Травмы воспитания, что подрезали крылья советским детям
Содержание:
Что изменилось
К сожалению, мы вынуждены принять тот факт, что проблем с успеваемостью, состоянием здоровья, поведением молодого поколения значительно прибавилось. Известно, что воспитание в большинстве своем зависит от семьи, в которой малыш растет. В Советском Союзе это была настоящая ячейка общества, обособленный элемент со своим укладом.
Конечно, не все семьи идеальны, но, если возникали какие-либо проблемы, поднимались всем миром и старались помочь. В современной России люди разводятся больше, чем регистрируют браки, растет число неполных семей. А страдают от этого, в первую очередь, дети. Им просто не у кого брать пример, что мужчина должен быть сильным, а женщина – верной опорой во всех начинаниях. Сегодня зачастую бывает с точностью да наоборот. Мужчина как таковой уже не защитник, не пример для подражания – он просто папа. Мальчикам с детства не прививается самостоятельность и умение держать слово. А девочкам – не преподносится женственность и желание в будущем стать хорошей матерью.
Детские сады
Каким было воспитание в советское время в детских садах? Они тоже потеряли свои позиции. В СССР дошкольное образование считалось единым, имело определенные стандарты обучения. Сейчас кто-то посещает государственные детские сады, кто-то – частные. Некоторые семьи предпочитают воспитывать ребенка дома (обосабливаясь от общества). Если в Советском Союзе профессия «воспитатель» была крайне почетной, то в современной России квалифицированных специалистов осталось мало. Да и идти в эту специальность людям остается только по зову сердца, ведь зарплаты предлагаются смешные.
Раньше каждый человек был товарищем, детишкам объясняли, что важно проявлять трудолюбие, дисциплинированность, любовь к близким, уважение к старшим. Повсюду висели лозунги с соответствующими наставлениями
Современные школы обучают больше интеллектуальному мышлению, развивают творческие способности. Разумеется, это тоже необходимо, но без трудолюбия, человечности, понимания, дружбы и честности далеко не уедешь.
Изменилась и система физического воспитания детей. Советскому Союзу нужны были сильные, здоровые, работящие руки. Работало множество фабрик, заводов, колхозов, где необходимо много трудиться. В школах было много снарядов (кольца, брусья, перекладины), на которых занимались все. Конечно, достаточно времени уделялось и играм (футбол, баскетбол, волейбол). Сейчас тоже можно отдать ребенка в спортивную секцию. Но их не так много, и профессионализм тренеров не всегда достаточно высокий. Но на уроках не так строго спрашивают, не следят за выполнением нормативов. Отпускают домой с немного недолеченным насморком. О какой силе духа тут может идти речь?!
Разумеется, в любой системе есть свои положительные и отрицательные стороны. Возможно, когда-нибудь мы сможем вернуться к прошлому, советскому периоду воспитания, ведь он был далеко не плохой. А, быть может, спустя годы сегодняшняя система нам покажется идеальной. Кто знает, кто знает…
Воспитание – главная задача семьи и школы
liluРубрика: Как это было
11 июня 14
В СССР задача воспитания подрастающего поколения не была задачей только семьи или только школы – это было обоюдное дело. Это сейчас родители пеняют на пробелы в школьной системе, а педагоги обвиняют родителей в недостаточном воспитании детей. В советском союзе не было так распространенных сейчас психологов, с полученными за 3 месяца дипломами, раздающих советы и дающих консультации направо и налево – лишь бы твои деньги. Но там были газеты.
И Журналы. И фильмы. Дающие ответы на вопросы. Статьи писали исключительно профессора и кандидаты наук. В крайнем случае – заслуженные специалисты с практическим опытом. Одинаковые проблемы были и тогда и сейчас: научить уважать старших, проблема в общении, в поисках истины в переходном возрасте, первая любовь, раннее курение, вороватость, куда деть свободное время…… Решают их по разному – тогда и сейчас.
Тогда ответы на все вопросы давали, газеты, журналы, фильмы. Опять же – проверенные источники, научно обоснованные доводы и заслуженные авторы статей давали повод верить. Газета «Семья», журнал «Семья и школа», фильмы — «Доживем до понедельника», «Ключ без права передачи», «Большая перемена», «Вам и не снилось» — краткий перечень источников, которые раскрывают вопросы воспитания и проблемы школьников. Фильмы советского периода очень часто заканчиваются незавершенностью. Это заставляло думать, придумывать историю до конца, анализировать поведение героев, спорить в кругу друзей и в школе-институте на диспутах.
Например, журнал «Семья и школа» рассказывал о жизни обычных семей – мама, папа, двое детей – чем живут, какие хобби, кто за что отвечает по хозяйству; помогал сохранить брак – кандидаты психологических наук разбирали какой-то отдельный случай по письму и давали советы по наиболее распространенным проблемам, с которыми сталкивается семья на разных этапах своего существования; публиковал статьи по детским дурным наклонностям и также советовал, как этого избежать и корректировать поведение. Все это было подано простым и понятным языком – без каких-либо непонятных обычному человеку профессиональных терминов.
Также были статьи, интересные детям разного возраста – от рассказов о работе клубов по интересам- туристических, спортивных, рукоделия, и выборе профессии до сказок и ребусов для самых маленьких. Также были отдельные рубрики литературное наследие и эстетическое воспитание. Для пап – поделки с детьми для дома, для мам – выкройки, шитье и рукоделие. И отдельная рубрика – в помощь молодым мамам — уход за маленьким ребенком. Также раскрывались вопросы сексологии. Например, в №4 за 1989 г. была большая статья кандидата психологических наук, психотерапевта, «Сексология снимает запреты», где подробно, с нашей точки зрения наивно, давались ответы на вопросы молодых супругов. Это сейчас кричат о сексе на каждом углу. Раньше все это было делом чисто семейным и интимным, редко ходили советоваться даже к врачу, не говоря уже о каких-то друзьях-подругах. Журнал содержал 64-66 страниц плотного текста, полезного для всей семьи. Цена 1 журнала – 30 коп., в основном это была подписка сразу на полгода-год.
Еженедельнику «Семья» (15 коп.) тоже было что рассказать – в № 10 за 1988 г. письма читательниц — в формате 24 часа из жизни женщин, страничка к 100-летию великого педагога А.С.Макаренко и его подходы к воспитанию, стихи, «Письма матери» Василия Шукшина, истории из колонии – как избежать и что исправить устами подростков-заключенных и по традиции на последней странице – карикатуры и шутки в картинках. Итого по источникам – благодарность женщинам, уважение старикам, мужчинам – сила и забота, работа над ошибками и домашнее задание – перенести все это на своих детей. Так и жили.
Если вам понравился сайт или данная статья, пожалуйста добавьте этот код в свой блог, сайт, на страницы любимого форума, в социальные закладки, твиттер или просто отправьте ссылку другу. Это будет лучшая награда нам за то что мы делаем.
Пионерская организация
Над октябрятами традиционно шефствовали пионеры. Они помогали малышам организовывать и проводить общественные мероприятия, порой разрешать возникающие конфликты и др.
Пионерская организация являлась следующей ступенью в непрерывном процессе идеологического воспитания. В пионеры принимали в четвертом классе, детей достигших 9-10 летнего возраста. Лично у меня процесс принятия в пионеры (1958 г.), вызвал положительные эмоции и патриотические чувства. Возможно и потому, что это мероприятие сопровождалось торжественным построением, патриотическими выступлениями и призывами наших педагогов и воспитателей, гудением в горн и барабанным боем.
Принятым в пионеры школьникам на шею повязывали красные галстуки и учили отдавать «честь» — салютовать поднятием правой руки ко лбу. Например, на призыв пионервожатого «Юные пионеры, к борьбе за дело коммунистической партии будьте готовы!», весь пионерский отряд дружно отвечал «Всегда готовы!».
«Пионерский» период жизни мне запомнился торжественными построениями и маршами по поводу очередной годовщины Октябрьской революции, очередного дня рождения Ленина, дня победы 9-го мая и др., а также звучными лозунгами типа: «Пионер – всем ребятам пример», «Кто шагает дружно в ряд? – пионерский наш отряд!». Еще я помню, что была проблема с тем, как правильно завязать галстук и как не забыть его надеть, когда идешь в школу. Пионеров на учебные занятия без галстука не пускали.
В летний период времени значительная часть пионеров и других школьников отдыхали в летних «пионерских лагерях». Это были организации с элементами воинской дисциплины. С побудками горниста, с ежедневными общими построениями, докладами пионервожатых старшему пионервожатому, с поднятием флага. По торжественным датам организовывался общий лагерный пионерский костер, на котором дети вдохновенно пели: «Взвейтесь кострами сини ночи, мы пионеры дети рабочих. Близится эра светлых годов, кличь пионера – всегда будь готов!».
И, несмотря на то, что членство в пионерской организации, так же как и в организации «октябрят», носило, по большей части, формальный характер, в совокупности с иными видами образования и воспитания, оно давало свои положительные результаты. Пионерам постоянно внушали, что они живут в самой могучей и свободной стране, потому что восставший в октябре 1917 года народ сверг своих эксплуататоров и установил власть рабочих и крестьян. Все это воспитывало чувство коллективизма, народной солидарности и гордости за свою великую и могучую Родину.
Мне на всю жизнь запомнился один эпизод, произошедший на уроке истории примерно в 4-5 классе. Нам учительница с болью в голосе рассказывала о том, как в буржуазных странах капиталисты нещадно эксплуатируют рабочих, и как эти бедные люди страдают от этого гнета.
Меня сильно взволновал «рассказ» учительницы и я задал ей вопрос примерно следующего содержания: «А почему наша великая страна с самой могучей Армией в мире, не освободит этих нещадно угнетаемых рабочих?».
Ответ учительницы, жаль не помню её фамилии, был весьма аргументированным и даже мудрым. Она сказала примерно следующее: Во-первых, социалистическая революция – это личное дело каждой страны и ее пролетариата. Во-вторых, Мы не можем вмешиваться в дела других суверенных стран и посылать своих солдат, чтобы они гибли в чужой стране. «Ведь ты не хочешь, чтобы твой папа пошел на войну, освобождать чужих рабочих и его там, возможно, убили бы?» — обратилась учительница непосредственно ко мне.
Я, конечно же, этого не хотел. Мой отец не так давно пришел с Великой Отечественной войны, и хорошо, что остался живым. Поэтому я согласился с доводами учительницы.
Эвремейсы
Девушки-эвремейсы в национальной одежде
На Карельском перешейке (современная Ленинградская область) исторически всегда проживало много народов. Эти территории в разное время переходили то к России, то к Швеции, и здесь соседствовали русские, шведы, финны, вепсы, водь, карелы. Одними из коренных народов были эвремейсы — они изначально проживали вдоль реки Вуоксы (север Санкт-Петербурга) и были родственниками финнов, карелов и ижоры, исповедовали лютеранство и частично православие, но при этом говорили на своем языке (похожем на карельский и финский) и имели свои обычаи.
В 1617 году эти земли перешли к шведам по условиям Столбовского мира, и здесь была создана провинция Ингерманландия. Шведы предоставляли желающим переселиться сюда различные льготы (например, отказ от службы в армии), а потому территории не пустовали. Местных жителей стали называть ингерманландцами. Большую их часть составили как раз эвремейсы, а новыми соседями оказались савакоты — переселенцы из финской области Саво (а затем и других финских провинций). Поначалу эвремейсы сторонились савакотов, браки между народами случались довольно редко. Сто лет спустя территории снова отошли к России после Северной войны.
К концу 19-началу 20 века различия между эвремейсами и савакотами стерлись, всех жителей этих земель стали называть просто ингерманландцами. Сегодня этот народ также считается малочисленным — в Ленинградской области живет всего около 4 тысяч ингерманландцев. Эвремейскими считаются деревни Лупполово, Вартемяги, Рапполово, Токсово, Барышево и Кавголово.
В. А. Сухомлинский
Василий Александрович Сухомлинский – советский педагог-новатор, публицист, писатель. Большую часть своей жизни он проработал директором школы в украинском поселке Павлыш, где и реализовывал свои многочисленные профессиональные идеи. Своим учителем Василий Александрович называл А.С. Макаренко, но был сторонником воспитания с акцентом на внимании к каждому ребенку, к его индивидуальным особенностям и потребностям.
В центре педагогической системы Сухомлинского – доброта и уважение к каждому ребенку, создание благоприятных условий для формирования в нем гармоничной личности. За подобные воззрения в советские годы его обвиняли в антиколлективизме и «абстрактном гуманизме», сегодня же он – признанный классик гуманной педагогики.
Быть может, и нам удастся почерпнуть для себя что-то полезное из высказываний этого замечательного педагога:
– Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.
– Для того чтобы воспитать настоящих мужчин, нужно воспитывать настоящих женщин.
– Зло утверждается само, достаточно не учить ребенка ни добру, ни злу.
– Детство не должно быть постоянным праздником – если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда.
– Не бойтесь пота и мозолей на ладонях у вашего ребенка. Пока живет человечество, тонкая, чуткая, нежная душа будет воспитываться только трудом, которому сопутствуют усталость, пот, мозоли.
– Умение управлять желаниями – в этой, казалось бы, самой простой, а на самом деле очень сложной человеческой привычке – источник человечности, чуткости, сердечности, внутренней самодисциплины, без которой нет совести, нет настоящего человека.
– Некогда воспитывать сына – значит некогда быть человеком.
Sarah / Flickr / CC-BY-2.0
– Нравственный облик личности, в конечном счете, зависит от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства. Если радости были бездумными, потребительскими, если ребенок не узнал, что такое горе, обиды, страдания, он вырастет эгоистом, будет глухим к людям.
– Пусть с юных лет в сердце ребенка живёт тревога за родную мать, отца, бабушку и дедушку; пусть грустит и болит детское сердце, если у родных что-то неблагополучно, пусть ночью не спит ребенок, думая о матери и отце. Не оберегайте его от этих тревог, от этой боли: будете оберегать, вырастет человек с каменным сердцем, а в каменном сердце нет места ни для сыновней преданности, ни для отцовской ласки, ни для великих идеалов.
– Там, где все строится на наказаниях, нет самовоспитания, а без самовоспитания не может быть нормальным и воспитание вообще. Не может, потому что наказание уже освобождает воспитанника от угрызений совести, а совесть – это главный двигатель самовоспитания.
Воспитание насилием
В СССР было не особо важно, чего там ребенок хочет. Партия сказала надо…. Нередко детей наказывали ремнем, шлангом от стиральной машины, всем, что под руку подвернется
Во многих семьях физическое насилие не отставало по рейтингу от стыда и считалось не менее эффективной мерой
Нередко детей наказывали ремнем, шлангом от стиральной машины, всем, что под руку подвернется. Во многих семьях физическое насилие не отставало по рейтингу от стыда и считалось не менее эффективной мерой.
К счастью, рукоприкладство познали далеко не все дети СССР, но с психологическим насилием знаком, пожалуй, каждый ребенок. Тогда же были весьма популярны принципы «Не можешь – научим, не хочешь – заставим» и «Нет слова “не хочу”, есть слово “надо”». Однажды мне написала женщина за пятьдесят и рассказала, что она всю жизнь жила для кого-то (для детей, для мужа, для партии), а теперь осталась одна и совершенно не знает для чего ей жить. Пока она занималась чужими делами, своя-то жизнь прошла, а в ней ничего — ни радости, ни фундамента. У нее состояние близкое к депрессии и совсем-совсем невеселые мысли.
А еще истории из того же детского сада про «не выйдешь из-за стола, пока не доешь». Помните такое? Все ушли гулять или на тихий час, а ребенок сидит над своей тарелкой и поливает ее крокодильими слезами. Некоторые воспитатели как будто соревновались за право самого жестокого садиста — они вываливали содержимое тарелки со вторым в суп, да еще и сверху приправляли компотом. И заставляли есть.
У ребенка рвотный рефлекс, но это никого не волнует. Ведь он должен, у них, мол, режим и распорядок. В СССР обычным явлением было то, что насилие пряталось под высокими идеалами, а дисциплина была дороже человеческого достоинства. И таких примеров масса.
Особенности семейного быта
Советская семья рассматривалась как ячейка социалистического общества. Общественные организации могли бесцеремонно вмешиваться в личную жизнь. Женщина работала наравне с мужчиной. Едва родившись, ребенок попадал в ясли. Именно в тот период были организованы общественные столовые, прачечные — только бы не отвлекать женщину от строительства коммунизма.
Только после смерти Сталина значительно изменилось отношение к семье в лучшую сторону:
- матерям разрешалось уходить в декретный отпуск с 8 месяцев;
- разрешалось находиться с малышом до 1 года;
- стали выплачивать пособия по беременности и родам;
- строили новые детские сады и школы.
В Советском союзе царила эпоха дефицита товаров. Приобрести необходимые предметы быта было неслыханным счастьем. Мебель, бытовая техника, посуда, игрушки, продукты питания — все доставалось великим трудом. Но все товары отличались отменным качеством.
Автомобиль считался роскошью. Очереди на получение транспортного средства отстаивали годами. Зато большинство предприятий выдавало своим сотрудникам бесплатное жилье.
Как правило, советские дети очень много читали, выполняя завет Ленина «учиться, учиться и еще раз учиться». Детская литература находилась на высочайшем уровне — Носов, Чуковский, Драгунский, Успенский, Маршак, Барто — список можно продолжать до бесконечности.
• Советские принципы воспитания, приносящие вред
Люди, родившиеся и повзрослевшие в Советском Союзе, обычно говорят: «Ну мы же выросли, и вроде ничего так». Но многие из способов воспитания, педагогических методик, которые использовались в те времена, сегодня применять просто нельзя.
1. Ребенка надо воспитывать так, чтобы из него вырос человек
Одним из постулатов СССР, да и традицией, было вырастить из ребенка «человека». Под этим подразумевалось отсутствие проявления с его стороны самостоятельности до определенного возраста. В современном мире этот принцип не соответствует устоям и пониманию становления общества.
Если такие методы использовать по отношению к нынешнему ребенку, он вырастет абсолютно неприспособленным к дальнейшей взрослой жизни. К тому же, у него останется обида на своих родителей за детство, в котором все время учили, не считаясь ни с его желаниями, ни с мнением. Психологи утверждают, что даже малыши уже являются личностями, причем, с самого рождения. Неуважение его мнения, взглядов приведет к тому, что он станет зависимым от чужого мнения и во взрослой, самостоятельной жизни. А это ни к чему хорошему не приведет.
2. Нужно учиться только на «отлично»
Многие советские люди помнят, как родители их ругали не только за принесенную из школы «двойку», но и за оценки повыше – «тройки». А что самое интересное, то это испытываемый родителями стыд за своего ребенка, если тот не учился хорошо. В наше время к оценкам несколько иное отношение. Мы понимаем, что талантливым во всем человек быть не может, как и успешным. Но у каждого ребенка есть свои уникальные способности. Главное, их увидеть и развить.
Чтобы как можно раньше открыть у детей таланты, сегодня используются разные техники и методики. Да и на практике доказано, что высокие школьные оценки не являются гарантом благосостояния и счастья человека в его взрослой жизни.
3. Беспрекословное послушание старших
В СССР учили детей, что они должны уважать всех взрослых и безоговорочно выполнять их распоряжения и указы. Никто не спрашивал мнения ребенка, так как это было, мягко скажем, не в почете. Относиться с уважением к людям преклонного возраста полезно научиться и современным детям. Но и логика типа «я дурак – ты начальник» не вписывается в наш мир и его восприятие. Все люди делают ошибки независимо от их возраста, статуса и занимаемой должности. Родители, которые признают, что ошибались и открыто говорят об этом своему ребенку, помогут ему стать сильным, независимым и успешным человеком.
4. Ремень и подзатыльник – основные инструменты воспитания
Во времена Советского Союза наказание «ремнем» за мельчайшую провинность являлось нормой. Тогда у взрослых даже мысли не возникало, что за это может быть возбуждено уголовное дело или, как минимум, прохожие начнут делать замечания. Фундаментом воспитания было не уважение, а страх.
Сегодня мы понимаем, что подобные методы не могут иметь хороших последствий. Каждый из тех, кого в детстве били, получил на всю жизнь психологическую, нередко слишком серьезную, травму. В дальнейшем у него могут наблюдаться депрессивные состояния или приступы агрессии, склонность к суициду. Факт доказан множеством исследований.
5. Интим – неприлично и стыдно
В СССР никто из взрослых дома не говорил о половом воспитании со своими детьми. В подростковом возрасте ребенок не мог прийти с интересующим его вопросом к родителям и открыто с ними побеседовать. Темы инфекций, передающихся половым путем, и контрацепции вообще не поднимались. Отсутствие знаний вызывало неуверенность и страх, устранить которые самостоятельно практически невозможно. Сегодня психологи доказали, что такой подход неверен, а раннее половое воспитание необходимо современным детям.
Нравится? Жми:
Камасинцы
Семья Саламатовых. Камасинцы (невестка русская) — деревня Абалаково, 1925 — Аркадий Тугаринов / Общественное достояние
Камасинцы жили на территории нынешней Хакасии и на юге Красноярского края. Они делились на степных и таежных (их иногда называли таежными татарами), а камасинский язык имел различные диалекты (в том числе, с тюркским влиянием). Исчезающим народ был еще в 17 веке — тогда русские первопроходцы насчитали всего около 500 камасинцев.
А к концу 19 века этот самодийский народ почти полностью перемешался с местными русскими и хакасами. Интересно, что советские этнографы встречали во время научных экспедиций редких представителей камасинцев в Саянских горах. Жили они в чумах, как и их родственники на севере. Последний носитель камасинского ушел в 1989 году, а последние два камасинца были зафиксированы в переписи 2010 года.
Каким было воспитание в советское время
В советское время было много идеологов, стремившихся дать лучшее системе воспитания и образования. Одним из крупных педагогов был А.С. Макаренко – он пытался развить социалистический гуманизм и оптимизм, придавал немалое значение воспитанию детей в труде. Он хотел, чтобы люди были образованными, квалифицированными, чтобы чувство долга и чести было не последним в их сознании. По мнению Антона Семеновича, дети должны воспитываться в коллективе, семья должна быть любящей и крепкой, полной уважения друг к другу.
Собственное представление о воспитание было и у гуманиста В.А. Сухомлинского, написавшего немало книг. Его точка зрения была таковой: наказать ребенка может только тот педагог, который любит детей, школьные оценки должны быть показателем того, что ребенок достиг, а не насколько плохо выучил урок. Сухомлинский считал, что воспитание в коллективе возможно только тогда, когда совместная деятельность всем приносит радость и удовольствие, обогащает детей интеллектуально. А для этого нужен исключительно детолюбивый опытный педагог. О многом говорит его фраза: «Сердце отдаю детям».
Стоит напомнить о том, каким был раньше кинематограф, какими были мультфильмы для малышей. Никакого насилия, убийств, эротики – в детях воспитывались только лучшие качества. Сейчас нет той жесткой цензуры, которая была ранее. Интернет проведен в каждом доме – это несомненный плюс для образования.
Теперь прочитать хорошую книгу, найти ответ на волнующий вопрос, подготовиться к экзаменам можно за рабочим столом. Но ведь не полезной информацией един интернет и телевидение. Современный 3-летний ребенок без труда справится с пультом от телевизора, в котором 200 каналов на любой вкус. Но с трудом скажет «Спасибо» маме за вкусный ужин или «Будьте здоровы» — чихнувшему незнакомцу.
Гоайе
Кавказ — это, пожалуй, самая многонациональная часть современной России (да и СССР, и Российской империи), где живет несколько десятков народов. Вдоль реки Аше (современный Краснодарский край) испокон веков жили гоайе, который считается одним из адыгских субэтносов. Среди остальных народностей у них был привилегированный статус и определенная независимость. Известно как минимум 17 родов, принадлежавших к этому субэтносу, которые также закрепились к топонимике. Гоайе говорили на диалекте адыгского языка.
Считается, что народ исчез после Русско-Кавказской войны середины 19 века, однако в 1930 году советские этнографы встретили несколько семей гоайе, которые носили старинные фамилии своих предков. Также ученым удалось пообщаться со старожилами, которые помнили и другой род князей гоайе, живших близ Сочи. Сейчас в этом районе находится поселок Алексеевка (старое название Гвай) и урочище Гуарек.
А.С. Макаренко
А.С. Макаренко Wikimedia Commons
Антон Семенович Макаренко – советский педагог, теоретик и практик, автор методики воспитания беспризорников и малолетних преступников, создатель трудовой колонии для несовершеннолетних, прославившейся успешной социализацией своих подопечных в трудные 20-30-е годы, писатель. Наследие Макаренко столь велико, что существует даже такое направление науки как «макаренковедение». В 1988 году ЮНЕСКО признала А.С. Макаренко одним из четырех великих педагогов ХХ века, определивших способ педагогического мышления современности.
Главным делом жизни Антона Семеновича было воспитание педагогически запущенных детей, морально искалеченных жертв социальных бед. Основа его методики – это воспитательный коллектив, в котором дети связаны общими трудовыми целями, а дисциплина держится на авторитете лидеров. Однако и проблемам семейного воспитания великий педагог посвятил немало трудов, поскольку, по его собственному мнению, «дети, имеющие семью, нисколько не легче и не проще беспризорных».
А вот и некоторые из воспитательных идей А.С. Макаренко, которые – мы уверены – будут интересны и современным родителям:
– Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны и, значит, и историю мира.
– Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания.
– Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.
– Любовь нужна требовательная.
U.S. Army / Flickr / CC-BY-2.0
– Мы требовать должны, но предъявлять исключительно посильные требования… Всякое превышение может только калечить.
– Наказание – это не только право, а и обязанность в тех случаях, если наказание необходимо.
– Я решительно не рекомендую применять в области труда какие-либо поощрения или наказания.
– Я считаю, что дети даже толкать не должны друг друга. Они должны двигаться целесообразно. Никаких бесцельных движений. <…> Вообще воспитание сдержанности, торможение движений – прежде всего.
– Точный режим детского дня – совершенно необходимое условие воспитания.
– Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.
Маторцы
Самоеды, 1890-е — Личное собрание С. Бурасовского / Russiainphoto
Перенесемся в Сибирь. Здесь, на северных склонах Саянских гор (юг Красноярского края и Хакасия) еще не так давно жили маторцы, которые относились к самодийским народам (их родственники — ненцы, энцы, нганасаны). Занимались они, как и другие северные народы, охотой и оленеводством. Маторский язык был одним из двух основных самодийских языков (вторым был камасинский). Сейчас он считается вымершим. Маторцы еще в 19 веке ассимилировались с соседями — тувинцами и хакасами. Многие представители этого народа исчезли в том числе из-за эпидемии оспы.