Кризис 5 лет у ребенка

Ошибки родителей в воспитании дошкольника

  • Непоследовательность в поддержании правил
     
  • Настаивание на совершенстве
     
  • Ожидание, что ребенок научится необходимым навыкам без инструкций, помощи и стандартов
     
  • Плотный график: все время ребенка заполнено уроками и занятиями, так что ребенку не хватит неструктурированного времени для своих интересов и усвоения полезных правил
     
  • Родители идут на поводу у ребенка, не настаивая на выполнении работы по дому и том, чтобы он был полезным членом семьи
     
  • Не позволять ребенку почувствовать себя плохо на короткое время
     
  • Слишком жесткие правила или их отсутствие
     
  • Отказ от обсуждений тем верования и ценностей, постоянная переоценка правил и
    не ожидать, что ребенок будет развивать навыки личной ответственности.
     

Мария Фабричева — семейный психолог, с опытом работы более 8 лет, экс-эксперт Сниданка 1+1. Действительный член Профессиональной Психотерапевтической личи Украинской ассоциации транзактного анализа, сертифицированный арт-терапевт, автор и ведущая тематических мастер-классов, образовательных программ и семинаров.

Теперь вы знаете, как воспитывать дошкольника, учитывая его психологические особенности

А следующей статье психолог Мария Фабричева расскажет о том, на что важно обращать внимание при подготовке ребенка к школе, как правильно формировать мотивы маленького человека и сделать новый опыт максимально интересным и полезным.. Читай также: Научите ребенка злиться: почему нельзя игнорировать негативные эмоции детей

Читай также: Научите ребенка злиться: почему нельзя игнорировать негативные эмоции детей

Читай также: Реакция родителей на поведение ребенка: как нас слышат дети

Читай также: «Не ждите, что ребенок когда-нибудь будет заботиться о вас, если вы его этому не учили» — мнение нейропсихолога

Началось

Как понять, что начался новый этап развития? Определить кризис 5 лет у детей вам помогут советы психолога. Существует пять признаков:

Раздражительность, капризность. Когда ваш малыш на ровном месте начинает кричать, плакать без видимой причины, то, что раньше не раздражало, вдруг начинает выводить из себя.

Агрессия, злость

Педагоги в детском саду могут обратить внимание на то, что воспитанник стал более агрессивен, обижает сверстников, хотя ранее за ним подобного не наблюдали. В кругу семьи кроха может обзывать родных, бить, говорить о том, что он всех ненавидит, что его не любят.
Неуверенность в себе, замкнутость

В 5 лет у некоторых младших дошкольников кризис проявляется в отчуждённости. Такие дети отдаляются от компании сверстников, всё чаще играют отдельно, появляется неуверенность в себе, своих силах.
Кривляние. Малыши гримасничают, кривляются, стараются изо всех сил привлечь внимание взрослого. И им это удаётся.
Стремление к самостоятельности. Ребёнок всё чаще заявляет о себе как о взрослом человеке: говорит как взрослый, берёт на себя порой непосильные для него задания.

Проведите лёгкий тест, если есть совпадения хотя бы по 3 пунктам, можно смело говорить о том, что у вашего чада очередной виток в психическом развитии.

Признаки

Родители должны знать, в чём проявляется кризис 3 лет, чтобы отличить его симптомы от обычных контекстных ситуаций. Например, если ребёнок отказывается своевременно ложиться спать, это может быть продиктовано тем, что он перевозбудился перед сном, переиграл в шумные игры или пересидел перед телевизором. Каждый случай нужно рассматривать отдельно.

Комплекс симптомов кризиса 3 лет психологи называют «семизвездием».

Негативизм — «Делаю назло!»

Отказываются от собственных желаний, совпадающих с требованиями родителей. Не хотят что-то делать лишь потому, что инициатива исходит от взрослого. Негативная реакция всегда адресная и направлена не на содержание просьбы, а на конкретного человека. Например, мама зовёт малыша с улицы на обед. Несмотря на то, что он уже сам давно проголодался и хочет домой, он отказывается это делать только ради противостояния матери.

Строптивость — «Не хочу подчиняться!»

В отличие от негативизма, данное проявление кризиса обезличено. Оно направлено на бытовой уклад и режим дня, к которым родители стараются приучить малыша. Он отказывается ложиться спать в нужное время или убирать за собой игрушки.

Упрямство — «Я так решил!»

«Не хочу!» и «Не буду!» без всяких объяснений — самые частые признаки кризиса 3 лет. Преодолеть их не способны ни уговоры, ни угрозы.

Бунт (протест) — «Мне всё надоело!»

Похож на предыдущие проявления кризиса. Однако бунт — самый страшный из них. Во-первых, включает в себя и негативизм, и строптивость, и упрямство. Во-вторых, носит постоянный характер. Ребёнок ежедневно отказывается от завтрака или от дневного сна. В-третьих, проявляется ярче всех. Дело доходит до неконтролируемых вспышек гнева и настоящей истерики. Это чревато сильнейшим стрессом и аутоагрессией.

Деспотизм — «Делайте так, как я хочу! Я хозяин и повелитель!»

Пытаются манипулировать родителями истериками и слезами. Особенно это действует на мам и бабушек. Капризничают, кричат и даже демонстративно катаются по полу, лишь бы желание выполнили (купили игрушку, отпустили гулять, дали конфету).

Обесценивание — «Не люблю вас! Вы плохие!»

Злятся на то, что им дорого, пытаясь избавиться от зависимости. Тихий, воспитанный ребёнок может начать кричать и плохо себя вести при посторонних (в общественном транспорте, например). Ломают любимые игрушки. Мама становится врагом №1, её перестают слушаться и даже могут ударить.

Своеволие — «Я могу сам!»

Не нужно путать со стремлением к самостоятельности. Одно дело, когда малыш пытается сам снова и снова завязать шнурок или взболтать яйцо в тарелке, но при этом прислушивается к советам взрослым и не отказывается от помощи. И совершенно другое — когда он при этом злится, никого не слушает, выполняет всё неправильно, отталкивает руку родителей. Нередко это заканчивается печальными ситуациями: без разрешения включаются в сеть бытовые приборы, портятся ценные вещи, ребёнок уходит далеко от дома.

Это основные симптомы кризиса 3 лет, которые проявляются регулярно, достаточно ярко, чаще всего комплексно. Они могут сопровождаться и другими эмоционально-поведенческими отклонениями. Последние наблюдаются далеко не у всех и не всегда, но способны усугубить и затянуть течение кризиса. К ним относятся:

  • отдаление от родителей, которые теряют доверие ребёнка и даже могут перестать быть для него авторитетом;
  • жадность: подобно взрослым, детям хочется иметь что-нибудь своё, и они яростно охраняют свою собственность;
  • вредность — основа строптивости, упрямства и негативизма, часто обусловлена наследственной чертой характера;
  • ревность: ребёнок требует к себе внимания близкого человека 24/7 и не хочет его делить ни с кем другим;
  • необоснованная агрессия: в 3 года малыш ещё не понимает, что с ним происходит, и винит во всех своих бедах окружающих, что приводит к дракам, царапанию, кусанию.

Родители должны понимать, что у каждого ребёнка кризис проявляется по-разному, но он в любом случае происходит. У одних сглаженно и более спокойно, у других — с ежедневными бурными протестами и истериками. Если симптомы не наблюдаются до 4 лет, необходимо обратиться к психотерапевту, потому что это может свидетельствовать о задержке в развитии.

Общее описание периода

Для характеристики любого возрастного диапазона принято использовать три составляющие:

  • социальная ситуация развития;
  • ведущий вид деятельности;
  • психические новообразования.

С точки зрения социальной ситуации развития для периода характерна большая самостоятельность малыша, который постепенно начинает выстраивать собственную цепочку отношений, постигает мир при помощи игры, нередко подражая родителям. Ребенок всеми силами стремится включиться во взрослую жизнь.

Ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра, помогающая не только весело провести время, но и сформировать у ребенка важнейшие понятия, помочь ему сориентироваться в межличностных отношениях и в социуме в целом. Так, играя в «Дочки-матери», дети постепенно начинают осознавать ценность семьи, работы в команде, общения со сверстниками.

С точки зрения новообразований психики дошкольный возраст особенно важен, поскольку именно сейчас происходит развитие наглядно-образного мышления, то есть малыш постепенно начинает переходить от понимания конкретных предметов к постижению абстрактных явлений. Усложняется и развивается память, речь, появляются различные эмоции.

Стадия структуры: добро пожаловать в мир «Почемучек»

Начиная с пятилетнего возраста, у ребенка начинается новый этап психологического, эмоционального и физического развития, который называется Стадия Структуры. Сейчас, ребенку предстоит структурировать весь свой базовый опыт и продолжить свое развитие по дороге во взрослую жизнь.

Во время прохождения Стадии Структуры ребенок еще более активно начинает исследовать внутренний и внешний мир, чем он это делал раньше. Он уже выяснил для себя главный вопрос «кто Я», базово проверил мир и родителей на прочность и устойчивость, ребенок продолжает обучаться необходимым в обществе навыкам, прояснять социальные роли и их значение.

Ребенок начинает вырабатывать собственную внутреннюю структуру, что включает понимание необходимости правил, и адекватности этих правил. Для пятилетних детей как никогда важна проверка ценностей, на которых основаны правила. И, конечно, родительская поддержка, забота и безусловная любовь, а также открытый диалог и возможность получить ответы на важные для ребенка вопросы.

Родителям, которые воспитывают маленького почемучку необходимо помнить, что все, что для вас кажется элементарным, простым и понятным ваш малыш видит впервые. Для него имеет первостепенное значение — понять, как, почему и зачем устроен этот мир.

Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста постигает и укрепляет навыки необходимые для общения, продолжает выяснять социальные и гендерные роли, правила и власть в отношениях с другими.

Пятилетке все интересно, он готов учиться и осваивать новые навыки. Он активно задает вопросы и собирает информацию; сравнивает правила, проверяет границы, не соглашается, устанавливает свои правила, нарушает и испытывает последствия нарушения правил. Порой он бросает вызов родительским ценностям, спорит и доказывает свою правоту.

Ребенок этого возрастного периода может быть открытым и сочувствующим, сварливым или погруженным в себя, а также быстро переходить от одного состояния к другому.

А совсем скоро ему предстоит пройти один из важных кризисных периодов своей жизни — кризис 7 лет, который напрямую связан с потерей детской непосредственности и переходом из статуса дошкольника в статус ученика первого класса.

Родителей детей возраста пяти-шести лет часто волнует вопрос психологической готовности ребенка к школе и далее мы рассмотрим из чего же складывается готовность ребенка к обучению в школе.

Что происходит с мамой и папой?

До тех пор, пока родители имеют дело с младенцем-грудничком, не возникает вопросов: «Слушается ли ребенок?», «Хорошо ли он себя ведет?» и т.д. Если четырехмесячная кроха плачет, значит, ее нужно накормить, поменять памперс или взять на ручки. Но никакому адекватному взрослому не придет в голову запрещать ей плакать или наказывать за плач. Тема «воспитания» всплывает только ближе к году, когда ребенок становится «отдельным человеком» со своей свободной волей.

Проблема в том, что мамы и папы тоже не всегда готовы к этой важной перемене в малыше. Зачастую они по-прежнему пытаются полностью управлять каждым его шагом

Появление у чада своих желаний вызывает раздражение, а порой и шок: «Почему он меня не слушается? Разве так можно?»

На самом деле оснований для паники нет: каждый ребенок переживает кризис одного года. Это естественный этап развития. Негативные моменты взросления — капризы, истерики и протесты — рано или поздно уйдут в прошлое, а с малышом останутся только благоприобретения —осознание себя как отдельного от мамы человека, умение ходить и говорить.

Кризис 3 лет: рекомендации родителям

Если у ребенка кризис 3 лет, советы родителям сводятся, по большому счету, к рекомендации соблюдать баланс. Не стоит как наказывать ребенка, так и поощрять его поведение

Во время истерики попытайтесь переключить внимание упрямца на что-то другое, а если не получается — просто переждите. Но когда ребенок успокоится, обязательно проговорите с ним случившееся, объясните, что любите его по-прежнему, но такое поведение вас очень расстроило и в обществе оно недопустимо

Предоставьте ребенку возможность выбора

Ребенок хочет быть самостоятельным? Разрешите ему самому принимать решения. Не принуждайте съесть кашу и бутерброд, спросите: «Ты будешь кашу или бутерброд?» Если вы идете по делам, оставьте ребенку возможность поучаствовать в определении маршрута: «Мы сначала зайдем в магазин или в аптеку?»

Иногда можно сыграть и на противоречии: если вам срочно нужно собрать ребенка в детский сад, а он отказывается одеваться, скажите, что в сад вы сегодня не пойдете. Ребенок из упрямства начнет кричать: «Нет, пойдем!» Воспользуйтесь этим, но подчеркните, что сегодня вы выполняете его просьбу, а завтра он будет выполнять вашу.

Помогите ребенку принять себя

Ребенок должен поверить, что он хороший, несмотря на временные трудности с поведением. Хвалите ребенка, если он выполнил ваши поручения, подчеркивайте, что он послушный и у него все отлично получается.

Обратитесь к специалистам

Если вы не справляетесь с ситуацией, становитесь раздражительным, агрессивным или, наоборот, у вас опускаются руки, вам поможет наука психология. Кризис 3 лет — тема, на которой специализируются многие детские психологи, которые подскажут, как правильно себя вести, откуда черпать спокойствие и силы, а также поработают с самим ребенком.

СКОЛЬКО МОЖЕТ ДЛИТЬСЯ КРИЗИС?

Кризис возраста 5 лет – индивидуальное понятие, и поэтому он проявляется у всех по-разному и в разное время. Если говорить о крайних сроках, то длиться он может на протяжении от нескольких недель и месяцев и даже до года. У некоторых детей он проходит очень легко, и взрослые могут даже не заметить проблем. А есть и такие родители, которые просто хватаются за голову, не зная, что делать, и какие действия предпринимать. Самый главный совет в такой ситуации – не паниковать, и во всем слушаться психологов.

Тем не менее, бывает так, что пятилетний период у малыша проходит довольно гладко, а проблемы при этом наступает немного позже. Так называемый кризис 6 лет у детей отличается следующими признаками:

  • полный отказ от игрушек;
  • нарушение сложившихся форм отношений;
  • скачкообразное изменение психики.

При всем при этом нужно отметить и определенные позитивные нюансы данного периода — у малышей особенно ярко проявляются их основные таланты. Благодаря этому, родители имеют возможность правильно подобрать для них клубы и кружки по интересам – записать малыша в художественную, танцевальную или спортивную школу.  Свое призвание они могут найти именно сейчас, ведь говорят, что не бывает бездарных детей, а бывают одаренные, которым не помогли раскрыться взрослые.

Психология младшего школьного возраста. Предисловие

Курс психологии младшего школьного возраста является одним из важнейших в подготовке бакалавров по направлениям «Психология» и «Психолого-педагогическое образование». Освоение курса создает базу для осмысленного усвоения педагогических знаний, а также знаний в области других психологических дисциплин. Будущим специалистам необходимо знать основные закономерности становления ведущего вида деятельности и других видов деятельности ребенка младшего школьного возраста, развития познавательных психических процессов и свойств личности на данном этапе онтогенеза, характеристику возможных личностных и поведенческих проблем младших школьников и уметь пользоваться диагностическим инструментарием для выявления особенностей психики детей, конструировать оптимальные условия для их психического развития.

Данное учебное пособие составлено с целью формирования у студентов представлений об основных закономерностях психического развития ребенка младшего школьного возраста, методах их диагностики и коррекции. Содержание учебного пособия ориентировано на научный подход к изучению закономерностей психического развития: представления о движущих силах развития психики, об общих закономерностях и логике развития психики младших школьников, знания об особенностях социальной ситуации, ведущей деятельности и новообразованиях психики младших школьников.

Учебное пособие начинается с рассмотрения социальной ситуации развития и ведущей деятельности младшего школьного возраста. Далее следует характеристика остальных видов деятельности, типичных для младших школьников: игровой, коммуникативной, продуктивной и трудовой, что обусловлено деятельностным подходом к анализу психики детей. Следующие главы посвящены закономерностям развития познавательной сферы детей: ощущений и восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Описываются основные возрастные особенности когнитивного развития детей, направления количественных и качественных изменений психических функций, раскрывается процесс структурообразования в познавательной сфере. Характеризуются особенности личностного развития ребенка в младшем школьном возрасте: закономерности развития сферы самосознания, мотивационно-потребностной сферы, возрастные особенности эмоциональной и волевой сфер, нравственное развитие

При этом особое внимание уделяется рассмотрению внешних и внутренних факторов развития личности, определяющих движущих сил и условий личностного развития ребенка. Последняя глава учебника посвящена изложению некоторых аспектов психологического сопровождения развития младших школьников: проблем психологической готовности к школе и адаптации детей к школьному обучению, школьной неуспеваемости, личностных и поведенческих проблем младших школьников, основ психокоррекционной работы с детьми младшего школьного возраста

Что происходит с ребенком?

Примерно в возрасте года, иногда чуть раньше или позже, ребенок начинает понимать, что он — отдельный человек. До этого ему казалось, что он и мама — это одно целое: ведь мама носила  его на ручках туда, куда он тянулся, она решала все проблемы, удовлетворяла все желания. И вот внезапно оказывается, что он — сам по себе ребенок, свой собственный.

С одной стороны, страшно: а вдруг мама уйдет, исчезнет? Значит, надо бдительно следить, чтобы этого не случилось. С другой стороны, теперь он сам может пойти туда, куда хочет; может съесть кашку, а может — выплюнуть и размазать по столу; может делать то, что предлагает мама, а может отказаться.

Представляете, какой огромный мир самых разных возможностей открывается перед маленьким человечком? И пользоваться ими еще только предстоит научиться. Дело это нелегкое: тут и взрослый мог бы закапризничать…

ЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ

Очень часто родители просто впадают в панику, особенно при чрезвычайно ярких моментах «непослушания». Тем не менее, поддаваться паническим настроениям не нужно, а следует действовать настойчиво, но притом и мягко. Самая распространенная ошибка в таких ситуациях – повышение голоса и физические наказания. Это совершенно неправильный выход из создавшейся ситуации, который только усугубит проблему. Исходя из всего вышесказанного, категорически нельзя допускать следующих моментов:

  • ни в коем случае не проявляйте внешне свою ярость;
  • не стоит заставлять ребенка делать что-либо вопреки его желанию — к примеру, при отказе его спать в дневное время, настаивайте на своем, целесообразнее всего будет мягко рассказать ему, какая польза из этого выйдет;
  • не браните и не наказывайте малыша, даже если он неправ – просто дайте ему время успокоиться, и поговорите с ним «по душам»;
  • если дитя что-то хочет сделать самостоятельно, не нужно отказывать ему в этом «удовольствии» — в данной ситуации он будет учиться на своих ошибках, и в конце концов поймет, что сам не справится;
  • не уделяйте пристального внимания ужимкам и кривляниям — вскорости эти манеры уйдут сами.

Самое главное при этом – не показывать малышу, что вас «цепляет» его плохое поведение, иначе в дальнейшем он будет действовать по-своему назло вам. Все постепенно изменится и нормализуется, если вы не будете акцентировать на плохом поведении. Создайте правильный настрой, будьте терпеливы, окажите сочувствие и содействие ребенку, дайте ему понять, что вы любите его и хотите помочь. Не нужно очень часто критиковать его, особенно при посторонних, ведь малыш всегда ждет от вас только добра и понимания. И только ваша положительная оценка может творить чудеса.

Развитие психических функций в дошкольном возрасте

1) Восприятие в дошкольном возрасте становиться более совершенным,
осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные
действия — наблюдение, рассматривание, поиск Дети знают основные цвета
и их оттенки, могут описать предмет по форме и величине. Они усваивают
систему сенсорных эталонов (круглый как яблоко).
2) Память. Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный
(сензитивный) для развития памяти. У младших дошкольников память непроизвольна.
Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и
не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него
события, если они вызывает эмоциональный отклик легко (непроизвольно)
запоминаются. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает
формироваться произвольна память. Сознательное, целенаправленное запоминание
и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в
другие виды деятельности, поскольку они нужны и в игре, и при выполнении
поручений взрослых, и во время занятий — подготовки детей к школьному
обучению.
3) Мышление и восприятие связаны настолько тесно, что говорят
о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для дошкольного
возраста. Несмотря на такую своеобразную детскую логику, дошкольники
могут правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи. Верные
ответы от них можно получить при определенных условиях. Прежде всего,
ребенку нужно успеть запомнить саму задачу. Кроме того, условия
задачи он должен представить себе, а для этого — понять
их

Поэтому важно так сформулировать задачу, чтобы она была понятна
детям. Лучший способ добиться правильного решения — так организовать
действия ребенка, чтобы он сделал соответствующие выводы на основе
собственного опыта

А.В. Запорожец расспрашивал дошкольников
о малоизвестных им физических явлениях, в частности, почему одни предметы
плавают, а другие тонут. Получив более или менее фантастические ответы,
он предложил им бросать в воду разные вещи (маленький гвоздик, кажущийся
легким, большой деревянный брусок и др.). Предварительно дети угадывали,
поплывет предмет или не поплывет. После достаточно большого количества
проб, проверив свои первоначальные предположения, дети начинали рассуждать
последовательно и логично. У них появилась способность к простейшим
формам индукции и дедукции.
4) Речь. В дошкольном детстве в основном завершается долгой и
сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык для ребенка становится
действительно родным. Развивается звуковая сторона речи.
Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения.
Интенсивно растет словарный состав речи. Как и на предыдущем
возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей
словарный запас оказывается больше, у других — меньше, что зависит от
условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые.
Приведем средние данные по В. Штерну. В 1,5 года ребенок активно использует
примерно 100 слов, в 3 года — 1000-1100, в 6 лет — 2500-3000 слов. Развивается
грамматический строй речи. Детьми усваиваются закономерности
морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение
фразы). Ребенок 3-5 лет верно улавливает значения «взрослых»
слов, хотя и применяет их иногда неправильно. Слова, создаваемые самим
ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда
очень удачны и непременно — оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному
словообразованию часто называют словотворчеством. К.И.
Чуковский в своей замечательной книге «От двух до пяти» собрал
много примеров детского словотворчества (От мятных лепешек во рту —
сквознячок; У лысого голова — босиком; Смотри, как налужил дождь; Уж
лучше я непокушанный пойду гулять; Мама сердится, но быстро удобряется;
ползук — червяк; мазелин — вазелин; мокрес — компрес).

Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. Другие виды деятельности ребенка

Другие виды деятельности ребенка. Игра — ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста.
Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель
определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения
с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила.
Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят
на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил
игры.
Структура сюжетно-ролевой игры:
В каждой игре свои игровые условия — участвующие в ней
дети, куклы, другие игрушки и предметы.
— тема;
— Сюжет — та сфера действительности, которая отражается
в игре. Сначала ребенок ограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны
главным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения
новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты
— производственные, военные и т.д.
Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становится более
устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только
10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в
4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники
способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые
игры у них растягиваются на несколько дней.
— роль (главная, второстепенная);
— игрушки, игровой материал;
— игровые действия (те моменты в деятельности и отношениях
взрослых, которые воспроизводятся ребенком)Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность — режут
хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения
действий и подчас забывают о результате — для чего и для кого они это
сделали.
Для средних дошкольников главное — отношения между людьми, игровые
действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за
ними отношений

Поэтому 5-летнвй ребенок никогда не забудет «нарезанный»
хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность
действий — сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот.
Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим
из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение

Собственно
предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются
речью («Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!»).
В развитии игры выделяются 2 основные фазы или стадии.
Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение
логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные
действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные
отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения,
общественный смысл деятельности взрослого человека.Роль игры в развитии психики ребенка.
1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется
соподчинение мотивов — «хочу» начинает подчинятся «нельзя»
или «надо».
3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются
первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).
4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые
мотивы, потребность в самостоятельности).
5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование,
лепка, аппликация)

ПОЧЕМУ У ДЕТЕЙ НАСТУПАЕТ КРИЗИС 5 ЛЕТ?

В условиях нормального развития к пятилетнему возрасту наши детки уже хорошо разговаривают, и могут рассказать о своих чувствах и потребностях. Они во всем стараются копировать взрослых, подслушивая или подглядывая за их разговорами. Дети уже обладают способностями управлять своими эмоциями, понимают, что мальчики отличаются от девочек, и могут выразить свое отношение к окружающему миру.

В этот период для него чрезвычайно важно общение – как со сверстниками, так и со взрослыми. К сожалению, не всегда и не у всех получается избежать одиночества, и из-за этого у них может возникнуть кризис

Наиболее ярко начинает проявлять себя набор индивидуальных черт характера. Малыш становится капризным и почти неуправляемым, и задача родных на данном этапе – создать для своего чада максимально комфортные условия. Это поможет преодолеть кризис 5 лет у ребенка с минимальными потерями для его психики и общего развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector