Родительское собрание в начале года, знакомство

Завершение мероприятия

Напоследок обязательно нужно выбрать классный актив. Если собрание пройдет удачно, то проблем с этим быть не должно. Скорее всего, родители, поняв, что с них не требуют ничего особенного и не собираются как-то их эксплуатировать, сами вызовутся в чем-то помочь.

Завершить собрание лучше еще каким-нибудь вопросом в круге сообщества. На этот раз можно предложить более эмоциональный вопрос.

  • Например, предложить родителям вспомнить собственные школьные годы и дать определение того, что такое для них школа.
  • Или, допустим, назвать какое-то прилагательное, которым они могли бы охарактеризовать идеальный класс или идеальную школу.
  • Или предложить придумать девиз родителей класса.

В этот раз учителю лучше не начинать с себя, а сразу передать слово родителям.

Затем можно предложить всем выпить чаю с печеньем, включить музыку, поболтать вообще о жизни. А можно просто разойтись, пожелав друг другу удачи и проговорив придуманный лозунг. Например, такой: «Мы — вместе! У нас все получится!»

Об авторе: Сафонова Елена, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет, ГКОУ СКОШИ №31, г. Москва.

Родительское собрание в начале года, знакомство — Родительское собрание в средней группе «Начало года»

Публикация «Родительское собрание в средней группе «Начало…»
Родительское собрание в средней группе «Начало учебного года — начало нового этапа в жизни детского сада и его воспитанников». Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Родительское собрание в средней группе в начале учебного года «Путешествие в страну знаний продолжается»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» с.Мамонтово Родительское собрание в средней группе в начале учебного года «Путешествие в страну знаний продолжается» . Подготовили воспитатели : Симонова С. Г. Велигурова О.В. с. Мамонтово 2021г….

Родительское собрание «Начало учебного года» в первой младшей группе
Добрый день уважаемые родители! Очень приятно видеть Вас сегодня в нашем зале. На нашей встречи мы расскажем Вам о том чему мы уже успели научиться за период адаптации к детскому саду и что нам еще предстоит узнать, познакомим Вас с некоторыми возрастными особенностями детей 2-3…

Родительское собрание в средней группе в начале года «Открываем дверь в среднюю группу»
Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей. Задачи: рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет; познакомить родителей с задачами и…

Что делать, если пропустил родительское собрание

Конечно, никто вас не будет ругать и писать заявление на имя завуча по этому поводу тоже не нужно. Родительские собрания организуются для вас, родители, чтобы ознакомить с нововведениями школы, проблемами класса, обсудить успеваемость и куда пойти на каникулах. Часто только на собраниях получается раздать родителям какие-либо анкеты, заявления и прочее и тут же их получить заполненными. Ведь дети могут их потерять, порвать или просто не донести до родителей.

Если вы знаете, что по каким-то причинам пропустите — сообщите об этом классному руководителю. А лучше будет, если вы еще договоритесь, что придете в другое время

С классного руководителя за посещаемость родительских собраний спрашивают, поэтому для него важно, чтобы вы были на них. Если родитель практически не посещает родительские собрания, для учителя это станет «звоночком» о том, интересуется ли вообще родитель своим ребенком

Если вы не ознакомлены с уставом школы, с положением «О классном родительском собрании» вашей школы – обязательно почитайте. Возникнет проблема – будете во всеоружии.

Остались вопросы? Напишите в комментарии, мы обязательно постараемся вам помочь.

Круг сообщества

В ходе «круга сообщества» каждый из присутствующих обязательно должен высказаться по какому-либо вопросу. Этот вопрос должен быть личным, но не слишком. С одной стороны, он должен позволить родителям выставить себя в достаточно выгодном свете, с другой — помочь педагогу понять, что за люди собрались вокруг него.

В какой-то степени этот вопрос может помочь и в самопознании, заставив отвечающего задуматься о том, что раньше ускользало от внимания.

Итак, учитель задаёт какой-то вопрос и по возможности первый на него отвечает, затем право ответа по кругу переходит к каждому пришедшему на собрание. Конечно, невозможно заставить человека отвечать на вопрос, если он не хочет. Если по первому кругу кто-то откажется, не стоит его заставлять.

Возможно, он ответит позже, на второй вопрос, когда убедится в лояльности собравшихся.

Что это может быть за вопрос? Вот несколько вариантов.

  • Обычно рекомендуют предложить высказаться о семейных ценностях. То есть каждый должен ответить, какие ценности, на его взгляд, наиболее важны для его семьи (доброта, любовь, верность, интеллект и т.п.)
  • Какие качества Вы хотели бы воспитать у своего ребенка?
  • Какой вы видите школьную жизнь своего ребёнка?
  • Что вы цените в своем ребенке больше всего?

Родительское собрание – лекция или душевный разговор?

Чтобы добрые отношения возникли, поддерживались и укреплялись, родительское собрание должно пройти с особым эмоциональным настроем, особенно если речь о 1 классе. Ведь ещё вчера их дети были дошкольниками, а теперь их статус изменился.

Не всегда родители и сами к этому готовы. Часто свой ребёнок кажется им ещё слишком маленьким, несамостоятельным. Родителям хочется гордиться им, но в то же время они стремятся оградить своё сокровище от всех проблем и неприятностей.  Чтобы справиться с волнением, родители могут замкнуться в себе, неохотно идти на контакт. Учитель должен всё это учитывать и спланировать собрание особенно тщательно.

Увы, часто родительское собрание приобретает черты ещё одного урока, когда учитель высказывает родителям различные требования, даёт советы и почти даже распоряжения. Иной раз в речи классного руководителя проскальзывает некоторая непримиримость, излишняя требовательность.

Думаем, лучше избегать такого. Смешно выглядит педагог, поучающий взрослых людей, которые могут быть старше его, образованнее и опытнее. Да все они, вероятно, уже десять раз перечитали в интернете всё, что им собиралась сообщить учительница.

Излишний дидактизм может отпугнуть родителей и даже настроить их против школы

А ведь воспитание и образование детей — это общая задача педагогов и родителей.  

Раз так, надо убедить родителей в том, что учитель видит в них не исполнителей своей педагогической воли, а со-трудников и единомышленников. Поэтому психологи часто предлагают заранее обдумать всё до мелочей. Например, рассадку.

Дальнейший ход собрания

После того как доверительные отношения будут установлены, классный руководитель может обратиться с какими-то сообщениями, касающимися школьного распорядка и т.д. Однако информирование, хотя и является обычно основной частью родительского собрания, в данном случае может быть вынесено за скобки мероприятия. Лучше предложить каждому из родителей взять подготовленные заранее буклеты или памятки.

Они могут содержать информацию

  • о канцтоварах, которые необходимы ребёнку в школе;
  • о требованиях к поведению и внешнему виду учеников;
  • о расписании уроков и (при наличии) внеурочных занятий;
  • контакты классного руководителя и администрации школы и т.п.

Разумеется, можно дублировать эту информацию в виде интернет-рассылки.

Какие-то вопросы стоит, наверное, вынести на обсуждение.

Учителю не следует высказывать категорических суждений, даже если он прав

Допустим, он требует посещаемости, запрещает опоздания или пользование мобильным телефоном на уроке. Его мнение абсолютно невозможно оспорить — это понимают все, в том числе и родители, которые пришли на собрание. Совершенно необязательно высказывать эти требования в категорический форме, которая не может не задеть чувства родителей.

Кейс

Большего эффекта можно добиться, если обратиться к родителям как бы за советом, представить это как обсуждение: «Я понимаю вашу заботу о безопасности детей и, конечно, я бы тоже очень волновалась, если бы мой ребёнок не имел средства связи. Сейчас мы привыкли к смартфонам и не представляем себе жизни без него. Нам хочется каждую минуту быть уверенным, что с ребёнком всё в порядке. Как же быть? Может быть, ребятам стоит дать мобильный телефон, но требовать, чтобы он был поставлен на беззвучный режим или вовсе отключён во время уроков? Или предложить складывать мобильники в специальную коробку? А после уроков ребёнок может его снова взять и включить». Такая беседа в форме как бы совещания, наверное, более приемлема, ведь она подчёркивает уважение учителя к родителям, к их мнению.

Будет хорошо, если учитель будет задавать какие-то вопросы, советоваться, интересоваться, что родители думают по тому или иному вопросу. Обязательно следует всё время подчёркивать, что учитель надеется на сотрудничество с родителями, что он был бы рад, если родители будут принимать посильное участие в каких-то мероприятиях. Может быть,

  • устраивать чаепития, экскурсии, поездки;
  • приходить на классные часы, рассказывать о профессии;
  • оформлять стенды про свои семьи;
  • приносить свои поделки и проявлять еще каким-то образом свои таланты.

Чувствуя заинтересованность педагога, родители более охотно пойдут на контакт и будут проявлять больше внимания к школьной жизни детей. Вообще, создать теплую и дружественную атмосферу на первом собрании важнее, чем передать родителям всю необходимую информацию.

Надо обязательно предложить родителям заполнить анкету. Это необходимо для того, чтобы учитель мог лучше понять, чем живут его ученики, получил какое-то представление о составе семей, о возможных льготах и возможных проблемах детей.

Стоит оговорить время, когда родители могут обратиться к учителю тем или иным способом, чтобы сообщить какую-то важную информацию о своём ребёнке. Обязательно надо подчеркнуть, что педагогу очень интересно знать все о ребёнке, но особенно важна информация

  • о перенесённых (и имеющихся) заболеваниях;
  • об аллергии;
  • о проблемах в общении с детьми или взрослыми;
  • о том, что ребенок плохо ориентируется в малознакомом месте;
  • что он может стесняться попроситься в туалет;
  • может испугаться отвечать у доски;
  • ему требуется больше, чем другим детям, времени, чтобы обдумать ответ на вопрос и т.п.

Возможно, родители не захотят обсуждать такие вопросы в присутствии других и поэтому учитель должен обдумать и обязательно передать родителям информацию о том, когда и каким образом они могут с ним связаться для индивидуальной беседы.

Хорошо бы вообще отвести на это несколько ближайших недель и каждому указать время, когда педагог будет рад поговорить о ребёнке. Эти беседы нужны не для того, чтобы высказать какие-то требования или какие-то замечания, — они для того, чтобы учитель как можно больше узнал о возможных особенностях ребёнка и смог к ним подготовиться сам и подготовить ребёнка.

Что должно быть на родительских собраниях:

1) ознакомление с новыми законами и локальными актами (принятыми на уровне школы, города, региона), связанные с образованием детей.
2) Встреча с предметниками (сразу скажу, что учителя не любят ходить на родительские собрания, у них в это время может быть своё, да и часто такие встречи затягиваются). Приглашает классный руководитель. Попросите провести встречу с более «проблемными» педагогами. Недопонимания родителей и учителя наверняка после этой встречи рассеются.
3) Ведение протокола собрания. Пишет секретарь (выбранный родитель), подписывается председателем родительского комитета. Нужен больше для отчётности школы перед проверяющими органами.

Рассадка родителей в кабинете

Можно просто предложить родителям сеть за парты, как ученики. А можно расставить столы по два для групповой рассадки. Или таким образом, чтобы все сидели вокруг длинного стола или за партами, расставленными в форме кольца. Или даже вообще без столов — просто на стульях, расположенных по кругу.

В первом случае учитель будет занимать позицию перед и напротив родителей (а ведь «напротив» — слово, родственное «против»). То есть он опять окажется на месте учителя. Это заставит родителей психологически вернуться в детство, когда они были учениками.

  • Возможно, это обеспечит значимость, авторитетность педагога по ощущению родителей учеников. 
  • Они более доверчиво воспримут всё, что говорит учитель.
  • Кроме того, так будет удобно демонстрировать презентацию (сейчас большинство из нас почему-то уверены в ее прекрасном воздействии на слушателей).

Но у этого варианта есть и минусы, и их много.

  • Среди родителей учеников могут оказаться те, кто, к сожалению, не сохранил добрых воспоминаний о школе. Для них снова оказаться за партой — стресс. Такие родители сразу будут потеряны для общения: всё, что они услышат, позже дома будет подвергнуто резкой критике. Включится сопротивление.
  • Кто-то слишком хорошо войдет в роль ученика и будет отвлекаться на телефон или разговор с соседкой.
  • Информация с презентации, возможно, не будет переписана или сфотографирована, затеряется или будет случайно удалена.
  • Кроме того, в такой ситуации родители, может быть, ближе к сердцу воспримут требования учителя, но не почувствует себя сообществом.

Рассадка по группам (с помощью жеребьевки или других способов) позволит родителям лучше познакомиться (если они прежде не были знакомы). Это такая атмосфера кафе — прекрасно для отдыха. Но ведь собрание не отдых.

Нам кажется, гораздо лучше рассадить родителей по кругу и самому учителю не стоять возле доски, а сесть за тот же круглый стол.

  • В том случае, если все будут сидеть за одним круглым столом, родители лучше ощутят связь и между собой, и между родителями и учителем. Тогда сможет возникнуть некое сообщество.
  • Информацию, которую необходимо сообщить, тогда придется выдать в виде памяток или буклетов (презентация недоступна). Но памятку можно отнести домой и сразу повесить на видном месте, а не искать в памяти телефона.
  • Учитель будет не «напротив» родителей, а среди них, как равноправный член сообщества людей, любящих этих детей и желающих помочь им стать умными и образованными.
  • Если у доски педагог может случайно сорваться на поучающий тон, то за круглым столом это невозможно.

Минус тут организационного характера: придется перемещать парты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector