Ребенок 2 года: физиологическое развитие и психология

Ход игры: Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.

– Привет! Привет!

Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.

– Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!

При прощании игра повторяется – педагог машет рукой.

– Пока! Пока!

Затем предлагает малышу попрощаться.

– Помаши ручкой на прощание. Пока!

Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.

Хлопаем в ладоши!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Причины, по которым ребенок не говорит

Основная причина, из-за которой мальчик или девочка, сын или дочь, сынок или дочка, сыночек или доченька (дочурка), ребенок не говорит – это внутриутробная гипоксия, или недостаток кислорода. Недостаток кислорода плода может наблюдаться во время беременности, во время родов, при кесаревом сечении. В этом случае опытный микроневропатолог, детский невролог, детский невропатолог ставит диагноз «перинатальная энцефалопатия постгипоксически-ишемического генеза» или «перинатальная энцефалопатия смешенного генеза» (перинатальное поражение ЦНС). Перинатальная энцефалопатия может быть 1, 2, 3 степени.

1 степень перинатальной энцефалопатии при своевременном и комплексном лечении в Сарклиник полностью вылечивается за достаточно короткие сроки. 2 степень перинатальной энцефалопатии – это тяжелое заболевание, которое требует длительного серьезного лечения. 3 степень перинатальной энцефалопатии обычно имеет тяжелые последствия, вплоть до развития такой патологии, как детский церебральный паралич. Частые причины задержки речевого развития у детей – это патология матери во время беременности, родовая травма ребенка, тяжелые роды, плохие результаты нейросонографии, обвитие пуповиной, тазовое предлежание плода, слабость родовой деятельности, анатомически или клинически узкий таз, соматические заболевания матери до и во время беременности, инфекции матери, инфекции плода, токсическое воздействие на головной мозг ребенка билирубина при гемолитической желтухе новорожденного (ГБН), интоксикация наркозом во время кесарева сечения, интоксикация лекарственными препаратами (лекарствами) в перинатальном периоде. Любая соматическая патология, ОРВИ, бронхиты, трахеобронхиты, инфекции, рахит, нарушения обмена веществ приводят к тому, что в более позднем возрасте ребенок не говорит, ребенок плохо говорит, ребенок мало говорит, ребенок молчит, поздно начинает говорит, говорит мало, не понятно, не внятно, отстает в развитии, отстает в речевом, психическом, психомоторном, психоречевом развитии, умственном развитии.

Наблюдается ЗРР (отставание, задержка речевого развития, в том числе и грубая задержка речевого развития), ЗПР (отставание, задержка психического развития), ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей), ЗПМР (задержка психомоторного развития у ребенка), ЗУР (задержка умственного развития у детей). Редко на ребенка влияют наследственные факторы, при которых задержка развития наблюдалась у матери или отца, или у обоих вместе. Любое ослабление организма ребенка, снижение иммунитета, побочное действие прививок (вакцин) может приводить к тому, что «ребенок не говорит». Также отрицательно на речевое развитие ребенка влияют неблагоприятная экологическая обстановка в районе проживания матери и ребенка, неблагоприятный климат в семье (конфликты между родителями), дефектная нечеткая речь в контактной среде (проблемы с речью у родственников или родителей), рождение второго ребенка в семье, наличие тяжелых грубых неврологических заболеваний (например, ДЦП). При задержке моторного развития часто наблюдается задержка речевого развития, а позже и задержка психического развития. При любых поражениях органа слуха также отмечается состояние, при котором «ребенок не говорит». В этом случае нужна консультация отоларинголога (врач ухо – горло – нос).

Нормы речевого развития у малышей от 1 до 2 лет

  1. В норме малыш в возрасте одного года должен освоить такие речевые навыки: Он должен уметь повторять открытые слоги (те, что заканчиваются на гласный звук). К примеру, годовалый малыш может еще не уметь говорить слово «нет», но может воспроизвести его как «нэ». Также он произносит «да», «ту» и так далее.
  2. Малыш уже выражает свои эмоции через интонацию.
  3. Ребенок может повторять слоги и звуки, произносимые животными: «мяу», «ав-ав», «му-му».
  4. Он воспринимает на слух названия определенных предметов, понимает, о чем говорят взрослые, и может указать на них.

Также вам будет интересно узнать, когда ребенок начинает говорить.

Ко второму году жизни в норме малыш умеет отвечать на обычные вопросы, может выполнить простые поручения, повторить несложные слова и фразы. Он может выговорить все гласные звуки и большую часть согласных. К двум годам ребенок умеет строить предложения, включающие в себя 3-4 слова. Малыш слушает стишки, сказки, потешки, старается запомнить какие-то их части.

Возрастные рамки

Чаще всего в пальчиковые игры играют с малышами от 6 месяцев до 1 года, но такие игры полезны и детям старше трех лет. Обычно они делятся от самых простых до игр посложнее, где ребенку предлагается самому выучить стихотворение. Кстати, если сопровождать стихи небольшим «спектаклем» в виде пальчиковой игры, ребенку будет легче запомнить текст.

Общие правила пальчиковых игр:

Не принуждать ребенка к игре, а заинтересовать его.
Объяснить, что будет происходить, правила игры в доступной для ребенка форме.
Не перегружать ребенка играми. Одна-две игры в день вполне достаточно. Можно больше, если ребенок сам любит и просить играть.
Хвалите малыша за его успехи и не ругайте за неудачи, он только учится.
Играйте увлеченно, с радостью. Даже, если у вас мало времени, пусть это десять минут, но они будут полностью посвящены общению с малышом

Ребенку важно, чтобы какое-то время мама или папа «принадлежали» только ему.

Что и как говорим в год?

Речь малыша этого возраста еще довольно несовершенна, но уже виден прогресс по сравнению с предыдущими месяцами. К году большинство деток умеют:

  • повторять открытые слоги. Именно поэтому в их речи присутствуют, в основном, слова, оканчивающиеся на гласный: «мама», «баба», «деда», «ляля», «кака»;
  • воспроизводить звуки животных и окружающих предметов («мяу», «би-би», «ко-ко»);
  • выражать свои эмоции при помощи интонаций;
  • называть предметы и действия (в основном, в виде слогов: «мама», «ням-ням»);
  • понимать названия предметов, узнавать их, показывать;
  • понимать речь взрослых.

Рассмотрим основные аспекты речевого развития годовалых деток.

Словарный запас.

Активный словарный запас сейчас составляет от 5 до 25 слов (для сравнения: у детей в 2 года это будет уже около 200 слов). При этом ребенок произносит как правильные слова, так и лепетные, когда полное слово ему сказать сложно («бух», «ам»). Дети после года уже воспринимают речь именно как средство общения и учатся использовать ее соответственно.

Сейчас быстрыми темпами расширяется пассивный словарь ребенка. Он понимает названия многих вещей, предметов, которые окружают его, знает названия животных, живущих в доме, встречаемых на прогулках или известных ему по сказкам и картинкам. Малыш запоминает все новые понятия, и взрослые должны ему в этом помогать. Например, показывать яркие понятные картинки, которые детки этого возраста так любят рассматривать.

Грамматика.

Речь ребенка в 1 год характеризуется односложностью. Способность связывать слова между собой, образуя простейшие предложения, появится немного позже: через 3 – 6 месяцев («дай би-би»). Вопросительные или восклицательные предложения малышу пока недоступны. Он выражает вопрос или восклицание интонацией. Предлоги в таких предложениях пока будут отсутствовать, это нормально («Катя му-му» – у Кати коровка).

Фонетика.

Гласные к году ребенок освоил полностью, а вот согласные – пока нет. Такие «упрямые» звуки, как л, р, ш, щ, с, ч, малышу могут быть недоступны. Это тоже нормально: его артикуляционный аппарат еще не достиг нужной степени развития. При этом чистота произношения освоенных звуков зависит от размера самого слова и места звука в нем. В словах из 1 – 2 слогов чисто звучат все звуки (Таня, киса, папа). В словах, которые длиннее, звуки чаще всего искажаются или глотаются («писин» – апельсин, «випед» – велосипед). Также крохе пока сложно справиться с сочетанием двух или более согласных подряд («игуся» — игрушка, «хеб» – хлеб).

Что должен уметь говорить ребенок в 2 года

Ориентируясь на среднестатистические данные речевого развития, можно сказать, что в норме речь ребенка в 2 года выглядит так:

  • активный словарь состоит из 200-300 слов, в нем кроме названий предметов и обозначения действий есть уже и прилагательные, местоимения, предлоги;
  • предложения состоят из 3-4 слов;
  • появляется монологическая речь;
  • осваивается грамматический строй языка, структура простого предложения;
  • услышанная речь запоминается и анализируется;
  • вместе с накоплением активного и пассивного словарного запаса происходит усвоение звуков;
  • речь используется для общения, выражения просьб, пожеланий или протеста.

Подчеркнем, что каждый ребенок развивается в своем темпе. Его речь может и даже будет отличаться от общеустановленных норм.

Поэтому, сравнивая свои достижения со статистикой или с другими детьми, важно соблюдать золотую середину. Что это значит? Не беспокоиться понапрасну и не игнорировать очевидное

Питание

  1. В двухлетнем возрасте ребенок должен получать пищу не меньше 4-5 раз в день. Есть детки, которые встают еще ночью, чтобы подкрепиться. Но от этой привычки нужно постепенно отучать. Можно поначалу предложить в ночное время компот или воду комнатной температуры. Впоследствии ребенок постепенно отучится вставать ночью для принятия пищи.
  2. Вместо ночного кормления можно предложить второй ужин малышу. Подойдет йогурт, кефир или теплое молоко.
  3. Завтрак наступает через 1-1,5 часа после пробуждения и утренних гигиенических процедур. Покормите малыша так, чтобы он продержался до обеда. Обязательными составляющими должны быть белки, углеводы и клетчатка. Готовьте молочные каши, сваренное яйцо, тосты или галетное печенье с компотом.
  4. За час до дневного сна следует дать ребенку обед. Обязательно готовьте супы, супы-пюре, на второе – мясо или рыба с гарниром. На десерт – сок, чай, вода. Рекомендуется пробовать новое блюдо именно в обед, чтобы понять в течение дня, как малыш будет на него реагировать.
  5. После того, как малыш поспит днем, следует дать ему в качестве полдника что-то легкое, чтобы продержался до ужина. Это может быть творожок, йогурт, фрукты, чай с несладким печеньем или булочкой.
  6. Ужин должен быть калорийным и сытным, чтобы кроха не вставал ночью доедать. Рекомендуется каша, овощное рагу, запеканка, дополнительно фрукты, овощное пюре.

Не стоит заставлять ребенка кушать насильно. Если он активен и не выглядит голодным, но оставляет на тарелке небольшое количество еды, то значит ему хватает того, что он съел.

В промежутках между основными приемами пищи не следует предлагать в качестве перекусов сладкое, конфеты или печенье. Они перебивают аппетит. Если ребенок все же проголодался, то можно дать ему яблоко или банан, воду или компот.

Предлагается меню, составленное педиатрами, для ребенка двух лет:

Приемы пищи Понедельник Вторник Среда
Завтрак Каша из овсяных хлопьев с карамельными яблоками, чай с печеньем Омлет, чай или компот, овощной сок Пшенная каша с тыквой, молоко
Обед Тыквенный суп – пюре с курицей, салат из овощей (морковь, яблоко, сыр), компот Овощной суп с макаронами, картофельная запеканка с овощами, сок Суп с рыбными фрикадельками, салат из белокочанной капусты с яблоками, картофельное пюре, вода или компот
Полдник Смузи с овсянкой, молоко (кисель) Печеные яблоки с творогом, молоко или чай Банановый смузи с галетным печеньем, чай
Ужин Тушеные овощи с фрикадельками, чай или сок Гречневая каша с тушеной печенью, травяной чай Картофельные котлеты с индейкой и сыром, компот, травяной чай

Можно составить меню не на один день, а на несколько. Тогда будет удобнее распределять равномерно по дням необходимые витаминные блюда и полезные продукты.

Нормы продуктов

Меню надо составлять разнообразное, и обязательно включать крупы, молочные продукты, мясо и рыбу, фрукты и овощи в свежем виде и в отварном, растительное и сливочное масло.
В день малышу необходимо употреблять молочных продуктов – 600 мл (200 мл кисломолочной продукции), овощей – 300 – 400 гр, картофеля не более 150 гр, фруктов – 130 гр, мясо (красное или птица) – 90 гр, хлеба – 90 гр, белого не более 30 гр.
Рыбу необходимо давать несколько раз в неделю, яйцо – не больше 3-х раз.
Очень важно давать ребенку нужное количество жидкости из расчета 35 мл на 1 кг веса. Рекомендуется давать чистую воду, но если отказывается, то предложите немного подслащенный компот или чай

Но магазинные соки не рекомендуются педиатрами.
Категорически нельзя давать фастфуд, копчености, колбасу и сардельки, морепродукты и грибы, консервы, острую, слишком соленую пищу, маринованные продукты, чипсы, сухарики.
Кормите натуральными молочными продуктами, но если используете покупные, то внимательно читайте состав.
В этом возрасте разрешается употреблять немного жареного. Но, все же, желательно готовить тушеную, отварную или запеченную пищу.
Режим питания должен быть четырехразовый, но в качестве перекуса можно предложить несладкие фрукты (яблоко, грушу) или салат из моркови и яблока, еще возможно – творожок или йогурт, но ни в коем случае не конфеты или сладкое печенье.

Некоторые родители отказываются от сахара и шоколада, пробуя другие полезные заменители. Если вы продолжаете употреблять сахар, то ребенку можно не более 50 гр в сутки, а шоколад и конфеты вообще лучше не давать, так как они возбуждающе действуют на центральную нервную систему малыша, могут вызвать аллергическую реакцию и нарушение стула.

Как стимулировать речь ребенка в 1.5 года

Важно постоянно расширять лексикон детей за счет взрослых слов и их произношения. Показывайте ему картинки или предметы, живых существ и называйте их, стимулируя кроху к повторению слов

Также полезно появление гало-фраз, то есть ассоциативных слов, связанных с предметами. Так, например, если ребенок, показывая на молоток, говорит папа, это значит, что им стучал папа. Также нужна стимуляция фраз из простых слов. Это обычно существительное и глагол – предмет и действие. Ляля упала, мама спит, баба идет. Полезно для стимуляции речи играть в повторялки.

Обратите внимание

Ребенок изначально будет повторять их неправильно, воспринимая на слух и сопоставляя с возможностями речевого аппарата

Поэтому нужно относиться к этому адекватно, важно – чтобы было желание повторять хотя бы частично, затем уже более полным набором звуков

Если ребенок плохо произносит слова целиком, можно пробовать играть в повторялки по слогам. Есть часть детей, которые не говорят слово целиком, и поэтому отказываются его произносить в принципе. Взрослым не стоит искажать свою речь в угоду крохе, он должен слышать правильные речевые конструкции, лучше говорить звукоподражания, но отчетливо и четко – га-га-га, ко-ко-ко, или слова полностью и правильно.

Причины отклонения

Неговорящим ребенок становится в результате не только психологических нарушений. В развитии речи важную роль играет социальное окружение. Если родители с рождения не разговаривают с крохой, не проводят совместно время за играми, на прогулке малыш остается наедине с самим собой в песочнице, может возникнуть ЗРР. Говорению научиться сложнее, если нет общения с другими детьми, людьми, кроме мамы, папы, бабушек. Обучать речи легче, когда совместные игры нравятся ребенку. Если родители подобрали неправильную, неинтересную программу развития, малыш может лениться учиться, не быть активным.

Психологи утверждают, задержка речи возникает нередко в результате особенностей характера малыша, что не является отрицательным фактором. Родителям нельзя заставлять говорить кроху, который отличается застенчивостью, робостью. Годовалый мальчик, девочка могут быть общительными и активными, играть с другими людьми, детьми, а по достижении двухлетнего возраста стать скромными, необщительными. Это связано с возрастными особенностями, кризисом 3-летнего возраста, когда кроха начинает делить взрослых на «своих» и «чужих». Наследственность играет немаловажную роль. Если мама или папа начали говорить поздно, ребенок в 70% случаев повторяет речевое поведение родителей.

Провоцирующим фактором для развития ЗРР является отсутствие необходимости в говорении. Мамы и папы любят выполнять просьбы ребенка с первого раза, иногда малыш даже не произносит желание, показывает пальцем, «мычит». Родители догадываются, что необходимо крохе без слов и выполняют просьбу, что неверно. У ребенка отсутствует мотивация для говорения, когда его и так понимают. Если малыш показывает пальцем, не хочет говорить, психологи советуют говорить: «Не понимаю, чего ты хочешь, скажи», чаще провоцировать ситуации, усложняющие деятельность ребенка без языка.

Среди патологических причин ЗРР выделяют:

  • Неврологические нарушения.
  • Соматические патологии.

Как развивать речь: игры, упражнения и общение

Развитие речи 2—3-летних детей во многом зависит от того, сколько времени уделяют этому родители.

Несколько правил, которые нужно изучить прежде, чем приступить к занятиям:

  1. Нужно начинать общение с ребенком как можно раньше, даже когда он еще не родился.
  2. Во время игр и упражнений на малыша нужно смотреть. Зрительный контакт является обязательным условием эмоциональной стабильности малыша.
  3. Ребенок должен видеть, как двигаются мышцы лица мамы или папы, когда они с ним говорят. Так он быстрее сопоставит определенные движения со звуками. Во время занятий полезно находиться перед зеркалом, чтобы видеть все движения лица.
  4. Чем больше повторений, тем лучше. В младшем возрасте придется повторять по десять, а то и по двадцать раз, чтобы малыш лучше запомнил. Это нормально, поэтому родителям нужно набраться терпения.
  5. Чем четче, медленнее и громче будут говориться слова, тем быстрее и точнее малыш сможет их повторить.
  6. Любая попытка говорить должна поощряться, даже самая неумелая и неразборчивая.
  7. И, конечно, нельзя ругаться, если что-то не получается. Со временем обязательно получится, но от излишней эмоциональности родителей у малыша могут возникнуть дополнительные трудности.
  8. Занятия должны проводиться ежедневно, но не нужно переутомлять малыша. Достаточно 10—20 минут в день, разбитых на несколько коротких уроков.
  9. Чем больше вы читаете малышу, тем быстрее пополняется его словарный запас. Выразительное чтение поможет понимать сложные конструкции.
  10. Необходимо учитывать темперамент ребенка. При высоком интеллектуальном развитии малыш просто может быть молчуном.
  1. Чтобы расширить словарный запас, удобно изучать слова по обобщающим темам: фрукты, одежда, животные, игрушки и т.д. Родитель четко называет предмет и предлагает повторить его название. Полезно подключать определения, например, мяч зеленый, кубик желтый. Хорошо, если дополнительные слова будут подчеркивать принадлежность предметов к роду или числу. Так ребенок быстрее начнет улавливать разницу. Пример: кукла большая — мяч большой, груша желтая — кубик желтый.
  2. Сначала родитель называет предмет, а потом эта роль передается ребенку. Нужно лишь указать на предмет и спросить, что это. Любой ответ нужно поощрять, если малыш ошибся, то мягко поправить его.
  3. Загадывайте малышу загадки. Хорошо, если ответ будет рифмоваться. Примеры загадок: «Иго-го! — кричит ребенок, значит это … (жеребенок)». Или: «Чик-чирик! Не робей! Я бывалый … (воробей)». Другие загадки: «Апельсины и бананы очень любит … (обезьяна)». «Он мурлычет и поет. Угадали? Это … (кот)».
  4. Читайте ребенку простые стихи и просите его закончить фразу. После нескольких прочтений он запомнит последние слова.
  5. Для самых маленьких: мама произносит первую часть слова, а сынок или дочка его заканчивает. Так учатся слова из 2—3 слогов: мага-зин, со-бака, маши-на, доро-га и т.д.
  6. Пусть малыш определит уменьшительную форму предмета. Например, взрослый задает вопрос: «Как зовут ребенка кошки?» Малыш отвечает: «Котенок». И так далее: щенок, цыпленок, утенок, слоненок.
  7. Для развития воображения полезно задавать такие вопросы: зачем нужна вода? ложка? стакан? Пусть малыш пофантазирует.

Наиболее эффективными являются те занятия, которые проводятся в игровой форме. Ребенок чувствует себя расслабленно, ему интересно выполнять веселые и активные задания. Игры для развития речи детей возраста 2—3 лет:

  1. Имитация звуков животных, птиц, предметов. Нужно предложить ребенку изобразить самые простые звуки: пчелы, коровы, кошки, собаки, петуха, паровоза и т.д.
  2. Пусть малыш угадает звук. Поиграйте с ним так: изобразите какое-нибудь животное, а он пусть догадается, кому или чему принадлежит такой голос.
  3. Если в доме есть игрушки в виде зверей, сделайте инсценировки с ними.
  4. Хорошее упражнение для голоса: устройте соревнование, кто дольше продержит звук «ааа», «ууу» и другие.
  5. Игра на внимательность: разложите предметы на столе и дайте малышу запомнить их. Потом попросите его зажмуриться и уберите один предмет. Пусть он догадается, чего не хватает. Начинайте с 2—3 предметов, постепенно увеличивая их число. Можно играть наоборот: добавлять новый предмет и просить малыша выяснить, что появилось на столе.
  6. Еще одна игра на внимательность: попросите чадо запомнить, что на вас надето, выйдите из комнаты, добавьте один предмет (шапку, платок, очки) и вернитесь. Малыш должен понять, что изменилось.

Не стоит обходить вниманием зарядку языка и губ. Полезной будет общая гимнастика для развития мышц лица:

  1. Вытянуть губы трубочкой.
  2. Растянуть рот в улыбке.
  3. Улыбнуться, показав зубы.
  4. Пусть ребенок просто покорчит смешные рожицы перед зеркалом.

Важные советы родителям по развитию речи

Речь – это очень важная и сложная функция человека. Ее правильное развитие зависит от самых разнообразных факторов. Родители должны постараться приложить максимальные усилий для того, чтобы у их чада сформировалась правильная речь. Для этого можно воспользоваться простыми советами.

Забота о речи младенца еще до его рождения

Можно с уверенностью утверждать, что на развитие речи у детей оказывает огромное влияние генетическая предрасположенность. Пара должна позаботиться о снижении риска патологий еще до зачатия. На сегодняшний день существует возможность проведения различных диагностических методик, позволяющих предупредить хромосомные отклонения.

Во время беременности мамочка должна вести здоровый образ жизни, постараться минимизировать стрессы, больше отдыхать, отказаться от вредных привычек, регулярно гулять на свежем воздухе, проходить все необходимые медицинские обследования, сдавать назначенные анализы. Это поможет исключить пороки развития у плода и родить здорового ребенка.

Важность предречевого периода

Врачи обязательно обращают внимание на первый крик новорожденного после его появления на свет и на такую особенность, как подвижность лица. Отсутствие мимики может указывать на некоторые психические нарушения

Если возникают такие подозрения, родители должны обязательно получить консультацию психиатра. Специалист поможет откорректировать те или иные отклонения. Не стоит стесняться обращаться к доктору, так как психическое здоровье тесно взаимосвязано с речевым развитием.

Возможно, вам будет интересно: Что ребенок должен уметь в 8 месяцев (девочка)

Взаимосвязь поведения крохи с нарушениями речи

Дети до трех лет развиваются по-разному. Одни в полтора года произносят уже целые предложения, другие же только начинают говорить первые слова. Не все родители спешат обращаться за медицинской помощью при тех или иных отклонениях у своего чада, надеясь, что все нормализуется само собой. Обращаясь за помощью только перед поступлением в школу, мама и папа теряют драгоценное время. Если вы заподозрили какие-либо нарушения у своего чада, не откладывайте визит к логопеду или психиатру. В такой ситуации лучше перестраховаться.

Левши и правши

Левшей и правшей нужно учить разговаривать по-разному. У мальчиков и девочек правшей правое полушарие несет ответственность за образное мышление, а левое за функционирование речевых центров. У детей левшей все наоборот.

Левши начинают позже различать звуки. Иногда они начинают говорить раньше, но произносят непонятные слоги и слова. Они с трудом запоминают грамматические правила, но могут раньше произносить различные словосочетания и сложные предложения.

Благоприятные условия для развития речи

По данным научных исследований, удалось доказать тесную взаимосвязь развития речи у детей с их двигательной активностью. Родители должны играть со своими малышами в подвижные игры, ежедневно гулять на свежем воздухе, использовать пальчиковые и мимические игры. Полезно будет купить крохе развивающие игрушки, например, сортеры, шнуровки, музыкальные платформы, пианино и прочее.

Нельзя упустить время

Любые отклонения в речи у детей можно постараться исправить, главное, не упустить драгоценное время. Специалисты считают, что чем младше ребенок, тем легче исправить отклонения в речи. Конечно, это не касается случаев тяжелых психических отклонений и генетических заболеваний. Современная медицинская практика имеет в своем арсенале самые различные методики, позволяющие провести коррекцию нарушений речи в детском возрасте.

Когда нужно обратиться к специалисту

Логопед — не детский врач. Это функциональный специалист. Логопедические курсы доступны и недороги, а вот практический опыт работы с детьми 4-5 лет и стажировки намного важнее для такого специалиста. Не каждый логопед допущен к работе с массажными инструментами и постановке диагнозов вроде дизартрии.

Лучше искать детского специалиста (естественно, с высшим образованием!) в специализированных учреждениях и обязательно проверять рекомендации и отзывы. При наличии неврологических диагнозов и задержки развития больше подойдет логопед-дефектолог, особенно если ребеночек с самого детства развивается не как все.

Специалист в первую очередь поможет быстро разобраться с типом и причиной нарушения. Хорошо, если логопед объяснит вам в деталях, что именно не так с речевым аппаратом. Тогда вы и сами сумеете правильно строить речевое общение с ребенком, чтобы помогать ему осваивать звукопроизношение в бытовых заботах. Основные задачи логопеда по порядку:

  1. Подробно изучить историю развития маленького пациента.
  2. Выяснить в ходе беседы с родителями и занятия с ребенком, с каким типом речевого нарушения предстоит работать.
  3. Предложить эффективные приемы и средства коррекции речи.
  4. Достичь результата и проконтролировать его поддержание за пределами кабинета.
  5. Дать родителям развернутую консультацию, как поставить букву «Р» в домашних условиях ребенку.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Как научить ребёнка разговаривать в 3 года

При серьёзных патологиях коррекцией речи занимаются узкие специалисты: логопеды, дефектологи. Возможно медикаментозное решение неврологических проблем. Если же ребёнок просто не торопится
разговаривать или живёт в неблагоприятной речевой среде, помочь ему справится с проблемой необходимо
самим родителям.

Основные рекомендации:

  • Развитие понимания речи — малыша просят выполнить просьбу (покажи ушки, дай ручку).
  • Побуждение к высказываниям во время ситуаций, богатых на проявление эмоций — прячут
    игрушку, приговаривая «Где же она? Поищи!» Можно спрятаться самому или поискать ребёнка,
    приговаривая потешки, считалочки. Таким же действием обладает рассматривание фото
    близких людей с комментариями и вопросами.
  • Выполнение артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики — здесь отлично
    подойдёт какой-нибудь игровой сюжет, например, «сказка про Язычка», где приключения
    Язычка сопровождаются артикуляционными позами. Можно вырабатывать выдох при помощи
    мыльных пузырей, вертушек, закатывания бумажного мячика в ворота на столе, сдувания
    снежинок, одуванчика, включения в работу всевозможных дудочек, свистулек.
  • Формирование умения различать и воспроизводить простые ритмы — отбиваем ритм рукой,
    детским молоточком по столу, хлопаньем в ладоши.
  • Развитие сенсорных умений — здесь используются игры с кубиками, пирамидками, элементами
    мозаики и специально для этого приобретёнными геометрическими фигурками на различение
    цвета, размера, формы предметов.
  • Развитие словаря — показывание и называние предметов и явлений окружающего мира,
    проговаривание своих действий и действий ребёнка, вкладыши и лото.
  • Чтение произведений классической детской литературы (А. Барто, К. Чуковского, Е. Благининой,
    В. Берестова, С. Михалкова, С. Маршака), народных сказок, потешек, с рассматриванием и
    комментированием иллюстраций.

Ребёнок 3,5 лет с недоразвитием речи должен находиться в богатой речевой среде, наполненной не
звуками работающего телевизора, а красивыми, правильными и чёткими словами и предложениями
взрослых.

Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные особенности речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Когда малыш начнет говорить

Во сколько дети начинают говорить? Четких границ нет, есть только приблизительные, потому что каждый ребенок индивидуален.

Взрослые не должны в присутствии малыша говорить на повышенных тонах, потому что в таком случае ребенок заговорит не скоро. Так что общайтесь между собой и с ребенком  ласково и нежно.

Большая ошибка мам, приходящих ко мне на консультации, состоит в том, что они даже не дают возможности ребенку заговорить. У них настолько тесный и хороший контакт с ребенком, что стоит малышу повести бровью, как мама уже все поняла и бежит доставать нужную вещь.

Где стимул для развития?

Где трудности, которые ребенок преодолевает и за счет этого стимулирует речевые центры?

Чтобы вам собственноручно не тормозить развитие ребенка, посмотрите  интернет-курс

«Мой любимый малыш: секреты развития и воспитания ребенка до года»

Благодаря этому курсу, вы научитесь:

  • правильно организовывать пространство дома, чтобы ребенок развивался семимильными шагами;
  • выстраивать правильные отношения, при которых ребенок чувствует себя спокойно и безопасно и может развиваться;
  • общаться с ребенком так, чтобы стимулировать его речевые центры головного мозга и не столкнуться с диагнозом «задержка психического развития».

Жмите на эту ссылку, переходите на страницу описания курса и определяйтесь с вариантом участия!

На заметку! Чаще всего «взрыв» речи происходит в районе 1-1,2 лет. Если ребенок молчит, то следующий скачок речевого развития произойдет около 2 лет.

Когда ребенок начинает говорить первые слова, родительскому счастью нет предела. Приготовьтесь к тому, что первое слово не обязательно будет «мама», это может быть и «дай» и «на», но вскоре вы обязательно услышите долгожданное и главное в жизни слово.

Когда ребенок начинает говорить мама и папа

Обычно  слово мама ребенок может лепетать в возрасте 6-ти месяцев. Но это не относится к осознанному обращению. Целенаправленно произносить слово «мама» ребенок начинает в районе  10-12 месяцев.

Начинаем говорить фразами

В 2 года кроха может уже говорить множество слов. Когда идет третий год жизни, он начинает выговаривать сложные предложения. Кроха умеет задавать вопросы, предлагать, отвечать.

С 2,5 лет карапуз соображает, в каких случаях говорятся предлоги «вдоль», «сквозь». Совершенствуются речевые способности на четвертом — пятом годах жизни.

Как развивать речь ребенка в 2 года

Если же ваше родительское сердце обеспокоено, что ребенок в возрасте 2-ух лет совсем мало говорит, помогите ему! Известно, что богатство речи и развитие мелкой моторики рук взаимозависимы. Занимайтесь лепкой вместе, используя пластилин, соленое тесто или специальную безвредную массу – берите при этом ручки малыша в свои и раскатывайте колбаски, сминайте блинчики, рассказывая при этом, что делаете в данный момент.

– Смотри, какой красивый желтый цвет у пластилина! Мы сейчас возьмем с тобой кусочек, разомнем его, покатаем вот так ладошкой и прилепим на белую бумагу. Какое замечательное солнышко мы сделали с тобой! А что еще желтого цвета? Да, цыпленок! Как цыпленок пищит? Пи-пи. Вот и его мы сейчас слепим с тобой!

В такой теплой атмосфере, когда создается телесный контакт между мамой и ребенком, ручки разогреваются, малыш лучше запоминает слова.

Вы можете даже просто крепить к пластилину пуговицы, гречку, рис или бобовые: горох, фасоль.

Существует множество приемов, как развивать мелкую моторику рук. Также никто не отменял знаменитую Сороку-сороку, Ладушки и другие пальчиковые игры, которые придумываются легко.  Читайте с ребенком сказки, стихи, обязательно пойте ему песни, не стесняясь того, что вас на уроках музыки просили помолчать! Пока вы для малыша – весь мир. Вот и станьте королевой!

Говорите с детьми! Вы же общаетесь с подругами, мужем, мамой. Пусть ваше общение с ребенком будет естественным, без сюсюканья и заискивания.

Редкий ребенок в полтора года говорит предложениями, состоящими из 4-х слов, поэтому ждите, когда ваш “помидор” созреет, не забывая за ним ухаживать.

Повод обратиться к врачу

Если ваш малыш упорно молчит, эмоционально скуден, не реагирует даже на резкие звуки, то срочно к врачу. Обычно такое состояние ребенка заставляет тревожиться родителей еще в более раннем возрасте и начинать принимать меры. Но даже если ваше чадо отличается от других, любите его со всей силой материнских чувств, которые исцеляют самые тяжкие детские недуги!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector