Обучение чтению по методике зайцева
Содержание:
- Реквизиты ИП Зайцев Николай Александрович: ОГРНИП, ИНН, ОКПО, ОКАТО (данные из ЕГРИП)
- Дополнительные виды деятельности ИП Зайцев Николай Александрович
- Модель детсадов по Зайцеву
- Какие отличительные особенности методики Зайцева?
- История появления методики
- В чем суть метода Зайцева?
- Реквизиты ИП Зайцев Николай Александрович: ОГРНИП, ИНН, ОКПО, ОКАТО (данные из ЕГРИП)
- Биография
- Реквизиты ИП Зайцев Николай Александрович: ОГРНИП, ИНН, ОКПО, ОКАТО (данные из ЕГРИП)
- Преимущества
- Кто такой Николай Зайцев?
- Кубики Зайцева и аналогичные методики
- Реквизиты ИП Зайцев Николай Александрович: ОГРНИП, ИНН, ОКПО, ОКАТО (данные из ЕГРИП)
- В чем суть методики Зайцева?
- Из чего состоит и как сделать самому?
Реквизиты ИП Зайцев Николай Александрович: ОГРНИП, ИНН, ОКПО, ОКАТО (данные из ЕГРИП)
Тип предпринимателя: Индивидуальный предприниматель
ОГРНИП: 314500430900024
ИНН: 781426787780
ОКПО: 0193190052
ОКФС: 16 — Частная собственность
ОКОГУ: 4210015 — Индивидуальные предприниматели
ОКОПФ: 50102 — Индивидуальные предприниматели
ОКАТО: н\д
ОКТМО: н\д
Регистрирующий орган: Инспекция Федеральной Налоговой Службы По Г.красногорску Московской Области
Дата внесения в реестр: 05.11.2014
ГРН записи изменений: 416500400078567
Объем продаж за год: менее 70 млн руб. менее 70 млн руб.
Кредитный рейтинг: стандартный стандартный
Постоянный персонал: примерно 9 чел примерно 9 чел
Регистрация ИП Зайцев Николай Александрович в ПФР и ФСС
Данные о регистрации ИП Зайцев Николай Александрович в Пенсионном Фонде России и Фонде Социального Страхования
Регистрационный номер в ПФР: 502544236648
Дата: 05.11.2014
Регистрационный номер в ФСС: 561997844884172
Дата: 05.11.2014
ИП Зайцев Николай Александрович прекратил свою деятельность 22.06.2016. Индивидуальный предприниматель прекратил деятельность в связи с принятием им соответствующего решения
Дополнительные виды деятельности ИП Зайцев Николай Александрович
16.23. Производство прочих деревянных строительных конструкций и столярных изделий
16.29. Производство прочих деревянных изделий; производство изделий из пробки, соломки и материалов для плетения
43.11. Разборка и снос зданий
43.12. Подготовка строительной площадки
43.21. Производство электромонтажных работ
43.22. Производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха
43.29. Производство прочих строительно-монтажных работ
43.31. Производство штукатурных работ
43.32. Работы столярные и плотничные
43.33. Работы по устройству покрытий полов и облицовке стен
43.34. Производство малярных и стекольных работ
43.39. Производство прочих отделочных и завершающих работ
43.99. Работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки
46.73. Торговля оптовая лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием
46.74. Торговля оптовая скобяными изделиями, водопроводным и отопительным оборудованием и принадлежностями
47.52. Торговля розничная скобяными изделиями, лакокрасочными материалами и стеклом в специализированных магазинах
47.53. Торговля розничная коврами, ковровыми изделиями, покрытиями для пола и стен в специализированных магазинах
47.54. Торговля розничная бытовыми электротоварами в специализированных магазинах
47.59. Торговля розничная мебелью, осветительными приборами и прочими бытовыми изделиями в специализированных магазинах
Модель детсадов по Зайцеву
Система Зайцева часто применяется в детсадах для обучения детей:
- чтению;
- математике;
- пению хором;
- синтезу рисования и письма;
- азам грамматики;
- анатомии;
- географии;
- экологии;
- ботанике;
- зоологии.
На все эти направления у Зайцева разработаны и опробованы специальные методики и пособия. Помимо обучения ребенка письму, чтению, счету, зайцевские методики предполагают знакомство малышей с окружающим миром.
В 3 года у детей возникает кризис в формировании личности, который связан со становлением собственного Я. Малыш, который не понимает, чего от него требуют и зачем, отказывается выполнять правила, предлагаемые взрослыми. Ребенок начинает пренебрегать собственной безопасностью.
Введение в программу детсадовского обучения таких направлений как анатомия, экология, география вполне оправдано. Знакомясь с собой, малыши уже осознанно выполняют правила, предлагаемые взрослыми. Именно в 4-7 лет ребенок легко ориентируется:
- на ведение здорового образа жизни;
- на не курение;
- не питие алкоголя;
- не употребление наркотиков;
- на сохранения окружающего мира;
- на сохранение своего здоровья;
- на свою безопасность.
А для этого малыш должен понимать свое устройство, знать о полезных и вредных для него вещах. Причем после анатомии, появляется ботаника, а затем зоология. Так обозначается значимость человека в природе. А география — это путь к миру.
Здесь все завязано: анатомия — путь от себя к миру, а география — от мира к себе и от себя к миру.
В детсадах с такими предметами редко встречается травматизм, дети не бояться медиков, стремятся к физкультурным занятиям, неагрессивны, аккуратны, правильно едят и стремятся еще больше узнать об окружающем мире.
Педагогика сотрудничества Зайцева очень неагрессивна и бережна к ребенку:
- Наставник предлагает детям сразу весь материал, которые осваивают его в удобном темпе.
- Наставник работает по программе ребенка, не принуждая его ни к чему.
- Отсутствие оценивания детей исключает появление отстающих. У детей исчезает страх, они просто играют, а в игре возможен и проигрыш.
- Обстановка на занятиях очень демократичная, дети не замечают самого процесса обучения, они просто играют, а наставник их направляет в нужное русло.
Какие отличительные особенности методики Зайцева?
- обучение с помощью игры
- обучение-игра проходит в неформальной обстановке. Нет парт и тишины, дети могут переходить к таблицам, кубикам, искать и выбирать.
- используется принцип наглядного представления материала. Занимаясь с помощью методики Зайцева, ребенок задействует слух, зрение и осязание.
- занятие длится около 25 минут, однако можно играть и меньше, главное, чтобы у ребенка был интерес и азарт. Занятия должны проводиться регулярно.
- развивающий материал представлен в одном месте в виде таблиц и кубиков, применяется принцип от частного – к общему, от общего – к частному
- обучающие методики универсальны. Они подходят и для дошкольника, и для школьника, и для взрослого.
Из данной статьи мы узнали, об особенностях методики Зайцева, о кубиках Зайцева, а также рассмотрели преимущества и недостатки данной методики.
Родителям предстоит выбор как, когда, чему и в какой форме учить своего ребенка.
А вы используете, использовали или собираетесь использовать данную методику развития ребенка? Каков ваш опыт и ваши впечатления от методики Зайцева? Нужно ли обучать ребенка чтению до школы?
Подпишись на новости блога и получи бесплатно электронную книгу детских сказок, а также все самое интересное из жизни блога себе на почту!
История появления методики
Будущий признанный ученый родился в семье сельских учителей, поэтому его выбор профессии неудивителен: тяга к детям появилась во времена, когда школьники приходили на дополнительные занятия к его родителям. Зайцев поступил на филологический факультет университета, и уже тогда преподаватели ВУЗа отмечали его необыкновенную любознательность и стремление к самосовершенствованию.
После окончания учебного заведения Николай Зайцев отправился в Индонезию, чтобы обучать офицеров русскому языку. Перед ним стояла непосильная задача – научить читать на одном из самых сложных языков мира взрослых людей, которые отвыкли учиться. Более того, сроки были минимальными: офицеров ждали командировки.
Именно тогда и были разработаны уникальные и новые методы, придуманы оригинальные таблицы, в которых содержалась суть языка. Главной задачей для молодого специалиста Зайцева стало стремление научиться передавать смысл русского языка другим людям – своим ученикам.
Успех был настолько ошеломительным, что вдохновил автора на создание собственной техники преподавания, в ней были учтены разнообразные особенности родного языка. Данная система была избавлена от стереотипов, незначительных факторов, была простой и наглядной.
Изначально Николай Александрович стал тестировать систему в средних классах, но здесь его ждал провал: подростки не осилили правил, попросту заучивали их, не понимали суть. Здесь не было вины школьников: такую модель обучения привили преподаватели с родителями.
Зайцев стал работать с малышами, которым только исполнилось полтора года. Он адаптировал свои методики для них, свел процесс обучения в увлекательную игру, изобрел звенящее чудо – кубики. Еще совсем недавно дети с трудом осваивали грамоту, а с новой техникой учились читать всего за несколько занятий. Данный метод стал настолько востребованным, что многие учебные заведения перешли на занятия по Зайцеву.
В чем суть метода Зайцева?
Основополагающий принцип всех методик Н.А. Зайцева заключается в том, чтобы давать ребенку сразу весь объем, который ему предстоит освоить.
Весь материал Зайцев помещает в таблицы и рекомендует размещать их на стене. Суть математики по Зайцеву состоит в том, что ребёнку предлагают увидеть сразу все числа от 0 до 99, то есть всю сотню сразу. Причём всё это представлено в виде стройной системы. Ребёнок видит, сколько десятков и единиц составляет каждое число, начинает предметно ощущать количество.
«Сорок семь» — слышим звуки; видим, сколько предметов представлено (кружочков); как они скомпонованы; как это число выражается цифрами, четвёрку легко соотносим с числом десятков, семёрку — с числом единиц.
Так играем или учим?
Конечно же, играем! В дошкольном возрасте любой другой путь ведет в тупик. Физиологи и офтальмологи отмечают, что методики Зайцева безупречны с точки зрения охраны здоровья ребенка. Стандартный урок Зайцева продолжается 10-15 минут в игре.
В процессе обучения дети не находятся в постоянном статичном состоянии за столами, а перемещаются по комнате, это не позволяет им утомляться. Можно ходить, стоять, лежать на ковре. Не портится осанка и зрение.
Методическая система Зайцева, будучи глубоко природосообразной, является основой формирования благоприятной среды развития и образования детей.
Реквизиты ИП Зайцев Николай Александрович: ОГРНИП, ИНН, ОКПО, ОКАТО (данные из ЕГРИП)
Тип предпринимателя: Индивидуальный предприниматель
ОГРНИП: 311246808900084
ИНН: 246600037205
ОКПО: н\д
ОКФС: н\д
ОКОГУ: н\д
ОКОПФ: н\д
ОКАТО: н\д
ОКТМО: н\д
Регистрирующий орган: Межрайонная Инспекция Федеральной Налоговой Службы № 23 По Красноярскому Краю
Дата внесения в реестр: 30.03.2011
ГРН записи изменений: н\д
Объем продаж за год: примерно 180 млн руб. примерно 180 млн руб.
Кредитный рейтинг: низкий низкий
Постоянный персонал: примерно 5 чел примерно 5 чел
Регистрация ИП Зайцев Николай Александрович в ПФР и ФСС
Данные о регистрации ИП Зайцев Николай Александрович в Пенсионном Фонде России и Фонде Социального Страхования
Регистрационный номер в ПФР: 670679244678
Дата: 30.03.2011
Регистрационный номер в ФСС: 852607771568000
Дата: 30.03.2011
ИП Зайцев Николай Александрович прекратил свою деятельность н\д. Индивидуальный предприниматель прекратил деятельность в связи с принятием им соответствующего решения
Биография
Николай Александрович Зайцев родился в 1939 г. в с. Холмы (Новгородская обл.) в семье потомственных учителей. Его детство пришлось на трудные военные годы. После войны семья переехала в Ленинград. Николай был активным ребенком: ходил в секции по плаванию и легкой атлетике, занимался рисованием и резьбой по дереву. В 1956 г. он окончил школу и 2 года работал на заводе шлифовщиком, формовщиком. Занялся борьбой и боксом.
В 1958 г. поступил на филфак в пединститут им. Герцена (русский и английский язык). В годы учебы Зайцев начал заниматься предметами более углубленно из-за непонимания многих вещей. Уже тогда он начал чертить таблицы, строить графики, облегчая себе понимание предметов.
В 1963 г., пятикурсником, Николай проходил практику как переводчик в Индонезии. Там молодой педагог положил начало своей оригинальной образовательной системе. Первый опыт преподавания родного языка по своей методике был удачным.
Диплом он так и не получил, т.к. его дипломная работа не отвечала стандартам. После института Зайцев работал воспитателем детского дома, в детской колонии, интернате для особых детей. Он пробовал свою методику на особых детях. Успех был переменный, но это давало толчок к дальнейшим исследованиям.
Затем Зайцев стал учителем словесности в школе. В этот период он разработал наглядную и без громоздких правил систему преподавания родного языка для средней школы. Результаты тестирования были отрицательным: ученики не чувствовали родного языка, им проще было зазубрить правила, их так учили…
К концу 70-х гг. Зайцев постепенно определил для себя направление экспериментов: обучающие наглядные программы и пособия для малышей от 1,5 лет. Все подавалось в игровой форме.
И тут его ждал успех. Его обучение через кубики легко воспринималось малышами.
Педагогика того времени не терпела никаких отклонений от традиционной, поэтому до перестройки (80-е гг.) все разработки и пособия Зайцева были не востребованы. И только с развалом СССР она стала применяться в детсадах и школах. Хотя Минобразования не признавала ее официально.
В 1989 г. было создано АО «Мазай» (методические альтернативы Зайцева), где новатор стал ведущим специалистом. С этого началось активное распространение методик и пособий Зайцева. Впервые был налажен выпуск кубиков.
С 1991 г. методика была уже адаптирована на детей от 1,5-4 лет.
С 1992 г. автор стал видоизменять методику так, чтобы она стала доступна родителям для применения дома.
В 1993 г. на базе петербургского детсада №74 Зайцеву позволили применить свои методики. С тех пор это его творческая лаборатория. Здесь в 1994 г. он впервые ввел адаптированный для малышей курс анатомии, физиологии и гигиены человека, экологии и за пять лет наблюдений констатировал стабильный положительный результат. Детям была интересна и доступна системная, наглядная информация о человеке, его здоровье, об окружающей среде.
В 1995 г. профессором Рувинским была основана Академия творческой педагогики (АТП). Она объединила разрозненных педагогов-новаторов, позволила им меняться опытом, обнародовать свои методики, повышать квалификацию. Зайцев стал профессором этой академии.
В 1996 г. АО «Мазай» трансформировалось в ООО «Методики Зайцева», задачи которого остались прежними: разрабатывать, издавать и внедрять пособия и методики автора. Это объединение успешно работает и поныне. Оно выпускает «Кубики Зайцева», «Сточет», «Пишу красиво» и т.п.
Профессор Зайцев живет в Петербурге, читает лекции по всей стране, разрабатывает новые пособия. У него множество учеников-единомышленников. Он по-прежнему ведущий специалист негосударственного учреждения дополнительного образования «Методики Н. Зайцева». Несмотря на популярность, его система так и не признана официально.
Реквизиты ИП Зайцев Николай Александрович: ОГРНИП, ИНН, ОКПО, ОКАТО (данные из ЕГРИП)
Тип предпринимателя: Индивидуальный предприниматель
ОГРНИП: 305741804500016
ИНН: 741801651201
ОКПО: н\д
ОКФС: н\д
ОКОГУ: н\д
ОКОПФ: н\д
ОКАТО: н\д
ОКТМО: н\д
Регистрирующий орган: Межрайонная Инспекция Федеральной Налоговой Службы № 17 По Челябинской Области
Дата внесения в реестр: 14.02.2005
ГРН записи изменений: н\д
Объем продаж за год: более 190 млн руб. более 190 млн руб.
Кредитный рейтинг: отличный отличный
Постоянный персонал: более 15 чел более 15 чел
Регистрация ИП Зайцев Николай Александрович в ПФР и ФСС
Данные о регистрации ИП Зайцев Николай Александрович в Пенсионном Фонде России и Фонде Социального Страхования
Регистрационный номер в ПФР: 575290858512
Дата: 14.02.2005
Регистрационный номер в ФСС: 363283452996984
Дата: 14.02.2005
ИП Зайцев Николай Александрович прекратил свою деятельность н\д. Индивидуальный предприниматель прекратил деятельность в связи с принятием им соответствующего решения
Преимущества
Как и любая другая педагогическая находка, метод Зайцева имеет как плюсы, так и минусы. К числу его несомненных достоинств относится следующее:
- Обучение в процессе игры приносит истинное удовольствие крохе. Ему интересно, уроки не вызывают скуки.
- Занятия с кубиками помогают развивать мелкую моторику ребенка, что полезно уже само по себе.
- Развитие памяти – как зрительной, так и слуховой.
- Малыш имеет реальные шансы научиться читать гораздо раньше сверстников без нудной зубрежки и слез, с удовольствием.
- Обучение грамотности. Склады составлены таким образом, что соответствуют правилам родного языка, поэтому с ранних лет кроха запомнит, что ШИ и ЖИ следует писать без буквы Ы.
- Нет возрастных ограничений, заниматься чтением можно с любого возраста, главное, чтобы ребенку было интересно.
Как видим, плюсов достаточно много, и они весомые.
Кто такой Николай Зайцев?
Родители Николая Александровича Зайцева работали в сельской школе. Закончив учебу в школе, Николай проработал 2 года на заводе, после чего пошел по стопам своих родителей. В 1958 году он поступает в педагогический институт на филологический факультет. На пятом курсе его отправляют проходить практику в Индонезию, где он работает переводчиком.
Методика развития детей раннего возраста Николая Зайцева занимает особое место в педагогике. Российский учитель и воспитатель одним из первых начал практиковать раннее обучение детей счету, чтению, музыке, иностранным языкам (в частности английскому) и другим познавательным дисциплинам.
Известный педагог Николай Зайцев создал собственную учебную систему для детей 3-5 лет, по которой дети учатся читать и решать математические задачи. Действительно, благодаря этой системе множество малышей овладело и усвоило новые для себя навыки абсолютно без принуждения и привычной для школы зубрежки.
Кубики Зайцева и аналогичные методики
Выбирая оптимальную методику обучения, планируя занятия с детьми, педагог должен помнить, что от его действий зависит, будет ли привита любовь к чтению и грамоте, к родному языку.
Существует множество методик обучения чтению, все они вполне доступны в информационном пространстве. Рассмотрим некоторые аналоги и сравним их с педагогической разработкой Н.А. Зайцева.
Методика Марии Монтессори заключается в том, что ребенок сначала знакомится с прописными буквами, сделанными из картона, карточками, табличками, рамками, ощупывает их, учится обводить, раскрашивать, прописывать, а потом постепенно учится по ним читать. При этом совсем не используется букварь. Практикующие педагоги отмечают, что подобные занятия возможны в детском учреждении, но затруднительны в домашних условиях, так как придется подготовить большой объем пособий и комплектующих материалов. По сравнению с этой методикой кубики Зайцева проще и доступнее.
Методика обучения чтению Сергея Полякова состоит из 70 уроков, весь процесс разбит на 7 этапов. Сначала дети изучают буквы и склады, затем простые слова, сложные слова, предложения, пересказы. Эта разработка редко практикуется в детских садах, не так понятна дошкольникам, как кубики Зайцева, и подразумевает неукоснительную систематичность уроков. Однако, у неё много сторонников, ее часто используют в центрах детского развития.
Методика обучения чтению российского педагога Е.В. Чаплыгина представляет собой упрощенный вариант кубиков Зайцева. В комплекте 10 обычных деревянных кубиков с буквами и 10 поворачиваемых на платформе кубиков. Гласные – красные, согласные – черные. Этот вариант больше подходит для домашнего обучения, чем для детсадовского.
Методика американского врача Гленна Домана заключается в многократном показывании ребенку карточек с написанными словами и произнесении этих слов. Здесь не надо учить буквы, звуки, а достаточно расширять словарный запас. Впоследствии ребенку будет сложно учить в школе состав слов, правила русского языка. Педагогами замечено, что составляя слова из складов по методу Н.А. Зайцева, ребенок также может иметь сложности с фонетическим разбором слов в школе.
Как видно из приведенных выше методических разработок обучения чтению, у каждой есть свои плюсы и минусы по сравнению с кубиками Зайцева. Одна требует тщательной подготовки дорогостоящих материалов, другая подходит только для индивидуального обучения. В любом случае, практикующий педагог всегда оставляет выбор за собой, может использовать элементы разных педагогических разработок, дополнять творческим подходом, разрабатывать игры с учетом интересов детей. Методика обучения чтению Н.А. Зайцева по кубикам остается при этом одной из самых простых и понятных, а самое главное – она интересна детям.
Реквизиты ИП Зайцев Николай Александрович: ОГРНИП, ИНН, ОКПО, ОКАТО (данные из ЕГРИП)
Тип предпринимателя: Индивидуальный предприниматель
ОГРНИП: 305233033500017
ИНН: 233008860287
ОКПО: 0148705766
ОКФС: 16 — Частная собственность
ОКОГУ: 4210015 — Индивидуальные предприниматели
ОКОПФ: 50102 — Индивидуальные предприниматели
ОКАТО: 03214804001 — Краснодарский край, Районы Краснодарского края, Динской, Сельские округа Динского р-на, Динской
ОКТМО: 03614404101 — Динское, станица Динская
Регистрирующий орган: Межрайонная Инспекция Федеральной Налоговой Службы № 16 По Краснодарскому Краю
Дата внесения в реестр: 01.12.2005
ГРН записи изменений: 416237300329934
Объем продаж за год: примерно 200 млн руб. примерно 200 млн руб.
Кредитный рейтинг: отрицательный отрицательный
Постоянный персонал: примерно 20 чел примерно 20 чел
Регистрация ИП Зайцев Николай Александрович в ПФР и ФСС
Данные о регистрации ИП Зайцев Николай Александрович в Пенсионном Фонде России и Фонде Социального Страхования
Регистрационный номер в ПФР: 168582062795
Дата: 01.12.2005
Регистрационный номер в ФСС: 474863096559420
Дата: 01.12.2005
В чем суть методики Зайцева?
Педагог придерживался мнения, что большую роль в развитии малышей играет то как и каким способом он научился основным навыкам обучения – чтению, счету и письму. Важную роль играет желание ребенка, то есть, хотел ли он этому научиться, учился с удовольствием ли без, положительно ли на здоровье сказалось обучение. Если детей обучать грамоте неправильно, то в дальнейшем у него появится отрицательное отношение к чтению. И это отношение отложиться на подсознании на всю его дальнейшую жизнь.
Основная часть детей к 5 годам еще не дозрела до того, чтобы сидеть за столом около получаса без движения и все свое внимание обращать на педагога. Да и времени на то, чтобы объяснить таким малышам о том, что представляет собой буква, слог, звуки уйдет немало
И узоры в тетради большинство деток совсем не радуют, ведь их необходимо долгое время обводить.
Несомненно, такое сидение за столом в будущем пригодится маленьким ученикам, но радости от учебы они, скорее всего на данном этапе своего развития не получат.
Так вот, Зайцев решил выбрать совершенно иную методику, через три занятия по которой четырехлетки начинаю уже читать. Здесь не приемлем сидячий образ обучения и авторитарный стиль преподавания.
Что вы увидите, зайдя в класс, в котором ребята занимаются по кубикам? Картина вас удивит, так как дети не зазубривают буквы. Они заучиваются сами по себе, так используется множество игр и упражнений по запоминанию. Для этого применяются не только сами кубики, но и таблицы, на которых записаны склады. Дети сначала сливают буквы в слоги, затем слоги в слова. Непринужденно, с удовольствием, играя.
В таком классе на стене висят две большие таблицы, а под ними на столе должна лежать гора звучащих кубиков. Помещение очень просторное, чтобы дети могли спокойно передвигаться. Где-нибудь обязательно лежит пособие Зайцева «Пишу красиво» и «Складовые картинки».
Таблицы обязательно должны располагаться высоко, чтобы соблюдалась профилактика нарушений осанки и зрения. Кубики должны лежать в беспорядке, чтобы дети могли быстро переключаться при нахождении нужного кубика. Набор Зайцева состоит из кубиков различных цветов и размеров, есть и такие, которые могут издавать различные звуки (трещать, звенеть и т.п.). Это необходимо для того, чтобы происходило нужное воздействие на все анализаторы детей.
Из чего состоит и как сделать самому?
Сделать кубики, таблицы и складовые картинки Зайцева можно самостоятельно. Кубики вырезать из картона, склеивать и наполнять, следовательно написанной ниже инструкции. Можно использовать старые ненужные пластмассовые детские кубики, надрезать по грани, наполнять и обклеивать бумагой. Некоторые умудряются делать такие кубики из коробочек от сока. Кубики можно сделать из картона (схема здесь). Для наполнения использовались крышки от бутылок, резаная жесть от банок из-под консервы, монетки, кусочки деревянного прута, бруски или фасоль. Однако, сегодня такие кубики можно встретить практически в любом специальном магазине или заказать по интернету.