана, ничего не делая при этом.

Повышенная нагрузка на нервную систему нередко приводит к нежелательным последствиям – психическим нарушениям, перепадам эмоционального фона, проблемам с аппетитом, коммуникабельностью, высокой тревожности, плаксивости.

Методика Домана словами автора

Американский физиотерапевт сравнивал детский мозг с совершенным компьютером, который собирает и анализирует «биты интеллекта». Автор считал, что для детей до 1 года не свойственно воспринимать чрезмерно умные мысли.

Ребёнку следует предъявлять конкретную, чёткую и максимально доступную информацию

В качестве примера Доман предлагает обратить внимание на знакомства малыша с собакой.. Когда малыш смотрит на пробегающего Шарика и спрашивает, что это такое, родитель может:

Когда малыш смотрит на пробегающего Шарика и спрашивает, что это такое, родитель может:

  • сослаться на занятость и отказаться объяснять;
  • сказать ребёнку: «Это тяв-тяв»;
  • рассказать просто, что это собака;
  • объяснить, что это собака породы пудель;
  • показать изображения с собаками;
  • продемонстрировать карточки с разными породами собак и показать, где изображён сенбернар, овчарка, такса, сеттер и пр.

Последнее объяснение наиболее полное, поскольку без дополнительных объяснений ребёнок может понять, что у всех собачек имеются общие черты – четыре лапы, хвостик, шерсть. Однако домашние питомцы отличаются по размерам, окрасу и т.д.

То есть за короткое время малыш самостоятельно совершает большую интеллектуальную работу и ускоряет мозговую деятельность.

Недостатки и достоинства метода

Собираясь использовать данную методику, следует подумать о ее положительных и отрицательных сторонах и хорошо их изучить.

Будьте аккуратнее:

Нет данных об эффективности методики. Приверженцы выступают против проверки качества обучения

Они полагают, что обучение не должно сочетаться с контролем результатов.
Дети лишены возможности открывать мир самостоятельно и составлять интересующие их вопросы.
Далеко не все родители могут так постоянно и методично заниматься с детьми, при этом сохраняя целеустремленность и внимание к детям.

То, что будет полезно любому малышу:

  1. Постоянное знакомство с новой информацией принесет несомненную пользу, а ее повторение будет развивать память и тренировать мозг. Именно об этом говорил Доман.
  2. Обучение сможет способствовать расширению кругозора, необходимо предоставлять только интересующую детей информацию на данный момент.
  3. Занятия позволяют воспринимать учебный процесс как полезный и радостный, а не как какое-то бремя. Это пригодится в дальнейшем.

Вывод: Методика Домана, как видно эффективна для больных детей. Для развития нормальных детей, стоит хорошо подумать, что лучше использовать. У данного способа есть и противники, и единомышленники. И это нормальное явление. Каждая семья должна сама решить, пользоваться ей или нет. Но, при этом нужно собрать больше информации и послушать мнение компетентных людей. Надеемся, эта статья также окажет действенную помощь.

Цели и принципы методики Глена Домана

Американский врач-нейрофизиолог Глен Доман посвятил около двадцати лет жизни изучению того, как помочь детям, страдающим повреждением мозга и нарушениями в работе нервной системы, развиваться, воспринимать окружающий мир или полностью излечиться. Он утверждал, что физическое здоровье напрямую связано c уровнем интеллекта. Поэтому для малышей в первую очередь разрабатывался индивидуальный комплекс упражнений. Ребёнок тренировался фокусировать взгляд на предмете: врач показывал карточки с нарисованными на них красными точками на белом фоне. Позже на месте красных точек появились изображения предметов, животных и букв. Также дети подражали взрослым, повторяли повороты головы, движения рук и ног. Затем их учили ползать.

Глен Доман — автор восстанавливающих методик для малышей с поражениями нервной системы и обучающих программ для всех детей

Вместе с регулярными физическими упражнениями с детьми занимались дыхательной гимнастикой и мануальной терапией. Главное условие — проводить комплексные занятия регулярно. Через некоторое время врач заметил, что его подопечные стали догонять здоровых сверстников. Они научились не просто повторять движения, но и запоминали последовательность действий. Глен Доман сделал вывод, что постоянные активные физические тренировки способствуют развитию мозга. И чем больше ребёнок занимается физически, тем быстрее происходит его интеллектуальное развитие.

Через некоторое время Доман начал разрабатывать методику обучения и для здоровых карапузов. Интерес к изучению деятельности мозга детей, которые развивались в соответствии со своим возрастом, появился случайно. Во время реабилитации проблемных малышей, их здоровые сестры и братья присоединялись к занятиям и с удовольствием воспринимали информацию. Автор подготовил несколько программ, которые были усложнены, и результаты превзошли все ожидания. Дети в два года уже отлично читали, считали и были интеллектуально развиты намного больше своих сверстников.

Принципы развития ребёнка по методике Глена Домана

Что включает гармоничное раннее развитие ребёнка

Способности малыша будут расти с каждым днём, если с ним заниматься регулярно. Доман объяснил это тем, что мозг развивается только при постоянной тренировке и обучении. Но этот процесс не продолжается всю жизнь: до трёх лет нужно заложить детям как можно больший объем информации, а последующие три года — до шести лет — регулярно поддерживать эти знания и дополнять их новыми.

Глен Доман выделил основные принципы своей методики.

  1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие.
    • Физические упражнения нужно начинать с малышом сразу после рождения. Можно побуждать его ползать, хвататься, стоять на ножках с помощью взрослых. С самого раннего возраста рекомендуется учить кроху плавать и ходить. Глен Доман утверждал, что все эти рефлексы заложены природой, а для их быстрого и успешного раскрытия нужно стимулировать ребёнка как можно раньше.
    • Развитие интеллекта происходит посредством разных наборов карточек: карапуз как бы фотографирует изображение и запоминает его на подсознательном уровне, получая огромные объёмы информации каждый день.
  2. Регулярность занятий. По этой методике родители должны обучать ребёнка каждый день без пропусков. Только при этом условии мозг малыша работает и развивается.
  3. Подход к каждому ребёнку. Самые подходящие учителя для детей — это их родители. Малыши лучше воспринимают родных людей и охотнее запоминают информацию, поданную ими. Согласно методике, с крохой можно заниматься только тогда, когда ему этого хочется и вызывает интерес. Если он отвлекается или недоволен, занятие лучше отложить, но не на несколько дней, а на пару часов, по истечении которых попытаться снова. Карапуза обязательно нужно хвалить и радоваться его успехам.
  4. Создание подходящей обучающей среды. Главное в этой системе — наборы карточек. Они должны быть крупными, с яркими и понятными изображениями: картинками, точками или буквами. Глен Доман сравнивал мозг ребёнка с машиной, которая может запоминать и обрабатывать данные визуально в самом раннем возрасте. Часто родители совершают ошибки и повторяют один и тот же материал целый месяц. Автор методики настаивал, что нужно как можно чаще вводить новую информацию и показывать её малышу с помощью карточек. Он быстро всё запомнит.

Ребёнок запоминает информацию, визуально её воспринимая

Историческая справка

Глен Доман – физиотерапевт, родившийся в Америке в 1913 году и являющийся автором одноименной методики по раннему развитию детей.

Гленн Доман заинтересовался тем, как развивается мозг ребенка еще в медицинском ВУЗе, и, по его окончанию, плотно стал изучать данную тему. Свои исследования он начал на «особых» детях у которых было диагностировано ДЦП, умственная отсталость или же поражение ЦНС. В своей работе врач использовал карточки, на которых были изображены точки, слова и различные картинки. В последствие он увеличивал количество показываемых карточек.

Изображения влияли на те участки мозга, которые оставались активными и здоровыми. В результате выяснилось, что длительное стимулирование мозга при помощи картинок положительно сказывается на состоянии больного ребенка. Через несколько месяцев постоянных занятий его мозг начинает развиваться. Данная методика даже помогала таким детям догнать здоровых детей в своем развитии.

Позднее данная методика стала применяться и для раннего развития здоровых детей, а после доработки методики таким известным врачом, как Маниченко, она стала популярна во всем мире.

Роль родителя

Родителям в методике Домана уготована лишь одна роль взаимодействия с ребенком — показывать карточки Домана. Покупать карточки или делать тысячами самим, затем показывая их десятки тысяч раз и проговаривая их в течении первых лет жизни ребенка.

Вроде кажется это все бредом, но некоторые родители муштруют часами совсем неготового к таким нагрузкам ребенка. Что выливается в различные физиологические проблемы: тики, энурез, головные боли, потеря аппетита и др., с которыми потом родители идут к врачам. Стоит ли говорить, что, занимаясь днями напролет «развитием интеллекта», у ребенка не остается возможностей развиваться во всех остальных сферах? Эмоциональная, моторная, социальная и др. сферы просто не развиваются.

Критика методики Домана

Стоит ли говорить, что начиная с 60-ых годов, все исследования проведенные Доманом были опровергнуты. Никакого эффекта для здоровых детей никогда не было доказано. И все продажи данных карточек, построены только на рекламных заявлениях. Некоторые российские компании (в том числе связанные с государством и Министерством образования), все еще выпускают и продвигают данные карточки, заведомо зная всю их бессмысленность и вредность для детского развития.

В США данную методику специалисты и ученые опровергали сотни раз. Организация созданная Доманом и продолженная его детьми, была обвинена в том, что дает пустые надежды родителям больных детей, выкачивая из них последние деньги, при этом не принося пользы. Прошло уже 50 лет с первого доклада-опровержения от Американской Академии Педиатров ( данный доклад опубликовали повторно уже 4 раза), в котором было доказано, что методы Домана основываются на устаревшей и упрощенной теории развития мозга. Что современная наука не поддерживает его взгляды и методы, что они являются необоснованными и неподтвержденными.

Как вы думаете дорогой читатель, если за 70 лет жизни данной методики, не было ни одного положительного исследования (не считая исследований самого Домана), и которая была признана вредной, достойна ли данная методика существования? Ответ Progressio — нет. Если вы хотите применять уже купленные карточки или вам интересна подобная форма занятий, лучше обратиться к методу Сесиль Лупан, которая также разочаровалась в методах Домана, и придумала своим карточках более полезное применение.

Методика Домана для здоровых детей абсолютно бесполезна и вредна. Она способна не только замедлять развитие, но и оказывать негативный эффект на физиологию и мозг ребенка. Когда происходит помешательство родителей на методиках вредных для ребенка, мы как психологи детского развития не можем молчать. Мы призываем родителей отказаться от данной методики, как это уже давно сделали родители в западных странах.

Данная методика не просто не помогает в развитии ребенка, она его затормаживает, и особенно сильно навыки 21 века:

Учим ребенка считать по Доману

Используя данную методику, вы также можете научить ребенка математике и развить у него фотографическую память. Карточки для счета можно купить в магазине либо же изготовить самостоятельно.

Во втором случае вам потребуется картон белого цвета для создания 100 табличек и красная самоклеящаяся бумага. Из нее вам потребуется вырезать 5050 кружочком, с радиусом около 1 сантиметра. Кружочки нужно хаотично размещать на листике. При этом нужно быть внимательными и тщательно пересчитывать количество наклеенных точек.

Для начала вам понадобится 5 карточек, на которых будет изображено от 1 до 5 точек. На следующий день добавьте еще 5 карточек (6-10) и ближайшие 5 дней проводите занятия именно по этим 10 табличкам. Следующим этапом будут карточки от 10 до 20 и так дальше, пока вы не дойдете до 100.

После того, как ваш ребенок познакомится с числами, можно начинать учить его складыванию и вычитанию. Например, возьмите 3 карточки с 2, 3 и 5 точками, переверните их и открывайте по одной, зачитывая при этом уравнение «3+2=5». На обучение сложению следует потратить 2 недели. Столько же времени у вас уйдет на вычитание, умножение и деление. Главное, заранее готовиться к каждому занятию, чтобы потом вам не пришлось тратить время на поиск нужной карточки.

Проверить знания можно таким образом. Покажите ему 2 карточки с кружочками. На одной пусть будет 26, а на другой 38. Попросите показать 26. Если ребенок справится – похвалите его, а если нет, спросите, уверен ли он в этом и разве не на этой карточке 26. Главное, ни в коем случае не ругать его. В противном случае он потеряет интерес к занятиям или же будет бояться ошибиться и поэтому не станет отвечать.

Когда вы пройдете все этапы обучения с точками, переходите на графическое изображение цифр. Схема обучения, как цифрам, так и счету, такая же, как и в предыдущих двух этапах. Пройдя полный курс обучения, при желании, можно начать решать с малышом различные уравнения.

Как заниматься по методике раннего развития Глена Домана

В основе принципа обучения детей по методике находится теория о том, что дети воспринимают информацию с помощью слуха и зрения.

Обучение по методике состоит в демонстрации детям карточек со словами. Сначала это должны быть самые простые слова, значение которых ребенок сможет понять — «МАМА», «ПАПА», «ДЕД», «КОТ», «СУП». Далее упражнение рекомендуется усложнить, чтобы подключать не только эмоциональное восприятие, но и логическое мышление. Слова следует разделять по категориям, к примеру, отдельно «Семья», «Фрукты», «Еда», «Животные». Слова нужно писать отдельно на каждой карточке большими буквами красного цвета на белом фоне. Со временем шрифт становится меньше, а красный цвет написания слов меняется на черный.

С возрастом ребенку можно показывать изображения с надписями, благодаря чему у дошкольника начнет формироваться связь между изображением и словом. Занятия таким способом следует проводить, когда ребенок уже в силах усвоить не только звуки, но и слоги, и целые слова.

Что касается цифр, их писать на карточках не нужно, следует указывать в точках конкретное количество. Точки также стоит рисовать красным цветом. В первое время набора карточек должно быть два – от 1 до 5 и от 6 до 10.

Занимаясь с малышом с помощью карточек, нельзя забывать и про его физическое развитие, так как оно тесно связано с развитием интеллекта и его способностей. Следует с малышом выполнять упражнения по гимнастике и различные физические упражнения. Обычная зарядка приводит организм в тонус и улучшает кровоснабжение мозга.

Развитие памяти с помощью карточек Домана

Методика Домана предполагает различные варианты развития памяти. Суть работы – показ малышу карточки на несколько секунд, рассказать, что на ней изображено, привести короткий факт. Родителям кажется, что осмыслить полученную информацию за такой промежуток времени у малыша не получится, однако этот путь развития предназначен для развития скорости реакции мозга. Действительно, сначала ребенок не сможет быстро сконцентрироваться, но со временем его мозг будет реагировать быстрее.

Правила работы с карточками для развития памяти:

  1. В первые дни ребенку показывают 10 карточек за одно занятие. Со временем количество занятий увеличивается, а объем карточек доходит до 120. Разумеется, спешить с этим не стоит. На одно занятие отводится примерно 4 минуты.
  2. Если карточка была показана около 30 раз, она считается отработанной. Ее заменяют новой. Поэтому показанные карточки записываются в тетрадь.
  3. По факту набор из 120 карточек заменяется каждые 10 дней. Общая программа обучения требует 1440 карточек за год, но современные возможности позволяют найти варианты картинок не только в магазине, но и в интернете.

Умейте вовремя остановиться!

Умейте прервать процесс обучения до того, как уставший ребенок сам попросит вас об этом

Нам, родителям, должно быть важно не только научить ребенка чтению или математике, но и представить ему «процесс обучения» как таковой. То, как мы ведем себя во время обучения, будет в значительной степени влиять на отношение ребенка к учебе в целом, когда он позже пойдет в школу, а затем поступит в институт

Если сейчас, в его ранние годы, мы будем пытаться заставлять его узнать или выучить что-либо, это все равно, что сказать ему: «Обучение – это просто неприятная рутина и тебе придется учиться, нравится тебе это или нет. Перетерпи, но выучи!». Это сформирует у ребенка негативный подход к учебе, который останется с ним на всю жизнь. И автором этого подхода – увы, будете вы.

Зачем грудничкам именно черно-белые изображения для развития зрения?

Зрение новорожденного малыша имеет несколько очень важных особенностей:

  • Оно черно-белое до 2-3 месяцев. Цилиарное тело и сетчатка глаза ещё слабо развиты. В структуре преобладают палочки – специальные клетки сетчатки, позволяющие видеть только контрастные черно-белые объекты.
  • Не воспринимает сложных объектов. В мозгу на момент рождения сформировано всего около 15% нейронных связей. Переработать большие объемы информации он не в силах.
  • Не может долго концентрироваться на одном месте. Первые дни жизни взгляд ребенка хаотичен, он не способен сфокусироваться на отдельных предметах, далекие объекты видятся ему очень нечетко.

Однако, известно, что более 80% информации об окружающем мире человек получает с помощью зрения. А значит, для полноценного и всестороннего развития малыша необходимо использовать зрительное восприятие как можно раньше

Важно стимулировать мозг ребенка множеством ярких впечатлений доступными для него способами

Использование контрастных черно-белых картинок, которые он уже может видеть, – один из таких способов.

Они приучают ребенка концентрировать взгляд и внимание. Дают ему самые первые и понятные представления об окружающем мире

Стимулируют мозговую активность.

Упражнения с карточками Домана

Сначала проводим три сеанса с показом 15-ти карточек со словами. Слова должны быть существительные, написанные буквами красного цвета.

Затем нужно увеличить количество сеансов до девяти, показывая уже не просто слова, а целые словосочетания и предложения.

Развиваем интеллект

Здесь потребуются карточки с изображениями.

Объекты могут быть самые разные: растения, цветы, игрушки, овощи и прочее.

Сначала нужно проводить три сеанса с демонстрацией десяти карточку. Карточку нужно показывать быстро – в течение одной-двух секунд, затем убирать.

Затем количество карточек за сеанс увеличивается: их теперь нужно показать не 20, а 120.

Учимся считать

Ребёнку показывают карточки с изображением точек. За один сеанс нужно показать пять карточек, всего – три сеанса.

По мере изученности карточек они убираются из программы, а новые добавляются. С каждым сеансом увеличивается количество точек на карточке и число.

Как правильно проводить обучение

Во время занятий по карточкам Глена Домана ребёнок должен быть спокоен и настроен на интенсивное обучение. Если малыш активно включается в игру, то уроки будут лучше усваиваться.

Карапуза необходимо усадить в удобное положение и привлечь его внимание. После этого можно начинать демонстрацию карточек

Картинки должны быть чёткими, яркими и понятными. Произносить слова нужно размеренным, спокойным тоном. Показывать одну карточку следует не более 10 секунд, затем переходить к следующей.

На первом уроке родители показывают 5 карточек одной серии, например, животных. Самым маленьким ученикам достаточно только показывать рисунок и внятно произносить слово, не напрягая его лишними объяснениями. Мозг малыша сам проанализирует полученную информацию и сделает выводы из увиденного.

Ребятам постарше можно показать карточку и озвучить слово, а затем попросить найти её среди других.

  • Первое занятие должно проводится 3 раза в день. На следующий день количество уроков увеличивают до 6, из них 3 – повторение вчерашнего материала, ещё 3 – введение нового.
  • На 3-й день добавляется новая серия карточек из 5 штук. Количество уроков увеличивается до 9.
  • На 5-й день малыш должен усваивать до 25 слов.

В конце схемы добавляем по одному новому слову и убираем одно уже изученное.

Методика Глена Домана доказала свою эффективность на практике и заслужила доверие родителей по всему миру. Карточки подходят как для детей с повреждениями ЦНС и головного мозга, так и для абсолютно здоровых малышей.

https://www.youtube.com/watch?v=4_-kJrz9We8

Занятия проводятся в игровой форме. Помимо увлекательного процесса, это ещё хороший повод больше времени проводить со своими детьми.

Наш вариант карточек Домана

Малыш взрослеет, и родителям приходится прилагать все больше и больше фантазии, чтобы разнообразить повседневные игры и занятия. Еще вчера ребенок довольствовался «козой» и «сорокой», а сегодня он тыкает пальцем в картинку своей книжки и смотрит на артикуляцию ваших губ, пытаясь запомнить верное произношение того или иного слова. Еще чуть-чуть – и он заговорит, и каждый день его словарный запас будет пополняться новыми и новыми звуками, словами, а затем и предложениями.

Наша дочь Мария как раз сейчас находится на этом интересном этапе развития. Видя ее тягу к знаниям, не могу не помочь ей в их приобретении.

Итак, я задалась целью сделать карточки Домана. На сайте 7я.ру уже представлены работы других заботливых мам. Я также хочу поделиться своим опытом. Искренне надеюсь, что он поможет кому-нибудь еще.

Предвижу замечания специалистов по поводу некоторых отклонений от классических домановских критериев (размер листа и др.). Поэтому сразу оговорюсь: карточки создавались скорее для того, чтобы сообщить ребенку (в моём случае годовалому) о существовании определенных объектов окружающей среды. Если же нам удастся при помощи данной методики еще и освоить чтение, мы будем приятно удивлены, и непременно сообщим об этом здесь.

Предлагаем вашему вниманию четыре комплекта карточек, в каждом из которых по 12 картинок формата А5 с подписями.

«Домашние животные»: гусь, козленок, корова, кошка, кролики, лошадь, овца, ослик, петух, поросёнок, собака, цыплёнок.

«Объекты природы»: ветка, гнездо, жёлуди, камень, колосья, листья, перо, полено, ракушка, цветок, шишки, яйцо.

«Овощи»: баклажан, горох, капуста, картофель, лук, морковь, огурец, перец, помидор, редис, свекла, тыква.

«Фрукты и ягоды»: ананас, апельсин, банан, виноград, вишня, груша, землянка, киви, лимон, малина, персик, яблоко.

Все изображения были распечатаны на цветном струйном принтере на бумаге Ink Jet. Затем каждую из карточек я приклеила на картон. Совершенно случайно мне попался односторонний цветной картон, и я не преминула этим воспользоваться: каждой тематике был отдан свой цвет, «Домашним животным» — желтый, «Объектам природы» – синий, «Овощам» — зеленый, «Фруктам и ягодам» — красный. Как мне кажется, это поможет в дальнейшем разнообразить игры с карточками.

Желаем приятного использования!

в формате rar (246 Кб).

в формате rar (200 Кб).

в формате rar (219 Кб).

в формате rar (206 Кб).

Светлана Омельченко,

Карточки Домана для обучения чтению

Некоторые считают, что Доман советовал обучать детей чтению с рождения, хотя на самом деле в его работах содержатся рекомендации по обучению чтению с одного года. Однако многие родители начинают показывать карточки малышам с ранних лет, и ничего вредного в этом нет.

Правила работы с карточками для обучения чтению:

  1. В первый день ребенку проводят 4 показа по 5 существительных. Между занятиями выдерживают получасовой интервал.
  2. На следующий день показывают 5 вчерашних карточек (3 раза) и 5 новых карточек (3 раза). Общее количество слов – 10.
  3. На третий день показывают ранее изученные карточки (6 раз) и 3 раза – новые. Итог – 15 слов.

Со временем количество показов увеличивается. Одно занятие предполагает 5 карточек, а в день можно провести 15 занятий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector