Ребёнок до года: чего стоит бояться, а на что не стоит обращать внимания?

Контакт установлен

Новорожденные начинают реагировать на людей, как только появились на свет. Уже в первые часы после рождения малыш может сосредоточенно рассматривать лицо человека, если оно находится в 20 – 25 см от его глаз. На таком расстоянии он видит лицо матери, когда она кормит ребенка.

Малыш может одарить вас рефлекторной улыбкой, которая вызывается легким прикосновением к его щеке.

К концу первого месяца жизни ребенок начинает откликаться на голоса, поворачивая голову в сторону, откуда они раздаются, учится устанавливать контакт глаз.

Социальная улыбка, адресованная взрослому в ответ на его ласковое обращение, появляется у младенцев на втором месяце и достигает своего расцвета в три месяца, когда малыш охотно улыбается любому человеку. К этому же возрасту ребенок начинает гулить, особенно в минуты ласкового общения с ним. Социальная улыбка и гуление — важные вехи в психическом развитии младенца, так как они сигнализируют о начале настоящей коммуникации между малышом и взрослым.

Как понять, что у малыша формируются контакты с людьми:

Смотрит в глаза взрослому (примерно к концу третьей недели жизни), выражая интерес и давая понять, что настроен на коммуникацию;
Отвечает улыбкой на действия взрослого (в конце первого месяца жизни), демонстрируя удовольствие от общения;
Оживляется, чтобы привлечь внимание взрослого (на третьем месяце жизни);
Гулит, вокализирует в паузах между обращенными к нему репликами взрослого.

Одиннадцатый месяц

  1. В одиннадцать месяцев ваш малыш достаточно окреп, чтобы начать делать первые шаги без поддержки. Ребенок может пройти небольшое расстояние от одного взрослого до другого, или от опоры до мамы. Кроха активно передвигается в любом помещении: ползает, садится, встает, ходит с опорой.
  2. Продолжают развиваться навыки самообслуживания. Человечек старается есть ложкой, пить из чашки, пытается сам надеть или снять свою одежду. Можно надолго занять кроху, если предложить ему ящик с одеждой. Самостоятельность чада необходимо поощрять, тем более детки в этом возрасте обожают, когда их хвалят.
  3. Одиннадцатый месяц развития ребенка – время появления первых осмысленный диалогов. Кроха прекрасно понимает значение слов «да», «нет», «нельзя» (узнайте из статьи, как объяснить ребенку, что нельзя>>>); умеет положительно кивать и отрицательно мотать головой.
  4. Кроме того, малыш смотрит и показывает пальцем на интересующий предмет. Таким образом происходит общение малыша со взрослыми, родители и ребенок начинают лучше понимать друг друга. Количество произносимых слогов растет. В это время в речи малыша могут появиться два-три четко произносимых слова (чаще всего это «мама», «папа», «баба» и какое-нибудь звукоподражание, например, «ав»).
  5. Одиннадцатимесячные детки начинают осваивать навыки вежливого общения: легко запоминают жесты «привет» и «пока», охотно машут ручкой.

На заметку! Хотя для них это пока что игра, родителям рекомендуется всегда просить ребенка поздороваться и попрощаться, чтобы закрепить эту положительную привычку.

В 11 месяцев малыши очень возбудимы, легко переходят от смеха к плачу. Настораживаются в незнакомом месте, пугаются при появлении нового человека. Эти проявления свидетельствуют о нормальном развитии психики ребенка и не должны расстраивать родителей.

Подробнее: Что должен уметь ребенок в 11 месяцев>>>

Развитие ребенка с помощью упражнений и игр

Разговаривайте с малышом. Даже если поначалу вам кажется, что ребенок слишком мал и не может вас понять, постоянно говорите с ним – во время кормления, переодевания, купания, отдыха

Наблюдение. Возьмите достаточно яркий предмет или игрушку, подержите ее перед ребенком на расстоянии 30-40 см

Когда малыш сосредоточит внимание, медленно перемещайте по кругу, из стороны в сторону, следя за тем, чтобы ребенок наблюдал за движением. После каждого вида движений оставляйте немного времени на отдых

Мамино лицо

Помогите малышу сфокусировать взгляд на вашем лице. Медленно перемещайтесь – ребенок будет поворачивать головку вслед за вами.

Мамин голос. Если вы перемещаетесь по комнате, в которой находится ребенок, назовите малыша по имени, чтобы прилечь его внимание. Переходя в другое место, снова подайте голос. Это развивает слух ребенка и помогает ориентации в пространстве

Массаж. Поскольку время для подвижных игр еще не настало, делайте массаж и гимнастику. Начинайте с поглаживания легкими движениями, разомните и ступни, разогните ручки и ножки. Чем больше тактильного контакта ощущает малыш, тем спокойнее и комфортнее он себя чувствует.

Можно попробовать поиграть в следующие развивающие игры в первый месяц жизни малыша:

  • «Мордашки» — на кружках картона рисует лица с разными эмоциями – улыбающиеся, грустные, сердитые и т.д. прикрепляем каждую из них на палочку. По очереди показываем каждую из них крохе на расстоянии полуметра от глаз. Дождавшись, пока он сфокусирует свой взгляд на предмете, начинаем водить игрушкой из стороны в сторону;
  • «Шумелка» — подбираем звучащие предметы – бубенчики, детские музыкальные инструменты, погремушки и демонстрируем ребенку. Задача игры – развить слуховую координация, чтобы малыш научился определят направление, откуда звук исходит;
  • «Болталки» — эмоциональные беседы с малышом, в которых будут варьироваться интонации. В качестве текстов отлично подойдут народные потешки, вроде «Ладушки-ладушки».

Уход за кожей новорожденного

Каждой маме необходимо понять — что представляет собой кожа новорожденного: какие кожные проявления являются нормальными?

Комментарий эксперта: Токсическая эритема – это мигрирующая сыпь новорожденного. Она случается у каждого второго. Выглядит, как специфические красные пятна небольшого размера. В центре каждого из них – маленький желто-серый бугорок. Немного похоже на комариный укус. Пятен может быть много или мало – кому как «повезет». Они концентрируются в различных областях. Часто располагаются на конечностях, вокруг суставов, в тазовой области. Выглядит это очень неприятно, часто пугает мамочек. Но токсическая эритема — абсолютно физиологическое явление. Никакого лечения оно не требует. Это особенности адаптации малышей на первом месяце жизни.

К сожалению, встречаются случаи, когда такое состояние неправильно диагностируется. У меня был пациент, маме которого врач сказала: «Какой ужас! Это стафилококк!» Назначила Фукорцин — достаточно сильный антисептический препарат для наружного применения. Но дело в том, что эти пятнышки, появившись на одном месте, спустя 20-40 минут, исчезают. И возникают на другом месте. Вот эта очень ответственная мамочка села и планомерно мазала появляющиеся пятнышки. Но поскольку успеть за ними было невозможно, она не нашла ничего лучше, чем взять художественную кисточку и покрасить ребенка Фукорцином полностью. После этого были большие неприятности и длительное лечение.

Для чего нужна привязанность к маме

Малыш откликается не просто на ухаживание за ним, а на эмоциональный контакт, игру, разговор в процессе этого ухаживания

Мама, дарящая заботу, внимание, улыбки, теплоту голоса и рук, дарит не просто себя и свое время, но и свою любовь. Если мама и ребенок обоюдно получают удовольствие от общения и если мама открыто это демонстрирует, малыш учится принимать самого себя как объект, достойный любви

  • Обращение мамы с малышом, в котором проявляются ее чувства к нему, таким образом, является базой для закладки не только их взаимоотношений, но и восприятия ребенком самого себя и окружающего мира.
  • По некоторым данным, существует зависимость между тем, сколько времени ребенок проводит в контакте с мамой, и частотой его плача в последующие два года, а также некоторыми проблемами психологического порядка в подростковом и старшем возрасте.
  • Дети с глубокой привязанностью к маме (если это чувство взаимно) успешнее социализируются в будущем, демонстрируют более высокие показатели по сравнению со своими сверстниками, если сравнить такие аспекты, как успеваемость в школе, познавательная активность в раннем детстве, интеллектуальное развитие в подростковом возрасте.

Дети мам, не внимательных к потребностям своего ребенка, склонных к эмоциональной холодности, в школьный период бросают все свои силы на восполнение дефицита внимания и привязанности через установление более тесного контакта с учителем. Бывает и обратная реакция: дети, отвергаемые своими матерями, не уверены в себе, теряют познавательный интерес к окружающему миру, игнорируют учителей и других взрослых.

Прививки и врачи

Первую прививку ребенку делают еще в роддоме, спустя 12 часов после рождения — против вирусного гепатита. Это заболевание попадает в организм через кровь или половой контакт, не передаваясь воздушно-капельным путем. В следующий раз прививку от гепатита B ставят через 1 месяц жизни.

В течение 3-7 дней новорожденного прививают против туберкулеза (БЦЖ). Это заболевание передается воздушно-капельным путем. Вакцину вводят в плечо левой руки — именно из-за нее у нас остается небольшой шрам.

На первом медосмотре, сразу после рождения неонатолог следит за общим состоянием малыша, оценивает развитие по шкале Апгар (от 0 до 10 баллов). Следующие 4–5 дней врач ежедневно приходит в палату и проводит осмотр.

Как только мама с ребенком оказываются дома, весь 1 месяц к ним приходит участковый педиатр и патронажная сестра. Они проверяют рефлексы и родничок, дают рекомендации родителям. Также в первый месяц мама должна прийти в поликлинику на осмотр сразу нескольких врачей:

  • Педиатр измерит вес и рост новорожденного, посмотрит на психическое и физическое развитие.
  • Хирург оценит наличие грыж и осмотрит половые органы мальчиков.
  • Офтальмолог проверит, есть ли у малыша заболевания глаз и слезных путей.
  • Невролог проверит рефлексы, измерит окружность груди и головы.
  • Стоматолог осмотрит полость рта и уздечку языка: она отвечает за речь малыша.

Также врачи выдадут направление на УЗИ почек, тазобедренных суставов, органов брюшной полости, ЭХО, нейросонографию и аудиологический скрининг, если его не проводили ранее.

1 неделя

Конечно, ребенок пока еще далеко не красавец. У него могут быть припухшими личико и веки, красноватый (или желтоватый) оттенок кожи, беловатые гормональные прыщи на носике, форма черепа еще не сформирована и может казаться странно вытянутой, тело покрыто «пушком новорожденных», подкожный жир практически отсутствует, ручки-ножки находятся в гипертонусе и постоянно сжаты. Однако все эти проявления в ближайшее время пройдут (кроме мышечного тонуса – он уходит примерно к 4–5 месяцам), и малыш обретет свойственную всем младенцам умильность.

В норме новорожденный появляется на свет ростом 45–56 см и весом 2,6–4,6 кг. При этом в первые 3–4 дня происходит физиологическая потеря веса (она не должна превышать 10% от массы ребенка), а затем начнутся прибавки по 20–30 г за сутки.

Потовые железы начнут работать к началу следующей недели, а вот слезки появятся на 3–4 неделе. К завершению первых 7 дней должна высохнуть пупочная ранка.

Первые три дня у малыша выделяется стул новорожденных – меконий (густой, темно-зеленый, без запаха), затем он становится желтоватым, приобретает кисловатый запах. Ребенок может опорожнять кишечник после каждого кормления или 4–5 раз в сутки. При искусственном вскармливании стул грудничка имеет резкий запах, его частота ниже – до 2–3 раз в сутки. Мочеиспускание в начале недели происходит до 6 раз, к концу недели частота увеличится до 16–20 раз.

Сон занимает большую часть времени – до 20 или даже более часов в сутки, примерно по три часа с перерывами на кормление и непродолжительное бодрствование. Кушать в начале недели малыш может до 300 г (от 30 до 60 г за раз), к концу семидневки – до 400 г.

Полезные советы и ответы на вопросы

Как узнать — хватает ли ребенка грудного молока?

  1. Мокрые пеленки Суть метода заключается в том, чтобы вычислить, сколько раз в течение суток малыш мочится. Для проведения подобного эксперимента необходимо запастись пеленками и выбрать подходящий день, когда можно отложить дела и посвятить свободное время стирке. Избавив ребенка на сутки от подгузника, необходимо подсчитать количество мочеиспусканий за 24 часа. Если число мокрых пеленок будет больше десятка, то причин для беспокойства нет, малыш сыт и доволен!
  2. Норма веса Всемирная организация здравоохранения постаралась и произвела на свет диаграмму, которая показывает норму роста и веса малыша в различные возрастные периоды. Ориентируясь на полученную информацию можно сделать вывод, что здоровый ребенок должен набирать от 500 г до 2 кг за месяц. Регулярные прибавки в весе являются верными показателями того, что процесс лактации протекает успешно.
  3. Регулярность стула Малыш, который питается достаточно, на первом месяце жизни должен опорожняться до 5 раз за день. Несколько дней с момента рождения стул младенца имеет густую консистенцию и темный цвет. Затем испражнения приобретают светло-коричневый оттенок и несколько возрастают в размере. На начальном этапе жизни при хорошем питании, количество испражнений должно практически совпадать с количеством приемов пищи. Нерегулярный стул или полное его отсутствие является сигналом о нехватке молока.
  4. Наблюдение.Ребенок может чувствовать голод, если был неправильно приложен к груди. Понять, что все сделано точно, можно понаблюдав за тем, как младенец глотает. При осуществлении глотка, подбородок малыша делает толкательное движение по направлению к груди. Длительность исполнения приема показывает количество полученного молока. Если глотки не слышны, следует изменить положение младенца, добившись правильного расположения у груди.

Какой распорядок дня у младенцев?

Спокойное бодрствование — ребенок смотрит открытыми глазами, ясный взгляд. Руки и ноги спокойно лежат

Внимание сосредотачивается на том, что дитя видит перед собой. Такое состояние наиболее подходит для обучения и общения.
Активное бодрствование — движения становятся более активными, внимание сосредоточено на себе, своих действиях.
Дремота — веки начинают смыкаться, внимание почти отсутствует

Это состояние переходит или в сон, или в пробуждение.
Поверхностный сон — малыш спит, но у него дергаются лицо, ручки и ножки. Дыхание неровное.
Глубокий сон — дитя расслаблено, лицо без выражения, ножки и ручки лежат свободно, дыхание спокойное и ровное.

Как поиграть? Потешки.

Тушки-тутушкиТушки-тутушки,
С творогом ватрушки!
Тушки-тутушки,
Пшеничный пирожок!
На опарушке мешен,
Высоконько взошел!
Тушки-тутушки,
На столе преснушки!
Тушки-тутушки,
А в печи ватрушки!
Тушки-тутушки,
Пекла баба плюшки.
Всем по плюшке,
А две — Ванюшке (Катюшке)!Едет-едет паровозЕдет, едет паровоз,
Две трубы и сто колес.
Две трубы, сто колес,
Машинистом рыжий пес.
Едет, едет паровоз,
«Чух, чух, чух», — пыхтит наш пес.
Пятьдесят поросят
На подножках висят.Смелый пилотВырасту, буду
Летчиком смелым.
Нет для мальчишки
Лучшего дела.ЛужицаАи гу-гу, аи гу-гу,
Не кружись на лугу.
На лугу-то лужица,
Голова закружится.
Прямо в лужу упадешь,Вот проснулисьВот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок
Повернулись!
Потягушечки!
Потягушечки!
Где игрушечки,
Погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними!

Трудности с установлением контакта

Несмотря на все усилия будущих родителей, иногда установление первого контакта может быть отсрочено по разным причинам. Что это за причины?

Образ реального ребенка не совпал с образом ангелочка из ваших фантазий, сформировавшимся во время томительного ожидания малыша. Он не розовощекий, совсем не похож ни на одного из вас, у него вытянутая голова, и он вовсе не так мил. Родители, терпение! После жизни в водной среде и путешествия по родовым путям малыш действительно может не обладать ангельской внешностью, но щеки — дело наживное, а родные черты будут узнаваться, когда кроха начнет улыбаться или хмуриться в ответ на ваше к нему обращение.
У мамы гормональная буря или послеродовая депрессия. Уход за ребенком, прикладывание его к груди, совместное пребывание помогут привести эмоциональный фон в порядок.
Процесс родов отнял у мамы огромное количество сил и энергии. Ей нужно отдохнуть, хорошо, если на это время заботу о малыше возьмет на себя папа

Важно, тем не менее, чтобы ребенку был обеспечен телесный контакт с мамой и прикладывание к груди. Последнее необходимо для слаженной работы гормонов, способствующих лактации и установлению крепкой эмоциональной связи.
Новорожденному потребовался специальный медицинский уход, и он находится в палате интенсивной терапии

Ничего важнее родительской поддержки для него сейчас нет, поэтому старайтесь как можно больше находиться рядом с малышом, гладьте его, берите на руки, разговаривайте с ним, смотрите на него: это успокоит младенца и сделает ваш контакт более близким.

Какова бы ни была причина, важно поскорее определить проблему и устранить ее. Обратитесь за помощью к родственникам, медицинскому персоналу в роддоме или другим специалистам — неонатологу и психологу

Поддержка и добрый совет помогут вам наладить связь с вашим ребенком.

«Мы, мамы, успокаивали врачей»

На третий год Наталья узнала о международном клубе «28 петель» (столько петель нужно набрать, чтобы начать вязать носочки для недоношенного ребенка), и он тоже помог ей в восстановлении. 

«28 петель» — это сообщество людей, которые вяжут для недоношенных малышей необходимые им шерстяные вещи. К примеру, коврики и носочки нужны младенцам, чтобы шерсть раздражала их кожу и дети глубоко не засыпали. Тогда у них реже возникают остановки дыхания во сне в связи с незрелостью дыхательного центра. Игрушки-осьминожки — чтобы детям было за что хвататься руками (в утробе они хватаются за пуповину) и они не срывали с себя медицинские трубочки. 

Как правило, в роддомах шерстяных вещей не хватает. Ни мамы, ни их знакомые не в состоянии быстро обеспечить малыша теми же носками. Клуб «28 петель» решает эту задачу.

Марк

Наталья с детства увлечена вязанием, поэтому, узнав о клубе, бросилась вязать для алтайской краевой детской больницы. Женщина объединила вокруг себя тех, у кого есть желание помогать. Каждая передача вещей в отделение для недоношенных проходила в торжественной обстановке с участием мам. Три раза в год: 8 июля в День семьи, любви и верности, 17 ноября в Международный день недоношенных детей и накануне Нового года.

«Возвращения» в краевую больницу превратились для Натальи в сеансы психотерапии. И, выяснилось, легче на душе становилось не ей одной. 

— Я заметила, с каким интересом девочки после передачи вещей подходят ко мне и задают разные вопросы. В особенности те, у которых дети меньше килограмма, — рассказывает Наталья. — Я вспомнила, как мне хотелось увидеть здорового ребенка, и поэтому начала брать на мероприятия Марка. Он на них — главный объект внимания! Девчонки пристально за ним наблюдают: как он ходит (а вдруг у него ДЦП?), как смотрит (не косят ли глаза?), как себя ведет (все ли в порядке с интеллектом?). Я верю и вижу, что это им морально помогает.

В 2017 году на Международный день недоношенных детей Наталья устроила первую встречу врачей краевой детской больницы с их бывшими пациентами.

Ее цель была — помочь мамам избавиться от старых страхов и дать врачам возможность познакомиться со своими «выпускниками», увидеть плоды своего труда. 

— До этого врачи видели детей, у которых серьезные проблемы со здоровьем. Они возвращались к ним за какими-то консультациями. И за 20 лет, что существовало отделение недоношенных детей в краевой больнице, они со своими здоровыми выпускниками ни разу не пересекались, — рассказывает Наталья. — Встреча прошла не так, как я себе представляла. Я думала, что плакать будут мамы, а в реальности рыдали врачи. Мы, мамы, их успокаивали.

С тех пор подобные акции проходят ежегодно.

Марк с мамой и папой

В итоге опыт Натальи лег в основу проекта фонда «Право на чудо». С сентября 2021 года в девяти регионах России в отделениях больниц для недоношенных детей стали работать волонтеры — так называемые равные консультанты. Это женщины, которые сами когда-то родили задолго до 40 недель (нормальный срок вынашивания). Они знают, что чувствуют нынешние мамы, и могут их морально поддержать.

Развитие малыша в 8 месяцев

Где мама? Если в 7 месяцев малыши беспокоятся, когда мамы нет рядом, то в 8 месяцев у детей появляется боязнь незнакомых людей. Одно вытекает из другого, и оба явления нормальны для каждого из этих этапов взросления. Вы сделаете правильно, если постараетесь окружить малыша особой заботой, лаской и эмоциональной теплотой, будете чутки к его потребностям. Научные исследования показали, что дети, которые получают много тепла и нежности в младенчестве, во взрослом возрасте гораздо устойчивее к стрессу.

Физическое развитие:

  • Ползает с большой скоростью и на любые расстояния;
  • С опорой встает из положения сидя и опускается;
  • Появляется «пинцетный захват» — может брать мелкие предметы большим и указательным пальцами;
  • Сам держит в руке и ест кусочки еды;
  • Делает первые попытки передвигаться приставным шагом, держась за опору.

Психоэмоциональное развитие:

  • Уверенно чувствует себя в знакомом пространстве;
  • Диапазон эмоций расширяется — можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость;
  • Громко и четко повторяет слоги;
  • Увеличивается словарный запас, появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «баба», «дай»;
  • Начинает проявлять повышенный интерес к новым предметам, выражая мимикой удивление и настороженность.

Причина № 4. Мне больно

Что означают резкие, пронзительные, встревоженные крики, которые не прекращаются, даже когда вы берете малыша на руки? Они говорят о боли, которую он испытывает. Чаще всего это боль в животике или колики. Мало кому удается их избежать, но вы можете помочь малышу и снизить неприятные ощущения.

Читайте о том, как с ними справиться, здесь.

Как снизить болевые ощущения малыша

  • Следите за тем, чтобы во время кормления ребенок захватывал сосок и ареолу — так воздух не будет попадать к малышу вместе с молоком (громкое причмокивание — признак того, что ребенок подсасывает воздух вместе с молоком, а этого надо избегать);
  • Если малыш находится на искусственном вскармливании, кормите ребенка несколько медленнее, смесь должна полностью заполнять соску; можно воспользоваться специальными бутылочками, не позволяющими воздуху проходить вместе с пищей;
  • После кормления подержите малыша 2 – 5 минут в вертикальном положении, с головкой, прислоненной к вашему плечу, и с животиком, тесно прижатым к вашей груди;
  • Сделайте малышу несложный массаж, стимулирующий выведение газов из кишечника: уложите его на спинку и погладьте ему животик по часовой стрелке. Массаж производите мягким надавливанием на живот вокруг пупка. Мысленно нарисуйте на животике подкову, концы которой направлены вниз. Движения вашей руки должны следовать этой траектории по часовой стрелке;
  • Положите малышу на животик теплую (не горячую) пеленку или грелку;
  • Попробуйте газоотводную трубочку (ее можно приобрести в аптеке). Процедура такова: малыша надо уложить на бочок, тонкий конец трубочки, смазанный вазелином, ввести в задний проход примерно на сантиметр, а другой опустить в стакан с водой. Если причина боли в газах, скопившихся в кишечнике, то вскоре вы увидите пузырьки воздуха. Иногда трубочка стимулирует стул, что тоже приносит облегчение младенцу;
  • Наладьте свое питание, попытайтесь определить, какой продукт вашего рациона вызывает колики у малыша, и старайтесь его не употреблять. Капуста, бобовые, виноград, изделия из дрожжевого теста, любая острая пища, кофеин, шоколад могут усиливать колики у ребенка;
  • Попробуйте давать малышу из бутылочки теплый чай из фенхеля или укропную воду;
  • При отсутствии эффекта от вышеперечисленных мероприятий обратитесь за консультацией к педиатру, при необходимости он рассмотрит возможность применения медикаментозных средств — препаратов, которые устраняют повышенное газообразование, не всасываются в кровь и не наносят вреда малышу;
  • Усиливать метеоризм может переизбыток лактозы или недостаток фермента лактазы. Это происходит тогда, когда малыш получает слишком много «переднего» молока и не получает «заднего». В начале кормления материнское молоко более насыщено молочным сахаром — лактозой. Оно называется «передним». Через 10 – 15 минут кормления одной и той же грудью она начинает вырабатывать «заднее» молоко. Оно богаче жирами, которые нейтрализуют лактозу и тем самым снижают газообразование. Также заднее молоко обладает успокоительным эффектом и помогает беспокойным детям засыпать.

Элементы воспитания

Воспитание

это целенаправленное руководство развитием ребенка, подготовкой его к жизни и труду в обществе. Воспитание предусматривает комплекс физического, умственного, нравственного, трудового и эстетического развития ребенка.

Физическое воспитание

Целостная система мероприятий, направленная на своевременное формирование у детей правильных двигательных навыков и умений, укрепление здоровье, полноценное и своевременное физическое развитие.

Для развития физических навыков и умений используют различные методы, включающие массаж гимнастику, закаливание и др.

Средства физического воспитания детей.

Массаж и гимнастика-это не только средства совершенствования двигательных навыков здорового ребенка и повышения его устойчивости к вредным влияниям окружающей среды, но и способы лечения больных детей.

Массаж

Для детей первых месяцев жизни массаж необходим, прежде всего, для развития психики ребенка, так как первые речевые реакции (гуляние) возникают в ответ на тактильные раздражители — поглаживание, в то время как словесные обращения взрослых ответных речевых реакций со стороны ребенка не вызывают. Детский массаж является важным способом общения, который укрепляет эмоциональную связь между матерью и ребенком, особенно в первые годы жизни малыша. Массаж приносит удовольствие, после него ребенок спокоен и расслаблен, он лучше развивается и хорошо себя чувствует. Считается, что детский массаж оказывает благотворное влияние на весь организм и может:

  • облегчить ребенку дыхание;
  • укрепить иммунную систему;
  • способствовать выведению через кожу продуктов распада и токсинов;
  • способствовать пищеварению, снимать колики и запоры;
  • способствовать хорошему мышечному — тонусу и гибкости;
  • успокоить ребенка и помочь ему заснуть.

Действующим моментом массажа на организм ребенка являются механические раздражения, наносимые тканями специальными приемами поглаживания, растирания, разминания, вибрации.

Детям первых месяцев жизни делают преимущественно два вида массажа:

Поглаживание и растирание (в положении ребенка на спине, животе). 

Поглаживание — это легкие скользящие движения ладонями или тыльной стороной кисти по поверхности кожи (без смещения кожной складки).

Растирание — это более интенсивное сдавливание пальцев рук, чем поглаживание (со смещением кожной складки).

Детям более старшего возраста массаж делают пятью способами: поглаживание, растирание, разминание, поколачивание, вибрация.

Разминание — воздействие приемами массажа на кожу, мышцы, сухожилия, суставы.

Поколачивание – производят тыльной стороной одного пальца, затем двумя и большим количеством пальцев.

Вибрацию, получаемую аппаратами вибраторами, применяют для детей с ожирением. Она действует рефлекторно на внутренние органы, усиливает обмен веществ глубоко расположенных тканей.

Поглаживание. Разминание и растирание усиливают тормозные процессы, т.е. действуют на ребенка успокаивающе.

Похлопывание и вибрация усиливают возмутительные процессы.

При проведении массажа необходимо помнить что глубокое поглаживание(растирание, разминание, поколачивание и вибрацию) следует проводить продольно ходу лимфатических сосудов, как правило, от периферии к центру, т.е. по направлению к ближайшим лимфатическим узлам.

5 недель

Сейчас начинает проявляться комплекс оживления. При появлении взрослого, особенно когда с крохой нежно заговаривают, он отвечает радостной улыбкой, активными движениями, выраженным гулением.

С этой недели созревание органов и систем ускоряется. Сходят на нет колики, вздрагивания, выравнивается дыхание, усиливается реакция на запахи и звуки, растет потребность в общении с мамой (теперь она нужна малышу постоянно, не только для еды и укачивания, но и для активного общения), появляется осознанная улыбка, повышается интерес к окружающему миру. Время бодрствования может достигать получаса. Но при этом кроха по-прежнему не справляется с большим количеством впечатлений, поэтому зрительных, звуковых и иных раздражителей не должно быть слишком много, а для сна нужно выделять не менее 19–20 часов, следя за температурой тела младенца, поскольку его теплообмен еще несовершенен.

За эту неделю ребенок поправится еще примерно на 200 г и немножко подрастет (на 5–7 мм). Объем средней порции молока возрастает до 100–140 г при общем количестве кормлений не менее 7 в сути.

Прогресс в развитии крохи заметен.

  • Он пытается ненадолго удерживать головку в вертикальном положении, а лежа на животике, даже старается осматриваться вокруг.
  • Зрение начинает фокусироваться (теперь на предметы малыш смотрит обоими глазками одновременно), кроха начинает рассматривать игрушки, особенно интересуясь яркими, контрастными.
  • Выражение эмоций соответствует ситуации: если грудничку плохо – он плачет, если хорошо – улыбается, гулит (причем гуление постепенно становится все более разнообразным: булькающим, хрюкающим, повизгивающим, «кхикающим»).
  • Особенный интерес вызывает лицо мамы, когда она ласково воркует со своим чадом.
  • Все, что попало в ручки, кроха тянет в ротик.

Первая встреча

Новорожденные детки на открытках и картинках выглядят, будто ангелочки: розовощекие, пухленькие, со складочками. Может быть, из-за этого стереотипа новоиспеченных мам удивляет вид собственного новорожденного крохи: кожа сморщенная, неравномерного цвета, которую покрывает что-то белое, головка непропорционально большая, ручки и ножки тонкие скрюченные… Такое зрелище совсем не для слабонервных. Поэтому у каждой мамочки сразу же возникает вопрос: с ее крохой все в порядке? Дело в том, что вид новорожденных малышей всегда такой странный. Это вполне нормально. Внешность имеет свои особенности, которые исчезают, спустя некоторое время после рождения (несколько дней, месяцев). Чаще всего это:

Голова продолговатая, яйцевидной формы. Кости черепа, проходя узкими родовыми путями, под них подстраиваются, поэтому голова сразу после родов именно такой формы. Она станет округлой через несколько дней.
Наличие родничков – углублений на головке ребенка, которые затянуты кожей. Их зарастание происходит к годовалому возрасту.
Отек личика. Иногда из-за этого могут даже не открываться глаза. Такое явление проходит по истечению нескольких дней.
Физиологический гипертонус – нормальное состояние в первые дни периода новорожденности. Примерно к трехмесячному возрасту ножки и ручки перестают сильно сжиматься. Если это не происходит, обязательно обратитесь к врачу.
Случается, что у мальчиков яички (оба или одно) не опускаются в область паха

На этом можно не концентрировать внимание до года. Но если к этому возрасту ситуация не изменяется, малыш нуждается в помощи хирурга.
Набухание сосков, иногда из них даже может выделяться молоко (независимо от пола ребенка), покраснение и увеличение половых органов, кровянистые выделения из влагалища у девочек рассматривается, как вариант нормы

Такое состояние объясняется гормональным кризом. Оно может возникнуть на 3-5 день с момента рождения и длится около недели.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector