Санкт петербург: топ-14 малоизвестных фактов о северной столице
Содержание:
- ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПАССАЖ
- Марки Пассажа: Michal Negrin, Hello Kitty, Konplott / Miranda Konstantinidou, Vanessa Scani, Gerry Weber, Sonya Marmeladova, «Эстель Адони», Cat’s Production.
- Другие магазины в Пассаже: Bydzov, Glamour, Parker, Perla Shoes, Redmond, Seacret, Selena, магазин студии Лебедева, «Чудные Вещи», Diplomat, Montana Plus, «Культурра».
- Адрес: Невский просп., 48Год открытия: 1848Архитектор: Р. А. ЖелязевичТорговая площадь: 2 125 кв. мРаньше: акционерное общество ЗАО «ТПФ Пассаж»Сейчас: торговый дом «Пассаж»
- Кожаная куртка Love Corporation в магазине «Культурра» — 14 420 рублей
- http://passage.spb.ruТел.: 312-22-10
- Уничтоженные церкви
- Буддийский храм
- Академия Штиглица (бывшее Мухинское училище)
- Чистый район и озёра вблизи «Дома-змеи»
- Рождествено
- Особняк Тиса
- Особняк Бракгаузен
- Дом Композиторов. Особняк княгини В. Ф. Гагариной
- Дом Ученых
- Дворец Белосельских-Белозерских
- Сады и парки Санкт-Петербурга
- Кто занимался строительством доходных домов
- Какими были доходные дома Петербурга и как появились однокомнатные квартиры
- Особняк Веге
ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПАССАЖ
Петербургский Пассаж был открыт 9 мая 1848 года. Идея постройки торговой галереи принадлежала графу Якову Ивановичу Эссен-Стенбок-Фермору. Здание было возведено по проекту Р. А. Желязевича. Первый этаж занимали склады, на втором располагались торговые помещения, на третьем — жилые квартиры. Со стороны Итальянской улицы в Пассаже был концертный зал, где проходили просветительские лекции и литературные вечера. Также здесь работали гостиницы, кофейни, бильярдные, анатомический музей, музей восковых фигур, различные мастерские. В 1922 году Пассаж становится кооперативным предприятием, принадлежащим Петроградскому единому потребительскому обществу «Универсаль Пассаж». В 1989 году Пассаж превращается в закрытое акционерное общество ЗАО «ТПФ Пассаж». К 150-летнему юбилею, в 1998 году, проводится реставрация и ремонт многих помещений. В мае 2006 года торговый дом «Пассаж» был куплен с аукциона бизнесменом Шалвой Чигиринским за 50 миллионов долларов. Сейчас на цокольном этаже здания работает супермаркет, предлагающий элитные продукты и напитки. На первом этаже галереи расположены мультибрендовые магазины одежды и обуви, магазины аксессуаров, антикварные лавки, магазин дизайнерских подарков, музей шоколада, ювелирные салоны. На втором — магазины бижутерии, головных уборов и трикотажа, здесь можно купить мужскую и женскую одежду от российских дизайнеров. Третий этаж занимают разнопрофильные организации, среди которых фотоателье, авиа- и железнодорожные билетные кассы, столовая Пассажа. Там же обосновалось творческое объединение «Культурра», которое занимается проектами в области моды и дизайна. На территории Пассажа работают два кафе. В супермаркете можно купить конфеты, красную и чёрную икру, крабов, осетрину, мёд, сушеные грибы и ягоды, водку, вина, коньяк, различные сыры. Марки Пассажа: Michal Negrin, Hello Kitty, Konplott / Miranda Konstantinidou, Vanessa Scani, Gerry Weber, Sonya Marmeladova, «Эстель Адони», Cat’s Production.
Другие магазины в Пассаже: Bydzov, Glamour, Parker, Perla Shoes, Redmond, Seacret, Selena, магазин студии Лебедева, «Чудные Вещи», Diplomat, Montana Plus, «Культурра».
|
Адрес: Невский просп., 48Год открытия: 1848Архитектор: Р. А. ЖелязевичТорговая площадь: 2 125 кв. мРаньше: акционерное общество ЗАО «ТПФ Пассаж»Сейчас: торговый дом «Пассаж»Кожаная куртка Love Corporation в магазине «Культурра» — 14 420 рублейhttp://passage.spb.ruТел.: 312-22-10 |
Уничтоженные церкви
1. Церковь Святой Троицы и зал для духовных бесед Общества распространения религиозно-нравственного просвещения
Марата ул., 5
Построена в 1890-1893 годах. В 1939 храм закрыли, там был сделан спортзал, затем складские помещения. Храм был взорван в 1966 году.
2. Введения во Храм Пресвятой Богородицы собор . Часовня св. Александра Невского
Загородный пр., 45
Храм был построен в византийском стиле по проекту архитектора К.А. Тона в 1837-1842 годах. Был снесён в 1934 году.
3. Церковь во имя Иверской иконы Божией Матери при подворье Ново-Афонского Симоно-Кананитского Пантелеймоновского монастыря
Московский пр., 25
Храм был построен в 1888 году, закрыт около 1930 года и затем был перестроен.
4. Церковь во имя Воскресения Христова (святого Михаила Архангела) в Малой Коломне
Кулибина пл., 1
Церковь была построена в 1859 году, закрыта в 1932 году и снесена.
5. Борисоглебская церковь
Синопская наб., 36
Церковь была построена в память о спасении императора Александра II при покушении. Её закрыли в 1934 году и с тех пор использовали как склад, а в 1975 году снесли.
6. Церковь Божьей Матери Казанской Вышневолоцкого Казанского женского монастыря
Малый проспект ПС, 69
Церковь была построена в 1920 году и закрыта в 1923. В 1930 была перестроена под жилой дом.
7. Церковь во имя св.мч. Мирония лейб-гвардии Егерского полка
Обводного наб. к., 99
Церковь была построена по проекту К.А. Тона в 1855 году в русско-византийском стиле. Она была закрыта в 1930 году и использовалась как картофелехранилище до 1934 года, когда церковь взорвали.
8. Николо-Мирликийская церковь — Церковь св. Николая Чудотворца и св. блг. кн. Александра Невского (Николо-Барградская)
Бакунина пр., 2
Церковь была открыта в 1915 году и принадлежала Императорскому Палестинскому обществу. В 1932 году храм был закрыт и взорван.
9. Церковь Божией Матери Всех Скорбящих Радости
Обуховской обороны пр., 22
Церковь построена в 1898 году и снесена в 1932.
10. Церковь святых Косьмы и Дамиана лейб-гвардии Саперного батальона
Кирочная ул., 28
Церковь была открыта в 1879 году и снесена в 1950-е года. Вместе с церковью исчезло и прицерковное кладбище.
11. Церковь преподобного Алексия, Человека Божия
Чкаловский пр., 50
Церковь была построена в 1906 году в неорусском стиле. Уже в 1930-х годах она была перестроена в завод.
12. Церковь Благовещения лейб-гвардии Конного полка
Труда пл., 5
Была построена К.А. Тоном в 1849 году и снесена в 1929.
13. Церковь св. Митрофания Воронежского на Митрофаниевском православном кладбище
Митрофаньевское шоссе, 12
Митрофаньевская церковь была построена К.А. Тоном в русско-византийском стиле в 1847 году, закрыта и снесена в 1929 г.
14. Церковь св. равноапостольной Марии Магдалины
Малоохтинский пр., 68
Неподалеку от шведской крепости Ниеншанц на Охте стояла деревянная лютеранская церковь св. Девы Марии. По приказу Петра I она была снесена и на её месте была построена православная церковь св. равноапостольной Марии Магдалины. Церковь была закрыта в 1938 году, затем были снесены купола. Церковь использовалась под склад и кинотеатр. В 1980-е годы её снесли для расширения Малоохтинского проспекта. За церковью располагалось Малоохтинское кладбище.
Чтобы проникнуться атмосферой ныне исчезнувших мест города, рекомендую экскурсии:
Буддийский храм
Буддийский храм, или Дацан Гунзэчойнэй, был построен в Санкт-Петербурге ещё в начале XX века, когда буддизм набрал популярность в аристократических кругах Северной столицы. Начало строительства было заложено благодаря бурятскому ламе Агвану Доржиеву. Дацан стал первым зданием в тибетском стиле, построенным на европейской территории России. Его главный архитектор — Гавриил Барановский, а витражи оформил Николай Рерих. В строительстве участвовал комитет учёных-востоковедов, а статуя Будды была подарена королём Сиама. Буддийский храм совмещает в себе два стиля — тибетский, как основной, и северный модерн, как второстепенный. Здание храма — это центральный зал для буддийских служб, монашеские кельи и четырёхъярусная башня. В военные годы дацан закрылся, а его здание использовалось не по назначению — в качестве радиостанции и лаборатории Зоологического института. Лишь после 1990 года его восстановили, и по сей день он является крупным центром развития буддизма. В его стенах проводится множество мероприятий, осуществляется приём буддийских врачей, а также работает кафе, где можно познакомиться с бурятской кухней. Дацан открыт с 10 до 19 во все дни, кроме среды. Подробное расписание ищите на официальном сайте дацана и в группе.
Адрес: Приморский проспект, 91.
Источник фото tripadvisor.ru
Академия Штиглица (бывшее Мухинское училище)
Музей прикладного искусства Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица принадлежит к числу интереснейших и весьма самобытных памятников российской культуры. Он является неотъемлемой частью академии, которая выпускает художников различных направлений монументально-декоративного, прикладного искусства и дизайна. Это ее культурно-просветительский, учебный и выставочный центр.
История музея неразрывно связана с созданием в Петербурге Центрального училища технического рисования в январе 1876 года на средства крупного финансиста, промышленника и мецената Александра Людвиговича Штиглица. Большую роль в формировании этого учебного заведения сыграл известный государственный деятель А. А. Половцов, который был зятем барона Штиглица. На пост директора был приглашен видный петербургский зодчий М. Е. Месмахер.
Уже в 1885 году по проекту М.Е. Месмахера начинается строительство специального музейного здания. На международных аукционах, у известных зарубежных и российских антикваров и коллекционеров при активном участии А.А. Половцова приобретаются всевозможные коллекции предметов прикладного искусства. Постепенно складывается уникальное музейное собрание, отличающееся разнообразием и высоким художественным уровнем входивших в него памятников Античности, Средневековья, эпохи Возрождения, и включавшее произведения западноевропейского, восточного и русского прикладного искусства XVII и XVIII веков.
Здание музея является уникальным памятником архитектуры периода историзма. В его облике можно разглядеть черты некоторых знаменитых произведений итальянской архитектуры XVI века: творений венецианского зодчего Якопо Сансавино – палаццо Корнер дела Ка Гранде и библиотеки Сан Марко, а также Базилики и палаццо Тьене в Виченце, построенных по проектам Андреа Палладио.
Месмахер не просто заимствовал отдельные композиционные приемы и декоративные элементы этих известных построек, но творчески переосмыслил их формы и наполнил новым содержанием, создав некий обобщенный образ итальянской архитектуры эпохи Возрождения.
В художественном убранстве залов музея нашли отражение почти все исторические эпохи и стили: античность, византийское, романское и готическое искусство, эпоха Ренессанса, венское, фламандское, французское и итальянское барокко.
Композиционной доминантой здания служит Большой выставочный зал, напоминающий внутренний двор итальянского палаццо. Он перекрыт грандиозным стеклянным куполом, являющимся одним из заметных достижений российской строительной техники конца XIX века.
Сегодня Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица – одна из ведущих художественно-промышленных школ России. За годы своей истории здесь было подготовлено несколько поколений выдающихся мастеров искусства, и этому немало способствовал ее уникальный музей – неиссякаемый источник знаний и вдохновения.
Адрес: Соляной пер., 13На карте
Чистый район и озёра вблизи «Дома-змеи»
«Дом змея» расположен в одном из самых экологически чистых районах Санкт-Петербурга — в Красносельском районе Северной столицы. Кроме того, рядом с «Домом змеёй» находятся озёра, образованные рекой Сосновка. Вглядываясь в картину свысока, кажется, что это пресмыкающееся хвостом огибает водоёмы.
Озёра ведь расположены в районе, так называемого, хвоста «Дома-змеи» и они, действительно, — чудесные. Хотя уже безрыбные. Старожилы утверждают, что в то время, когда построили здесь «Дом-змею», в озёрах водились карпы.
В завершении заметим, квартиры в самом длинном доме города на Неве стоят недёшево. Дороговизна обуславливается не столько его архитектурными преимуществами, сколько соседством с историческими и замечательными природными ландшафтами, наполненными чистым воздухом.
Не менее любопытно узнать о других необычных домах в Санкт-Петербурге, например, о Доме-кольце с желаниями в Северной столице, а также о Доме с башней Рапунцель в городе на Неве, что мы вам и предлагаем в публикациях «Петербург.Центра».
Рождествено
Особняки, усадьбы с созвучными названиями не являются для России редкостью. Всем им свойственна особая сказочная атмосфера зимнего праздника. Ее не смогли уничтожить ни войны, ни революции. Объект, охраняемый государством, находится в Гатчине.
В здании расположен музей Владимира Набокова, чья «Лолита» была запрещена в прошлом веке для издания, распространения во многих европейских государствах, в том числе и Франции, весьма толерантной к эротическим произведениям. Дом расположен на возвышенном месте. Он окружен зелеными насаждениями.
Если рассуждать справедливо, здание принадлежало лишь родственникам писателя. Но именно оно оказалось наиболее подходящим местом для хранения, экспозиции уникальных вещей представителей рода Набоковых. Не менее интересен примыкающий к дому парк, где бьют целебные источники, отлично сохранились карстовые пещеры, старинные православные храмы.
Особняк Тиса
Особняк В.В.Тиса на Съезжинской улице признан объектом культурного наследия регионального значения. Особняк построен в самом конце XIX века по проекту архитектора К. К. Шмидта, двоюродного племянника знаменитого ювелира — Карла Фаберже.
Хозяин особняка — Карл-Вильгельм Тис, — был совладельцем шерстопрядильной фабрики «Буш, Тис и Ко». Его компаньоном были Людвиг Людвигович Буш и, в последние годы, сын Вильгельм Вильгельмович Тис.
Особняк славится своей необычностью на фоне городской застройки. Он смотрится пришельцем из параллельной вселенной – настолько живописен его силуэт. В архитектуре заметна удивительная эклектика, потому трудно разделить влияние определенных стилей. В плане дом ассиметричен и компактен, прослеживается особая немецкая педантичность, аккуратность, прочность и основательность. Это и неудивительно, ведь проект принадлежал Карлу Шмидту.
Фасады дома Тисов стилизованы под Средневековье. На них хорошо сохранился полихромный облицовочный кирпич. Особую романтичность строению придают дымоходы, которые исполнены в классическом красном цвете с желтыми диагональными полосами. Не менее интересны кованые решетки крыши, они выглядят невесомыми и гармоничными.
Помимо фасада, в доме можно полюбоваться и подлинными мозаичными полами, коваными лестничными перилами в отреставрированных парадных, увидеть двери с флористическим орнаментом из стекол, потолки и стены, декорированные лепниной. А в одном из помещений увидеть великолепную изразцовую печь.
Тисовский особняк – особенное явление для Съезжинской улицы. Другого подобного сооружения здесь нет. Его можно обозревать снаружи, но внутрь пройти не получится – он закрыт для посещений. Периодически в особняк организуются экскурсии. Записаться можно здесь.
В особняке сейчас расположено Федеральное управление автомобильных дорог.
Адрес: ул. Съезжинская, 3На карте
Особняк Бракгаузен
Был возведён в 1710 году архитектором Жан-Батистом Леблоном по проекту «дома для именитых», популярным в то время.
Вначале принадлежал сыну Петра I Ивану Зотову, затем перешёл во владение семьи купцов Бракгаузен. С 1832 г. в нем проживал американский посол Джеймс Бьюкенен, в 1950-х годах в здании располагался банк и 16 отделение милиции. Также во времена СССР в нем находилась Ленинградская транспортная контора пароходства, после чего дом стал жилым.
В данный момент в связи с большими затратами на необходимую реставрацию старинных интерьеров с исторической планировкой, дальнейшая судьба здания неизвестна.
Дом Композиторов. Особняк княгини В. Ф. Гагариной
Здание, где сейчас располагается Дом композиторов, было построено в конце XVIII века, здесь был небольшой жилой дом. Спустя сто лет оно перешло в собственность Огюста Монферрана, который перестроил его.
Здание выделяется среди окружающей застройки своим необычным асимметричным решением. По эскизам Монферрана было выполнено и оформление внутренних интерьеров дома.
Во внутреннем убранстве сохранились панели и двери, выполненные из дуба и орехового дерева, мраморные и резные камины. Из помещений лучше всего сохранился вестибюль. Мраморный пол выложен в шахматном порядке, лестница также выполнена из мрамора. Весьма интересным выглядит Большой зал с дубовой галереей по трем его сторонам. Он имеет прямоугольную форму, и украшен большими панно с различным орнаментом. Перекрытия зала обшиты наборным деревом.
В 1873 году особняк приобрела княгиня Вера Фёдоровна Гагарина. Исчезла почти вся внутренняя отделка Монферрана. Сохранилась мраморная лестница и изысканный интерьер легендарного Дубового зала: резные панно на потолке, шикарный камин, дубовая галерея, панели из наборного дерева. Всё остальное внутреннее убранство Дома Композиторов относится к 1980-м годам. В собственности Союза композиторов здание оказалось в конце 1940-х годов.
Внешне здание выглядит очень нарядным. В архитектуре дома четко прослеживаются мотивы итальянского ренессанса. Аттик фасада украшен тремя панно: «Франциск I у умирающего Леонардо да Винчи», «Микеланджело показывает папе Павлу III проект собора Святого Петра» и «Карл I подает Тициану кисть». Кроме того, на фронтоне здания имеются несколько великолепных барельефов, выполненных на темы басен Лафонтена.
Сегодня в здании размещается Дом композиторов.
На данный момент коллектив этой организации составляет более двухсот музыковедов и композиторов. В разное время во главе петербургского Союза композиторов стояли такие выдающиеся личности, как Исаак Дунаевский, Дмитрий Шостакович, Василий Соловьёв-Седой, Андрей Петров и другие.
В Доме композиторов имеется Концертный зал, где проходят камерные вечера классической оркестровой музыки, фестивали и творческие встречи. Также здесь проходят учебные мероприятия, конференции, заседания Правления Союза. Кроме того, в структуре Дома функционирует студия электронной музыки, где рождаются новые творения современных композиторов культурной столицы России.
Адрес: ул. Большая Морская, 45На карте
Дом Ученых
На Дворцовой набережной можно увидеть несколько великокняжеских резиденций. Один из самых великолепных дворцов Санкт-Петербурга — дворец великого князя Владимира Александровича, сына императора Александра II. Здание построено в модном тогда стиле — эклектика, а выдержанный архитектурный декор придает зданию величие и монументальность.
На первом этаже располагались покои владельца дворца. В его приемной висела известная картина художника И.Е. Репина «Бурлаки на Волге». Известно, что за нее великий князь заплатил Репину большие деньги.
Второй этаж дворца занимала Великая княгиня Мария Павловна, а на третьем этаже размещалась детская и помещения для прислуги. В северо-восточной части дворца была сделана лестница, в перила которой вплетен вензель «VM» — что означает Vladimir и Maria. Наверх вела Парадная лестница.
Все помещения дворца были оформлены в разных стилях. К примеру, Парадная приемная (Малиновая гостиная) в стиле итальянского ренессанса, Малая, или Готическая столовая в стиле английской готики и т.д. Комнаты дворца украшали богатейшие коллекции живописи, скульптуры, оружия, предметов декоративно-прикладного искусства.
Он сразу стал одним из центров светской жизни Санкт-Петербурга. В нем часто устраивались балы, официальные приемы, музыкальные и литературные вечера и был назван «Малым императорским двором». В конце XIX века во дворец было проведено электричество.После смерти великого князя Владимира Александровича дворец перешел в собственность его жене Марии Павловне. В начале XX века в центре главного входа был установлен фонтан, который привезли из Италии.
После Октябрьской революции 1917 года Мария Павловна покинула Россию, и во дворце разместились различные военные и медицинские учреждения.
Сохранилось большое количество художественных произведений, собранных бывшими владельцами. В частности, во дворце сохранилась коллекция русского и западноевропейского фарфора. Интерьеры некоторых парадных залов дворца и великолепная лестница работы Максимилиана Месмахера и сегодня производят огромное впечатление. Внешний облик дворца стилизован под итальянское палаццо XV в. Увидеть своими глазами эту красоту просто необходимо.
Размещаясь в этом здании, Дом ученых бережно сохраняет интерьеры парадных залов и великокняжеских кабинетов, уникальные художественные коллекции, а также проводит большую работу по ремонту и реставрации.
Адрес: Дворцовая наб., 26На карте
Дворец Белосельских-Белозерских
Пожалуй, каждый турист, гуляющий по улицам Петербурга, обращает внимание на дворец Белосельских-Белозерских, расположенный в самом центре города. И даже если гости Северной столицы не планировали осматривать это здание, они все равно не пройдут мимо него
Все дело в расположении: дворец Белосельских-Белозерских находится на Невском проспекте рядом со знаменитым Аничковым дворцом.
Это величественное здание было построено по проекту А. Штакеншнейдера. Интересно, что этот дом стал последним частным дворцом, возведенным в XIX веке. История дворца началась в 1797 году, когда сенатор Нарышкин продал свой участок земли князьям Белосельским-Белозерским. Семья быстро возвела для себя большой дом, но спустя время была начата масштабная реконструкция. Хозяева хотели жить в настоящем дворце, который по всем параметрам соответствовал бы их высокому положению в обществе. В 1848 году на этом месте появился дворец Белосельских-Белозерских, выполненный в стиле барокко. Стоит отметить, что новое красивое здание очаровало петербуржцев того времени. Прототипом особняка, скорее всего, стал Строгановский дворец.
Хозяева дворца Белосельских-Белозерских устраивали музыкальные вечера, на которых играли многие известные композиторы, в том числе и Петр Чайковский.
Частым гостем мероприятий был император Александр III и его супруга. Иногда балы устраивались исключительно для царской четы.
После революции здание было национализировано. Здесь располагались самые разные организации: курсы красной пропаганды, районный комитет комсомола и другие. Во время Великой Отечественной войны дворец сильно пострадал, но был восстановлен и отреставрирован.
Во дворце сохранились и подлинные интерьеры, среди которых выделяются парадные залы на 2-ом этаже: Дубовый зал (бывшая библиотека), использовавшийся как малый концертный зал, Картинная галерея, Парадная столовая, Бежевая гостиная, Зеркальный (бальный) зал с прекрасной акустикой, так как изначально предназначался для проведения концертов и до сих пор используется в этом качестве, Золотая Малиновая гостиная. Во всех этих и других залах сохранилась художественная отделка середины- конца XIX века: камины, светильники, лепнина, картины, зеркала, мебель и многое другое.
В 1991 году дворец получил статус Петербургского культурного центра, в котором сейчас часто проводятся выставки и концерты. Часть помещений сдается в аренду различным коммерческим организациям.
Адрес: Невский пр, 41На карте
Сады и парки Санкт-Петербурга
В городе десятки красивых благоустроенных парков. Здесь можно отдохнуть в стороне от городского шума. Провести время с семьей, погулять по ухоженным аллеям, отдохнуть в кафе или просто посидеть на лавочке.
Парк культуры и отдыха имени С. М. Кирова
Разбит на Елагинском острове в конце XVIII столетия. Природный комплекс Елагина острова является памятником природы. До революции здесь находилась императорская резиденция. Парк имеет классический вид и относится к английскому стилю. Наполнение территории более чем богатое и разнообразное: гроты, каналы, пруды, мосты, беседки, памятники, мини-зоопарк, лодочная станция, торговые павильоны. В близлежащем Елагинском дворце выставлена экспозиция Музея русского декоративно-прикладного искусства и интерьера.
Это интересно: Топ 35 — заповедные территории Санкт-Петербурга.
Приморский парк Победы
Заложен в 1945 году на Крестовском острове в честь морских побед страны. Площадь – 168 гектаров. До 1999 году (пока не была открыта новая линия метро) попасть сюда можно было преимущественно не трамвае. Знаковые объекты парка: аллея городов-побратимов, где делегации высаживают дубы, пруд с лебединым питомником на берегу, стела в память о закладке парка, развлекательный комплекс «Диво-остров».
Таврический сад
Разбит вокруг одноименного дворца. Признан памятником садово-паркового искусства. На территории установлено несколько памятников, в том числе «Юным героям обороны Ленинграда» и композитору Петру Чайковскому. С середины прошлого века в парке появились специальные зоны для отдыха с детьми. Помимо спортивных и игровых площадок работают «Игротека» и школа фигурного катания.
Московский парк Победы
Заложен в 1939 году, но проект изменили в 1945 году, приурочив к победе в Великой Отечественной войне. Площадь – 68 гектаров. Мемориальные объекты: Аллея героев, Памятный знак «Вагонетка», Мемориальная аллея памяти, Ротонда в память о жертвах блокады. В 2010 году возведена часовня. В парке достаточно мест для отдыха. В зависимости от сезона работают прокаты лодок и катамаранов, каток, аттракционы.
Парк 300-летия Санкт-Петербурга
Самый молодой парк города. Площадь – 54 гектара. Изначально территория была на треть больше, но её урезали, и почти 30 гектаров отдали под застройку. Парк создавали к юбилею Санкт-Петербурга, поэтому тут много символизма. Например, высажено именно 300 деревьев, а основные объекты (фонтаны, колонна, стилизованная под маяк) отсылают к городской истории. Парк пополняется новыми достопримечательностями до сих пор.
Александровский парк в Петроградском районе
Один из первых публичных парков города занимает площадь в более чем 14 гектаров. Основанный в начале XIX века, парк сильно изменили в наше время. Появилась пешеходная зона, высажены сотни деревьев и кустарников, заменено старое освещение. В 2011 году на территории Александровского парка открыт «Мини-город» – собрание миниатюр главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Они выполнены в масштабе 1:33.
Кто занимался строительством доходных домов
Строили эти дома очень разные люди — от крестьян до членов императорской фамилии. Сразу у нескольких великих князей Романовых в Петербурге были собственные доходные дома.
Чуть ли не самым массовым застройщиком, самой опытной и обильно возводящей новые здания, наверное, была семья Ратьковых-Рожновых. На них также было записано несколько десятков объектов коммерческой недвижимости по всему Петербургу: от зерновых складов до дорогих доходных домов. Почти у каждого члена семьи был какой-нибудь объект недвижимости. В основном же они строили дома для состоятельной публики, придумали петербургскую недвижимость бизнес-класса: дома, в которых проектировался максимум не квадратных метров, а хороших квартир.
Застройщиками были даже такие экзотические организации, как, например приходы Латышской или Шведской церкви на Малой Конюшенной. Строили все, кто мог, это было очень выгодно: хорошо рассчитанный доходный дом окупался за полтора года и дальше приносил чистый доход. Так выгодно было заниматься недвижимостью из-за того, что в Петербург прибывали новые люди. С 1890-го по 1914 год население Петербурга увеличилось на 1,3 млн человек.
Как сдавали и снимали жилье до революции
paperpaper.ru
Петербург 100 лет назад
Какими были доходные дома Петербурга и как появились однокомнатные квартиры
Впечатление о доходном доме как о чем-то роскошном, престижном, дорогом — ложное, так как значительная часть доходных домов была даже в центре города рассчитана на непритязательное население. Многие доходные дома строились для аренды комнатами, а не квартирами. Например, было такое общество «Строитель» — объединение нескольких капиталистов, среди них было много представителей еврейской общины. Еврейское общество строителей создавало дома с длинными коридорами, в которых были десятки комнат.
Мой любимый пример типичного пролетарского доходного дома — это улица Коли Томчака, 10. Нынешний Московский район тогда был районом обувных фабрик, складов, железнодорожных путей, огромных промышленных холодильников. И вот в таких районах для рабочих строятся доходные дома под сдачу квартир, комнат, а также углов — то есть частей комнат. Были даже варианты сдачи пространства посменно: один арендатор занимает кровать ночью, а другой — днем.
Доходный дом Дурдина. Фото: citywalls.ru
Значительная часть квартир в дореволюционных домах была многокомнатной. Для среднего класса в Петербурге типичной считалась квартира в четыре-пять комнат, как я уже сказал; трехкомнатные квартиры любили снимать компании петербургских студентов. Также трех- и четырехкомнатные квартиры были популярны у делающих карьеру молодых специалистов — как правило, холостяков. Четырех-, пяти-, шести- и более — это квартира для семьи среднего класса, достаточно состоятельной, но никакой вызывающей роскоши в этом нет. Даже шесть комнат — это не предел.
Часто встречались дома, в которых есть только четырех- и пятикомнатные квартиры, ничего меньше не найти, ничего больше — тоже. Это типичные дома как раз для среднего класса, как, например, доходный дом Васильева на Петроградской стороне.
Иногда, если владельцу квартиры казалось, что жилец хороший, но снимать квартиру ему дороговато, он просто запирал одну из комнат и снижал оплату.
Когда я рассказываю, что средняя петербургская квартира — это четыре-пять комнат, все начинают закатывать глаза и говорить: «Ох, какую страну мы потеряли!», но надо помнить, что для тех, кто не мог себе этого позволить, а таких было абсолютное большинство, жилая площадь была очень ограничена. Мой любимый пример — из истории Октябрьской железной дороги. Каким было жилье для железнодорожных рабочих, которых было более сотни тысяч на петербургском узле? Каждый рабочий занимал один квадратный метр в рабочей казарме. Кому-то четыре-пять комнат, а кому-то — один квадратный метр. Вот такой город контрастов.
Еще один пример дешевого жилья — доходный дом пивоторговца Ивана Дурдина, который находится напротив станции метро «Обводный канал». Дом замечателен не только тем, что это одна из первых петербургских семиэтажек, но и тем, что в нем едва ли не первом в Петербурге появились однокомнатные квартиры. Многим жить в однокомнатной квартире казалось чем-то немыслимым.
Во многом это было прогрессивное решение, но те, кто имел возможность снимать отдельное жилье, не слишком активно разбирали первые однушки. В итоге дом Дурдина стал одним из символов той самой криминальной Лиговки
Если верить современникам (а им всегда нужно верить с осторожностью), большая часть этих первых однокомнатных квартир в Петербурге занимали воры и скупщики краденого.
Доходный дом Дурдина. Фото: citywalls.ru
Особняк Веге
Из многообразия объектов г. Санкт-Петербурга, представляющих культурную ценность, внимания требует заброшенный особняк Веге. Постройка находится на территории АООТ НПФ «Пигмент» – бывшего ультрамаринового завода. Здание, как образец эклектики, возведен в 1890 году и является работой неизвестного автора.
Гротескным орнаментом расписаны стены и потолки на всех этажах. В некоторых местах заметна позолота в отделке. У парадной лестницы сохранились кариатиды. Колонны с женскими фигурами провожают к чугунным перилами.
автор — Instagram — maniac_serega (Cергей Москалёв)
Наверху расположено просторное помещение — гостиная комната. Оригинальные узоры в виде роз украшают стены. На потолке заметны причудливые лепные розетки, а на полу метлахская плитка. Кого принимали хозяева в своих, когда-то изысканных, залах современности неизвестно. Только остатки старинных зеркал еще хранят тайну прошлого.
Особую художественную ценность представляют витражи. По предположению работа немецких мастеров, в свое время была известна на весь город уникальностью и красотой. Расписные стекла, были не раз реставрированы и хранились отдельно от рам.
Сегодня из-за отсутствия отопления в разваливающем здании, сырость почти разъедает ценную отделку. Хрупкий памятник архитектуры нуждается в серьезной реставрационной работе и особого внимания, как культурное наследие петербуржцев.