Мастер-класс раннее развитие кубики зайцева как мы их делали бумага скотч фанера

Содержание:

Игры для детей 4-6 лет

Все игры для трехлеток годятся и для детей постарше, но добавляются и новые, более сложные. Теперь не забудьте про кубик со знаками препинания. На каждое написанное слово из кубиков ставьте кубик с ударением. Имена и фамилии будем писать с заглавной буквы, для чего на первый кубик поставим ЗБ.

И теперь, после 2-3 недель обучения начнем обводить пальчиком и маркером буквы на заламинированных картах из пособия «Пишу красиво». Итак, поиграв с ребенком в игры для трехлеток, начинаем осваивать новые, повторяя упражнение «Письмо слов по таблице» и «Пение по таблице» на каждом занятии.

Упражнение «Загадки»

Загадайте ребенку загадки. Он отгадывает, а вы пишете ответ кубиками. Например, такая загадка: «Кто над нами вверх ногами?» Если отгадать никак не удается, напишите ответ на бумаге. Но не читайте ему слово: пусть малыш попыхтит и попробует прочитать слово «муха» самостоятельно.

Игра «Братики»

Объясните: «У всех кубиков есть братики: у больших – маленькие, младшие, а у младших – большие, старшие. Видишь, они у нас все растерялись, в одной куче лежат. Давай найдем старших и младших братиков и поставим их вместе». Вы берете первый кубик ( СЮ СЕ СЯ СИ СЬ ), ставите на полку стороной СЯ и просите найти такого же брата, но старшего: СУ СО СА СЭ СЫ С ( несколько раз повторите ).

Вот увидите, ваш малыш найдет его без труда, ставит стороной СА. Получилось СЯ-СА. Прочитываем, радуемся, что братики нашлись, потом ищем еще 5-6 пар. Когда все пары стоят на полке, снова их прочитайте.

Игра «Посмотри и повтори»

Предложите малышу написать из кубиков свое имя ( или любое другое ). Слово пишется кубиками, а затем вы предлагаете малышу отвернуться. В это время переставьте и перекрутите кубики в слове так, чтобы оно стало неузнаваемым. Пусть малыш попробует восстановить написанное им, опираясь на уже известный зрительный образ своего имени, которое вы писали не раз. Затем поиграйте с именами и фамилиями других людей. Больше подходят имена, так как они обычно короче и их проще восстанавливать.

В дальнейшем игру можно проводить с любыми словами. Основное правило – не путать кубики слишком сильно. Вначале достаточно переставить два кубика местами, а на другом занятии добавить еще и переворот кубика, на третьем и последующих – поменять местами все кубики, два перевернуть и еще немного их раздвинуть. Если малыш не справляется и расстраивается по этому поводу, помогите ему.

Игра «Задуманное слово»

Загадочным тоном сообщите малышу, что вы придумали одно интересное словечко, а какое – не скажете. Ребенок должен угадать сам, выкладывая те кубики, которые будут называться. Например, вы задумали слово «стол».Скажите, что первый кубик в этом слове читается как С. Малыш, уже знакомый с поиском кубиков из общей массы, пытается найти кубик, опираясь только на свою память.

Если кубик ни как не находится, называете его полную характеристику: «Это же большой деревянный, СУ СО СА СЭ СЫ С» и показываете 3 секунды соответствующий столбец на таблице. Когда все кубики поставлены, предложите прочитать слово и угадать, что вы же вы задумали. Если ребенок еще не догадался, прочитайте слово вместе с ним.

Игра «Угадай-ка»

Ребенок сидит на стульчике перед вами и столом с кубиками. Рядом с вами на другом столе или табуретке лежат 4-5 разных предметов или игрушек ( мяч, ножницы, книга, кукла, зеркало )

Малыш называет предметы, при этом очень важно договориться о названии слова: не мячик, а мяч, не книжка, а книга

Предложите угадать, какое из этих слов вы сейчас напишете. Выложите слово кубиками на глазах у ребенка. Он прочитывает слово ( не забывайте вести пальцем по кубикам ), потом берет соответствующий предмет и кладет около себя. В конце игры подсчитайте, сколько предметов выиграл малыш. В дальнейшем количество предметов на столе увеличиться до 8-10.

Работа со складовыми картинками

Это написание слов из кубиков по образцу, которым служит складовая картинка. Ребенок смотрит на слова на картинке и пишет такое же из кубиков. Это упражнение очень хорошо развивает зрительное восприятие, а шестилеток готовит к работе по переписыванию заданий.

Таблица — важное дополнение к кубикам Зайцева

Чтобы ускорить обучение, Зайцев советует дополнить набор из кубиков яркими таблицами. На них также изображены не отдельные буквы, а склады. Чередуя занятия с кубиками и таблицами, ребенок будет меньше уставать, а процесс обучения пойдет гораздо легче и, при этом, интенсивнее.

Смастерить плакат несложно. Достаточно просто взять большой лист бумаги и расчертить его на квадраты или прямоугольники. В каждой ячейке следует написать соответствующее сочетание букв. Чтобы малыш свободно дотягивался даже до верхних рядов, стоит презентовать ему длинную указку. Её можно сделать из любых подручных материалов — карандашей, линейки, ручек.

Самодельная таблица и кубики Зайцева отлично дополняют друг друга. Конечно, можно использовать их и по отдельности — например, сначала дать малышу только кубики, или, наоборот, начать заниматься с таблицей. Но наиболее эффективным окажется именно системное обучение.

Зайцев разработал свою методику для малышей от двух до трех лет. Но развитие интеллекта у детей от года происходит настолько стремительно, что приступать к освоению чтения можно намного раньше. Создание комплекта кубиков не займет много времени и обойдется совсем недорого. Зато кроха получит отличный шанс весело и в игровой форме освоить этот сложный и увлекательный процесс — чтение.

Gnomik.ru

Принципы методики Зайцева:

     Если методика Николая Зайцева вам идеально подходит, тогда вам необходимо полностью согласиться с ее основными принципами:
     
     1. Обучение по Зайцеву — это игра. Самое главное условие занятий — это непринужденная и естественная обстановка. Во время занятий по данной методике детки вполне могут сесть на пол, попрыгать, ходить по комнате, даже вести себя шумно, заниматься на спортивных снаряжениях. Такие малыши никогда долгое время не сидят на одном месте (за партой), они очень подвижные и активные. Занятия проходят динамично: малыши очень быстро меняют вид деятельности, на смену изучения таблиц приходят кубики, затем дети рисуют на доске, топают, хлопают в ладоши и т.д. Но одновременно такая игра не служит отдыхом для детей. Согласно мнению Зайцева, в основе каждой развивающей и обучающей игры поиск и выбор. Занимаясь по его пособиям и материалам, дети находятся в состоянии поиска, они учатся читать, разделяя слова на склады, запоминают ударения слов, делают звуковой анализ, пробуют составлять предложения, учатся считать, писать. Все это происходит только в процессе игры;
     
     2. Все обучающие материалы обязательно должны быть компактно расположены или вывешены на стене. В каждом пособии Зайцева имеются плакаты с материалами, которые обязательно развешиваются на стенах в комнате или классе

Важно, что необходимо развешивать сразу все таблицы, которые входят в комплект, а не по очереди;
     
     3. Малыши должны взаимодействовать со всеми инструментами и материалами, по которым будет проводиться обучение. При этом важно, что использовать их необходимо с самого первого занятия;
     
     4. В процессе обучения необходимо обязательно учитывать индивидуальные особенности малышей

Важно использовать стремление детей во всем подражать взрослым. Поэтому взрослые должны принимать самое активное участие в играх вместе с малышами. Учитывайте и интересы детей. Если им хочется петь — пускай поет, но одновременно вместе со взрослыми пускай разбирает и слова песни.

Об авторе

Николай Александрович Зайцев – потомственный русский педагог. Он родился в 1939 году. В 1958 году начал обучение в Ленинградском педагогическом университете имени Герцена. Он работал в интернате для детей с интеллектуальными нарушениями. В 60-е годы отправился в Индонезию в качестве переводчика. Это позволило ему в дальнейшем найти работу преподавателя русского языка для иностранцев. Диплом университета Зайцев не получил, поскольку дипломная работа не прошла по требуемым стандартам.

Именно на должности преподавателя русского языка для иностранцев Зайцев начал разрабатывать свои методики.

Потом он попытался внедрить методики в школьное обучение. Первые результаты оказались неудовлетворительными. Николай Александрович связывал их с неправильной организацией обучения в начальных классах. Он организовал экспериментальные группы в детских садах.

Вскоре Зайцев открыл образовательный центр, где обучали нестандартным технологиям в образовании. Самая известная разработка – кубики, по которым обучают детей чтению.

В настоящий момент методики Зайцева официально признаны эффективными для обучения дошкольников и младших школьников.

В настоящий момент методику Зайцева поддерживают многие дефектологи. В их числе – Л.А. Ясюкова, которая известна по научным работам, посвящённым детям с диагнозом СДВГ. Она имеет хорошие результаты в обучении таких детей.

Верховный суд Российской Федерации вынес решение, по которому методика Зайцева может использоваться различными образовательными организациями.

Методика Зайцева похожа на другую известную методику – Глена Домана. У Домана дети сразу обучаются читать словами. Основа методики Зайцева – слоги. Автор предпочитает называть их складами.

Биография

Николай Александрович Зайцев родился в 1939 г. в с. Холмы (Новгородская  обл.) в семье потомственных учителей. Его детство пришлось на трудные военные годы. После войны семья переехала в Ленинград. Николай был активным ребенком: ходил в секции по плаванию и легкой атлетике, занимался рисованием и резьбой по дереву. В 1956 г. он окончил школу и 2 года работал на заводе шлифовщиком, формовщиком. Занялся борьбой и боксом.

В 1958 г. поступил на филфак в пединститут им. Герцена (русский и английский язык). В годы учебы Зайцев начал заниматься предметами более углубленно из-за непонимания многих вещей. Уже тогда он начал чертить таблицы, строить графики, облегчая себе понимание предметов.

В 1963 г., пятикурсником, Николай проходил практику как переводчик в Индонезии. Там молодой педагог положил начало своей оригинальной образовательной системе. Первый опыт преподавания родного языка по своей методике был удачным.

Диплом он так и не получил, т.к. его дипломная работа не отвечала стандартам. После института Зайцев работал воспитателем детского дома, в детской колонии, интернате для особых детей. Он пробовал свою методику на особых детях. Успех был переменный, но это давало толчок к дальнейшим исследованиям.

Затем Зайцев стал учителем словесности в школе. В этот период он разработал наглядную и без громоздких правил систему преподавания родного языка для средней школы. Результаты тестирования были отрицательным: ученики не чувствовали родного языка, им проще было зазубрить правила, их так учили…

К концу 70-х гг. Зайцев постепенно определил для себя направление экспериментов: обучающие наглядные программы и пособия для малышей от 1,5 лет. Все подавалось в игровой форме.

И тут его ждал успех. Его обучение через кубики легко воспринималось малышами.

Педагогика того времени не терпела никаких отклонений от традиционной, поэтому до перестройки (80-е гг.) все разработки и пособия Зайцева были не востребованы. И только с развалом СССР она стала применяться в детсадах и школах. Хотя Минобразования не признавала ее официально.

В 1989 г. было создано АО «Мазай» (методические альтернативы Зайцева), где новатор стал ведущим специалистом. С этого началось активное распространение методик и пособий Зайцева. Впервые был налажен выпуск кубиков.

С 1991 г. методика была уже адаптирована на детей от 1,5-4 лет.

С 1992 г. автор стал видоизменять методику так, чтобы она стала доступна родителям для применения дома.

В 1993 г. на базе петербургского детсада №74 Зайцеву позволили применить свои методики. С тех пор это его творческая лаборатория. Здесь в 1994 г. он впервые ввел адаптированный для малышей курс анатомии, физиологии и гигиены человека, экологии и за пять лет наблюдений констатировал стабильный положительный результат. Детям была интересна и доступна системная, наглядная информация о человеке, его здоровье, об окружающей среде.

В 1995 г. профессором Рувинским была основана Академия творческой педагогики (АТП).  Она объединила разрозненных педагогов-новаторов, позволила им меняться опытом, обнародовать свои методики, повышать квалификацию. Зайцев стал профессором этой академии.

В 1996 г. АО «Мазай» трансформировалось в ООО «Методики Зайцева», задачи которого остались прежними: разрабатывать, издавать и внедрять пособия и методики автора. Это объединение успешно работает и поныне. Оно выпускает «Кубики Зайцева», «Сточет», «Пишу красиво» и т.п.

Профессор Зайцев живет в Петербурге, читает лекции по всей стране, разрабатывает новые пособия. У него множество учеников-единомышленников. Он по-прежнему ведущий специалист негосударственного учреждения дополнительного образования «Методики Н. Зайцева». Несмотря на популярность, его система так и не признана официально.

Выбор материала

Рисунок 3. Пример развертки кубиков Зайцева.

Если родители решили сделать кубики Зайцева своими руками, нужно правильно выбрать материал. Как уже говорилось выше, можно взять бумагу либо картон, но в данном случае кубики долго не прослужат. Если использовать деревянные заготовки, получатся плотные инструменты для обучения, но в данном случае они не будут стопроцентно напоминать оригинал, так как здесь невозможно использовать особый наполнитель.

Хорошим вариантом, но не самым дешевым, будет использование пластиковых кубиков, которые можно оклеить бумажными квадратами с буквами и слогами.

Если родители все же решили использовать картон, нужно постараться тщательно проработать каждую грань, чтобы кубики не были кривыми. Для большей прочности их нужно постараться заламинировать. Сделать это можно с использованием прозрачной пленки либо широкого скотча

Очень важно применять материал без глянца. В противном случае малышу может быть очень сложно рассмотреть слоги и буквы из-за бликов на поверхности

Кубики, покрытые скотчем либо плотной пленкой, могут прослужить очень долго, так как будут защищены от грязи, пыли и выцветания.

Что входит в набор Зайцева по чтению

Обучающий комплект включает в себя 12 типов кубиков и настенные таблицы со складами. Чтобы читать слоги вне дома, можно дополнительно распечатывать небольшие карточки формата А4.

Основная часть времени по изготовлению комплекта для занятий уйдет на кубики. Помните, что они отличаются по весу, размеру, цвету и наполнителю.

Всего нужно сделать 52 штуки:

  • Большие золотые. Это гласные А-О-У-Ы-Э. Буквы пишутся красным, основа желтая.
  • Маленькие золотые. Это гласные Е-Ё-Ю-Я-И. Склады коричневые, основа желтая.
  • Большие желто-оранжевого цвета (железно-золотые). Склады с двумя буквами: согласные Б, В, М, Г, Д, З, Л, Н, Р + гласные А, О, У, Э, Ы. Например, МА, БА, ВА, ГА, ДА и так далее. Буквы пишите сине-голубым.

    Склады с согласными Б, В, М + гласные изготовьте в двух экземплярах. Дополнительно сделайте кубик для каждой согласной без пары гласной: Б, В, М, Г, З, Л, Н, Р.

  • Маленькие желто-оранжевого цвета (железно-золотые). Это сочетание согласных Б, В, М, Г, Д, З, Н, Р, Л с мягким знаком Ь и гласными Е-Ё-Ю-Я-И. Например, БЬ-БЕ-БЁ-БЮ-БЯ-БИ и так далее. Склады с мягким знаком пишите сине-зеленым цветом, остальные — сине-голубым.
  • Двойные большие железно-золотые. Склады Ж, Ж+Ь, А, О, Ё, Е, И, У. Буквы пишите сине-голубым.
  • Маленький железный (стального оттенка). Это буква Й. Пишите ее синим цветом. Это самый тяжелый куб.
  • Большие деревянно-золотые. По две штуки: П, К+О-А-Э-Ы-У, два экземпляра К, П без гласных. По одной штуке: склады Ф, Т, С, Х + гласные О-А-Э-Ы-У, и по одному экземпляру согласных Ф, Т, С, Х без гласных. Для П, К, Ф, Т, С, Х нужен синий цвет, для других — сине-голубой.
  • Большие двойные деревянно-золотые. Это склады Ш, Ц + Ь, А, О, У, Ё, Е, И. Для сочетания согласного и гласной используйте сине-голубой цвет шрифта, для ШЬ — сине-зеленый. Не забудьте сделать кубики отдельно для Ш и Ц без гласной, цвет синий.
  • Маленькие деревянно-золотые. По два экземпляра складов П, К, Ф, Т + Ь, Я, Ё, Ю, И, Е. По одному С, Х+Ь, Я, Ю, И, Е, Ё. Склады Ь + согласный пишите сине-зеленым шрифтом, остальные — сине-голубым.
  • Двойные маленькие деревянно-золотые. Это согласные Ч, Щ отдельно и в паре с буквами Ь, О, А, Е, Ё, У, И. ЧЬ, ЩЬ пишите сине-зеленым шрифтом, Ч, Щ — синим, остальные — сине-голубым.
  • Большой деревянно-железный. Это склады с Ъ + согласные В, Б, Д, З, С, Т. Цвет шрифта — сине-зеленый.
  • Маленький белый. Пунктуационные знаки: запятая, точка, вопросительный, восклицательный, дефис, ударение.

Описание

Доказано, что малыши дошкольного возраста обладают очень пластичной памятью, схватывают все на лету, способны запомнить огромные потоки информации. Именно эти их особенности активно используются для раннего обучения. И если отдельные методисты, например Доман, предлагали делать упор на запоминание, используя карточки, то другие, в частности Николай Александрович Зайцев, искали свои подходы.

В своей работе он использовал понятие «склад» – это элементарная речевая частица, состоящая из двух звуков (гласного и согласного) либо из пары «согласный + Ъ/Ь». Такие варианты педагог размещал на своих кубиках, которые пользуются огромной популярностью у тех родителей, которые хотят научить ребенка читать с раннего возраста. Кроме того, Зайцев разработал и слоговые таблицы, которые могут использоваться в качестве наглядного пособия.

Основная особенность системы, отличающая ее от других, – использование складов. Большинство людей училось читать в начальной школе по такому алгоритму:

  1. знакомство с буквами и звуками;
  2. составление из них слогов;
  3. сложение целых слов из слогов.

А Зайцев, ориентируясь на то, что в речи ребенка отдельные звуки практически никогда не присутствуют, предложил сразу работать с особой единицей – складом. Он полагал, что разделение слога на звуки носит противоестественный характер и затрудняет процесс обучения. Именно в этом разделении педагог видел ключевую причину сложностей, возникающих у многих детей, которых учат читать. Классическая методика – вредная, по его убеждению, – приводит к сильному психическому и эмоциональному напряжению, что, в свою очередь, может стать причиной более серьезных психических проблем.

Лучший возраст

Использовать методику раннего развития можно начиная с 3,5–4 лет. Главное – чтобы малыш не уставал и проявлял живой интерес к образовательному процессу. Недопустимо проводить уроки в те дни, когда кроха плохо себя чувствует, приболел или просто не хочет заниматься.

Использовать кубики можно и для малышей от года, однако следует понимать, что в столь раннем возрасте они представляют собой скорее игрушку, чем дидактическое пособие. Но свое дело сделают – ребенок в дальнейшем освоит чтение гораздо быстрее и продуктивнее.

Кубики

Наиболее известным результатом трудов Зайцева считаются кубики. На их гранях написаны различные склады, в том числе состоящие из одной гласной буквы. Составляя их вместе, кроха может составлять слова, а затем и предложения. Интересно, что сами кубики отличаются друг от друга цветом, размером, даже звуком, вот почему ребенок очень просто узнает, чем глухой отличается от звонкого.

Состав набора весьма интересен. Кубиков всего 52, на их гранях написаны повторяющиеся склады, используемые маленькими детьми (например, МА и МА, ПА и ПА). Различаются они по нескольким признакам:

  1. По размеру. На малых написаны мягкие склады (вроде МЯ), на крупных – твердые (МА).
  2. По цвету и материалу (железные содержат звонкие варианты, деревянные – глухие. На золотых гранях нанесены гласные. Железно-золотые содержат Ь, железно-деревянные – Ъ).

В чем же особенность этого пособия?

  1. Сам создатель исходил из того, что ведущим видом деятельности для малышей является игра. Поэтому обучение чтению лучше проводить именно в такой легкой и доступной форме.
  2. Ребенок будет постигать важнейшие знания, получая от этого удовольствие.
  3. Подача материала в необычной форме не утомит кроху, а вызовет у него неподдельный интерес и желание учиться дальше.
  4. Заниматься можно как дома, так и в детском саду, как с одним ребенком, так и с несколькими.

Плюсы и минусы

Методика Зайцева применяется в системе дошкольного образования с 1989 года. Авторская программа подвергалась отрицательной критике, получала положительную оценку, досконально изучалась в теории и на практике педагогами, психологами, родителями. Все это позволило выявить слабые и сильные стороны уникального метода.

Достоинства

Нет возрастных ограничений для начала занятий. Обучайте малышей складам с любого возраста от полугода до 1–2-го класса школы.
Обучение чтению проходит быстро. Дети старшего дошкольного возраста начинают читать через 1–2 недели после знакомства со складами, малыши средней и младшей группы (3–5 лет) через 3–6 месяцев.
Дети не устают учиться. Занятия проводятся только в форме ненавязчивой игры, длятся от 5 до 15 минут. Если выстроить процесс обучения правильно, малыш незаметно для себя освоит новый материал.
Дети учатся читать бегло. В системе Зайцева отсутствует этап слияния слогов, малыши воспринимают склады целиком, не разделяя их на отдельные звуки. Это максимально повышает скорость чтения.

Программа легкая, простая для восприятия детьми и родителями. Заниматься можно без профессиональной подготовки, в домашних условиях. В комплект входит методичка для родителей, педагогов, сборник интересных игр.
Развиваются органы чувств

Занятия с кубиками построены на принципах: услышь, запомни, почувствуй тактильно.
Совершенствуется память, внимание, слух и мелкая моторика. Это оказывает положительное влияние на развитие речи.
Не портится зрение

Крупный шрифт и яркий цвет на кубиках, таблицах не раздражают глаза. Дети не напрягают зрение, чтобы увидеть надписи, они прекрасно читаются издалека.
Сохраняется детское здоровье. Сидеть за столом не нужно. Ребенок может бегать, стоять, присесть на пол к любимым игрушкам. О сколиозе, гиподинамии, перегруженности забудьте.
Развиваются творческие способности. Попевки формируют чувство ритма, придумывание игр развивает фантазию, стратегическое мышление.

Недостатки

  1. Дети заучивают склады, поэтому вычленить слоги при разборе слова им в школе гораздо сложнее. Придется переучиваться.
  2. Школьники читают бегло, но глотают окончания, неверно произносят слова. Это связано с отсутствием буквенного анализа слов в системе Зайцева.
  3. Первоклассникам трудно осваивать азы фонетики в школе. Виновниками трудностей опять становятся склады. Дети не понимают, почему сочетание МЫ твердое, а МИ — мягкое, что влияет на звуковые характеристики.
  4. Ребенок испытывает сложности при морфемном разборе слова. Проблематично увидеть приставки, корни.

    Ребенок привык читать: С-ПИТ, поэтому ошибочно выделяет приставку С-, корень ПИТ-.

  5. Высокая стоимость учебного комплекта. Потратить 5 тысяч на картонные кубики, которые еще и склеить нужно самостоятельно, позволит себе не каждая семья.

Достоинства метода Зайцева оспаривать сложно. Авторская система действительно развивает самостоятельную, интеллектуальную личность. А недостатки становятся заметны родителям, педагогам после поступления ребенка в школу. Это связано с несоответствием курса Зайцева программе начальных классов.

Ламинация- способ увеличить долговечность кубиков

В принципе, на этом можно считать процесс создания кубиков завершенным. Однако, как показывает опыт, бумага довольно быстро утратит привлекательный внешний облик — краска сотрется и поблекнет. И тогдапридется начинать клеить следующий набор. А это занятие достаточно кропотливое и небыстрое.

Поэтому становится актуальным вопрос о том, как сделать кубики Зайцева более долговечными. Для этих целей рекомендуется ламинировать изделия специальной клейкой пленкой. Впрочем, подойдет и обычный широкий скотч. От глянцевых материалов следует отказаться — на кубиках могут появиться блики, которые будут мешать ребенку заниматься. Отдайте предпочтение пленке или скотчу с матовой поверхностью.

Такое покрытие надежно защитит ваши кубики от пыли и грязи, обеспечит сохранность контуров изображенных слогов и увеличить стойкость к любым механическим воздействиям.

Гномик.ру рекомендует Rmh24.ruПредлагаем ремонт холодильников с выездом

Ремонтируем холодильники всех марок. Бесплатный выезд мастера и диагностика! Используйте промокод: Гномик.ру и получите гарантированную скидку 10%

Работаем по Москве и области.

Звоните: +7 (495) 222-13-94

Преимущества

Как и любая другая педагогическая находка, метод Зайцева имеет как плюсы, так и минусы. К числу его несомненных достоинств относится следующее:

  • Обучение в процессе игры приносит истинное удовольствие крохе. Ему интересно, уроки не вызывают скуки.
  • Занятия с кубиками помогают развивать мелкую моторику ребенка, что полезно уже само по себе.
  • Развитие памяти – как зрительной, так и слуховой.
  • Малыш имеет реальные шансы научиться читать гораздо раньше сверстников без нудной зубрежки и слез, с удовольствием.
  • Обучение грамотности. Склады составлены таким образом, что соответствуют правилам родного языка, поэтому с ранних лет кроха запомнит, что ШИ и ЖИ следует писать без буквы Ы.
  • Нет возрастных ограничений, заниматься чтением можно с любого возраста, главное, чтобы ребенку было интересно.

Как видим, плюсов достаточно много, и они весомые.

Учим математику по Зайцеву…:

     Николай Зайцев — автор уникального системного подхода к изучению малышами математики. Его пособия, в которых представлены разработки:
     
     — «Тысяча +»;
     — «Миллион +»;
     — «Орнамент».
     
     Система таблиц, погружающая детей в мир цифр позволяет детям очень легко освоить счет и математические действия, изучить состав и свойства чисел. Зайцев в очень легкой и непринужденной форме объясняет, как появляется дробь и степень числа. Методика предусматривает занятия с малышами 3-4 лет, а также учащимися начальных классов.
     Зайцев разработал специальную временную ленту. Она состоит из 24 отрезков. Малыши очень быстро учатся по ней определять время, ориентироваться в понятиях часов и минут.
     Сначала небольшие отрезки-минуты наклеивают на изготовленную или приобретенную ленту, складывая их в часы.
     Зайцев представляет вниманию взрослых и детей также и числовую ленту. На ней числа помещены в окошки. Оно обозначается как цифрой, так и соответствующим количеством кругов и квадратов. Один вариант ленты отображает десятки и выглядит как пирамида из 10 кружочков. Другой вариант — это полочка из 10 квадратиков, расположенных в два этажа.
     С помощью числовых лент малыши 3-4-х лет после трех занятий уже умеют считать до 100 и обратно, а также находить на них любое число.
     Главная прелесть методики в том, что ребенок не только видит само число, но и сохраняет в памяти количество обозначенных около него предметов (квадратиков и кружочков), учит состав числа (единицы и десятки) и различает четные (черные) цифры и нечетные (оранжевые).
     Визуально малыши учатся определять, какое число является большим, а какое меньшим и на сколько. Кроме этого, дети начинают осваивать простые математические действия с помощью добавления по одному в пределах 100.
     В дальнейшем малыши уже учатся складывать и вычитать в уме, выходят за пределы 100 и учат таблицу умножения, для чего используют карточки, математические кубики

Чем наполнить

Самодельные кубики наполняйте ненужными в доме материалами. Поищите что-нибудь из перечисленного в чулане или купите в хозяйственном магазине самые недорогие варианты. Наполнители подбирайте так:

Железные — звонкие

Кладите внутрь гайки, наперстки, монетки, металлические пробки, бубенчики. В маленькие железные кубы кладите 4 монеты (гайки, пробки), в большие — 8 штук.

Деревянные звучат глухо, шумно

Подойдут остатки картона, деревяшки, пластиковые пуговицы и бусины, крупы, спички, элементы мелкого конструктора, мелкая галька, разбитые ракушки.

Белый — молчаливый

Заполните его кусками ткани плотно, чтобы ребенок ощущал вес.

Очень важно не использовать для кубов разного типа один наполнитель. Метод Зайцева основан на тактильных ощущениях, слуховой ассоциации

Если склады будут звучать одинаково, то обучение пойдет неправильно. В двойной и большой компонент самодельного набора кладите много наполнителя, в маленькие — в два раза меньше.

Применение методики в действии

Понять суть метода Зайцева и технику обучения чтению проще всего на практике. Пошагово выстраивайте систему занятий с ребенком, воспользуйтесь инструкцией и руководством к программе.

1. Приготовьте наглядный материал

На склеивание кубиков из картона и наполнение уйдет пара часов. Необходимый материал входит в комплект. Заранее подумайте, какое количество кубиков потребуется для сложения длинных слов.

Советуем сделать ксерокопии заготовок со складами, чтобы добавить элементы в набор. Эта рекомендация касается всех гласных и складов с согласными С, П, М.

3. Склейте и укрепите кубики

Картонные кубики из заготовок скрепляйте клеем «Момент» или ПВА. Можно поместить внутрь еще один каркас из плотной бумаги или пластиковый куб, чтобы игрушка была крепче. Сушите не меньше 2—4 часов, стяните их банковской резинкой, так игрушка не разъедется. Потом обклейте сверху скотчем или заранее ламинируйте заготовки из картона.

4. Подготовьте таблицы

Обрежьте по линиям, совместите края и склейте скотчем. Если части плаката не скрепить, они будут разъезжаться. Повесьте их на стену так, чтобы двухлетний ребенок мог дотянуться до самого верхнего склада пальчиком. Когда рост дошкольника позволит, поднимите плакаты выше. Если есть возможность, поместите большую таблицу в углу, чтобы ее края расходились по двум стенам. Так ребенок легко достанет до любого элемента вытянутой рукой.

5. Покажите малышу кубики

Отдайте весь набор сразу. Пусть берет и играет теми, которые приглянутся в первую очередь. На изучение игрушек потратьте 2–4 дня. Играйте.

6. Учите попевки

Включайте диск из комплекта, пойте склады. Привязывайте пение к разглядыванию кубиков. Читать буквы и заучивать склады нельзя, нужно просто петь.

7. Дайте кубикам имена

Ориентируйтесь на наполнители внутри пластмассовой или картонной игрушки, размер кубика. Говорите так, дай мне большой кубик — это будет папа, деревянный, золотой, железный, маленький.

Двойные кубики можно назвать бабушкой и дедушкой.

8. Пропевайте склады одновременно с приседанием, подъемом на цыпочки

Это нужно для ориентации в размерах куба. Когда поете склады больших игрушек, поднимайтесь на цыпочки, маленьких — приседайте.

10. Учите писать

Именно писать указкой или пальчиком в таблице складов, а не читать. Упражнение можно пробовать выполнить, когда ребенок узнает склады для своего имени. Просите его показать их поочередно на плакате. НАС-ТЯ, АН-ТОН. Потом пишите знакомые слова и имена родственников.

11. Расширяйте словарный запас, навык чтения через игру

Это сделать очень легко с помощью кубиков. Придумайте любую историю о путешествии малыша, например на каникулах.

Соберите слова: БАБУШКА, ДЕДУШКА, ДЯДЯ КОЛЯ, МАМА, ПАПА на кубиках. Разложите их в разных концах комнаты. Проговаривайте историю, а ребенок будет бежать к тому родственнику, которого вы назвали. Подвижная игровая форма обучения очень нравится малышам. Так можно обыгрывать любой сюжет.

12. Играйте каждый день

Неважно, сколько времени успеете уделить кубикам, таблицам, 5–10 или 40 минут. Главное — играть каждый день, постоянно заинтересовывать ребенка, придумывать новые виды развлечений

Посмотрите это видео, в котором подробно рассказывается, как правильно обучать детей чтению с помощью кубиков Зайцева.

Плюсы и минусы подхода

Среди достоинств назовём следующие:

С помощью методики Зайцева вы можете научить ребёнка читать в домашних условиях – материалы доступны в каждом магазине;
Возможность начать обучение с того возраста, в котором кажется это правильным и необходимым: даже если ребёнок пошёл в 1 класс, но программа даётся с трудом, кубики помогут быстро ликвидировать пробелы;
Быстро осваивается беглое чтение за счёт того, что нет необходимости в прочтении каждой буквы, важно прочесть сразу ряд букв (склад);
Несмотря на то, что методика направлена на обучение чтению, процесс протекает гармонично и развивает ребенка всесторонне, задействуя различные способы восприятия — развиваются моторика, внимательность, зрение;
Читая, ребёнок дополнительно осваивает и грамотное письмо, легко запоминая сочетания букв, которые используются в русском языке;
Обучение протекает играючи, малыш заинтересован и доволен.

Но даже такая методика не лишена недостатков, среди которых назовём:

  • Различия со школьной программой: могут возникнуть трудности в понимании того, как буквы превращаются в слова, при разборе слов (орфографическом, морфемном и тд.);
  • За время игры с кубиками происходит привыкание к такому обозначению и сочетанию букв, и, как следствие — становится сложно перестроиться в дальнейшем;
  • Наборы для методики недешевы и сложны для освоения родителями;
  • Картон – непрочный и недолговечный материал, при активном использовании кубики могут изрядно потрепаться и прийти в негодность.

Пошаговая инструкция по изготовлению своими руками

Для изготовления пособия следует:

  1. Изготовить основу для кубиков всех размеров.
  2. Основу оклеить бумагой соответствующего цвета, лучше самоклеющейся.
  3. Распечатать и приклеить буквы и символы на грани. Надо быть внимательными на этом этапе: склады наклеены в строгой последовательности. Буквы можно не наклеивать, а написать с помощью трафарета.
  4. Готовое изделие оклеить скотчем для защиты от повреждений.

Из картона

Для изготовления следует брать самый плотный картон или укреплять стенки изнутри еще одним слоем. Этапы работы:

  1. Сделать выкройки большого, маленького, двойного кубиков и вырезать необходимое количество заготовок.
  2. Линии следует продавить твердым тонким предметом прежде, чем сгибать, чтобы сгибы был ровными.
  3. Склеить все грани, кроме одной.
  4. Заложить наполнение.
  5. Заклеить последнюю грань.
  6. Приступить к оклейке.

Из картонных коробок

Использование в качестве основы пособия готовых картонных коробок позволит сэкономить время и силы на изготовление. Если не найдется подходящей заготовки для двойного кубика, следует склеить вместе 2 шт. Этапы работы:

Изготовление кубиков Зайцева из картона.

  1. Купить или подобрать необходимое количество картонных заготовок небольшого размера.
  2. Заложить наполнитель.
  3. Приклеить крышки.
  4. Оклеить цветной бумагой и символами.

В качестве коробок можно использовать картонные пакеты из-под молока, кефира, сока с квадратным основанием. Это самый экономный вариант, но придется потратить время, чтобы накопить необходимое количество. Пакет следует обрезать так, чтобы хватило на верхнюю грань и получился куб, заполнить и склеить. Затем оклеить и нанести буквы. Такой вариант пособия будет отличаться повышенной прочностью.

Из фанеры

Для фанерных изделий необходимо выпилить все грани отдельно. Затем приступить к скреплению. Грани можно скрепить при помощи небольших шурупов или склеить супер-клеем. На фанеру ровно и крепко приклеится цветная бумага, кубики будут прочными.

Недостатки этого варианта:

  • он самый трудоемкий;
  • изделия получатся тяжелыми, маленький ребенок может удариться во время игры.

Из пластиковых кубиков

Пластиковые основы отличаются прочностью и легкостью. Лучшим вариантом будет открывающаяся пластиковая заготовка. Пластмассовые кубики могут открываться двумя способами:

  • напополам по диагонали;
  • одна грань снимается как крышка у коробки.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector