Как различить скачки роста у детей

Как помочь ребенку

Чтобы помочь маленькому человеку как можно быстрее преодолеть скачок развития, детские психологи рекомендуют родителям:

  • Правильно расставлять приоритеты. Отодвинуть на второй план приготовление еды и мытье полов, максимальное количество качественного времени посвятив своему ребенку.
  • Давать грудничку как можно больше тактильного контакта. Носить на руках, обнимать, целовать, гладить.
  • В моменты повышенной тревожности ребенка напевать спокойную мелодию и нежным тембром голоса уверять его, что все хорошо, ведь «его взрослый» рядом.
  • Восполнять собственный энергетический ресурс. При его истощении взрослые сами становятся раздражительными, эмоциональными и неспособными дать ребенку, переживающему сложный жизненный этап, стабильность.
  • Сменить обстановку или различными путями в меру насыщать подрастающего человека положительными эмоциями. Например, с 2-месячным ребенком целесообразно провести время всей семьей на природе, а годовалого больше порадует общение со сверстниками или игра в развлекательном центре.

Несмотря на то, что понимание взрослыми психических и физиологических процессов, происходящих в организме детей в кризисные периоды, может минимизировать стресс для обеих сторон, важно помнить о том, что каждый ребенок развивается по «индивидуальному плану». Эта мысль также объясняет и то, что подбирать способы оказания психологической помощи маленькому человеку на таких этапах родители должны исключительно с учетом особенностей характера ими любимого грудничка

Эта мысль также объясняет и то, что подбирать способы оказания психологической помощи маленькому человеку на таких этапах родители должны исключительно с учетом особенностей характера ими любимого грудничка.

Предвестники

Понять, что скоро у грудничка начнётся новый скачок в развитии можно по изменению в его поведении. У большинства младенцев повышается аппетит. Организму требуется большое количество энергии для роста. Мозгу нужна глюкоза для развития. Ребёнок может постоянно просить еды, даже в ночные часы. В некоторых случаях дети, наоборот, перестают кушать и пить, но это встречается реже.

Малыши чувствуют наступающие перемены в организме, становятся капризными, перевозбуждёнными. Они постоянно просятся «на ручки». Повышается эмоциональность, дети часто плачут, не хотят играть, они рады только родителям, чаще маме.

Соотношение роста и веса у подростков

Появление небольшого животика в возрасте 13-17 лет девушками или юношами воспринимается, как трагедия. Источники такого проявления — питание уличной пищей, переедание, слабость мышц брюшного пресса. Чтобы живот был плоским, начните питаться правильно и ежедневно заниматься спортом.


Как избавиться от живота в подростковом возрасте?

Если вы увидели, что ваш вес по таблице соотношений роста и массы тела далёк от идеала, то возможно у вас есть такие проблемы:

  • Не хватает мышечной массы. Это бывает как при маленьком весе, так и при большом объеме тела. Да — не удивляйтесь, у полных тоже бывает нехватка мышечной массы. При этом на вид они выглядят довольно-таки упитанно, а масса тела их чуть выше нормы. Ведь жировая прослойка весит меньше мышечных тканей
  • Избыток жиров. К сожалению, сейчас — это явление не редкость. Как юноши, так и девушки не следят за своим питанием, а как следствие: и за своим здоровьем. В любом возрасте потребление излишних килокалорий ведет к избытку массы тела. Таким молодым людям надо переходить на рациональное питание, менять образ жизни, заниматься физическими упражнениями. Так вы сможете избежать ожирения и многих, сопровождающих его, патологий (болезней сердца, диабета, инсульта и т.д.)


Девушка. Недостаток мышечной массы в период интенсивного роста


Развитие подростков. Избыток массы тела

Скачок развития в год

55 неделя — мир программ

Первые признаки скачка можно заметить около 51 недели, в 11 месяцев, его пик приходится на 53 неделю, а новые навыки появляются к 55 неделе. 

Происходят большие изменения в умственном развитии малыша. Он готов изучать мир программ. Если до этого он воспринимал мир в категориях и последовательностях (одно событие следует за другим), то теперь он  понимает смысл «если-тогда»: событие, которые произойдет следующим, зависит от того, что случится сейчас. 

Также  ребенок воспринимает серию действий как одно событие. Он понимает, что грязную тарелку кладут в воду, моют губкой, вытирают полотенцем, и это все называется «помыть посуду».  Кроха знает, что значит одеваться, садиться кушать, гулять, ходить в магазин. 

Он пробует находить различные решения для тех или иных задач.

Признаки скачка роста в этот период:

  • Малыша легко расстроить — его настроение часто меняется. 
  • Он чаще может плакать
  • Кроха капризнее, чем обычно
  • Временами он может не отходить от вас — происходит обострение сепарационной тревоги, что сказывается и на сне. 

Сон 

В период скачка часто портится дневной сон, а продолжительность сна в целом сокращается. Дети в этом возрасте начинают просыпаться раньше обычного утром. 

Так как сон для годовалого ребенка — расставание с вами, он может начать сопротивляться укладыванию. Засыпание, как правило, затягивается, а спит малыш беспокойно. 

Чтобы пережить этот период, сохраняйте последовательные ритуалы на засыпание и пробуждение, не допускайте накопление усталости у ребенка, придерживайтесь спокойного бодрствования перед укладыванием, организуйте дневные сны по часам. 

Проверьте свое эмоциональное состояние. Если вы встревожены, напряжены, расстроены, ребенок переймет эти эмоции. Во время укладывания ведите себя спокойно и уверенно. Тогда и малышу будет легче вас отпустить.

Научитесь прощаться с ребенком, когда уходите. Не стоит тайно уходить, пока он не видит. Иначе со временем малыш не будет совсем вас отпускать и станет ходить за вами по дому. Произнесите теплое и любящее: «Пока, мама скоро вернется,» — и позвольте ребенку увидеть, что вы выходите из дома. Он поймет, что, когда вы говорите «пока», это значит, что вы уходите, но вернетесь.

Успокаивайте, но не создавайте новых негативных привычек. Если малыш не укладывается на дневной сон или просыпается всю ночь в слезах, его нужно успокоить. Но делайте это правильно — в такие моменты не нужно читать книг, включать мультфильмы, класть к себе в кровать или ложиться рядом с его постелью. Так сепарационная тревога пройдет, а негативная ассоциация останется. 

Психоэмоциональное развитие малышей

Замечали ли вы, что в некоторые периоды ваш карапуз становится более капризным и требует больше внимания. Происходит это в связи с тем, что психологическое развитие детей не всегда тесно взаимосвязано с физиологическим ростом. Ребенок попросту не понимает, что с ним происходит, не может контролировать свои эмоции, поэтому выражает их в форме плача и истерик.

Капризы объясняются физиологическим дискомфортом у младенцев, ведь сейчас они испытывают неприятные ощущения, которые возникают из-за растяжения сосудов и мышечной ткани. Значительных энергетических затрат требует и развитие нервной системы.

Чему учится малыш от 1 года 9 месяцев до 2 лет

В этом возрасте малыш не только учится думать — происходит скачок в социальном развитии, он начинает понимать, как правильно себя вести, и ему доставляет удовольствие такое поведение при условии поощрения со стороны взрослых.

Физические навыки малыша от 1 года 9 месяцев до 2 лет:

К 2 годам у ребенка активно развиваются лобные отделы коры головного мозга, которые связаны с умением анализировать информацию. Большинство детей в это время играет еще дольше, увлеченнее и с большим количеством игрушек.

  • Сейчас малыш умеет лазать по лестницам, ходить по неровной поверхности, он пробует бегать, хорошо бросает мяч, умеет сам катать машинки, велосипед и другие предметы.
  • Он с удовольствием занимается гимнастикой и играет со взрослыми в активные игры.
  • Ребенок сам старается мыть и вытирать руки, аккуратно ест без нагрудника, умеет надевать шапку, носочки, обувь, хотя пока не может самостоятельно завязать шнурки или застегнуть пуговицы. Ему нравится новая одежда.
  • Он умеет сам убирать игрушки на место, сообщает взрослым о том, что хочет в туалет.

Психоэмоциональное развитие малыша от 1 года 9 месяцев до 2 лет:

За те 3 месяца, что прошли с момента, когда малышу был 1 год и 6 месяцев, его словарь увеличился в 10 раз — до 200 – 500 слов, он научился строить предложения из 2 – 3 слов. Родителям нужно продолжать обучать малыша речи — познакомьтесь с материалом на эту тему. Много говорите с ним, делая речь интонационно яркой, при игре изображайте голоса других персонажей, задавайте ребенку вопросы, чтобы поддержать его интерес. Рассказывайте малышу о смысле слов, явлений и отношений между ними. 

По мнению некоторых специалистов, сейчас можно начинать учить малыша буквам — предложить ему кубики с буквами и плакат-алфавит.
Ребенок продолжает удивлять взрослых неожиданными поступками и экспериментами с предметами. Он делает так, потому что сопоставляет свои знания о мире и пробует применить их сам, на практике

Сейчас важно не ругать его, играть вместе с малышом и направлять его любопытство в нужное русло.
В этот период малыш вовсю подражает взрослым: надевает очки, как бабушка, звонит по телефону, как папа. В этой игре он формирует собственный характер, примеряя на себя роли других людей
Ему нужно доброжелательное внимание и участие близких в играх.
Теперь он проявляет терпеливость, послушание

Ему интересны другие дети, и он готов пообщаться с ними, может выбрать любимого ребенка, с которым ему хочется играть больше, чем с другими.
Ребенок начинает понимать, что он мальчик или девочка, проявляет интерес к занятиям мужчин или женщин соответственно.

Все индивидуально

Изучая стандартные этапы развития малыша, помните, что не бывает двух одинаковых людей. У каждого ребенка освоение навыков происходит тогда и так, как может быть только у него. Не переживайте, если ваш малыш «молчун» или не интересуется пирамидкой: все дети разные!

Ваша задача — помочь ему в этом, обязательно обращаясь к специалистам за советами, чтобы обеспечить своему крохе все возможности для роста и развития.

Желаем вашему малышу радостного детства с вами!

Список использованной литературы:

  1. Евдокимова Т. А., Тимошина Е. Л., Камалтынова Е. М., Бушмелева Л. П. Питание детей первого года жизни. Москва: Издательство «Феникс», 2006.
  2. Янушко Е. А. Развитие речи у детей раннего возраста. 1-3 года. Москва: Издательство «Мозаика-Синтез», 2010.
  3. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. 1-3 года. Москва: Издательство «Мозаика-Синтез», 2009.
  4. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года). Москва: Издательство «Мозаика-Синтез», 2010.
  5. Ибука Масару. После трех уже поздно. Москва: Издательство «Альпина нон-фикшн», 2015.

Работаем над осанкой

Детки-дошкольники растут по 6 – 8 сантиметров в год, у них активно вытягиваются конечности, продолжается окостенение, укрепляются мышцы, связки и суставы, становятся заметнее изгибы позвоночника, характерные для здорового взрослого человека и отсутствующие в раннем возрасте. Нормальную форму со всеми изгибами позвоночник примет годам к пяти-семи, пока же они неустойчивые и изменчивые. Но именно эти изгибы вместе с мышцами формируют осанку.

Осанка обеспечивает правильную работу всех систем и внутренних органов, гармоничное строение тела. 

Одним из видов неправильной осанки является плоскостопие (в том числе и продольное плоскостопие у детей) — уплощение стопы из-за слабости мышц и связок, поддерживающих ее свод. Оно бывает врожденным и приобретенным. 

Причины плоскостопия у детей могут быть:

  • Рахит,
  • Слабое физическое развитие,
  • Лишний вес,
  • Раннее хождение,
  • Ношение мягкой обуви без каблука, обуви неправильного размера,
  • Травмы мышц, связок.

Помимо плоскостопия, к нарушениям осанки также относятся сутулость и сколиоз. При сутулости слабо развиты мышцы спины, поэтому плечи сводятся вперед, грудная клетка уплощается, живот выпячивается. Спровоцировать сутулость могут: плохое зрение, неудобная одежда, неправильно подобранная мебель.

Поэтому об укреплении мышц надо заботиться с самого раннего детства. 

Что помогает формированию здоровой и красивой осанки у ребенка? 

  • Адекватные (достаточные, но и не чрезмерные) физические нагрузки;
  • Здоровое питание (с обязательным присутствием кальция, фосфора, магния, витаминов, в том числе К2);
  • Жесткая постель, мебель по росту;
  • Ходьба по песку, гальке, траве;
  • Правильное положение тела в статичных позах;
  • Рациональный режим дня с достаточным временем для отдыха и сна;
  • Удобная одежда, обувь на небольшом каблуке с фиксированной пяткой;
  • Соответствующая росту и телосложению нагрузка на позвоночник (если ребенок уже ходит на развивающие занятия, купите ему анатомический рюкзачок и убедитесь в том, что он не перегружен);
  • Здоровый психологический климат в ближайшем окружении малыша. Ребенок, испытывающий стресс, подвергающийся критике со стороны взрослых, часто имеет опущенные плечи, поникшую голову, согнутую спину.

Что же это за скачки?

Исключительно все малыши переживают трудные периоды. Это происходит в 5, 8, 12, 19, 26, 27, 46, 55, 64 и 75 недель. Детки частенько капризничают, плачут, справиться с ними достаточно тяжело. Каждый скачок роста у грудничков, симптомы которого будут указаны ниже, приносит с собой все большую самостоятельность карапузу, и ему надо как-то к этому привыкать.

Но такие трудные жизненные периоды проходят так же внезапно, как и наступают. Родители могут, наконец-то, перевести дух, потому что малыш полностью занят только что освоенными навыками. Но это длится не так долго, как хочется, ведь на первом году жизни крохи таких скачков очень много.

«Терпеть нельзя ругать»

Некоторым родителям могут показаться странными советы потакать детским капризам, спускать все с рук, закрывать глаза на истерики и пытаться говорить, когда легче успокоить ребенка криком или шлепком. Где поставить запятую – дело ваше, но лучше набраться терпения.

Любой кризис детского возраста – испытание для обеих сторон, но это неотъемлемая часть взросления на каждом возрастном этапе. Это завершающая ступень целого периода детства – образно говоря, «годовая контрольная». Задача родителей – помочь ребенку мягко и без потерь преодолевать этот нелегкий путь к становлению зрелой личности, формированию своего собственного «Я».

???????????? ? ????????????? ???????

?????? ????????? ????? ????? ??????????????? ??????????? ? ?????? ????????? ?????. ? ?????? ????? ???????? ????? ?????????? ??? ????????. ?????? ???????? ? ???? ????? ???????? ???????? ??????? ?????????? ???????. ????????? ?????? ?????????? ????? ?????????? ? ????????????????? ?????? ? ???????. ? ???? ?????? ? ?? ????????? ?????????? ???????????? ???????????. ??? ????????? ??? ??????? ?? ???? ??????. ?????? ??????? ? ??????? ????? ????????? ??????? ??????????? ? ???????????. ?????? ?? ??? ??????? ????? ??????? ?????????. ?????? ???? ???? ???? ? ???????? ???????, ?? ??? ?????? ????? ????? ??????????????? ?? ???? ????????. ????????????? ??? ?? ???????? ????? ??????, ??????? ?? ????? ????????? ?? ???????? ??????.

???????? ??????? ??? ????????? ????????? ???????? ???? ????? ? ?????????????? ???????. ??????? ????????? ? ????? ????????, ????? ??? ?????????? ??????? ??? ??????? ? ????????. ?????? ??????? ?? ????????? ?????? ??????? ????????? ?? ????? ? ??????. ??? ????? ??????? ??? ???????? ???????? ? ??????????. ????????? ?????? ???? ?? ??????? ??????????, ???? ?????? ????? ????? ???? ???????????.

?????? ?????? ????? ???????????? ?? ?????????? ???? ?? ??????. ????? ?? ??????????????? ????????????? ????????????. ?????????? ????? ??????????????? ??? ?????? ? ?????. ????? ?????????? ???? ???????? ??????? ?????????? ???????????? ? ??????, ? ?? ?????????? ????? ???? ??? ??????. ???????, ??????????, ?????????? ??????????? ?????? ?????????? ???????.

???????? ???????? ?????? ??????, ????? ? ??????. ?????? ????? ????????? ?????? ??????? ???????? ????? ???????? ? ?????? ????? ???????????? ?????? ??????, ??????? ????????? ? ???? ?? ??? ?????. ? ???????, ????? ????? «????????» ????????? ???????? ?????????, ?????? ??? ??????? ??????. ????? ??? ??????????? ??? ???????????? ????? ?? ??????????? ? ????????????????? ????? ??????.

Длительность скачков роста и развития

Скачки роста у грудничков, в зависимости от возраста, могут длиться от 3 до 21 дня.

Скорость преодоления кризисного этапа зависит от:

  • Наличия психологически комфортной обстановки в семье. Ребенок видит родителей счастливыми, внимательными и нежными в отношении друг к другу.
  • Отсутствия сопутствующих физических изменений. Например, скачок роста приобретет затяжной характер, если у ребенка в это время режутся зубы или иммунитет борется с попавшим в организм вирусом.
  • Взаимосвязи со «своим взрослым», человеком, с которым грудничок проводит большую часть своего времени. Если мать уделяет ребенку достаточное количество внимания, то изменения в своем физическом и психическом состоянии пережить ему будет гораздо легче, чем если он все время бодрствования предоставлен сам себе и игнорируется родителями.

Не менее важным во время скачков развития является и эмоциональное состояние родителей ребенка. Если взрослые стабильны, понимают, что происходит с их грудничком и всячески помогают ему облегчить состояние, то подрастающий человек, перенимая их уверенность, справится с перестройкой своего организма за максимально короткий срок.

Сохранять спокойствие в кризисное для детей время родителям удастся с помощью:

  • Изучения основ физиологии детского и взрослого организмов. Это позволит взрослым понимать, к какому навыку вероятнее всего их ребенок привыкает в настоящее время.
  • Анализа работ и комплексных исследований детских психологов, относящихся к возрасту их грудничка. Эти знания дадут возможность понимать психологическое состояние ребенка и грамотно «контейнировать» его эмоции.
  • Работать со стабильностью собственного состояния. Отдыхать достаточное количество времени, при необходимости посещать психолога.

Таблица скачков роста у грудничков

Кризисные периоды возникают у всех малышей. Они достаточно заметны и закономерны. Поэтому специалистам удалось создать календарь скачков роста у детей до года. Он наглядно показывает, в какие недели возникает резкое развитие ребенка.

Таблица скачков роста у младенцев:

Возраст, в неделях Характеристика Возраст, в неделях Характеристика Возраст, в неделях Характеристика
1 спокойный период 17 пик кризиса 33 спокойное время
2 18 отступающий кризис 34 наступающий кризис
3 19 35
4 20 спокойная неделя 36 пик кризиса
5 тяжелый кризис 21 благоприятный период для закрепления новых навыков 37 кризис отступает
6 хороший период для малыша 22 обычное время 38 развитие в обычном темпе
7 спокойная неделя 23 наступающий кризис 39 благоприятное время для становления малыша
8 пик кризиса 24 40 развитие в обычном темпе
9 кризис отступает 25 41
10 благоприятный период для младенца, освоения новых навыков и умений 26 пик кризиса 42 идущий кризис
11 обычное время 27 развитие в обычном темпе 43
12 тяжелый кризис 28 44 кризис
13 хороший период 29 45 кризис отступает
14 спокойная неделя 30 46
15 наступающий кризис 31 хорошее время для младенца 47 спокойные недели
16 32 спокойная неделя 48

На пятой неделе изменяется мир ощущений малыша. У него ускоряется обмен веществ, стремительно развиваются внутренние органы. Это приводит к тому, что у ребенка пропадают те проблемы с пищеварением, которые были у него раньше.

В это время начинают появляться слезы. Малыш становится более активным. Его органы чувств совершенствуются. Это позволяет более полно познавать окружающий мир.

Только появившийся на свет малыш мог видеть объекты на расстоянии 20 см. На пятой неделе зрение улучшается: ребенок обретает способность фокусироваться, видит предметы, расположенные дальше 20 см. Это новый опыт для ребенка.

В двухмесячном возрасте случается второй скачок роста. В это время ребенок отделяет себя от окружающего мира. Малыш обнаруживает, что у него есть руки, что он может владеть лицевыми мускулами, фиксировать движения головой, конечностями и туловищем. В этот период пропадают многие врожденные рефлексы. Вместо них появляются осознанные движения.

Третий пик кризиса приходится на двенадцатую неделю жизни. Малыш начинает понимать, что может владеть собственным телом: конечностями, головой, глазами, голосовыми связками. Ребенок учится переходить из одного положения в другое. Его движения становятся более плавными.

На семнадцатой неделе малыш сталкивается с очередным скачком роста. В этот период появляется способность лучше осознавать окружающий мир, выполнять последовательно целый ряд движений.

Например, ребенок понимает, что для того, чтобы изучить интересующую его игрушку, нужно дотянуться до нее и сжать рукой, повернуть, осмотреть со всех сторон, потрясти, засунуть в рот. Малыш начинает издавать более сложные звуки. Многие дети пытаются ползать. Этот период кризиса длится около 5 недель.

Последующие скачки роста также будут уже более продолжительными. Это объясняется тем, что у ребенка повышается интеллектуальный уровень и дальнейшее развитие становится более сильным. Очередной кризисный период наступает на 26-ой неделе жизни. В это время малыш начинает пытаться овладевать множеством новых умений.

Он становится более активным и ловким. У него лучше получается координировать движения конечностями. Ребенок начинает понимать взаимосвязь между вещами, расстояние между двумя предметами.

Он осознает, что мать способна уйти в другую комнату, а он за ней последовать не сможет. Это вызывает сильный страх, панику. На 36-ой неделе жизни происходит новый скачок развития.

В этот период малыш начинает подходить к изучению мира более методично. Например, он может поднимать крошки с пола и внимательно их рассматривать или проверять, как стекает яблочное пюре с пальцев. Подобные исследования позволяют грудничку категоризировать окружающий мир.

Очередной кризисный период припадает на 44-ую неделю жизни. В это время грудные дети начинают пытаться складывать на место разбросанные игрушки, конструировать. Ребенок понимает, что для того, чтобы достичь определенной цели, нужно выполнить ряд последовательных действий. У малыша получается собирать пирамидку, складывать кубики.

Родителям важно заранее готовиться к кризису. Поэтому полезно знать календарь скачков роста. Но надо помнить, что каждый ребенок индивидуален

Поэтому информацию, приведенную в таблице, нужно воспринимать как ориентировочную.

На время наступления скачка роста влияют такие факторы:

  • приобретенные и врожденные болезни;
  • крепость иммунитета;
  • особенности питания;
  • занятия родителей с ребенком.

Подводим итоги первого года

Итак, малышу год. Пройден самый важный в жизни этап! Эти 12 месяцев по тому физическому и психоэмоциональному развитию, через которое прошел ребенок, не идут ни в какое сравнение с любым другим годом жизни. Из беспомощного существа он превратился в человечка, который справляется  с целым набором операций, со своим характером, пристрастиями и наклонностями.

Физическое развитие:

  • Самостоятельно встает, садится;
  • Ходит самостоятельно или с поддержкой с одной стороны;
  • Пережевывает твердую пищу;
  • Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками.

Психоэмоциональное развитие:

  • Произносит несколько слов (иногда в облегченном варианте), помимо «мама» и «папа»;
  • Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
  • Знает имена нескольких взрослых и детей;казывает части тела;
  • Вопросительно смотрит на взрослого при затруднениях, в незнакомых ситуациях;
  • По-разному ведет себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
  • Волнуется при встрече и прощании;
  • Имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия;
  • Пытается участвовать в одевании (поднимает руки вверх, поднимает ногу), умывании.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector