Синий мост

История

История Синего моста насчитывает три периода:

  • С 1737 по 1818 мост был деревянным 
  • С 1818 по 1842 был чугунным
  • В 1842 году мост полностью перестроили

Харман ван Болос построил здесь подъемный мост в 1737 году. Он был деревянным, с окрашенными в синий цвет перилами. В то время цветной краской отмечали все расположенные рядом друг с другом мосты через реку Мойку. Чуть позднее его слегка переделали: новый мост состоял из 3 деревянных пролетов, покоящихся на каменных опорах. Тем самым Синий мост очень походил на мост через Крюков канал.

Следующая эпоха в истории моста наступила в 1818 году, когда он был перестроен по проекту Уильяма Гесте. Это был арочный однопролетный мост со сплошным сводом. Он был выполнен из отдельных секций из чугуна, которые соединялись специальными болтами. Все металлические элементы были изготовлены в Петрозаводске на Олонецких заводах. Мост поставили на каменные большие устои, облицевав их по всему периметру гранитом. С двух сторон было установлено чугунное решетчатое ограждение.

Мост состоял из каменных тротуара и проезжей части. Между собой они были разделены с помощью перил, расположенных на тумбах – и то, и то было изготовлено из чугуна. В то время ширина моста не превышала 41 метр, а основной фасад был украшен орнаментом.

Когда поблизости началось строительство Мариинского дворца, и изменения коснулись всей Исаакиевской площади, было принято решение о расширении Синего моста. Его продлили вверх по течению более чем в два раза. После этого ширина моста составила уже 97.3 метра.

В 1971 году рядом установили столб-футшток с трезубцем Нептуна. Названный жителями города шкалой Нептуна, он выполнен по проекту В. А. Петрова. Именно на нем стоят отметки об уровне воды во время самых серьезных наводнений.

Синий мост: когда годы лишь укрепляют…

Своей шириной (97,3 м) Синий мост давно и прочно застолбил за собой славу самого широкого моста в мире. Перекинули его через Мойку в Адмиралтейском районе города, мост связал между собою два острова – 2-й Адмиралтейский и Казанский. Именно Синему мосту обязано своим появлением понятие «мост-площадь»: почти стометровая ширина позволяет считать его частью Исаакиевской площади и неотъемлемой составной ее ансамбля.       

«Земля при Адмиралтействе» – так на заре XVIII века называлась та часть города, на котором сегодня расположилась Исаакиевская площадь. Она служила гласисом – незастроенным участком перед крепостью. Обычно при расширении города гласисы превращались в площади и сады, подобная участь постигла и будущую Исаакиевскую площадь: в 30-х годах XVIII ст. строители углубили дно Мойки, а ее берега укрепили щитами из дерева. В 1737-м мастер из Голландии Герман ванн Болес построил на этом месте деревянный разводной подъемный мост, позже названный Синим. 

Когда спустя год в Морской слободе вспыхнули пожары, у Синего моста предлагали обустроить пристань (такая же мысль возникнет спустя почти 20 лет).   

Спустя десятилетия Синий мост переживет перестройку, опершись на опоры из камня и став трехпролетным. Тамошние окрестности облюбует ищущий работу люд – каменщики, плотники и т.д.: место возле моста так и будут называть – «рабьим рынком». 

В конце ХІХ века мост украсили фонари – кстати, точная копия тех, что освещают мост Александра ІІІ в столице Франции. Дабы не отходить от «стиля», мастера, изготовлявшие к мосту перильные ограждения, повторили узор, украшающий собой решетки набережной. Понятное дело, с их цветом долго не думали: синий – значит синий.   

В прошлом веке специалисты обнаружили неприятный «сюрприз»: несущие конструкции моста цвета неба грозили обрушиться. В результате – очередные ремонтные работы: все детали из чугуна заменили железобетонными, сменили на асфальтобетонное бывшее до того каменным дорожное покрытие. Это было в далеком 38-м, а самые «свежие» изменения Синий мост перетерпел  в 2002-м: тогда, согласно проекту архитектора Кузеванова и инженера Кузнецовой, был выполнен капитальный ремонт и отреставрирован декор. Считается, что свой первоначальный вид Синему мосту удалось сохранить и до сегодня.

Поцелуев мост

Это сооружение соединяет два острова Санкт-Петербурга: Казанский и второй Адмиралтейский. Поцелуев мост знаменит по двум причинам. Первая – живописная, чарующая панорама, дающая обзор на великолепный Исаакиевский собор. Не один художник вдохновлялся видом, открывающимся с Поцелуева моста. Вторая причина – удивительное, курьезное название. Хочется сразу отметить: истинное происхождение названия данной переправы никак не связано с поцелуями. Откуда же тогда оно происходит? В дореволюционной России недалеко от этого моста жил торговец Поцелуев, который был держателем кабака, носившего названия Поцелуй. Именно от этого заведения, располагавшегося неподалеку от моста, произошло название всей переправы. Стоит перечислить все основные легенды, связанные с этим сооружением:

  • Считается, что переправа получила свое название по следующей причине: арестанты, обреченные на тюремное заключение, прощались на этом мосту со своими любимыми. Неподалеку от него располагалась тюрьма, так что версия имеет право на существование.
  • Существует легенда, что мост называется так, потому что на нем расставились с возлюбленными, уезжая из Петербурга.
  • Долгое время бытовала следующая традиция: если двое едут в бричке по этому мосту, то они должны поцеловаться. Не имеет значение ни их пол, ни социальное положение. Вот такая странная и удивительная традиция.
  • Существовало поверье, что для того чтобы встретиться с человеком вновь, необходимо поцеловать ее / его на этом мосту.
  • На этом сооружении проходили новоиспеченные супруги. Поверье гласит, что если возлюбленные последуют этой традиции, то их ждет долгое семейное счастье.
  • Поцелуев мост не разводят, то есть он является неразводным, в отличие от других мостов. Поцеловавшись на нем, возлюбленные никогда не расстанутся, то есть не разведутся между собой.

Мосты через Фонтанку

Прачечный мост

Прачечный мост соединяет остров Летний сад с Безымянным островом в месте, где Фонтанка вытекает из Невы.
Недалеко от моста находились дворцовые прачечные.

Прачечный мост

Пантелеймоновский мост

Пантелеймоновский мост соединяет Летний сад с Соляным городком.
Рядом с Пантелеймоновским мостом расположена Пантелеимоновская церковь и Михайловский замок.

Пантелеймоновский мостПантелеймоновский мост

Мост Белинского

После революции Симеоновский мост переименовали в мост Белинского. Рядом находится Симеоновская церковь и цирк Чинизелли.

Мост Белинского

Аничков мост

Аничков мост является одним из символов Петербурга.

Невский проспект пересекает Фонтанку по Аничкову мосту рядом с Аничковым дворцом.
На Аничковом мосту установлены четыре скульптурные группы барона Петра Карловича Клодта «Укрощение коня человеком».

Аничков мостУкрощение коня человеком

Мост Ломоносова

Прежние названия моста Ломоносова: Екатерининский и Чернышёв. Рядом находится улица Зодчего Росси.

Мост Ломоносова

Лештуков мост

Пешеходный Лештуков мост сокращает путь жителям Безымянного острова к Апраксину двору.

Лештуков мост назван в честь графа Лестока, одного из организаторов дворцового переворота, в результате которого
был свергнут Иван VI, правнук Ивана V, и на престол взошла Елизавета Петровна, дочь Петра I.

Рядом с Лештуковым мостом находится БДТ — Большой драматический театр имени Товстоногова.

Лештуков мост

Семёновский мост

Гороховая улица пересекает Фонтанку по Семёновскому мосту. Рядом находилась слобода Семёновского полка.

Семёновский мост

Горсткин мост

Пешеходный Горсткин мост сокращает путь жителям Безымянного острова к Сенному рынку.
Название мосту дала Горсткина улица, которая сейчас называется улицей Ефимова в честь Ефимова Матвея Андреевича,
лётчика-героя Советского Союза. Горсткина улица была названа по фамилии купца Горсткина, который проживал на этой улице.

Горсткин мостГорсткин мост

Московский проспект пересекает Фонтанку по Обуховскому мосту рядом с Юсуповским дворцом.

Обуховский мост

Измайловский мост

Измайловский мост соединяет Вознесенский проспект на Спасском острове с
Измайловским проспектом на Безымянном острове рядом со слободой Измайловского полка.

Измайловский мостИзмайловский мост

Красноармейский мост

Пешеходный Красноармейский мост сокращает путь жителям Спасского и
Покровского островов к Александровской больнице на Безымянном острове.

Красноармейский мост

Египетский мост

Египетский мост соединяет Покровский остров с Безымянным.

В 1905 году мост обрушился во время прохождения по нему строя гренадерского полка.

Египетский мост

Пешеходный Английский мост соединяет Покровский остров с Безымянным.

Английский мостПешеходный Английский мост

Старо-Калинкин мост

Старо-Калинкин мост соединяет Казанский остров с Безымянным рядом с Адмиралтейскими верфями.

Название мосту дала Калинкина деревня, которая находиласть в этой местности до основания Санкт-Петербурга.

Старо-Калинкин мостСтаро-Калинкин мост

Первый Исаакиевский (Невский) плашкоутный мост

Первый наплавной мост через Неву до наших дней не сохранился. Его название произошло от небольшой деревянной церквушки Иcaaкия Далматского на левом берегу Heвы. 

Этот мост в 1727 году возвел первый русский кораблестроитель Ф. П. Пальчиков по распоряжению генерал-губернатора светлейшего князя А. Д. Меншикова. Конструкция на 26 деревянных барках-плашкоутах должна была соединить его усадьбу на Васильевском острове с землей. Вскоре после завершения строительства Меншиков был арестован, а царский двор во главе с императором Петром II переселился в Москву, поэтому после зимы мост восстанавливать не стали, да и денег в канцелярии не имелось. Мост восстановили на прежнем месте лишь весной 1732 года согласно указу Анны Иоанновны «О делании через Неву на Васильевском острову моста на барках». 

Любопытный факт:  За передвижение пo Исаакиевской переправе взималась плата, которую отменили в 1754 году.

В 1819–1821 годах мост реконструировали, превратив в понтонный, после чего он стал ежегодно собираемым мостом. Именно по этому мосту учёный-естествоиспытатель М. В. Ломоносов ходил в Химическую лабораторию и на заседания Академии наук на Васильевском острове. После того как построили постоянный Благовещенский мост ниже по течению Невы, Исаакиевский мост потерял транспортное значение.

Уже в наше время, в 1991 году, по проекту архитектора В. М. Иванова на Университетской набережной установили мемориальную доску: «Здесь находился первый в городе наплавной Исаакиевский мост. Береговые устои сооружены в 1819–1821 гг. по проекту инженера А.А. Бетанкура. 1727–1916». 

Фото: pikabu.ru

Биржевой мост

Современный стальной Биржевой мост был построен в 1957-1960 г. на месте деревянного, сооруженного еще в конце 19 века. Он переброшен через Малую Неву в створе Биржевой площади и Мытнинской набережной. Свое название переправа получила от здания бывшей Биржи, находящегося поблизости от нее. Биржевой мост архитекторы сделали очень похожим на Дворцовый. Он также как и последний имеет:

  • 4 симметричных стальных пролета;
  • 1 разводной центральный, состоящий из 2-х крыльев.

Это впечатление еще усиливается тем, что оба моста примерно одинаковой длины, хотя Биржевой все-таки короче – его длина 239 м. Чтобы удлинить Биржевой мост, строители засыпали мелководье на правом берегу рукава Невы и некоторую часть протока, отделяющего Петроградскую сторону и Ватный остров. На этом месте была создана просторная площадь.

С Биржевого моста можно увидеть знаменитые достопримечательности города – Эрмитаж и Петропавловскую крепость. Красив и сам мост – его опоры облицованы пластинами из розового гранита, а зеленые чугунные решетки украшены морским рисунком. В 2014 г сооружение получило подсветку, гармонирующую с близлежащими строениями, что сделало его еще более привлекательным.

Беляевский мост

Это новый, открытый в 2006-2008 г. мост протяженностью 320 м. Он сооружен на реке Охте, а название свое получил в честь расположенной вблизи деревни Беляевка. Эта переправа является частью Кольцевой Автомобильной дороги и в действительности представляет собой 2 параллельно идущих моста. Они отличаются оригинальной конструкцией, примененной в России впервые. Мосты состоят из 2 неравномерных частей:

  • трехпролетной балочной на левом берегу;
  • основной (арки с гибкими подвесками).

Благодаря арочной системе Беляевский мост напоминает вантовый, но только внешне. Передвигаться по нему могут автомобилисты и пешеходы, для которых рядом с трассой проложен тротуар.

История моста

В начале XVIII века тот участок, на котором сейчас расположена
Исаакиевская площадь, был «землёй при
Адмиралтействе»
, частью Адмиралтейского луга, выполняя
функцию гласиса. Берега реки Мойки начали застраиваться жилыми
домами уже в петровское время. При потере в 1730-х годах
Адмиралтейством значения как крепости, началась активная застройка
освободившегося пространства. В 1736—1737 годах были проведены
работы по углублению дна реки, а берега укреплены деревянными
щитами. В том же 1737 году мастером Г. ван Болесом на этом
месте был построен деревянный подъёмный разводной мост. Этот мост с
20 апреля 1738 года был назван Синим. В 1738 году произошли
пожары в Морской слободе, и Комиссия о Санкт-Петербургском строении
предлагала устроить здесь торговую площадь на месте Исаакиевской. У
Синего моста предполагалось устройство
пристани.


Blue Bridge — sftrajan @ Flickr

В 1755 году у моста снова предполагалось устройство пристани, на
ней намеревались разгружать соль
.

В середине XVIII века мост перестроили, он стал трёхпролётным на
каменных опорах с деревянным пролётным строением. В конце XVIII
века площадь у Синего моста была своеобразной «биржей труда». В
поисках работы на этом месте собирался работный люд для поиска
нанимателей: на площади можно было найти артели плотников,
каменщиков. Работников на рынке можно было не только нанять, но и
купить. Это место имело народное название «рабий рынок». Этот рынок
просуществовал до 1861 года.

Типовой чугунный мост

В 1805 году мост был перестроен по типовому проекту
однопролётных тюбинговых чугунных арочных мостов на опорах бутовой
кладки с гранитной облицовкой архитектора и инженера
В. И. Гесте. Проект был адаптирован к местности в 1807
году, его реализация была закончена в 1818 году открытием
однопролётного чугунного моста на каменных опорах. Чугунные
конструкции были изготовлены на
Олонецком казённом чугунолитейном заводе. Тот Синий мост был
значительно более узкий, чем существующий сейчас (ширина моста
образца 1818 года — 41 метр) и освещался фонарями на гранитных
обелисках.

В 1842-1844 годах в связи с постройкой
Мариинского дворца мост значительно расширили до створа
переулка Антоненко. Работы выполняли инженеры Е. А. Адам,
А. Д. Готман, И. С. Завадовский. В ходе
выполнения работ гранитные обелиски заменены на чугунные
фонари.

Ремонтные работы в XX веке

В 1920-х годах в низовой (расположенной ближе к устью Невы,
восточной) части переправы обнаружились сквозные трещины. В связи с
угрозой обрушения моста, в 1929-1930 годах была проведена
реконструкция несущих конструкций моста: часть чугунных конструкций
западной половины моста были заменены железобетонным бесшарнирным
сводом. Работы выполнены по проекту инженеров
В. В. Чеботарева, О. Е. Бугаевой. В ходе работ
фонари и декор низовой части были утрачены, при этом тюбинги 1818
года производства завода Берда были уничтожены.

В 1938 году на мосту был проведён капитальный ремонт дорожного
покрытия. Каменное мощение было заменено асфальтобетоном.


010320121209 — Oleg Kuznetsov @ Flickr

В 2001 году специалистами ГУП «Мостотрест» было проведено
диагностическое обследование сооружения. Выводы были
неутешительны:

  • Разрушение верховой части моста достигло критической
    отметки,
  • Появились глубокие трещины,
  • значительное количество скрепляющих болтов отсутствует.

Специалисты городского Комитета по благоустройству и дорожному
хозяйству пришли к выводу, что причина — в колоссальных
динамических перегрузках от потока движущегося транспорта, которые
накладываются на статические усилия, возникающие от веса стоящего
на мосту автотранспорта.

В 2002 году были проведены работы по капитальному ремонту моста
и реставрации декора. Проект выполнен инженером
Т. Ю. Кузнецовой и архитектором
О. А. Кузевановым.

ТОП-5 фактов о петербургских мостах

Рекордсмен по части мостов

Синий мост, 2012 год. artemis-spb.ru

Точное количество мостов в Санкт-Петербурге до сих пор неизвестно, но наш город — признанный мировой рекордсмен по количеству переправ. Всего их более 800 (в два раза больше чем в Венеции), из них исключительно пешеходных – 218.

Не всегда точно удается вести реестр утраченных и вновь построенных мостов, так как часть городской территории находится в труднодоступных промышленных зонах или на территории закрытых режимных предприятий. Достоверно известно, что разводных мостов 21, из них в период навигации используется только 13.

Петербург единственный город в мире, который использует открыточные виды разводных мостов в качестве своего символа, а из рутинной повседневной разводки-сводки мостов в период навигации и белых ночей Петербург умудрился сделать оригинальное шоу, съезжаться на которое готовы туристы со всего мира.

История мостов

Дворцовый мост и Адмиралтейская набережная. Санкт-Петербург. 1890-е

Во времена основания и строительства Петербурга мостов не было вообще, были переправы. Запретом на строительство мостов Петр I намеревался приучить горожан к морскому делу. В первые десятилетия XVIII века сообщение между берегами Невы поддерживалось только на лодках, а зимой — по льду.

Строительство мостов было сопряжено с большими техническими трудностями – тогдашние инженеры не располагали необходимыми знаниями и технологиями, который бы позволили им возвести постоянные переправы. Кроме того, и сам Петр I полагал, что мосты будут мешать судоходству.

Однако по мере роста города необходимость их постройки через Неву стала ощущаться все более остро. Наконец, в 1727 году, уже после смерти Петра, соорудили первый наплавной деревянный мост на плашкоутах, соединивший берега Невы напротив Исаакиевской площади.

Первые разводные мосты

Первые три постоянно действующих разводных моста и по сей день остаются инженерной гордостью отечественного мостостроения. Благовещенский мост постройки 1850 года, Литейный мост, построенный к 1879 году, и Троицкий мост, открытие которого было приурочено к празднованию двухсотлетия Петербурга.

16 мая 1903 года мост был открыт в торжественной обстановке в присутствии Николая II и членов императорской фамилии. Это единственный мост, с середины которого видно шесть других разводных мостов через Неву. Если стать лицом к Васильевскому острову, то откроется вид на Дворцовый, Благовещенский, Биржевой и Тучков мосты.

Повернувшись на другую сторону, можно увидеть Литейный и Сампсониевский мосты. Истории строительства каждого из этих мостов посвящены десятки книг и научных монографий, а сооружались они силами не только отечественных, но и зарубежных специалистов с применением самых передовых на то время технологий.

Современные мосты

Современные мостостроители продолжили лучшие традиции своих предшественников. Последний по времени сооружения мост через Неву – Большой Обуховский также во многих отношениях является уникальным. Это первый мост через судоходную Неву, который не разводится.

Особенным его можно назвать потому, что это навесной мост, предназначенный для постоянного автомобильного сообщения. Это один из самых длинных мостов России. Фактически — это два одинаковых моста с противоположным направлением движения по ним, один — для езды в восточном направлении, второй — для передвижения в западном направлении.

Полная длина мостового перехода составляет 2824 метра, включая судоходный пролет в 382 метра и съезды с моста. Высота пролетной части над поверхностью воды (подмостовой габарит) равна 30 метрам, что дает крупным судам свободно проходить под мостом. Петербург остро нуждается в строительстве новых переправ через Неву, но реализация программы постоянно откладывается. Достоверно неизвестно, когда в ближайшее время будет завершено строительство новых мостов.

Сохранение мостов

К сожалению, на сегодняшний день не существует целевой программы сохранения мостов как исторического наследия Петербурга. Множество мостов охраняется государством как исторические памятники.

Разноцветные мосты Питера

На реке Мойке по направлению к Невскому проспекту последовательно расположены три цветных моста Санкт-Петербурга. Все три соединяют Казанский и 2-й Адмиралтейский острова.

Синий мост

Самый широкий мост Петербурга — почти сто метров! Название Синего моста восходит к времени его первой постройки — 30-е годы девятнадцатого века — именно тогда он был впервые покрашен синей краской. Удивительное постоянство — мост так и остался Синим, в отличие от многих питерских собратьев, которые в советские времена меняли названия.

Хотите нестандартную фотку с Исаакиевским собором — берите в кадр синий мост. А вот с видом  на Мариинский дворец:

Красный мост

Уникальность Красного моста в том, что это единственный мост в Питере, который выглядит сейчас так же, как и было задумано первоначально. Мост известен с  1717 года. Он соединяет разные берега Гороховой улицы, на одном из которых находится красивейший Торговый дом С. Эсдерс и К. Схейфальс. Да-да, это его шпиль на фото.

Зеленый мост

Проходит по Невскому проспекту от Казанского собора и Строгановского дворца к дому Чичерина. Зеленый мост стал первым чугунным питерским мостом (построен в 1806 году). Первый мост на этом месте появился в 1720 года, а Зеленым он стал уже в 30-х годах XVIII века.

Как добраться до Яхтенного моста в Санкт-Петербурге

Попасть на Яхтенный мост можно как с Крестовского острова, так и со стороны Приморского района.

На метро

Выбирая метро, выйти следует на одной из станций:

  • ст. «Крестовский остров» (фиолетовая линия/М5). От нее до моста придется через Приморский парк Победы. Такая прогулка займет от 40 минут.
  • ст. «Новокрестовская» (зеленая линия/М3). Находится за «Газпром Ареной». Чтобы выйти от нее к мосту придется обогнуть весь стадион со стороны Теннисной аллеи на что также уйдет около 35–40 минут. С набережной выхода к переправе нет.
  • ст. «Беговая» (зеленая линия/М3). Отсюда до Яхтенной улицы получится дойти за 20 минут, если не заходить в Парк 300-летия Санкт-Петербурга.

Схема метро Санкт-Петербурга

Выход на мост с Крестовского острова, safonovigors

На общественном транспорте

Со стороны Приморского района общественный транспорт останавливается на Яхтенной улице. До одноименной остановки следуют маршрутки К-232/К-308, К-690. До остановки «Приморский проспект, 139» идут автобусы № 134А, 134Б.

На Крестовском острове остановки располагаются у одноименной станции метро. Здесь курсируют автобусы № 10, 14, 25 и маршрутка К-131.

Портал общественного транспорта Санкт-Петербурга

На машине

На машине к Яхтенному мосту удобнее подъезжать с Приморского района. При необходимости вызывайте такси через приложения компаний Gett, Uber, Maxim, Яндекс. Такси, Ситимобил, Таксовичкоф.

Яхтенный мост в Санкт-Петербурге: видео

Лучшие виды на разводку мостов

Хотя мосты обычно открываются с апреля по ноябрь, насладиться ими со всей их магией в полной гармонии с белыми ночами можно будет только с конца мая до первой половины июля.

Вы можете увидеть разводку двух главных мостов города двумя способами:

  1. Пешком
  2. В ночном круизе

Чтобы насладиться впечатлением по максимуму, важно взять с собой теплую одежду, чтобы накинуть на себя, если станет холодно (даже если это лето). Вы также должны быть осторожны с таксистами, которые предлагают свои услуги после того, как открытие мостов закончилось, что может взимать повышенные тарифы

Остерегайтесь также карманников, особенно в людных местах

Вы также должны быть осторожны с таксистами, которые предлагают свои услуги после того, как открытие мостов закончилось, что может взимать повышенные тарифы. Остерегайтесь также карманников, особенно в людных местах.

Пешком

Двумя самыми центральными и популярными разводными мостами являются Дворцовый мост и Троицкий мост.

Большинство посетителей толпятся на Дворцовой набережной или Адмиралтейской набережной, чтобы получить лучший вид на подъем Дворцового моста в 1:10. После открытия этого моста многие люди перебегают, чтобы увидеть открытие Троицкого моста вблизи (в 1:20), хотя большинство из них не попадают туда, потому что расстояние между одним мостом и другим составляет более 1 километра.

Лучший вариант избежать скопления людей — увидеть открытие двух мостов с места, равноудаленного от обоих (около Дворцовой набережной 28).

В круизе

Но если вы хотите разводку этих двух мостов близко, то лучшим и наиболее комфортным вариантом будет сделать это во время ночного круиза.

Кроме того, во время круиза очень приятно увидеть ночные огни городских памятников и соборов: Петропавловской крепости, Эрмитажа и Михайловского замка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector