Типы привязанности в отношениях

Смешанный тип привязанности

Люди со смешанным типом привязанности имеют средние характеристики по большинству исследуемых личностных особенностей. Безусловно, они представляют большой интерес для дальнейшего изучения их личностных особенностей. Исходя из данных нашего исследования, мы можем сделать вывод что люди, имеющие смешанный тип привязанности – достаточно целостные личности, имеющие стремление к самоактуализации. Однако, у данной группы людей наблюдается пониженный уровень тревожности, что может говорить о неспособности прогнозировать форс-мажорные ситуации, склонности к некоторой «толстокожести». Также, люди со смешанным типом привязанности имеют невысокий уровень эмоционального интеллекта, управления эмоциями. В общении они не готовы к самораскрытию и самопредъявлению, не уверены во взаимном интересе со стороны собеседника. Также обладают некоторой ригидностью, неготовностью к изменениям сформировавшихся ценностей. Обобщая вышеперечисленные характеристики, мы можем сказать о тенденции к некоторой «расторможенности», лени, незрелости, нежелании менять стереотипы и привносить что-то новое в свою жизнь. Изучив основные характеристики поколения Y, представленные в теории поколении Евгении Шамис, мы можем предположить, что люди, имеющий смешанный тип привязанности, являются яркими представителями данного поколения. Они представляют особый интерес для дальнейших исследований, так как в нашей выборке их представлено наибольшее количество (30%).

Подводя итоги проведенного исследования, мы можем сказать, что наши гипотезы подтвердились. Типы привязанности действительно взаимосвязаны с личностными особенностями взрослых людей. Люди с надежными типом привязанности имеют более высокий уровень эмоционального интеллекта, самоактуализации и умеренную выраженность личностных акцентуаций, по сравнению с людьми, обладающими ненадежными типами привязанности.

В заключение необходимо указать также на тот факт, что надежными типом привязанности обладают лишь 27% испытуемых, в то время, как остальные 73% имеют ненадежные типы привязанности.

Почему поколение «Миллениум», часто называют «потерянным»? Почему именно это поколение находится в поисках гармонии, смысла жизни, ценностей, а также в поисках контакта с собой и с другими людьми? Предприняв небольшой экскурс в историю нашей страны 70-80-х годов, становится очевидным, что  наше государство было мощнейшей непобедимой империей, с высокоморальными ценностями и опорами для общества. В начале 90-х тотальное разрушение всех глобальных систем государства – политической, социальной, экономической, культурной, ценностной – стало причиной переворотов в сознании граждан, личностных кризисов, и внутриличностных конфликтов. Иными словами, люди лишились незыблемых опор, они не знали, как жить дальше, опасались за свое будущее. Те уклады, которые служили ориентиром, стали не актуальными. Теперь нужно было жить совершенно по-другому, но как именно, никто не знал. Была ли эта ситуация благотворной для воспитания подрастающего поколения? Могли ли родители, отчаянно сражавшиеся со всеми бедами того времени, давать свое тепло и надежную привязанность? Скорее всего, нет. И мы предполагаем, что именно в этом заключается ответ на вопросы, почему поколение «Миллениум» часто называют «потерянным», и почему именно это поколение находится в поисках гармонии, смысла жизни, ценностей, а также в поисках контакта с собой и с другими людьми.

Исследование типов привязанности представляет сейчас большой интерес в большей степени для детской психологии и психология развития. Достаточно редко освещаются проблемы взаимосвязи опыта детско-родительских отношений, к тому же мало диагностических инструментов для исследования данной темы. Выводы данной работы представляют для психологов возможности разработки программ по работе со взрослыми людьми с ненадежными типами привязанности, а также применение данных знаний в индивидуальном консультировании и психотерапии. Вторым важным аспектом внедрения данных знаний в практику является просветительская деятельность для будущих родителей.

Принципы теории привязанности

Первый уровень, который появляется у ребёнка с рождения, — привязанность через органы чувств. Ребёнку необходимо чувствовать, что значимый взрослый находится рядом.
На втором году жизни появляется второй уровень — развитие привязанности посредством похожести

Ребёнок начинает имитировать поведение тех, кого он любит.
Третий уровень, соответствующий третьему году жизни, — привязанность посредством верности, у малыша начинают проявляться эмоции обладания и ревности.
Четвёртый уровень (четвёртый год жизни) — появление у ребёнка желания собственной важности и значимости. Он хочет, чтобы им дорожили.
На пятом году ребёнок начинает осознавать, что такое любовь: говорить о ней, рисовать сердечки и всячески выражать её.
На шестом и последнем уровне привязанности ребёнок хочет быть познанным, делиться своими секретами мыслями и быть понятым.

Внутренние рабочие модели

Боулби говорил о том, что посредством взаимодействия с ближайшим взрослым формируется система установок, отражающих ощущения и взгляды ребёнка на ближайшего взрослого и на себя. Уверенность не только в доступности взрослого, но и в обратной связи с ним можно выразить в двух переменных: отвечает ли ближайший взрослый на призывы о помощи или поддержке, а также, вне зависимости от ответа на предыдущий вопрос, является ли субъект таким, чтобы как фигура привязанности, так и другие люди, ответили ему соответствующим ситуации поведением. Логически эти переменные независимы, однако на практике они связаны. В результате модель (образ) фигуры привязанности и модель себя развиваются взаимодополняющими и взаимоподтверждающими.

Восприятие ближайшего взрослого и восприятие себя, как заслуживающего его поддержки, формируют рабочую модель привязанности. Они направляют поведение и позволяют ребёнку предвосхищать поведение ближайшего взрослого. Однажды сформировавшись, они относительно стабильны. Дети скорее интерпретируют своё поведение в свете рабочих моделей, нежели адаптируют рабочие модели под новый опыт.

Когда Хазан и Шейвер перенесли теорию привязанности ребёнка на романтическую привязанность в зрелости, они включили туда и идею внутренних рабочих моделей. Исследование внутренних рабочих моделей было направлено на два параметра: какого рода мысли и ощущения формируют их и стабильны ли они во времени.

Бартоломью и Хоровитц полагают, что рабочие модели состоят из 2 частей: образа себя и образа другого. Образ себя может быть в общем положительным или отрицательным, также, как и образ другого. Так, они выделили четыре типа привязанности.

  • Надёжный (характеризуется положительным образом себя и положительным образом других);
  • Тревожный (характеризуется негативным образом себя и положительным образом других);
  • Тревожно-избегающий (характеризуется негативным образом себя и негативным образом других);
  • Избегающе-отвергающий (характеризуется положительным образом себя и негативным образом других).

Образ себя и образ других можно связать с такими конструктами, как самооценка и социабельность соответственно. Это объясняет различия в негативных или позитивных образах себя и других.

Болдуин и коллеги применили теорию реляционных схем к внутренним рабочим моделям привязанности. Реляционные схемы содержат информацию о том, как партнёры обычно взаимодействуют между собой. Для каждого паттерна взаимодействия между партнёрами реляционная схема состоит из информации о себе, партнёре и типичном взаимодействии между ними. Была выдвинута гипотеза, что внутренние рабочие модели состоят из реляционных схем. Описанный выше состав реляционной схемы в целом согласуется с концепцией внутренней рабочей модели. В качестве подтверждения данного факта Болдуин и коллеги создали набор сценариев, описывающих взаимодействие, связанное с доверием, зависимостью и близостью.Следуя каждому из них, испытуемые были представлены двумя альтернативами, отражающими потенциальный ответ партнёра. Так, реляционные схемы образуют иерархии. Каждая такая иерархия включает как обобщенные паттерны, так и специфичные, относящиеся к более низким (по отношению к обобщенным) уровням в иерархии.

Как простить и отпустить

Иногда мы чувствуем, что должны были что-то сказать или сделать в отношениях, но не получилось, и не можем отпустить человека. Как избавиться от привязанности? Разобраться, почему отношения сложились именно так, а не иначе.

Что делать, если человек, наоборот, чувствует, что объект привязанности что-то ему должен: не уделил внимания, оскорбил или унизил? Человек не может простить его, с мазохистским наслаждением думает о своей привязанности снова и снова. Тут не поможет даже решение высказать обиды в лицо. Нужно понять саму природу поведения объекта привязанности, разобраться, в чем его вина на самом деле. Мы никогда не можем с уверенностью сказать, что движет в отношениях другим человеком. А когда пытаемся объяснить себе его поступки, только путаемся еще больше.

«На самом пике событий мне было сказано: ты только не влюбись в меня, мы стали слишком часто видеться. Сейчас пишу и готова разреветься… очень тяжело, еще день назад я летала и порхала оттого, что у меня есть кого любить… А со вчерашнего вечера я ползаю еле-еле, пришибленная простыми словами» (текст взят с форума тут).

На тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» мы понимаем, что человек всегда говорит о себе, даже когда кажется, что о других. Системно смысл фразы «Ты только не влюбись в меня» переводится почти как признание. «Я так боюсь в тебя влюбиться…», — говорит девушке объект ее привязанности. Не стоит принимать все на свой счет.

Чтобы отпустить прошлое и избежать болезненных привязанностей в будущем, нужно глубже взглянуть на привязанность. Тогда вы сможете сказать объекту привязанности спасибо просто за то, что он был в вашей жизни, и на душе станет спокойно. Если вы чувствуете к нему благодарность, значит, вы на правильном пути и можете создать новую привязанность с новыми людьми вместо отжившей старой.

Ключ к «перепрограммированию» своей модели привязанности

Модели привязанности довольно стабильны, и, согласно исследованиям, около 70-80% людей не испытывают значительных изменений в типе привязанности с течением времени. Это отличная новость, если тебе свойственен надежный тип, но что если ты входишь в число тех, чья модель привязанности мешает построению здоровых и счастливых отношений?

Увы, перейти с одного стиля на другой за один день не получится, однако ситуация отнюдь не безысходная. Однако прежде чем мы дадим тебе советы о том, что нужно делать, давай поговорим об инструменте, который предстоит использовать. А именно — о мозге.

Ты когда-нибудь слышал, что мы задействуем только 10% нашего мозга? Что ж, это явная ложь. Большую часть времени мы используем его целиком. На самом деле это утверждение означает, что относительно небольшая часть нашего мозга непосредственно вовлечена в то, что мы считаем сознательной обработкой информации.

Большинство процессов в мозге автоматизированы и осуществляются за пределами нашего сознания. Например, если кто-то бросит мяч тебе в голову, рука автоматически поднимется в попытке поймать или уклониться от него без необходимости сознательно планировать это движение.

Физиологические компоненты эмоциональных систем также действуют за пределами осознания. Человеческие эмоции, по большей части, управляются областью мозга, называемой лимбической системой.

Однако не будем вдаваться в анатомию — скажем только, что наши эмоциональные системы реагируют на поступающие данные, но при этом не заботятся о том, откуда они берутся — из реальности или воображения.

Из-за этого эмоциональные переживания могут быть намеренно изменены с помощью мыслительных образов и твоего собственного внутреннего голоса с негативных на позитивные. Новые воспоминания и эмоции буквально перестраивают мозг — к счастью, он очень легко приспосабливается.

Те связи, которые ты часто используешь, укрепляются, а невостребованные — обрезаются и ослабевают. Таким образом, если ты застрял в цикле воспоминаний о болезненных отношениях в прошлом или воображений о несчастной любви, эти цепи будут активизироваться при попытке пообщаться с симпатичной девушкой, мешая тебя сблизиться с ней.

Пришло время обратить эту тенденцию вспять, укрепив позитивные пути и ослабив негативные, вызывающие тревогу. Повторяемое позитивное воображаемое переживание в сочетании с положительными эмоциями заложит новые воспоминания и активизирует центры удовольствия в твоем мозгу.

Итак, с теорией разобрались, теперь переходим к практике.

Чем отличается любовь к человеку от привязанности

Посмотрите видео на тему: «Как отличить любовь от привязанности»

Очень часто любовь и привязанность путают между собой, но первое — это самое высшее чувство на Земле. Для каждого человека любовь имеет разный смысл. К примеру, у кого-то это мимолётная увлечение, как приключение, а кто-то видит в ней смысл жизни. Зная отличия между любовью и привязанностью, человек сможет различать эти два чувства.

Главные
отличия между привязанностью и любовью по мнению опрошенных:

Максим: «Влюбленный человек, вдохновленный этим чувством, способен на многое. У него повышается адреналин в крови, и кажется, что он способен свернуть горы. Привязанный человек горд и думает, что вторая половинка от него никуда не денется».

Дмитрий: «Когда пара прыгает из крайности в крайность, поддается бурлящим чувствам, то это любовь. Между людьми пролетает искра, бушуют страсти. Думаю, привязанность отличается более нейтральными отношениями между партнёрами».

Екатерина: «Если потребности и желания второй половины выше собственных, то это чувство называется любовью. Если между двумя людьми привязанность, то они не держатся за руки во время встреч, не любуются фотографиями, не вспоминают друг о друге, когда их разделяют километры. Мне кажется, что такие люди находятся вместе лишь по той причине, что не хотят остаться одинокими. Когда люди привязаны друг к другу, то им обоим это выгодно, а если чувства бескорыстны, то это любовь».

Ирина: «Если отношения для человека — это всё, то такое чувство называется любовью. Мир меняет краски, становится ярче, когда двое испытывают любовь друг к другу. Совместно пара переживает как радость, так и горе. Привязанность подразумевает переживание всех эмоций в одиночку. Партнёры не страдают от отсутствия встреч».

Юлия: «Людям, между которыми настоящая любовь, всегда интересно, как прошёл день у любимого, что у него нового. Они доверяют своей второй половинке. Если пара привязана друг к другу, то между ними возникает чувство собственности, а иногда и мнимой ревности».

Пара должна самостоятельно разобраться, какое между ними чувство, понять, любовь это или привязанность.

Как теория привязанности может помочь родителям в воспитании детей

Психолог Людмила Петрановская также подробно исследовала теорию привязанности. В книге «Тайная опора: привязанность в жизни ребёнка» она объяснила, что именно в первые годы ребёнку особенно нужна поддержка, забота и ласка, это формирует у малыша чувство защищённости и уверенности в себе.

Ещё одна важная мысль Людмилы Петрановской относительно теории привязанности и воспитания: родители должны помогать ребёнку переживать стресс и боль. Когда у малыша что-то не получается, он идёт за помощью и утешением к маме и папе. По мнению психолога, взрослый должен не подавлять негативные чувства ребёнка, не говорить ему «перестань», а быть рядом и сопереживать его маленькому «горю».

Любая смена среды — будь то переезд или переход из традиционной массовой школы на домашнее обучение — является стрессом для ребёнка. В период адаптации подростку, как никогда, нужна поддержка родителей.  

Будьте рядом — базовый принцип теории привязанности

Близость родного человека успокаивает и без слов. Будьте рядом, занимайтесь вместе, гуляйте — любая совместная деятельность пойдёт на пользу. 

                                                         Елена Яшина, мама ученика домашней онлайн-школы «Фоксфорда»

Не ругайте за ошибки

Ошибаться — это нормально, и задача родителей в воспитании — научить ребёнка воспринимать ошибки как опыт и возможность для роста, а не как катастрофу. Расскажите подростку, как вы справлялись с трудностями и ошибками. Хвалите ребёнка, мотивируйте и не осуждайте за промахи.

Привязанность

Любые отношения, будь то романтические или дружеские, или отношения с коллегами, строятся на доверии и безопасности. За то насколько человек умеет это делать отвечает безопасная (надежная) привязанность. Она формируется у детей в первые три года жизни. Если родители давали ребенку достаточно заботы, находились рядом, когда нужна была помощь, понимали и принимали ребенка, человек вырастает с доверием к миру, умеет правильно проявлять свои эмоции и стоить теплые отношения.

Но если этого не было, может сформироваться небезопасная привязанность. Тогда проявляется модель взаимодействия в отношениях, в которых человек проявляет страх или неуверенность. Это приводит к конфликтам в отношениях, затрудняет установление близких отношений с другими людьми. 

Виды нарушений привязанности

Тревожная привязанность.

Формируется у людей, у которых воспитание родителями было противоречиво и разнонаправлено. Если мама говорит ребенку что-то, а потом меняет свое мнение на противоположное. Или родители — то есть, то их нет. Или даются указания по типу «Стой там — иди сюда!».

У людей с таким стилем привязанности небезопасное поведение проявляется в виде цепляния. Такой человек будет нуждаться в частых заверениях со стороны своего партнера, что его любят и не бросят. У этого человека низкая самооценка, они часто попадают в эмоциональную зависимость от своего партнера, т.к. боятся остаться в одиночестве.

Избегающая привязанность.

Часто проявляется, если родители были холодны по отношению к ребенку, не проявляли к нему должного внимания, не давали достаточно заботы и ласки.

Этот стиль привязанности ассоциируется с пренебрежительным поведением в отношениях. Человек с таким типом привязанности будет избегать близости,ему будет трудно развивать близкие отношения с партнером, чтобы не становиться уязвимым. Как только человек с избегающим типом привязанности почувствует, что приближается к другому, он тут же прекратит отношения, чтобы его не бросили первым. Их посыл такой «Я тянусь к близким и теплым отношениям, но я так боюсь, что меня бросят, что не буду в них вступать.»

Дезорганизованная привязанность.

Бывает у людей, в родительских семьях которых применялось насилие по отношению к ним. Небезопасное поведение с таким типом привязанности может быть несколько неустойчивым.

Человеку с дезорганизованной привязанностью трудно справиться с дистрессом, и у него не будет реальной модели привязанности. Такому человеку не нужно, чтобы его любили, ему нужно, чтобы его боялись. Его действия также противоречивы. Он может долго добиваться отношений, а добившись проявить агрессию и бросить.

Что делать?

Если Вы обнаружили у себя или у своих близких проблемы в общении, нарушение нормальных отношений в виде патологической привязанности или что-то подобное, то стоит обратиться за помощью к психологу. Формирование типа привязанности заложено в нашем подсознании и поэтому часто невидимы, необъяснимы и трудно корректируемы самостоятельно. А опытный психолог или психотерапевт поможет разобраться в причинах и механизмах развития, подскажет путь и поможет избавиться от проблем в отношениях.

Каковы в отношениях люди с избегающей привязанностью

Ваши отношения с избегающим мужчиной будут идти по такому сценарию. Продвинулись к большей близости, он пропал. Вернулся через какое-то время – близости как не бывало, снова отстраненный. Продвигаемся постепенно, приблизились к свадьбе – пропал. Или отменил. Когда понял, что свадьбы удалось избежать – вышел из сумрака, ищет встречи.

Если избегающая привязанность у вас, вы будете вступать в отношения с мужчинами, которых не считаете достойными кандидатами в мужья. Каких вам надо, вы не определяете. Места, где можно найти таких мужчин, не ищите. Остаетесь в ситуации, где все, кого вы встречаете, вас не достойны.

Когда вдруг на горизонте показывается достойный мужчина, не совпадают какие-то другие факторы. Или он не выбирает вас в ответ или есть еще какие-то препятствия. И дальше еще 2-3 года ожидания, прежде чем вы на пару часов пересечетесь с тем, кто вам может подойти.

Самой себе вы говорите, что вы ищите. Но на самом деле вы прокрастинируете и саботируете каждый шаг, никогда не ставя поиск спутника жизни на первое место. Хотя на словах утверждаете, что ставите.

Первый шаг к изменению привычной модели привязанности

Итак, мы перечислили основные виды привязанности, но назвать их — все равно, что взглянуть на верхушку айсберга. У каждого из этих типов существуют определенные, уникальные причины возникновения, признаки и особенности. Осветить их все в рамках одной статьи просто невозможно.

Поэтому, чтобы лучше понять, как появляются и чем характеризуются негативные и положительные модели привязанности, мы советуем подробнее изучить этот вопрос. Начни с малого — статьи в Википедии, а затем, при желании, почитай специализированную литературу.

Однако даже немного погрузившись в эту тему, может быть непросто определить, какой именно тип привязанности свойственен именно тебе. Сомневаешься? Тогда стоит поискать эксперта — психолога, специализирующегося на привязанностях, который поможет найти интересующий тебя ответ.

Кстати, если тебя волнует, как побороть привязанность к человеку после расставания, то это уже совсем другая тема — прочти о ней в отдельном материале.

Почему люди привязываются?

Близость – естественное стремление в жизни большинства людей. Именно на основе стремления к близости выстраиваются гармоничные отношения между представителями социума. Их принято считать более здоровыми в сравнении с теми, которые построены сугубо на поиске выгоды. В последнем случае отношения чаще всего бывают нестабильными и исчерпывают себя, как только ресурсы начинают истощаться.

Крепкие связи, основанные на взаимной духовной привязанности, длятся очень долго, иногда на протяжении всей жизни. Именно они дают человеку поддержку и уверенность в себе, способствуют успеху и душевному равновесию. В то же время привязанность подразделяют на два типа:

  • здоровая (лёгкая приятная связь, которая в случае разрыва, не нанесёт существенного ущерба сторонам взаимоотношений);
  • нездоровая (токсические отношения, несущие преимущественно негативные переживания, сравнимые с одержимостью).

Тревожно-озабоченная привязанность

Людей с тревожно-озабоченным видом привязанности побуждает страх расстроить других. Этот основанный на страхе подход приводит к анти-продуктивному результату  —  например, к борьбе с порывом постоянно проверять электронную почту, чтобы удостовериться, что все «хорошо».

Как распознать себя

Если вами движет тревожно-озабоченная привязанность, у вас будет как минимум два основных момента, когда вы почувствуете «угрозу». Вы будете испытывать «отрицательную предвзятость»: электронное письмо от клиента непременно должно быть жалобой, а отсутствие признания начальником наверняка означает, что мне уже ищут замену. Хотя эти мысли могут быть правдой, они, скорее всего, далеки от истины. Но ваш озабоченный мозг делает отрицательные выводы и зацикливается на проблемах до тех пор, пока они не будут решены.

Вторая проблема управления временем  —  это сильная аллергия на установление границ. Сама идея сказать «нет» приводит вас в ужас.

Что с этим делать

Чтобы улучшить ваше управление временем, нужно будет успокоить нервную систему, чтобы выходить из режима «борьба или бегство» каждый раз, когда что-то происходит на работе.

Лучшие успокоительные методы  —  позитивная беседа с самим собой и поддержка коллег. Беседа с собой может выглядеть примерно так: «Давай подождем и посмотрим, что происходит» или «Все будет хорошо». Если вы все еще взволнованы, вам, возможно, понадобится помощь, чтобы прояснилось в голове, и вы смогли двигаться дальше. Это может означать, что надо разобраться в ситуации напрямую с клиентом, коллегой или третьим, независимым лицом.

И когда дело дойдет до установки границ, вы можете начать с чего-то малого, например, не проверять электронную почту после того, как уйдете из офиса. Таким образом, вам не придется говорить: «Нет, я не могу это сделать сегодня». Вы просто не узнаете о задании до завтра.

Свет в нашей жизни

Когда мы видим сознание окружающих, мы привносим в отношения качества нашего внимания: любознательность, открытость и восприимчивость. Они лежат в основе надежной привязанности. И это чувствуется, когда мы слушаем историю человека, у которого хорошая связь с самим собой.

Сочувствие к самому себе и принятие себя безошибочно угадываются у людей с надежной привязанностью. Они, обычно являясь результатом последовательных, продолжительных и заботливых отношений с родителями в раннем детстве, могут появиться и в результате приобретенной надежной привязанности, как в случае Ребекки.

Когда мы чувствуем, что находимся в сердце другого человека, теплый свет любви горит внутри нас и освещает нашу жизнь.

У большинства свет зажигают родители. Для Ребекки это сделала тетя. Тот факт, что тетя так хорошо ее чувствовала, позволил Ребекке ощущать себя настоящей и ценной, несмотря на хаос в доме, и в конце концов создать связный нарратив.

Позитивные отношения с любым взрослым: с кем-то из родственников, с учителем, психологом или другом — всё, что нужно для установления положительных отношений с самим собой.

Мыслительное восприятие позволяет нам видеть в жизни наполненную смыслом историю. Это причина, по которой я всегда призываю учителей и коллег-психотерапевтов устанавливать прочную и гармоничную связь со студентами и пациентами. Ощущение, что сознание одного человека находится в сознании другого, дает отличные результаты.

У моей подруги Ребекки теперь есть свои дети, которым повезло иметь маму, способную выстроить с ними открытые и полные любви отношения. Если бы вы увидели Ребекку с детьми, вы бы никогда не догадались, насколько болезненным было ее детство.

Наш ранний опыт не приговор. Если мы осмыслим прошлое и интегрируем нарратив, мы вырвемся из порочного круга боли и ненадежной привязанности, передающихся из поколения в поколение.

Ребекка всегда являлась для меня примером того, как, взяв ответственность за свое сознание, мы освобождаемся сами и дарим любовь и заботу детям.

Привязанность в романтических отношениях

Характеристики отношений между романтическими партнёрами в зрелости различаются между собой. Одни пары удовлетворены больше, чем другие; отношения одних длятся дольше, чем отношения других; способность к адаптации к внешним воздействиям у одних пар выше, чем у других. Существуют данные о том, что различия в типах привязанности влияют на качество романтических отношений, а также на характеристики функционирования семьи.

Удовлетворённость

Многие исследования направлены на изучение связи между типом привязанности и удовлетворённостью отношениями. Люди с надёжным типом привязанности чаще выражают большую удовлетворённость отношениями, чем люди с ненадёжным типом. Это касается как отношений вообще, так и сексуальных отношений.

Несмотря на уже выявленное наличие связи между типом привязанности и субъективной удовлетворённостью, по-прежнему остается не до конца ясным, с помощью каких механизмов привязанность влияет на удовлетворённость.

Одним из механизмов может быть характер общения и взаимодействия между партнёрами. При надёжном типе привязанности наблюдается более конструктивное общение, а также большая интимность и раскрытие перед партнёром, что влияет на удовлетворенность отношениями. Другими механизмами могут быть способ разрешения конфликтов и поддержка со стороны партнёра. Таким образом, механизмы влияния стиля привязанности на удовлетворенность романтическими отношениями необходимо ещё исследовать.

Длительность отношений

Тип привязанности косвенно обуславливает длительность отношений. Это может быть отчасти связано с преданностью друг другу.

Люди с надёжным типом привязанности отличаются преданностью, даже приверженностью отношениям. Кроме того, так как люди с надёжным типом больше удовлетворены отношениями, это может также влиять и на длительность отношений. Однако, связь надёжного типа с продолжительностью отношений на данный момент можно считать лишь косвенной.

Стабильные отношения характерны не только для людей с надёжным типом привязанности. Индивиды с тревожным типом привязанности также могут находиться в долгих отношениях, но при этом могут испытывать множество негативных эмоций и переживаний. Они часто боятся быть брошенными, кроме того характеризуются неуверенностью в своей значимости для партнёра и в его чувствах к себе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector