Кризис 3 лет у ребенка

Содержание:

Психологическая картина кризиса трёх лет

Кризис трёх лет не имеет чётких границ начала и окончания. Примерные временные рамки появления симптомов — это 2-3,5 года. О приближение кризиса может рассказать острая заинтересованность ребёнка самим собой. Он рассматривает себя в зеркале, наблюдает за своей тенью, озадачиваться внешним видом и тем, как выглядит в глазах других людей. В этот период многие дети начинают остро реагировать на неудачу: швыряют игрушки и предметы, бьют себя и близких взрослых.

Кризис трёх лет часто проявляется в демонстративном поведении ребенка. Недовольство он выражает истериками и капризами. Такая реакция может быть на любое ранее привычное действие родителей. На все вопросы и предложения взрослого у малыша один ответ – «нет!». Однако такое поведение ребёнка считается нормой для данного возраста. И это необходимо понять и принять.

Для кризиса трёх лет характерна чёткая специфическая симптоматика, которая называется «семизвездием кризиса трёх лет», поскольку эти симптомы проявляются ярко и в совокупности.

Негативизм

Негативизим – наиболее очевидный симптом данного кризиса. Это реакция не на содержание предложения, а на то, что оно идёт от взрослого. Особенно если это предложение сделано в авторитарном тоне. Ребёнок специально не выполняет просьбы родителей. Он стремиться сделать всё наоборот, наперекор взрослому, даже вопреки своим желаниям.

Упрямство

Упрямство проявляется в настаивании ребёнка на своём. Переубедить его невозможно. Он так решил и других вариантов он не приемлет.

Строптивость

Выражается в недовольстве всем, что предлагают ему взрослые, с чем ребёнок имел дело раньше. Это реакция не на конкретного человека, а в целом непринятие сложившихся правил поведения в семье, режима дня и прочих условий.

Своеволие

Заключается в стремлении к самостоятельности. Психологи часто называют этот этап в развитии кризисом «Я сам!». Ребёнок хочет сам решать, куда ему идти, что есть на обед, когда укладываться спать, в какую игру поиграть. Это стремление он подкрепляет словесно. Самая популярная фраза этого возраста: «Я сам!». Сама по себе тенденция к самостоятельности – признак адекватного возрасту развития. Таким образом ребёнок проверяет свои возможности, удовлетворяет потребность в познании.

Протест-бунт

Проявляется в виде частых ссор с родителями. Ребёнок возражает против всего, что ему говорят взрослые. Малыш хочет, чтобы его желания и мнение воспринимали всерьёз. Если этого нет, начинается конфликт, который может быть спровоцирован абсолютно любой ситуацией.

Обесценивание

Обесценивание, как симптом кризиса, выражается в речи ребёнка и его действиях по отношению к значимым взрослым и любимым вещам. Все, что было интересно и дорого ребёнку раньше, в этот период жизни теряет свою значимость и ценность. В лексиконе малыша могут появиться ругательные слова, которыми он начинает обзывать родителей. Некоторые малыши проявляют физическую агрессию к маме или папе, отказываются от любимых игрушек или ломают их.

Деспотизм

Малыш считает себя в семье самым главным и стремится полностью управлять родителями. Он добивается выполнения своих требований любыми способами. Если мама занята домашними делами, она должна всё бросить и просто сидеть рядом

Если она не выполняет требований малыша, он пускает в ход весь свой арсенал: начинает хныкать, вредничать, разбрасывать вещи по дому, то есть делать всё, чтобы привлечь внимание матери. В семьях, где несколько детей, этот симптом называется симптомом ревности, который проявляется капризами, агрессией, направленной на брата (сестру) и родителей. Но иногда этот критический период может проходить практически незаметно для родителей

Существует мнение психологов, что это может не лучшим образом отразиться на становлении личности ребёнка и даже может привести к задержке в развитии волевой сферы. Однако в кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит. Проявление самостоятельности, воли, интерес к познанию окружающего – признаки того, что развитие соответствует возрастным нормам

Но иногда этот критический период может проходить практически незаметно для родителей. Существует мнение психологов, что это может не лучшим образом отразиться на становлении личности ребёнка и даже может привести к задержке в развитии волевой сферы. Однако в кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит. Проявление самостоятельности, воли, интерес к познанию окружающего – признаки того, что развитие соответствует возрастным нормам.

Упрямство

«А я хочу так!» или «Не знаю как, но не так!». Упрямство – это когда ребенок действует только по своему желанию и не слышит ваших увещеваний. К упрямству очень близка строптивость – это когда чадушко не хочет подчиняться никаким требованиям взрослых. Одним словом, любимый малыш превращается в армию Сопротивления, сконцентрированную в единственном лице.

Цель такого поведения – показать себе и миру, что ты уже не беспомощный младенец, а взрослый и независимый человек. Приступы упрямства начинаются уже с полутора лет и продолжаются в среднем лет до четырех. В период острого кризиса их может быть от пяти до двадцати в день, и мальчики обычно бывают упрямее девочек. Так что готовимся!

Тактика борьбы

В тех случаях, когда ребенок упрямо настаивает на своем, хотя вы прекрасно знаете, что это закончится для него не самым лучшим образом, неплохо работает метод естественных последствий. Ведь это только ваш опыт и ваше знание – что время не бесконечно, что иголка острая, а чайник горячий.

Разумеется, мы не призываем вас разрешать ребенку на собственном опыте познавать опасности уличного движения или засовывать в целях эксперимента ножницы в розетку. Но зачастую мы слишком сильно оберегаем наших детей от бытовых проблем. Например, ничего страшного нет в проверке на практике, что если слишком долго убирать игрушки, то не останется времени почитать любимую книжку. А если коснуться пальцем горячей кастрюли, ощущения будут не самыми приятными.

Кстати, когда ребенок убедится в вашей правоте в мелочах, ему, возможно, не захочется проверять ее в ситуациях, которые связаны с риском для жизни и здоровья.

Какой возрастной период?

Во время становления личности ребенка существуют определенные возрастные рамки.

Первые проявления кризиса могут появиться в 18-20 месяцев. Это ранний возраст. Кризис 3 лет может обычно наступает с 2,5 до 3,5 лет.

Продолжительность этого сложного явления достаточно условна. В отдельных случаях кризис может длиться несколько лет.

Ярко выраженные психоэмоциональные реакции зависят от нескольких характеристик, а именно:

  1. Детский темперамент. У ребенка холерика/сангвиника признаки проявляются более ярко, чем у малыша флегматика или меланхолика.
  2. Манера родительского воспитания. Если у родителей авторитарный стиль воспитания, то проявление детского негативизма обостряется в разы.
  3. Особенность взаимоотношения матери и ребенка. Чем психологически мать ближе к своему ребенку, тем будет проще отрицательные моменты преодолеть.

На яркость проявления эмоциональных реакций влияют и внешние условия. К примеру, если пик этого периода припадет на начало адаптации ребенка в детском саду. Часто бывает так, что в семье на свет появляется и младший брат или сестра. Такие косвенные внешние условия усугубляют психоэмоциональные реакции ребенка.

Рекомендации родителям по преодолению детского кризиса

В кризисный период у взрослых появляются трудности общения с ребенком, потому что маленькая личность нуждается в новых отношениях с самыми близкими людьми. Зачастую родители и воспитатели сами испытывают растерянность, что предпринять для успокоения ребенка, и как перестроить отношения.

Подливают масла в огонь и посторонние люди, отпуская замечания родителям, какой избалованный или капризный у них ребенок.

В связи с этим  взрослых волнуют два вопроса:

  1. Как себя вести, чтобы кризисный период прошел быстрее и как можно незаметнее.
  2. Что делать, если симптомы кризиса обрели устойчивую форму и проявляются бурно и часто.

Чаще воюют со своими детьми те родители, которые требуют от ребенка беспрекословного подчинения. Родители, опутывающие свое чадо сетью чрезмерной опеки или планирующие каждый его шаг, обречены на то, чтобы детский кризис разразился с максимальным проявлением строптивости и упрямства. Поэтому рекомендации «быть построже», или «проще самому все сделать, а ребенок покричит и успокоится», ни в коем случае не упростят ситуацию, а только спровоцируют затянувшийся кризис.

Некоторые рекомендации родителям для благополучного преодоления кризиса 3-х лет:

Помнить, что малыш упрямится или капризничает не назло взрослому, а потому что реализует потребность проявить свое Я.
Уступки и запреты, исходящие от родителей, должны быть аргументированы подлинной, но не чрезмерной заботой. Например, играть на дороге нельзя, и это не может быть разрешено, несмотря на самые бурные капризы дошкольника.
Идти навстречу ребенку там, где его желание или самостоятельные действия не несут никакого вреда. «Хочешь кушать за большим столом? Давай переставим твою тарелку, и занимай место, которое тебе нравится»

«Хочешь нести сумку? Пожалуйста, пробуй».
Избавиться от ожиданий, что ребенок будет поступать рационально: заинтересуется кубиками, потому что строить конструкции полезно, и пройдет мимо экрана с мультиком
В дошкольном возрасте внимание и восприятие непроизвольны, и направлены туда, где увлекательнее.
Если произошел конфликт (ребенок бесконечно упрямился, мама злилась), важно, чтобы взрослые первые шли на контакт и восстанавливали отношения. Нельзя передавать ответственность малышу, вынося вердикт в стиле «пока не извинишься, не подходи» и т.п.

Чтобы родителям легче было принимать все сложности, связанные с кризисом в развитии их 3-летнего крохи, стоит напоминать себе, что благодаря кризисной перестройке в трехлетнем возрасте формируются значительные достижения. Воля, самостоятельность, гордость за свои достижения – эти важнейшие личностные новообразования закладываются именно в этот период.

Что делать родителям ⠀

Плохое поведение – сигнал для родителей, что пора кардинально менять формат взаимодействия. Ребенок неосознанно провоцирует конфликты, чтобы научиться их преодолевать и выработать новые модели поведения. Задача взрослого – направить ребенка и организовывать пространство для самостоятельной деятельности.

Признать право на самостоятельность

Главное, что нужно знать родителям, – ребенку важно пробовать делать что-то самому, получить опыт решения простейших жизненных задач. Не ограничивайте его, если занятие не несет угрозы для жизни и здоровья

Не стоит проявлять гиперопеку – запреты в самостоятельном получении опыта будут способствовать формированию тревожного отношения к окружающему миру и зависимости от родителей.

Установить правила, которые нельзя нарушать

Давая свободу действий, не стоит забывать о безопасности. Необходимо сформулировать несколько четких правил, обязательных для всех членов семьи. Объясните последствия, которые могут наступить, если нарушить запреты.

Придерживаться единой тактики

Если за один и тот же поступок мама ругает, а папа начинает хвалить, у ребенка нарушается внутренняя система координат. Он не может понять, почему родители ведут себя по-разному, теряет чувство стабильности и безопасности. В результате взрослые теряют авторитет, а ребенок начинает ими манипулировать.

Сохранять спокойствие

Большинство конфликтов можно перевести в шутку или переключить внимание ребенка на что-то интересное. Если истерику не удается остановить, подождите, дайте возможность пережить горе и самостоятельно успокоиться

Если сдержать эмоции не удалось, и вы накричали на ребенка, попросите прощения. 

Относиться с уважением

Не обесценивайте желания и интересы ребенка – это приведет к формированию низкой самооценки. Следите за его увлечениями, интересуйтесь желаниями, поддерживайте во всех начинаниях. Просите совета или помощи – принимая участие в делах родителей, он сможет почувствовать себя взрослым.

Какие признаки определяют наступивший кризис

В трёхлетнем возрасте ребёнок начинает вести себя довольно странно, на взгляд родителей.

Л. С. Выготский выделил семь главных признаков, которые определяют наступивший кризис трёх лет, — так называемое «семизвездие симптомов»:

  • Негативизм – это отрицательная реакция, при которой ребёнок не делает того, что ему велел взрослый, или делает наоборот. В трёхлетнем возрасте негативизм обычно избирательный – ребёнок не слушается только одного родителя или воспитательницу, а к остальным относится нормально. Сделать наоборот – это главная цель действия. Малыш отказывается делать даже то, что ему нравится, — просто потому, что в данный момент это ему приказывает сделать кто-то другой.
  • Упрямство – при этом ребёнок настаивает на чём-то не потому, что ему этого сильно хочется, а только из-за того, что он это потребовал у взрослого. Ребёнок будет стоять на своём, даже если обстоятельства изменились.
  • Строптивость – негативная реакция, направленная против всего заведённого в семье (в садике, другом коллективе) порядка, а не против кого-то конкретного.
  • Своеволие – пожалуй, наиболее характерный и главный признак кризисного состояния. Ребёнок желает всё делать самостоятельно, он постоянно кричит: «Я сам!». Инициатива ребёнка, однако, ещё не соответствует его возможностям, и на этой почве у него происходят конфликты со взрослыми. При этом родители должны понимать, что стремление ребёнка к самостоятельности – абсолютно естественный и правильный процесс, и следует не препятствовать ему, а создавать условия, при которых он мог бы полноценно развиваться и удовлетворять познавательную потребность.
  • Протест-бунт – проявляется тогда, когда ребёнок чувствует, что его мнение не уважается взрослыми. Свой активный протест он выражает против прежних рамок и отношений, поскольку теперь он окончательно «вылупился из скорлупы» и жаждет самоутверждения.
  • Обесценивание – ребёнку становится неинтересно всё, что он раньше любил. Он начинает ломать свои игрушки, ругаться, обзывать родителей. Это тоже сигнализирует о том, что ценности ребёнка резко меняются, теперь он увлечён другими вещами, а старые ему только мешают.
  • Деспотизм – такое поведение он проявляет по отношению к близким людям, в том числе к родителям; он требует, чтобы они исполняли все его прихоти.

Один из положительных признаков взросления ребёнка в этот момент – это разговор о себе в первом лице. Данный фактор очень важен, поскольку свидетельствует о том, что у малыша появляется осознание собственного «я». Также он довольно часто начинает говорить «я сам» — значит, он осознаёт свои желания и намерения и хочет активно действовать.

Чего родителям делать нельзя

  • Постоянно ругать ребенка. Делать это в кризисе легко, но хвалить его за успехи и хорошее поведение необходимо;
  • Хотеть невозможного. Неразумно всерьез требовать, чтобы трехлетка радостно бежал в детский сад или спокойно сидел в самолете на протяжении нескольких часов;
  • Ограничивать самостоятельность. Даже если ребенок сделает то, что хочет, медленно и плохо, это станет для него отличным уроком;
  • Постоянно критиковать за неудачи, особенно в том, чего малыш пытается добиться сам;
  • Всегда настаивать на своем — это только тренирует упрямство ребенка;
  • Проявлять насилие. Любого ребенка можно «сломать» и добиться от него полного послушания, но это губительно скажется на его развитии;
  • Постоянно менять правила и требования, противоречить друг другу в вопросах воспитания;
  • Использовать сложные термины и категории — например, взывать к совести или чести трехлетки;
  • Задабривать и подкупать ребенка, чтобы отвлечь его от истерики.

Кризис 3 лет может стать настоящим испытанием для ребенка и родителей, но он обязательно закончится. И неожиданно для самих себя вы обнаружите, что маленький бунтарь стал спокойным и рассудительным, знает правила дорожного движения и умеет считать до ста. Наступает прекрасный период, когда общаться с подросшим малышом становится легко и очень интересно.

Нормальны ли откаты назад в развитии ребенка во время кризиса 3 лет?

В этот период часто бывает, что ребенок начинает отказываться делать то, что он умеет. Просит покормить его, хотя давно умеет есть самостоятельно, не хочет одеваться – раздеваться и т. д.

Это может быть связано с каким-то кризисом в жизни ребенка, например, с рождением еще одного ребенка в семье, переездом, сменой воспитателей в детском саду и т. д. Также это может быть связано с какими-то физиологическими моментами (например, после болезни, в период авитаминоза и др.).

В такие моменты важно, чтобы родители не пугались, и эту регрессию когда-то даже поддерживали. Ничего страшного, что ребенок просит помощи, хотя умеет это делать сам

Мы тоже много чего умеем, но нам очень нравится, когда кто-то о нас заботится. Потому что это про чувство безопасности, про утешение, про заботу.

Не надо бояться регрессии. Иногда можно самим одеть ребенка, покормить с ложки, подержать на руках как маленького.

Никакой ребенок не будет продолжать вести себя как маленький больше, чем ему это необходимо. Как только он насытится, наполнится, как только какая-то тревога пройдет, он скажет: «Я сам».

Важно сохранять спокойствие. «Хочешь быть маленьким? Как здорово, ты мой маленький»

Нужно подыграть ребенку.

Дети быстро насыщаются, зато потом становятся еще более самостоятельными и активными.

Признаки кризиса

Проявления кризиса трех лет могут быть пассивными, связанными с отказом выполнять просьбы и распоряжения взрослых, и активными, когда ребенок совершает действия прямо противоположные тем, которые требуют родители. Психологи выделяют семь основных симптомов, которые проявляются в этот период:

Негативизм. Ребенок сопротивляется любой помощи и запретам, противоречит взрослым и делает все наоборот. Отрицание ради отрицания – это первая попытка почувствовать собственную свободу и распорядиться ею.
Упрямство

Ребенку важно не достичь какую-то определенную цель, а настоять на выполнении своего требования. Он не может отступить от своего первоначального решения, даже если изменятся обстоятельства.
Строптивость

Это проявление кризиса – протест против норм воспитания, привычного образа жизни и сложившихся семейных устоев. Ребенок пытается показать, что он вырос, и родителям пора многое менять в общении с ним.
Своеволие. «Я сам!» – девиз, под которым проходит кризис трех лет. У детей появляются познавательные потребности – они хотят взаимодействовать с окружающим миром без помощи родителей так, как считают правильным.
Протест. Ребенок проявляет агрессию, ищет любые поводы для ссоры и выводит родителей на конфликт. Это один из способов заставить взрослых считаться с его мнением и желаниями.
Обесценивание. В процессе переоценки ценностей все, что раньше было дорогим для ребенка, теряет значимость. Родители перестают быть авторитетом, правила не соблюдаются, любимые игрушки ломаются.
Деспотизм. Ребенок хочет почувствовать свою власть над взрослыми, приказывает, что делать, и требует полного подчинения. Если в семье есть другие дети, может возникнуть ревность. Трехлетний ребенок будет использовать драки и ссоры, чтобы превзойти и подчинить соперника.

Что делать родителям ⠀

Плохое поведение – сигнал для родителей, что пора кардинально менять формат взаимодействия. Ребенок неосознанно провоцирует конфликты, чтобы научиться их преодолевать и выработать новые модели поведения. Задача взрослого – направить ребенка и организовывать пространство для самостоятельной деятельности.

Признать право на самостоятельность

Главное, что нужно знать родителям, – ребенку важно пробовать делать что-то самому, получить опыт решения простейших жизненных задач. Не ограничивайте его, если занятие не несет угрозы для жизни и здоровья

Не стоит проявлять гиперопеку – запреты в самостоятельном получении опыта будут способствовать формированию тревожного отношения к окружающему миру и зависимости от родителей.

Установить правила, которые нельзя нарушать

Давая свободу действий, не стоит забывать о безопасности. Необходимо сформулировать несколько четких правил, обязательных для всех членов семьи. Объясните последствия, которые могут наступить, если нарушить запреты.

Придерживаться единой тактики

Если за один и тот же поступок мама ругает, а папа начинает хвалить, у ребенка нарушается внутренняя система координат. Он не может понять, почему родители ведут себя по-разному, теряет чувство стабильности и безопасности. В результате взрослые теряют авторитет, а ребенок начинает ими манипулировать.

Сохранять спокойствие

Большинство конфликтов можно перевести в шутку или переключить внимание ребенка на что-то интересное. Если истерику не удается остановить, подождите, дайте возможность пережить горе и самостоятельно успокоиться

Если сдержать эмоции не удалось, и вы накричали на ребенка, попросите прощения. 

Относиться с уважением

Не обесценивайте желания и интересы ребенка – это приведет к формированию низкой самооценки. Следите за его увлечениями, интересуйтесь желаниями, поддерживайте во всех начинаниях. Просите совета или помощи – принимая участие в делах родителей, он сможет почувствовать себя взрослым.

Как проявляется кризис 3 лет?

  • Ребенок стремится к самостоятельности, любая помощь отрицается;
  • Проявление негативизма;

Малыш отказывается от собственных желаний, когда они совпадают с родительскими требованиями. Например: он устал, уже надоело играть, но отказывается прекратить игру, потому, что так сказали родители.

  • Происходит отдаление от родителей, любое вмешательство встречается агрессией;
  • Негативизм чаще проявляется по отношению к родителям, с ровесниками или другими взрослыми ведет себя более или менее ровно;
  • Желает чувствовать себя взрослым.

Важно! В период кризиса не потерять авторитетность родительского положения и слова. Часто проявляются требования: «я хочу», «сам»;

Часто проявляются требования: «я хочу», «сам»;

Хорошо, когда малыш сам старается одеваться, шнуровать шнурки. Но, когда он сам хочет идти через дорогу, берет ножницы, чтобы срезать ногти и т.д., это подвергает его опасности.

Читайте актуальную статью Безопасность ребенка на улице>>>.

Упрямство проявляется практически во всех действиях: во время прогулок, процесса одевания, приема пищи или просто игры. Например: не хочет идти кушать, хотя он проголодался;

О том, как накормить строптивого малыша, я рассказываю в курсе Едим с удовольствием>>>.

Вредность – старается все сделать наоборот. Даже, если ему так поступать не хочется;

Такое поведение направлено не на личность (маму или папу), а на уклад жизни, определенные правила: убирать игрушки, мыть руки, говорить «спасибо», просить прощения и т.д. (читайте по теме статью: Как научить ребенка убирать игрушки?>>>)

Чаще проявляются приступы агрессии, капризности, истерик.

Симптомы кризисных изменений в поведении

На третьем году жизни все детские желания сводятся к отстаиванию своей индивидуальности. Самый простой способ показать свою независимость —сопротивляться мнению других. Если всегда послушный малыш вдруг начинает упорствовать и «делать всё наоборот», это означает, что он шагнул за границу проблемного возраста.

Чтобы уменьшить негативные симптомы кризиса, нужно больше общаться с ребенком

Вот ещё 5 характерных симптомов:

  • Стремление к самостоятельности. Самым распространённым выражением в лексиконе крохи становится: «Я сам!». Он порывается выполнять даже действия, которые ему не под силу.
  • Повышенная требовательность. Желание выражается, как категоричное требование, которое взрослые обязаны выполнить во что бы то ни стало. При отказе проявляется бурная эмоциональная реакция.
  • Негативизм. Все слова окружающих воспринимаются отрицательно, распоряжения и советы выполняются наоборот.
  • Бунтарство. В ходе кризиса у ребёнка 3 лет возникает протест против воли взрослых, приводящий к конфликтам.
  • Изменение системы ценностей. То, что прежде нравилось, становится незначимым. Пропадает интерес к определённым игрушкам, занятиям и даже людям.
  • Социальный протест. Резко выражается недовольство порядками в семье, детском саду, обществе.

Все признаки проявляются в виде споров, плача, истерик. Приступы упрямства длятся от 10 до 40 мин, и повторяются несколько раз в день. Негативизм касается всех сторон жизни — еды, одежды, развлечений и привычек.

Будьте взрослыми и не конкурируйте с ребёнком

Родители начинают вести себя как дети, когда испытывают стресс. Они спорят с ребёнком, пытаются доказать свою правоту, шантажируют: «Как ты со мной разговариваешь! Если ты сейчас не поешь, я не дам тебе сладкого!»

Когда ребёнок видит сверстника вместо адекватного взрослого, это усугубляет ситуацию. Ведь малышу нужны мама и папа, к которым можно залезть на колени после очередной истерики и успокоиться. Как робот-пылесос возвращается на базу для подзарядки, так и ребёнок возвращается к родителям, чтобы восстановить силы.

Если мама с папой больше напоминают детей, чем взрослых, то они не могут дать защиту и поддержку. Родители перестают быть базой. Ребёнок чувствует себя одиноко — и только усиливает истерики

Поэтому, когда терпение на пределе, важно спросить себя: «А мне сейчас сколько лет? И чего я действительно хочу: дальше раскрутить эту истерику или быть ребёнку опорой?». Это помогает успокоиться и продолжить разговор из позиции взрослого

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector