Типы уроков и их структура

Какие бывают методы обучения на уроке

Несмотря на сложности, которые возникали во время систематизации накопленной информации по этому вопросу, в педагогике удалось вычленить три группы методов обучения.

  1. Организационные разделяются по источнику изложения предмета: словесные, наглядные или практические. По характеру учебной деятельности выделяют проблемное изложение, метод иллюстраций. По логике подачи материала: индуктивные и дедуктивные приемы.
  2. Контролирующие нацелены на подтверждение приобретенных учащимися знаний: это самостоятельное выполнение упражнений, контрольные работы, письменные и устные зачеты, экзамены, опросы и т.д.
  3. Стимулирующие призваны вызвать у ребенка интерес к обучению, стремление быть первым и за это получить поощрения. Для этого проводят конкурсы и викторины, в том числе во внеурочной деятельности, чтобы закрепить практические умения.

Преподавание также ведется с применением активных и пассивных методов, набирают популярность интерактивные и эвристические способы, которые пока несовершенны и требуют дальнейшей проработки.

Примерная схема урока

В традиционной схеме комбинированный урок начинается с проверки знаний и навыков. Нередко этот этап растягивается до 15-20 минут, а в ответах учащихся часто преобладает деятельность по воспроизведению, хотя известно, что первые 25 минут урока являются наиболее продуктивными

Очевидно, что такая схема обучения неэффективна: внимание учеников рассеивается, и они теряют интерес к уроку

Поэтому в методике преподавания существуют различные взгляды на структуру урока. При комбинированном обучении целесообразно проводить проверку знаний и умений (в виде четко ограниченного этапа) в том случае, когда изучение нового материала очень тесно связано с предыдущими темами, и без проверки невозможно продолжать обучение. В противном случае тест может быть в форме дискуссии, которая определит общий уровень усвоения материала.

Если изучение нового материала не очень тесно связано с предыдущим, проверку знаний можно опустить как структурную часть урока. Такой подход к структуре урока возможен в случае с предметом «Окружающий мир», поскольку он является синтетическим: темы разного содержания рассматриваются одна за другой и часто не имеют никакой связи друг с другом.

Существуют и более современные подходы к вопросу структуры урока. Например, N. F. Виноградова предлагает использовать дробную структуру урока. Урок начинается с этапа акклиматизации, во время которого учащиеся настраиваются на педагогическую деятельность. Формирующий этап предполагает изучение нового материала путем освоения новых способов действия. Творческая фаза служит для закрепления новых способов действия, их творческого применения. Урок заканчивается подведением итогов и формулировкой домашнего задания.

Предметный урок включает в себя практическую деятельность с определенным объектом, который учащиеся получили для изучения (гербарий растения, образец горной породы, модель). В процессе работы с этим объектом учащиеся приобретают новые знания. Таким образом, преподавание реализует практический метод обучения, при котором источником знаний является опытная деятельность школьников. В то же время очевидно, что деятельность на предметных уроках носит исследовательский характер. Могут быть использованы различные формы организации работы: индивидуальная, парная, групповая. Выбор диктуется давлением или отсутствием подачек. Если школа полностью оборудована, в классе может использоваться индивидуальная или парная работа. Если тем недостаточно, уместна групповая работа.

В конце организационного момента учитель выявляет фоновые знания и умения учащихся по теме урока, а затем предлагает им темы для исследования, дает указания о порядке выполнения практической работы. После этого студенты работают над заданиями, формулируют и обсуждают выводы, закрепляют полученные знания.

Некоторые методисты не склонны рассматривать предметный урок как особый вид урока и считают его уроком практической работы или отработки навыков.

Обобщающий урок. Этот тип урока проводится в конце темы или раздела. Цель урока — обобщить ранее приобретенные знания и навыки, поэтому структура урока включает следующие компоненты: Организационный сегмент, систематизация и обобщение изученного материала и заключение. Недопустимо превращать обобщающий урок в обзорный. Задача обобщающего урока — систематизировать основные понятия изучаемой темы, важные причинно-следственные связи. К сожалению, в школьной практике сложился подход, при котором учащиеся воспроизводят содержание предмета в той форме, в которой они его получили при изучении какой-либо темы. В различных системах вариантов существуют авторские подходы к реализации основных видов обучения.

«…И виждь, и внемли!»: организационный момент

Как и любой успешный урок, комбинированный должен начинаться с хорошего оргмомента.

Дети приходят после перемены возбужденные, увлеченные беседой с друзьями, с эмоциями, не остывшими после предыдущего урока или игры на перемене. Необходимо настроить их на активную работу

Поэтому среди компонентов комбинированного урока этот этап занимает небольшое по времени, но крайне важное место

Особенности комбинированного урока (многокомпонентность, напряженность и т.д.) требуют активной и вдумчивой работы школьников, поэтому первым двум-трем минутам стоит уделить особое внимание

В начальной школе в ходу различные стишки и песенки. Например: «Внимательно слушай! Запоминай! И на вопросы точней отвечай!». Они призваны настроить ребят на усвоение материала и имеют форму своеобразного ритуала.

Для более старших ребят стишки уже не годятся, но какой-то ритуал может оказаться полезен. Наиболее распространенный: ученики встают и таким образом приветствуют учителя

Учитель может, например, обратить внимание учеников на то, какие предметы должны находиться у них на парте, или сказать несколько добрых слов кому-то из учащихся. Замечаний на этом этапе лучше избежать

Варианты начала урока:

  • сообщение о какой-то памятной дате, имеющей (или даже нет) отношение к предмету (день рождения писателя, композитора, политического деятеля; годовщина исторического события, открытия, выхода в свет книги);
  • загадка или необычный факт в форме новости;
  • отрывок из литературного произведения или афоризм;
  • общий комплимент классу и т.п.

Тип 3: комплексное применение полученных знаний

Все виды уроков имеют четкий алгоритм проведения. Так, для того чтобы научиться комплексно применять знания в практической деятельности, необходимо пройти через следующие ступени:

  • Актуализировать знания, умения и навыки, полученные на предыдущих уроках и способные помочь в творческом применении информации.
  • Обобщить и провести систематизацию изученных материалов и способов деятельности.
  • Усвоить процесс выполнения образцового задания по применению знаний, умений и навыков.
  • Выполнить задание по применению обобщенных изученных материалов в незнакомой ситуации.
  • Контролировать самостоятельно или с помощью учителя знания, умения и навыки.

Выполнение каждого из представленных этапов позволит наиболее эффективно принять и усвоить полученные навыки, знания и умения. Типы уроков обычно выражаются в самых разных формах проведения образовательного процесса. Этапы для всех являются одинаково актуальными. Для комплексного применения изученных материалов проводится урок — лабораторная работа, семинар, практикум. Учитель, проводя занятие в любом из представленных форматов, ставит перед собой цель. Традиционно это достижение самостоятельности в вопросе практического применения комплексных знаний в самых различных ситуациях. Изучать материал и применять его в комплексе — очень важный момент процесса обучения. Не все типы уроков практикуют данный формат преподавания.

«Задумайся у порога»: домашнее задание и рефлексия

Эти два кратких этапа — выдача домашнего задания и рефлексия — неотъемлемые части в структуре комбинированного урока по ФГОС. По желанию учителя, может рефлексия предшествовать озвучиванию домашнего задания, а может быть и наоборот.

Предлагая задание на дом, учитель должен убедиться, что все ученики понимают, что им задано и как выполнять эту работу. Неплохо, если задание дифференцированное или «по выбору ученика», что соответствует требованиям фГОС, так как предполагает возможность для обучающегося выбрать удобный для себя способ повторения материала. Обычно предлагается на выбор выполнить творческое задание (иногда просто требующее поиска дополнительной информации; например, письмо, РАФТ, создание своей задачи на тему) или обычное, на отработку навыка.

Уроки в педагогике

Урок — это форма организации педагогического процесса, с группой обучающихся одной возрастной категории и постоянного состава.

Образовательная деятельность проходит по установленному расписанию и заранее спланированной программе.

Признаки, отличающие урок от других форм обучения:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

  • точно определенная продолжительность занятия (40-45 минут);
  • стабильный состав обучающихся;
  • усвоение учащимися необходимых знаний, умений и навыков непосредственно во время урока;
  • учет индивидуальных особенностей школьников педагогом, осуществляющим педагогический процесс.

Главная функция урочной системы — реализация выдвинутой цели обучения, частично или в полном объеме.

Преимущества урочной формы:

  1. Позволяет комбинировать различные варианты работ (индивидуальную, коллективное взаимодействие, фронтальную).
  2. Способствует активизации познавательной деятельности учащихся.
  3. Формирует научное мировоззрение школьников.
  4. Мотивирует к другим видам деятельности (домашней работе, внеклассной).
  5. Дает учащимся возможность овладевать различными методами познания.
  6. Помогает реализовать воспитательные цели.

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цели:

Деятельностная научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Структура урока обретения новых знаний

  • Мотивационный этап.
  • Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
  • Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
  • Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
  • Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит «открытие» нового знания.
  • Первичное закрепление нового знания.
  • Самостоятельная работа и проверка по эталону.
  • Включение в систему знаний и умений.
  • Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Что такое структура урока

В состав структуры урока сходят элементы, которые обеспечивают его целостность и сохранность ключевых черт во всевозможных вариациях.

Определение 1

Структура урока – это список поэтапности его проведения.

Определение 2

Стандартный урок подразделяется на основные элементы:

  1. Организационный момент (2 минуты). Основной задачей является привлечение внимания детей, привить заинтересованность темой урока, ознакомить с целями и задачами урока.
  2. Повторение пройденного материала, проверка домашнего задания (5 минуты). Предварительно проводится проверка задания на усвояемость предыдущего материала. Проведение аналогии с запланированным материалом для начала объяснения новой темы.
  3. Изучение нового материала (24 минуты). Изложение нового материала. Возможны смены деятельности во время объяснения: работы в группах, диалог. Учитель подробно и внятно изъясняется, основываясь на примерах, с наглядными материалами для скорейшего запоминания детьми.
  4. Закрепление (13). Использование заданий или упражнений закрепительного характера. Проводится беседа, обсуждение возникших вопросов. Диалог с детьми позволяет выработать умения и проверить на усваивание новой темы.
  5. Итоги (4 минуты). Этап важен для понимания того, что учащиеся усвоили материал, дети могут задавать интересующие их вопросы.
  6. Домашнее задание (2 минуты). Запись домашнего задания и его подробное разъяснение.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Понятие о методах обучения и их классификация

В первую очередь учитель выбирает между пассивным и активным ведением урока. Первый вариант традиционен для российских школ: учитель ведет урок, а ученики слушают и записывают. Активное ведение урока, напротив, подразумевает участие учащихся во всем, что происходит на уроке. Детальная классификация поможет точнее понять, когда и какие стратегии и тактики следует использовать учителю:

  • распространено применение словесных методов; это лекция, рассказ, беседа, личная консультация;
  • наглядность подразумевает дополнение лекций пособиями: плакатами, схемами, аудио- и видеоматериалами;
  • практические подходы говорят за себя: ученик на практике изучает предмет. Упражнения, которые он выполняет самостоятельно, способствуют закреплению полученных навыков.

Выше перечислены традиционные приемы, которые учителя чаще всего применяют в работе. Педагогическая наука не стоит на месте, с каждым годом появляются новые решения. К ним относятся интерактивные методы, которые актуальны в связи с развитием интернета:

  1. деловая игра — искусственная имитация рабочих процессов, когда каждый учащийся играет роль делового партнера;
  2. погружение популярно при изучении иностранного языка. Данный метод основан на теории программирования подсознания человека;
  3. кейс-методика основана на создании наставником определенной ситуации, которую он предлагает ученикам для решения;
  4. проектный способ дает школьникам свободу действий, они сами ставят перед собой цели, ищут пути их достижения и информацию по вопросу;
  5. синектика основана на аналогиях и сравнениях;
  6. эвристический подход подразумевает постановку перед учащимися ряда вопросов, ответ на каждый из них считается достижением цели. Эвристическая беседа учителя и учеников – это часть коллективного решения вопроса;
  7. популярны проблемный и исследовательский подходы, которые часто объединяют, их суть заложена в названиях: ученик проводит исследование, чтобы решить проблему;
  8. в основе модульного способа лежит разделение тем на подтемы. Класс не двигается дальше, пока все не освоили очередной информационный блок;
  9. РКМЧП: развитие критического мышления предполагает, что учащийся должен самостоятельно проверять каждый факт, донесенный до него учителем;

Возможности современных педагогических технологий безграничны и направлены на улучшение воспитательной, образовательной и прикладной сторон процесса. Научный подход к проблеме необходим для исключения проблемы формального получения аттестата, способствует появлению мотиваций к получению новых знаний, улучшает направление просвещения в целом.

Многообразие классификаций

В любой классификации за основу берутся более выраженные признаки урока, в соответствии с которыми и выделяются типы уроков.
Классификации уроков посвящено много исследовательских работ. Авторы по-разному классифицировали уроки, исходя из методов обучения (И.Н. Борисов), способа организации учебной деятельности (Д.М. Кирюшкин), из содержания и способов проведения урока (ИЛ. Казанцев), из дидактической цели (И.Т. Огородников) и из основных этапов учебного процесса (СВ. Иванов). По цели организации занятий уроки классифицируются так: изучения нового материала, уроки углубления знаний, упрочения умений и навыков, повторительно-обобщающие, уроки контроля и оценки процесса учения и его результата. По цели организации занятий детерминированной общепедагогической целью, характером содержания изучаемого материала и уровнем обученности учащихся все уроки можно делить на: уроки изучения нового материала (1-й тип), совершенствования знаний, умений и навыков (2-й ТИП); обобщения и систематизации (3-й тип); комбинированные (4-й тип); контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5-й тип) .
Практически целесообразной является классификация уроков не только по типам, но и по видам. Исходя из характера деятельности учителя и учащихся, это деление совпадает, по мнению М.И. Махмутова, с делением по способам реализации методов обучения .
Среди теоретиков и практиков значительную поддержку получила классификация уроков по таким признакам, как дидактическая цель и место урока в общей системе. На основании этого положения можно обозначить следующий перечень главных типов уроков:
1) уроки изучения новых знаний;
2) уроки формирования новых умений;
3) уроки обобщения и систематизации изученного;
4) уроки контроля и коррекции знаний, умений;
5) уроки практического применения знаний, умений (Г.И. Щукина, В.А. Онищук, Н.А. Сорокин, М.И. Махмутов и др.);
6) комбинированные (смешанные).
Самым распространенным в педагогической практике является тип комбинированного урока. По мнению ряда теоретиков и практиков они составляют примерно 75-80 % от общего количества уроков. В своей структуре он объединяет все основные элементы обучения: организацию учебного занятия; повторение и проверку знаний учащихся; изучение нового учебного материала и формирование новых умений и навыков; закрепление полученных знаний; определение домашнего задания, объяснение его сущности, комментирование его выполнения; подведение итогов, оценка успехов учащихся в сочетании с коррекцией знаний и умений.
Урок этого типа позволяет одновременно достигать нескольких целей. Различные комбинации элементов урока и переход их друг в друга обеспечивают гибкость и подвижность его структуры, решение многих учебно-воспитательных задач.
К недостаткам комбинированного урока относят дефицит времени, когда на изучение нового материала остается 15-20 минут, а остальное время уходит на другие виды работ; увеличившийся объем изучаемых знаний, сокращение времени на познавательные процессы и т.д. При правильной организации возможно сведение этих недостатков к минимуму. Но лучше всего они компенсируются другими типами уроков, ориентированных на конкретные виды деятельности.

Классические типы и формы проведения уроков

К классическим типам проведения уроков на сегодняшний день относят:

  • комбинированный. Это самый распространенный тип урока, который состоит из нескольких частей: организационный момент (2-3 минуты); проверка и разбор домашнего задания (10 минут); обучение новому материалу (около 20 минут); освоение нового материала, выполнение практических упражнений (15 минут); учитель задает домашнее задание и подводит итог (5-8 минут);
  • изучение нового материала. Такой тип урока практикуют в основном старших классах. Возможно использование иллюстративного материала. Урок может проходить как в форме лекции, так и форме исследования. Результативность урока зависит от уровня освоения новой информации учащимися;
  • обобщение и систематизация пройденного материала. Данный тип урока направлен на усовершенствование знаний и повторение основных блоков пройденного материала для полного овладения предметом. Учитель оценивает знания учащихся сразу по нескольким темам, дает им различные задачи и творческие задания, указывает на проблемы и способы их решения;
  • закрепление знаний. Во время такого урока большую часть времени ученики повторяют и закрепляют весь материал, формируют навыки и умения, углубляют и расширяют свои знания. Урок закрепления знаний может проводиться в виде семинара, лекции, самостоятельных и лабораторных работ, практикума.

К классическим формам урока можно отнести открытый урок и урок в форме зачета. И тот, и другой широко распространены во всех школах Российской Федерации. Открытый урок направлен на повышение культуры общения, развитие исследовательских навыков и умений работать в команде.

У открытым урокам и учитель, и ученики готовятся заранее

Такую форму урока также могут посетить другие учителя и ученики для обсуждения рассматриваемой проблемы. Дату и время открытого урока педагог назначает заранее. Ученикам дается задание, которое они должны выполнить в нужные сроки и потом продемонстрировать результат.

В начале урока учитель выступает со вступительной речью, затем оглашает тему и вопросы для обсуждения. После этого ученики выступают с заранее подготовленным материалом и начинают дискуссию.

Урок в форме зачета у учеников можно смело назвать одним из самых нелюбимых. Во время такого урока учитель проводит срез знаний в виде самостоятельной или контрольной работы, диктанта, изложения и т.д.. Об итоговой проверке знаний пройденного материала учитель всегда предупреждает заранее.

У учащихся всегда есть шанс подготовиться и получить отличную оценку. Перед началом урока педагог заранее пишет на доске тему и задания, если это требуется. После звонка ученики принимаются за работу. После такой контрольной обязательно проводится работа над ошибками и полный разбор темы. Обычно это происходит на следующем уроке.

Тип 6: комбинированный урок

Урок данного типа имеет огромное значение в процессе обучения. Как и все типы уроков, он позволяет понимать, усваивать и учиться применять новые знания. Его особенностью является то, что на уроке учениками решаются сразу несколько разных дидактических задач. То есть комбинированный урок состоит из этапа по повторению ранее изученного материала, также на нем проверяется выполнение домашнего задания и изучаются и закрепляются совсем новые знания.

Особенное распространение уроки данного типа имеют в начальной школе. Причиной такого рода популярности стали поведенческие особенности учеников младших классов

Они, как правило, чрезмерно эмоционально возбудимы и обладают неустойчивым вниманием. Помимо этого, использование комбинированных уроков в младшей школе соответствует учебной программе и порядку предоставления информации в современных учебниках

Если рассматривать урок на примере одного конкретного учебника, то можно отметить, что материал в нем преподносится поурочно. В свою очередь, каждый отдельный урок обладает несколькими главными линиями, согласно которым должна проводиться работа по получению и отработке знаний. Обычно ими являются:

  • Процесс обучения, основанный на работе с усвоенными раньше данными. Это делается для их повторения и как следствие более прочного закрепления.
  • Процесс обучения, основанный на изучении новой темы с ее последующим закреплением.
  • Процесс обучения, в основе которого лежит работа с материалом, который поможет более точно понять и изучить новые знания.

Типы и структуры уроков

Чтобы выявить общие черты в огромном разнообразии уроков, их необходимо классифицировать. Каковы общие черты группового тренинга, когда каждый из них имеет разные цели и задачи, изучает разнородный материал, использует разные технологии и методы? Эта проблема очень сложна и на сегодняшний день до конца не решена ни в мировой, ни в отечественной дидактике, поэтому существуют различные подходы к классификации классов. В зависимости от того, какие признаки (стороны) обучения берутся за основу, выделяют различные типы учебных классов. Количество известных на сегодняшний день классификаций исчисляется десятками.

Одна из первых обоснованных классификаций уроков была сделана советским дидактом И.Н.Казанцевым, который предложил группировать уроки по двум критериям: 1) содержание и 2) метод проведения. Например, согласно первому критерию, уроки математики делятся на арифметику, алгебру, геометрию и тригонометрию в зависимости от их содержания, а внутри них — в зависимости от содержания преподаваемых тем. По характеру преподавания они делятся на преподавание на выезде, преподавание по фильмам, преподавание по самообучению и т.д.

В соответствии с логическим содержанием работы и видом познавательной деятельности выделяют следующие типы уроков:

  • 1) вводный;
  • 2) первичное ознакомление с материалом;
  • 3) усвоение новых знаний;
  • 4) применение полученных знаний на практике;
  • 5) умения;
  • 6) закрепление, повторение и обобщение;
  • 7) контроль;
  • 8) смешанный или комбинированный.

Наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков находит классификация уроков по двум основным признакам — но дидактическим целям и месту урока в общей системе: 1) комбинированные или смешанные уроки; 2) уроки ознакомления учащихся с новым материалом; 3) уроки закрепления знаний; 4) уроки, основной целью которых является обобщение и систематизация изученного; 5) уроки, основной целью которых является развитие и закрепление навыков; 6) уроки, основной целью которых является проверка знаний. В рамках вышеперечисленных типов также выделяются подтипы.

Обновленный список основных типов уроков можно найти ниже:

  • 1) комбинированные (смешанные) уроки;
  • 2) уроки для изучения новых знаний
  • 3) занятия для формирования новых навыков
  • 4) уроки для обобщения и систематизации того, что было изучено
  • 5) занятия по контролю и коррекции знаний и навыков
  • 6) Уроки практического применения знаний и умений (Г.И. Щукина, В.А. Онищук, Н.А. Сорокин, М.И. Махмутов и др.).

Введем понятие структуры урока, под которым мы понимаем внутреннюю структуру урока, последовательность его этапов. Тип урока определяется наличием и последовательностью его структурных частей.

Уроки сегодня часто рассматриваются не столько с точки зрения формального сочетания и последовательности их этапов, сколько с точки зрения постановки и достижения целей, эффективности познавательной деятельности. Теперь учитель волен выбирать структуру урока, если она обеспечивает высокую эффективность обучения и воспитания. Значение этого нововведения можно понять, только сравнив прежние жесткие требования к обязательному соблюдению формальных разделов урока с нынешними идеями свободного проектирования учебных блоков. Однако отношение теоретиков и практиков к «неструктурированному» преподаванию двойственное: раскрепощение учителя, конечно, прогрессивный шаг, но нарушения закономерностей познавательной деятельности, возникающие при произвольном, необоснованном сочетании этапов в классе — большой недостаток. Важным современным положением является то, что целесообразность определенных видов и структур обучения предлагается оценивать по эффективности всего образовательного процесса (конечному результату), а не по структурному совершенству и полноте отдельных уроков.

Нестандартные подходы к проведению уроков

Порой, общаясь с высококвалифицированным педагогом, можно услышать такой термин, как нестандартный урок. Так как многие люди проходили обучение только согласно классической схеме преподавания, это высказывание способно вызвать массу вопросов. Первое, что интересно узнать, — это то, какие именно уроки можно назвать нестандартными. Виды уроков данного типа — это не просто урок практических работ, это занятия в формате «судебного заседания», «научного форума», диспута, конструктивного диалога, творческой пресс-конференции, яркого концерта или увлекательного мастер-класса.

Второй вопрос, на который неосведомленному человеку хочется получить ответ: что представляют собой перечисленные выше и другие подобные нестандартные уроки, причиной появления которых стал поиск новых типов и форм подачи знаний? С точки зрения характера признаков можно заметить, что каждый нестандартный урок можно с уверенностью отнести к одному из классических типов. В качестве примера хочется рассмотреть урок-суд. Фактически на уроке обыгрывается судебное заседание, действующими лицами которого выступают ученики класса. Каждому из них даются заранее определенные роли, после чего ребята погружаются в конкретную ситуацию. Например, они рассматривают «дело» Всемирной паутины. Судьей в данном случае является учитель. Такой формат его участия в процессе позволяет направлять занятие в правильное русло. Ученики, согласно своим ролям, пытаются оправдать или осудить в рамках заседания. В итоге суд подводит основные итоги и выносит свой вердикт.

В данной конкретной ситуации он может быть следующим: Интернет стал обязательным атрибутом ежедневной жизни человека. Его использование не всегда приводит к положительным результатам, поэтому просто необходимо научиться разумно применять великое достижение современности, чтобы не стать интернет-зависимым человеком. Фактически данное занятие является ярким примером дидактической игры по ролям и отвечает всем ее обязательным характеристикам.

«Вспомнить всё»: актуализация знаний

Чаще всего этот этап идет в начале урока. На этом этапе необходимо опросить как можно больше учащихся, в то же время не затягивая процесс.

Ежеурочный опрос полезен по многим причинам:

  • дисциплинирует школьников;
  • помогает быстро «войти в курс» тем, кто подзабыл что-то;
  • проговаривание помогает ученику четче осознать материал, чтобы он лучше «уложился в голове».

С этой точки зрения полезен опрос учеников у доски, но он недостаточно результативен. Один ученик отвечает, а другие отвлекаются; даже если удается добиться достаточно внимательного выслушивания ответа (скажем, предложить конспектировать ответ, дополнять его, задавать вопросы), все же оценок получится мало, а времени уйдет много. Можно организовать фронтальный опрос, дать небольшой тест или что-то еще. Много интересных способов провести опрос можно найти на нашем сайте.

Структура урока «открытия» новых знаний по ФГОС

Мотивирование на учебную деятельность. Ученик должен осознанно вступить в учебную деятельность. Для этого учитель должен создать условия, когда учащийся понимает требования к нему на уроке, испытывает желание включиться в работу и верит, что учебная деятельность ему под силу.

Актуализация знаний. Организуется подготовка учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия. Выполняя задания, ученики фиксируют свои затруднения.

Выявление места и причины затруднения. Под руководством учителя ученики восстанавливают порядок проведенных действий и определяют конкретное место затруднения. Сверяя свои действия с используемым способом (алгоритмом), учащиеся определяют причину затруднения — конкретные знания и умения, которых пока нет для решения поставленной задачи

Очень важно все действия проговаривать вслух.

Построение проекта решения проблемы. Учащиеся обдумывают и обсуждают свои будущие учебные действия: ставят цель (устранение возникшего затруднения), определяют тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и подбирают средства

Учитель руководит с помощью подводящего или побуждающего диалога или с использованием исследовательских методов. Выбор конкретного метода зависит в первую очередь от степени подготовленности класса.

Реализация проекта. Путем обсуждения различных вариантов, предложенных учащимися, выбирается оптимальный способ действий, который используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. При этом учитель должен незаметно подвести учеников к правильному способу. После решения задачи ученики отмечают преодоление возникшего ранее затруднения и высказывают мысль о том, что этот способ подходит для решения подобных задач.

Первичное закрепление. Учащиеся решают типовые задания на новый способ действий, проговаривая алгоритм решения вслух. При этом работа может проводиться фронтально, в группах или в парах.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Ученики уже самостоятельно выполняют задания нового типа и сами проверяют правильность решения, сравнивая с эталоном. После этого обсуждаются результаты. Желательно создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

Включение в систему знаний и повторение. Определяется, когда можно применять новые знания, как они могут пригодиться в будущем. Даются задания, где выработанный способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Рефлексия учебной деятельности на уроке. Ученики напоминают себе новое содержание, изученное на уроке. Организуется самоанализ и самооценка учениками своей учебной деятельности. Делаются выводы о достижении поставленной в начале урока цели.

На что ориентироваться при выборе профиля

Результаты ОГЭ

В профильные классы набирают школьников, уже показавших хорошие результаты по предмету. Если в аттестате за 9 класс у ребёнка тройка по математике, в физико-математический класс его, скорее всего, не возьмут.  

Способности и склонности

Если у ребёнка есть ярко выраженные способности или склонности, в профильном классе ему помогут их развить. Например, он плохо разбирается в программировании, но увлекается биологией. Или плавает в литературе, но силён в математике. В профильном классе не придётся тратить время на предметы, которые даются не очень хорошо.

Предметы ЕГЭ

Выбирайте профильный класс, ориентируясь на предметы, которые ребёнок собирается сдавать. Как правило, подготовке к ЕГЭ и разбору сложных заданий в таких классах отведено больше времени. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector